СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по литературе "Женская литература"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученический проект по литературе на тему "Женская литература" показывает особенности "женской" прозы, её отличие от "мужской"

Просмотр содержимого документа
«Проект по литературе "Женская литература"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3















Творческий проект

Женская проза на все времена



















Автор: Войтенко Ю.В.,

ученица 10 А

Руководитель: Тюликова Г.А.,

учитель русского языка и литературы











пгт. Верхнеднепровский,

2019 год

План



  1. Введение

  2. Формулировка проблемы

  3. Женская проза как категория мировой литературы

    1. Трактовка

    2. История возникновения

    3. Темы

  4. Биографические справки и творчество выдающихся женщин-прозаиков

    1. Надежда Дурова

    2. Агата Кристи

    3. Жорж Санд

  5. Сравнение «женской» и «мужской» прозы

  6. Заключение



Введение



Существует миф, что только мужчины смогли добиться успеха в области литературы. Действительно, мужская проза является лидирующей как в наше время, так и в прошлые века. Однако нельзя недооценивать представительниц женского пола, которые брали в руки перо. Женская проза никогда не была популярной, но была скандальной и разоблачительной, разрушающей стереотипы, ведь очень долго время женщины были так называемым «вторым полом», и считалось, что они не способны ни на что, кроме хранения семейного очага и излишней сентиментальности. Очень часто упускался из виду тот факт, что мужчины не могут видеть мир и его красоту так же тонко, как женщины, однако, именно мужская проза стала главенствующей. Женская проза во все времена подвергалась жестокой критике и насмешкам, а также не воспринималась всерьёз.

Женская проза несёт в себе описания непростой жизни девушек, их необычные взгляды на мир. Женщины более восприимчивы к мелочам из-за их воспитания и физиологии в целом. Они не стремились писать о глобальных событиях и проблемах: они пишут о реалии простого человека, о его мечтах и снах, мировоззрении, рассуждают на различные социально-психологические темы. Главной проблемой в женской прозе можно определить взаимоотношения человека с окружающим его миром, ведь, с точки зрения писательницы, душа человека загадочна и многогранна. Тонкое видение людей позволило женщинам излагать свои мысли на бумаге насчёт того, о чем мужчины не писали раньше.

На протяжении долгого времени женщина в литературе рассматривалась как объект творческого исследования, которое, в свою очередь, проводилось мужчинами, считавшими, что они прекрасно разбираются в психологии, в частности, женской. Из-за гнёта патриархального общества заниматься писательством могли лишь женщины из привилегированных сословий. Но даже если писательница заявляла о себе, она мгновенно была осуждена за такую дерзость. Поэтому многие женщины скрывались под мужскими псевдонимами, но даже в таких случаях писательница должна была обладать мужским стилем изложения, в противном случае женская проза расценивалась как сбор мелочей, узких тем и сентиментальности.

Некоторые учёные ставят под вопрос о существовании «женской прозы» как отдельного течения в литературе, однако, именно первые женщины-писательницы подняли тему гендерного равенства, феминизма, развитии личности вне зависимости от пола и свободы выбора. Эти проблемы начали масштабно обсуждаться ещё в Античности, но они также актуальны и сейчас. Благодаря блестящим талантам, которые смогли хоть ненадолго затмить мужскую прозу, женщины смогли пошатнуть закоренелую идею о неспособности женщин и мысль о том, что миром правят мужчины. Великие женщины-писательницы, чьи труды сохранились до нашего времени, сломали многие стереотипы, но, к сожалению, о этих талантах мы знаем слишком мало, ведь в курсах школьной программы изучается лишь несколько поэтесс и писательниц, в то время как мужской прозе уделяется почти всё время.

Но есть имена женщин-писательниц с мировой славой, творчество которых со всей наглядностью доказывает, что женское творчество существует с давних пор и ничем не уступает мужскому, что их произведения сохраняют своё значение и становятся традицией для последующих поколений. Творчество некоторых из этих великих талантов будет проанализировано в данном проекте.



Формулировка проблемы



Гипотеза:

Женская проза оставила значительный след в истории мировой литературы. Поднимая актуальные вопросы, женщины рассматривали проблемы со своей точкой зрения и раскрывали темы, ранее не затронутые в «мужской прозе».



Цели:

  • Рассмотреть понятие «женская проза»

  • Изучить историю упомянутого выше понятия

  • Определить особенности творчества женщин в литературе

  • Изучить творчество выдающихся писательниц

  • Выявить характерные черты «женской прозы», сравнить её с чертами «мужской прозы»

  • Сделать выводы о темах и их раскрытии, поднятых проблемах в творчестве писательниц, их вклад в мировую литературу



Актуальность:

В наши дни всё больше и больше внимания уделяется произведениям, написанным мужчина, в то время как вклад женщин-писательниц редко упоминается в истории литературы. Некоторые учёные ставят под вопрос утверждение о том, что «женская проза» действительно заслуживает такого же глобального внимания, как и «мужская».





Женская проза как категория мировой литературы Трактовка



«Все критические статьи начинаются по-разному... кроме тех, что посвящены женской литературе. Последние, как правило, открываются размышлениями, достойно ли делить литературу по половому признаку, существует ли вообще пресловутая женская проза. Исследователи тщательно осматривают ее, «пробуют на зуб» — а вдруг это нечто вроде цыганского золота, которым бойко торгуют на рынке смуглолицые красавицы, обманывая простаков?»

О. Гаврилина связывает понятие «женская литература» с двумя основными значениями: «…в широком смысле - это все произведения, написанные женщинами, вне зависимости от того, придерживается ли автор в своём творчестве позиций феминизма или следует патриархальным традициям. И в узком понимании - это круг текстов, в основе которых лежит собственно женский взгляд на традиционные общечеловеческие проблемы (жизни и смерти, чувства и долга, взаимоотношения человека и природы, семьи, и многие другие)».

В манифесте литературной группы женщин-писательниц "Новые амазонки" понятие женской прозы раскрывается с радикально-феминистских позиций "инаковости" женщин: "Женская проза есть - поскольку есть мир женщины, отличный от мира мужчины. Мы вовсе не намерены открещиваться от своего пола, а тем более извиняться за его "слабости". Делать это так же глупо и безнадёжно, как отказываться от наследственности, исторической почвы и судьбы. Своё достоинство надо сохранять, хотя бы и через принадлежность к определённому полу (а может быть, прежде всего, именно через неё)".



