СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по патриотичечкому воспитанию "Раскрасавица Матрёшка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщить детей к истокам духовной культуры русского народа.

Просмотр содержимого документа
«Проект по патриотичечкому воспитанию "Раскрасавица Матрёшка"»

















Содержание

  1. Введение…………….. ……………………………………………… 3

  2. Цель, задачи…………………………………………………………. 5

  3. Методы, формы, ожидаемые результаты………………………….. 6

  4. Структура проекта………………………………………………… …6

  5. Этапы работы над проектом………………………………………….7

  6. Этапы проведения проекта…………………………………………...8

  7. Литература…………………………………………………………….10



Приложение 1 «История возникновения матрёшки»………………..…… 11

Приложение 2 Памятка для родителей « Русская народная игрушка-матрёшка, как необходимый элемент воспитательного процесса».………………...………………………………………………….17

Приложение 3 Анкета для родителей «Патриотическое воспитание ребенка в семье и детском саду»…………………………………………..20




























ВВЕДЕНИЕ Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического взаимодействия ребенка и педагога с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дети отвечает доверием взрослому, им присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуренародному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Актуальность: Что мы знаем о старине, о давно минувших днях? Великий русский педагог К. Ушинский еще в XIX веке писал, что западный человек (даже менее образованный) ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский. С тех пор мало, что изменилось, и есть опасность превратиться в «Иванов, не помнящих родства».

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Для каждого из детей, проект станет проводником в мир творчества, культуры, познания своих корней. Большинство детей ведь не знают, как жили его предки, что надевали. Потому мы придумали направление деятельности "Культурное наследие", когда ребенок может через культуру прикоснуться к своим истокам. Так возникла идея ознакомления детей младшего возраста с образами разных матрешек в традиционных народных костюмах.

Как же развивать патриотические чувства, если не приобщать их к истокам народного мастерства? Чем увлечь ребёнка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира.

И именно сейчас, как никогда раньше, взяв за направление «Развитие патриотических чувств у детей младшего возраста», посредством ознакомления с русской матрёшкой, на занятиях, в беседах, игровой деятельности мы продолжаем знакомство с историей русского народа, народными художественными промыслами, пытаясь связать прерванную нить поколений. Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями, мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки и вообще любого продукта творческой деятельности.

Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями матрёшек, элементами узора, тем самым, способствуем формированию активного словаря детей, а значит, прививаем речевые умения и навыки, способствуя гармоничному развитию личности. Когда мы целенаправленно знакомим детей с новыми понятиями, названиями матрешек, элементами узора, тем самым способствуя формированию активного словаря детей, а значит, прививаем речевые умения и навыки, способствуя гармоничному развитию личности.

Процесс ознакомления с родными народными игрушками, а в частности с матрёшкой, должен быть разнообразен и регулярен, интересен детям, так как через игрушки дети познают мир. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать её в детском саду, так как она является универсальной игрушкой. В процессе знакомства детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению развития познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки.

Цель: создание условий для развития патриотических чувств и художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с русской народной игрушкой – матрешкой.

Задачи проекта:

-приобщать к истокам духовной культуры русского народа: формировать представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрёшки;

-формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе;

-способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;

- развивать творческие и познавательные способности;

- речевые умения и мелкую моторику рук;

- обогащать словарный запас дошкольников.

Вид проекта: информационный, практико – игровой

Продолжительность: краткосрочный

Сроки проекта: 1 месяц

Участники: дети младшей группы (3-4 года), воспитатели группы, родители (законные представители).

Целевая группа проекта: Проект адресован младшим дошкольникам.

Методы и приёмы организованной образовательной деятельности:

- игра как основной вид деятельности;

- объяснительно – иллюстрационный метод;

-метод эстетического убеждения и эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;

- словесные; подражание, диалог, беседы по картинкам, отгадывание загадок, чтение художественных произведений;

- дидактические игры и упражнения, игровые ситуации;

- общение и совместная деятельность взрослых и детей;

-метод двигательной активности (подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики и динамические паузы);

- слушание музыкальных фольклорных произведений.



Основные формы реализации проекта: образовательная деятельность; рассматривание, беседа, чтение русских народных потешек, стихотворений о матрешке; совместная деятельность, продуктивная деятельность; работа в уголке творчества; прослушивание и разучивание музыкальных произведений, песен, частушек; просмотр видео презентации о матрешках; выставка детского рисунка.

