Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Петушок»
Информационно-исследовательский проект естественно-научной направленности в старшей-подготовительной группе «Казачата»
Тема: «Будем мусор разделять, чтоб использовать опять»
Рассчитанный на детей старшей-подготовительной группы (5-7 лет) и их родителей.
Руководитель проекта: воспитатель Божога А.И.
г. Семикаракорск
2021 г
Пояснительная записка.
Актуальность:
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Мусор - проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас в городе, поселке, на улице, в общественном транспорте, лесу, на реке. Все новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие виды отходов очень долго разлагаются или вообще не разлагаются. «Почему у нас так много мусора?», «Откуда он берётся?», «Как он влияет на здоровье человека и всего живого?», «Куда отвозят мусор?», «Неужели через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой?». Эти вопросы волнуют всех, и воспитанники средней группы исключение.
Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Будем мусор разделять. Чтоб использовать опять».
Новизна проекта:
Новизна проекта заключается в использовании нетрадиционных игровых методов эколого-ориентированного характера для активизации обучения дошкольников, с целью развития у детей гуманного отношения к миру природы и заботливого отношения к своему здоровью.
Гипотеза:
Если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды. А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?
Практическая значимость проекта:
Обобщение знаний детей о раздельном накоплении отходов. Пополнение словарного запаса.
Тип проекта: информационно-исследовательский, с элементами творчества.
Цель проекта: формирование у детей знаний о разнообразных видах деятельности по защите природы, изучение способов сортировки, переработки и утилизации мусора.
Задачи проекта:
Сформировать у детей представление о видах бытовых отходов и их свойствах.
Расширить представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов.
Уточнить представления детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
Найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала.
Предполагаемый результат:
Дети:
Будут знать:
- о проблемах загрязнения окружающей среды мусором;
- как рационально минимизировать накопление отходов;
- об эффективности вторичного использования отходов.
Будут уметь:
- соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе: почему и как нужно убирать мусор в городе, в лесу, на реке;
- создавать разнообразные поделки с помощью бросового материала, знакомиться с их свойствами, приобретать трудовые навыки и умения мыслить.
Педагоги: Повысят мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Родители: осознают значимость охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Сформируют интерес к проблеме экологического воспитания своих детей.
Срок реализации: краткосрочный с 08.02.2021 г. по 12.02.2021 г.
Продукт проектной деятельности:
В ходе реализации проекта будут созданы: выставка работ из бросового материала «И мусор может быть красивым!», изготовление родителями костюмов из бросового материала.
Итоговое мероприятие: выставка детских работ из бросового материала.
Планирование проекта.
Работа над проектом включает три этапа. На первом этапе необходимо:
- разработать проект;
- составить план основного этапа;
- определение целей и задач проектной деятельности;
- подбор необходимой литературы по теме;
- подбор различных игр и упражнений;
- информирование родителей о реализации проекта;
- разработка плана проекта.
Спланировать дальнейшую работу помогает модель трех вопросов.
Что знаем? | Что хотим узнать? | Что нужно сделать, чтобы узнать? |
В процессе жизни человека образуется много мусора | Откуда берется мусор? На какие виды он разделяется? Способы утилизации отходов? Что такое вторичная переработка мусора? | Спросит у мамы, воспитателя. |
На втором и основном этапе, реализации проекта, работа строится с учетом образовательных областей и предусматривает разные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, восприятие художественной литературы, изобразительную и конструирование.
Содержание проекта.