История возникновения



В эпоху высокого Возрождения и классицизма выходит много книг, рассказывающих о наиболее известных женщинах, а также пишутся похвальные слова и поэмы в адрес высокопоставленных дам и королев. Одним из наиболее известных произведений о женщинах была«Литературная история французских женщин» (1759) аббата Ла Порта, которой зачитывались во всём мире. Через три года академик ома, выпустил «Опыт о характере, нравах и духе женщин в разные века». Автор пытается разобраться в отношениях между полами, причинах угнетения женщин.

На вопрос о роли женщины повлияла Великая французская революция, которая изменила не только сословные роли в обществе, но и уклад жизни в целом. Однако уже в 1804 году император Наполеон издал указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины. Борьба женщин в эпоху революции за свои права сошла на нет. Законоведы объявили, что «женщина есть существо домашнее», а мужчина —персонаж публичный. Естественно, что свободно писать и выражать своё мнение женщина не могла. Рассматривался даже такой законопроект как «Запрет обучать женщин чтению» С. Мерешаля, которыйговорил, что «женщина-поэт—маленькоеморальное и литературное уродство»[Э. Вьенно. Маргарита де Валуа. История женщины. История Мифа,2012].

Начиная с XIX века дискуссии о месте женщины в обществе и литературе становятся привычными.

Среди более современных исследователей проблемы «женщина и литература» следуетвыделитьЭллен Моэрс, которая в книге«Литературная женщина» (1978)пытается определить статус и роль женской литературы в истории. Заслуживают внимания исследованияЭлейн Шоуолтер:«Их собственнаялитература: британские женщины—писательницы от Бронте до Лессинг» (1977), «Женское безумие. Женщины, безумие и английская культура»(1980).Элейн Шоуолтердоказывает, что второстепенная роль женщин-писательниц в литературе не обоснована и пытается показать это с помощью анализаих произведений.

Как говорилась выше, в античностистатус женщины был принижен,и заниматься наукой, писать и читать могли женщины лишь привилегированногосословия. Есть упоминания о женщинах, которые творили в разных уголках великих империй в тишине своих вилл и, скорее, большей частью для себя, чем для других. Но всё же были и те, кому удавалось пошатнутьустои общества. Одной из первых писательниц была Аспасия (ок. 470—400 до н. э.), женщина образованная, начитанная и,благодарявлиянию своего мужа, принимавшая у себя известных граждан, чтобы вести научные разговорыили читать свои стихи.

В Древнем Египте творилаФантасия(XII век до н. э.), легендарная поэтесса времён Троянской войны, она написала поэмы об этом событииещё до прихода гения Гомера в литературу, доказав, что женщина может писатьв любом жанре. Однако её произведения были обнаружены намного позже гомеровских, а прижизни она их никому не показывала. С Фантасиейчасто сравниваютспартанкуКлейтагору, которую современники прозвали «женщина-Гомер». Её упоминает Аристофан, как одну из умнейших женщин того времени. Стоит упомянуть и Миро, мать великого Гомера, писавшую эпические, элегические и лирические стихи,чем прославилась на родине и вошла в историю. Интеллектуальная роль этих женщин ограничиваласьчастной жизнью,и творили они в своё удовольствие вдалиот посторонних глаз. Хотя, уже этот факт даёт серьёзные основания полагать, что, если бы так продолжалось далее, женщины могли бы занять достойное место в литературе наравне с другимивеликим авторами древности.



Темы и особенности



Выделение "женской прозы" в контексте современной литературы обусловлено несколькими факторами: автор – женщина, центральная героиня – женщина, проблематика так или иначе связана с женской судьбой. Немаловажную роль играет и взгляд на окружающую действительность с женской точки зрения, с учётом особенностей женской психологии. "Женская проза" официально была признана литературным явлением в конце ХХ века и сегодня выделяется как устойчивый феномен отечественной литературы. Творчество писательниц анализируется, публикуются специальные исследования, рассматривающие различные аспекты женской прозы, проходят дискуссии, собираются конференции. Явление исследуется филологами, историками и социологами. Решаются вопросы о том, существуют ли особые женская эстетика, женский язык, женская способность письма. Но, в основном, исследователи приходят к выводу о том, что в "женской прозе" происходят те же самые процессы, что и в остальной литературе, процессы, направленные на поиск новых отношений в искусстве и новых приёмов их фиксации. Критик и писательница О. Славникова считает, что женщины практически всегда выступали первопроходцами в открытии нового содержания. Сегодняшний расцвет женской прозы в России свидетельствует о том, что литература в стране есть и будет: «Почему возникновение женской прозы... противоречит концу литературы? Потому что женщина никогда не идёт на нежилое место. В женской генетической программе не заложено быть расходным материалом эволюции. В экстремальной ситуации, когда мужчина обязан погибнуть, женщина обязана выжить».

Свойством современности можно считать повышенную публицистичность, злободневность, усиленную экспрессивность женской прозы. Отличительной особенностью является и то, что большое значение приобретают в произведениях писательниц вопросы, связанные с мечтой, счастьем, любовью и детством. Появляется новый тип героя и новая реальность, неповторимый художественный мир. Новая проблематика и поэтика обусловили создание произведений, где женщина выступила главным действующим лицом, а не только выразителем авторской идеи. Сегодня можно говорить о том, что русская женская проза выделилась как устойчивый значимый феномен современной литературы, вызывающий глубокий интерес среди читателей и критики, благодаря своим высоким творческим достоинствам.

Основная тематика женской прозы охватывает проблемы семьи, контраста детства и взрослой жизни, темы "утерянного рая", поиска смысла жизни, связи личности и общества, проблемы "маленького человека". Как сказала в одном из своих интервью Людмила Улицкая: «Мир мужской и мир женский – разные миры. Местами пересекающиеся, но не полностью. В женском мире большее значение приобретают вопросы, связанные с любовью, семьёй, детьми».

Однако не все женщины-писательницы рассказывают в своих произведениях о любви, семье и мечтах. Некоторые из них поднимают более серьёзные темы, пишут о своей непростой жизни и показывают данным им от природы талант, пользуясь личным опытом. Об авторах таких произведений и пойдёт речь далее.









