МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 9 «СОЗВЕЗДИЕ»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Мы гордимся нашими героями»
Руководитель проекта:
Тлинова Саида Сафербиевна
г. Майкоп
2024 год
Дошкольный возраст –это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.
Актуальность и новизна проекта «Мы гордимся нашими героями» заключается
в том, что дошкольники не просто слушатели и зрители, а активные его участники.
Цель проекта - воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность; укрепление семейных ценностей и связей между поколениями.
Задачи:
Сохранить преемственность поколений, способствовать передаче духовного опыта и нравственных ценностей.
Развивать у детей патриотические чувства.
Воспитывать нравственные качества (сочувствие, сострадание), уважать историю родного города и страны, гордиться своим героическим прошлым и настоящим.
Основные принципы программы
Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками и технологиями.
Принцип активности и сознательности – участие всех педагогов в поиске новых, эффективных методов целенаправленной деятельности.
Принцип комплексности и интегративности – решение задач патриотического воспитания в системе всего воспитательно-образовательного процесса и некоторых видов деятельности.
Формы работы с дошкольниками:
Моделирование игровых и проблемных ситуаций.
Демонстрация и обсуждение тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций, фотографий, презентаций о родном городе, стране, разных национальностях.
Участие в утренниках и праздниках нравственно-патриотической направленности. Знакомство с фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми. Слушание песни о городе, заучивание частушек.
Проведение дидактических игр: «Собери свой город», «Герб города», «Город в котором мы живѐм».
Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью.
Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников.
Беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города.
Организация конкурса рисунков «Защитники Отечества».
Проведение «Недели памяти» с занятиями, беседами, оформлением подарков и поздравительных открыток для ветеранов.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Тип проекта: исследовательский, практико – ориентированный.
Сроки реализации проекта: с декабря 2024г. по май 2025г.
Этапы проектной деятельности:
Задачи | Деятельность проектной группы |
1. Организационно-подготовительный этап |
Определение проблемы (темы). Построение модели деятельности. | Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания |
2.1. Поисково-исследовательский: планирование |
Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор оборудования и критериев оценки результатов | Формирование задач, накопление информации, составление плана. |
2.2. Поисково-исследовательский: принятие решения |
Сбор и уточнение информации. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности | Работа с информацией. |
3. Творческо-исследовательский: выполнение |
Выполнение проекта | Работа над проектом, его оформление |
4. Оценочно-рефлексивный этап |
Анализ выполнения проекта, вклада каждого участника в работу, достигнутых результатов (успехов и неудач) | Участие в коллективном анализе проекта и самооценке деятельности. |
5. Презентативный этап |
Презентация (представление) проекта | Подготовка продукта деятельности к презентации. Защита проекта |
Этапы реализации проекта Реализация проекта проходила в три этапа.
В процессе организационной подготовки был разработали перспективный план взаимодействия с детьми (приложение) и сотрудничества с семьями.
На данном этапе были проведены беседы с детьми с целью выявления представлений о ВОВ и СВО. У значительного числа воспитанников был обнаружен непостоянный интерес к великим подвигам, совершенным в прошлом нашей родины и настоящем нашей Родины. Многие дети испытывали затруднения в определении профессии и занятий своих родителей. Многие из них имели небольшие представления о прошлом своей страны, её культуре, истории своего города и его достопримечательностях.
При этом отмечалось, что дошкольники испытывают трудности в распознавании чувств других людей и различении между правильным и неправильным поведением.
Были созданы альбомы и лэпбук («Герои ВОВ в моей семье», «Наши земляки - герои», «Мы помним, мы гордимся»), проведен цикл интегрированных занятий, подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры, спортивные и музыкальные мероприятия на военную тему.
В рамках первого этапа проекта акцент делался на информационной составляющей и был связан с формированием у детей соответствующих понятий: «патриот» (ц1ыфэу зихэгъэгу фэшъыпкъэр), «герой» (л1ыхъужъ), «героический поступок», «отвага», «смелость» (л1ыгъэ), «стойкость» (бланэ) и т.д.
Для повышения познавательной активности дошкольников провели беседы на темы: «Герои нашего времени», «Что для нас значит слово «патриот?», «Воспоминание о войне», «Родина и ее защитники» и занятия по изучению гимна, флага и гербов России и города Майкопа.
Средствами решения поставленных задач стали также проблемные ситуации на военную тему; интегрированная образовательная деятельность («Маленькие герои большой войны», «Государственная символика»); подвижные («Зарница», «Друг за друга стой - выиграешь бой»); сюжетно-ролевые («Партизаны», «Медсестра») и дидактические игры («Собери флаг России», «Собери флаг Адыгеи»).
