МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ДЕРБЕНТ»
Проект по математике на тему:
«Математика вокруг нас»
Выполнила учитель математики:
Гасраталиева Расинат Магомедовна
Оглавление
I.Введение
1.Актуальность работы
2.Цели и задачи работы
3. Методическая база
4.Практическая значимость
5.Гипотеза
6. Тип проекта
II.Основное содержание.
III.Заключение
IV. Выводы
V. Источники информации.
I.Введение
1.Актуальность работы
Математика – это жизнь
Данную фразу можно произнести с разной интонацией: кто – то её произносит с вопросительной, кто – то с восклицательной, а кто – то просто с повествовательной.
В своей работе я попытаюсь выяснить, так что же для человека математика?
Может быть это жизнь, а может быть это просто наука, которая является для нас второстепенной.
Древнегреческий философ Платон сказал, обращаясь к своему ученику: “Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен ко всем наукам в природе?”
Наверное хотя бы один раз в своей жизни каждый ученик задавал себе вопрос: зачем мне изучать математику? Научился считать и достаточно!
В своей работе я попыталась ответить на этот вечный вопрос всех учеников.
Данная тема актуальна, потому что знание областей применения математики в последствие дает ученику стимул к учению: ребенок будет заинтересован в изучении математики.
Практическая значимость данной работы:
Собранный материал может быть использован на уроках математики и во внеклассной работе по предмету.
2.Цели и задачи работы
Цель: показать важность математики в жизни человека.
Задачи:
Понять, что может математика.
Узнать роль математики в жизни человека.
Выявить области применения математических знаний.
Образовательные цели: продолжение работы по формированию устойчивого интереса к математике; сформировать у учащихся основные ИКТ-компетентности: умения и навыки исследовательской, проектной деятельности; работать над повышением мотивации школьников к изучению математики на основе межпредметной интеграции и проектной деятельности; развитие навыков самостоятельного получения информации, формирование умения отбирать и структурировать материал.
Воспитательные цели: создание условий для отношений сотрудничества между учащимися, формирование таких качеств личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении поставленной цели.
Развивающие цели: развитие творческих способностей учащихся (воображения, наблюдательности, памяти), монологической речи, самоанализа и рефлексии; способности выявлять причинно – следственные связи, развитие логического мышления.
Расширение знаний учащихся о математике в повседневной жизни.
Проблема: «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Часто ли приходится взрослым решать в повседневной жизни математические задачи?»
Задачи:
1. Ответить на вопросы:
— Как часто люди в жизни сталкиваются с математическими задачами в быту и повседневной жизни?
— Есть ли данная информация в периодической печати?
— Решают ли такие задачи старшеклассники?
2. Подготовить презентацию о проделанной работе.
3. Подготовить выставку работ по теме проекта.
Продукты:
- компьютерная презентация;
- выставка работ.
Необходимое оборудование:проектор, экран, компьютер, принтер, фотоаппарат, бумага формата А4, рабочие тетради.
Методы исследования:
Изучение опыта, самостоятельная работа с литературой, эмпирическое исследование (направленное на сбор и анализ данных по проблеме), беседа.
Участники проекта: учащиеся 5 – 9-х классов.
Математика и дизайн:
Самым простым примером применения математики будет, пожалуй, расчет площадей. Для чего? Предположим, вы собрались купить новое ковровое покрытие в свою гостиную, спальню или коридор. Самым простым будет высчитать площадь каждой комнаты по всей известной формуле: S=a x b.Все просто, если ваши комнаты прямоугольные или квадратные. А если у вас есть еще и полукруглая ниша? На помощь снова приходит геометрия. S (круга)=π x r2, но так как ниша полукруглая, то делим площадь на 2 и добавляем к площади прямоугольной части комнаты.
3. Методическая база
- справочная литература
- Интернет-ресурсы
4.Практическая значимость
Самостоятельно расширить свой математический кругозор
Пополнить свои математические знания
Научиться работать со справочной и научно-популярной литературой
Приобрести навык публичного выступления с высказыванием собственной точки зрения.
5.Гипотеза
«Нужны ли математические знания в повседневной жизни человека?»