Биографические справки и творчество выдающихся женщин-прозаиков



Надежда Дурова

(1783 — 1866)

Женщина-офицер («кавалерист-девица») и писатель Надежда Андреевна Дурова родилась в сентябре 1783 г. в Киеве, по другим сведениям, в Херсоне в семье гусарского ротмистра, небогатого помещика. В 1801 г. была выдана замуж, через год у неё родился сын. В 1806 г. переоделась в казацкое платье, пристала к казачьему полку, назвавшись сыном помещика Александром Дуровым. В 1807 г. под именем Александра Соколова в Гродно поступила в Конно-польский уланский полк. Участвовала в нескольких битвах армии Л. Л. Беннигсена против французских войск в Восточной Пруссии летом 1807 г.

«Два чувства, столь противоположные — любовь к отцу и отвращение к своему полу, — волновали юную душу мою с одинаковою силою, и я с твердостию и постоянством, мало свойственными возрасту моему, занялась обдумыванием плана выйти из сферы, назначенной природою и обычаями женскому полу».

(Надежда Дурова. «Записки кавалерист-девицы»)

Самоотверженность Дуровой поражала ее товарищей. Она презирала опасность, малодушие и никогда не жаловалась на боль и тяготы походной жизни. Ее философия была проста: «Неустрашимость есть первое и необходимое качество воина; с неустрашимостью неразлучно величие души, и, при соединении этих двух великих достоинств, нет места порокам или низким страстям».

Когда тайна кавалерист-девицы стала известна Александру I, ее вызвали в Санкт-Петербург. Император разрешил продолжить службу под именем Александра Андреевича Александрова; была награждена солдатским Георгиевским крестом за спасение раненого офицера во время сражения и зачислена корнетом в Мариупольский гусарский полк. В 1811 г. перешла в Литовский уланский полк.

Во время Отечественной войны 1812 года участвовала в сражении под Смоленском, при отступлении от Колоцкого монастыря была контужена ядром в ногу, участвовала в Бородинском сражении. Была произведена в чин поручика, служила ординарцем у М. И. Кутузова. В 1813 г. участвовала в заграничном походе, отличившись при осаде крепости Модлин, взятии Гамбурга и Гарбурга. В 1816 г. вышла в отставку с чином штаб-ротмистра. Жила в Санкт-Петербурге, на Украине, затем в Сарапуле, позднее в Елабуге.

В Елабуге Дурова написала автобиографию «Записки кавалерист-девицы». Будучи в затруднительном материальном положении, она отправила рукопись издателю Николаю Мамышеву в Гатчину, рассчитывая выручить за неё немного денег. Но за четыре месяца так и не получила ответа. Поэтому Дурова попросила брата Василия показать мемуары Александру Пушкину. «Записки» настолько впечатлили поэта, что он тут же вызвался напечатать их в журнале «Современник».

Пушкин глубоко заинтересовался личностью Дуровой, писал о ней восторженные отзывы на страницах своего журнала и побуждал её к писательской деятельности. В том же году (1836) появились в двух частях «Записки» под заглавием «Кавалерист-Девица». Прибавление к ним («Записки») вышло в 1839. Они имели большой успех, побудивший Дурову к сочинению повестей и романов. С 1840 года она стала печатать свои произведения в «Современнике», «Библиотеке для чтения», «Отечественных записках» и др. журналах; затем они появлялись и отдельно («Гудишки», «Повести и рассказы», «Угол», «Клад»). В 1840 году вышло собрание сочинений в четырёх томах.

Литературные критики, в том числе и Виссарион Белинский, поддерживали ее произведения хвалебными отзывами, отмечали простоту слога, выразительность языка и небанальность содержания. Как писателя, ее больше всего волновала несправедливая разница между статусом мужчины и женщины в обществе.



«Записки кавалерист-девицы»



Жанр произведения «Записки кавалерист-девицы» определяется как мемуарная проза - разновидность документальной литературы и в то же время один из видов «исповедальной прозы». Подразумевает записки-воспоминания исторического лица о реальных событиях прошлого, очевидцем которых ему довелось быть. Основные предпосылки труда мемуариста - строгое соответствие исторической правде, фактографичность, хроникальность повествования (ведение рассказа по вехам реального прошлого), отказ от «игры» сюжетом, сознательных анахронизмов, нарочито художественных приёмов. Эти формальные признаки сближают мемуары с жанром дневника, с той существенной разницей, что, в отличие от дневника, мемуары подразумевают ретроспекцию, обращение к достаточно отдалённому прошлому, и неизбежный механизм переоценки событий с высоты накопленного мемуаристом опыта. По своему материалу, достоверности и отсутствию вымысла мемуары близки к исторической прозе, научно-биографическим, автобиографическим и документально-историческим очеркам. Однако от автобиографии мемуары отличает установка на отображение не только и не столько личности автора, сколько окружавшей его исторической действительности, внешних событий - общественно-политических, культурных и т.д., к которым в большей или меньшей степени он оказался причастен. В то же время, в отличие от строго научных жанров, мемуары подразумевают активное присутствие голоса автора, его индивидуальных оценок и неизбежной пристрастности. Т.е. один из конструктивных факторов мемуарной литературы - авторская субъективность. В.Г.Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу» 1847 года уже фиксирует эту жанровую аморфность мемуарной прозы: «Наконец самые мемуары, совершенно чуждые всякого вымысла, ценные только по мере верной и точной передачи ими действительных событий, самые мемуары, если они мастерски написаны, составляют как бы последнюю грань в области романа, замыкая ее собою»

В любом автобиографическом произведении присутствует образ автора-творца (концепция М.М. Бахтина), автора-рассказчика (повествователь) и автора как непосредственного участника описанных событий и героя произведения. Подобное функционирование авторского начала напрямую связано с синтетической природой любого автобиографического произведения. В мемуарах иногда используются художественные приёмы, разработанные создателями автобиографического жанра, который синтезировал в себе как традиционные черты документальной прозы, так и художественные, экспериментальные характеристики. Естественно, что автор автобиографического произведения открыто включается в ход описываемых событий, он активно использует различные способы общения с читателем. Автор становится не просто полноценным персонажем воссозданной им исторической реальности, а превращается в центральный элемент иерархии всего произведения, все остальные элементы которой находятся в прямой зависимости от него.

Склонность Н.А. Дуровой к внесению художественных элементов в автобиографическое произведение отмечали многие. Во имя полноценного воплощения авторского замысла и раскрытия характера главного персонажа произведения Н.А. Дурова неоднократно жертвовала каноном автобиографического жанра реальными фактами событий.

