Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Города Нижневартовска детский сад №49 «Родничок»
Проект по театрализованной деятельности
во второй младшей группе
«Наши любимые сказки»
Выполнила:
Усманова Светлана Юрьевна
воспитатель
Содержание
Пояснительная записка 3
Цели и задачи реализации проекта 5
Этапы и методы работы 6
Ожидаемые результаты 7
Календарно – тематический план проекта «Наши любимые сказки» 8
Октябрь 8
Ноябрь 9
Декабрь 10
Январь 12
Февраль 14
Март 15
Апрель 16
Май 18
Список использованной литературы 19
Пояснительная записка В настоящее время театрализованная деятельность является наиважнейшей формой педагогического воздействия на личность. Для дошкольников театрализованная деятельность выступает как основа для социализации. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), игра является главной формой работы с детьми. Театрализованная деятельность - самый короткий путь к эмоциональной открытости, снятию сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. К важному виду театрализованной деятельности относится сказка, через познание героев сказок, перенятие их опыта также формируются социально значимые черты ребенка. Для начала дети изучат роль сказок в их жизни, а после перейдут к другим видам театрализованной деятельности.
В связи с этим разработан проект по театрализованной деятельности во второй младшей группе, под названием «Наши любимые сказки».
Актуальность проекта.
Младший дошкольный возраст – один из благоприятных периодов всестороннего развития ребенка. У детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. Происходит формирование основных качеств личности.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является игра и театрализованные игры.
Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, развивается диалогическая речь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Все это необходимо развивать и приобщаться ребенку для его будущей жизни. Современная жизнь требует от личности социальной активности, быть разносторонне развитыми и обладать находчивостью и неординарным мышлением. Найти таких людей становится все сложнее, так как процесс становления такой личности не очень прост. Процессы социализации, наблюдаемые во время театральной деятельности, направлены на развитие творческой личности, а также раскрываются способности, склонности и таланты, а семья и детский сад являются для этого вспомогательными институтами. Как и говорилось ранее, младший дошкольный возраст – это возможность для всестороннего развития детей, поэтому данный проект необходимо реализовывать во второй младшей группе, где все процессы социализации проходят наиболее осознанно.
Цели и задачи реализации проекта Цель проекта – задействовать все процессы социализации для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста, освоений новых знаний, навыков и умений через театральную деятельность и посредством игры.
Задачи проекта:
Создание театрального уголка для приобщения детей к театральной деятельности;
Формирование положительного отношения детей к театру средствами игры;
Поддержка творческой активности детей в театрализованной деятельности;
Создавать условия для всестороннего развития детей через театральную деятельность;
Формировать навыки самостоятельности, свободного мышления, раскрепощенности при выступлениях;
Побуждать к импровизации, задействовав мимику, движения;
Приобщать детей к многообразной культуре театра;
Знакомить детей с видами театров (кукольный, драматический, балетный, оперный и т.д.);
Закреплять знания, навыки и умения, полученные во время театральной деятельности;
Пополнять и формировать словарный запас детей по теме театра;
Вид проекта:
долгосрочный (сроком на 1 учебный год);
групповой (задействованы все дети группы);
ролевой;
игровой;
творческий;
сказочный.
Этапы и методы работы Реализация проекта «Наши любимые сказки» происходит в три этапа:
1 Этап. Подготовительный (сентябрь 2021 г.).
Создание условий работы проектной театральной деятельности:
изучение потребностей детей в целях реализации данного проекта;
подготовка к формированию целей и задач осуществления проекта, основанного на изучении ситуации в второй младшей группе по вопросам социализации и развития новых знаний, умений и навыков через театральную деятельность;
создание объявления о реализации проекта и его вывешивание для просмотра и привлечения детей, родителей и педагогов;
подбор тематической литературы и ее изучение;
составление презентации «Наши любимые сказки»;
наполнение среды для театрального уголка;
проведение анкетирования родителей;
написание (составление) перспективного плана;
2 Этап. Основной (октябрь 2021 – апрель 2022г.).