Тип проекта: исследовательский и информационный, внутри классный, краткосрочный.
II.Основное содержание.
Математика в жизни человека занимает особое место. С математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес.
Малыш растет, не может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков.
Да и родители о математике и задачах не забывают. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, им приходится использовать математику.
Ведь нужно решить элементарные задачи: сколько еды нужно приготовить для малыша, учитывая его вес.
Занимаясь математикой, решая математические задачи, я задумалась над тем, а так ли важна она в нашей повседневной жизни.
На уроках математики нам не хватает времени, чтобы больше узнать о роли математических наук в жизни человека и их связи с различными областями жизнедеятельности, об истории возникновении и развитии этой науки, ученых и их достижениях. В результате мы часто задаемся вопросом: «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Часто ли приходится взрослым решать в повседневной жизни математические задачи?».
Я провела исследование по теме и хотела узнать, так ли важна она на самом деле. Далее спланировала свою работу так, чтобы найти ответы на вопросы:
- Как часто люди в жизни сталкиваются с математическими задачами?
- В каких профессиях можно применить математические знания?
Результаты моей работы.
Люди учились считать тогда же, когда они учились говорить, и первые названия чисел – ровесники первых слов.
Фридрих Энгельс писал, что десять пальцев на руках – самый древний источник математических знаний.
Самые древние, дошедшие до нас математические документы – это хозяйственные записи вавилонян. Они сделаны за шесть тысяч лет до нашей эры, то есть восемь тысячелетий назад!
Еще через две тысячи лет в вавилонских клинописных таблицах мы встречаем уже не только хозяйственные расчеты, связанные с торговыми сделками или с записями домашних расходов, а и настоящие задачи по математике. Расцвет математики вавилонян – это эпоха Хаммурапи. Здесь мы видим уже сложные алгебраические действия, например, решение квадратных и кубических уравнений. Эти задачи теперь умеют решать десятиклассники.
1.Исследование:Применение математики в кулинарии.
Чтобы ответить на эти вопросы, я побеседовала со нашим школьным поваром и выяснила ,что для того чтобы пользоваться кулинарными рецептами и производить перерасчёт продуктов по ним, требуется знать, что такое отношение, пропорциональность. Она мне предложила взять самое простое блюдо и решить вот такую задачу: Чтобы приготовить омлет на 2 яйца берут 20 г молока,20г сливочного масла. Какое количество продуктов необходимо, чтобы приготовить омлет из 5 яиц.
5:2=2,5 т.е количество продуктов увеличивается в 2,5раза.20*2,5=50г молока,50г сливочного масла. Наш повар Валентина Кузьминична сказала, что такие задачи она решает каждый день.
2.Исследование:Применение математики в медицине.
Следующая беседа о применении математике состоялась на нашем мед.пункте. Как оказалось медицинский работник Алла Васильевна без математике « не может жить».А задачи она решает разные. Вот например:
Больному прописан курс лекарства, которое нужно пить по 0,5г три раза в день в течении трёх недель. В одной упаковке содержится 10 таблеток по 0,5г.Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс.
Решение :0,5*3=1,5г-в день. Три недели составляют 21 день.21*1,5=31,5г-на три недели.10*0,5=5г-в одной упаковке.31,5:5=6,3,значит больному нужно 7 упаковок.Ответ:7 упаковок.
И ещё одна: Прививку от гриппа в этом году поставили 80% обучающихся в нашей школе. Сколько школьников поставили прививки против гриппа, если в школе 265 обучающихся?
Решение: 80% =0,8 0,8*265=212 обучающихся.
3.Исследование:Решение математических задач в быту.
Дома мне пришлось побеседовать с мамой и папой. Я задала им всё тот же вопрос: Нужна ли им математика в жизни .Папа мне предложил свою задачу:
Автомобиль расходует 12 литров бензина на 100 км пути, расстояние по шоссе равно 150 км,а цена бензина 30 рублей за литр. Какова стоимость поездки?
Решение:12:100=0,12л-на один километр.0,12*150=18 литров на 150км.
18*30=540рублей-стоимость поездки
Ответ:540 рублей.
