СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проект на тему «Моя семья» был разработан для детей младшего дошкольного возраста, где были представлены разные формы организации и интеграции образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
М униципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48 комбинированного вида»
ПРОЕКТ
ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«МОЯ СЕМЬЯ»
Разработчик: Айрих Зульфия Рафаиловна
Воспитатель 1 квалификационной категории
МБ ДОУ № 48
Электронный адрес: [email protected]
А ктуальность проекта.
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».
Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Работа осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание непосредственно-образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о семье, близких людях.
Проект на тему «Моя семья» был разработан для детей младшего дошкольного возраста, где были представлены разные формы организации и интеграции образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
П АСПОРТ ПРОЕКТА
Цель:
Формирование у детей первоначальных представлений о семье. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Задачи:
Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);
Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учит проявлять заботу о родных людях;
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Сроки реализации: средней продолжительности.
Объект проекта: дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).
Предмет проекта: образовательная деятельность детей направленная на расширение кругозора.
Предполагаемые результаты: Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление уважение и забот ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
Приёмы и методы реализации проекта:
1. Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.
2. Рассматривание картин и книжных иллюстраций.
3. Оформление выставок.
4. Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
5. Проблемные ситуации.
7. Беседы.
8. Консультации для родителей.
9. Совместная организованная образовательная деятельность педагога и детей, детей и родителей.
10. Оформление информации для родителей в родительском уголке.
1 1. Организованная творческая деятельность детей, родителей и педагогов ДОУ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Работа по реализации проекта строилась в три этапа.
1 этап – подготовительный (информационный, накопительный).
Цели:
- Изучить методические основы организации образовательной деятельности для детей дошкольников по образовательным областям.
- Выявление первоначальных знаний детей о семье и ее членах.
- Подбор и систематизация литературы и материала о семье (пособий, демонстративного материала, иллюстраций, книг и атрибутов) для работы с детьми и их родителями, подготовка презентации.
Мероприятия:
Постановка проблемы:
Что мы знаем?
Мы дети.
У нас есть родители.
Что хотим узнать?
Семья – что это?
Как о нас заботятся?
Почему меня так назвали?
Где работают мои родители?
Какая у меня семья?
1. Оформление родительского уголка «Для вас, родители». Размещение консультации по теме проекта.
2. В группе пополнить развивающую среду атрибутами соответствующими теме проекта.
3. Организация фотовыставки «Моя любимая семья»
2 этап – основной.
Цели:
- формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; об эмоциональном состоянии членов семьи;
- воспитывать любовь и уважение к своим родным;
- формировать понятие: мой дом, моя семья;
- вызвать у детей радость от созданного ими изображения;
- формировать навык аккуратной работы.
Мероприятия:
1.Беседы «Моя семья», «Кто живет в моей семье», «Моя любимая мама», познакомить детей с трудом мамы; ННОД «Я и мой папа», познакомить с трудом папы.
2.Продуктивная деятельностью по аппликации и рисованию на тему: «Мамина прическа»; «Моя семья»
3. Д/и «Назови ласково»; «Как тебя зовут?; «Волшебный кубик»; д/и с использованием ИКТ «Моя семья», «Мой дом».
4. Чтение произведений художественной литературы: Г.Ладонщиков «Я не плачу», «Его семья», «В семейном кругу»; рассказ Л. Квитко "Бабушкины руки"»; Яковлев "Мама", сказка «Гуси – лебеди», сказка « Красная шапочка», сказка «Репка».
5.Рассматривание семейных фотографий.
6.Пальчиковая игра «Моя семья». «Ладушки»; «Помощники» «За работу» «Мальчик-пальчик»
7.С/р игра «Мама варит обед»; «Семья»; «Помощники»; «Как я помогаю дома».
8.Проблемная ситуация «Мама - надежный защитник».
9.Оформление альбома «Моя семья».
10.Праздники «23 февраля», «8 Марта».
3 этап – заключительный.
Цели: Закрепить и обобщить знания полученные детьми в ходе реализации проекта.
- Поделиться полученным опытом с коллегами.
М ероприятия:
1.Обобщение результатов работы - конкурсу «Моя любимая семья»:
2.Презентация проекта на педагогическом совете МДОУ
3. Итоговое НОД (занятие) «Моя семья».
С писок литературы:
Дыбина О.В. «Неизведанное рядом». ООО ТЦ Сфера,2010
Семенака С.И. «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе» АРКТИ 2006.
Виноградова Н.А «Формирование гендерной идентичности» ООО ТЦ Сфера,2012
Доронова Т. «Девочки и мальчики 3-4лет в семье и детском саду» «ЛИНКА-ПРЕСС», 2009.
ПРИЛОЖЕНИЕ
К ПРОЕКТУ
«МОЯ СЕМЬЯ»
К онсультация для родителей
«Моя семья — моя крепость»
Любовь – это встреча навсегда.
Мать – теплица любви.
Отец – открыватель возможностей.
Сердце матери – это бездна, в глубине,
которой всегда найдётся прощение.
О. Бальзак.
Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь её потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? В чём видят своё детское счастье дети? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля.
Я работаю воспитателем в детском саду давно, но уже много встречала счастливых и несчастных детей. Вывод один: счастлив тот ребёнок, который растёт на благодатной семейной почве, согрет и защищён. Кого во все века считали и считают обиженным судьбой, самым обездоленным и достойным жалости? Сироту – человека по тем или иным причинам лишённого отца и матери. И нет напасти хуже, чем семейный разлад.
Когда я наблюдаю своих учеников или детей, которые ко мне обращаются за помощью, стараюсь понять их духовное состояние, рассмотреть нравственный мир, определить место в семье. И понимаю, что вновь на первое место выходит семья – самое главное понятие для маленького человека, несоизмеримое ни с чем. Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему имея всё это, многие дети часто страдают? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Ребёнку нужно, чтобы его любили, понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы рядом были отец и мать.
Дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям, что обусловлено такими возрастными особенностями, как доверчивость, подражательность, высокая познавательная активность, эмоциональность. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для развития у детей духовно-нравственных чувств. В данной ситуации семья – главный источник воспитания ребёнка. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, гуманность, регулирующие поведение человека. Поведение человека оценивается по степени соответствия определённым правилам. А этим правилам научиться ребёнок может в семье, члены которой соблюдают эти правила. Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы! Процесс становления личности и её духовно-нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в обществе. И поэтому обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребёнку «путеводную нить» в среде семьи.
Итак, семья.
Очертим функциональный образ семьи.
Репродуктивная функция семьи заключается в воспроизводстве родителями новой жизни, в продолжение рода.
