Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Огнево-Заимковская средняя общеобразовательная школа»
Индивидуальный итоговый проект
«Мой выбор - здоровый образ жизни!»
предмет: Основы безопасности жизнедеятельности
вид проекта: информационный проект
Выполнила: ученица 9 класса
Ермолова Дарья
Руководитель:
преподаватель-организатор ОБЖ
Бобрушка Светлана Николаевна
Огнево-Заимка - 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Здоровый образ жизни и его составляющие...................................................4
1.1. Основы здорового образа жизни.................................................................................4
ГЛАВА 2. Программа мероприятий «Мой выбор - здоровый образ жизни!)……… 9
2.1. Разработка Акции «Мы выбираем ЗОЖ!»................................................................ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................................11
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….12
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................................13
Приложение 1. Фотоотчет. Акция «Мой выбор - здоровый образ жизни!»................14
Приложение 2. Информация для «Школы здоровья». Анкетирование………………15
Приложение 5. Разработка памятки………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Забота о физическом состоянии человека приобретает особую значимость в наше тяжелое с экологической точки зрения время. Все большее количество людей начинает бережно относиться к сохранению собственного здоровья, к его улучшению. Средством для выполнения такой задачи является ведение здорового образа жизни.
Актуальность проекта: Актуальность темы здорового образа жизни в наши дни очевидна. Здоровье – это основное наше богатство, которое необходимо беречь и сохранять. Поэтому сегодня наблюдается особый интерес к физическому воспитанию и пропаганде здорового образа жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни остаются первостепенной задачей. Здоровье ребенка зависит не только от полноценного физического развития, сбалансированного питания и воспитания в детском саду, а также от условий жизни в семье, так как семья – это среда, где формируется здоровье ребенка и закладывается в его сознании основа к постоянному стремлению к здоровью.
Цель данного проекта: разработать эффективную программу пропаганды общественных ценностей - здорового образа жизни.
Задачи, решаемые в ходе реализации данного проекта:
распространение знаний в области здорового образа жизни;
развитие творческих способностей подростков, мотивация на успех;
развитие коммуникативных способностей подростков;
воспитание личности, способной принимать ответственные решения.
Проект предполагает:
1. Информационную работу с учащимися 8 – 10 класса, выразившими желание принять участие в данном проекте.
2. Проведение тренингов, конкурсов, акций.
3. Создание памяток, рекламирующих ЗОЖ, с использованием компьютерных технологий.
Ожидаемый результат:
повышение мотивации здорового образа жизни, формирование индивидуального способа физического самосовершенствования;
Объектом нашей работы: является формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни.
Ключевые понятия: здоровье, здоровый образ жизни, двигательная активность.
Гипотеза: Подростки могут грамотно объяснить, что включает в себя понятие здоровый образ жизни, но практически нет ни одного ребенка, который полностью соблюдает правила здорового образа жизни.
Глава 1. Здоровый образ жизни и его составляющие
Основы здорового образа жизни
В современном обществе человек испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных факторов: эмоциональные напряжения, информационные перегрузки, плохие экологические условия. Эти факторы очень часто сочетаются с недостаточной физической активностью. Совокупное действие неблагоприятных факторов окружающей среды и малоподвижного образа жизни оказывает чрезвычайно негативное воздействие на организм, нарушая его нормальное функционирование и способствуя развитию различных
заболеваний.
В подобных условиях очень важно применять комплекс разнообразных средств, способствующих сохранению и укреплению здоровья организма. Здоровый человек - это полноценный член общества, который отличается высоким уровнем физической и умственной работоспособности, хорошим самочувствием, внутренним душевным комфортом.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.
Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.
Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двухосновных законах, нарушение которых опасно для здоровья.
Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.
Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме , а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например , витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником
витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.
Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей, эффект “озоновой дыры” влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод - на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни. Однако, здоровье, полученное от природы, только на 5% зависит от родителей, а на 50% - от условий, нас окружающих.
Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.
Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.
Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.
