СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по русскому языку на тему «Имена прилагательные в загадках»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематика собранных загадок разнообразна: о природе, о животных, о народных промыслах, о цветах и другие. 

Результат совместной деятельности родителей и детей положительный.

Публичная презентация проектов состоялась в форме внеклассного мероприятия, проведенного совместно с родителями

 

Просмотр содержимого документа
«Проект по русскому языку на тему «Имена прилагательные в загадках»»

Марковский филиал

муниципального бюджетного образовательного учреждения

Глубокинская школа Краснинского района Смоленской области







Руководитель проекта: Чернина Наталья Михайловна





Содержание:

1. Что такое загадки.

2. Попробуй разгадать…

3. Имена прилагательные в загадках.

4. Вывод.

5. Список литературы.























































Паспорт проектной работы

Тема проекта: «Имя прилагательное в загадках»

Руководитель проекта: Чернина Наталья Михайловна

Автор проекта: Вазьмитель Настя

Образовательная область: русский язык

Класс 4

Учреждение, на база которого выполнялся проект:

Марковский филиал МБОУ Глубокинская школа

Направление проекта: - проект направлен на сбор информации по данной теме с целью её анализа, обобщения

Цель моего проекта: 

  • способствовать расширению и углублению представлений учащихся об имени прилагательном как части речи, обозначающей признаки предмета.

  • доказать, что имя прилагательное – важная часть речи.

Задачи моего проекта:

  • углубить знания об имени прилагательном, как части речи, обозначающей признак предмета;
    - развивать орфографическую зоркость, умение различать части речи, находить в тексте имена прилагательные;
    - вызвать интерес к самостоятельной деятельности по подбору загадок с именами прилагательными;
    активизировать совместную деятельность учителя, детей, родителей;
    -формировать умение самостоятельно составлять загадки, употребляя имена прилагательные, описывающие признаки предметов;
    - оформить собранный материал, подготовить публичную презентацию собственного проекта в классе. 

Гипотеза.

1.Гипотеза – это идея, которую нужно доказать.

2.Итак, гипотеза :

Если из загадок убрать имена прилагательные, то отгадать их будет трудно или невозможно

Вот план, по которому я работала:

  1. Взять в библиотеке детские сборники загадок.

  2. Выбрать загадки, в которых содержатся имена прилагательные.

  3. Провести в классе конкурс загадок.

  4. Нарисовать рисунки - отгадки.

  5. Сочинить свои загадки.

Использованные средства: 

-беседы с родителями, справочная литература, Интернет.

Предполагаемый продукт(ы) проекта:

-создание доклада и презентации проекта для использования на уроках русского языка ,литературного чтения и во внеклассных мероприятия

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный 
1.Постановка цели и задач работы.
2.Создание буклета в помощь детям и родителям.
3.Предварительная работа с детьми и родителями.
2 этап – практический. 
1.Работа по подбору загадок и самостоятельное составление загадок по теме.
2.Коллективное чтение художественной литературы с богатым содержанием описательных текстов.
3.Подбор иллюстративного материала.
4.Работа над оформлением собранного материала по усмотрению учащихся.
5.Подготовка публичной презентации проектов
3 этап – обобщающий (заключительный). 
1.Обобщение результатов работы.
2.Публичная защита проектов.

Методы, которые я использовала:

-анализ литературы;

-изучение различных источников;

-работа в сети Интернет;

-консультация с руководителем.

Предполагаемый результат: 
-выставка детских работ ( письменные работы, печатные работы, презентации, книжки-раскладушки, стенгазеты и другое);
-публичная презентация работ.

Актуальность:

Проект актуален в первую очередь тем, что является видом творческой деятельности , направленной на решение учебных задач урока русского языка; во-вторых, он развивает творческий потенциал, который в процессе работы над проектом читает дополнительную литературу, работает со справочной литературой, собирает информацию в сети Интернет, упражняется в самостоятельном составлении загадок, расширяют и обогащают словарный запас.

В загадках часто используются имена прилагательные.

Имя прилагательное – это часть речи

Отвечает на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие?

Обозначает признак предмета.

Даёт описание предмета, делает речь красочной.

Дружит с существительным и подчиняется ему в роде, числе и падеже.