Хозяйственная функция в общественном производстве жизненных средств, необходимых для нормальной жизни семьи.
Воспитательная функция. Семья выступает как активный фактор формирования личности, его духовно-нравственной стороны. Уровень нравственности родителей, их жизненные планы и устремления, опыт социального общения старших, семейные традиции и обычаи, атмосфера родного дома часто имеют решающее значение в воспитании детей.
Функция общения. Общение родителей и детей имеет огромное значение для их интеллектуального, эмоционального, волевого, духовно-нравственного развития. Формирование таких качеств, как эмпатия, терпимость, сочувствие зависит от качества семейного общения. Дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью ко всякому обращению к ним взрослого, испытывают трудности в отношениях со сверстниками.
Функция досуга и отдыха. Для ребёнка семья является организатором его отдыха. Она осуществляет содержательное наполнение досуга, приобщая детей к традициям семьи, художественной деятельности, самообразованию, труду, здоровому образу жизни.
Ф ункция творческого развития. Семья предоставляет пространство для развития творческих сил и индивидуальных способностей, так, как в семье ребёнок наиболее свободен, окружён любовью и поддержкой.
Ядром всех отношений, которые царят в семье, является функция любви. Любовью должна быть наполнена жизнь ребёнка с самого рождения. Любовь матери – счастье, за которое не надо бороться, не надо никому доказывать, что ты достоин этой любви. Любовь предполагает принятие ребёнка таким, каков он есть, принятие всех его интересов, восприятие ребёнка всегда как части своего «я». Родитель должен «не сковывать, а освобождать, не подавлять, а возносить, не комкать, а формировать, не диктовать, а учить, не требовать, а спрашивать».
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье – это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребёнком, его духовно-нравственное становление глубоко индивидуально и неповторимо. Оно закладывается в семье, основывается на достойном примере родителей. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого маленького человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжёлую минуту жизни и в духовном, и в материальном мире. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребёнка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребёнка. А нужда в родительской любви – поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причём если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь всё больше выполняет защиту и безопасность внутреннего, эмоционального, духовного мира ребёнка. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержание телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребёнка не должно возникать сомнения в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно. Только при уверенности ребёнка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственность и развить духовность, только любовь способна научить любить.
Н аши нынешние семьи совсем крохотные по меркам древних. А вот навести в такой семье порядок, удержать от бед и невзгод мы порой не умеем. А в результате страдают дети. Современный мир очень сложен, насыщен информационно, технически, научно. Но о самом главном мы, порой, забываем. Семья – это крепость для детей, защита, помощь, опора. Очень важно, чтобы она стала для ребёнка не просто формальным понятием. Издавна церковь и родители прививали молодым людям самые чистые и глубокие чувства к семейным узам, благословляли на брак духовно, с чистыми помыслами. Очень важно удержать эти понятия для молодых семей и прививать их нашим детям. Духовную нищету детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви нужно учиться всем, причём обучение родителей должно носить опережающий характер.
Возрождение России как национального и культурного единства невозможно без восстановления утраченной самобытной культуры. Семья всегда занимала одно из первых мест в традиции русской народной культуры. Семья – это первый коллектив, который даёт человеку представление о жизненных целях и ценностях. Именно здесь он получает уроки милосердия, послушания, покаяния, терпения и трудолюбия. От качества этих семейных уроков зависит духовно-нравственное здоровье не только самого маленького человека, но и нации в целом.
К онсультация для родителей
«Каждой семье — свои традиции»
Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город, свою Родину ничего не сделать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе все формирует у малыша чувство любви к тому месту, где он живет.
Наследование нравственных ценностей в дошкольном возрасте – самый естественный, а поэтому и верный путь нравственно-патриотического воспитания, поскольку в дошкольном возрасте очень важна роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате нравственной ситуации, совершения нравственного выбора. Именно тогда он приобретает опыт нравственной деятельности. Такой опыт нужно поддерживать, поощрять и создавать условия для его развития.
Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.
Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается.
Семья – это первый коллектив, в котором у маленького ребенка начинают складываться зачатки нравственности. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Таким образом, семейные традиции - это основное средство трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности.
Т радиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). (Словарь русского языка С. И. Ожегова). Если Вы перенесетесь в свое детство, то наряду с любимыми людьми, родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие яркими красками разных впечатляющих мелочей.
У каждого это свое: совместные чтения интересной книги; парадный сервиз на семейном празднике; сказка на ночь; семейный выход на парад в День Победы; вкуснейший яблочный пирог, испеченный бабушкой; вечер, когда все собирались к вечернему чаю и рассказывали друг другу о событиях дня; подарки, сделанные своими руками для членов семьи.
Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь детство ваших детей намного богаче.
Но, к сожалению, многие молодые родители не знают, что такое традиции, какое они имеют значение в сохранении и укреплении семьи, какую помощь могут оказать в воспитании детей. Поэтому очень важно донести до них информацию о ценности семейных традиций, вызвать желание сохранить имеющиеся и создавать новые семейные традиции.
Какие же семейные традиции может завести себе молодая семья? Вот примеры некоторых.
Составление родословной своей семьи. Начнем с того, что семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать родословную, а самой обидным прозвищем считалось «Иван, не помнящий родства». Составление подробной родословной, своего фамильного дерева являлось неотъемлемой частью традиций каждой семьи. Кстати, чтить память своих родственников, поминать тех, кто покинул этот мир, тоже относятся к исконно русским традициям, равно как и постоянная забота о престарелых родителях. Существует также прекрасный обычай называть ребенка в честь кого-нибудь из членов семьи (есть так называемые «семейные имена»). Кроме того, нашей уникальной традицией считается присвоение отчества. Когда малыш рождается, он тут же получает часть имени рода по «прозванию» своего отца. Отчество отличает человека от тезки, проливает свет на родство (сын-отец) и выражает почтение. Называть кого-то по отчеству – значит, быть с ним вежливым. Имя может даваться и по церковным книгам, святцам, в честь святого, которого чествуют в день рождения ребенка. Каждый из нас - продолжатель своего рода. Корни каждого рода, как корни дерева уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет. Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков.
Д авней русской традицией можно назвать передачу и хранение вещей, принадлежащих далеким (и не очень) предкам, своим потомкам. Например, прабабушкина шкатулка или прадедушкины часы, дедушкин полевой бинокль, бабушкина самодельная кукла – семейные реликвии, которые хранятся долгие годы и передаются подрастающему поколению История вещей становится не только достоянием отдельно взятой семьи, но и историей народа и всей Родины в целом.
