СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по развитию речи в старшей группе «В мире звуков и букв»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект необходим не только воспитанникам детского сада, а педагогам и родителям в целом, так как позволит решить определённый круг проблем, связанных с развитием речи и обучением грамоты.

Просмотр содержимого документа
«Проект по развитию речи в старшей группе «В мире звуков и букв»»

П роект по развитию речи

«В мире звуков и букв»

Старшая группа













Воспитатель: Глебова Е.Д.

















Аннотация к проекту по развитию речи «В мире букв и звуков»

Данный проект необходим не только воспитанникам детского сада, а педагогам и родителям в целом, так как позволит решить определённый круг проблем, связанных с развитием речи и обучением грамоты. Проект поможет детям через близкие и знакомые понятия и слова окунуться в мир звуков и букв.

Целью проекта является формирование представлений детей дошкольного старшего возраста о буквах и звуках русского языка. Тема проекта интересна детям и с исторической точки зрения: дети узнают об истории нашей азбуки, с самими буквами, основателями азбуки.

Практическая значимость проекта заключается в том, что вся проводимая работа по ознакомлению с заданным звуком и буквой строиться на принципе интеграции образовательных областей. Знакомство происходит через дидактические, словесные, логопедические игры, видео – презентации и загадки, художественное слово, песенное творчество, изобразительную деятельность.

В ходе проекта дети и родители участвуют в игровых практикумах, акциях, творческих выставках и конкурсах, КВН, придумывают сказки, создают лэпбуки. Итоговом мероприятием проекта является развлечение «Карнавал в царстве звуков и букв»

Проект «В мире звуков и букв» способствует умственному развитию, развитию мышления, развитию познавательного интереса.

Данный проект может использоваться педагогами ДОУ, родителями, в работе по развитию речи и обучению грамоте старших дошкольников









Паспорт проекта

 

Руководитель проекта: воспитатель Широнина. О.Б     

Название проекта: «В мире звуков и букв»

Название организации: МДОБУ №4 «Солнышко» п. Новосергиевка

Тип проекта: информационно – творческий.

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители (законные представители воспитанников группы).

По числу участников проекта: групповой

Сроки реализации проекта: сентябрь 2021г. – по май 2022г.


Проблема:

В современной педагогике существует много проблем и одна из них - речевая.

Количество детей с речевыми нарушениями в дошкольных учреждениях растёт с каждым годом. Дети моей группы – не исключение. С каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова.

К сожалению не все родители адекватно оценивают возможности своего ребёнка и часто не видят, или не хотят видеть, проблемы в развитии своего ребёнка. Многие родители просто не знают, как помочь своему ребёнку в его речевом развитии.

Одна из задач дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.


Актуальность проекта.

Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе и предупреждение ошибок в чтение и письме. Дети часто задают вопросы: «Что такое звук и буква, чем они отличаются друг от друга». Они часто путают эти понятия, с трудом запоминают графические образы букв. Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, недописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание. Но такого рода ошибки преодолеваются с большим трудом, от них страдают даже ученики старших классов. Таким образом, первый камешек в фундамент грамотного письма и чтения закладывается еще в дошкольном детстве.

Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели. Формирование грамматически, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе - одна из важнейших задач в общей системе образовательной работы в детском саду и семье.

Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ.

Обучение будет более успешным в том случае, если ребёнок станет заинтересованным, мотивированным и активным исследователем. Так и возникла идея создания совместного творческого проекта, которому дали название «В мире звуков и букв»

Педагогическая цель: создание условий для эффективного коррекционного воздействия путём совместной работы воспитанник – педагог – родитель.


Цель проекта: формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о  буквах и звуках русского языка, повышение интереса к их изучению.

Задачи проекта

Образовательные:

1. Создать условия для расширения представлений детей о буквах.

2. Способствовать формированию знаний детей о звуках, особенностях их артикуляции.

3.Активизировать и обогащать словарный запас, связную речь детей.

Развивающие:

Развивать:

1. коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.

2. психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.

3. любознательность, познавательную мотивацию, способствовать развитию воображения, творческой активности.

