Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №104 общеразвивающего вида»
Проект по патриотическому воспитанию
«Мой город Сыктывкар»
для детей старшей группы
Составитель: воспитатель
Заварина Алиса Енчева
г.Сыктывкар, 2024 г
Проект для дошкольников «Мой город Сыктывкар»
Проект по формированию нравственно-патриотического воспитания у детей (старшая группа)
Тема: «Мой город Сыктывкар»
Направление проектной деятельности: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Актуальность:
Большое значение для познавательного, нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, домами ,улицей, на которой проживает ребенок.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Проблема: Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.
Цель проекта: Создать условия для повышения интереса к истории и культуре нашего города.
Задачи проекта:
1. Формировать знания детей о родном городе и его истории, развивать бережное отношение к нему, его достопримечательностям, культурным ценностям.
2. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
3. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Срок реализации: С 01 апреля 2024 г. по 25 апреля 2024 г.
Предполагаемые результаты: - Обогатить и систематизировать знания детей о городе.
Условия реализации проекта:
- Интерес детей и родителей;
- Взаимодействие с родителями
Ожидаемые результаты:
Формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы.
- Участие семей воспитанников в процессе.
Создание альбома с родителями «Достопримечательности города»
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Сыктывкар.
Форма проведения:
- дидактические игры;
- беседы;
- рассматривание иллюстраций, презентаций;
- чтение художественной литературы, заучивание стихов и песен;
- работа с родителями.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
сбор литературы по данной теме
постановка цели,
поиск формы реализации проекта,
подготовить материалы для работы с родителями.
Основной этап. Совместная деятельность детей и воспитателя с подключением родителей.
Беседы: «Достопримечательности г.Сыктывкара», «Чем помочь родному городу?»,
Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов.
Составление рассказов: «Дом, в котором я живу», «Как я люблю гулять в парке»
НОД: «Город, в котором я живу», «Рассматривание предметов быта народа», «Городской транспорт», виртуальная прогулка по г. Сыктывкару
Работа с родителями.
Консультации на тему: «Приобщение детей культуре и традициям Коми края».
Выставка рисунков.
Презентация.
Завершающий этап.
• Оформление альбома «Я и мой город».
• Занятие совместно с родителями «Квест по городу Сыктывкару»
• Подведение итогов проекта.
Приложение
Беседа «Родной город»
Цели: Расширение знания детей о родном городе.
Оборудование и материалы: иллюстрации, фотографии родного города в старину и сегодня.
Ход
Воспитатель. Ребята, сегодня мы поговорим о нашем родном городе. Кто знает, как он называется? Правильно, у нашего города красивое название Сыктывкар. Мы с вами, его жители, называемся Сыктывкарцами. Давайте повторим это слово. Наш город стоит на живописной реке Сысола.
Попробуйте и вы рассказать, за что любите наш Сыктывкар. (Ответы детей.)
- Ребята, а на каком транспорте можно попасть в наш город?
(На поезде, электричке, автобусе.)
- Куда прибывает поезд? (На железнодорожный вокзал.)
- Куда приезжает автобус? (На автовокзал.)
- Какой городской транспорт вы знаете? (Ответы детей.)
Воспитатель. В нашем городе много разных улиц. Какие улицы нашего города вы знаете? (Ответы детей.) На какой улице находится наш детский сад? Какие важные и интересные учреждения и здания есть в нашем городе?
Дети отвечают, а воспитатель выставляет на наборное полотно фотографии зданий разного назначения (школы, детские сады, библиотеки, поликлиники, почта, банки, торговые центры, кинотеатр, и т.д.)
Воспитатель. Ребята, наш город Сыктывкар— это наша малая родина, самое родное место на Земле. Мы с вами - жители нашего родного города. Именно от нас с вами зависит, каким будет наш город в будущем. Если мы будем очень сильно любить свой город, заботиться о том, чтобы он становился с каждым днем все лучше и лучше, то сможем сказать:
Есть ли где уголок на планете,
Что укрыт средь садов и полей?!
Города есть большие на свете,
Но Сыктывкар из всех мне милей!
Итог.
Воспитатель. С каждым днём хорошеет наш город. Мы все должны гордиться, что живём в таком большом и красивом городе, не сорить, сажать цветы, деревья.
