.
Проект «Применение Су Джок терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Проект составил: воспитатель средней группы Покацкая Татьяна Александровна
Актуальность. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.
Актуальность использования Су–Джок терапии в педагогическом процессе у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:
- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во – вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-джок терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем само оздоровления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)
Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
Вследствие чего нами была выдвинута гипотеза, что если систематически использовать приемы Су-джок терапии в непосредственно-образовательной деятельности, в режимных моментах, то коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно, и, возможно сократятся сроки коррекционной работы.
Новизна: данного проекта связана с новизной самого метода Су Джок терапии, разработанного в конце ХХ века и впервые опубликованного его автором, профессором Пак ЧжэВу в 1986 г. (Ч.В. Пак, 1991).
Цель: -Использование Су-Джок терапии для сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду и семье;
- Коррекция речевых нарушений у детей с помощью использования Су –Джок терапии.
Задачи су-джок-терапии:
- Сохранение и крепление здоровье детей
- Повысить иммунную защиту организма.
-Стимулировать развитие познавательного интереса, памяти, внимания, мышления.
- Стимулировать речевые области в коре головного мозга.
- Совершенствовать навыки пространственной ориентации.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;
-Воздействие на биологически активные точки по системе Су –Джок.
-Использовать элементы су-джок-терапии на различных этапах деятельности по коррекции речи у детей.
Предполагаемый результат:
Дети:
• проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;
• увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
• возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
• дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
• у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
Родители:
• родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
• родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;
В результате использования Су-джок терапии мы ожидаем:
благоприятное воздействие на весь организм;
стимуляцию на речевые зоны коры головного мозга;
развитие координация движений и мелкой моторики;
развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.
Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
Скорректируется речь с движением.
Тип проекта: практико-ориентируемый
Срок реализации педагогического проекта: долгосрочный, со средней группы.
Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Сроки | Мероприятия | Участники |
Сентябрь -Ноябрь | 1.Изучение методики «Су – Джок» 2. Обследование детей логопедом 3.Создание условий для внедрения метода «Су – Джок»: Приобретение шариков «Су – Джок» | Воспитатель Логопед Дети |
Основной этап
| Сроки | Мероприятия | Участники |
| Декабрь - Апрель | Обучение детей в режимных моментах: - использование шариков Су Джок для повышения иммунитета, развития мелкой моторики и речевого развития; - массаж пальцев эластичным кольцом для стимуляции работы внутренних органов; - самомассаж шариком Су-Джок для повышения иммунитета и развития мелкой моторики; Использование упражнений и массажа: -в непосредственно-образовательной деятельности, как физкультминутки, - перед непосредственно-образовательной деятельностью в форме психологических пауз; - на прогулках в подвижных играх и спортивных упражнениях; - на гимнастике; Самостоятельная деятельность детей Ежедневный массаж шариками и колечками «Су Джок» | Воспитатель Дети |
Завершающий этап
Сроки | Мероприятия | Участники |
Май | 1.Подведение итогов работы: - Мониторинг детей - Анкетирование родителей 2. Открытое мероприятие. 3. Презентация 4. Публикация проекта на сайте детского сада | Воспитатель Дети Родители Логопед |
Приложение 1
Пути реализации су-джок терапии.
Работа с педагогами по знакомству с су-джок, приемами работы по его использованию.
Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).
Работа с родителями (собрание-практикум по использованию су-джок терапии, консультирование)
Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).
Для реализации задач используем следующие направления и формы работы:
развитие фонематического слуха и восприятия;
коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
совершенствование лексико-грамматических категорий;
совершенствование навыков пространственной ориентации.
упражнения для развития общей и мелкой моторики.
В процессе использования упражнений Су-джок терапии, применяем следующие методы и приемы:
1. Взаимодействие со сказочным персонажем.
Ребенку предлагается поиграть в сказку, используя су-джок.
2. Словесные приемы:
Потешки, прибаутки, стихи, сказки, скороговорки, пальчиковые игры.
3. Игровые приемы.
Занятие-игра, игровые упражнения.
4. Наглядные приемы.
Схемы.
Иллюстрации.
5. Практические действия.
Массаж кистей, стоп и пальцев.
Су-джок терапию проводим поэтапно.
I этап.
Знакомство детей с су-джок правилами его использования.
II этап.
Закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап.
Самостоятельное использование шарика су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.
При организации работы по су-джок терапии придерживаемся следующих требований.
Мотивационное обеспечение: привлекаем тот или иной внешний мотив, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью (подражать литературному персонажу, подражать сверстникам).
Эмоциональное сопровождение:
атмосфера эмоциональных положительных эмоций;
доброжелательный настрой;
заинтересованность педагога в успехах детей;
собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.
Приложение 2
Особенности взаимодействия с детьми: обеспечения понятного, интересного мотива деятельности.
Вариативность использования в педагогической работе разнообразных методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон по су-джок позволяет добиться следующих преимуществ:
сократить сроки коррекционной работы;
повысить качество работы;
снизить энергетические затраты;
наладить преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.
Формы работы с детьми:
• Пальчиковая гимнастика
• Рассказывание сказок с внедрение Бурятских народных сказок.
• Заучивание стихов на автоматизацию нарушенного звука
• Совершенствование навыков пространственной ориентации
• Совершенствование лексико-грамматических категорий
Совершенствование навыков употребления предлогов
Формы взаимодействия педагогов с родителями:
Анкетирование родителей;
Создание буклетов для родителей «Пальчики играют – речь нам развивают»;
Консультация «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений»;
Индивидуальные консультации по применению Су – Джок терапии в домашних условиях;
Мастер-класс «Наш дружок – Су - джок»;
Родительское собрание «Здоровье детей в наших руках».
Взаимодействие с педагогами:
1. Рекомендация для педагогов «Здоровьесберегающая технология «Су –Джок терапия» с детьми дошкольного возраста»;
2. Мастер-класс для педагогов «Шариком играем речь развиваем»