П
роект по развитию речи
«В мире звуков и букв»
Старшая группа
Воспитатель: Глебова Е.Д.
Аннотация к проекту по развитию речи «В мире букв и звуков»
Данный проект необходим не только воспитанникам детского сада, а педагогам и родителям в целом, так как позволит решить определённый круг проблем, связанных с развитием речи и обучением грамоты. Проект поможет детям через близкие и знакомые понятия и слова окунуться в мир звуков и букв.
Целью проекта является формирование представлений детей дошкольного старшего возраста о буквах и звуках русского языка. Тема проекта интересна детям и с исторической точки зрения: дети узнают об истории нашей азбуки, с самими буквами, основателями азбуки.
Практическая значимость проекта заключается в том, что вся проводимая работа по ознакомлению с заданным звуком и буквой строиться на принципе интеграции образовательных областей. Знакомство происходит через дидактические, словесные, логопедические игры, видео – презентации и загадки, художественное слово, песенное творчество, изобразительную деятельность.
В ходе проекта дети и родители участвуют в игровых практикумах, акциях, творческих выставках и конкурсах, КВН, придумывают сказки, создают лэпбуки. Итоговом мероприятием проекта является развлечение «Карнавал в царстве звуков и букв»
Проект «В мире звуков и букв» способствует умственному развитию, развитию мышления, развитию познавательного интереса.
Данный проект может использоваться педагогами ДОУ, родителями, в работе по развитию речи и обучению грамоте старших дошкольников
Паспорт проекта
Руководитель проекта: воспитатель Широнина. О.Б
Название проекта: «В мире звуков и букв»
Название организации: МДОБУ №4 «Солнышко» п. Новосергиевка
Тип проекта: информационно – творческий.
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители (законные представители воспитанников группы).
По числу участников проекта: групповой
Сроки реализации проекта: сентябрь 2021г. – по май 2022г.
Проблема:
В современной педагогике существует много проблем и одна из них - речевая.
Количество детей с речевыми нарушениями в дошкольных учреждениях растёт с каждым годом. Дети моей группы – не исключение. С каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова.
К сожалению не все родители адекватно оценивают возможности своего ребёнка и часто не видят, или не хотят видеть, проблемы в развитии своего ребёнка. Многие родители просто не знают, как помочь своему ребёнку в его речевом развитии.
Одна из задач дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.
Актуальность проекта.
Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе и предупреждение ошибок в чтение и письме. Дети часто задают вопросы: «Что такое звук и буква, чем они отличаются друг от друга». Они часто путают эти понятия, с трудом запоминают графические образы букв. Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, недописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание. Но такого рода ошибки преодолеваются с большим трудом, от них страдают даже ученики старших классов. Таким образом, первый камешек в фундамент грамотного письма и чтения закладывается еще в дошкольном детстве.
Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели. Формирование грамматически, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе - одна из важнейших задач в общей системе образовательной работы в детском саду и семье.
Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ.
Обучение будет более успешным в том случае, если ребёнок станет заинтересованным, мотивированным и активным исследователем. Так и возникла идея создания совместного творческого проекта, которому дали название «В мире звуков и букв»
Педагогическая цель: создание условий для эффективного коррекционного воздействия путём совместной работы воспитанник – педагог – родитель.
Цель проекта: формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о буквах и звуках русского языка, повышение интереса к их изучению.
Задачи проекта
Образовательные:
1. Создать условия для расширения представлений детей о буквах.
2. Способствовать формированию знаний детей о звуках, особенностях их артикуляции.
3.Активизировать и обогащать словарный запас, связную речь детей.
Развивающие:
Развивать:
1. коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.
2. психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.
3. любознательность, познавательную мотивацию, способствовать развитию воображения, творческой активности.
Воспитательные:
1.Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу.
2.Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместной работы по проекту.
Предполагаемый результат проекта:
Дети:
1. Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.
2. Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
3. Работа с взрослыми и самостоятельно, оформление результатов своей деятельности.
4. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
5. Воспитание в себе: любознательности, усидчивости, самостоятельности.
