Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Космос» г.Волгодонска
(МБДОУ д/с «Космос» г.Волгодонска)
Проект
по познавательно-исследовательской деятельности
в младшей группе
«Капелька»
Воспитатели: Попова Н.Н.
Нетреба А.В.
2019-2020 год
Проект по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Капелька»
Образовательная область: познавательное развитие.
Тема проекта: вода и её свойства.
Творческое название: «Капелька».
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, воспитатели.
Вид проекта: долгосрочный.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.
Окружающий нас мир удивителен и прекрасен. Он скрывает много тайн и загадок. И дети, каждый день сталкиваясь с чем-то новым, удивительным и занимательным для них, постоянно получают новые впечатления об этом мире. Они знакомятся с живой и неживой природой, существующих в ней взаимосвязях. А наша задача – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, наблюдательность.
Вода – один из ярких источников познавательного интереса ребенка. Сколько неподдельной радости получают дети, играя с водой. Вода течет из крана, в ручейке, в реке и т. п. Вода окружает нас кругом. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, купания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, убеждаешься в актуальности выбранной темы. Используя различные виды деятельности в режимных моментах, во время занятий мы поможем детям в получении знаний и представлений о воде, её свойствах, а также о значении воды для всего живого.
Начиная разговор о воде, мы также поднимем тему и бережного отношения к ней. Даже детям малого возраста доступны такие меры, как закрыть плотно кран, не бросать мусор в водоем. С родителями мы проведем ряд консультаций, которые обратят их внимание на проблемы экологического характера.
Цель проекта: ознакомление младших дошкольников со свойствами воды, значением воды для всего живого.
Задачи проекта:
1. Знакомить детей со свойствами воды.
2. Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой.
3. Формировать представления детей о значении воды в жизни человека и для окружающей среды.
4. Воспитывать бережное отношение к воде, к природе.
Ожидаемый результат:
• У детей сформированы элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растений.
• Дети узнают об элементарных свойствах воды (прозрачная, льется, без запаха, без вкуса) в процессе практических опытов с водой.
• У детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой.
Формы проведения: наблюдения, эксперименты, занятия, беседы, игры сюжетные, дидактические, подвижные, продуктивная деятельность.
Перспективный план
I этап. Подготовительный
Разработка проекта (подбор и анализ методической и художественной литературы; разработка перспективного плана работы с детьми, с родителями; создание предметно-развивающей и дидактической среды).
II этап. Основной
Сентябрь
1 неделя
1. Наблюдение за дождем. Рассматривание луж.
Цель: знакомить с природным явлением – дождь.
2. Подвижная игра «Солнышко и дождик», «Пузырь».
3. Чтение: Е. Раннева «Дождик»; А. Босев «Дождь»
4. НОД: рисование «Идет дождь»
2 неделя
1. Практическое упражнение «Мойдодыр»
Цель: формировать культурно-гигиенические навыки, учить самостоятельно мыть руки.
2. Чтение и заучивание потешек о воде.
3. Экспериментальная деятельность «Свойства воды»
Цель: познакомить с наиболее наглядными свойствами воды – текучесть, прозрачность и др. Формировать элементарные навыки, связанные с экспериментированием.
Работа с родителями: буклет-памятка «Как правильно научить ребенка мыть руки».
3 неделя
1. Наблюдение за трудом воспитателя: мытьё игрушек.
Цель: показать детям, что в воде мылится мыло, после мытья игрушки становятся чистыми.
2. Экспериментальная деятельность: «Такая разная вода».
Цель: уточнить представление детей о том, что вода бывает холодной, тёплой и горячей.
4 неделя
1. Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями. Выполнение трудовых поручений - полив комнатных растений.
Цели: формировать представление детей о важности воды для всего живого, о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья;
2. Экспериментальная деятельность: «А какого цвета капелька?».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачная).
3. Подвижная игра «Солнышко и дождик», «Пузырь».
Октябрь
1 неделя
1. Наблюдение за трудом помощника воспитателя: мытьё посуды.
Цель: показать, что без воды невозможно очистить посуду.