Еще одним важным элементом здорового образа жизни является личная гигиена.
Личная гигиена - она включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви . Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается ритм четкий функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.
Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.
Изучение заболеваемости привело к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима. Беспорядочный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в различное время - к бессоннице и нервному истощению, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работоспособность.
Режим имеет не только оздоровительное но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни.
ВЫВОД: Каждому молодому человеку важно знать основы здорового образа жизни, его составляющие.
Глава 2. Программа мероприятий
«Мой выбор - здоровый образ жизни!»
Это мы (9 класс)- участники группы: Боевые!, Энергичные!, Молодые!, Симпатичные!.
Ермолова Дарья и участники группы, представляем программу мероприятий «Мой выбор - здоровый образ жизни!»
Таблица: план мероприятий «Мой выбор - здоровый образ жизни!»
№ п/п | Мероприятия | Срок проведения | Место проведения | Участники |
1. | Беседы «Школа здоровья»: 1 .Основы здорового образа жизни. 2.Стресс. Его значение в жизнедеятельности человеческого организма. 3.Вредные привычки - путь в никуда. | Январь, Февраль, Март. | Кабинет №35 ОБЖ | 8 -10 класс |
3. | Акция «Мы выбираем ЗОЖ!» | Февраль | Коридор 2 этаж | 5-11 класс |
3. | Разработка социальной рекламы средствами компьютерной графики | Март | Кабинет№ 49 информатики | 9 класс |
2.1.Акция «Мы выбираем ЗОЖ!» (Приложение 1)
Бобрушка Светлана Николаевна, преподаватель-организатор ОБЖ. Учащиеся 9 класса - участники группы: Боевые!,Энергичные!,Молодые!,Симпатичные. Ермолова Дарья.
Цель мероприятия - приобщение учеников школы здоровому образу жизни.
Задачи:
дать учащимся представление о здоровом образе жизни;
помочь ученикам задуматься о необходимости быть здоровым;
развивать творческие способности и познавательный интерес;
воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Станции:
Азбука здоровья
Страна здоровья
Спортивная
Проведение мероприятия: на переменах после 3-го и 5-го урока.
Время проведения – 10 -15 минут.
Время работы на станциях 3-5 минут. Ответственные по станциям оценивают ответы на вопросы по бальной системе и сдают маршрутные листы. Участники группы и ответственные по станциям подводят итоги игры.
Маршрутный лист
Название станций | Класс | Баллы | Примечание | Ответственный |
Азбука здоровья | | | | |
Страна здоровья | | | | |
Спортивная | | | | |
Оформление в коридоре: плакаты, столы.
Задания на станциях:
Станция «Азбука здоровья» (Приложение 2)
1. Продолжите пословицы: (каждая пословица - 1 балл)
1. В здоровом теле……
2. Здоровье не свечка, сгорит........
3. Где здоровье, там и .....
4. Курить-....
5. Чистота-...
6. Богатство - на месяц, здоровье ...
7. Здоровье дороже.......
2. Разгадайте кроссворд. Найдите ключевой слово (Решение кроссворда - 3 балла)
Ключевое слово: Суммарный показатель, который складывается из ощущений (Бодрости, вялости, усталости и др.).
1. Состояние психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях.
2. Болезненное влечение к употреблению наркотиков.
3. Невосприимчивость организма к инфекциям, защитные функции организма.
4. Нарушение нормальной жизнедеятельности организма.
5. Объект изучения науки Анатомии.
6. Вид бытовой наркомании наиболее распространенная форма которой - никотинизм.
7. Физическое и психическое состояние организма человека, при котором он обладает высокой работоспособностью.
8. Форма отдыха, ежедневная потребность организма.
9. Наука о наследственности.
10. Один из факторов от развития, которого зависит здоровье человека.
11 . Набор продуктов, удовлетворяющий потребности в энергии и жизненно важных вещах.
12. Установленный распорядок жизни человека.