Воспитательные:

1.Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу.

2.Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместной работы по проекту.



Предполагаемый результат проекта:

Дети:

1. Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.

2. Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

3. Работа с взрослыми и самостоятельно, оформление результатов своей деятельности.

4. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.

5. Воспитание в себе: любознательности, усидчивости, самостоятельности.


Педагоги:

1.Продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

2. Систематизация знаний дошкольников по теме проекта.

3. Обогащение и пополнение  предметно – развивающей среды по теме проекта.

4. Разработка информационно – методического материала для родителей и педагогов.

5. Организация плодотворной работы педагогов, детей и родителей при решении задач проекта.


Родители:


1. Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.

2. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей.













План реализации проекта

Подготовительный этап

Срок реализации: 2 недели.

 

Мероприятие

Ответственные

Сроки

1

Определение целей и задач проектной деятельности.

Воспитатель


1, 2 неделя сентября.

2

Анкетирование родителей по теме проекта «Развитие речи вашего ребёнка»

Воспитатель


1, 2 неделя сентября.

3

Составление календарных планов по обучению грамоте и по коррекции звукопроизношения, подготовке к усвоению грамоте.

Воспитатель


1, 2 неделя сентября.

4

Проведение диагностирования детей, на определение актуальности проекта.

Воспитатель.


1, 2 неделя сентября.

5

Круглый стол: на вопросы отвечает логопед: «Особенности развитие речи ребёнка в 5- 6 лет»

Воспитатель, родители, логопед


1, 2 неделя сентября.

6

Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр, картотек игр по развитию речи.

Воспитатель, родители

1, 2 неделя сентября.

7

Составление плана основного этапа проекта «В мире звуков и букв»

Воспитатель,


1, 2 неделя сентября.

  





















Основной этап

Срок реализации: 3-я неделя сентября – 2-я неделя мая

 

Мероприятие

Участники

Ответственные

Сроки

1

Организация мини – центра по развитию речи «Говорушки», подбор, изготовление дидактических игр, картотек, пособий.

Воспитатель родители.

Воспитатель

Сентябрь

2

Проведение НОД по развитию речи и обучению грамоте.

Дети.

Воспитатель

Согласно календарно-перспективного плана в

течение реализации проекта

3

Создание копилки презентаций средствами PowerPoint для НОД

Дети.

Воспитатель

Родители

 

В течение реализации проекта

4

Проведение логопятиминуток, пальчиковой, дыхательной гимнастики

Дети.

Воспитатель

Ежедневно.

5

Изготовление наглядно-информационного материала для родителей: папки – передвижки, памятки, «Мамины обучалочки»

Родители.

Воспитатель

в течение реализации проекта.






6

Экскурсии: «Школа №3», «Библиотека»

Дети, воспитатели ДОУ

Воспитатели.

Сентябрь, октябрь.



НОД – путешествие «Как буква к нам пришла»

Дети

Воспитатели

Сентябрь.

7

Совместная деятельность с детьми.

Дети.

Воспитатели

Согласно календарно-перспективного планирования.

8

Самостоятельная деятельность детей.

Дети.

Воспитатели

Ежедневно.

9

Акция «Подари книгу»

Дети, родители.

Воспитатель, родители

Ноябрь

10

Показ открытого НОД: «Путешествие с мышонком Шушей»

Дети, воспитатели ДОУ

Воспитатели

Ноябрь

11

Игровой практикум «Играем – речь развиваем».

Родители.

Воспитатели родители.

Декабрь



Выставка рисунков: «Сказка к нам пришла»

Дети, родители.

Воспитатели

Декабрь.

12

Семинар – практикум «Артикуляционная гимнастика», «Развиваем речь с помощью скороговорок», «Загадки и мнемотаблицы»

Родители.

Воспитатели

Октябрь.

13

«Игры напрокат»

Выставка: «Такие полезные игры»

Родители, дети.

Воспитатели

Декабрь






14

Творческая выставка букв «Все они разные, но все они прекрасные»

Родители, дети.

Воспитатели

Родители.

Январь

15

Конкурс «Придумай сказку о звуке»

Родители, дети

Воспитатели, родители.