Условия реализации проекта: Изучение литературы по теме: «Русские народные игрушки». Обсуждения проблемы с родителями. Создание условий для участия родителей в образовательном процессе. Формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, к труду, его истории. Знакомство детей и привлечение родителей к историческому и культурному наследию родного края. Развитие творческих способностей детей и родителей, знакомство с народными промыслами.

Предполагаемый результат проекта: Проект предусматривает заинтересованность детей и родителей данной темой, проявление их познавательной активности. Совершенствование методического обеспечения по игровой деятельности и патриотическому воспитанию дошкольников.

Положительная динамика в художественно-эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста. Повышения уровня удовлетворительности родителей процессом развития ребёнка в детском саду в рамках личностно-ориентированного подхода ОД. Совершенствование профессиональной компетентности воспитателей в патриотическом воспитании родителей (законных представителей) и младших дошкольников.


Этапы работы над проектом

1.Разработка проекта (подготовительный этап).

Деятельность педагога. Подбор иллюстративного материала. Сбор и приобретение игрушек – матрёшек. Беседа и наблюдение за детьми, составление перспективного плана по реализации проекта, изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам ознакомления детей с народными промыслами; оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.

2.Развитие мотивации.

Деятельность детей. Посещение мини - музея «Русская изба» детского сада; знакомство с матрешкой через видео презентации и игровую деятельность. Осознание и личностное восприятие народной игрушки матрешки.

Деятельность педагога. Подготовка предложений по усилению мотивации на выполнение проекта.

3. Организация предметно-познавательного пространства.

Деятельность детей. Просмотр видеоматериалов, музыкальная и художественно-изобразительная деятельность; прослушивание и разучивание музыкальных произведений, песен, частушек; беседы, чтение русских народных потешек, стихотворений о матрешке.

Деятельность педагога. Подбор книг для чтения, создание мультимедийных презентаций о народных промыслах; организация познавательной, музыкальной и художественно-изобразительной деятельности; организация подгрупповой и индивидуальной работы с детьми.

4.Контроль и оценка деятельности.

Деятельность детей. Разучивание стихов, потешек, песен, предоставление продуктов деятельности: работ, выполненных по тематике проекта, совместная деятельность с педагогами ДОО.

Деятельность педагога. Разработка конспектов занятий, оформление организация выставки детского творчества, создание презентации к тематическим занятиям и беседам.

5.Заключительный этап.

Подведение итогов, анализ результатов по реализации проектов, определение дальнейших перспектив:

- анализ и оформление результатов проектной деятельности;

- итоговое анкетирование родителей и опрос детей;

- создание видео презентации «Раскрасавица Матрешка»;

-оформление выставки народных промыслов по теме: «Матрешки народов России»;

- обобщение работы и размещение её в Интернете, участие в конкурсах образовательных проектов разного уровня среди педагогов.


Этапы проведения проекта

период

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

1-я неделя

1.Беседа:«Знакомство с русской народной игрушкой — матрешкой».


2. Просмотр видео презентации «Знакомство с матрешкой».


3.Посещение выставки народных промыслов по теме: «Матрешки народов России», в мини -музее «Русская изба» детского сада.


4.Прослушивание русских народных песен и мелодий.


5.Чтение потешек.


6.Разучивание хороводной игры «Мы матрешки, раз, два, три».


1.Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию младших дошкольников в детом саду.


2.Консультация для родителей «Русская народная игрушка-матрёшка, как необходимый элемент воспитательного процесса».







2-я неделя

1.Занятие по познавательному развитию (формирование целостности картины мира). «Знакомство с народной культурой и традициями.

Путешествие с куклой Катей»


2.Занятие по продуктивной деятельности «Знакомство с матрёшкой»


3.Дидактическя игра: «Разложи и собери матрёшек вместе».


4.Музыкальное занятие «Мы матрёшечки»





1.Папка-передвижка для родителей «Роль семьи в патриотическом воспитании ребёнка»
2.Распространение буклетов среди родителей

3-я неделя

1.Интегрированное занятие по рисованию «Раскрасавица Матрёшка»


2. Дидактическая игра: «Подбери сарафанчик».