В связи с этим анализ особенностей реализации авторского сознания в автобиографическом произведении Н.А. Дуровой наиболее уместно начать с анализа первой главы «Записок», в которой писательница наиболее радикально изменила исторические факты в пользу художественных. Вероятной причиной таких изменений было стремление автора создать идеальный романтический образ и соответствовать существующему жанровому канону. Н.А. Дурова предстаёт перед читателем не только как непосредственный участник описанных ею событий. Она даёт читателю установки, объясняющие эти события. Эту главу можно представить, как творческий посыл и для всей дальнейшей деятельности.

Впоследствии в художественных произведениях Н.А. Дурова неоднократно прибегает к такому приёму, как «введение автором в качестве персонажа самого себя». Подобную ситуацию можно проследить, например, в ее известной повести «Павильон». Это позволяет рассматривать данный приём как традиционный для последующей прозы писательницы.

Главная функция вышеупомянутой главы в тексте произведения заключается в том, чтобы создать иллюзию правдивости изображённой автором реальной действительности. Не случайно в этой главе достаточно подробно описаны такие детали, как возраст, мировоззрение героини, быт, взаимоотношения с другими людьми. Кроме того, в произведении автор переходит от рассказа от первого лица к объективному повествованию и наоборот. При этом характерные для автобиографических произведений авторские комментарии приобретают более субъективный характер. В основном это иронические комментарии, касающиеся главных героев, а также их портретные зарисовки. Герои изображаются сквозь призму авторского восприятия, которое обогащает их образы новыми, запоминающимися деталями. Примером подобной зарисовки может служить портрет матери, данный исключительно в авторском восприятии. Примечательно, что в некоторых случаях автор иронизирует не только над своими персонажами, над их определёнными высказываниями и поступками, но и над собой. В «Записках» автор неоднократно вступает в полемику с обществом. В произведении писательница сочетает приём «наблюдателя» с детальным описанием психологической реакции присутствующих на высказывания. Таким образом, авторское начало доминирует в тексте произведения, а образ автора-творца представляет собой монологический голос, предоставляя читателю право самому разобраться в сложившейся ситуации. В подобных эпизодах можно усмотреть отголоски поэтики будущих произведений Н.А. Дуровой.



ЖоржСанд

(1804 — 1876)

Она же Аврора Дюпен, праправнучка короля Августа Сильного, которая носила мужской костюм, курила сигары, открыто меняла любовников, занималась политикой и называла себя «коммунистка» — это женщина значительно опережала свою время.

Аврора с детства получила прекрасное образование, но также рано начала проявлять красноречие и вольнодумие. После попытки матери выдать её замуж за нелюбимого человека, девушка взбунтовалась настолько, что её отправили на воспитание в монастырь. В 17 лет Аврора вышла замуж за Казимира Дюдевана, в которого влюбилась из-за одиночества и трудностей в связи с её незамужним статусом. От него она родила двоих детей, но вскоре различия супругов (приземлённость Казимира и возвышенность Авроры) стали все больше рушить отношения между ними. В 27 лет Аврора ушла от мужа, уехала в Париж и с головой окунулась в литературную жизнь.

По свойственной ей легковесности она мало задумывалась над личностью своего будущего мужа, да и над самым браком, вступив в него потому, что в её кругу полагалось рано или поздно выйти замуж. Между тем именно этот несчастный брак послужил толчком к созданию её самых известных романов. Не найдя удовлетворения в семейной жизни, Жорж Санд и начала формулировать самые смелые идеи об отношениях между мужчиной и женщиной. В ничтожном, пустом муже, защищённом общественными воззрениями, мечтавшая о славе жена стала видеть «живое воплощение социальной несправедливости». Не брезгавший связями с прислугой, деспотичный и циничный, Дюдеван причинил много страданий Авроре, которая, наконец, ушла от него в 1831 г. и поселилась в Париже.

Здесь она завязала любовную связь с неким Жюлем Сандо и, нуждаясь в деньгах, стала писать вместе с ним романы. Взяв себе вскоре псевдоним Жорж Санд, она в 1832 г. выпустила уже самостоятельный роман «Индиана», который положил начало её известности. Вслед за этим первым романом появились «Валентина», «Лелия», затем «Жак» (1835 г.) и другие. В личной жизни Жорж Санд успела за это время пережить новые разочарования. Её связь с Сандо оказалась не более счастливой, чем брак с мужем. Жорж Санд скоро поняла то лёгкое отношение к любви и к женщине, которое царило среди окружавших ее мужчин. Глубоко раздосадованная им, она решила отомстить за себя проповедью «свободной морали».

Её новые романы, итог пережитых потрясений, вызвали бурю и восторгов, и ненависти по всей Европе. Любовь – единственная их тема. Женщина, отданная во власть нелюбимого человека, расплачивающаяся жестокими страданиями за «свободное движение сердца» – главная героиня Жорж Санд в этот период её деятельности.Этот типичный для Жорж Санд роман «Индиана» проводит главное её требование – женщина должна любить и выбирать себе возлюбленного, следуя только голосу сердца. Писательница ратует за то, чтобы «женщина не была навсегда прикована к нелюбимому человеку, как раба к повелителю». Но отношения женщины к любимому человеку во многом напоминают у неё отношения к повелителю. Можно сказать, что Жорж Санд видела спасение женщины не столько в отмене рабства, сколько в праве раба свободно выбирать себе господина.

Тот же конфликт изображён и в романе Жорж Санд «Валентина», где героиня, выйдя замуж по настоянию матери, гибнет жертвой любви к другому человеку, любить которого не позволяло ей общество. В «Лелии» отразились пессимизм и отчаяние оскорблённой женщины, убедившейся в бесплодности «лучших порывов, в жестокости природы и жизни». Выход из тяжёлого конфликта Жорж Санд видит не в реформе семьи и института брака, а в «самопожертвовании личности». Так решает она вопрос в романе «Жак», где герой посредством самоубийства решает освободить свою жену, полюбившую другого человека. Это своеобразный совет Жорж Санд всем мужчинам.

«Индиана»



Первый роман Ж. Санд – "Индиана" - наиболее автобиографичен, наиболее соответствует реальным фактам и урокам неудачного замужества писательницы.

Героиня романа Индиана страдает от нравственного гнёта со стороны мужа, полковника Дельмара. Она находит духовное освобождение в любви к Реймону де Рамьеру. Но эта любовь оборачивается трагедией. Кончает с собой служанка Нун, любившая Реймона. Хочет покончить с собой Индиана, когда Реймон, испугавшись мнения светского общества, отказывается от ее любви.