И вот ещё одна задача:
Продаются три сорта мороженного в стаканчиках: молочное(м),сливочное(с),фруктовое(ф). Вы хотите попробовать разные сорта мороженного, а денег хватает только на покупку любых двух видов. Сколькими способами вы можете сделать задуманную покупку? Давайте все возможные варианты покупки перечислим с помощью условных коробок, в которые мы будем укладывать по два разных мороженных.Оказывается совершить покупку вы могли тремя различными способами. То, что других вариантов нет, более наглядно видно на схеме. Здесь линиями, связывающими кружки, обозначены варианты обьединения сортов мороженного в пары.Таких линий между тремя кружками три, значит,и способов обьединения трёх сортов в группы по два сорта три.
Усложним задачу: Продаются четыре различные сорта мороженного:молочное(м),сливочное(с),фруктовое(ф),шоколадное(ш).Вы опять можете купить только два мороженных разных сортов. Сколькими различными способами вы могли бы это сделать? Нагляднее и быстрее опрелелить возможные пары с помощью схемы. Соединим каждый кружок с каждым. Количество связующих линий определяет количество возможных пар.
Ответ:6.
4.Исследование:Есть ли данная информация в периодической печати?
Мне предстояло посмотреть газеты и журналы с целью найти задачи с математическим содержанием там. Оказывается, в каждом номере газеты или журнала они встречаются .
Интересно узнать, что означают рекламы из газет? А вот что: в первой рекламе говорится,что в магазинах Эльдорадо на все товары 50% скидка. Если товар стоит 3 тыс. рублей, то так как скидка 50% (это половина стоимости товара), его можно купить со скидкой за 1,5 тыс руб.,
Во второй рекламе «Про слуховые аппараты». Слуховые аппараты стоят
1500 руб. Скидка 10% только пенсионерам. 1500*0.1=150рублей составит скидка.
Поэтому пенсионеры могут купить слуховые аппараты на 150 рублей дешевле, за 1350 рублей.
5.Исследование: Математика и дизайн интерьера.
Очень важно при планировании дизайна точно определить, какую мебель выбрать (вид и размер мебели). Тут без математики не обойтись. Дизайнеры интерьеров должны уметь измерять пространство, которое они собираются заполнять. Значение имеет и размер мебели. Маленькие ретро-стулья могут выглядеть великолепно, но если они «потеряются» в большом помещении, то их красота уже не будет иметь значения. Без надлежащих измерений потолка, полов и стен комната не может быть украшена надлежащим образом. И не всегда визуальное восприятие может сработать так, чтобы все в комнате было оформлено на «ура». А потому дизайнеры (не декораторы) интерьеров должны уметь читать и делать чертежи и/или уметь создавать свои проекты в 3D проекции.
6. Исследование: Применение математики в строительстве.
В строительстве без математике никак не обойтись. Посудите сами:
Надо уметь измерять высоту, ширину, длину предметов? Надо. Надо уметь вычислять размеры дверей, окон, комнат, квартир? Надо. Как подсчитать количество нужного строительного материала, если не знаешь математику? Никак! Математику применяли ещё задолго до нашей эры. В Древнем Вавилоне при помощи математических расчётов строили водопроводы и подавали в дома воду. В Древнем Египте по математическим расчётам строили пирамиды.
Пример 1:
Самым простым примером применения математики будет, пожалуй, расчет площадей. Для чего? Предположим, вы собрались купить новое ковровое покрытие в свою гостиную, спальню или коридор. Самым простым будет высчитать площадь каждой комнаты по всей известной формуле: S=a x b.Все просто, если ваши комнаты прямоугольные или квадратные. А если у вас есть еще и полукруглая ниша? На помощь снова приходит геометрия. S (круга)=π x r2, но так как ниша полукруглая, то делим площадь на 2 и добавляем к площади прямоугольной части комнаты.