3.Разучивание танца: «Мы матрёшки, вот такие крошки»


4.Занятие по ФЭМП «Мы матрёшек посчитаем».

1.Открытое родительское собрание «Нужно ли воспитывать в маленьких детях патриотизм»


4-я неделя

1.Интегрированное занятие по познавательному развитию «Две матрёны, тир Матрёшки, ещё Матрёшечка».


2. Дидактические игры: «Разрезаемые картинки», «Залатай платочек».


3.Декоративная аппликация «Матрёшка»


4.Интегрированное занятие по физкультуре «Поиграем с Матрёшкой


1.Организация выставки детского творчества «Красавицы матрёшки».



2.Мастер – класс по изготовлению Русской народной игрушки - Матрёшка.


3.Итоговое анкетирование.



Литература

  1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 3-7 лет ТЦ «Сфера»2005.

  2. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. Новосибирск 1993.

  3. Боровик О. Развитие воображения 2000.

  4. Бусева – Давыдова И. Игрушки Крутца. Детская литература 1991.

  5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Просвещение 1991.

  6. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры СПБ 2010.

  7. Малышева А.Н. Аппликация в детском саду. А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева – Ярославль 2007.

  8. Науменко Г. Чудесный короб 1989.

  9. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. 2005.

  10. Орлова А.В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. 1995.

  11. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. О.С.Ушаковой 2005.

  12. Русский костюм: книжка – раскраска. Дрофа 1997.

  13. Сигимова М.Н. Эмоциональное и творческое развитие детей в д.с. Новосибирск 1994

  14. Страунинг А.М. Игры по развитию творческого воображения (по книге Джанни Родари «Грамматика и фантазии) 1992.

  15. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников 2008.



















Приложение № 1 «Матрёшка и её история»





МАТРЕШКА РУССКАЯ.

Матрешка (уменьшительное от имени «Матрёна»)- русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоит из двух частей – верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных и до персонажей политических деятелей.

А где же родина этой всеми любимой деревянной игрушки, которая стала одним из лучших сувениров из России. Именно Московский уезд является родиной знаменитой русской матрешки. Хотя, если подробнее, в конце XIX века Александра Мамонтова привезла на московскую фабрику «Детское воспитание» и фигурку японского старичка-мудреца Фукурмы. Игрушка была интересна тем, что в ней было несколько фигурок, которые вкладывались одна на другую, по размерам всё меньше и меньше, пока самая последняя не оказалась совсем маленькой. Вот и решили местные мастера повторить эту забаву для своих детей. Василий Звездочкин выточил игрушку, которая состояла из восьми фигурок, а художник Сергей Малютин расписал фигурки. Но первая игрушка состояла не их одних русских красавиц. В ней чередовались образы русской красавицы, наряженной в сарафан, передник и платок, с образами статных молодцов, а самая маленькая была крошка – младенец. Назвали куклу «Матрешкой». В 1900 году производство переехало в уездный городок Сергиев Посад.

СЕРГИЕВО – ПОСАДСКАЯ МАТРЕШКА.

Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное предположение – русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказания. Существует предположение о том, что матрешка имеет японские корни (Этот образец представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок буддистского святого Фукурума).

Изобретение формы русской матрёшки приписываются токарю из подмосковного города Подольска В.П. Звездочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С.В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения. Наша первая матрешка игрушка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали девочек разных возрастов от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

В от она, первая русская матрёшка. «Девочка с петухом». Почему эта точеная кукла стала называться матрёшкой, никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может такое имя дали ей покупатели: имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрёшей, Матренушкой, так и закрепилось имя Матрешка.

Изначальные сюжеты деревянных матрешек были исключительно женскими: румяных и полных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками и собаками, корзинками и т.п. С изобретением токарного станка появился новый способ обработки дерева – точение. Именно так мастера Хохломы изготавливают свою точеную посуду – миски, кубки, подставки, солонки. Мастер брал небольшую чурочку, закреплял её на станке и, держа резец особым образом, вытачивал малышку – матрешку. Затем вытачивалась нижняя часть второй матрешки, её верх, и так далее, до самой старшей куклы.

