МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 17 «ЛАДУШКИ»
Проект по развитию графо-моторных навыков
у детей 5-6 лет с ТНР с использованием песочной терапии
"В мире линий и фигур"
Выполнила: педагог-психолог
первой квалификационной категории
Шипилова Елизавета Анатольевна
Нижневартовск, 2024
Введение
В условиях современного общества раннее развитие детей приобретает особую значимость, поскольку оно закладывает фундамент для их будущих успехов в обучении и социальной адаптации. Одной из важнейших составляющих этого процесса является развитие графомоторных навыков, которые играют ключевую роль в подготовке ребёнка к школьному обучению и дальнейшей жизни. Однако для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) этот путь может оказаться особенно сложным, требующим специальной поддержки и индивидуального подхода.
Графомоторика представляет собой совокупность двигательных навыков, обеспечивающих выполнение точных и координированных движений руками и пальцами, необходимых для выполнения письменных работ. Успешное овладение этими навыками в дошкольном возрасте значительно облегчает переход к процессу письма в начальной школе, повышает уверенность ребёнка в собственных силах и способствует формированию положительной учебной мотивации.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования, одним из приоритетов является обеспечение всестороннего развития личности ребёнка, включая физическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие. Развитие графо-моторных навыков входит в число задач физического воспитания и направлено на укрепление мышц кисти и пальцев, улучшение координации движений и повышение точности выполнения действий.
Главная сложность для детей с ТНР старшего дошкольного возраста при развитии графо-моторных навыков заключается в сочетании когнитивных и физических ограничений, которые затрудняют освоение навыков, необходимых для выполнения точных и координированных движений рукой и пальцами.
Процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи требует грамотной организации и применения современных педагогических подходов. Один из таких методов — песочная терапия, которая позволяет задействовать природные свойства песка для стимуляции развития воображения, фантазии и мелкой моторики.
Проблема работы заключается в том, что у детей 5-6 лет с ТНР часто наблюдаются трудности с развитием графо-моторных навыков, что затрудняет освоение письма и рисования, а также мешает развитию речи и мышления.
Суть противоречий, определяющих данную проблему:
моторных навыков у детей с ТНР и недостаточным уровнем их сформированности.
Противоречие между традиционными методами обучения письма и рисования, которые могут быть сложными для детей с ТНР, и возможностью использования нетрадиционных подходов, таких как песочная терапия, для более эффективного и интересного обучения.
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию развития графо-моторных навыков у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через использование песочной терапии.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование песочной терапии.
2. Выявить уровень развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
3. Разработать и реализовать комплекс занятий по развитию графо-моторных навыков у старших дошкольников с ТНР, через использование песочной терапии.
Проблема работы заключается в том, что у детей 5-6 лет с ТНР часто наблюдаются трудности с развитием графо-моторных навыков, что затрудняет освоение письма и рисования, а также мешает развитию речи и мышления. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий. Поэтому работа педагогов не предусматривает целенаправленного обучения рисованию и письму
Новизна опыта:
Использование песочной терапии в качестве метода развития графо-моторных навыков у детей с ТНР.
Включение в проект разнообразных упражнений, направленных на развитие различных аспектов графо-моторного навыка.
Теоретические основы работы:
Теория развития психических процессов у детей с ТНР (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова).
Теория песочной терапии (Д. Калф, М. Эллис, М. Мадсен).
Теория развития графо-моторных навыков (Л.В. Кузнецова, Т.В. Тарасова, Н.А. Фролова).
Практическая значимость работы:
Проект позволит разработать эффективный метод развития графо-моторных навыков у детей с ТНР.
Результаты проекта могут быть использованы в работе логопедов, дефектологов, психологов, работающих с детьми с ТНР.
Развитие графо-моторных навыков у детей 5-6 лет с ТНР с использованием песочной терапии «В мире линий и фигур"
Работая с дошкольниками, мы наблюдаем с какими трудностями сталкиваются эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий. Поэтому работа педагогов предусматривает развитие двигательных и познавательных способностей детей, а именно:
формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);
умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер;
учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);
формирование зрительно-моторных координации.