Задачи | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями | Результат деятельности |
1 этап |
08.02-12.02 | Включение родителей в проектную деятельность, определение их роли в данном проекте. | Разработка плана реализации проекта. | Знакомство родителей с планом проекта. | Составление конспектов мероприятий. Подбор иллюстративного материала. |
2 этап |
8 февраля | Цель: развитие способности различать и называть материалы, формировать представление об охране природы за счёт рационального использования ненужных предметов и их переработке. Цель: наблюдение за состоянием окружающей среды на территории детского сада и вокруг него. Цель: Дать понятия о вреде мусора для природы и человека. | Занятие “Мусор – это хорошо или плохо?” Тематическая экскурсия по территории детского сада. Беседа “Помогите природе” Цель: | - | Подборка художественной литературы и наглядного материала |
9 февраля | Цель: прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде. Воспитывать интерес и уважение к работе дворника. Цель: формирование представления о том, что некоторые отходы могут быть переработаны. Цель: осознание значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде. | Тематическая прогулка «Чистый участок нашего детского сада. Уборка территории». Экспериментальная деятельность «Рассортируем мусор» Е. Смирнова «Давайте землю украшать» | Взаимодействие с семьями воспитанников. Памятка «По уменьшению количества отходов» - осуществлять просвещение родителей по вопросам отдельного накопления ТКО. | Закрепление представлений у детей о временах года |
10 февраля | Цель: проблемы загрязнения окружающей среды. Цель: научить выбирать товары в упаковках многоразового использования Цель: создание разнообразных поделок с помощью бросового материала, знакомиться с их свойствами, приобретать трудовые навыки. | Просмотр мультфильма из серии «Смешарики» - «Про корову, которая из-за отравления воздуха и воды вместо молока давала бензин», «Жизнь мусора». Сюжетно- ролевая игра «За продуктами в магазин?». «Этот фактический мусор» - работа в творческой мастерской, изготовление поделок из бросового материала. | Взаимодействие с семьями воспитанников. Консультация для родителей «Что производят из вторичных ресурсов? | Закрепление у детей основных движений |
11 февраля | Цель: осознание значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Цель: создание разнообразных поделок с помощью бросового материала. | Чтение С. А. Анишина «На городском субботнике». Открытие галереи «Мусорный вернисаж» | Информация в уголке для родителей "Вторая жизнь мусора" | Закрепление навыков рисования карандашом |
12 февраля | Цель: расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной. Цель: расширение представлений о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов. | Ситуативный разговор «Мусор Земле не к лицу» Изготовление костюмов «Вторая жизнь вещей» | Изготовление костюмов из бытовых отходов | Развитие внимания, памяти и речи детей |
3 этап |
12 февраля | Цель: создание разнообразных поделок с помощью бросового материала. | Выставка детских работ из бросового материала | - | Паспорт проекта |
Литература
1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
2. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.
4. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
5. Рыжова Н. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 26–34.
Приложение
Беседа «Помогите природе»
Цель: Цель: дать понятия о вреде мусора для природы и человека.
Демонстрационный материал: плакаты «Береги природу», иллюстрации к стихам «Ландыш», «Зимний лес», «Березка», «Журавли», «Летний дождь».
Ход беседы:
-Посмотрите на эти картины, и скажите, как все это назвать одним словом? (ответы детей)
-Ребята, сегодня мы с Вами побеседуем о том, как людям нужно беречь природу.
- Что такое природа?
-Без чего не может жить человек?
-Откуда человек берет пищу, одежду, жилье, мебель? (ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей. Да, человек не может жить без воздуха, без воды. Пищу, которую дают животные, растения, одежду, мебель, жилище получают в природе. А воздух и вода – часть природы.
Вопрос к детям:
А всегда ли мы относимся по доброму, бывая в лесу, на лугу, на речке?
А теперь послушайте стихотворение Сергея Михалкова: «Прогулка»:
Мы приехали на речке воскресенье провести А свободного местечка, возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят: загорают и едят
Отдыхают как хотят
Сотни взрослых и ребят
Мы по бережку прошли и поляночку нашли
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки
И как будто нам назло даже битое стекло
Мы по бережку прошли, место новое нашли
Но и здесь до нас сидели, тоже пили, тоже ели
Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли
Мы прошли конечно мимо…
Эй, ребята, крикнул Дима, вот местечко хоть куда, родниковая вода!
Чудный пляж, вид, прекрасный пляж, распаковывай багаж…
Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли
Веселились как могли
Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели
Отдохнули – и ушли
И остались на полянке у потухшего костра: две разбитых наших склянки, две размокшие баранки – словом, мусора гора!
Мы приехали на речку понедельник провести Только чистого местечка Возле речки не найти!
Вопросы к детям:
Куда приехали дети в воскресенье?
Почему дети долго искали место для отдыха?
Какую полянку оставили после себя?
Как вы назовете детей, которые оставили мусор, бумагу, битое стекло?
Ответы детей.
Воспитатель:
-Вежливый человек, придя в лес или на луг, не оставить после себя грязные бумаги, разные банки, склянки, бутылки.
Экскурсия по территории детского сада
Цель: наблюдение за состоянием окружающей среды на территории детского сада и вокруг него.
Ход
Воспитатель. Ребята, какая сегодня погода? Чем она отличается от вчерашней? (Ответы детей.) Послушайте загадку:
Утром глянул я чуть свет:
Двор по-зимнему одет.
Распахнул я настежь двери, В сад гляжу, глазам не верю. Эй! Смотрите, чудеса – Опустились небеса! Было облако над нами, Оказалось под ногами.
А. Гунали
– О каком времени года загадка? Правильно, ребята, о зиме.
А теперь попробуйте ладошкой, какой снег на ощупь? Правильно, холодный.
