МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Проект по правилам дорожного движения
в 1 классе
«Дорожная азбука»
Выполнила:
Булавинова Наталья
Преподавание в начальных классах
Благовещенск 2020
Дорожная азбука
В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного движения, их незнанием. Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге, так как недооценивают собственные возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, поэтому важно научить детей дорожной грамоте, правилам поведения на улице.
Высокий уровень ДДТТ в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения в детском саду и семье. Сами родители осознанно нарушают Правила дорожного движения при детях.
Совместная работа воспитателя, детей и родителей.
Создание условий для формирования у школьников навыков соблюдения ПДД, сохранения жизни и здоровья детей.
Образовательная задача: закрепить у детей значение некоторых дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Обучать безопасному поведению в дорожной среде.
Развивающая задача: расширять словарный запас детей по дорожной лексике. Развивать воображение и умение переносить знакомые образы в новую творческую ситуацию.
Воспитательная задача: воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
Обучение детей Правилам дорожного движения должно начинаться с раннего возраста, изучение основ безопасности дорожного движения будет эффективным только при поддержке всего общества и эту проблему нельзя разрешить без активного участия самих детей и их родителей.
Наблюдение, социологический опрос, знакомство с литературой по теме проекта, выписки, обращение к сети Интернет, сравнение, опыт взрослых, и др.
Общеклассный, монопредметный, творческий.
Внеурочный.
Этапы реализации проекта:
I этап –подготовительный: разработка проекта
II этап - практический
III этап –заключительный: подведение итогов, презентация проекта.
I этап. Подготовительный
• заинтересовать участников изучением данной темы;
• определение целей и задач;
• создание необходимых условий для реализации проекта.
• диагностирование детей;
• анкетирование родителей;
• составление плана мероприятий.
II этап. Основной (практический)
Виды совместной деятельности
Беседа «Как правильно вести себя на дороге»
Целевая прогулка «Светофор»;
Целевая прогулка к пешеходному переходу;
Мультфильм «Смешарики. Азбука безопасности»;
Видеоролик «Правила дорожного движения для детей»;
Просмотр учебного мультфильма: «Светофор», «Пешеходный переход»;
Рассматривание плакатов, иллюстраций, картинок по теме «Правила дорожного движения»;
«Петрушка и правила дорожного движения» (цель: формировать навыки безопасного поведения на дороге; учить узнавать и называть дорожные знаки, понимать их значимость, закреплять знания детей о сигналах светофора)
«Веселое путешествие Незнайки» (цель: закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о средствах регулирования движения, дорожных знаках и различных видах транспорта).
Заучивание стихотворений: «Стоп машина! Стоп мотор!», Г. Шалаева «Правила дорожного движения для малышей»
Чтение: С. Михалков «Моя улица», Я. Пишумов «Посмотрите постовой», О. Коба «Зебра», В. Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек», М. Пляцковский «Светофор», С. Михалков «Шагая осторожно…»,
В. Семернин «Запрещается – разрешается!», Н. Носов «Автомобиль».
Пословицы, поговорки, загадки по теме;
Оформление книжного уголка по теме «Правила дорожного движения»
Беседы: «Как правильно вести себя на дороге», «Правила поведения в общественном транспорте»;
Беседа – рассуждение «Что случиться, если…»;
Словесные игры: «Разрешается –запрещается», «Вопрос – ответ»;
Игровое упражнение «Красный цвет – ходу нет, желтый цвет – внимание…»;
Пополнение предметно-развивающей среды для организации игровой деятельности детей (атрибуты для сюжетно-ролевых, подвижных игр, макеты улицы, дорожных знаков, картотеки и т. д.)
Обыгрывание ситуаций на макете: перекрёсток, зебра, островок безопасности.
Сюжетно-ролевые игры: «Пешеходы», «Мы - шоферы», «Скорая помощь», «Пассажиры», «Инспектор ДПС».
Дидактические игры: «Угадай транспорт», «Почини автомобиль», «Собери дорожный знак», «Играй, да смекай», «Отремонтируй светофор».
Настольно –печатные игры: «Дорожные знаки», «Летит, плывет, едет», «Профессии».
Театрализованная деятельность: инсценировки, кукольный театр, обыгрывание проблемных ситуаций «Зайчик на дороге», «Помоги кукле перейти дорогу».
Подвижные игры: «Птички и автомобиль», «Зебра», «Цветные автомобили», «К своим знакам», «Автомобиль, пешеход и светофор»
Упражнения: «Поезд», «Регулировщик», «Сигналы светофора».
Дыхательная гимнастика «Регулировщик», «Насос», «Самолеты».
Пальчиковая гимнастика «Транспорт», «Есть игрушки у меня…»
Развлечение «Светофор»
Конструирование «Светофор» (поделка из бумаги)
«Улицы нашей станицы» (из строительного материала)
Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр, изготовление дорожных знаков.
Художественное творчество
Рисование «Светофор»
Аппликация «Грузовик»
Лепка «Автомобиль»
Аппликация «Улицы нашей станицы» (коллективная работа)
Взаимодействие с семьей
Информировать родителей о теме проекта, о целях и задачах проекта «Дорожная азбука»;
Оформить папку-передвижку «Наши лучшие друзья - правила движения»;
Консультации: «Безопасная дорога», «Что читать детям по ПДД»
Книга в помощь родителям: «Ваш ребенок и дорога» (КомлеваЛ. А. ,Шмундяк В. Л.)
Буклеты: «Безопасность на дорогах», «Помни пешеход», «Знай - правила дорожного движения».
Памятки: «Причины детского дорожно-транспортного травматизма», «Что могу сделать я?», «Правила перевозки детей в автомобиле».
Совместное творчество родителей и детей (выставка рисунков по ПДД)
III этап. Заключительный
• Подведение итогов в реализации проекта.
• Презентация проекта «Дорожная азбука»
• Распространение опыта работы по теме среди педагогов.
Презентация.
Дидактические игры по ПДД, плакаты, иллюстрации,
дорожные знаки, сюжетные картинки с изображением ситуаций на дорогах, атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Дорожное движение», «Инспектор ДПС»
«Автошкола», «СТО», видеофрагменты, «Школа тѐтушки Совы», «Опасности на дороге»
Систематическая и последовательная деятельность позволяет педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности дошкольников и уровень их психического и физического развития, а также воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения на дороге.
ИКТ, принадлежности для творчества, литературные источники, и др.
сформированность навыков спокойного, уверенного, безопасного поведения дошкольников на дорогах
знание правил дорожного движения, умение применять эти знания в дорожных ситуациях
умение предвидеть опасные ситуации, искать пути решения выхода из них
умение свободно пользоваться дорожной лексикой: автодорога, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор
повышение знаний родителей об особенностях обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дороге, в транспорте
инсценировка сказки «Мишка на посту» для детей младшего возраста
1. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2. Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
3. «Добрая дорога детства» (ДДД). Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику «STOP-газета». М., 2000-2002.
4. Жульнев Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1 – 4 класса. – М.: изд. «Ливр», 1997.
5. Занятия по правилам дорожного движения / Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. М., 2008.
8. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)
9. Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. Казань, 1992.
10. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 части. СПб.: ИД «МиМ», 1997.
11. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. Профилактика дорожно-транспортного травматизма. М., 2008.
12. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
13. Энциклопедия «Все обо всем».
14. Энциклопедия «Что? Где? Когда?».