Проект
«Предметно-развивающая среда кабинета начальных классов»
Актуальность проекта: Актуальность проекта в том, что современная школа, работающая по новым стандартам требует изменения подхода к оформлению учебного кабинета. Учебный кабинет должен соответствовать новым требованиям предъявляемым к организации учебной деятельности.
Цель: организация предметно-развивающей среды в начальной школе в условиях внедрения ФГОС нового поколения с учетом ресурсных возможностей школы.
Задачи:
- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности;
- воспитание социально-активной личности средствами гражданско-патриотического воспитания;
- обеспечение охраны здоровья детей.
Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте игра.
Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста.
Образовательная среда начальной школы — это:
• современная удобная мебель,
• магнитные плакаты,
• деревянные раздаточные дидактические материалы,
• игровые пособия,
• программные продукты,
• конструкторы и многое другое.
Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:
Принцип открытости
Принцип гибкого зонирования
Принцип стабильности-динамичности развивающей среды
Принцип полифункциональности.
Участники:
Учащиеся
Родители
Учителя
Администрация школы
Ежегодно в образовательное учреждение поступает большое количество первоклассников. Первый год ребенка в школе – это период адаптации в новом коллективе, период психофизической адаптации.
Начало систематического обучения в школе, связанное с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением ведущей деятельности, требует определённой психологической готовности ребёнка к школе.
Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой – не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширения его адаптивных возможностей.
Классная комната должна содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.
В предметно - развивающую среду младшего школьника могут входить следующие зоны:
Цель: мотивация учебной деятельности и развития познавательного интереса с помощью нестандартных приемов и способов обучения
Цель: развивать интеллектуальные способности детей через игры; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; позволить каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, воспитывать уверенность в себе.
Цель: формировать у детей эколого-биологические знания, показать их роль в жизни человека, распределить растения правильно, найти для каждого комфортный уголок и приобщить детей к уходу за комнатными растениями.
Цель: вызвать интерес к познанию нового, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов, создание условий для формирования информационного пространства и развития младших школьников
Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком младшего школьного возраста, направленное на развитие личности ребенка, укрепление его физического состояния.
Вывод:
Итак, создание предметно-развивающей среды в кабинете позволяет успешно организовать учебно – воспитательный процесс. Такая среда демонстрирует уважение к ребенку, заботу о нем и его здоровье, воспитывает коллективизм, сочувствие, сорадость, трудолюбие, развивает интересы, склонности, способности детей, формирует положительную самооценку каждого ребенка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного.