Проект
«Безопасная дорога в школу»
Все чаще на дорогах нашего города происходят ДТП с участием детей, приводящие к серьезным травмам или смерти. Порой виновниками таких происшествий становятся сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенном месте, пользуются сотовыми телефонами, наушниками, снижающими внимание. Современные исследователи констатируют низкий уровень адаптивности дошкольников к нормальным социальным условиям, высокий уровень тревожности. Актуальным в старшем дошкольном возрасте становится работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма посредством формирования компетенций безопасного поведения у детей, психологической и физической готовности к преодолению опасных ситуаций.
Анализ ситуации в педагогической практике с точки зрения актуальности проекта.
Опыт педагогического сопровождения процесса формирования культуры безопасности на улицах города у детей дошкольного возраста в Российской Федерации находится на стадии обобщения и теоретического обоснования. В связи с этим актуальной является задача определения содержания, поиска эффективных форм и методов работы по формированию основ культуры безопасности. Познавательное развитие у детей направленное на удовлетворение социального интереса формируется при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Важно, как можно раньше пробудить, развить и повысить стремление к получению практических навыков безопасного поведения на улице. Эффект будет выше, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично исследовать, проявлять самостоятельность под умелым руководством взрослого, который будет направлять ребенка, а не подменять его.
Цель проекта: Формировать у детей основы культуры безопасности на улицах города, способствовать систематизации представлений и опыта детей, связанных с безопасностью жизнедеятельности.
Задачи проекта:
1.Формировать у детей умения, навыки, компетенции, необходимые для определения тактики безопасного поведения в различных ситуациях на дороге.
2.Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.
3.Содействовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера, поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников.
4.Знакомить детей с названиями ближайших улиц и учить свободно ориентироваться в пределах ближайшей местности (дом, детский сад, школа), уточнять знания о правилах дорожного движения.
5.Формировать основные физические качества, двигательные умения, определяющие возможность выхода из опасной ситуации.
6.Формировать умение на основе анализа схемы улицы, модели дорожной ситуации выбирать наиболее безопасный маршрут.
Гипотеза:
Зная потребности пешеходов и законы общества, можно регулировать безопасность передвижения школьников в городе.
Объект исследования: дорожная безопасность школьников
Предмет исследования: повышение дорожной безопасности школьников
Сроки исследования: сентябрь 2020 г. – ноябрь 2020 г.
Методы проекта:
- игровые: дидактические игры; настольные игры; подвижные игры; игры – драматизации; сюжетно – ролевые игры;
- словесные: чтение и рассказывание стихов, сказок, загадок; разговор, беседа; рассматривание картинок; рассматривание игрушек;
- практические: упражнения (оказание помощи), совместные действия воспитателя и ребенка,
- наглядные: показ презентаций, использование иллюстраций, картин, фотографий, показ мультфильмов; тематическая выставка.
Тип проекта:
- по количеству участников: общеклассный;
-по охвату школьных дисциплин: монопредметный;
- по приоритетной деятельности: комбинированный.
Проект разрабатывается во внеурочное время.
Этапы реализации проекта их описание:
1 этап – подготовительный
Постановить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?».
Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта.
Подбор дидактических игр.
Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
Анкетирование родителей « Взрослые и дети на улицах города», анкета для родителей по обучению детей правилам дорожного движения.
Выявление проблемы.
Изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
Задачи:
- определить актуальные знания детей о светофоре и дорожных знаках;
- вызвать интерес к решению поставленной задачи.
Формы организации работы 1 этапа:
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор дидактических, подвижных, малоподвижных игр;
- составление плана взаимодействия с родителями и детьми;
2 этап – практический. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей. Реализация плана совместных мероприятий, через интеграцию разных видов детской деятельности.
Задачи:
Довести до детей важность данной проблемы: «Незнание правил дорожного движения может привести к беде!»;
- подобрать художественную литературу, аудио- и видеоматериалы;
- подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта;
- составить перспективный план работы по проекту;
- изучить методическую литературу.
Формы организации работы 2 этапа:
- Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)
Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
Тематические беседы: «Правила дорожного движения»; «Знаки особых предписаний». Рассматривание материала по теме: «Правила дорожного движения», «Мой друг-светофор», «Правила поведения на дороге и на улице», «Дорожная безопасность», иллюстрации с изображением транспортных средств. Разбор ситуаций: «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?» Дидактические игры: «Собери светофор»; « Собери машину», «Назови цвета светофора»; «Собери свою дорогу»; «Разрезные картинки»; «Собери машину из геометрических фигур», «Дорожная азбука», «Безопасность движения», «Домино». Чтение художественной литературы: «Безопасная дорога» Г. Косова, «Правила дорожного движения» Издательский дом «Детский мир», «Автомобиль» Н. Носов, «Уроки светофора» Загадки о светофоре и дорожных знаках. Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики: «Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы». Художественно – продуктивная деятельность: лепка «Пешеходный переход»; лепка: «Три чудесных огонька» аппликация «Светофор»; рисование «Дорожные знаки»; аппликация «Светофор и друзья знаки» из салфеток; Сюжетно-ролевые игры: «Светофор», «Мы - шоферы», «Знаки на дорогах», «Найди нужный знак» | Стенд - гармошка по тематике «Правила дорожного движения», Консультации: «Знает правила семья, значит, знаю их и Я»; Памятка «Приемы обучения юного пешехода», «Правила дорожного движения». |
3 этап – заключительный . Оформление результатов проекта в виде мини - коллажа из соленого теста «Дорожные знаки», игровая программа « В гости к крокодилу Гене», презентация.
Ресурсы
Информационные: научно-методическая, художественная литература; средства массовой информации; интернет ресурсы;
Материальные - технические: ноутбук;экран; проектор; музыкальный центр.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Очень важно, начиная с дошкольного возраста, учить детей соблюдать правила дорожного движения, чтобы соблюдение этих правил стало нормой поведения, привычкой. Поэтому необходимо проводить такие мероприятия во всех параллельных группах. Принимать участие в различных конкурсах, акциях. Организовать встречу с сотрудником ГИБДД.
Но в нашей жизни бывает и такое, что дети знают правила, а взрослые нарушают правила при детях. Профилактическую работу по соблюдению правил дорожного движения надо проводить не только с детьми, но и с родителями.
В ходе реализации проекта предполагаемые результаты были достигнуты:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую).
Дети знают:
-Участниками движения на дороге являются пешеходы и водители;
-пешеходы передвигаются по тротуару, а транспорт по проезжей части дороги;
-переходить дорогу можно только на пешеходном переходе; светофор нужен для регулирования движения на дороге и обозначает: красный – стой, желтый – жди, зеленый – иди;
-дорогу переходить надо шагом;
-играть и баловаться на дороге нельзя.
Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - родители.