Но для земли и растений снег – самое настоящее теплое одеяло. Чем больше зимой снега, тем теплее травам, кустарникам. Снег защищает их от сильных морозов и шаров. Давайте посмотрим, как спят под белым пушистым одеялом растения. (Воспитатель осторожно разгребает снег до почвы и демонстрирует детям зеленые травинки.) А когда придет весна, снег растает, и травка снова будет зеленеть и расти.
Давайте пройдем вперед и посмотрим, что произошло с нашими деревьями. Есть ли на них листочки? (Ответы детей.) Правильно, ребята, деревья стоят голые, нет ни одного листика. Скажите, а есть такое дерево, которое не меняет осенью и зимой свой наряд?
Зимой и летом одним цветом.
– Что это? Правильно, ёлка. Всю зиму елочка стрит зеленая, она не боится морозов, вместо листиков у нее красивые зеленые иголочки. Очень скоро зелёная ёлочка придет к нам на праздник. Догадались, какой? Правильно, зимой все люди празднуют встречу Нового года.
Подойдите к рябине и посмотрите, что с ней произошло. На рябине много красивых, красных ягодок. Зимой от мороза эти ягоды становятся очень вкусными. Их с удовольствием клюют птички. А вот и наша кормушка. Давайте положим в нее корм, птички прилетят и поблагодарят нас за это. Вспомните, почему птиц зимой надо подкармливать. (Ответы детей).
А теперь давайте поиграем в русскую народную игру “Два Мороза”. (Игра предварительно разучивается в группе).
Игра “Два Мороза”
В конце прогулки воспитатель вместе с детьми делает вывод о состоянии окружающей среды на территории детского сада и вокруг него.
Экспериментальная деятельность
“Если закопать в землю мусор, что произойдет?”
Цель: выяснить, исчезает мусор в природе или остается навсегда.
Закопаем в ящик с землей консервную банку, кусок картона, полиэтиленовый пакет, лоскуток ткани, огрызок яблока. Выставим ящик на улицу. Через два месяца раскопаем землю и посмотрим, что произойдет с этими предметами.
Через определенный промежуток времени проверять состояние материалов.
Отметить результат воздействия на них солнца, дождя, почвы.
Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.
Конспект тематической прогулки
«Чистый участок нашего детского сада».
Цель.
Наблюдение за состоянием окружающей среды на территории детского сада и вокруг него.
Прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде.
Воспитывать интерес и уважение к работе дворника.
Ход прогулки.
— Сегодня, ребята, мы с вами совершим прогулку не только по территории детского сада, но и вокруг, для того, чтобы посмотреть в каком состоянии находятся дорожки, газоны и вся территория вокруг детского сада.
— Ребята, обратите внимание на дорожки. Чистые они или на них есть мусор? (Ответы детей).
— Да, дети. На дорожках встречается мусор: бумажки от конфет, бутылочки от лимонада, разные ветки и другой мусор.
— А вы, ребята, бросаете мусор на землю? (Ответы детей.)
— А видели, как взрослые мусорят?
— Скажите мне, пожалуйста, что будет, если все будут выбрасывать мусор на улицу?
— Правильно! Везде будет мусорная свалка. А вы хотели бы жить на мусорной свалке?
— Молодцы, ребята! А что мы с вами можем сделать для того, чтобы на улицах нашего города всегда было чисто?
— Конечно же, если мы не будем бросать на землю фантики от конфет, баночки от йогуртов, обёртки от шоколадок и т. д., то в нашем любимом городе будет всегда чисто, красиво и уютно.
— Ребята, а на территории детского сада есть мусор?
— А как вы думаете почему?
— Да, конечно же, мы не бросаем мусор на дорожки, а только в урну, а если на дорожках появляются опавшие листья или принесёт ветром, то его убирает дворник.
— Молодцы, ребята, вы очень правильно всё рассказали. Мы хотим жить в чистом, красивом, уютном городе, а для этого необходимо выполнять некоторые правила:
Нельзя бросать мусор на землю!
Если на ваших глазах кто-то бросил бумажку, нужно указать ему на неправильное поведение.
«Не бросайте никогда корки, шкурки, палки…
Быстро наши города превратятся в свалки!»
Занятие “Мусор – это хорошо или плохо?”
Цель: различать и называть материалы, формировать представление об охране природы за счёт рационального использования ненужных предметов и их переработке.
Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах). Подвести итог эксперимента и наблюдений за пищевыми отходами.
Изготовление детьми природоохранных знаков. В дальнейшем по возможности, размещение их у реки, пруда, детского сада (на экскурсии);
Установление правила: сортировать групповой мусор (две мусорных корзинки: в одну собирать лом от игрушек, в другую - бумажные обрезки, которые необходимо утилизировать в компостные ямы).
10Чтение С. А. Анишина «На городском субботнике», Е. Смирнова «Давайте землю украшать».
Ситуативный разговор: «Мусор Земле не к лицу»
Цель: расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.