Семейные архивы. Каждая семья должна иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. Ведь жизнь, отпущенная нам коротка, но в наших силах оставить память о ней.
Семейный альбом. Когда появились фотоаппараты, люди стали составлять, а потом и хранить семейные альбомы. Этот обычай успешно дошел и до наших дней – наверное, у большинства имеются старые альбомы с фотокарточками дорогих сердцу родных, может быть, уже ушедших из жизни. Это простое и понятное для ребенка дело, но очень увлекательное и интересное. Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует запоминание.
Семейные праздники. Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, также как и мы, будут отдыхать и наши дети. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Дети независимо от возраста обязательно должны участвовать в подготовке к любому празднику. Привлекайте ребенка к изготовлению подарков для всех членов семьи: ко дню рождения, другим семейным событиям. Сажать или нет детей за «взрослый» стол - родители решают по-разному. Можно попросить малыша не задерживаться за столом, а можно накрыть ему и другим детям отдельный столик. Помните, что в семейном торжестве ребенок является таким же полноправным членом, как мама, как папа, дедушка или бабушка.
Д ругое дело детские праздники. Здесь ребенок главное лицо. Если праздник специально организован, имеет свою программу, то тогда день рождения или новогодняя елка будут по-настоящему радостными, праздничными и для детей, и для взрослых.
Семейное посещение театров, музеев, выставок.
Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи и традиции. Взрослые должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи. Вечером хорошо обсудить со всеми членами семьи увиденное.
Чтение в семейном кругу. Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания. При этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, родных и близких людей разных поколений и разного жизненного опыта. Семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения к жизненному опыту наших предков и замечательное средство развития умственных способностей ребенка.
Коллекционирование. Очень хорошо если в семье есть такая традиция, если же нет, то можно предложить собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате этого у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд других людей. Коллекционировать можно что угодно, главное, опираться на интересы ребенка. Самые различные коллекции увлекут и заинтересуют не только вашего ребенка, но и других членов семьи. Можно собирать шишки, камешки, ракушки, различные бусины, пуговицы, часы, фантики, кукол, солдатиков и т. д. Посещение выставок и музеев может дать вам толчок в этом виде деятельности. Затем можно и самим устраивать выставки своей коллекции для друзей и родственников. А бывает так, что родители сами давно что-либо коллекционируют и ребенок принимает в этом посильное участие.
Семейный отдых на природе. Природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, а прогулки и походы благотворно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться всей семьей в поход, поехать на пикник, на дачу. Побродить по лесным тропинкам или на лугу, искупаться в реке, наблюдать за жизнью насекомых, рассмотреть незнакомые растения, собирать природный материал для поделок. Дети обожают перекусить на лесной полянке. А взрослые должны научить ребенка правильно себя вести на природе: убирать за собой мусор, не шуметь, не ломать кусты и т. д. Если такие походы станут традицией, то ребенок будет ждать и готовиться к ним, стараясь интересней и полезней провести время на природе.
С оздавайте свои семейные традиции и бережно храните их! А будут ли, это веселые домашние спектакли, особое новогоднее блюдо, или «ваша» семейная песня, исполняемая за праздничным столом или под елкой, не столь важно. Главное, чтобы через много- много лет уже повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспоминал семейный Новый год и хотел в собственной семье возродить традиции родительского дома.
Р екомендации для родителей
Тема: Моя семья и с нею Я!
Цель: Расширение представлений детей о своей семье. Формирование первоначальных представлений о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т.д.). Закрепление знания детьми своих имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомство детей с профессиями родителей. Обязанности детей по дому. Воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, формирование уважительного, заботливого отношения к пожилым родственникам.
1. Подготовьте с ребенком рассказ о своей семье с описанием
членов семьи (бабушка (какая?) – добрая, ласковая, заботливая;
папа (какой?) – сильный, смелый, строгий; мама (какая?) - ….).
2. Прочитайте с детьми рассказ Е.Пермяка «Как Маша стала большой».
Обсудите с ребенком: Что делала Маша, чтобы стать взрослой? Почему над ней все смеялись? Когда ее стали называть взрослой?
3. Поиграйте с ребенком в игру «Закончи предложение».
Мой день рождения - …..(когда).
Мама моей мамы – моя ….(бабушка).
Папа моего папы – мой …(дедушка).
4. Игра «Скажи наоборот».
Старше – младше Высокий - …
Добрый - … Молодой - …
Маленький - … Сын - …
Взрослый - … и т.п.
5. Примите участие в выставке творческих работ детей
совместно с родителями по теме:
«Семья за праздничным столом» («Вечер в моей семье», «Что мы делаем вместе», «Отдыхаем всей семьей»).
6. Уважаемые папы! Выучите с ребенком стихотворение в подарок
маме:
-Кто всегда со всеми ладит,
Шьет, пирог готовит, гладит,
Никогда не отдыхает,
Ни о чем не забывает.
Поцелует, приласкает,
За плохое поругает,
А потом сто раз простит,
Когда болен ты, не спит.
7. Повторяем чистоговорки:
Са-са-са – самокат, сова, лиса.
Сы-сы-сы – косы, волосы, усы.
Со-со-со – сода, соболь, колесо.
Су-су-су – суп, посуда, путасу.
Ас-ас-ас – масло, паста, ананас.
Ис-ис-ис – кипарис, Борис, ирис.
Ос-ос-ос – нос, колос, абрикос.
Ус-ус-ус – вкус, автобус, карапуз.
Аса-аса-аса – колбаса и касса.
Осы-осы-осы – волосы и косы.
Усы-усы-усы – сарафан и бусы.
Аска-аска-аска – ласка, маска, каска.
Б еседа «Моя семья».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое семья?
Дети: Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.
Воспитатель: Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди - мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
- Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
-Дети, расскажите мне о своей семье? Как зовут ваших родителей? Что вы любите делать вместе с родителями?
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья).
Очень трудно самому
Жить на свете одному
Вместе с мамой жить и папой
Хочется всегда ребятам.
Игра «Скажи наоборот».
Дедушка старше, а папа... (моложе).
Мама моложе, а бабушка (старше).
Папа выше, а мама... (ниже).
Папа большой, а сын... (маленький).
Ф изкультминутка.
