Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 п.Теплое»
проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе
«Родной свой край люби и знай!»
Воспитатели: Евстратова О.С.
Михайлова А.Н.
2016-2017 учебный год
АКТУАЛЬНОСТЬ
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, поселком, областным центром, а затем и страной, ее столицей и символами.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сада.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку, областному центру через все виды детской деятельности;
расширение представлений о России, столице нашей Родины – Москве, городе Тула, Тульской области, поселке Тёплое;
знакомство детей с символами России (герб, флаг, гимн), столицы нашей Родины – Москвы (герб, флаг, гимн), города Тулы (герб, флаг, гимн), поселка Тёплое (герб, флаг);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Тип проекта: тематический.
Срок проекта: долгосрочный
Участники проекта: педагоги, дети, родители
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
-Семья
- Детский сад
- Родная улица, поселок
- Областной центр
- Страна, ее столица, символика
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Формы работы
с детьми:
Беседы;
занятия;
рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;
заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
творческая речевая деятельность;
утренники, развлечения, конкурсы;
сочинение рассказов и сказок о семье;
создание мини-проектов;
с родителями.
Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;
анкетирование;
дни открытых дверей;
Фотоконкурсы;
праздники;
семейные мини – проекты.
Сентябрь
1 Беседа «Моя семья»
Цель: продолжать формировать образ мира семьи, актуализировать эмоциональный опыт в семейных взаимоотношениях. Развивать доброжелательность, терпимость, понимание.
2 Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».
3 Рисование на тему «Я и моя семья».
4 Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.
5Работа с родителями: тематическая беседа «Семейные реликвии»
Октябрь
1 «Я люблю свой детский сад и район, где я живу».
2 прогулка «Моя улица»
Цель: Совершенствовать знание названия родной улицы, домашнего адреса. Совершенстсовать умение называть здания, расположенные на родной улице. Рисовать свою улицу.
3. Беседа «Мой родной посёлок»
Цель: продолжить знакомство с родным посёлком, памятными местами. Познакомить с гербом и флагом поселка Тёплое.
4 Беседа «Человек без Родины, что соловей без песни»
Цель: закреплять понятие «Малая Родина», «родной посёлок», «родная земля». Дать представление об истории посёлка.
5 рисование на тему «Там, где я живу, красиво»
6 Работа с родителями: консультация на тему «История названий улиц села»
Ноябрь
1 Беседа «Пот на спине - так и хлеб на столе»
Цель: закрепить знание об осенних полевых работах, рассказать о значении хлеба. Поговорить о труде хлебороба, о технике, которая используется на полях. Познакомить со старинными орудиями труда-серп, цеп, жернов и др. Проследить путь хлеба от поля, до стола.
2. «Добрая пословица ко времени молвится»
Цель: продолжать знакомить с русскими пословицами, рассказать о их значении и смысле. Воспитывать любовь к малым фольклорным формам, развивать словарный запас.
3. Беседа «Я и моё имя»
Цель: познакомить с историей русских имен, со значением имени для человека. Продолжать учить вежливо обращаться к сверстникам и старшим, знакомиться.
4. Беседа «Украшение жилья»
Цель: дать понятие о рушнике, развивать умение сравнивать, анализировать, воспитывать любовь к народной культуре.
5. Беседа «Тёплое-прежде и теперь»
Цель: познакомить детей с историей Теплого, воспитывать любовь к родному поселку, своей «малой Родине».
6. Работа с родителями: выставка фотографий на тему «Мой дом – моя крепость»
Декабрь
1. Беседа «Каков хозяин, таков и скот»
Цель: совершенстсовать представление о домашних животных, для чего служил скот в старые времена. Познакомить с сельскохозяйственными профессиями: доярка, пастух, скотник, птичница.
2. «Животные наших лесов»
Цель: расширять представление о диких животных тульского края, их признаках: плотоядные, травоядные. Воспитывать бережное отношение к природе.
3. Прогулка «Белая береза под моим окном»
4. «Новоселье в новом доме»
Цель: познакомить с обычаями гостеприимства, воспитывать любовь и уважение к народным традициям
5. «Зимние забавы»
Цель: совершенствовать знания о сезонных изменениях в природе, развивать умение рассказывать о приметах зимы. Знакомить с зимними русскими народными играми. Воспитывать любовь к родному краю.