2. Чтение: К. И. Чуковский «Федорино горе»
3. Экспериментальная деятельность: «У воды нет запаха и вкуса».
Цель: дать детям знания: вода не имеет вкуса и запаха.
Работа с родителями: консультация «Поговорим о воде»
2 неделя
1. Наблюдение за трудом помощника воспитателя: мытьё полов.
2. Экспериментальная деятельность: «Что растворяется в воде».
Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ: сахара, соли, красок, песка.
Работа с родителями: показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.
3 неделя
1. Экспериментальная деятельность: «Что плавает в воде».
Цель: формировать представления детей о свойствах воды и различных предметов: легкие игрушки в воде плавают, тяжелые тонут.
2. Пальчиковая гимнастика: Даниил Хармс «Кораблик»
3. Игра-развлечение «Капитаны» (пускание бумажных корабликов).
4 неделя
1. Сюжетно-ролевая игра «Искупаем куклу Машу».
Цель: продолжать формировать у детей представления о свойствах воды.
2. Чтение: А. Барто «Девочка чумазая».
Работа с родителями: консультация: «Простые опыты с водой дома».
Ноябрь
1 неделя
1. Беседы «Животные и вода»
Цель: формировать понятия о том, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет воду.
2. Игра «Водопад»
Цель: дать детям представление о том, что вода может менять направление движения.
3. Разгадывание загадок о воде.
2 неделя
1. Экспериментальная деятельность «Куда делась капелька»
Цель: дать представления о том, что воду можно собрать разными способами - губкой, пипеткой, салфеткой.
2. Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода впитывается в землю.
3. Просмотр мультфильма «Капитошка», «Капитошка возвращается».
Наблюдение дома: как пьют домашние животные.
Цель: дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет воду.
3 неделя
1. Рассматривание иллюстраций «Вода вокруг нас»
Цель: формировать представления детей о роли воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.
2. Экспериментальная деятельность: «Цветные льдинки».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода может быть цветной, если в неё добавить краски, на морозе цветная вода замерзает, превращается в цветной лед.
4 неделя
1. Беседы об обитателях воды.
Цель: показать, что в воде есть жизнь, познакомить с обитателями воды.
2. Экспериментальная деятельность «Воздух под водой»
Цель: понаблюдать за тем, что происходит с водой, когда в нее поступает воздух (эксперимент с трубочками)
3. Игра-развлечение «Рыбалка».
Декабрь
1 неделя
1. Наблюдения на прогулках «Лед на лужах».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: на морозе вода замерзает, превращается в лед; лед холодный, твердый, скользкий, гладкий, не льется, хрупкий – его можно разбить, если ударить чем-нибудь твёрдым.
2. Экспериментальная деятельность «Лед – это вода».
Цель: продолжить знакомить со свойствами воды: вода на морозе замерзает и превращается в лед; в тепле лед тает и снова получается вода.
3. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»
2 неделя
1. Наблюдения на прогулках за снегом «Снег - он какой?»
Цель: продолжать уточнять представление детей о свойствах снега: белый, холодный, мягкий, пушистый.
2. Экспериментальная деятельность: «Снег – это вода».
Цель: продолжить знакомить со свойствами воды: показать, что в тепле снег тает и становится водой; снег белый, но в нём есть грязь, которая хорошо видна в талой воде.
3. Чтение: Воронкова Л. «Снег идет»
3 неделя
1. Наблюдения за трудом воспитателя: стирка кукольного белья.
Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека: нужна для стирки одежды.
2. Экспериментальная деятельность: «Цветной снеговик»
Цель: расширять представления о свойствах снега; показать, что снег впитывает краску и приобретает ее цвет.
3. НОД: аппликация «Снеговик»
4. Спортивное развлечение «Игры со Снеговиком»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Космос» г.Волгодонска
(МБДОУ д/с «Космос» г.Волгодонска)
Проект
по познавательно-исследовательской деятельности
во второй младшей группе
«Капелька»
Воспитатели: Попова Н.Н.
Нетреба А.В.
2019-2020 год