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет-

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна и удивительна.

Чтоб красиво говорить ,

Мною нужно дорожить !

Загадка- один из древних жанров устного народного творчества.

Слово « загадка» произошло от слова « гадати», что в переводе означает « думать, размышлять».

По признакам загаданного предмета можно отгадать сам предмет. Например:



Нагоняет страха
Стальная черепаха:
Бензином питается,

Огнём кусается.

(ТАНК)



Вперёд, сквозь облака и тучи
Несётся зверь стальной, могучий. 
Уверено  и твёрдо опытный пилот
Ведет мощнейший реактивный…

(САМОЛЁТ)



Конь добрый, хвост долгий,

Грива густая, башка пустая,

Бежит – не устанет,

А ляжет – не встанет.


(Л О Д К А )



Имя прилагательное единственного числа мужского рода.

Сам алый, сахарный, кафтан зелёный , бархатный.

( арбуз)

2) Замечательный цветок словно яркий огонёк . Пышный , важный , словно пан , нежный бархатный …( тюльпан)

3) Как зовут меня, скажи? Часто прячусь я во ржи . 

Скромный полевой цветок , синеглазый …( василёк)

Имя прилагательное единственного числа среднего рода.

Дорогое ожерелье засверкало на деревьях, белое, искристое, морозное, ветвистое .

(иней)

2 ) Рыбам жить зимой тепло, крыша толстое стекло.

(лёд)

3) Дел у меня немало, я белым одеялом всю землю укрываю, в лёд реки убираю. Белю поля, дома, а зовут меня…

(зима)

Имя прилагательное единственного числа женского рода.

1) Птица длиннохвостая , птица говорливая , самая болтливая.

(сорока)

2) Рыжая плутовка, хитрая да ловкая , в сарай попала, кур пересчитала.

(лиса)

3) Я стою на ножке тонкой , я стою на ножке гладкой под коричневою шапкой сбархатной подкладкой.

(гриб)

Имя прилагательное множественного числа.

Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке. Все сквозные, вырезные , а возьмёшь вода в руке.

(снежинки)

2) У него глаза цветные , не глаза, а три огня. Он по очереди ими сверху смотрит на меня.

(светофор)

3 ) В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке.

Только желтые лучи у него не горячи.

(подсолнух)

Когда мы готовились к конкурсу загадок, то решили провести такой эксперимент: загадки поделили на две группы. В первой группе оставили все имена прилагательные, а во второй группе прилагательные убрали.


Получилось вот что. Попробуйте разгадать.

То ………… , то ………… ,

А в лапках шишка …………

(рыжая, серая, спелая)


Доктор ……… ,

Халат………. .

(лесной, расписной)

шейка, ………. носок,

Плавает в речке, как поплавок.

(серая, желтый, )

Носит ……… калоши,

А еще драчун ……… .

(красные, хороший)

В той группе, где прилагательные остались, загадки были разгаданы почти все.

А в группе, без прилагательных почти ничего разгадать не удалось.

Таким образом, гипотеза оказалась верна.

Если из загадок убрать имена прилагательные, то разгадать их будет трудно или невозможно.


В загадках часто используются имена прилагательные. По признакам загаданного предмета можно отгадать сам предмет.

Например:

Щечки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

(Щечки розовые, нос белый, зеленая рубашка- это же редиска.)

Или вот еще одна загадка:

В длинном домике зеленом

 Много кругленьких ребят.

Меж собой они знакомы

И все рядышком сидят.

(длинный зеленый домик, кругленькие ребята – горох, горошины в стручке)

Именно прилагательные помогли нам представить предмет и отгадать загадки.

Когда мы готовились к конкурсу загадок, то решили провести такой эксперимент:  загадки поделили на две группы. В первой группе оставили все имена прилагательные, а во второй группе прилагательные убрали.

Получилось вот что. Попробуйте разгадать.

То ………… , то ………… ,

А в лапках шишка …………

(рыжая, серая, спелая)

Доктор ……… ,

Халат………. .

(лесной, расписной)

………… шейка, ………. носок,

Плавает в речке, как поплавок.

(серая, желтый, )

Носит ……… калоши,

А еще драчун ……… .