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
Изучение литературы по теме проекта.
Разработка программы занятий.
Подбор материалов и оборудования.
Основной этап:
Проведение занятий с детьми.
Наблюдение за детьми во время занятий.
Анализ результатов выполнения упражнений.
Коррекция программы занятий в зависимости от полученных результатов.
Заключительный этап:
Обобщение результатов проекта.
Разработка методических рекомендаций для педагогов.
Представление результатов проекта.
Упражнения для развития графо-моторных навыков:
1. «Рисуем в песке»:
Прямая линия: Рисование прямой линии пальцем, палочкой, маленькой лопаткой.
Волнистая линия: Рисование волнистой линии пальцем, палочкой, маленькой лопаткой.
Зигзаг: Рисование зигзага пальцем, палочкой, маленькой лопаткой.
Круг: Рисование круга пальцем, палочкой, маленькой лопаткой.
Квадрат: Рисование квадрата пальцем, палочкой, маленькой лопаткой.
Треугольник: Рисование треугольника пальцем, палочкой, маленькой лопаткой.
2. «Песочные фигуры»:
Создание фигур: Рисование в песке различных фигур: домик, елочка, солнышко, цветочек, звездочка, кораблик, человечек.
Создание песочной картины: Создание песочной картины с использованием различных фигур и линий.
3. «Игра с песком»:
Пересыпание песка: Пересыпание песка из одной емкости в другую, используя различные инструменты (лопатки, совочки, ведра).
Лепка из песка: Лепка из песка различных фигур (шарики, колбаски, животные, люди).
Сортировка песка: Сортировка песка по цвету, размеру, форме.
4. «Массаж ладошек»:
Массаж ладошек: Массаж ладошек с помощью различных предметов (мячики, грецкие орехи, пуговицы).
Сжимание и разжимание кулачков: Сжимание и разжимание кулачков с помощью различных предметов (мячики, грецкие орехи).
Движение пальчиков: Движение пальчиков с помощью различных предметов (мячики, грецкие орехи, пуговицы).
5. «Рисуем пальчиками»:
Рисование пальчиками: Рисование на бумаге пальчиками, используя краски, гуашь или мел.
Отпечатки пальчиков: Делание отпечатков пальчиков на бумаге.
Рисование по шаблону: Рисование пальчиками по шаблону (например, контуры животных, предметов).
6. «Работа с мелкими предметами»:
Сортировка предметов: Сортировка различных мелких предметов по размеру, форме, цвету (например, пуговицы, бусинки, монеты).
Перекладывание предметов: Перекладывание мелких предметов из одной емкости в другую (например, пинцетом, ложечкой).
Конструирование из мелких предметов: Конструирование из мелких предметов (например, мозаика, конструктор).
Ожидаемые результаты:
Улучшение графо-моторных навыков у детей с ТНР.
Повышение уровня зрительно-моторной координации.
Развитие пространственного мышления и мелкой моторики.
Стимуляция речевого и психического развития детей.
Повышение мотивации к обучению.
Заключение
В ходе реализации проекта все поставленные задачи выполнены.
Изучена психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме формирования…..
Были определены ……..
Разработана и реализована технология формирования …….
В ходе целенаправленного, системного педагогического воздействия удалось добиться положительной динамики в формировании ……..
Подводя итоги можно отметить следующее: в результате работы повысился уровень ……….
Проблему формирования социальной компетентности нельзя считать исчерпанной. Она требует дальнейшего исследования многих сторон формирования социальной компетентности:изучение путей взаимодействия детского сада со школой, с семьей; изучение условий формирования социальной компетентности на разных ступенях дошкольного образования.
Адресность опыта: Результаты проекта могут быть использованы в работе логопедов, дефектологов, психологов, работающих с детьми с ТНР..
ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ
Азбука Морзе
Цель: Развитие графо-моторных навыков, пространственной ориентации, мелкой моторики, а также знакомство с азбукой Морзе у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Материалы:
Песочница
Палочки для рисования в песке (например, деревянные шпажки)
Карта с изображением острова и корабля (можно распечатать или нарисовать самостоятельно)
Конверт с письмом от пирата
Конверт с загадкой
Флажки разных цветов (количество – по количеству детей)
Песочные часы
Картинки с изображениями морских животных (например, дельфин, морская звезда, осьминог)
Ход занятия:
1. Знакомство:
* Педагог-психолог: Ребята, сегодня к нам в гости пришел пират! (Показывает картинку с изображением пирата)
* Педагог-психолог: Пират попал в беду: его корабль потерпел крушение, и он оказался на необитаемом острове.
* Педагог-психолог: Пират очень хочет вернуться домой, но он не знает, как!
2. Поисковая часть:
* Педагог-психолог: Давайте поможем пирату! Посмотрите, у меня есть карта острова. На ней указаны места, где пират оставил нам подсказки.
* Педагог-психолог: Первая подсказка спрятана в песочнице.
* Дети: (Идут к песочнице)
3. Сюрпризный момент:
* Педагог-психолог: посмотрите, в песочнице спрятано письмо от пирата. Давайте его достанем. (Достает письмо)
* Педагог-психолог: Пират пишет, что он хочет вернуться домой, но не знает, как подать сигнал своим друзьям!
* Педагог-психолог: Давайте научим пирата азбуке Морзе, чтобы он мог подать SOS!
4. Выполнение задания:
* Педагог-психолог: Пират просит вас нарисовать в песке азбуку Морзе, чтобы он мог ее запомнить.
* Педагог-психолог: (Демонстрирует, как рисовать точки и тире в песке)
* Дети: (Рисуют в песке точки и тире)
* Педагог-психолог: Молодцы! Теперь пират знает, как подать сигнал! А чтобы узнать, где искать следующую подсказку, нужно отгадать загадку.
5. Физкультурная минутка:
Девочки и мальчики
скачут все, как мячики.
(Дети ставят руки на пояс и подпрыгивают на месте)
И руками хлопают.
(три раза хлопают в ладоши и снова ставят руки на пояс)
И ногами топают.
(три раза топают ногами)
Глазками моргают.
(три раза зажмуривают глаза)
Всё — все отдыхают.
(свободно опускают руки вниз и три раза встряхивают ими).
6. Игровая часть:
* Педагог-психолог: Следуя карте, мы должны найти флажки! (Идут к столу, на котором лежат флажки)
* Педагог-психолог: Пират просит нас помочь ему собрать сигнал SOS. Давайте вместе составим сигнал SOS из флажков.
* Дети: (Собирают сигнал SOS из флажков)
Можно использовать веревочки/канаты – завязать/развязать узел
7. Рефлексия:
* Педагог-психолог: Молодцы, вы составили сигнал SOS! Пират очень рад и благодарит вас.
* Педагог-психолог : Вам понравилось помогать пирату?
* Дети: (Делятся впечатлениями)
Рабочая тетрадь для развития графо-моторного развития детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи:
Занятие 1:
Рисование прямых линий разной длины.
Рисование волнистых линий.
Рисование зигзагов.
Занятие 2:
Занятие 3:
Рисование спиралей.
Рисование сердечек.
Рисование домиков.
Занятие 4:
Рисование елочек.
Рисование солнышек.
Рисование цветов.
Занятие 5:
Рисование звездочек.
Рисование корабликов.
Рисование человечков.
Занятие 6:
Рисование животных.
Рисование букв.
Рисование цифр.
Занятие 7:
Замечания:
Задания в рабочей тетради должны быть представлены в виде рисунков и образцов.
Количество заданий в каждом занятии может быть увеличено или уменьшено в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Важно, чтобы задания в рабочей тетради соответствовали заданиям, которые дети выполняют в песочнице.
Дополнительные материалы:
Картинки с изображением различных линий, фигур и предметов.
Шаблоны для рисования.
Раскраски.
Игры на развитие мелкой моторики.
Важно:
Создать комфортную и безопасную обстановку для занятий.
Поощрять детей за их старания и успехи.
При необходимости помогать детям выполнять задания.
Проводить занятия регулярно, не менее 2-3 раз в неделю.
Индивидуализировать задания в соответствии с индивидуальными особенностями детей.