Педагоги:
1.Продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
2. Систематизация знаний дошкольников по теме проекта.
3. Обогащение и пополнение предметно – развивающей среды по теме проекта.
4. Разработка информационно – методического материала для родителей и педагогов.
5. Организация плодотворной работы педагогов, детей и родителей при решении задач проекта.
Родители:
1. Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.
2. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей.
План реализации проекта
Подготовительный этап
Срок реализации: 2 недели.
№ | Мероприятие | Ответственные | Сроки |
1 | Определение целей и задач проектной деятельности. | Воспитатель | 1, 2 неделя сентября. |
2 | Анкетирование родителей по теме проекта «Развитие речи вашего ребёнка» | Воспитатель | 1, 2 неделя сентября. |
3 | Составление календарных планов по обучению грамоте и по коррекции звукопроизношения, подготовке к усвоению грамоте. | Воспитатель | 1, 2 неделя сентября. |
4 | Проведение диагностирования детей, на определение актуальности проекта. | Воспитатель. | 1, 2 неделя сентября. |
5 | Круглый стол: на вопросы отвечает логопед: «Особенности развитие речи ребёнка в 5- 6 лет» | Воспитатель, родители, логопед | 1, 2 неделя сентября. |
6 | Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр, картотек игр по развитию речи. | Воспитатель, родители | 1, 2 неделя сентября. |
7 | Составление плана основного этапа проекта «В мире звуков и букв» | Воспитатель, | 1, 2 неделя сентября. |
Основной этап
Срок реализации: 3-я неделя сентября – 2-я неделя мая
№ | Мероприятие | Участники | Ответственные | Сроки |
1 | Организация мини – центра по развитию речи «Говорушки», подбор, изготовление дидактических игр, картотек, пособий. | Воспитатель родители. | Воспитатель | Сентябрь |
2 | Проведение НОД по развитию речи и обучению грамоте. | Дети. | Воспитатель | Согласно календарно-перспективного плана в течение реализации проекта |
3 | Создание копилки презентаций средствами PowerPoint для НОД | Дети. | Воспитатель Родители | В течение реализации проекта |
4 | Проведение логопятиминуток, пальчиковой, дыхательной гимнастики | Дети. | Воспитатель | Ежедневно. |
5 | Изготовление наглядно-информационного материала для родителей: папки – передвижки, памятки, «Мамины обучалочки» | Родители. | Воспитатель | в течение реализации проекта. |
| | | | |
6 | Экскурсии: «Школа №3», «Библиотека» | Дети, воспитатели ДОУ | Воспитатели. | Сентябрь, октябрь. |
| НОД – путешествие «Как буква к нам пришла» | Дети | Воспитатели | Сентябрь. |
7 | Совместная деятельность с детьми. | Дети. | Воспитатели | Согласно календарно-перспективного планирования. |
8 | Самостоятельная деятельность детей. | Дети. | Воспитатели | Ежедневно. |
9 | Акция «Подари книгу» | Дети, родители. | Воспитатель, родители | Ноябрь |
10 | Показ открытого НОД: «Путешествие с мышонком Шушей» | Дети, воспитатели ДОУ | Воспитатели | Ноябрь |
11 | Игровой практикум «Играем – речь развиваем». | Родители. | Воспитатели родители. | Декабрь |
| Выставка рисунков: «Сказка к нам пришла» | Дети, родители. | Воспитатели | Декабрь. |
12 | Семинар – практикум «Артикуляционная гимнастика», «Развиваем речь с помощью скороговорок», «Загадки и мнемотаблицы» | Родители. | Воспитатели | Октябрь. |
13 | «Игры напрокат» Выставка: «Такие полезные игры» | Родители, дети. | Воспитатели | Декабрь |
| | | | |
14 | Творческая выставка букв «Все они разные, но все они прекрасные» | Родители, дети. | Воспитатели Родители. | Январь |
15 | Конкурс «Придумай сказку о звуке» | Родители, дети | Воспитатели, родители. | Февраль |
16 | Конкурс юных чтецов | Дети | Воспитатели родители. | 1 раз в квартал |
17 | Участие в районном конкурсе чтецов «Горжусь тобой, земля родная!» | Дети | Воспитатели, родители | Февраль |
| | | | |
18 | КВН «В стране весёлой азбуки» | Дети Родители | Воспитатели, музыкальный работник, родители. | Март |
19 | Изготовление лепбуков «Играем со звуками и буквами» | Дети, родители | Воспитатели родители. | Март, апрель. |
| | | | |