Следующий акт трагедии разворачивается на экзотическом фоне далёкого острова Бурбон, французской колонии. Прекрасная, полная южных контрастов природа подчёркивает переход конфликта между Индианой и Дельмаром в открытую, обнажённую форму. Порвав с оскорбившим ее мужем, Индиана разыскивает в Париже Реймона. Но он забыл ее, женился. Он страшится скандала. Индиана возвращается на остров. Там вместе с Ральфом, любившим ее тайно и безответно многие годы, она бросается в водопад.

И вот финал романа. Индиана и Ральф не погибли. Они счастливо живут, скрываясь от людей в лесах острова Бурбон. Утверждение счастья человека вне цивилизации, в общении с природой роднит Жорж Санд с Руссо. Но сама писательница, в отличие от Руссо, осознавала романтическую исключительность этого выхода. Индиана как героиня ее романа воплотила эту исключительность, тем не менее оставшись ярким воплощением француженки, выросшей в не благоприятной для нравственного и интеллектуального развития женщины атмосфере дворянского общества, начала XIX века и сохранившей чистоту, интеллектуальность и глубину личности.

Итак, три типа мужчин: более грубый, но ещё с налётом патриархальности, хотя бы уже потому, что он опирается на вековые традиции - на этих традициях зиждется его масть, и она делает его жестоким; более утончённый, но уже развращённый современной цивилизацией - эта цивилизация делает его пустым, тщеславным и трусливым; наконец, идеальный герой, внешне сдержанный и хладнокровный, но с глубоким чувством, способный на самопожертвование ради любимого существа. Если Дельмар - это порождение сугубо личного житейского опыта супруга Авроры Дюдеван, если Раймон - порождение наблюдающего аналитического ума писательницы Ж. Санд, то Ральф - это чисто человеческая мечта просто женщины Авроры Дюпен.

История «Индианы» -рассказ о борьбе женщины против писанных и неписаных законов буржуазного брака- имела большое общественное значение. Речь шла не только о свободе чувства для женщины, оскорбляемой мужем, жестоко обманутой возлюбленным, но о независимости и достоинстве личности вообще. Так называемый «женский вопрос» перерастал у Жорж Санд в проблему свободы человека. Ещё одной основной темой является столкновение бунтующей женщины с мужчинами как представителями господствующих социальных отношений.

Жорж Санд, воспитанная на литературе, несущей идеи свободы и гуманизма, на сочинениях Руссо, энциклопедистов и Франклина, пробудила своим романом горячее чувство протеста против попрания личности бездушными общественными установлениями. И вряд ли бы эта книга произвела столь глубокое воздействие на современников, если б автор ее не шёл дальше проповеди женской эмансипации и права женщины на любовь. В ней есть глубже заложенный идейно-эмоциональный пласт, превращающий проблему угнетения женщины в проблему угнетения человека вообще. Поэтому «Индиана» очень скоро стала восприниматься как роман по-своему революционный, и не только во Франции, но и в России, где те же проблемы волновали передовые круги, и волновали острее и больнее, где на целые десятилетия Жорж Санд стала властительницей дум молодых поколений.

«Эта книга - реакция правды против фантастики, нашего времени против средневековья, - писал Бальзак. - внутренней драмы против вошедших в моду необычайных происшествий, простой современности против преувеличения исторического жанра». В кратком отзыве Бальзак весьма точно определил главную мысль романа: героиня «отважно сбрасывает социальное иго, возложенное на неё предрассудками и Гражданским

Как утверждает сама писательница, ее романы проникнуты той же идеей:«неустроенность отношений между мужчиной и женщиной по вине общества». Она по- прежнему подчёркивает, что выступает только как писатель, но отнюдь не как философ или моралист. «Индиана» написана в одушевлении «чувством, правда, не сверяющимся с рассудком, но полным сознания правоты, чувством убеждённости в том, что законы, которые до сих пор определяют положение женщины в браке, семье, обществе, несправедливы и дики». «Я не писал», — говорит автор, — трактата по юриспруденции, но сражался с общественным мнением, ибо в нем главное препятствие к усовершенствованию общества. Война будет жестокой и долгой, но я не первый, не единственный и не последний боец в этой славной битве, и я буду защищать это дело до последнего дыхания» кодексом».





Агата Кристи

(1890-1976)

Агата Миллер родилась 15 сентября 1890 года в городе Торки английского графства Девон.

Её родители были состоятельными переселенцами из Соединённых Штатов Америки. Она была младшей дочерью в семье Миллеров. У неё были ещё старшие сестра Маргарет Фрэри (1879—1950) и брат Луис Монтан «Монти» (1880—1929).

В детстве Агата получила хорошее домашнее образование, которое, в основном, дал ей её отец, американец. Её мать, Клара, была отличным рассказчиком и не хотела учить чтению свою любимую младшую дочь до восьмилетнего возраста. Но девочка, от скуки, самостоятельно научилась читать в возрасте пяти лет, впитав в себя произведения английской детской писательницы Эдит Несбит «История искателей сокровищ» («The Story of the Treasure Seekers») и «Дети железной дороги» («The Railway Children»), а также роман американской писательницы Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины» («Little Women»). Кроме того, она придумывала для себя воображаемых друзей, играла со своими животными, посещала занятия танцами и начала писать стихи.

Когда Агате было пять лет, семья в целях экономии сдала в аренду свой дом в Эшфилде и перебралась на некоторое время во Францию, где от своей «гувернантки» Мари девочка научилась беспорядочному идиоматическому французскому языку.

В 1901 году, в возрасте одиннадцати лет, Агата лишилась отца: он умер, перенеся несколько сердечных приступов, связанных с появлением у него финансовых трудностей. После смерти мужа Клара была в отчаянии и Агата стала ближайшим другом и помощником своей матери. В связи с нехваткой денег семья начала задумываться о продаже дома в Эшвилде, но вскоре выход нашёлся. В возрасте пятнадцати лет Агате была назначена пенсия, на средства от которой она стала брать уроки игры на фортепиано и пения, и только её мучительная застенчивость и страх перед сценой помешал ей стать профессиональным пианистом.

В возрасте восемнадцати лет она развлекалась написанием коротких рассказов, некоторые из которых были опубликованы в пересмотренной форме в 1930-х годах английским драматургом и другом семьи Иденом Филлпоттсом.