Ответы. Ключевое слово - самочувствие. 1-стресс, 2-наркомания, 3-иммунитет, 4-болезнь, 5-человек, 6-курение, 7-здоровье, 8-сон, 9-генетика, 10-здравоохранение, 11-рацион, 12-режим.
Станция «Страна здоровья»
Викторина «Здоровый образ жизни» (Приложение 3)
1. Что такое здоровый образ жизни?
ЗОЖ - это деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья.
2. Назовите основные аспекты ЗОЖ?
• Режим дня
• занятия физкультурой и спортом,
• рациональное питание,
• гармоническое отношение между людьми,
• соблюдение правил гигиены,
• отказ от вредных привычек,
• закаливание,
• достаточный сои,
• прогулки на свежем воздухе, - досуг, вызывающий положительные эмоции.
3. Что такое гиподинамия?
Гиподинамия — малоподвижный образ жизни.
4. К каким заболеваниям приводит избыточный вес?
Избыточный вес приводит к заболеваниям сердечно - сосудистой системы - гипертония, атеросклероз; эндокринной системы — ожирение; опорно- двигательного аппарата - артриты, артрозы и др.
5. Какие требования гигиены надо выполнять, чтобы быть здоровым?
Умываться утром, чистить зубы 2 раза в день, полоскать рот после приема пищи, мыть руки перед едой, после посещения туалета, приходя с улицы, регулярно пригашать душ, менять носки и нательное белье, 1 раз в неделю мыться с мылом, не пользоваться чужими санитарными принадлежностями: расческа, зубная щетка, полотенце, носовой платок
6. Что такое рациональное питание?
Рациональное питание сбалансировано по белкам, жирам и углеводам. Принимать пищу необходимо 3-4 раза в день - завтрак, обед, полдник, ужин.
7. Назовите вредные привычки. Почему вредны вредные привычки?
Алкоголь, курение, наркотики. Вредные привычки сокращают продолжительность жизни, приводят к различным заболеваниям.
Станция «Спортивная» (Приложение 4)
ВЫВОД: Работая по программе «Мой выбор - здоровый образ жизни!»
мы решили следующие важные задачи:
помогли учащимся сформулировать составляющие здорового образа жизни, задуматься о необходимости быть здоровым;
помогли развить ученикам свои творческие способности и познавательный интерес;
попытались изменить не серьезное отношение некоторых учеников к своему здоровью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев основные критерии здорового образа жизни, мы можем подвести некоторый итог. Мы выяснили, что здоровый образ жизни – это совокупность профилактических мер, направленных на предотвращение заболеваний, укрепление всех систем организма и улучшение общего самочувствия человека. Ведение здорового образа жизни предполагает не хаотическое использование различных методик, но применение индивидуального,
тщательно подобранного плана. План этот должен учитывать физиологические и психологические особенности конкретного человека, стремящегося улучшить свое состояние. Здоровый образ жизни не предполагает какую-то специальную физическую подготовку, его принципы рассчитаны на использование их обычным человеком с целью поддержания работоспособности и нормализации жизнедеятельности организма.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни). М.: Медицина, 2008.
Книга о здоровье: Сборник // Сост.: Ю.В.Махотин, О.В.Карева, Т.Н. Лосева. Под. Ред. Ю.П.Лисицына. - М.: Медицина, 1988.
В. Михайлов, А. Палько. Выбираем здоровье! - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2015.
Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 класс». Авторы: А.Т.Смитрнов, Б.О.Хренников., «Просвещение» 2015г.
Артемьева, Т. Система Амосова / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № 1. – С. 32-39. О системе оздоровления.
Васильева, Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. – 2010. – № 11. – С. 3.
Генеральная уборка организма // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 20-24. Очищение организма
4. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании. / Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
7. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. М: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
Приложение 1
Проведение Акции «Мы выбираем ЗОЖ»
ПРЕДСТАВЛЯЕМ АКЦИЮ
'"Мы выбираем ЗОЖ”
Приложение2
Информация для «Школы здоровья».
