СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по развитию графо-моторных навыков у детей 5-6 лет с ТНР с использованием песочной терапии "В мире линий и фигур"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по развитию графо-моторных навыков

у детей 5-6 лет с ТНР с использованием песочной терапии

"В мире линий и фигур"

Процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи требует грамотной организации и применения современных педагогических подходов. Один из таких методов — песочная терапия, которая позволяет задействовать природные свойства песка для стимуляции развития воображения, фантазии и мелкой моторики.

Просмотр содержимого документа
«Проект по развитию графо-моторных навыков у детей 5-6 лет с ТНР с использованием песочной терапии "В мире линий и фигур"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 17 «ЛАДУШКИ»






Проект по развитию графо-моторных навыков

у детей 5-6 лет с ТНР с использованием песочной терапии

"В мире линий и фигур"



Выполнила: педагог-психолог

первой квалификационной категории

Шипилова Елизавета Анатольевна










Нижневартовск, 2024


Введение

В условиях современного общества раннее развитие детей приобретает особую значимость, поскольку оно закладывает фундамент для их будущих успехов в обучении и социальной адаптации. Одной из важнейших составляющих этого процесса является развитие графомоторных навыков, которые играют ключевую роль в подготовке ребёнка к школьному обучению и дальнейшей жизни. Однако для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) этот путь может оказаться особенно сложным, требующим специальной поддержки и индивидуального подхода.

Графомоторика представляет собой совокупность двигательных навыков, обеспечивающих выполнение точных и координированных движений руками и пальцами, необходимых для выполнения письменных работ. Успешное овладение этими навыками в дошкольном возрасте значительно облегчает переход к процессу письма в начальной школе, повышает уверенность ребёнка в собственных силах и способствует формированию положительной учебной мотивации.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования, одним из приоритетов является обеспечение всестороннего развития личности ребёнка, включая физическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие. Развитие графо-моторных навыков входит в число задач физического воспитания и направлено на укрепление мышц кисти и пальцев, улучшение координации движений и повышение точности выполнения действий.

Главная сложность для детей с ТНР старшего дошкольного возраста при развитии графо-моторных навыков заключается в сочетании когнитивных и физических ограничений, которые затрудняют освоение навыков, необходимых для выполнения точных и координированных движений рукой и пальцами.

Процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи требует грамотной организации и применения современных педагогических подходов. Один из таких методов — песочная терапия, которая позволяет задействовать природные свойства песка для стимуляции развития воображения, фантазии и мелкой моторики.

Проблема работы заключается в том, что у детей 5-6 лет с ТНР часто наблюдаются трудности с развитием графо-моторных навыков, что затрудняет освоение письма и рисования, а также мешает развитию речи и мышления.

Суть противоречий, определяющих данную проблему:

  • Противоречие между актуальной потребностью в развитии графо-

моторных навыков у детей с ТНР и недостаточным уровнем их сформированности.

  • Противоречие между традиционными методами обучения письма и рисования, которые могут быть сложными для детей с ТНР, и возможностью использования нетрадиционных подходов, таких как песочная терапия, для более эффективного и интересного обучения.

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию развития графо-моторных навыков у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через использование песочной терапии.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование песочной терапии.

2. Выявить уровень развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

3. Разработать и реализовать комплекс занятий по развитию графо-моторных навыков у старших дошкольников с ТНР, через использование песочной терапии.

Проблема работы заключается в том, что у детей 5-6 лет с ТНР часто наблюдаются трудности с развитием графо-моторных навыков, что затрудняет освоение письма и рисования, а также мешает развитию речи и мышления. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий. Поэтому работа педагогов не предусматривает целенаправленного обучения рисованию и письму

Новизна опыта:

  • Использование песочной терапии в качестве метода развития графо-моторных навыков у детей с ТНР.

  • Включение в проект разнообразных упражнений, направленных на развитие различных аспектов графо-моторного навыка.

Теоретические основы работы:

  • Теория развития психических процессов у детей с ТНР (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова).

  • Теория песочной терапии (Д. Калф, М. Эллис, М. Мадсен).

  • Теория развития графо-моторных навыков (Л.В. Кузнецова, Т.В. Тарасова, Н.А. Фролова).

Практическая значимость работы:

  • Проект позволит разработать эффективный метод развития графо-моторных навыков у детей с ТНР.

  • Результаты проекта могут быть использованы в работе логопедов, дефектологов, психологов, работающих с детьми с ТНР.