Во время Первой мировой войны (1914—1918) Агата работала медсестрой в отряде добровольной медицинской помощи в госпитале Международного Красного Креста в Торки; ей нравилась эта профессия и она отзывалась о ней как об «одной из самых полезных профессий, которой может заниматься человек». Трудилась также фармацевтом в аптеке, что впоследствии наложило отпечаток на её творчество: 83 преступления в её произведениях были совершены посредством отравления.

В первый раз Агата вышла замуж в канун Рождества в 1914 году за полковника Арчибальда Кристи. 5 августа 1919 года у супругов родилась дочь Розалинда (единственная дочь Агаты Кристи). Этот период стал началом творческого пути Агаты Кристи.

В 1926 году умерла мать Агаты, Клара. В конце того же года муж Агаты Кристи Арчибальд признался в неверности и попросил развод, поскольку влюбился в свою коллегу по гольфу Нэнси Нил. После ссоры с мужем 3 декабря 1926 года Агата исчезла из своего дома в Беркшире, оставив дочь Розалинду и дом на попечение служанок и написав письмо своему секретарю Карло, в котором утверждала, что направилась в Йоркшир. Её исчезновение вызвало громкий общественный резонанс, поскольку у писательницы уже появились поклонники её творчества.

В течение одиннадцати дней о местонахождении Кристи ничего не было известно. На следующее утро после исчезновения в графстве Суррей был найден брошенный автомобиль Агаты, в салоне которого лежала её шубка. Через несколько дней, 14 декабря, за чтением напечатанных в газетах сообщений о том, как продвигается её общенациональный розыск, была обнаружена и сама писательница. Как оказалось, Агата Кристи зарегистрировалась под именем «Тереза Нил» в фешенебельном спа-отеле «Swan Hydropathic Hotel» (теперь «Old Swan Hotel») в Харрогейте, в графстве Норт-Йоркшир. Кристи никак не объяснила своё исчезновение, а двое врачей диагностировали у неё амнезию, вызванную травмой головы. Причины исчезновения Агаты Кристи проанализированы британским психологом Эндрю Норманом в его книге «Готовый портрет» (англ. «The Finished Portrait»), где он, в частности, утверждает, что гипотеза травматической амнезии не выдерживает никакой критики, поскольку поведение Агаты Кристи свидетельствовало об обратном: она зарегистрировалась в отеле под фамилией возлюбленной мужа, время проводила за игрой на фортепиано, спа-процедурами, посещением библиотеки. Тем не менее, изучив все свидетельства, Норман пришёл к выводу, что имела место диссоциативная фуга, вызванная тяжёлым психическим расстройством.

В 1930 году, путешествуя по Ираку, на раскопках в Уре она познакомилась со своим будущим супругом — археологом Максом Маллоуэном, с которым они поженились 11 сентября 1930 года в церкви Святого Кутберта в Эдинбурге.

Агата Кристи не боялась затрагивать в своих произведениях социальную проблематику. Например, как минимум в двух романах Кристи («Пять поросят» и «Испытание невинностью») описывались случаи судебных ошибок, связанных со смертной казнью. Вообще во многих книгах Кристи описываются различные отрицательные стороны английского правосудия того времени.

Писательница ни разу не сделала темой своих романов преступления сексуального характера. В отличие от сегодняшних детективов, в её произведениях практически нет сцен насилия, луж крови и грубости. «Детектив был рассказом с моралью. Как и все, кто писал и читал эти книги, я была против преступника и за невинную жертву. Никому в голову прийти не могло, что наступит время, когда детективы будут читаться из-за описываемых в них сцен насилия, ради получения садистского удовольствия от жестокости ради жестокости…» — так писала она в автобиографии. По её мнению, такие сцены притупляют чувство сострадания и не позволяют читателю сосредоточиться на главной теме романа.

Лучшим своим произведением Агата Кристи считала роман «Десять негритят». Скалистый островок, на котором происходит действие романа, списан с натуры — это остров Бург в Южной Британии. Читатели также оценили книгу — у неё самые большие продажи в магазинах, однако для соблюдения политкорректности сейчас она продаётся под названием And Then There Were None — «И никого не стало».

В своём творчестве Агата Кристи демонстрирует вполне типичную для английского менталитета консервативность политических взглядов. Ярким примером служит рассказ «История клерка» из цикла о Паркере Пайне, об одном из героев которого говорится: «У него был какой-то большевистский комплекс». В ряде произведений — «Большая четвёрка», «Восточный экспресс», «Пленение Цербера» фигурируют иммигранты из русской аристократии, пользующиеся неизменной симпатией автора. В вышеупомянутом рассказе «История клерка» клиент мистера Пайна оказывается вовлечён в группу агентов, передающих секретные чертежи врагов Великобритании в Лигу Наций. Но по решению Пайна для героя придумывается легенда, что он везёт драгоценности, принадлежащие прекрасной русской аристократке и спасает их вместе с хозяйкой от агентов Советской России.

Агата Кристи опубликовала более 60 детективных романов, 6 психологических романов (под псевдонимом Мэри Уэстмакотт или Вестмакотт) и 19 сборников рассказов. 16 её пьес были поставлены в Лондоне. Книги Агаты Кристи изданы тиражом свыше 4 миллиардов экземпляров и переведены на более чем 100 языков мира. Ей также принадлежит рекорд по максимальному числу театральных постановок произведения. Пьеса Агаты Кристи «Мышеловка» впервые была поставлена в 1952 году и до сих пор непрерывно демонстрируется. За свои достижения в литературе удостоена дворянского титула «дама».

Любимые темы

  1. Яды

Исследователи творчества Агаты Кристи подсчитали, что чаще всего герои ее произведений умирают от действия ядов. В общей сложности 83 преступления из ее книг — это отравления. Мышьяк, цианистый калий, стрихнин, соляная кислота, талий, никотин и другие.

Свои глубокие познания в отравляющих веществах писательница получила ещё в юности, когда во время Первой мировой войны работала в аптеке. Подробные описания симптомов отравления в романах Кристи однажды помогли спасти жизнь человеку.

  1. Ближний Восток и археология

Агата Кристи путешествовала так много, что ей позавидовали бы и современные тревел-блогеры. Ещё девочкой она с матерью ездила во Францию. С первым мужем Арчи она совершила кругосветное путешествие, побывала в ЮАР и Канаде, даже занималась сёрфингом на Гавайях. Во время мучительного и продолжительного расставания с ним пряталась от любопытных глаз журналистов на Канарских островах.