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Пальчиковая гимнастика по теме «Семья»
Папа, мама, брат и я (пальчиками левой руки загибают пальчики правой)
Вместе дружная семья (показывают крепко сжатый кулак)
Раз, два, три, четыре — (пальчиками правой руки загибают пальчики левой)
Все живем в одной квартире (показывают крепко сжатый кулак)
Маша каши наварила
Маша кашей всех кормила («мешают» указательным пальцем правой руки в левой ладошке)
Положила Маша кашу:
Кошке в чашку,
Жучке в плошку
А коту в большую ложку,
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам (Загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название
посуды)
Всю посуду заняла (разжимают пальцы)
Все до крошки раздала (сдувают воображаемые крошки с ладошки)
***
Э тот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я. (загибать по одному пальцу на каждого члена семьи)
А это вся моя семья (сгибать и разгибать пальцы)
***
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела. (Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам)
***
Если внyки веселы, -
Бабyшка подавно:
- Ишь, pаспелись, как щеглы,
До чего же славно!
Если внyки есть хотят, -
Бабyшке отpада:
- Пyсть сидят, пyсть едят,
Подpастать им надо!
П ознавательная беседа «Кто живет в моей семье»
Цель: объяснить детям, что семья – это любовь, забота друг о друге, самое любимое и надёжное место на земле.
Задачи:
1) Развитие диалогической речи;
2) Повышение роли семьи, её статуса;
3) Установление плодотворного сотрудничества между нашим детским садом и семьей;
4) Воспитание любви и уважения к старшим.
Материалы: альбом с рисунками детей и их родственников, шкатулка, кассета с записью инструментальной музыки. Инструменты: молоток, гвозди, клещи, отвёртка. Предметы для уборки: ведро, тряпка, веник, совок.
Ход:
Воспитатель.
Каждый день в ожидании встречи
Мы спешим к себе домой,
Чтобы прожить этот новый вечер
Вместе со своею семьёй.
Здесь нас встретят с теплом и лаской,
Здесь всегда ждут друзья.
Снова все вместе и слов не надо –
Ведь это наша награда,
Это – наша семья!
- Ребята, а вы знаете, что такое семья? Кто живёт с вами вместе?
Дети. Мама, папа, бабушка, дедушка.
Воспитатель. Правильно. Вы все нарисовали рисунки, а я их поместила вот в этот красивый альбом.
А в доме любом
Есть семейный альбом.
Как в зеркале
Мы отражаемся в нём.
Посмотрим рисунки, на которых запечатлены ваши семьи. Вот первый рисунок. Кто изображён на нем? Узнали? Кто рядом с Улей?
Уля. Мама, папа, брат.
Воспитатель. Уля, расскажи детям, как зовут твою маму, папу и брата. Вот какая у Ули дружная семья.
- Интересно, а чей рисунок находится на следующей странице? Вам интересно? На этой странице семья Кирилла. Ребята, как вы думаете, какое настроение у мамы, папы, братика Кирилла?
Дети. Весёлое, хорошее.
Воспитатель. Верно, посмотрите, как улыбается мама Кирюши, какая у неё добрая, ласковая улыбка. Мама – это самый близкий родственник, самый родной человек. Ребята, как зовут ваших мам? (Ответы детей.) Какие красивые имена у ваших мам. Ребята, а вы своих мам любите? Хотите сделать для них подарок? Посмотрите, какой красивый волшебный сундучок. Подберём для своей мамы самые нежные, самые ласковые слова и сложим их в этот сундучок. (Дети подбирают слова, воспитатель помогает им наводящими вопросами.)
- Когда мама обнимает вас, гладит по голове, целует. Она какая? (Ласковая.)
- Когда мама модно одевается, какая она? (Красивая.)
- Когда мама улыбается, смеётся? Какая она? (Весёлая.)
- Когда мама не ругает, даже если вы шалите, какая она? (Добрая.)
- А если вы маму любите, какая она? (Любимая.)
Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в сундучок для мамы. Пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись, и продолжим смотреть наш альбом.
- На этом рисунке Никита. Он с мамой и папой. Ведь папы тоже любят и заботятся о вас. А вы любите своих пап? А за что вы их любите? Расскажите, пожалуйста, какие ваши папы. (Ответы детей.) Я знаю, что папа Насти очень трудолюбивый.
Воспитатель. Вспомним, как вы были маленькими, и ваши родители качали вас на руках.
Э тюд «Любящие родители»
Воспитатель. Сложим перед собой руки, охватим пальцами локоть другой руки и покачаем малыша: влево – вправо, влево – вправо. Улыбаемся, смотрим на малыша ласково. Молодцы!
Воспитатель. Ваши родители любят, заботятся о вас, и вы тоже должны любить и помогать своим родителям.
Игра «Маленькие помощники»
На столе разложены разные предметы. Воспитатель предлагает ситуацию:
Папа решил починить стул. Для этого ему необходимо собрать инструменты: молоток, гвозди, клещи, отвёртку. Помогите папе!
Маме надо помочь подмести и вымыть пол. Помощники должны принести ей ведро, тряпку, швабру и совок.
Воспитатель. Я знаю, что каждый из вас очень любит своих бабушек. Если у вас радость, они радуются вместе с вами; если вам грустно, они успокоят, утешат Бабушкины руки такие тёплые, ласковые. Бабушкины сказки – настоящее чудо. А помните игры, которым вас учили бабушки, когда вы были совсем маленькие? Хотите, поиграем в одну такую игру.
Ладушки – ладушки. Хлопают в ладоши.
Где были? У бабушки.
А у бабушки ладони Показывают руки ладонями вверх.
В морщинки собраны.
А у бабушки ладони Поглаживают ладонь о ладонь.
Добрые-предобрые.
Всё работали ладони Постукивают кулачком по ладони.
Долгими годами.
Пахнут добрые ладони Подносят ладони к лицу, нюхают.
Щами, пирогами.
П о кудрям тебя погладят Гладят себя по голове.
Добрые ладони.
И с любой печалью сладят Обнимают себя за плечи.
Тёплые ладони.
Ладушки-ладушки! Хлопают в ладоши.
Где были? У бабушки!
Молодцы! Посмотрим рисунки ваших бабушек. (Просмотр рисунков, на которых изображены дети со своими бабушками.)
У кого из вас есть дедушка? Как зовут ваших дедушек? (Воспитатель предлагает детям ответить, как зовут у каждого из них дедушку.)
Сколько бы не было разных имён,
Главное в дедушке – дедушка он.
Вот теперь мы узнали, кто живёт вместе с вами. Хорошо, что у вас у всех есть семья. Все заботятся друг о друге, играют с детьми, любят друг друга. А если в семье все друг друга уважают, заботятся друг о друге, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.
А альбом, который мы с вами сегодня рассматривали, останется в нашей группе. И если вам станет грустно, тоскливо, возьмите альбом, посмотрите на своих родных и вам станет легко и весело, у вас будет хорошее настроение! Спасибо!