Реализация основных целей и задач проекта «Наши любимые сказки» происходит через следующие действия:
Представление составленной презентации по проекту «Наши любимые сказки»;
Взаимодействие педагога и детей;
Изготовление различного игрового материала с детьми для задействования в театральной деятельности;
Способствование сближению детей и родителей посредством проведения театрализованных выступлений и т.д.;
Самостоятельное изготовление педагогом средств (костюмы, дополнительные элементы к ним, декорации, игрушки и т.п.) для проведения спектаклей;
Если необходимо, педагог вносит корректирующие изменения в план работы проекта.
3 Этап. Заключительный (май 2022г.)
Заключительный этап по проекту театрализованной деятельности «Наши любимые сказки» выражается в:
Отражении результатов проекта посредством презентации;
Представлении фотоотчета в презентации;
Проведении родительского собрания и демонстрации обобщенного анализа по проекту в демонстрации презентации.
Ожидаемые результаты
У детей сформировано устойчивое положительное отношение к театральной деятельности;
Оказано влияние на детскую раскрепощенность, предотвращена скованность при выступлениях;
Дети овладели новыми знаниями в области театра и театральных средств выражения;
Детьми получены новые навыки и умения, способствующие их всестороннему развитию и социализации;
Дети с удовольствием пользуются такими навыками и применяют умения в повседневной жизни;
У детей обогащен словарный запас, активизирована речь.
Полученный опыт сформировал один из самых важных навыков – навык общения.
Календарно – тематический план проекта «Наши любимые сказки» На 2021 – 2022 год
Октябрь Неделя | Тема занятий | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями |
1 неделя | «Сказки – наши друзья» | - чтение сказок детям; - пересказывание сказок с воспитателем; - обыгрывать ситуации из сказок с помощью различных видов театра. | Беседа «Формирование домашнего театра» - дать советы по поводу создания домашнего уголка домашнего театра, его наполнению и т.п. |
2 неделя | «Что такое сказка?» | Беседы с детьми на темы: - что такое сказка; - что такое театр; - кто работает в театрах; - какой сказочный герой тебе нравится? | Фотоотчет по теме «Домашний театр». - получить от родителей фотографии по формированию и обустройству домашнего театра для ребенка. |
3 неделя | «Осенние листочки» | - раздать детям готовые формы листьев деревьев из белой бумаги; - предложить детям раскрасить эти листочки в осенние цвета; - задействовать листья в театрализованной деятельности (дети бегают и кружатся с листочками, изображая как листья падают с деревьев). | Консультация по теме «Сказка – важный друг в жизни ребенка». - объяснить родителям важность сказки в жизни детей; - объяснить, что сказка и эмоции связаны друг с другом. |
4 неделя | «Сказка в гости к нам пришла» | - провести беседу с детьми на тему «Что мне читают дома?»; - рассматривание красочных иллюстраций к сказкам. - выслушивание рассказов детей о сказках, которые им больше всего нравятся. | Дать родителям домашнее задание – почитать с детьми несколько небольших сказок на их усмотрение в соответствии с возрастом детей. |
Ноябрь Неделя | Тема занятий | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями |
1 неделя | «Угадай сказочного персонажа» | Дидактическая игра «Угадай сказочного персонажа». - задействовать во время игры мышление детей; - озвучить детям конкретные признаки, по которым необходимо узнать персонажа. | Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей». Проконсультировать родителей о том, что театр активизирует речь и пополняет словарный запас ребенка; - ответить на интересующие вопросы. |
2 неделя | «Выразительность речи» | Проведение упражнения, оказывающего влияние на интонацию и выразительность речи детей. - с помощью предложения «Я - хитрая лиса» предложить детям произнести с соответствующей эмоцией; - с помощью предложения «Я – грустный/трусливый заяц» предложить детям произнести с соответствующей эмоцией; | Домашнее задание – прочитать детям сказку «Колобок» для лучшего запоминания сюжета перед проведением драматизации сказки в детском саду. |