Все эти поездки так или иначе нашли отражение в ее книгах. Но особое место в жизни и творчестве Кристи заняли Ближний Восток и страны Магриба. Благодаря знакомству с известными археологами Вули и своему мужу Максу Маллоуэну, она стала частым гостем на раскопках, проходивших на территории современных Ирака и Сирии, побывала в Египте. Раскопки стали местом действия в романе «Убийство в Месопотамии». Восточным колоритом можно также насладиться в книгах «Свидание со смертью», «Багдадская встреча» и «Смерть на Ниле».

  1. Дома

Ни одно жизнеописание Агаты Кристи не обходится без рассказа о ее страсти к домам. Да и сама писательница в «Автобиографии» с удовольствием рассказывает о том, как подбирала и обустраивала то или иное жилище, в подробностях вспоминает о детстве и юношеских годах в родном Эшфилде.

Поэтому домам в ее романах уделено особое внимание. Они выступают не только в качестве места действия, но сами становятся действующими лицами. Путь Эркюля Пуаро начинается и заканчивается в имении Стайлз. Госсингтон-холл в романе «Тело в библиотеке» кажется символом незыблемых традиций, но в «И треснув, зеркало звенит» переходит в руки новых владельцев. Читатель не раз оказывается в замке Чимниз, прототипом которого был особняк Эбни-холл, принадлежавший мужу сестры Кристи Джеймсу Уоттсу. Величественный и мрачный дом фигурирует в «Тайне замка Чимниз» и «Тайне семи циферблатов». Без Эбни-холла не было бы и романа писательницы «После похорон».



Особенности детективов

Стиль Агаты Кристи всегда восхищал читателей. Несмотря на то, что Агата Кристи следовала правилам и нормам классического детектива, именно ей удалось произвести на читателя наибольшее впечатление.

Однако её стиль обладает некоторыми особенностями, которые были выделены в ходе изучения её творчества. Особенности могут затрагивать как все произведения, так и какую-то часть из них.

  1. Наличие любовной линии на фоне детектива в произведениях. («Бледный конь»)

  2. Ограниченное пространство, на территории которого происходит убийство. («Убийство в Месопотамии», «Печальный кипарис», «Смерть на Ниле»)

  3. По ходу действия создаётся впечатление, что никто не имел возможности совершить убийство. («Бледный конь», «Десять негритят»)

  4. Хороший детективный ход Агаты Кристи: убийцей оказывается тот, кто был ранее оправдан. («Свидетель обвинения», «Смерть на Ниле)

  5. Возможность и мотив убийства были у всех, или у большинства действующих героев; перед читателем встаёт вопрос: кто же убийца? («Убийство в Восточном экспрессе», «День поминовения», «Карты на столе»)

  6. В убийстве подозревают того, кто на самом деле был лишь вором или шантажистом. («Карты на столе», «Зло под солнцем»)

  7. Агата Кристи крайне редко детально описывает детские образы. Исключение из этого составляет всего лишь «Зло под солнцем».

  8. Уделение большего внимания не уликам, а психологии убийцы, пренебрежение уликами. («Второй гонг», «Карты на столе», «Пять поросят»)

А также стоит отметить два детективных хода, принадлежащих Агате Кристи, которые принесли ей огромную известность, однако нарушили основные каноны детектива:

  1. рассказчик может являться убийцей;

  2. убийцами могут оказаться абсолютно все действующие лица.

Автор монографии с многозначительным названием «Талант обманывать» Р. Барнард сравнивает книги Кристи с детскими альбомами для раскрашивания: «…основной контур задан, а ребёнок, выбирая цвет по вкусу, дополняет картину деталями». Барнард отмечал, что у писательницы действуют не столько люди, сколько символы, знаки людей, абстракции, выделенные теми или иными профессиональными социальными признаками. Суждение это звучит резко, хотя, в сущности, вполне справедливо. Более того, оно применимо не только по отношению к произведениям Кристи, но и к детективному жанру вообще.

Традиционный детектив, английский в особенности, подчиняется жёсткому канону правил и имеет ограниченный набор персонажей: сельские доктора и викарии, старые девы, безбедно существующие на проценты с капитала, отставные полковники и майоры, преимущественно колониальных войск, одним словом, персонажи мира, почти исчезнувшего в современной, динамично развивающейся Великобритании.

Но элегические воспоминания об этом уютном и безмятежном мире все ещё живы, быть может, именно благодаря традиционному детективу, главным установкам и принципам которого Агата Кристи оставалась верна всю жизнь. И Пуаро, и мисс Марпл достигают успеха исключительно с помощью «дедукции», аналитических способностей мышления. Но в пределах этой внешней достаточно простой формулы писательница проявила поразительное умение варьировать, тасовать обязательные компоненты и держать читателя в напряжении до самых последних страниц, где очередной герой-расследователь одерживает закономерную победу над хитроумным преступником, выводя на чистую воду того, чья абсолютная невинность вроде бы была по ходу всего повествования самоочевидной.

Страх и ужас окутывает героев, постоянно присутствует интрига. Все они, судья в отставке, Уогрейв, молодая девушка Вера Клейртон, человек с «темным» прошлым, Филипп Ломбард, старая почтенная леди, Эмили Брент, задумчивый генерал Макатур, нервный и вспыльчивый, доктор Армстронг, Антони Марстон, живущий в ином мире, мире веселья и свободы, мистер Уильям Генри Блор, бывший полицейский, ныне директор детективного агентства и слуги, муж и жена, мистер и миссис Роджерс. Все они ждут смерти, таинственной и страшной, приходящей оттуда, откуда ее совсем не ждешь.







Сравнение «мужской» и «женской прозы»



Как правило, женщин-писательниц упрекали в неспособности к самостоятельному мышлению, рассматриваемому как необходимое условие творчества. Из этого делался вывод, что женщинаписательница никогда не сможет сказать нового слова в литературе, она будет повторять только уже существующие идеи. Интеллектуальной несостоятельности писательниц обычно противопоставлялась женская способность «руководствоваться нравственным инстинктом» и «интуитивной верой». Поэтому свойством женской литературы считали изображение чувств и душевных переживаний, а такая узость темы, по мнению критиков, значительно обедняла содержание. Доказывая слабость женской литературы, критики сравнивали ее с лучшими образцами так называемой «мужской» литературы, а ее особенности и характерные черты рассматривали как недостаток.