Февраль

16

Конкурс юных чтецов


Дети

Воспитатели

родители.

1 раз в квартал

17


Участие в районном конкурсе чтецов «Горжусь тобой, земля родная!»

Дети

Воспитатели, родители

Февраль






18

КВН «В стране весёлой азбуки»


Дети

Родители

Воспитатели,

музыкальный работник, родители.

Март

19


Изготовление лепбуков «Играем со звуками и буквами»

Дети, родители

Воспитатели родители.

Март, апрель.






20

Обобщающая игровая НОД «Карнавал в царстве звуков и букв»

Дети, родители.

Воспитатели музыкальный работник.

Апрель













Заключительный этап

Срок реализации: 1, 2 неделя мая

 

Мероприятие

Участники

Ответственные

Сроки

1

Итоговое родительское собрание: «Наши успехи»

Родители

Воспитатель

Май

2

Диагностирование детей, обработка результатов диагностики. Соотношение целей   и результатов проекта.

Дети.

Воспитатель

Май.

3

Подготовка отчета о проделанной работе, создание презентации

Воспитатели

Воспитатели

Май.

4

Презентация проекта (педсовет, КМО).

 Воспитатели ДОУ

Воспитатели

Май.





Заключение

Проект по развитию речи и обучению грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за звуком, словом, предложением. У детей развивается фонематическое восприятие и слух, что очень важно для  полноценного усвоения звуковой стороны речи.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности.  

Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений. Учатся слышать звуки и проводить элементарный звуковой анализ и синтез. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!

За период реализации детско-родительского проекта «В мире звуков и букв» созданы условия для развития фонематического восприятия детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями. Это создает благоприятные условия для полноценного личностного развития детей старшей группы и их успешной подготовки к обучению в школе.

По результатам проделанной работы можно сделать выводы:

Дети:

- овладели первоначальными навыками   правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа: умеют вычленять звуки в словах, определять их последовательность, различать гласные, согласные звуки и буквы

- получили знания о буквах: знают звуки и буквы русского языка.

- повысились коммуникативные, творческие способности детей;

- расширились и активизировались словарный запас, связная речь.

Родители:

- Повысилась психологическая готовность и компетентность родителей в понимании своего ребенка, видении и развитии его талантов, преодолении возможных трудностей при подготовке к школе.


Используемая литература:

1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. – СПб; «Детство- Пресс», 2005

2. Бережнова О. В. «Работа с семьей при подготовке детей к школе» СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011

3. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада», издательство ТЦ «Учитель» - Воронеж, 2007.

4. Голицына Н. С. «Конспекты комплексно – тематических занятий, старшая группа» - ООО издательство «Скрипторий – 2003», 2013.

5. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.

6. Гризик Т. И. «Занятия по развитию речи детей 5 – 6 лет» - Москва, 2009.

7. Доронова Т.Н., Гризик Т.И. На пороге школы. Москва, 2002 г.

8. Жуковская Н. В, Учим буквы. Решаем ребусы. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

9. Коноваленко В. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М.: Гном-Пресс, 2002.

10. Кравченко И.В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М.: Издательство «Гном-Пресс» , 2005.

11. Костылёва Н.Ю. «Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики» «ТЦ Сфера» ,2014.

12. Козина И. В. «Лексические темы по развитию речи дошкольного возраста» - Центр педагогического образования - Москва, 2010.

13. Новиковская О. А. «Конспекты комплексных занятий с детьми 5 – 6 лет», Снкт- Петербург - «Паритет», 2011.

14. Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.

15. Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР». С - П. «Детство-пресс», 2008.

16. Полякова Л. Л., Цуканова С. П. Говори, читай… Занимательное пособие для дошкольников. – Пермь, 2000.

17. Павлова-Зеленская Т. «Звукоразличение как развлечение. Превращалочка». «Литера», 2006.


i-orvittps://www.maam.ru/detskijsad/

https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/01/08/

https://www.detkiuch.ru/video/vic/obrazovanie

https://www.uchportal.ru/load/172

https://chudo-udo.info/

https://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/zvuk-sh1.html