Развитие графо-моторных навыков у детей 5-6 лет с ТНР с использованием песочной терапии «В мире линий и фигур"


Работая с дошкольниками, мы наблюдаем с какими трудностями сталкиваются эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий. Поэтому работа педагогов предусматривает развитие двигательных и познавательных способностей детей, а именно:

  • формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);

  • умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер;

  • учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);

  • формирование зрительно-моторных координации.


Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап:

    • Изучение литературы по теме проекта.

    • Разработка программы занятий.

    • Подбор материалов и оборудования.

  2. Основной этап:

    • Проведение занятий с детьми.

    • Наблюдение за детьми во время занятий.

    • Анализ результатов выполнения упражнений.

    • Коррекция программы занятий в зависимости от полученных результатов.

  3. Заключительный этап:

    • Обобщение результатов проекта.

    • Разработка методических рекомендаций для педагогов.

    • Представление результатов проекта.


Упражнения для развития графо-моторных навыков:

1. «Рисуем в песке»:

  • Прямая линия: Рисование прямой линии пальцем, палочкой, маленькой лопаткой.

  • Волнистая линия: Рисование волнистой линии пальцем, палочкой, маленькой лопаткой.

  • Зигзаг: Рисование зигзага пальцем, палочкой, маленькой лопаткой.

  • Круг: Рисование круга пальцем, палочкой, маленькой лопаткой.

  • Квадрат: Рисование квадрата пальцем, палочкой, маленькой лопаткой.

  • Треугольник: Рисование треугольника пальцем, палочкой, маленькой лопаткой.

2. «Песочные фигуры»:

  • Создание фигур: Рисование в песке различных фигур: домик, елочка, солнышко, цветочек, звездочка, кораблик, человечек.

  • Создание песочной картины: Создание песочной картины с использованием различных фигур и линий.

3. «Игра с песком»:

  • Пересыпание песка: Пересыпание песка из одной емкости в другую, используя различные инструменты (лопатки, совочки, ведра).

  • Лепка из песка: Лепка из песка различных фигур (шарики, колбаски, животные, люди).

  • Сортировка песка: Сортировка песка по цвету, размеру, форме.

4. «Массаж ладошек»:

  • Массаж ладошек: Массаж ладошек с помощью различных предметов (мячики, грецкие орехи, пуговицы).

  • Сжимание и разжимание кулачков: Сжимание и разжимание кулачков с помощью различных предметов (мячики, грецкие орехи).

  • Движение пальчиков: Движение пальчиков с помощью различных предметов (мячики, грецкие орехи, пуговицы).

5. «Рисуем пальчиками»:

  • Рисование пальчиками: Рисование на бумаге пальчиками, используя краски, гуашь или мел.

  • Отпечатки пальчиков: Делание отпечатков пальчиков на бумаге.

  • Рисование по шаблону: Рисование пальчиками по шаблону (например, контуры животных, предметов).

6. «Работа с мелкими предметами»:

  • Сортировка предметов: Сортировка различных мелких предметов по размеру, форме, цвету (например, пуговицы, бусинки, монеты).

  • Перекладывание предметов: Перекладывание мелких предметов из одной емкости в другую (например, пинцетом, ложечкой).

  • Конструирование из мелких предметов: Конструирование из мелких предметов (например, мозаика, конструктор).


Ожидаемые результаты:

  • Улучшение графо-моторных навыков у детей с ТНР.

  • Повышение уровня зрительно-моторной координации.

  • Развитие пространственного мышления и мелкой моторики.

  • Стимуляция речевого и психического развития детей.

  • Повышение мотивации к обучению.


Заключение

В ходе реализации проекта все поставленные задачи выполнены.

  • Изучена психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме формирования…..

  • Были определены ……..

  • Разработана и реализована технология формирования …….

  • В ходе целенаправленного, системного педагогического воздействия удалось добиться положительной динамики в формировании ……..

Подводя итоги можно отметить следующее: в результате работы повысился уровень ……….

Проблему формирования социальной компетентности нельзя считать исчерпанной. Она требует дальнейшего исследования многих сторон формирования социальной компетентности:изучение путей взаимодействия детского сада со школой, с семьей; изучение условий формирования социальной компетентности на разных ступенях дошкольного образования.

Адресность опыта: Результаты проекта могут быть использованы в работе логопедов, дефектологов, психологов, работающих с детьми с ТНР..


























ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

Азбука Морзе


Цель: Развитие графо-моторных навыков, пространственной ориентации, мелкой моторики, а также знакомство с азбукой Морзе у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.