Следует отметить, что многие писательницы в своих произведениях и не претендовали, вопреки желаниям критики, на постановку каких-либо значительных социальных, философских, политических проблем, а вполне сознательно концентрировали внимание на глубоком мире души женщины. Так, известная писательница О.Шапир в своём программном заявлении подчеркнула, что «ценным вкладом» женщины в литературу может быть только то, что она «говорит от лица женщины», «не подделываясь под мужское перо». Она отстаивала право существования именно такой литературы, в которой раздаётся«подлинный голос женских определений жизни», сознавая, что это даёт повод критике вешать на ее произведения «иронический ярлык дамской беллетристики».

Таким образом, несмотря на споры о сущности женского творчества, о месте женщины в литературе, критики единодушно отмечали, что писательницы принесли в литературу свои особенные темы, свой способ видения мира, «своё женское». Как специфическую особенность женской литературы критика выделила интерес к внутреннему миру женщины, к самоанализу, к сложным нюансам человеческих отношений. Она выделила также основные темы, вопросы, образы, характерные для женской прозы, а также ее общественное значение. Труднее обстояло дело с выявлением своеобразия художественного видения мира, эстетической общности, присущей авторам-женщинам. Наиболее интересно это удалось сделать Е. Колтоновской в сборнике «Женские силуэты». Она одна из первых сумела увидеть и выразить специфику женского взгляда на мир и раскрыть характер его отражения в произведениях писательниц и на идейном, и на стилевом уровне.

Е.Колтоновская пыталась различать, какие особенности стиля писательниц обусловлены недостатком мастерства и таланта, а какие – спецификой женской индивидуальности. Она сумела выявить характерные черты женского творчества, в первую очередь, такие, как интерес к женской психологии, миру чувств, субъективизм оценок, эмоциональность и лиризм, способность мыслить «сквозь чувство».

Женскому движению ХIХ века в Западной Европе сопутствовал феномен так называемой женской литературы: Ж. Санд, Дж. Эллиот, Ш. Бронте, Дж. Остин, которые открыли в своих романах новый мир – жизнь и мировоззрение, мироощущение женщины, описанный ее глазами. Новые авторы отстаивали право женщины на самостоятельный выбор судьбы и предлагали обществу новые темы и образцы поведения. Как самостоятельный социокультурный феномен женская проза зародилась в основании эмансипационных маргинальных процессов.

Специфические черты женской прозы изначально были выделены в творчестве ряда зарубежных авторов-женщин, в содержании их популярных бестселлеров, и лишь несколько позднее появились исследования специфики отечественной женской прозы (В. Токарева, Е. Чижова, М. Трауб, И, Грекова, Е. Вильмонт, Л. Улицкая, Т. Толстая, Д. Рубина и другие).

Если рассуждать об особых составляющих классической женской прозы, можно отметить такие ее черты как: высокий (по сравнению с мужским взглядом) психологизм восприятия мира, особенно – сферы человеческих отношений, наличие своеобразного контраста в этом восприятии: особая ранимость и уникальная решительность в критических ситуациях (женщине присуще стремление объединять в себе собственно женское и мужское начала, в отличие от некой мужской брутальной «одномерности»). Исследователи выделяют также интуитивность поиска путей разрешения большинства жизненных ситуаций – в то время как лирические герои мужских произведений чаще прибегают к логическому пути выхода; женщинам также свойственна склонность принимать решение на основании совета, совещания – что также находит отражение в поступках героев женской прозы. Женская проза чаще апеллирует к парадоксальным разрешениям ситуаций, к не просто неожиданному финалу, а к тому из возможных выходов, который представляется читателю абсурдным. Впрочем, внимательный читатель распознает особую логику в таком выборе решения ситуации. Такими парадоксальными выходами богато творчество, например, Виктории Токаревой («Ни сыну, ни жене, ни брату» и другие рассказы) или Людмилы Улицкой («Сонечка»).

Общими чертами женской и мужской прозы, как ни парадоксально, выступают попытки передать взаимообусловленность отношений мужчины и женщины, и автор-мужчина, и женщина-прозаик одинаково тонко чувствуют эту исконную потребность друг в друге, но передают свои переживания немного по-разному. Так, если для женщины (тем более современной) потребность в «надёжном мужском плече» уступает желанию просто быть кому-то нужной, и эту необходимость могут заменить, например, дети или подруги, то для мужчины (в литературном представлении) значительно чаще, как ни странно, для его душевной целостности и гармоничности нужна именно женщина, а не, скажем, друзья или дети. Соответственно, и в произведениях мы немедленно почувствуем эту разницу.

Заключение



Итак, женщины-писательницы оставили значительный след в истории мировой литературы. В своём творчестве они впервые подняли те проблемы и осветили те аспекты человеческой жизни, которых мужчины-прозаики не касались ранее. Женщины писали не только о своих чувствах и переживаниях, они писали о своём мировоззрении, суждениях и взглядах на мир целом. Их произведения не остались незамеченными критиками, однако всерьёз стали восприниматься не скоро. В мире, полном стереотипов и ложных убеждений, женская литература долгое время оставалась в тени. В настоящее же время каждый из нас может позволить себе узнать больше о творчестве женщин-прозаиков, чьи произведения не изучаются на уроках школьной литературы.

Сейчас изменился подход и отношение к женщинам-писательницам, было признано, что творчество женщин имеет свои характерные черты, свою определённую специфику, что писательницы могут выражать как общечеловеческий, так и свой, женский, взгляд на мир, который благодаря своей специфике представляет ценность. Критика рубежа веков выделила темы и проблемы, к которым писательницы испытывали наибольшую приверженность. Были сделаны первые шаги в выявленииособенностей художественного видения мира авторами-женщинами, а также была принята идея о том, что литература должна существовать как свободное выражение человеческого опыта, вне зависимости от пола.



Литература



  1. http://www.a-z.ru/women_cd1/html/filologich_nauki_12.htm

  2. https://fantlab.ru/work614723

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%BE%D1%80%D0%B6_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%B4

  4. https://knowledge.allbest.ru/literature/d-3c0b65625a3bc68b4c53a89421216c37.html

  5. https://eksmo.ru/articles/lyubimye-temy-v-tvorchestve-agaty-kristi-ID15123179/

  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8,_%D0%90%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B0

  7. https://www.proza.ru/diary/mawuk/2013-03-18

  8. http://trounin.ru/christie38/

  9. http://opata.ru/samye-velikie-zhenshhiny-pisatelnitsy-v-istorii-literatury/

  10. https://bookscriptor.ru/articles/87798/

  11. https://liza.ua/lifestyle/self-development/samyie-velikie-zhenshhinyi-pisatelnitsyi-v-istorii-literaturyi/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!