П ознавательная беседа
«Моя любимая мама»
Программное содержание:
1) закрепить понятие «семья»;
2) формировать желание ласковыми словами, поступками доставлять радость близкому человеку;
3) воспитывать любовь к маме.
Ход занятия.
Воспитатель: - Дети, а вы любите сказки? Садитесь, я расскажу вам сказку про одну семью.
Жила-была кошка с котятами. Однажды пошли они гулять. Один котёнок, самый любопытный, побежал за бабочкой и заблудился.
Я слышу, кто-то мяукает (игрушка-котёнок)
Почему котёнок такой грустный?
-Давайте его пожалеем, погладим, приласкаем. Надо помочь котёнку найти свою маму. А где живут кошка с котятами? (дома, у людей) Значит, они какие животные? (домашние) Как одним словом назвать людей, которые ухаживают за домашними животными? (хозяева)
-А у кого из вас есть дома кошка, кот или котёнок? Какая кошка у вас, расскажите котёнку. Может это ваш котёнок? Почему нет?
- Котёнок ещё маленький, глупый, он не знает, где живёт. Давайте ему расскажем:
В каком городе мы живём? (Краснотурьинск)
А вы знаете свой адрес? (улица, дом)
Какие молодцы, хорошо знаете свой адрес и всегда найдёте дорогу домой.
Как же нам найти адрес котёнка? Можно кошку найти по фотографии. Какая мама-кошка? (большая, пушистая, у неё пушистый хвост, лапы с коготками, ушки на макушке…)
Я догадалась, наверное, это фотография мамы котёнка (картинка медведицы). Почему это не мама котёнка: ушки, лапы, хвост - всё есть, большая, пушистая? (кошка мяукает; медведица рычит, живёт в лесу, она - дикое животное)
Может это мама – кошка, она тоже мяукает? (картинка тигрицы)
Может эта фотография похожа на маму котёнка? (картинка кошки) Посмотрите, как котёнок обрадовался, он узнал свою маму. Кошка облизывает котёнка, ласкает, мурлычет ему песенку. Какая она? (заботливая, ласковая, нежная) какая замечательная, любящая у котёнка мама!
Картина – панно.
-Теперь можно закончить сказку. С нашей помощью котёнок нашёл свою маму. Они отправились домой, где их ждёт папа – кот. Посмотрите, они живут в деревянном доме. Все теперь вместе: кот, кошка и котёнок. Как про них можно сказать? (семья) Кого ещё вы видите на картине? Это кто? (телёнок) Кто у него мама? Папа? А это кто? (курица с цыплятами) Кто папа у цыплят? (петух) Найдите картинки с животными на столе и составим семью телёнку, цыплятам, котёнку. (Дети выбирают и приносят животных, прикрепляют на панно).
Посмотрите, какие дружные семьи живут в этом доме. Говорят, когда семья вместе так и душа на месте. А у меня тоже есть семья: я, муж, два сына. А кто у вас в семье? (Рассказы детей)
Пальчиковая игра «Семья».
Скажите: Кто вас крепко, крепко любит?
Кто вас нежно так голубит?
Не смыкает ночью глаз?
Кто заботится о вас? (мама)
-Чем занимается мама? (ухаживает, заботится, прибирает, готовит и т.п.)
-Как ласково вас мама называет? (солнышко, зайчик, лапочка, т.д.)
-А вы любите свою маму? Ей будет приятно об этом услышать.
Возьмите фотографию своей мамы. (Дети выбирают фото своей мамы)
-А какая ваша мама? (нежная, ласковая, добрая, красивая и т.д.)
-Скажите ей ласковые слова, как вы её любите.
-Какие замечательные у вас мамы! Ласковые, нежные как лучики у солнышка. Давайте оформим выставку фотографий ваших мам, пусть все полюбуются.
Все прикрепляют фотографии на стенде, на лучах солнышка.
К онспект НОД
Тема "Я и мой папа"
Задачи:
Обобщить представление детей о папе, его роли в семье.
Учить детей составлять рассказ о папе с помощью воспитателя, используя в качестве плана модели-картинки.
Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя предложениями.
Развивать внимание, память, аналитическое мышление.
Воспитывать у детей чувство гордости и уважения за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу.
Методы и приемы: игровой (сюрпризный момент, дидактическая игра) ; наглядный (показ, моделирование) ; словесный (художественное слово, беседа, вопросы поискового характера, пояснения, указания, поощрения, образец рассказа).
Материал: кукла, модели для составления рассказа, картинки с предметами быта к игре "Что нужно папе", книга Б. Заходера "Мишка-топтыжка", мольберт, указка.
Предварительная работа: общение на тему ("Мы с папой очень похожи", "Много дел у настоящих мужчин", игровые ситуации ("У моего папы сломалась машина", "Мы с папой делали кормушку", чтение художественной литературы (Б. Заходер "Мишка-топтыжка", В. Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо", чтение стихотворений о папе, цикл НОД по изо-деятельности на тему "Папа", дидактическая игра "Что нужно для работы".
Ход
Воспитатель выставляет на мольберт книгу "Мишка-топтыжка".
Появляется кукла. (Далее разговор ведется от имени ростовой куклы)
- Здравствуйте, ребята!
- Как вы думаете как меня зовут? (Ответы детей)
- Какая у вас красивая книга. Про кого эта книга? (Ответы детей)
- Чем занимался Мишка-топтыжка? (Ответы детей)
- Кто подсказал ему заняться спортом? (Ответы детей)
- Молодцы! Вы вспомнили, что папа подсказал Мишке-топтыжке заняться спортом, чтобы быть ловким и сильным.
- Чему вас научили папы? (Ответы детей)
- Какие замечательные у вас папы. У меня тоже очень хороший папа. Он меня научил застегивать пуговицы.
- Как вы узнаете своего папу? (Ответы детей)
- Давайте расскажем о своем папе так, чтобы все представили, какой он, а помогут нам вот эти модели.
- Послушайте мой рассказ. Моего папу зовут Юрий Сергеевич. Он высокий. У него нет бороды и усов. Он носит рубашку с галстуком и черные брюки. Я люблю своего папу. (Далее заслушиваются рассказы 3-4 детей.)
- Молодцы ребята! Вы очень хорошо рассказали о своих папах. Теперь мы все знаем, как они выглядят. Давайте покажем, что умеют делать наши папы.
Проводится динамическая пауза со звукоподражанием (Дети имитируют движения упражняются в звукопроизношении - водят машину "ж-ж", пылесосят "у-у", забивают гвозди "тук-тук", пилят "вжик-вжик").
