СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по профориентационной работе 11 класс

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект будет полезен классным руководителям старшеклассников

Просмотр содержимого документа
«Проект по профориентационной работе 11 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 2 ГОРОДА ТОРЕЗА»



Социально-педагогический проект на тему

«Традиции нашего класса.

Дорога во взрослую жизнь»




Направление: профориентационная работа


Разработала классный руководитель 11 класса Чернышкова И.В.







2020













На свете мало недостижимых вещей; будь у нас больше настойчивости, мы могли бы отыскать путь к любой цели”

Ларошфуко

1. Актуальность проекта

Современное общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. Подготовить таких выпускников не всегда возможно в рамках традиционной технологии — педагогики требований, основанных на внешней мотивации деятельности учащихся, на принуждении. В данном проекте нацеливание делается на внутриличностные факторы мотивации учащихся, на присущие детям природные потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.

Актуальность рассматриваемой проблемы несомненна, ведь от того насколько правильно будет выбрана будущая профессия, насколько она будет по душе, во многом будет зависеть дальнейший жизненный путь. Профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Вопрос выбора профессии является актуальным на протяжении долгих лет.

То, чем будет заниматься человек в будущем, существенно будет влиять на финансовое положение, социальный статус, общество, с которым придется пересекаться и общаться, на всю жизнь в целом. Однако перед тем, как стать специалистом в определенной отрасли, приходится проделать немалый путь, начиная от самой мысли "кем быть" и заканчивая получением всех необходимых знаний и опыта для работы.

Основные понятия, положенные в основу данного проекта: старший школьный возраст, учебно-профессиональная деятельность, самосознание, самоопределение, самореализация, гражданская зрелость: готовность к труду, готовность к самообразованию, готовность к семейной жизни, профориентация, ценностные ориентации.

На основе потребностей саморазвития может быть сформирована доминанта самосовершенствования – мотивация на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самого себя. Ведущей мотивацией в старшем звене школьного образования должна стать не внешняя социальная, а внутренняя, нравственно-волевая, основанная на всем спектре потребностей саморазвития.

2. Цель проекта: подготовка учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению, профориентации.

3. Задачи проекта: 

- ознакомить учеников с понятиями: самореализация, самоактуализация;
- сформировать психологическую установку на самореализацию;
- раскрыть многообразие жизненных обстоятельств, ожидающих выпускника школы;
- сформировать положительные ценностные ориентации и установки в отношении трудовой деятельности и семейно-бытовой сферы;
- подготовить к доступному по уровню и форме дальнейшему непрерывному образованию;
- сформировать конкурентоспособность и выживаемость;
- сориентировать на дальнейшее самосовершенствование;
- преодолеть подростковый негативизм, цинизм во взглядах на жизнь;
- подготовить к встрече со стрессами, с опасностями, с трудностями;
- предостеречь от возможных ошибок в принятии жизненно важных решений;
- дать выпускникам понимание смысла жизни и счастья на разных уровнях (философском, практическом, социальном, семейном).

4. Участники проекта

- Учащиеся 11 класса;

- Классный руководитель;

- Родители учащихся

5. Миссия проекта

Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс в целом стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно во взрослой жизни.

Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, - педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности, педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать учащихся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива, мотивации успеха. Помочь ребенку в этом, научить его жить в обществе может и должен, прежде всего, классный руководитель.  


6. Основные принципы проекта

Я, как классный руководитель, в своей работе по организации внеклассной деятельности учащихся опираюсь на следующие принципы:

  Открытость - совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители);

Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом.

Деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней.

Свобода участия – учитывается мнение учащихся в выборе задания во внеклассном мероприятии.

Обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия).

Сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу.

Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.



7. Этапы реализации проекта:

Ученическим коллективом считаю группу учеников, объединённую социально - значимой целью и деятельностью, имеющей общие выборные органы и отличающейся сплочённостью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях. Класс, конечно же, становится коллективом не сразу. Он превращается в него, по мере того, как накапливается опыт совместной деятельности, создаётся и растет актив, складываются положительные традиции, растут и крепнут товарищеские связи, устанавливаются правильные взаимоотношения с общешкольным коллективом. Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.


I этап: - Подготовительный. Работа министерств самоуправления детской организации над разработкой и утверждением плана действий. Приглашение участников, решение организационных, информационных вопросов. Согласование плана действий со всеми участниками проекта. Проведение анкетирования.

II этап: - Практический, включающий мероприятия по трём уровням сложности:

классные часы, родительские собрания, лекция, тренинг, деловая игра ,квест, виртуальные экскурсии, тематический мастер-класс.

Первый уровень рекомендуется учащимся, которые на данном этапе не имеют представления о выборе своей будущей профессии и у которых есть склонность к исполнительской работе.

Второй уровень рекомендуется учащимся, проявляющим интерес к конкретной сфере профессиональной деятельности, склонным к созидательной работе.

Третий уровень – для учащихся с ярко выраженной направленностью к творческому труду, которые имеют устойчивые профессиональные интересы.

III этап: - Рефлексивный. Подведение итогов, коллективная презентация, оценка результата.