Конспект НОД в старшей группе
«Город, в котором я живу»
Цель: Расширение представлений у детей о своей малой Родине, городу, стране.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать закреплять знания детей о названии родного города, его объектах и достопримечательностях;
Воспитательные: воспитывать любовь к малой Родине, городу,
Развивающие: развивать познавательную активность детей;
Ход.
Воспитатель читает детям стихотворение Татьяны Боковой «Родина»
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Воспитатель: Ребята, что значит Родина для автора этого стихотворения?
Дети: Мама, папа…
Воспитатель: А что значит Родина для вас?
Дети: дом, родители, детский садик…
Воспитатель: Родина – это место, где мы родились, выросли, где живут наши друзья, наша семья. Это наш город, наша страна, природа, всё то, что окружает нас.
Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем?
Дети: Россия
Воспитатель: Да, наша Родина – Россия.
Воспитатель: А как называется главный город в нашей стране?
Дети: Москва
Воспитатель: Мы с вами живем в огромной стране России, и всех нас объединяет одна Родина. Ребята, Россия – это наша большая родина. Наша страна большая и очень красивая. У каждого человека, и у каждого из вас есть малая родина – место, где мы родились, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.
Послушайте стихотворение о родном крае, которое написал Василий Фёдоров.
Дороже нет родного края,
Где отчий дом, семья, друзья,
Его я словно, воспеваю –
Ведь это родина моя!
Воспитатель: В каком городе мы с вами живем?
Дети: в городе Сыктывкаре.
Воспитатель: Что говорится о Сыктывкаре? Почему? Столица Республики
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим небольшую видео прогулку по нашему родному городу СЫКТЫВКАРУ, и посетим наиболее любимые места и достопримечательности, и поговорим о них. Ребята, а кто знает, что означает слово «достопримечательность»?
Это места, куда любят приходить люди, чтобы отдохнуть, полюбоваться памятниками.
Ну чтоже, начнем нашу экскурсию?
(показ на экране мультимедиа слайдов фотографий с достопримечательностями Сыктывкара).
Воспитатель: Что изображено на этой фотографии?
Дети: музей.
Воспитатель: Да, В этом музее можно многое узнать о нашем городе, о его истории. Здесь хранятся старинные вещи.
Воспитатель: отправляемся в путь дальше. Что мы видим на этой фотографии?
Дети: Филармония.
Воспитатель: Да. Это он является культурным учреждением нашего города. Ребята, а как вы думаете, что происходит в этом здании, а кто из вас там был, а что вы там делали?
Правильно! В этом здании проходят различные концерты, спектакли, театры, праздники; выставки художественных работ, фотографий, выставки произведений народного творчества и декоративно. Также, здесь дети поют, танцуют.
Воспитатель: А сейчас мы отправимся с вами к вечному огню. Это памятное место. Здесь находится памятник солдату, у подножия которого горит Вечный огонь. Сюда люди приносят цветы, и благодарят тех, кто защищал нашу страну во время Великой Отечественной войны.
Воспитатель: Дети, а это место вам знакомо?
Дети: Да, это Ледовый дворец.
Воспитатель: Правильно. Здесь тренируются хоккеисты и фигуристы, а так же по выходным дням сюда могут прийти все желающие, чтобы покататься на коньках.
Воспитатель: Мы с вами совершили небольшое путешествие по городу Сыктывкару. Это лишь малая часть нашего родного города. Наш город создавали, строили люди разных профессий. Они старались, работали, чтобы нам было удобно жить, чтобы он был красивый. Ведь он с каждым днем становится все краше.
Рефлексия.
О чем сегодня говорили с вами? Как называется наша страна? Что же мы зовем малой Родиной? Что такое достопримечательность? Молодцы, ребята!
НОД «Художественно - эстетическое развитие» на тему:
«Коми узор» в старшей группе
Цель: Ознакомление детей с историей возникновения коми орнамента.
Задачи:
1. Воспитывать у детей любовь к малой родине, народам проживающим в Республике Коми.
2. Вызывать интерес к искусству коми народа.
3. Способствовать развитию воображения.
Оборудование: проектор, ноутбук, готовый образец работы, акварель, кисти, баночка для воды, салфетки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Звучит коми песня (заходит воспитатель в коми национальной одежде)
- Видза оланныд, челядь! Здравствуйте ребята!
2. Вступительная беседа.
- Я, Коми Ань, хочу вам рассказать о жизни коми народа.
- Скажите, ребята, как называется наша малая Родина?
- С давних пор коми народ строил свои дома по берегам рек Коми Республики.