В анкетирование приняли участие учащихся 8 -10 классов, в количестве 24 человека
Результаты теста проведенного в классах.
Алкоголь употребляют:
Ты знаешь, что такое ЗОЖ? Приложение3
В опросе приняли участие учащихся 8-10 классов, в количестве 24 человека
Рисунок 1. Результаты анкетирования в МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ» учащихся 8-10 кл.
Посещаешь спортивную секцию? Приложение 4
В опросе приняли участие учащихся 8-11 классов, в количестве 34 человека
Рисунок 2. Результаты посещаемости спортивных секций МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ» учащихся 8-11 кл.
Приложение 5
Разработка социальной рекламы
Цель мероприятия - приобщение обучающихся к здоровому образу жизни
Задачи:
дать ученикам представление о здоровом образе жизни;
помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровым;
развивать творческие способности познавательный интерес;
воспитывать ответственное отношение к своему здоровью
ПАМЯТКА
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: «Мой выбор - здоровый образ жизни!»
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту или учебные дисциплины, близкие к теме проекта: Основы безопасности жизнедеятельности
Автор проекта: Ермолова Дарья, ученица 9 класса
Руководитель проекта: Бобрушка Светлана Николаевна
Тип проекта: информационный проект
Цель проекта: разработать эффективную программу пропаганды общественных ценностей - здорового образа жизни.
Задачи проекта:
распространение знаний в области здорового образа жизни;
развитие творческих способностей подростков, мотивация на успех;
развитие коммуникативных способностей подростков;
воспитание личности, способной принимать ответственные решения.
Продолжительность (среднесрочный)
Предполагаемые продукт (ы) проекта: презентация, памятка.
Необходимое оборудование
Самоанализ и самооценка ученицы 9 класса
Ермоловой Дарьи
по выполнению и защиты проекта
«Мой выбор - здоровый образ жизни!»
Опиши свои впечатления о работе над проектом для того, чтобы выразить свое отношение к тому, какого результата ты достиг, и как у тебя получилось это сделать. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оцени приобретенные навыки и умения (что нового ты научился делать), где может пригодиться твоя работа и новоприобретённые умения и навыки.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опиши, что у тебя получилось лучше всего и что ты хотел бы изменить (улучшить).______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделай самооценку твоего участия в презентации (защите) проекта._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лист оценки процесса подготовки и реализации
индивидуального проекта
Критерии | Показатели | Вариант шкалы оценивания |
Сформированность познавательных действий | Учащийся способен: обрабатывать информацию (группировка, схематизация, упрощение и символизация, визуализации); выполнять логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление связей, рассуждения, отнесение к известным понятиям); вести целенаправленное наблюдение, сопровождающееся выдвижением и проверкой предположений; преобразовать известное с получением нового результата, нового взгляда на известное; найти новую информацию, подтверждающую или опровергающую известное, или уточняющую границы применимости известного; найти новое применение известному; устанавливать новые связи и отношения; выдвигать и проверять новые идеи; интерпретировать и оценивать (результаты, суждения); переносить знания и способы действий на новые объекты, новые области знания | |
Сформированность регулятивных действий | Учащийся способен: определять цель своей работы и планировать ее; контролировать процесс выполнения задания и качество его выполнения; оценивать процесс и результат деятельности, соотнося результат выполнения задания: со своим пониманием учебной задачи, своим замыслом или с предоставленными учителем или с разработанными совместно критериями оценки или с выбранным способом выполнения задания выявлять позитивные и негативные факторы, повлиявшие на выполнение задания; ставить для себя новые личные цели и задачи | |
Сформированность коммуникативных действий | Учащийся способен: участвовать в обсуждении, диалоге в процессе защиты проекта; создавать устное высказывание и текст в соответствии с коммуникативной задачей, темой и форматом; оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно отвечать на вопросы | |
Сформированность предметных знаний и способов действий | Умение раскрывать содержание работы, в соответствии с заявленной темой | |
Итого количество баллов –