Ребята, наш разговор я хочу начать с совета маленького принца из сказки писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же…». Что нужно сделать сразу же? «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Почему так важно было убирать свою планету Маленькому принцу? Почему мусор - это угроза нашей планете? (Ответы детей). Земля – наш общий дом. Вы согласны с тем, что в доме должно быть чисто? А как вы понимаете выражение «чистая планета»? (Ответы детей)
Да, чистая планета – это свежий воздух; это чистые реки, моря, океаны; это плодородная земля, дающая нам богатые урожаи.
К сожалению, не всё так хорошо, как хотелось бы. Мусор можно увидеть везде. А как вы думаете, откуда берётся мусор? (Ответы детей).
Да, мусор – «изобретение» человечества. У природы нет мусора. Ни животные, ни растения не создают мусора. Мусор, или как его ещё называют твёрдые бытовые отходы, создал и продолжает создавать человек. Мы бросаем в мусорное ведро всё, что перестало нам быть нужным: пищевые отходы, пустые консервные банки, бутылки, пластиковые упаковки, картонные коробки, разбитые стеклянные предметы, старые игрушки, одежду, рваные ботинки и много-много других ненужных нам вещей. Мусор из ведра мы выносим на помойку, в контейнер. Приносим опустевшее ведро домой и опять начинаем копить мусор. И так каждый день! При этом не забудьте, что в городе, как правило, проживает от нескольких тысяч до нескольких миллионов человек, и все несут свой мусор в эти самые контейнеры.
- Как вы думаете, можно ли сжигать мусор, чтобы уменьшить свалки? Нет! Учёные всего мира призывают не делать этого, т.к. сжигая мусор, мы сильно загрязняем воздух и просто переносим помойку с земли на небо, причиняя ещё больший вред всему живому. Как видите, горы мусора растут с каждым днём и, если человек не научится грамотно от него избавляться то в скором времени наша планета превратится в одну большую свалку. Посмотрим, какие бытовые отходы чаще других оказываются в мусорной корзине.
Анализ содержимого мусорной корзины.
пищевые отходы
бумага и картон
стекло
металл
пластик, полиэтилен и пр.
Рассмотрим по порядку каждую из групп.
1-я группа. Пищевые отходы представляют собой растительные или животные компоненты, поэтому с ними природа сможет справиться сама, превратив их в полезные удобрения. Главное отсортировать пищевые отходы от остальных бытовых отходов.
2-я группа. Бумага и картон –это макулатура, идущая на вторичное использование. При этом сохраняются от вырубки леса. И наша задача сводится к тому, чтобы отсортировать бумажные отходы от остальных бытовых отходов.
3-я и 4-я группы. Стекло и металл –долговечные материалы. Они в небольшом количестве присутствуют в мусорной корзине. И стекло, и металл можно переплавить и получить новые стеклянные и металлические изделия. Но чтобы их переплавить мы должны опять отсортировать отходы стекла и металла от всех остальных
5-я группа. Пластик и полиэтилен – самая большая группа отходов. Как видим, чаще всего мы выбрасываем именно пластиковые упаковки. Действительно, современный производитель чаще других использует пластиковую тару. Но пластик – это изобретение человека, такого материала в природе не существует, поэтому природа не может переработать его сама. Человек, создавая такие материалы, должен сам позаботиться об их утилизации, т.е. переработке. Сжигать их нельзя, т.к. при этом выделяется большое количество не просто вредных, а смертельно опасных веществ. Значит нужно уменьшить само производство вредных упаковок.
Ребенок Вывод 1
Что бы было меньше отходов нужно заменить пластиковую упаковку на стеклянную или бумажную. Поэтому, если вы действительно хотите помочь природе, будьте думающими покупателями. Помните, красивые пластиковые коробки и бутылки уже через несколько часов после покупки отправятся на помойку, нанося большой вред природе. А стеклянную и бумажную упаковку можно сдать на переработку.
Сказка про репку
Посадил Дед Репку, а она не растет. Решил Дед репку полить. Принес Дед ведро воды из речки, а она серая, грязная. Позвал он Внучку. А Внучка и говорит: «Нельзя такой водой поливать. В нашу речку завод спускает грязную воду. А очистные сооружения завод еще не построил». Принесла Внучка воды из родника и полила репку. Ждёт Дед, а репка не растет. Решил он землю порыхлить. Позвал Кошку. Стала Кошка лапами землю рыхлить и вытащила пакеты, бумажки, бутылки. Убрали весь мусор. Тут и репка стала расти. Прибежала Мышка, нарисовала плакат: «Не мусорить!» –и поставила его возле репки и речки. А осенью выросла репка большая пребольшая, и все ее дружно съели