(красные, хороший)

В той группе, где прилагательные остались, загадки были разгаданы почти все.

А в группе, без прилагательных почти ничего разгадать не удалось.

Вывод:  имена прилагательные отображают самые важные признаки слов – существительных, такие, как: цвет, вкус, запах, размер, форма, качество, внешний вид и другие.

Благодаря прилагательным , мы представляем предмет, про который нам говорят.

Имена прилагательные делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна.

И в заключение мы представим вам загадки собственного сочинения, а вы отгадывайте.



В загадках часто используются имена прилагательные. По признакам загаданного предмета можно отгадать сам предмет.

Загадка - это вопрос, ответ на который может дать любой человек, имеющий острый ум и привыкший мыслить нестандартно. Загадки, как правило, дают точный, но описательный, образный намек на ответ.

Пример загадки:

я настолько хрупкая, что, как только вы произносите мое имя вслух, вы нарушаете мой покой. (Тишина)

А эту загадку я придумала самостоятельно. Для ее решения можно раздать ученикам зефир, завернутый в салфетку. И спросить: что у меня в руке: мягкое, гладкое, чуть хрустящее и очень ароматное?

2) Теперь переходим непосредственное к именам прилагательным. Какие прилагательные помогли нам отгадать наши загадки? Перечислите их все (в тексте я выделила их жирным шрифтом).

**

Вывод: прилагательные есть почти в каждой загадке, благодаря им у слушателя формируется адекватное представление и, как следствие, рождается правильный ответ.

Большое количество загадок про имя прилагательное можно найти в этом ответе.



Для выполнения проекта "Имена прилагательные в загадках" для 3 класса нам потребуется найти несколько загадок, в которых бы важную роль играли прилагательные. Составить одну или несколько собственных загадок с именами прилагательными.

Показать какие прилагательные помогают найти ответ к загадкам.

Проиллюстрировать загадки.

Например отбираем три загадки.

Про животных:



Какие прилагательные нам помогают найти ответ:

Горбатый - сразу ясно что речь про верблюда.

Ярок-красных, черных, белых - только смородина бывает всех этих цветов.

Ярко-синий и пушистый цветок - это конечно василек.

Составим свою загадку с прилагательными:

Я круглый как мяч,

Но не прыгаю вскачь

Зеленый снаружи,

Но красный внутри.

Это арбуз и понять это помогают прилагательные Красный, Зеленый, Круглый.

2. Какие имена прилагательные помогают отгадать эти загадки? Какие признаки загаданного предмета они обозначают?

1. Маленькие, серенькие, остренькие. 2. Клейкие, зелёные листочки, с белой. 3. Тоненькое, кругленькое, чёрненькое. 4. Частый, зубастый, вихрастый.


Проведите в классе конкурс загадок. Придумайте свои загадки, используя в них имена прилагательные. Нарисуйте к загадкам картинки.

Круглые, квадратные,
Для глаз очень приятные.
Лучше видеть помогают,
Умным имидж поднимают. (Очки)

Круглые,квадратные,
Для глаз очень приятные.
Лучше видеть помогают,
Умным имидж поднимают. (Очки)


Зелёный и чёрный
Большой мяч футбольный.
Внутри ярко-красный
И вкусный ужасно. (Арбуз) 


Коричневыйи бурый
Лежит он под сосной,
А летом ест малину
И мёд у пчёл весной. (Медведь)


Зелёные подружки
Живут в болоте, в тине.
А спят эти квакушки
В кувшинках на перине. (Лягушки







































Работы детей









Вывод: имена прилагательные отображают самые важные признаки слов – существительных, такие, как: цвет, вкус, запах, размер, форма, качество, внешний вид и другие.

Благодаря прилагательным , мы представляем предмет, про который нам говорят.

Имена прилагательные делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна.

В ходе работы над проектом учащимися собран богатый материл. 
Проекты красочно и вариативно оформлены: презентации, стенгазеты, книжки-раскладушки, листовки.
Тематика собранных загадок разнообразна: о природе, о животных, о народных промыслах, о цветах и другие. 
Результат совместной деятельности родителей и детей положительный.
Публичная презентация проектов состоялась в форме внеклассного мероприятия, проведенного совместно с родителями.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!