Ребенок читает стихотворение Е. Серовой
Не терпит мой папа
Безделья и скуки!
У папы умелые сильные руки.
И если кому-нибудь надо помочь
Мой папа всегда поработать не прочь.
- Помогает ли ваш папа дома маме? (Ответы детей)
- Как он помогает маме? (Ответы детей)
- Какие молодцы наши папы. Мой папа тоже помогает маме копать грядки на огороде. Мы можем гордиться нашими папами. Давайте поиграем в игру "Что нужно папе".
- На картинках нарисованы разные предметы. Выберите те картинки, которые нужны папе для домашних дел. После каждого задания Маша с детьми проверяют правильность его выполнения.
- Молодцы ребята! Как много интересного мы узнали о ваших папах. Как они выглядят, чему вас научили, как помогают маме. По вашим рассказам я поняла, что вы любите своих пап, а они любят вас.
К укла Маша благодарит детей и прощается с ними.
Пальчиковые игры на тему «Моя семья»
Моя Семья
Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)
Как у нас семья
Как у нас семья
Большая да веселая (топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)
Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)
Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)
Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)
«Детский сад»
В нашей группе все друзья (Дети ритмично стучат кулачками по столу.)
Самый младший - это я.
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)
Дом.
На поляне дом стоит, «Дом» (изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.)
Н у а к дому путь закрыт. (Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).)
Мы ворота открываем, (Ладони разворачиваются параллельно друг другу.)
В этот домик приглашаем. (Изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.)
Моя семья
Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе)
Дома дружная семья: (и в соответствии с текстом
Это – мама, в определенной последовательности загибают пальцы:
Это – я, сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,
Это – бабушка моя, средний и большой)
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.
«Мамочка»
Мамочка, мамочка (Поочерёдно загибаем пальчики
Любимая моя, правой руки, начиная с большого,
Ведь ты знаешь, мамочка, затем то же на левой руке.
Как я люблю тебя. Правую руку сжать в кулак, ладошкой левой крепко его обхватить.)
«Помощники»
«Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем. Движения по тексту
Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом –
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
М аму крепко обнимаем».
«Мамы разные важны»
Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)
Всех их очень любят дети!
Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх)
С ценарий праздника в младшей группе к 23 февраля
«Парад игрушек»
Цель:
• сплотить детский коллектив,
• создать для детей атмосферу радости и праздника.
• воспитание нравственных, патриотических качеств.
Задачи:
- привлечь детей к участию в празднике;
- развивать коммуникативные качества детей;
- развивать артистические способности.
Образовательные области: «Познание», «Музыка», «Коммуникация»
Материалы и оборудование:
Пилотки и матроски для мальчиков, бантики для девочек
Флажки по 2 каждому ребёнку
Для игр – обручи, «лошадки»
Ход праздника:
Под музыку А. Филиппенко «Бравые солдаты» дети входят в зал. В руках у детей флажки. Дети встают в круг.
Ведущий.
Музыка звучит, поет,
На парад нас всех зовет.
- Скоро праздник – День защитника Отечества. И мы решили в нашем музыкальном зале устроить игрушечный военный парад. Мальчики наши – будут солдатиками. Они расскажут и покажут, какими должны быть настоящие воины, защитники. А наши девочки будут куклами. Для нас они сегодня потанцуют. Начинаем наш парад!
1 ребенок: Мы пока что дошколята,
А шагаем, как солдаты,
Будем Родину любить,
Будем в армии служить.
Т анец с флажками (муз. Алексеева)
Ведущий
- Каждый солдатик должен быть очень сильным, выносливым, чтобы быть защитником. Устроим разминку для будущих воинов.
Разминка
Наши воины идут-раз-два, раз-два, (ходьба на месте)
В барабаны громко бьют: тра-та-та, тра-та-та («барабан»)
В море наши корабли: нынче здесь - завтра там! («качалочка»)
Долго плавали в дали по морям, по волнам! (круговые движения руками)
Пограничник на посту: кто идёт? кто идёт? (ходьба на месте)
Едут танки по мосту: трр-вперёд, трр-вперёд! («моторчик»)
Над землёю самолёт: у-у, у-у! (руки в стороны)
Разрешён ракетам взлёт: Уух, уух! (приседают, ладошки сложены перед
грудью, встают-поднимают руки вверх)
Наши пушки точно бьют: бух, бах! («бокс»)
Нашей армии - салют! (поднимают руки вверх)
Ура! Ура!
Дети садятся на места
Ведущий
- Начинают наш парад воины-кавалеристы (на детей, которые вышли рассказывать стихотворения, надеваю буденовки)
2 ребенок: Скок-скок! – на лошадке.
У меня звезда на шапке,
За плечами автомат,
Потому что я – солдат!
3 ребенок: Подарила мне коня
Мама в день рожденья.
Конь чудесный у меня –
Прямо загляденье!
Я горжусь своим конем,
Он летит как ветер.
Обгоняю на нем
Всех коней на свете!
Ведущий
- Посмотрим, какие у нас кавалеристы быстрые, а кони у них резвые. Поиграем в игру «Принеси письмо»
Игра «Принеси письмо»
Два конверта, две лошадки, два стульчика. Дети по команде должны добежать до стульчика, взять письмо, вернуться к исходной позиции. Можно поиграть 2-3 раза.
Ведущий.
- Быстрые наши кавалеристы. И кони у них резвые. А в небе на нашем параде уже появились самолеты (выходят дети, читающие стихи)
4ребенок: Что за птицы в небе синем
Высоко, высоко.
Это мчатся самолеты
Далеко, далеко.
5 ребенок: Я хочу на самолете
Полететь, полететь.
И на город свой в полете
Посмотреть, посмотреть.
Ведущий
Хотите полетать на самолетиках? Тогда, приготовились!
Стихотворение с движениями «Самолет»
Самолетик-самолет (руки в стороны, качаем ими.)
Отправляется в полет.
Завели мотор – р-р-р! (вращаем кулачками перед грудью)
Заворчал мотор – р-р-р! (Рычим)
Заурчал мотор – р-р-р!
Загудел самолет – у-у-у! (руки в стороны, гудим)
И отправился в полет – у-у-у! (бежим по кругу)
П риземлился самолет,
Вот и кончился полет (приседаем на одно колено)
Ведущий
- После такого серьезного полета надо устроить привал.
Солдатики, вы отдохните.
Танец веселый посмотрите.
Наши куколки станцуют танец
Танец кукол
Ведущий.
