Содержание
Введение…………………………………………………………… с. 3
1. Основная часть
1.1.История создания денег……………………………………… с. 4 - 6
1.2. Коллекционирование монет………………………………… с.6 - 9
2. Практическая работа. Принципы систематизации домашней коллекции
монет……………………………………………………………… с. 10 -11 3.Заключение……………………………………………………… с.12
4.Список использованной литературы………………………………………………………… с. 13
5. Приложения………………………………………………………с.14-18
Введение
Нумизматика связывает между собой многие аспекты прошлого и современности. Включает в себя исторические познания мира и цивилизаций. Для нумизматики как науки, монеты являются важнейшим объектом для исследования множества важных исторических процессов становления и падения целых государств, их внешнеэкономических связей и особенностей государственной жизни в прошлом и настоящем.
Цель работы: выяснить, монеты каких стран находятся в моей коллекции.
Задачи работы:
изучить литературу и Интернет – ресурсы по теме, систематизировать материал и отобрать нужную информацию;
узнать, как появились деньги, монеты;
провести исследование, установить к какой стране принадлежат мои монеты;
оформить имеющиеся монеты.
Гипотеза: Если коллекционировать монеты разных стран, то можно многое узнать из их истории.
Методы, применяемые в моём исследовании: беседа, наблюдение, исследование монет, анализ результатов исследования, изучение литературы, сравнение образцов с оригиналами.
Объект исследования: деньги.
Предмет исследования: моя домашняя коллекция монет.
1. Основная часть
1.1. История создания денег.
Деньги - всеобщий эквивалент стоимости товаров и услуг, входящий в состав финансовой системы каждой страны. До принятия современного вида они прошли многовековую эволюцию.
Как появились деньги? Рыночные отношения начали формироваться еще в 7-8 тысячелетия до н.э. В то время первобытные люди обменивались друг с другом лишними продуктами, а пропорции устанавливались в зависимости от обстоятельств. С появлением общественного разделения труда бартер постепенно становился неудобным, и наши предки начали использовать в роли денег разные предметы
На Руси в качестве средства платежа использовали меха пушных зверей, в Древней Греции - крупный и мелкий скот: баранов, лошадей, быков. В Древней Индии, Китае, на восточном побережье Африки и Филиппинских островах - ракушки, собранные на нитку. В Меланезии применялись свиные хвостики (прил.1).
Постепенно одни виды валют вытеснялись другими, независимо от воли людей. В качестве денег применялись разные виды металлов: медь, олово, свинец, железо. В Древней Греции железные прутья считались лучшим средством обмена.
История возникновения денег сообщает нам о том, что вскоре всеобщим стоимостным эквивалентом стали золотые и серебряные металлы, принимающие форму украшений. Они на тот момент больше соответствовали идеалу и были эстетически привлекательными, поэтому мгновенно вытеснили другие формы денег. В 13 веке до н.э. их стали делить на бруски определенной массы. Именно тогда появились первые весовые единицы. Очень удобным оказалось взвешивание золотого песка, долгое время выполнявшего функцию обращения в Индии, Китае, Египте и других странах.
Деньги из природного сплава (серебро и золото) появились в 7 веке до н.э. в государстве Лидия, расположенном в Западной Азии. Там сейчас находится Турция. Спустя несколько десятилетий в греческом городе Эгине начали создавать серебряные монеты, отличающиеся по форме от лидийских. Постепенно это новшество распространилось по всему миру.
С дальнейшим развитием рыночных отношений люди чеканили монеты самых разнообразных форм, из которых наиболее практичной стала круглая. Александр Македонский был первым, кто создал на ней свое изображение (прил.2).
Монеты стали лучшим средством обмена благодаря соответствию сформировавшимся требованиям:
В 1 веке до н.э. средством обмена являлись лоскутки кожи. В Китае использовали для этих целей белые шкурки оленей и древесную кору с нанесением специальных обозначений. Согласно еще одной версии, ранняя форма ассигнаций появилась благодаря открытию хранилищ для обмена металлов на квитанцию. По проекту Джона Ло первые банкноты были выпущены во Франции в 1716 году. Именно это спровоцировало массовое производство бумажных денег. В конце 17 века они появились в США, в середине 18 века - в Пруссии и Австрии, а в конце - во Франции. По проекту Джона Ло первые банкноты были выпущены во Франции в 1716 году. К периоду Первой мировой войны они распространились по всем странам.
История денег в России уходит в далекое прошлое. Первые деньги пришли к нам из арабских стран в XIX веке до н.э. и назывались дирхемами (прил.3). Золото и серебро являлось средством платежа еще в Киевской Руси, во времена правления князя Владимира Святославича (конец X начало XI века) (прил.4). Слово «монета» вошло в русскую речь только во времена правления Петра Великого. Именно тогда наши предки начали активно искать золото, но находили лишь в небольших количествах при переработке серебряных руд. Источник обнаружили в 1745 году на Колывано-Воскресенских приисках. История денег в России неотделима от событий самого государства. Например, по случаю начала использования золота была создана памятная монета стоимостью 5 рублей с надписью «Изъ Розе. Колыв» (прил.5).
Первые бумажные ассигнации появились при власти российской Императрицы Екатерины II в 1769 году. Они были очень похожи на банковские расписки и использовались для выплаты жалования чиновникам (прил.6).
1.2. Коллекционирование монет
Коллекционирование монет — это процесс систематизированного собирания монет по каким-либо признакам (страна, год, эпоха, рисунок на монете, материал, из которого она изготовлена, монетный двор и т. п.) с целью создания коллекции.
Человек, который коллекционирует монеты называется Нумизмат. Что означает, человек не просто собирающий монеты, а именно изучающий историю монет, их чеканки и денежного обращения. Слово нумизмат происходит от латинского "нумизма", что означает монета.
Люди собирали монеты из-за их ценности с момента их появления. Однако коллекционирование монет за их эстетическую/художественную ценность появилось гораздо позже. Существуют исторические и археологические свидетельства о коллекционировании монет как минимум со времен Древнего Рима. Так, например, император Август ценил старые и иностранные монеты и дарил их своим друзьям во время праздников (прил.7).
У монеты различают лицевую (аверс), обратную (реверс) стороны монеты, а также боковую поверхность (кант и гурт). Интересно что для обычного человека аверс – орел и соответственно, решка – реверс, гурт называют по разному: край, бортик. Бортик — приподнятый край монеты или медали, является частью гурта и поля монеты. Бывает как на аверсе, так и на реверсе. Является защитой от износа рельефа монеты (прил.8)
.
В моей коллекции монет они систематизированы по следующим группам:
-монеты государств Европы и Азии,
-монеты периода Советского Союза,
-монеты Российской империи,
-юбилейные монеты России
Если коллекционировать монеты разных стран, то можно многое узнать из их истории.
Я узнал о древних городах России Кострома, Вологда, Елец, Калуга, Ржев и их наиболее известных памятниках архитектуры по серии юбилейных монет номиналом 10 рублей (прил.14).
Я узнал о великих русских царях, императорах и князьях.
Составлен из литеры "Е" ("Елизавета"), сочлененной с латинской литерой "Р" ("Петровна"); обе литеры повторены в зеркальном отражении.
Составлен из литер "I" ("Императрица"), "Е" ("Екатерина") и цифры "II" ("Вторая").
Составлен из литеры "П" ("Павел") и цифры "I" ("Первый") (прил.15).
Я узнал об исторических событиях, которым были посвящены юбилейные монеты СССР: Олимпийские игры 1980 года в Москве, Победе над фашистской Германией в 1945 году, стыковке космических кораблей СССР и США: «Союз –Апполон» в 1975 году.