3 неделя | «Сказка – Колобок» | Проведение сказки-драматизации «Колобок». - формировать навыки участия в драматизации; - способствовать инициативе брать на себя роль героя из сказки; - поощрять дружелюбное отношение между детьми; - дать представление об атмосфере театра. | Консультация на тему «Какие игрушки можно использовать в имитировании театра». - дать понятие что такое театральная игрушка, каким критериям она отвечает; - ответить на интересующие вопросы. |
4 неделя | «Музыкальный театр» | Проведение упражнения на тему «Артисты театра» с применением музыки. - дети повторяют за педагогом движения персонажей из книг (заяц, медведь, лиса и. т.п.) под музыку; - педагог предлагает детям самостоятельно изобразить движения какого-либо героя. | Беседа с родителями на тему «Театральные эмоции». - объяснить родителям, что мимика позволяет узнать, что ребенок испытывает при участии в театрализованной деятельности; - объяснить, что тренировать мимику необходимо для понимания детьми различных эмоций как героев из книг, так и для понимания своих эмоций. |
Декабрь Неделя | Тема занятий | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями |
1 неделя | «Наши этюды» | Устроить разыгрывание этюдов по теме «Погода». - в соответствии с погодой – лето, зима, осень, весна, дети имитируют деятельность (например, летом – пришли на лужайку, зимой – кидают снежки и т.д.); - задействовать воображение и представить, что осенью – идем снег (дети укрываются), зимой – снег (радуются снежинкам) и т.д., - тем самым задействовать двигательную активность детей. | Консультация для родителей «Поддержание интереса детей к театру». - проконсультировать о том, что поддерживать интерес детей к театру можно разыгрыванием небольших этюдов в кругу семьи; - поддерживать с помощью бесед после прочтения любой сказки, вызвавшей интерес у ребенка. |
2 неделя | «Разукрасим сказку» | - Развивать творческие способности детей посредством раскрашивания картинок по пройденным сказкам; - развивать мелкую моторику рук. | Консультация на тему «Сделай игрушку своими руками». - объяснить родителям, что приобщать ребенка к театру можно посредством создания игрушки (любимого героя) своими руками совместно с родителями; - предложить родителям инсценировать сказки с сделанной игрушкой. |
3 неделя | «Терем-теремок» | Изучение сказки «Теремок». - просить детей высказываться по теме, отвечать на вопросы по теме; - позволить детям совместно рассуждать о персонажах сказки; - активизировать речь и пополнять словарный запас; - подготовить детей к показу постановки сказки перед родителями и другими детьми. | Домашнее задание для родителей: - подготовить костюмы по тематике сказки «Теремок» для выступления своих детей; - повторно прочитать сказку «Теремок». |
4 неделя | «Беседа о зверятах» | Провести беседу на тему «Кто в теремочке живет?» - тем самым напоминать детям о сказке «Теремок»; - сделать выводы запомнили ли дети сказку и готовы ли к постановке перед зрителями; - задействовать мышление при ответах на заданные педагогом вопросы по теме. | Консультация «Все театры хороши». - рассказать родителям о возможности посещения театров детьми в младшем дошкольном возрасте; - подсказать варианты куда можно сходить с ребенком в театр. |
Январь Неделя | Тема занятий | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями |
1 неделя | «Загадки зимнего леса» | Уделить внимание стихотворениям и загадкам по теме «загадки зимнего леса». - загадывать детям загадки про зимних зверей; - просить детей напомнить воспитателю какие из зверей встречались в пройденных сказках. | Беседа на тему «Загадки и ответы». - объяснить родителям, что загадки оказывают хорошее влияние на умственное развитие, активизируют мышление; - ответить на интересующие вопросы. |