- Так же и образовалось село Усть-Сысольск.
- Ребята, почему коми народ строили свои дома по берегам рек? Чем они занимались? (ответы детей)
- Мужчины – папы ходили на рыбалку, охоту – они добывали еду. Женщины - мамы – готовили еду, шили одежду всей семье, а дети пока были совсем маленькими – играли, когда подрастали – помогали взрослым. Всю посуду тоже делали своими руками, а чтобы посуда, одежда, мебель были красивыми, люди придумывали узоры (орнамент).
- Сегодня, я хочу вас познакомить с коми орнаментом. Но вначале послушайте стихотворение
«А что такое орнамент?»
Оглядись, посмотри, как красиво –
Из орнаментов разных узор.
На одежде, рукавичках. Красный с белым,
На клеёнке штришками «забор»,
Разрисован и бабушкин фартук,
На платочках - квадратиков ряд,
И на мамином сереньком платье,
На кайме ярко стразы горят.
Кружева на салфетках, накидках,
Составляют цветочный набор,
А на стёкла зимою налипнет,
Из снежинок и льдинок узор.
- Ребята, скажите, что такое орнамент? (ответы детей)
3. Основная часть.
- Орнамент – это украшение изделия.
- Орнамент служит не только украшением, но и защищает от злых сил природы, поэтому вышивались эти узоры там, где одежда кончалась, на подоле, на манжетах, у воротника.
- Рукодельницы украшали орнаментом пояса. Пояс оберегал от нечистой силы, а охотнику помогал не заблудиться в лесу.
- Ребята, носят ли сейчас такие пояса? Где мы можем их увидеть?
- Орнамент можно разделить на несколько групп:
* орнаменты, связанные с орудиями труда;
* с растительным миром;
* с изображениями людей.
- Орудия труда и другие предметы.
Перна – наиболее распространенный орнамент Коми. Перна имеет древнее происхождение, защищает от злых духов и нечистой силы.
- Так же представители животного мира. У народа коми олень считается священным животным, потому что выручает в суровые зимние морозы не только в качестве транспорта, но и это ещё и одежда.
- Ребята, что шьют из шкуры оленя? (Показ пим, в качестве узора используют орнамент).
- Поэтому лучшим подарком для коми оленеводов будет, несомненно, олень – верный друг в беде и радости.
- Так же изображали людей.
- Солнце – популярный коми орнамент. Солнце дарит тепло и защиту.
- Ребята, даже изображение коми орнамента можно встретить на гербах городов Республики Коми.
Игра «Найди пару».
Воспитатель перемешивает несколько пар варежек. Дети находят пары. Когда дети находят пары, они здороваются друг с другом за руку.
4. Практическая работа.
- Сейчас, ребята, будете украшать рукавичку, используя коми орнамент. (Работа детей) Звучит музыка.
- Мне все рукавички понравились.
5. Рефлексия.
Коми сторонка родная моя
Коми – сторонка родная моя,
Здесь родилась когда-то и я.
В садик ходила, училась, дружила,
Песенки пела, танцы любила.
Плавала в речке, цветы собирала,
Ягод, грибов собрала я немало.
Прыгала в снег и в «Зарницу» играла,
Много картошки в полях собирала.
Край мой лесной, и речной, и богатый.
Здесь я на лыжах мчалась когда-то.
Здесь я живу, не могу без тебя
И не нужны мне другие края!
Л. Стратаненко
***
Республика моя!
Люблю твои бескрайние просторы,
Республика любимая моя!
Леса и реки, красоту природы
Ты даришь нам, родимая земля.
Гордимся мы богатством Коми края,
Героями твоими. Милая, родная!
Заснеженная, щедрая, лесная,
Живи и процветай! Республика моя!
С. Махнева
***
Республика Коми —
Родная земля.
Здесь чистые реки,
Леса и поля.
Цветы здесь растут
Такой красоты,
Что мир обойди,
Не сыщешь таких.
И солнце, и звезды, и месяц у нас
Всегда так красиво
На небе горят.
И если бы ты
Оказался у нас,
Воспел бы в стихах
Коми край в тот же час.
И жизни не хватит
Ни мне, ни тебе,
Чтоб всем рассказать
Как мы любим ее,
Чтоб всем показать
Красоту той земли,
Где рождались поэты, певцы,
Я и ты.
И люди здесь все —
Большая семья,
И дверь к нам для всех Открыта всегда.