Солдатики дружно, весело живут,
Задорные песни все вместе поют.
Песня «Мы – солдаты» (поют мальчики)
Ведущий
- Мы продолжаем наш парад. И встречаем будущих космонавтов, будущих ракетчиков.
6 ребенок: Чтоб ракетой управлять,
Надо сильным, смелым стать.
Слабых в космос не берут:
Ведь полет – нелегкий труд!
7 ребенок: Космонавт – лети вперед!
Подойдет и наш черед.
Тренируюсь я пока,
Чтоб взлететь под облака!
Ведущий
Ждут нас быстрые ракеты
Для полета на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет.
И гра «Займи место в ракете»
8-10 обручей – ракеты, детей больше, чем ракет. Под музыку дети ходят по кругу. С окончанием мелодии, надо занять место в ракете. Далее – убираются 1-2 обруча.
Ведущий
- Молодцы наши будущие космонавты. Быстрые, активные. Но главное – всем будущим воинам-солдатикам надо быть очень дружными.
Речевая игра «Надо дружно жить на свете»
- Нужно дружно жить на свете. Дружно?
- Дружно!
- Это знать большим и детям нужно?
- Нужно!
- Если ссора приключится, плохо?
- Плохо!
- Нужно тут же помириться, - верно?
- Верно!
А потом, когда мы старше станем сами,
Подрастет и наша дружба вместе снами!
Ведущий: - Какой замечательный у нас получился парад: выступали кавалеристы, летчики, космонавты, ракетчики. Устроим нашим воинам, защитникам салют.
Трубы громкие поют,
Нашей армии…
Все хором: Салют!
В космос корабли плывут,
Нашей армии…
Все хором: Салют!
На планете мир и труд,
Нашей армии…
Все хором: Салют!
Дети выходят из зала под музыку марша.
С ценарий праздника 8 марта в младшей группе
Международный женский день
Ведущий:
Посмотрите за окошко,
стало там теплей немножко.
Главный праздник наступает,
Солнышко его встречает.
(Дети читают стихи.)
1 ребенок: К празднику мы постарались,
Аккуратно причесались
Умывались, одевались, что бы мамы улыбались
С праздником весенним мы вас поздравляем
Вам желаем счастья, праздник начинаем.
2 ребенок: Никогда не будем маму огорчать
По хозяйству маме станем помогать.
3 ребенок: Чтобы наша мама, кончив все дела,
Вечером весенним, отдохнуть могла.
4 ребенок: Мы для мамы спляшем,
Песенку споём.
Мы поздравим маму нашу
С женским днем.
Ведущий:
Все готово к празднику.
Так чего же ждем?
Мы веселой пляскою,
Праздник наш начнем!
(танец под песню «Мамочка милая» дети водят хоровод, затем кружатся как фонарики).
Ведуший:
Для ребят, дороже мамы.
Н икого на свете нет.
Шлют вам дети нашей группы.
Танцевальный свой привет.
Танец «Помирились».
Ведущий: - А теперь, ребятки отгадайте загадку:
«Свяжет носочки и сварит обед
Знает варенья старинный секрет,
Часто печет пироги и оладушки
Наша хорошая, добрая … ».
- Правильно бабушка, ведь сегодня праздник и у бабушек. Поэтому, как вы уже догадались, речь пойдет о бабушках.
1 ребенок: Бабушка родная, милая моя
Больше всех на свете, я люблю тебя.
2 ребенок: Расскажу вам по секрету
У меня подружка есть,
Сколько лет моей подружке
Мне на пальчиках не счесть.
С ней играем и читаем.
Вместе песенки поём.
3ребенок: С бабушкой милой мы всегда друзья.
Порадует пусть бабушку песенка моя.
4ребенок: Мы для бабушек любимых
Танец ласковый с танцуем
Поцелуем, приласкаем
И поздравим с женским днем.
Танец: девочки танцуют с бабушками
Ведущий: А сейчас я хочу пригласить мальчиков. Они тоже старались, готовили для мам поздравления. Давайте их поприветствуем!
Выходят мальчики и читают стихи
1 ребенок: Помагаю маме я.
Каждый день работаю!
Убираю со стола,
Мою пол с охотою.
2 ребенок: Мамин труд я берегу,
Помогаю чем могу.
Нынче мама на обед,
Наготовила котлет
И сказала: "Слушай.
Выручи, покушай! "
Я поел немного.
Разве не подмога?
3 ребенок: Я один у мамы сын,
Нет у мамы дочки!
Как же маме не помочь
Постирать платочки!
Мыло пенится в корыте,
Я стираю посмотрите.
Танец мальчиков "Стирка"
Ведущий: А сейчас поиграем в игру «Мамочка»,
Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечаете «Мамочка».
1. Кто пришел ко мне с утра?
2. Кто сказал: «Вставать пора»?
3. Завтрак кто с утра сварил?
4. Чаю в чашку кто налил?
5. Кто косички девочкам заплел?
6. Кто цветов в саду нарвал?
7. Кто тебя поцеловал?
8. Кто ребячий любит смех?
9. Кто на свете лучше всех?
В едущий: - Вот как детки любят своих мам, но и мамы любят своих деток, заботятся о них, готовят разные вкусные угошенья.
Вот, например: мама кошка готовит угощенья для Котенка, мама зайка готовит - для зайченка, а мама медведица - для медвежёнка.
- Давайте посмотрим, чем будут угощять своих детишек наши зверята.
Ребята, как вы думаете - кто ест морковку (зайченок)
Что же будет есть котенок? (рыбку)
А медвеженок? (ягодки).
- Ну, хорошо, а сейчас встанут только девочки и разнесут угощенья нашим зверятам. (Брать только по одному угощенью)
Молодцы девочки справились с заданием. А сейчас у наших девочек свои заботы и хлопоты со своими детишками. Они покажут нам свой танец «мама».
Танец с колясками.
Ведущий: Мальчики подрастают и становятся настоящими помощниками.
Они любят играть в кубики и машинки, и сейчас они нам покажут, как они умеют убирать игрушки по своим местам.
Игра для мальчиков
Кубики нужно положить красную коробку.
Машинки положить в зелёную коробку.
Ведущий: Молодцы ребята хорошо и быстро справились с заданием, садитесь, пожалуйста, на свои места.
Ведущий: Хорошо с друзьями вместе веселиться и играть!
Приглашают, приглашают Вас, девчонки, танцевать.
Мамочек красивых, бабушек любимых
Мы сейчас поздравим, танец вам подарим!
Танец девочек с мамами.