2 неделя | «Синички прилетели» | Этюд «Синички прилетели» с использованием театрализованных видов деятельности. - дать представление о таких птицах как «Синички»; - сформировать для детей декорацию в виде заснеженной лужайки; - предложить детям надеть шапочки снегирей и поучаствовать в постановке; - дать возможность детям действовать самостоятельно в рамках выполнения задания; - дети должны воплотиться в роли синиц и с помощью декораций и приспособлений играть их роль; - задействовать звукоподражание. | Домашнее задание. - подготовить небольшие кормушки; - принести небольшое количество зерна; Все это необходимо для этюда «Синички прилетели». |
3 неделя | «Зайцы на полянке» | - Побуждать к образному воплощению роли; - задействовать двигательный аппарат; - дать интонационно-образное представление о сказке «Заяц-Хваста»; - учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах «Зайцы весельчаки», «Зайцы и охотники». | Беседа на тему «контролирование эмоций». - разъяснить родителям, что при игровой театральной деятельности ребенку проще показывать и выплескивать свои эмоции, это благотворно влияет на его нервную систему; - дать понять, что с детьми нужно играть с применением театрализованных видов деятельности и дома. |
4 неделя | «Ох, мороз-мороз» | Кукольный спектакль по сказке «Заяц-хваста» с музыкальным сопровождением. - предложить детям поставить кукольный театр по сказке; - научить детей проявлять эмоции в зависимости от происходящего; - в конце кукольного театра воспроизвести народную мелодию «Заинька по сенечкам», тем самым приобщать к народному творчеству. | Консультация на тему «Русские народные песни и мелодии». - рассказать о значении русских народных песен и мелодий для формирования культуры младших школьников; - рассказать о значении русских народных песен и мелодий для приобщения детей к народному творчеству. |
Февраль Неделя | Тема занятий | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями |
1 неделя | «Русская изба» | Инсценировка «В русской избе». - представить детям декорацию русской избы; - предложить изучить русские народные предметы, которые всегда присутствуют в русской избе (самовар, народные костюмы); - провести хоровод; - приобщить к русской народной культуре. | Консультация «нравственность детей, формирующаяся по русским народным сказкам». - напоминать родителям, что чтение сказок всесторонне развивает ребенка. |
2 неделя | «Сказка-сказочка» | Изучение ярких иллюстрация по сказке «Три поросенка». - подготовить маски поросят; - предложить детям издать звуки поросенка; - поощрять положительное отношение между детьми, их взаимодействие и бесконфликтность. | Консультация «Учим стихи вместе». |
3 неделя | «Наша Армия» | Сюжетно-ролевая игра с применение театрализованных видов деятельности «Наша Армия». - раздать детям солдатиков; - рассказать, что есть праздник «День защитника отечества»; - поддерживать ролевую игру; - в руках с солдатиками дети маршируют под музыку «Марш деревянных солдатиков». | Консультация «Театр – развитие ребенка». - ответить на все интересующиеся вопросы родителей. |
4 неделя | «Мышь-кыш» | Чтение сказки «Лис и мышонок» - задействовать воображение; - дать возможность самостоятельно действовать в игре «Мышки в норке»; - рассуждать и отвечать на вопросы по содержанию сказки. | Домашнее задание. - сделать с детьми каки-либо атрибуты или же маски к любимой сказке ребенка. |
Март Неделя | Тема занятий | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями |
1 неделя | «День рождения куклы» | Сюжетно-ролевая игра с использованием театрализованной деятельности. - обстановка дня рождения (праздничный стол, кухонные принадлежности, игрушечная еда и т.д.). - дети выступают в видео поваров, гостей, а в центре кукла; - активизация словаря; - воспитывается понимание о правилах поведения на дне рождения. | Консультация на тему «Как куклы помогают ребенку социализироваться». - рассказать родителям, что взаимодействие ребенка с куклой позволяет задействовать воображение, ребенок использует определенные ситуации во время игры, использует чужой опыт в качестве своего и применяет его на кукле. |
2 неделя | «У кошки есть дети» | Игра с использованием самостоятельно созданного фланелеграфа по сказке «Кошка и котята». - дать проявить инициативу во время игры; - побуждать взаимодействовать друг с другом; - провести беседу по сказке; - использовать музыкальное сопровождение. | Опрос «Как ребенок относится к чтению сказок?» - анализ данного опроса позволит определить достигаются ли цели и задачи данного проекта. |