В 1900 году Мария Мамонтова, жена брата С.И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрешек начали делать во многих местах России. Так же в Семёнове, на художественной фабрике «Семёновская роспись», в 1992 году появилась на свет традиционная русская семёновская матрешка, которую сегодня знает весь мир. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз сувениров матрёшек за границу. Собственно, в это время за матрешками и закрепилась репутация «иконно русских». Матрешка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку.

















Авторская работа мастера Андреева 1980 г. Сергиево-посад.

Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов Майдан, Вятка, город Семёнов – древние центры народных промыслов, которым матрёшка – семёновская – высотой 1 метр, диаметром 0,5м. насчитывает

72 фигурки. А маленькая матрешка 1,1миллиметр, сделанная из слоновой кости. В 1970 году на выставке «Экспо – 70» в Токио была представлена самая большая когда-либо изготовленная матрешка: 72-х местная. В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве – в Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде, в Калязине и в Вознесенском, в Сергиевом Посаде. Среди этого матрёшечного разнообразия вы, как ни старались бы, все равно не нашли бы знаменитых традиционных матрешек – сергиев-посадску (загорску, семеновскую(хохломскую) и полхов-майданскую, которые появились позже и стали младшими сестрами первых матрешек. Как же различать матрешек?

ЗАГОРСКАЯ МАТРЕШКА.

Э та игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.

СЕМЁНОВСКАЯ МАТРЕШКА.

Семёновская (городок Семёнов, что в Нижегородской области) игрушка так же вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него. Выточенное изделие- бель по форме похоже на на загорску, но несколько заужено к низу. А вот расписывают иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клестером, втирая её в поры дерева. Это нужно для того, чтобы краски не растекались по деревянным волокнам, и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают «наводку» черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очеркивают платок, завязанный узлом и отделяют кайму на платке (это важно ведь кайма является отличительным признаком семёновской матрёшки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведётся анилиновыми прозрачными красками желтого цвета, красного, малинового, зелёного, фиолетового цветов. И наконец матрешку лакируют. И вот перед нами яркая матрешка.

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА.

Это соседка семёновской матрешки. А вытачивают её в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа – грунтовка клестером и наводка – выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветики шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная. Сейчас почти каждая область и республика делают своих матрешек. Известны белорусские матрешки, которых изготавливают в городах Жлобине и Бресте, марийские матрешки из Йошкар-Олы, матрешки из Вятки, чей наряд, кроме росписи, украшает соломка, есть музыкальные матрешки и много-много других.





Приложение № 2

Памятка для родителей «Русская народная игрушка-матрёшка, как необходимый элемент воспитательного процесса».

Цель: познакомить родителей с возможностями использования народной игрушки-матрёшки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Народная игрушка – матрёшка является замечательным культурным наследием. Матрёшка является не только сувениром, но и интересной развивающей игрушкой для детей. Большим достоинством её является то, что она безопасна, так как матрёшка изготовлена из дерева и не имеет острых углов.

Несмотря на свою простоту, матрёшка помогает развивать мелкую моторику, чувство формы и цвета, а также воспитывает усидчивость ребёнка. На форме матрёшки могут быть изображены различные персонажи сказок, ей могут присваиваться разные роли, в том числе и социальные, - именно это и делает игрушку предметом социализации ребенка, развивает личностные качества, учит быту и общению.

Для того чтобы матрёшка имела развивающий и воспитательный эффект, недостаточно только приобрести её и дать в руки ребёнка. Необходимо открыть её замечательные свойства и научить ребёнка играть с ней.

Очень важно первое знакомство с матрёшкой, открытие её главного секрета. Этот момент вы должны сделать радостным и сюрпризным.

Уважаемые родители, для вас подготовлены рекомендации «Как организовать игры с матрёшкой?»

 «Как организовать игры с матрешкой»

В первых играх с использованием матрёшки ваше участие очень важно. Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны вызвать у ребёнка интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию.

 Пальчиковая игра «Матрёшки»

Выполняйте вместе с ребёнком:

Мы – красавицы матрешки (Сжимаем пальцы обоих рук в кулачки и разжимаем) Разноцветные одежки. Раз – Матрена. (На обоих руках зажимаем по одному пальчику)

Два – Малаша, Мила – три. Четыре – Маша. Маргарита – это пять. Нас не трудно сосчитать. (Сжимаем пальцы обоих рук в кулачки и разжимаем)

Игра «Где место у матрёшки?»