Нумизматы хорошо знают историю и географию. Свои знания они черпают из сюжетов монет, посвященных выдающимся личностям, важным историческим событиям и памятникам архитектуры.
Я узнал:
- об Александре Македонском - царе Македонии, выдающемся полководце, создателе мировой державы (прил.16).
Монеты несут культурное просвещение, побуждают узнавать больше про великих художников, музыкантов, писателей, философов, правителей и военачальников.
Я узнал об истории национального костюма в средневековом Китае и Японии изучив монеты с дырками в центре. В отличие от Европы в Азии кошельки для монет не были распространены. Эти монеты имели отверстия для того, чтобы, продевая сквозь них веревку, их можно было связывать. Таким способом очень удобно было перемещать большое количество денег. Нередко расплачивались целыми связками, а не отдельными монетами.
Я узнал об истории разделения Германской империи после Второй мировой войны и её повторном объединении в 1990 году из монет Германии с 1889 по 1990 годы.
А еще коллекционеры лучше других знают, где находятся разные страны, какое у них территориальное деление, как называются их регионы и денежные единицы.
2. Практическая работа. Принципы систематизации домашней коллекции монет
В качестве материала для исследования представлена моя домашняя коллекция монет, собранная в формате коллекционного альбома. Проведена систематизация имеющихся в коллекции монет по номиналам, по годам, по количеству, по состоянию, по материалу, по степени сохранности, по оригиналам и копиям, по географическому и историко- культурному признаку (прил.9 - 13)
.
Всего в коллекции 179 монет.
Металл | Количество |
Серебро | 7 |
Медь | 18 |
Алюминий | 10 |
Алюминиевая бронза | 15 |
Мельхиор | 7 |
Железо с цинковым покрытием | 2 |
Сплавы никеля, мельхиора, медно-цинковые и др. | 120 |
По годам чеканки монет:
Век | Количество |
XV | 1 |
XVIII | 4 |
XIX | 9 |
XX | 155 |
XXI | 10 |
Оригиналы и копии
По географическому и историко- культурному признаку:
Признак | Количество |
Монеты Европы | 110 |
Монеты Азии | 9 |
Монеты Российской империи | 22 |
Монеты СССР | 20 |
Юбилейные монеты СССР и Российской Федерации | 18 |
Проанализировав полученные данные, я пришёл к выводу, что наиболее оптимальным принципом систематизирования монет для небольшой частной коллекции является историко-культурный и географический. Именно при том принципе распределения монет обеспечивается их более равномерное количество в группах, сохраняется их значение для изучения культурно- исторического материала, с которым они соотносятся.
3.Заключение.
В ходе данной работы мною была изучена литература по теме, был проведен краткий анализ полученной информации. Я узнал, как появились деньги, монеты, интересные факты. С папиной помощью я научился искать нужную информацию в Интернете.
В ходе исследования я выяснил, монеты каких стран находятся в моей коллекции, результаты занесены в таблицу. Т.е. цель моей работы достигнута.
Моя гипотеза подтвердилась. Коллекционирование монет - это интересное и увлекательное занятие, с которым очень интересно учить историю.
Настоящие собиратели понимают, что каждая монета имеет свою необычную историю. Совершенно необязательно, чтобы они были древними. Собирать их нужно уже сейчас — через несколько лет они будут только в коллекциях поклонников нумизматики.
В будущем я планирую продолжить собирать монеты разных стран.
4.Список литературы
1. История России. Энциклопедия для детей. Том 5, часть 1, Издательство Аванта +, 2005 г.
2. Я познаю мир. История России , Издательство: "АСТ, Астрель" 1999г.
3. Материалы сайтов интернет:
bse.sci-lib.com
ru.wikipedia.org›Коллекционирование монет
dnevniki.ykt.ru›Nik17/1071781
vsesobral.ru›Статьи›Коллекционирование монет
numizmat.at
Приложения
(прил.1)

(прил.2)

(прил.3)

(прил.4)  | (прил.5)  |
(прил.6)  | (прил.7)  |
(прил.8)  | (прил.8)  |
(прил.8)  | |
(прил.9)

(прил.10)

(прил.11 - 12)


(прил.13)

(прил.14)  | (прил.16)  |
(прил.15)  | (прил.16)  |
14