Проект в средней группе «По дорогам сказок»
Актуальность.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Сказка - средство эмоционально - волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовнонравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.
Возраст - 4 - 5 лет.
Цели:
Создать условия для духовно - нравственного развития ребенка.
Способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сфер детей в процессе художественной продуктивной деятельности, связанно с нравственным содержанием сказки.
Обеспечить социальную адаптации дошкольников путем введения их культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).
Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании.
Задачи:
Помогать усвоению детьми духовно - нравственных категорий (добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость) и правил доброй, совестливой жизни.
Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Тип проекта: практико - ориентированный.
Тематические занятия интегрированные: «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Лиса и кувшин», «Мужик и медведь», «Заяц-хваста», «Бычок - смоляной бочок», «Гуси-лебеди», "Мы любим сказки"
Ситуативные разговоры: «Из чего сделано?», «Что сначала, что потом?»
Просмотр диафильмов и мультфильмов:
Пузырь, Соломинка и Лапоть.
Лиса и кувшин.
Мужик и медведь.
Заяц-хваста.
Смоляной бычок.
Гуси-лебеди.
Чтение художественной литературы:
Пузырь, Соломинка и Лапоть.
Лиса и кувшин.
Мужик и медведь.
Заяц-хваста.
Смоляной бычок.
Гуси-лебеди.
Минутки поэзии (совместно сочиненные с родителями сказки и загадки).
Игры:
Подвижная игра «Мыльные пузыри»
Подвижная игра с мячом «Тонет - не тонет»
Подвижная игра «Сноп и колос»
Подвижная игра с мячом «Съедобное - несъедобное»
Дидактические игры:
«Будьте внимательны и найдите ошибки»
«Кто лишний»
«Кого не хватает?»
«Из какой сказки фраза?»
«Какие сказки перепутались?» (сгруппировать героев по сказкам)
«Придумаем новое название, окончание сказки»
«Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку и наоборот)»
«Какая сказка спряталась?» (на картинке изображены кусты, из-за которых торчат только части животных, например хвосты)
«Попробуй на вкус»
«Узнай по контуру»
«Назови сказки, где есть бабка, дедка, кошка, мышка. ..»
«Сложи из частей»
«Назови сказку по предмету» (например, яблоко: «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Белоснежка и семь гномов», «Наливное яблочко»...)
«Отгадай сказку по отрывку»
«Угадай, кто идет» (развиваем слух: дети слушают музыкальные отрывки «кто как идет», запоминают, затем слушают еще раз и называют героев)
«Угадайте по губам, какого героя сказки я зову»
«Назови ласково»
«Есть или нет»
«Подбери рифму»
Работа с родителями:
Дни открытых дверей (родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания).
Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам.
Совместное участие родителей и детей в них.
Устройство выставки работ детей и родителей «Наши любимые сказки».
Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок и сказок).
Итоговое мероприятие: Викторина «По дорогам сказок»
Предполагаемый результат.
Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
Деятельное отношение к труду.
Ответственность за свои дела и поступки