Ведущий: Вот какой чудесный праздник,
Чтоб запомнился он нам,
Веселый танец «Буги-буги»,
От всей души подарим вам!
Ведущий: Пусть некогда женский день не кончается
Пусть поют в вашу честь ручейки
Пусть солнышко вам улыбается
Пусть исполняются ваши мечты.
С праздником дорогие женщины!
К онспект комплексного занятия во 2 младшей группе по ознакомлению с окружающим на тему: «Моя семья»
Цель:
Введение понятия «семья»; воспитание любви и заботливого отношения к членам своей семьи.
Задачи:
Познакомить с правом на любовь и заботу родителей; учить называть членов семьи; знать, что в семье все заботятся и любят друг – друга; понимать роль взрослого и детей в семье; вызывать у детей радость и гордость за то, что у него есть семья, и дом в котором они живут;
обогащать словарный запас детей: мизинец, безымянный, средний, указательный, большой пальцы;
активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей;
продолжать учить детей создавать постройку из готовых геометрических форм, видеть основные части и детали, составляющие сооружение; упражнять в умении различать и называть геометрические формы; развивать конструкторские навыки.
Материалы: Кукла Антошка, макет дома, силуэт ладошки из фанеры, шапочки на каждый палец ладошки с изображением лица мамы, папы, бабушки, дедушки, ребенка, кубики для постройки дома.
Ход:
Мотивация
Дети вместе с воспитателем подходят к домику:
«Что за башенка стоит? А в окошке свет горит!
К этой башне подойдём; А зовётся башня – дом».
- Мы постучим, тук - тук, никого?
-Постучим по громче, ведь звонка нет, тук-тук.
(Кто-то выглядывает в окно)
-Здравствуй мальчик, как тебя зовут?
-Здравствуйте, я Антошка.
-Антошка с кем ты живешь в этом домике?
-Один.
- Один? Ребята, как вы думаете, может ли жить ребенок один в доме? (Нет).
-А кто должен жить вместе с ним? (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра).
-Правильно, а все вместе, это семья.
Пальчиковая игра
Но сначала внимательно послушайте загадку и постарайтесь её отгадать:
Пять да пять - родные братцы, так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку - держат все одну лопатку.
А зимою все гурьбою дружно прячутся в теплушки.
Вот какие «пять да пять», угадайте, как их звать?
- Правильно, это пальцы. А что это за теплушки, в которые они прячутся? (Перчатки)
- Давайте поиграем в пальчиковую игру «Семья». Сожмите левую руку в кулак, а правой, будите постепенно разгибать на левой руке каждый палец.
Движение сопровождается текстом:
Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка, этот – пальчик мамочка,
Этот пальчик – я, - вот и вся моя семья!
Воспитатель. Как вы думаете, о чем эта игра? (Эта игра о семье)
Показывает детям силуэт кисти руки. Давайте найдем самый маленький палец – мизинец. Кто в вашей семье самый маленький? Как вас называют дома? Поищем на разносе шапочку, обозначающую ребенка, и наденем её на мизинец.
Садитесь по удобнее и послушайте стихотворение (ребенок читает стихотворение):
Мы с мамой делали котлеты, а за окошком дождик шёл.
Мы с мамой думали при этом, как вместе быть нам хорошо.
Почему девочке было хорошо с мамой?
- Расскажите, какая у вас мама?
(Ласковая, любимая, милая, хорошая и т. д.). Найдите шапочку «маму» и наденьте на безымянный палец.
- Послушайте еще одно стихотворение (ребенок читает стихотворение):
Н е терпит мой папа безделья и скуки.
У папы умелые, сильные руки.
И если кому–нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
- Что можно сказать про такого папу? Какие ласковые слова вы хотели бы сказать про своего папу? (сильный, смелый, храбрый и т. д. )
Найдите шапочку «папа» и наденьте её на средний палец.
- А сейчас все в круг скорей да играйте веселей.
Педагог читает стихотворение и сопровождает слова движениями.
Ладушки, ладушки, где были? У бабушки. (Хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони все в морщинки собраны. (Показывают ладони)
А у бабушки ладони добрые-предобрые. (Поглаживают ладони одну о другую)
Ведь работали ладони долгими годами. (Постукивают кулачками)
Пахнут добрые ладони щами, пирогами. (Подносят ладони к лицу)
По кудрям меня погладят добрые ладони. (Имитируют поглаживание)
И с моей печалью сладят теплые ладони.(Подносят ладони к лицу, дуют на них)
Ладушки, ладушки, где были? У бабушки. (Хлопают в ладоши)
- Что же умеет делать бабушка? Что вы любите делать вместе с бабушкой? Давайте похвалим свою бабушку: «Моя бабушка самая…(милая, умная, красивая, добрая, хорошая, умелая).
Найдите на разносе шапочку с изображением бабушки и наденьте ее на указательный палец силуэта руки.
У нас остался один палец – большой. Как вы думаете, кто это? (дедушка). Правильно, дедушка. Послушайте стихотворение:
У меня есть дедушка, как зима, седой,
У меня есть дедушка с белой бородой.
Мне на все мой дедушка может дать ответ.
И не стар мой дедушка, хоть ему сто лет!
- Что вы можете сказать о своем дедушке? Какой он? (Добрый, сильный, умелый, сильный, храбрый).
Д авайте на большой палец силуэта наденем шапочку с изображением дедушки. Получилась большая дружная семейка.
- А сейчас посмотрите на экран, давайте поиграем в игру, которая называется «Дружная семейка».
Дети рассматривают картинки с изображением членов семьи, воспитатель указывает стрелкой на кого - либо, из членов семьи, а дети должны назвать, кто это и указать стрелочкой на его действия в семье.
- Ребята, посмотрите какая у меня коробка. Хотите узнать, что в ней? (хотим). Тогда отгадайте загадку:
Есть коробка у меня в ней живут мои друзья
Очень они разные: жёлтые, синие, красные
Все дружные и сильные вместе любят собираться
И в постройки превращаться. (кубики).
- Ребята, а где же будет жить наша дружная семейка? (В домике). Тогда нам просто необходимо построить им дом. Становитесь в круг, и покажем, какой дом мы построим для дружной семейки.
Вот какой красивый дом раз, два, три, четыре, пять
(руки на поясе, повороты вправо, влево)
Будем строить и играть
(ритмичные приседания)
Дом большой, высокий строим
(на носочках, руки вверх, тянутся)
Окна ставим, крышу кроем
(прыжки)
Вот какой красивый дом будет жить семейка в нём.
(показывают, руки вперёд).
А сейчас берем кубики и принимаемся за постройку дома.