3 неделя | «Транспорт» | Сюжетно ролевая игра «Мы в автобусе». - инсценировать посадочные места как в автобусе (с помощью стульев); - предложить детям представить, что они едут на автобусе; - дети самостоятельно должны решить куда они едут, кто будет водитель; - проявить самостоятельность в выборе. | Беседа «Помощь детям в разукрашивании картинок» - обратить внимание родителей, что необходимо давать возможность для проявления творческих способностей детям дома. |
4 неделя | «Репка» | - Чтение сказки «Репка». Инсценировка сказки «Репка». -Беседа по сказке. -Самостоятельная деятельность в театральном уголке. | Беседа на тему «Важное при выборе книги». - рассказать, что при выборе книги надо опираться на ее нравственное значение, моральные ценности. |
Апрель Неделя | Тема занятий | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями |
1 неделя | «Весенние подснежники» | -Импровизация на тему «весенние подснежники». - задействовать двигательную активность; - проявление самостоятельности действий во время игры; - общение и беседы по проведенным играм; - проведение хоровода во время игры; - прослушивание песен по данной тематике. | Консультация «Прослушивание песен в свободное время». - объяснить, что приобщать к культуре можно и нужно в любое свободное время. |
2 неделя | «Потешки» | - ознакомить детей с потешками; - ознакомит детей с шутками; - выявить реакцию на потешки и шутки; - помочь, если необходимо правильно эмоционально их воспринимать. - задействовать двигательную активность; - инициировать к проявлению активности по данной тематике. | Консультация «Разучивание легких танцев под народную музыку». - объяснить положительное влияние танцев на эмоциональную составляющую ребенка; - предложить варианты танцев и музыки. |
3 неделя | «Хлопки» | Игра в «Ладушки» под музыку. - приобщение к народной культуре; - развивать моторику рук, тренировать пальчиковую гимнастику; - учить четко произносить слова из потешки «ладушки»; - влиять на положительное восприятие данной потешки. | Домашнее задание. - повторить дома с детьми потешку «Ладушки»; - Выучить новую небольшую потешку и сопроводить ее движениями. |
4 неделя | «Весна» | - проведение беседы о признаках весны; - использовать декорации во время этюда «Цветы на полянке»; - использовать музыкальное сопровождение по тематике («Лесные звуки»); - разучивание движений для весеннего танца с использованием элементов костюма. | Консультация «Театральная одежда». - ознакомить родителей с таким важным элементом театрального творчества как театральный костюм (народный и т.п.). - рассказать что детям важно погружаться в атмосферу театра при игровой деятельности. |
Май Неделя | Тема занятий | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями |
1 неделя | «Дождик» | - Использование музыки для прослушивания звуков природы (дождя); - вызывать эмоциональную отзывчивость детей на такие звуки; - учить определять вид дождя (быстрый, медленный, сильный). | Консультация «Незнакомые звуки». - рассказать родителям о важности прослушивания еще незнакомых детям звуках; - стимулировать к прослушиванию новых звуков с использованием картинок или видео дома. |
2 неделя | «Игры и сказки» | - Прослушивание сказки «Фруктовый спор». - Проведение игры-этюда «Ручеек»; - задействование двигательной активности; - формировать представления об предстоящем урожае; - самостоятельная театральная деятельность. | Беседа на тему «Аудиокниги». - объяснить, что детям можно включать аудио сказки, которые профессионально озвучены, с правильной интонацией, которая передает все эмоции, чтобы вызывать положительные эмоции у детей. |
3 неделя | «Ежик» | Мини-сценка по стихотворению Л. Корчагиной «Был бы еж ты хорош». - влиять на положительное отношение к потешкам; - раскрепощать, учить не бояться своих действий; - формировать навык импровизации. | Консультация на тему «Читаем стихотворения». - рассказать о значимости стихотворений; - объяснить, что чтение стихотворений влияет на читательский интерес, на эстетический вкус и т.д. |