8. План реализации проекта:


№п/п

Этап проекта

Мероприятие

Сроки или период

Ожидаемые результаты

1

Подготовительный

1.Разработка и утверждение плана действий министерством самоуправления класса

2.Проведение заседания ШНПК методического объединения классных руководителей по вопросу внедрения проекта «Традиции нашего класса. Дорога во взрослую жизнь».

3. Оценка рисков и пути их возможной минимизации.

4. Проведение анкетирования «Выбор профессии»

Сентябрь 2020 г.

Формулирование целей, задач, ожидаемых результатов, ожидаемого эффекта от проекта.

2

Практический

1.Проведение родительского собрания для информирования и привлечения родителей к участию в данном проекте.

2.Заседание рабочей группы с целью формирования групп учащихся по трём уровням сложности по данным анкетирования.

3.Классный час на тему «Выбор профессии – это серьёзно»

4.Лекция «Рейтинг мотивов выбора профессий».

5.Деловая игра «Я и моя будущая профессия» (типы профессий по Климову).

6.Тренинг «Выбор профессии: Кем стать?»(участники-родители, учащиеся, классный руководитель).

7.Квест «Ошибки в выборе профессии».

8.Родительское собрание на тему «Как помочь детям в выборе профессии».

9.Открытый классный час «Время покажет…».

10.Виртуальные экскурсии «День открытых дверей».

11.Мастер-класс от учащихся третьего уровня «Как помочь одноклассникам выбрать своё дело».

Октябрь 2020 г.







Октябрь 2020 г.








Октябрь 2020 г.



Ноябрь

2020 г.




Ноябрь

2020 г.


Декабрь

2020 г.






Декабрь

2020 г.


Январь

2021 г.




Январь

2021 г.



Февраль 2021 г.


Март

2021 г.

Повышение качества профориентационной работы в школе, раннее приобретение профессиональных навыков учащимися, воспитание ответственности за своё будущее. Распространение педагогического опыта, расширение социальных и профессиональных контактов, профориентационная поддержка учащихся.

3

Рефлексивный

1.Анкетирование, опросы с целью изучения результатов проекта.

2.Коллективная презентация «Наш выбор».

Март

2021 г.

Оптимизация форм организации личностно-профессионального самоопределения учащихся.


9. Ожидаемые результаты проекта:

1. Оказание системной, полноценной помощи и сопровождения учащихся на пути выбора профессии и учебного профиля.

2. Повышение учебной мотивации и компетенций учащихся через самоопределение и личностный рост.

3. Преодоление деформаций рынка труда и образовательных услуг через профориентацию на рабочие профессии, а также на сферу обслуживания, информатики и вычислительной техники, естественных наук, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды.

3. Расширение коммуникативных связей и возможностей получение основ профессиональной подготовки по специальностям вуза.

4.  Создание оптимальных условий для качественного завершения среднего образования.

5. Обеспечение дополнительной занятости детей, организация успешного сочетания учебы, досуга, воспитания, возможность сделать досуговую деятельность управляемой и подчиненной целям обучения, воспитания, развития.

6. Раннее социальное и профессиональное самоопределение детей.

7. Владение, оснащенность совокупностью умений самосовершенствования.

8. Осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности.

9. Высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность; 

10. Оценка эффективности проекта:

1. Повышение учебной мотивации и компетенций учащихся через самоопределение и личностный рост (доля обучающихся в 11 классе, охваченных проектной деятельностью в школе – 100%).

2. Повышение профессиональных компетенций учащихся (вовлечённость подростков в мероприятия профориентационной направленности).

3. Трансляция опыта по созданию профориентационного направления для старшеклассников в школе (освещение положительного  опыта проекта на школьном сайте, публикациях в школьной газете).

4. Степень вовлеченности родительской общественности и участие в проекте (активное участие родителей старшеклассников в проекте  через родительские собрания, конкурсные и творческие  задания).


11. Оценка рисков проекта и мероприятия по их минимизации:

1. Недостаточная компетентность исполнителей проекта в решении некоторых вопросов (путь минимизации - самообразование, привлечение научных руководителей, внешних консультантов).

2.Недостаточная мотивация участников проекта (путь минимизации - активность руководителей проекта, разработка системы стимулирования, минимизация конфликтов).


12. Дальнейшее развитие проекта:

Распространение информации об инновационном проекте и результатах его работы путём публикации в школьной газете, на школьном сайте, размещения информации на образовательных сайтах.


13. Система контроля за ходом реализации проекта:

Промежуточный контроль будет осуществляться через наблюдение, совместную рефлексию мероприятий проекта, анкетирование.

Заключительный контроль будет проведен на стадии завершения проекта для оценки реализации проекта в целом после завершения вступительной кампании 2021 г.


14. Список литературы:

1.Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. - Спб, 2008.

2. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - Спб, 2006.

3. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.

4. Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. – М. : ВЛАДОС, 2001.

5. Никишина, И.В. Инновационная деятельность современного педагога:

методическое пособие / И. В. Никишина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 91с.

6. Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе. Составители: З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова /Под ред. И.В. Кузнецовой, канд. пс. наук. Ярославль: Центр «Ресурс», 2004. 120 с.

7. Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор"/ под ред. Н. В. Афанасьевой. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 365 с.

8. Шмидт В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс/ В.Р. Шмидт. - Москва: Сфера, 2006. – 119 с.