Чему учится ребенок: выстраивать размерный ряд, понимать слова «большая» и «маленькая».

Материал: матрёшка.

Ход игры: поставьте в ряд три матрешки от самой маленькой до большой.

Проведите ладошкой ребёнка по головкам матрешек – предложите их погладить (здесь важны тактильные ощущения – рука очень плавно скользит вниз). Закройте матрешек ярким непрозрачным платочком (спрятались матрешки). Уберите одну матрешку и поставьте оставшиеся две матрешки рядом друг с другом. Уберите платок и покажите матрешек ребенку. Скажите, что одна матрешка потерялась. Попросите ребёнка найти место и поставить матрешек в ряд. Проверяем правильность: гладим ладошкой матрешек по голове - рука должна идти плавно. Для усложнения игры можно увеличить количество матрёшек до 10.

 Игра «Что прячется внутри?»

Чему учится ребенок: взаимодействовать со взрослым, открывать и закрывать матрёшки.

Материал: матрёшка.

Ход игры: вам понадобится несколько матрешек, вовнутрь которых заранее нужно спрятать разные предметы: например, жёлудь в одну, во вторую картинку или наклейку, в третью лоскут ткани. Предметы наполнители можно менять на своё усмотрение. Можно полностью спрятать сюрпризы вовнутрь матрешек, а можно сделать так, чтобы некоторые (ткань) торчали наружу. Позовите ребенка и скажите, что матрешки принесли ему подарки и предложите посмотреть их. Для этого надо открыть матрешку. Рассмотрите сюрпризы, которые «принесли» матрешки. Затем соберите каждую матрешку.

 













Приложение 3

Анкета для родителей «Патриотическое воспитание ребенка в семье и детском саду».


1. Как Вы считаете, актуальна ли сегодня проблема патриотического воспитания детей

-Да

-Нет

-Затрудняюсь ответить

2. Какими качествами должны обладать взрослые, которые окружают детей, чтобы быть примером для воспитания у них чувства патриотизма?

-Активная гражданская позиция

-Бескорыстие

-Любовь и привязанность к Родине

-Толерантность

-Готовность к самопожертвованию

-Чувство долга

3. На Ваш взгляд, Вы обладаете данными качествами?

-Да

-Нет

-Частично

4. Какие, по Вашему мнению, задачи нужно решать в рамках патриотического воспитания дошкольников?

- Формировать у детей гражданско-патриотическое отношение и чувство

сопричастности: к своей семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа

Воспитывать чувство собственного достоинства как представителей своего народа

Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей

Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою страну, родной край

5. Кто, по Вашему мнению, несет ответственность за патриотическое воспитание детей?

-Родители

-Педагоги

-СМИ

-Общество

-Все в целом

6. Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, памятными датами?

-Да

-Нет

-Затрудняюсь ответить

7. Вы хорошо знаете город, в котором живете и работаете (историю его возникновения, достопримечательности, известных земляков и т. д. ?

Оцените свои знания по 5-балльной шкале:

8. На Ваш взгляд, Вы обладаете достаточной информацией о своем городе, стране, культурных традициях, чтобы ответить на вопросы ребенка? Оцените свои знания по 5-балльной шкале:

9. Беседуете ли Вы с ребенком на нравственно-патриотические темы, читаете ли художественные произведения, посещаете ли музеи и тематические мероприятия?

-Да

-Нет

-Иногда

10. Знаете ли Вы родословную своей семьи и знакомите ли с ней ребенка?

-Да

-Нет

11. К каким семейным традициям Вы приобщаете детей?

- Уважение к старшим и родителям

- Рассказы о своих предках и их достижениях, воспитание гордости за них

- Изучение происхождения родословной своей семьи

- Совместные семейные праздники (дни рождения, памятные даты и т. д.)

- Совместный активный отдых (отпуск, экскурсии, походы и пр.);

-Другое

12. Хотели бы Вы получать рекомендации педагогов по вопросам патриотического воспитания ребенка в семье?

-Да

-Нет

-Затрудняюсь ответить

13. Как Вы считаете, на каком уровне детский сад организует работу по патриотическому воспитанию детей? Оцените ее по 5-балльной шкале.