6. Работа с родителями. Консультация на тему: «Здоровье без лекарств»
Январь
1. «Пришла Коляда накануне Рождества»
Цель: знакомить детей с Рождественскими колядками, обрядами и обычаями Рождества и Святочной недели. Дать представление о празднике Рождества Христова.
2. «Народные игры»
Цель: расширять знание о народных играх, развивать любознательность, выносливость, смекалку. Воспитывать гордость за культуру тульского народа, желание ее сохранять.
3. «Веселая ярмарка»
Цель: продолжить знакомство с народной традицией устройства ярмарок, ярмарочными гуляниями, народными ремеслами.
4. «Что за обед, коли каши нет»
Цель: познакомить детей с продуктами питания в старину, рассказать о пользе каш. Познакомить с разновидностями зерновых культур, выращиваемых на нашей земле. Продолжить разговор о правильном питании.
5. Беседа «Выступает будто пава»
Цель: познакомить с видами народной женской одежды. Познакомить с народным промыслом-вышиванием.
6. Рисование «Русский национальный костюм»
Февраль
1. Рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»
Цель: продолжать знакомить детей с военной техникой, ее назначением.
2. Конструирование «Подарки для папы»
Цель: совершенствовать умение детей делать поделки из бумаги, развивать творчество.
3 «Славна богатырями земля Русская»
Цель: закрепить знания детей о русских богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, познакомить с их внешним видом, оружием, подвигами. Рассказать о современном празднике - Дне защитника Отечества. Провести параллель о защитниках русской земли прежде и теперь.
4. «Масленица блинная»
Цель: продолжать знакомство с народными праздниками-Масленницей, историей праздника, обычаями и традициями, проводами зимы.
6 Работа с родителями: конкурс армейских фотоальбомов пап: «Есть такая профессия – Родину защищать».
Март
1 «Нет милее дружка, ем родная матушка»
Цель: продолжать знакомить детей с понятием «семья», о роли ее членов, о семейном укладе, поговорить о маме, о женском празднике. Воспитывать любовь к близким.
2 рисование «Портрет моей мамы»
Цель: закрепить умение детей рисовать карандашами, создавать образ мамы в рисунке, развивать творчество.
3. «Грач на горе, весна на дворе»
Цель: продолжать знакомить детей с птицами Тульской области. Знакомить с деятельностью птиц в весеннее время, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
4. «Первые цветы весны»
Цель: закрепить знания детей о первоцветах тульского края, познакомить с Красной книгой Тульской области. Продолжать воспитывать бережное отношение к природе.
5. Работа с родителями тематический вечер «Тепло материнского сердца»
Апрель
1. Беседа «Стоп машина, тише ход, на дороге пешеход».
Цель: продолжать знакомить детей с транспортом, его назначением. Правилами дорожного движения, закреплять знания о значении сигналов светофора.
2. «Весенняя ярмарка ремесел»
Цель: продолжать знакомить детей с народными ремеслами, воспитывать гордость за народную культуру. Развивать желание изготавливать предметы народных ремесел своими руками.
3. Беседа «Филимоновская игрушка»
4. Рисование «Филимоновское чудо»
Цель: закрепить знания об истории Филимоновской игрушки. Учить рисовать ее. Воспитывать любовь и уважение к труду народных умельцев.
5. «Как на Пасху куличи»
Цель: закрепить знания детей о самым почитаемом Православном празднике, традициях и обычаях. «Крашенки», «Писанки», игры с яйцами.
6 Работа с родителями: благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями и детьми
Май
1. «Человек жив до тех пор, пока его помнят»
Цель: закрепить знания детей о празднике - День Победы, почему он так назван, кого поздравляют в этот день. Дать представление о героизме солдат в Великой Отечественной Войне
2. «История парка»
3. Экскурсия к братской могиле
Цель: вызвать интерес к истории родного края, познакомить с братской могилой, сформировать и закрепить чувство благодарности и уважения к героям Великой Отечественной Войны. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине.
4. Рисование на тему «Салют в честь дня Победы»
Цель: учить детей передавать свои впечатления от праздника в рисунке
5 Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время этот проект актуален, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.