20 | Обобщающая игровая НОД «Карнавал в царстве звуков и букв» | Дети, родители. | Воспитатели музыкальный работник. | Апрель |
| | | | |
Заключительный этап
Срок реализации: 1, 2 неделя мая
№ | Мероприятие | Участники | Ответственные | Сроки |
1 | Итоговое родительское собрание: «Наши успехи» | Родители | Воспитатель | Май |
2 | Диагностирование детей, обработка результатов диагностики. Соотношение целей и результатов проекта. | Дети. | Воспитатель | Май. |
3 | Подготовка отчета о проделанной работе, создание презентации | Воспитатели | Воспитатели | Май. |
4 | Презентация проекта (педсовет, КМО). | Воспитатели ДОУ | Воспитатели | Май. |
Заключение
Проект по развитию речи и обучению грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за звуком, словом, предложением. У детей развивается фонематическое восприятие и слух, что очень важно для полноценного усвоения звуковой стороны речи.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности.
Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений. Учатся слышать звуки и проводить элементарный звуковой анализ и синтез. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!
За период реализации детско-родительского проекта «В мире звуков и букв» созданы условия для развития фонематического восприятия детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями. Это создает благоприятные условия для полноценного личностного развития детей старшей группы и их успешной подготовки к обучению в школе.
По результатам проделанной работы можно сделать выводы:
Дети:
- овладели первоначальными навыками правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа: умеют вычленять звуки в словах, определять их последовательность, различать гласные, согласные звуки и буквы
- получили знания о буквах: знают звуки и буквы русского языка.
- повысились коммуникативные, творческие способности детей;
- расширились и активизировались словарный запас, связная речь.
Родители:
- Повысилась психологическая готовность и компетентность родителей в понимании своего ребенка, видении и развитии его талантов, преодолении возможных трудностей при подготовке к школе.
Используемая литература:
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. – СПб; «Детство- Пресс», 2005
2. Бережнова О. В. «Работа с семьей при подготовке детей к школе» СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011
3. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада», издательство ТЦ «Учитель» - Воронеж, 2007.
4. Голицына Н. С. «Конспекты комплексно – тематических занятий, старшая группа» - ООО издательство «Скрипторий – 2003», 2013.
5. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.
6. Гризик Т. И. «Занятия по развитию речи детей 5 – 6 лет» - Москва, 2009.
7. Доронова Т.Н., Гризик Т.И. На пороге школы. Москва, 2002 г.
8. Жуковская Н. В, Учим буквы. Решаем ребусы. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
9. Коноваленко В. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М.: Гном-Пресс, 2002.
10. Кравченко И.В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М.: Издательство «Гном-Пресс» , 2005.
11. Костылёва Н.Ю. «Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики» «ТЦ Сфера» ,2014.
12. Козина И. В. «Лексические темы по развитию речи дошкольного возраста» - Центр педагогического образования - Москва, 2010.
13. Новиковская О. А. «Конспекты комплексных занятий с детьми 5 – 6 лет», Снкт- Петербург - «Паритет», 2011.
14. Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.
15. Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР». С - П. «Детство-пресс», 2008.
16. Полякова Л. Л., Цуканова С. П. Говори, читай… Занимательное пособие для дошкольников. – Пермь, 2000.
17. Павлова-Зеленская Т. «Звукоразличение как развлечение. Превращалочка». «Литера», 2006.
i-orvittps://www.maam.ru/detskijsad/
https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/01/08/
https://www.detkiuch.ru/video/vic/obrazovanie
https://www.uchportal.ru/load/172
https://chudo-udo.info/
https://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/zvuk-sh1.html