Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №35 «Василёк»
Проект по правилам дорожного движения в старшей группе
Тема: «Юный пешеход»
Описание материала: проект для детей старшей группы (5-6 лет) «Юный пешеход». Он направлен на ознакомление детей с правилами дорожного движения, развития у них самостоятельности, внимательности, осмотрительности на дорогах, воспитания навыков личной безопасности, что особенно актуально для старших дошкольников, которым скоро предстоит идти в школу. И метод проекта является одним из наиболее действенных и эффективных.
Тип проекта: долгосрочный
сентябрь – декабрь 2018 г.
Актуальность
В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного движения, их незнанием. Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге, так как недооценивают собственные возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, поэтому важно научить детей дорожной грамоте, правилам поведения на улице.
Цель проекта
Продолжать формировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения.
Задачи проекта
Развивающие:- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность на дороге;
Воспитательные: - Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
Образовательные: - Продолжать знакомить детей с остановкой общественного транспорта, правилами дорожного движения, дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов. Уметь предвидеть опасное событие и по возможности его избегать, а при необходимости действовать;
- Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;
Речевые: - Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;
- Развивать связную речь.
Этапы проекта:
1 этап (постановка проблемы)
- Изучение проблемы. Анкетирование родителей «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?»
- Определить продукт проекта:
а) создание макета улицы;
б) знание правил дорожного движения.
2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач)
- Составление плана работы по теме проекта.
- Изучение методической литературы по проблеме
- Подбор художественной литературы, подготовка наглядного иллюстрированного материала по теме проекта.
- Проведение с детьми беседы по теме: «Соблюдайте правила дорожного движения! », «Внимание, дорожные знаки!», «Для чего нужен светофор» беседы с детьми о важности данной проблемы.
- Просмотр аудио и видео материала: «Уроки тётушки Совы», «Азбука пешехода», «Опасные ситуации»
- Пополнение предметно-развивающей среды.
3 этап (работа над проектом)
- Работа по решению задач реализации проекта, через:
1) Организацию непосредственной организованной образовательной деятельности:
- Познавательное развитие «Внимание – дорожные знаки», «Для чего нужен светофор»; « Транспорт на улицах села».
- Развитие речи: Составление рассказов из личного опыта: « Как я ездил (а) в город»
«Художественное творчество»:
- рисование: « Автомобили на дороге», «Улицы села»;
- аппликация (коллективная) « Машины на нашей улице»
2) Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»; «Если бы все знаки перепутались?»
3) Чтение художественной литературы: Б.Житков «Светофор»; С.Волкова «Про правила дорожного движения»; О. Бедарев «Азбука безопасности»; В.Клименко «Происшествия с игрушками»; С.Михалков «Три чудесных цвета», «Моя улица», «Скверная история»; И.Мигунова «Друг светофор»; В.Иришин «Прогулка по городу»; А.Дмоховский «Чудесный островок», Н.Кончаловская «Самокат», В.Кожевников «Светофор», Д.Хурманек «Перекресток» и другие.
4) Рассматривание иллюстраций, картинок
5) Дидактические игры: «Ассоциации», «4 лишний» «Поставь дорожный знак», «Это я, это я, это все и мои друзья!», «Правильно разложи», «Весёлый жезл», «Узнай по описанию».
6) Разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок.
Взаимодействие с родителями:
- консультация: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения»
- оформление папки-передвижки: «Самые важные правила- правила дорожного движения!»
- рекомендации по формированию навыков поведения на дороге
- информация в родительский уголок: «Памятка по правилам дорожного движения»,
4 этап
- Выставка рисунков, плакатов, выполненных детьми.
- Представление продукта проекта - макет улицы, выполненные родителями, сделать тематический кейс «Светофорик».
- Квест - игры: « Тропинка здоровья», «Поиски сокровища»
5 этап (постановка новой проблемы)
- создание ситуации поиска новой информации и определение задач нового проекта: «Какие еще опасности могут встретиться нам на улицах?»
Разработанный план работы с детьми старшей группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного движения успешно выполнен, поставленные цели достигнуты, поставлена новая цель педагогического проекта;
- По итогам педагогической диагностики в конце проведения проекта у большинства детей появилось и продолжило формироваться правильное понимание значимости правил дорожного движения для их жизни и здоровья. С детьми, показавшими средние результаты освоения материала, намечены индивидуальные маршруты развития по теме проекта, проведены рекомендательные беседы с родителями.
В ходе проведения проекта выдвинутая ранее гипотеза относительно динамики эффективности формирования навыков и умений поведения на улице у детей старшего возраста полностью подтвердилась. Именно благодаря освещению информации о ПДД с разных сторон и включению этой информации в различные виды деятельности детей была достигнута прямо пропорциональная положительная динамика после проведения проекта.
Особое значение, исходя из особенностей возраста детей, для проекта имела игровая деятельность, где с помощью моделирования, распределения ролей, делегирования определенных полномочий детям были закреплены теоретические знания о правилах безопасного поведения на дороге, в транспорте, в пути.
Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувства контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.