4 неделя | «Вспомним сказки» | Вспоминание всех пройденных сказок. - выяснение какая сказка детям понравилась больше и сделать инсценировку этой сказки с использованием необходимых атрибутов, костюмов, масок; - поддержать инициативу детей; - закрепить умение самостоятельно действовать в рамках инсценировки; - закрепить возникновение положительных эмоций от театрализованной деятельности. | Опрос родителей на тему «Влияние проекта на вашего ребенка». - провести опрос с помощью анкетирования, чтобы выяснить мнение родителей, оказал ли проект положительное влияние на социализацию и всестороннее развитие детей. |
Список использованной литературы
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336;
Андрюшина, И. И. Выразительное чтение: Учебное пособие / Андрюшина И.И., Лебедева Е. - Москва: Прометей, 2012. - 160 с.;
Тимофеева, Л. Л. Организация образовательной деятельности в ДОО. Примерное планирование. Вторая младшая группа (3—4 года): учебно-методическое пособие / Л.Л. Тимофеева, Е.Е. Корнеичева, Н.И. Грачева; под общ. ред. Л.Л. Тимофеевой. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 323 с.;
Тундалева, И. С. Дошкольное образование: учебное пособие / И.С. Тундалева. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 223 с.;
Серебрякова, Т. А. «От малышек до подготовишек». Система работы по развитию социально-личностной сферы детей дошкольного возраста: пособие / Т.А. Серебрякова, В.С. Волгина, Н.В. Хворостинина. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 509 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Практическая педагогика). — DOI 10.12737/23039. - ISBN 978-5-16-012412-4. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1856931 (дата обращения: 15.03.2022). – Режим доступа: по подписке.;
Гайченко, С. В. Игровые коммуникативные технологии в условиях инклюзивного образования : учебное пособие / С. В. Гайченко. - Москва: ИНФРА-М, 2021. - 83 с.;
Теория и методика воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста: учебник / С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова, Е.О. Полосухина, Л.А. Каченовская. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 236 с.;
Современные технологии дошкольного образования: учебное пособие / под ред. Л.М. Захаровой. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 251 с.;
Репринцева, Г. И. Игра — ключ к душе ребенка. В чьих руках окажется это волшебное средство? научно-методическое пособие / Г. И. Репринцева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2020. — 319 с.;
Карпов А.В. «Мудрые зайцы, или, как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки». – СПб.: Речь, 2008;
Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013;
Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008;
Педагогика: учебник / В.Г. Рындак, А.М. Аллагулов, Т.В. Челпаченко [и др.]; под общ. ред. В.Г. Рындак. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 427 с.;
Левитес, Д. Г. Педагогические технологии: учебник / Д.Г. Левитес. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 403 с.;
Володина, Е. Н. Языковое развитие личности в условиях модернизации системы общего образования: теория и практика: монография / Е. Н. Володина. - 2-е изд., стер. - Москва: Флинта, 2018. - 246 с.;
Виноградова, Н. А. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении: учебник / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 219 с.;
Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания: учебник / Л.И. Маленкова; под ред. П.И. Пидкасистого. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 483 с.;
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста: учебник для среднего профессионального образования / А. И. Савенков [и др.]; под научной редакцией А. И. Савенкова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 339 с.;
Зацепина, М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие для среднего профессионального образования / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 149 с.