СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по Смоленской обл.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по Смоленской обл.»

ПРОЕКТ «КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ
СВОЕЙ МЕСТНОСТИ»

Цель:

  • установить на исследуемой территории тип ландшафта, изучить его компоненты.

Задачи:

  • п

    У’ мы прове-



    ровести экскурсию по территории;

  • изучить компоненты природного комплекса,

  • построить физико-географический профиль,

  • провести исследования ареала.

Перед тем, как отправиться на полевую практику, мы прове­ли подготовительные работы.

1 Изучили памятку начинающему естествоиспытателю.

2. Разобрали слова-понятия, относящиеся к данному иссле­дованию.

Ландшафт - часть земной поверхности, для которой харак­терно определенное сочетание рельефа, климата, почв, расти­тельного и животного мира.

Ареал - любая определённая, ограниченная часть территории.

Территориальный комплекс - участок местности, отличаю­щийся особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии.

Ландшафт - это природный комплекс.

Изучили схему природного комплекса.

Памятка

начинающему естествоиспытателю

  1. Определите цели и задачи исследований.

  2. Разработайте общий план подготовки и проведения меро­приятий в природе. Распределите обязанности между отдельны­ми группами и учащимися класса.

  3. Подготовьте необходимое оборудование для проведения исследований на местности.

  4. Договоритесь о конечном результате («продукте») поле­вых исследований и форме их предъявления.


Природный комплекс


Природный комплекс - это участок земной поверхности, ко­торый отличается особенностями природных компонентов, на­ходящихся в сложном взаимодействии.

Работа по исследованию данной территории была начата в 6 классе. Она включала маршрутную съёмку местности, ниве­лирование склона холма и глубины оврага, изучение родников. Работа продолжена в 8 классе.

В результате экскурсии по данной территории выявлен тип ландшафта - это смешанный лес. Он представлен лиственными деревьями - берёзой, осиной, ольхой, рябиной, черёмухой, кус­тами малины, орешником. Хвойные деревья - это ель и сосна. Деревья расположены так: ближе к опушке леса на север - лист­венные деревья, на верху холма, где сухо, - сосновый лес, на юге и по склонам холма с западной части - больше еловых деревьев.


Почвы исследуемой территории

Почвы на изучаемой территории дерново-подзолистые и под­золистые.


Название

почвы

Основные

свойства

Где

встречаются

Подзолистые

Чёткое деление на поч­венные горизонты. Хвойный опад даёт ма­ло гумуса - 3-4 %. Почва малоплодород­ная

Под хвойными ле­сами

Дерново-

подзолистые

5-6 % гумуса, почва более плодородная

Под смешанным ле­сом













Климат исследуемой территории


Климат Смоленской области, где расположена изучаемая территория, умеренно-континентальный с хорошо выраженны­ми сезонами года, с умеренно-холодной зимой и умеренно­тёплым летом.

Климат характеризуется температурой воздуха и количест­вом атмосферных осадков. В годовом ходе средних месячных


температур самым холодным оказывается январь -11,4 °С. Са­мым тёплым оказывается июль +18,1 °С.

Над изучаемой территорией в течение года встречаются воз­душные массы умеренных широт, арктические и тропические воздушные массы. Часто вторгается морской воздух умеренных широт с Атлантического океана. Его приход сопровождается потеплением и снегопадами зимой, понижением температуры и дождями летом.

Средняя годовая величина осадков по области равна 610 мм. Больше осадков выпадает в летние месяцы, меньше зимой.

(Данные взяты из книги «География Смоленской области».)




Воды исследуемой территории


Исследование родников.

Цели исследования родников:

- определить скорость течения воды в родниках;

- определить чистоту воды.

Жители города пользуются водой из артезианских скважин. В ней растворено много солей, она жесткая. При кипячении вы­падает осадок солей. Поэтому жители города используют для питья воду четырёх родников.

Ежегодно с 1982 года весной во время таяния снега прово­дится отбор проб на микробиологические показатели воды из четырёх родников. Показатели соответствуют СанПиНу № 2.1.4.544-96 (требования к качеству воды нецентрализованно- го водоснабжения). Санитарная охрана источников.

По химическому составу 1 раз в 2 года и по эпидемиологи­ческим показаниям - жалобам населения - проводится проверка. По химическому составу вода родников близка к дистиллиро­ванной, гак как практически отсутствуют все соли. Данные по микробиологическим показателям и химическому составу ав­тору данной исследовательской работы предоставила главный специалист территориального управления федеральной службы по надзору в сфере защиты нрав потребителя и благополучия человека по Смоленской области (образована 1.02.2012 г.).

Произведен подсчет количества воды, которая вытекает из каждого родничка за определённое время.

Измерения производились с помощью мерной литровой кружки и секундомера.

Осадок: вода первого и второго родников имеет осадок в ви­де песка, более чистая вода в третьем и четвёртом родниках.




Расход воды в родниках

Номер родника

Температура (t, °С)

Объём воды за время

1 -й родник

12

1 мин - 1 л, за час - 60 л

2-й родник

10

1 мин - 3 л, за час - 180 л

3-й родник

10

1мин - 4 л, за час - 240 л

4-й родник

10

1 мин - 6 л, за час - 360 л


Вывод: вода первого родника грунтовая, течёт медленно, так как в родник вода поступает с поверхности, из болот, а их всё меньше на этой территории, в будущем родник может ис­сякнуть, поэтому он не перспективен.

Родники 2, 3, 4 - скорее всего, межпластовые, они находятся в лесу, там влажно, испарения мало. Запас вод большой, вода холодная. Жители могут долгое время использовать воду род­ников.




Рис. 1. Образование родника



Рис. 2. Речка Выдраш. Поперечный профиль реки



По дну оврага течёт река Выдраш (рис. 2). Она питается водами родников. Проведено измерение скорости течения реки. Уклон реки небольшой, течение плавное. Берега топкие, вязкие, покрыты влаголюбивыми растениями. Дно реки состоит из ру­словых отложений - песка, глины. Вода в реке грязная, несёт листья. После дождей несёт песок, глину. (Автор взяла пробу воды, вода дала осадок в виде частиц глины, песка.) Ширина ре­ки разная: от 90 см в районе первого родника и до 1,8 м в районе третьего родника. В начале более узкая, около третьего родника более широкая. Для удобства через реку есть мостики. Глубина реки тоже разная:

1-е измерение - 45 см;

2-е измерение - 60 см;

3-е измерение - 92 см.

Для природного комплекса река имеет большое значение так как увлажняет воздух в сухое время года.


Рельеф исследуемой территории


Рельеф данного ландшафта холмистый, пересечён оврагами. При помощи нивелира мы измерили высоту холма и глубину оврага. Высота холма от первого родника до вершины равна 6,5 метров. Глубина оврага перед первым родником равна 6 мет­ров, овраг имеет несколько рукавов. Склоны оврага поросли тра­вой, кустарниками, деревьями. Опасно обнажение около первого родника. От дождей, от текущих вод оно продолжает осыпаться.

Горные породы залегают горизонтально, потому что наша территория сложена осадочными породами.







Животный мир исследуемой территории

Животный мир этой территории представлен земноводны­ми - лягушками, птицами - дятлами, синицами, воробьями, во­ронами, сороками, зимой прилетают снегири. Около третьего родника были замечены две белки, которые весело прыгали с дерева на дерево, гоняясь друг за другом. Жители зимой дела­ют кормушки для птиц и белок, создавая более комфортные ус­ловия для их проживания.


Определение степени загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны в обследованной территории


Необходимое оборудование: лупа, хвоя, собранная в разных районах территории.

Сосна, которая не сбрасывает свои зелёные иголки даже зи­мой, очень чутко реагирует на загрязнение воздуха. Попробуем определить степень загрязнения воздуха по состоянию сосновых иголок. С помощью лупы осмотрим иголки (хвоинки) сосны, взятые в четырёх местах: у 2, 3, 4-го родников и с дерева при входе в лес около дороги. Оценка степени повреждения хвои проводится по следующим признакам:

  1. - хвоинки зелёные, без пятен и сухих участков;

  2. - хвоинки имеют усохший кончик (2-5 мм) или небольшое число мелких пятен;

  3. - хвоинка усохла до трети своей длины или имеет много пятен;

  4. - хвоинка усохла до половины своей длины или имеет много больших пятен;

  5. - вся хвоинка имеет неестественный цвет (буро-зелёный, красноватый и тому подобное).





Определение степени загрязнения воздуха


Степень повреждения хвои

Степень загрязнения воздуха

1

воздух чистый

2

воздух слабо загрязнён

3

воздух загрязнён

4

воздух сильно загрязнён

5

воздух очень сильно загрязнён



Территория

Кол-во хвоинок (100 %)

Степень повреждения хвои , %

1

2

3

4

5

1-й родник

200

5

7,5

12,5

15

60

2-й родник

200

4

6,5

11,5

14

64

3-й родник

200

4

6,5

11,5

14

64

4-й родник

200

5

7,5

12,5

15

60

У дороги

200

10

15

20

22

33


Вывод: хвоинки не повреждены у деревьев, находящихся в лесу -у 2, 3, 4 родников, значит, там воздух чистый. Хвоинки с дерева, растущего у дороги при входе в лес, имеют усохший кончик и несколько пятен. Значит, воздух слабо загрязнён, по­тому что по дороге ездят машины.








Определение экологического состояния территории по возрасту хвои


Необходимое условие: хвойные деревья в лесу (городе) - ель, сосна, пихта.

Пояснения к выполнению работы. Известно, что в экологи­чески благоприятных условиях, где, прежде всего, воздух, а так­же почвы не загрязнены, хвоя ели и пихты живет около 7-8 лет, а сосны - около 4-5 лет. Значит, чем меньше продолжитель­ность жизни хвоинок и чем реже крона хвойных деревьев, тем хуже экологические условия территории.










Выполнение работы. Для того чтобы определить воз­раст хвоинок, необходимо обследовать верхушечную часть ствола молодой ели. Хвоя ровная, покрывает все ветки, возраст приблизительно 5-6 лет, значит, территория экологически чис­тая. У взрослой ели нижние ветки без хвои, возраст дерева око­ло 40 лет, хвоя на ветках на высоте в хорошем состоянии. У мо­лодой сосны возраст хвоинок 3-4 года на верхушке, состояние хорошее, иголки зелёные.

Вывод: экологическое состояние территории хорошее. Ес­ли люди будут бережнее относиться к окружающей среде, то данная территория останется экологически чистой и для бу­дущих поколений.

Предложения автора проекта:

  1. Каждому человеку необходимо воспитывать в себе береж­ное отношение к природе.

  2. В образовательных учреждениях города следует больше внимания уделять экологическому воспитанию (классные часы, экологические декады, элективные курсы по экологии).

  3. Нужно создавать в летних городских лагерях экологиче­

ские отряды.

  1. Работникам ЖКХ следует чаще вывозить мусор из урн, расположенных в лесу (хотя бы 2 раза в неделю).