Полученные знания дети закрепляли на занятиях по рисованию («Флаг России», «Герб Майкопа», «Флаг Майкопа»), лепке («На поле боя»), аппликации (поздравительные открытки к 23 февраля папам, дедушкам и бойцам СВО), конструировании («Самолет»). С помощью конструктора, бумаги, цветных и простых карандашей, акварельных красок, гуаши и других изобразительных материалов дети придумывали свою военную технику.
Задачи участников проекта по поисково-исследовательском этапе:
собрать информацию о жизни героев ВОВ и СВО;
наглядно оформить собранный материал;
углубить знания о прошлом родной земли и жизни предков в годы ВОВ;
организовать взаимодействие со специалистами ДОО (инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем), родителями.
На данном этапе были организованы спортивно-развлекательные мероприятия. Это подвижные игры («Веселые старты», «День защитника Отечества», «Самолет», «Оденься по сигналу», «Чей отряд быстрей построится?», «Зарница»), эстафеты («Передай снаряды», «Сбей вражеский самолет», «Преодолей препятствие», «Разминируй поле», «Пройди через колючую проволоку»), военно- патриотическое развлечение «Хочется мальчишкам в армии служить!».
Особое внимание было уделено взаимодействию в системе «родители - дети - ДОО». Задачей педагогов было заинтересовать родителей темой проекта и привлечь их к активному участию. Для этого им было предложено:
прочитать с детьми историческую, военную (художественную) литературу (Т.А. Шорыгина «Родные сказки: нравственно-патриотическое воспитание»; А.Т. Твардовский «Василий Теркин»; Л.А Кассиль «Главное войско»);
подобрать материал (фотографии, информацию) о своих родственниках, принимавших участие в ВОВ / СВО;
помочь в оформлении фотодокументальной экспозиции о героях;
поучаствовать в организации мини-коллекций для музея (открыток, альбомов, литературы, фотографий, иллюстраций).
На этом этапе дети проявили активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей родины и своих семей. Они с удовольствием рассматривали альбомы «Мой город Майкоп», «Знаменитые люди города и республики», принимали участие в городском конкурсе чтецов «Мы о войне стихами говорим».
На протяжении всего проекта в группе царила дружеская атмосфера. Дошкольники уделяют больше внимания друг другу, стараются помочь в трудных ситуациях, стараются понять эмоциональное состояние партнера по общению.
Творческо-исследовательский этап стал самым важным в проекте. Он был направлен на практическое применение полученных знаний и проявление субъективных позиций воспитанников в разных видах деятельности. Его задачами стали:
-расширять знания детей о героических подвигах соотечественников и формировать умение рассказывать о них;
-познакомить с памятными местами родного города, посвященными ВОВ;
-воспитывать нравственные основы поведения в реальных жизненных условиях.
Для реализации этих задач мы создали ситуацию «патриотического действия», в ходе которых дети должны были принимать самостоятельные решения6 «Профессия - Родину защищать», «Я - командир взвода», «А я бы как поступил?».
Дошкольников особенно заинтересовала самостоятельная работа по оформлению героико-патриотических писем для бойцов СВО. Дошкольники обсуждали каждый рисунок, вызывая тем самым неподдельную эмоциональную реакцию. Для этого, воспитатели провели беседу, на котором рассказали детям и о фронтовых письмах, о том, как почта в годы войны помогала сохранять связь с родными.
Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников основывается на тесных отношениях со старшим поколением. Но возможности прикоснуться к воспоминаниям ветеранов с каждым годом становится все меньше. Сколько людей, земляков унесла война. В названиях улиц города и республики бережно хранится память о них: ул. А.Матросова, Д.Зюзина, переулок Х.Андрухаева, ул. Н. Михайлова и т.д. Кроме того, на территории города воинской славы города Майкопа расположены памятники военной истории.
В рамках проекта по этим улицам родители, используя консультации педагогов, проводили с дошкольниками экскурсии, рассказывая им о жизни и подвигах героев войны.
Итоги проекта
В конце проектной деятельности педагоги провели итоговый мониторинг представлений детей старшей группы. Была отмечена заметная положительная динамика. Дошкольники стали активно проявлять познавательный интерес и любознательность, обращаться за помощью к детским энциклопедиям. Многие из них стали более уверенно вести себя в коллективе сверстников и проявлять моральные качества (отзывчивость, заботу о других).
В ходе реализации проекта «Мы гордимся нашими героями» дети расширили знания об истории страны, республики и города. Они с удовольствием рассказывали о героических подвигах своих соотечественников и учились узнавать героев по фотографиям.
Проект сплотил всех участников вокруг одной цели – сохранение героического прошлого и настоящего опыта в формировании мира и согласия между народами разных национальностей.
6