Пример2:
Строителю заказали покрасить помещение. Для этого ему нужна краска, но тут возникает вопрос, сколько краски нужно купить, чтобы излишне не потратиться и купить чересчур много краски или купить мало краски и не доделать работу. Он знает, сколько краски расходуется на 1 квадратный метр (допустим, что на 1 квадратный метр понадобиться 2 литра). Строителю остается рассчитать площадь стен и потолка. Он знает, что высота одной стены 3 метра, а длина 4 метра. При помощи формулы (S = ab) строитель узнает, что площадь одной стены равна 12 метров в квадрате и узнает, что ему понадобиться 24 литра на одну стену. Те же вычисления он проводит с потолком и другими стенами и едет в магазин.
7. Исследование: Применение математики в кулинарии.
Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любого блюда должен соблюдаться рецепт. В рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины-масса и объём. Ими тоже необходимо уметь пользоваться. Единицы времени играют далеко не последнюю роль в приготовлении блюд. Приготовленные блюда нужно умело делить на порции, в чём нам опять же поможет математика.
Пример:
Для приготовления омлета берем2 яйца,20 г молока,20г сливочного масла. Какое количество продуктов необходимо, чтобы приготовить омлет из 5 яиц.
5:2=2,5 т.е количество продуктов увеличивается в 2,5 раза. 20*2,5=50г молока, 50г сливочного масла.
8. Исследование: Применение математики в торговле.
Математика в торговле. Математика в торговле имеет важнее всего. Работники торговли должны хорошо знать числа, уметь их складывать и вычитать, умножать и делить. Без этого продавцы не смогли бы сосчитать товар в магазине. Не могли бы вести ведомости расхода и прихода прибыли в магазине. С помощью математических вычислений продавцы считают стоимость приобретённого покупателем товара, отсчитывают сдачу.
9. Исследование: Применение математики в раскрое одежды.
Математика в раскрое одежды. Прежде чем сшить одежду, необходимо снять все мерки с человека, и тут не обойтись без математики. Сантиметровой лентой нужно сделать замеры (длину рукавов, ширину, длину костюма или платья и другое), записывая их в тетрадь. Потом по журналу мод нужно выбрать фасон одежды и по ранее замеренным цифрам мерки рассчитать и начертить выкройку. При помощи математических расчётов оставим запас ткани на припуск и подгиб, только после этого делаем раскрой ткани для шитья из него одежды. Как говорится, семь раз отмерь, один раз отрежь.
Заключение:
Математика очень важна в повседневной деятельности человека.
Задачи математического содержания встречаются:
на работе у взрослых;
в школе;
на рекламных щитах;
на экранах телевизора;
в периодической печати;
Я думаю, учащиеся, должны в какой-то мере почувствовать это и относиться к математике с большим интересом, увлечением и пониманием необходимости математических знаний, как для будущей их деятельности, так и для жизни человеческого общества.
М.В. Ломоносов говорил о математике: "Математика уже затем нужна, что она ум в порядок приводит".
М.И. Калинин говорил, обращаясь к учащимся школ: “Какую бы науку вы ни изучали, в какой бы ВУЗ ни поступали, в какой бы области ни работали, если вы хотите оставить там какой-нибудь след, то для этого везде необходимо знание математики. А кто из вас не мечтает теперь стать моряком, летчиком, артиллеристом, квалифицированным рабочим в различных отраслях нашей промышленности: строителем, металлургом, слесарем, токарем, и т.д.
Но все эти профессии требуют хорошего знания математики. И поэтому если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к этому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе».
Эти слова нужно помнить всем учащимся и упорно и настойчиво овладевать математическими знаниями и навыками, учиться ежедневно, применять их на практике.
Данный проект представляется ценным с той точки зрения, что развивает у учащихся, среднего звена, интерес к математике, вызывает стремление глубже изучать математику.
Знания, полученные участниками проекта, позволят авторам выступить в роли консультантов для младших учеников, делясь с ними полученными знаниями.
Список литературы.
1. Арутюнян Е.Б., Левитас Г.Г. Занимательная математика.– М.; Просвещение, 2007г.
2. Депман И. Я. За страницами учебника математики. – М.; Просвещение, 2000г.
3. Математика: Школьная энциклопедия. – М.; «Большая Российская энциклопедия», 2002г.
4. Предметные недели в школе. Математика / Сост. Л.В.Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2004 г.
5. Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А.П.Савин. – М.: Педагогика-Пресс,1997 г