Материалы:


  • Песочница

  • Палочки для рисования в песке (например, деревянные шпажки)

  • Карта с изображением острова и корабля (можно распечатать или нарисовать самостоятельно)

  • Конверт с письмом от пирата

  • Конверт с загадкой

  • Флажки разных цветов (количество – по количеству детей)

  • Песочные часы

  • Картинки с изображениями морских животных (например, дельфин, морская звезда, осьминог)


Ход занятия:


1. Знакомство:


* Педагог-психолог: Ребята, сегодня к нам в гости пришел пират! (Показывает картинку с изображением пирата)

* Педагог-психолог: Пират попал в беду: его корабль потерпел крушение, и он оказался на необитаемом острове.

* Педагог-психолог: Пират очень хочет вернуться домой, но он не знает, как!


2. Поисковая часть:


* Педагог-психолог: Давайте поможем пирату! Посмотрите, у меня есть карта острова. На ней указаны места, где пират оставил нам подсказки.

* Педагог-психолог: Первая подсказка спрятана в песочнице.

* Дети: (Идут к песочнице)


3. Сюрпризный момент:


* Педагог-психолог: посмотрите, в песочнице спрятано письмо от пирата. Давайте его достанем. (Достает письмо)

* Педагог-психолог: Пират пишет, что он хочет вернуться домой, но не знает, как подать сигнал своим друзьям!

* Педагог-психолог: Давайте научим пирата азбуке Морзе, чтобы он мог подать SOS!


4. Выполнение задания:


* Педагог-психолог: Пират просит вас нарисовать в песке азбуку Морзе, чтобы он мог ее запомнить.

* Педагог-психолог: (Демонстрирует, как рисовать точки и тире в песке)

* Дети: (Рисуют в песке точки и тире)

* Педагог-психолог: Молодцы! Теперь пират знает, как подать сигнал! А чтобы узнать, где искать следующую подсказку, нужно отгадать загадку.


5. Физкультурная минутка:


Девочки и мальчики

скачут все, как мячики.

(Дети ставят руки на пояс и подпрыгивают на месте)

И руками хлопают.

(три раза хлопают в ладоши и снова ставят руки на пояс)

И ногами топают.

(три раза топают ногами)

Глазками моргают.

(три раза зажмуривают глаза)

Всё — все отдыхают.

(свободно опускают руки вниз и три раза встряхивают ими).





6. Игровая часть:


* Педагог-психолог: Следуя карте, мы должны найти флажки! (Идут к столу, на котором лежат флажки)

* Педагог-психолог: Пират просит нас помочь ему собрать сигнал SOS. Давайте вместе составим сигнал SOS из флажков.

* Дети: (Собирают сигнал SOS из флажков)


Можно использовать веревочки/канаты – завязать/развязать узел


7. Рефлексия:


* Педагог-психолог: Молодцы, вы составили сигнал SOS! Пират очень рад и благодарит вас.

* Педагог-психолог : Вам понравилось помогать пирату?

* Дети: (Делятся впечатлениями)


Рабочая тетрадь для развития графо-моторного развития детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи:

Занятие 1:

  • Рисование прямых линий разной длины.

  • Рисование волнистых линий.

  • Рисование зигзагов.





Занятие 2:

  • Рисование кругов разного диаметра.

  • Рисование квадратов.

  • Рисование треугольников.



Занятие 3:

  • Рисование спиралей.

  • Рисование сердечек.

  • Рисование домиков.



Занятие 4:

  • Рисование елочек.

  • Рисование солнышек.

  • Рисование цветов.

Занятие 5:

  • Рисование звездочек.

  • Рисование корабликов.

  • Рисование человечков.



Занятие 6:

  • Рисование животных.

  • Рисование букв.

  • Рисование цифр.

Занятие 7:

  • Рисование по образцу.

  • Создание песочной картины.

Замечания:

  • Задания в рабочей тетради должны быть представлены в виде рисунков и образцов.

  • Количество заданий в каждом занятии может быть увеличено или уменьшено в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

  • Важно, чтобы задания в рабочей тетради соответствовали заданиям, которые дети выполняют в песочнице.

Дополнительные материалы:

  • Картинки с изображением различных линий, фигур и предметов.

  • Шаблоны для рисования.

  • Раскраски.

  • Игры на развитие мелкой моторики.

Важно:

  • Создать комфортную и безопасную обстановку для занятий.

  • Поощрять детей за их старания и успехи.

  • При необходимости помогать детям выполнять задания.

  • Проводить занятия регулярно, не менее 2-3 раз в неделю.

  • Индивидуализировать задания в соответствии с индивидуальными особенностями детей.