СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по технологии "Альбом для школьного музея"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Альбом из дерева с фотографиями ветеранов ВОВ наших односельчан.

Просмотр содержимого документа
«Проект по технологии "Альбом для школьного музея"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»








Творческий проект:
«Альбом из дерева в стиле «Ретро»»

















Выполнил:
Кононенко Олег
учащийся 10 класса
Руководитель:
Юрьева Мария Николаевна,
учитель технологии.

















с. Полтавское, 2021





Содержание



Подготовительный этап

Определение потребности и краткая формулировка задачи 1

Исследование 2-13

Дизайн-спецификация 14

Набор первоначальных идей. Выбор лучшей идеи 15-18


Характеристика материала 19-21

Выбор инструментов, оборудования и принадлежностей 22


Технологический этап.

Чертеж, эскиз 23

Технологическая карта изготовления изделия 24-28


Заключительный этап.

Самооценка 29

Экономическое обоснование 29

Рекламное предложение 30

Экологическое обоснование 30

Литература 31























Определение потребности.

Краткая формулировка задачи


Идея о проекте мне пришла после того, когда я увидел в школьном музее альбом с фотографиями односельчан-ветеранов Великой Отечественной войны. Мне захотелось сохранить память о них в необычном формате, сделать что-то оригинальное и эксклюзивное. Предполагалось, Зчто это будет действующий экспонат сделать в школьном Музее боевой и трудовой славы. Ведь огромная роль в патриотическом и нравственном воспитании подрастающего поколения, отводится инновационным музейным технологиям.

И после недолгих раздумий, я остановил свой выбор на изготовлении альбома из дерева с изображением фотографий ветеранов ВОВ.

Поэтому я поставил перед собой цель:

- изготовить альбом для школьного Музея боевой и трудовой славы в стиле ретро с использованием техники «декупаж».

Для этого мне нужно было решить задачи:

- изучить историю ремесла;

-разработать экономичную, технологичную, прочную и надежную конструкцию для альбома;

- изучить свойства фанеры и выбрать наиболее подходящий материал для

изделия;

- изготовить изделие согласно разработанной технической документации за

ограниченное время.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ

  2. Практическая работа
















Исследование.

Во-первых, я ознакомился с материалами музея.

Пересмотрел документы, записи с воспоминаниями самих ветеранов и их родственников. За годы войны на фронт ущли более половины односельчан. Не всех участников войны, я смог поместить в своем альбоме.

Розмарица Роман Федотович.

Родился в 1913 году в Петропавловской волости Омской губернии. В 1932 году по приглашению первого председателя колхоза хуторов Новотроицкого и Бессарабского выехал на Северный Кавказ. В 1933 году призван в ряды Красной Армии. Служил на Дальнем Востоке. Был мобилизован в ряды Советской Армии. При обороне Кавказа был командиром роты в составе 271-й горно-стрелковой дивизии. Прошел от Кавказа до германской реки Эльбы. Награжден: орденом «Красная звезда», «Отечественной войны» I и II степени, медалями – «За оборону Кавказа», «За отвагу», «За освобождение Праги». Является автором военно – исторических очерков «От Терека к Праге и на Эльбу».








Потапенко Владимир Платонович.

Родился в 1915 году. Призван в ряды Красной Армии в 1938 году. Участник Финской войны в 1939 году. Участник ВОВ с 1941 по 1945 года. Демобилизовался в 1946 году. Освобождал в составе скоростного авиабомбардирующего полка Москву, Смоленск, а затем в составе 6-го Кавкорпуса 8-й дальневосточной дивизии Прагу и Будапешт.
Награжден: медаль «За боевые заслуги», «За победу над Германией», 6-ю юбилейными медалями, орденом «Отечественной войны» второй степени.

Скупченко Пётр Николаевич.

Родился в 1909 году. Призван в ряды Красной Армии в 1941 году. Участник Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 г. Встретил победу в Берлине. Освобождал Ростов, Харьков, Киев, Белоруссию, Украину и дошел до Берлина.
Награжден: 6-ю юбилейными медалями «За победу над Германией», орденом «Отечественной войны» первой степени.



Дрепа Иван Иванович.

Родился в 1925 году, в войне участвовал с 1942 по 1945 года. Освобождал СОАССП, Ставропольский и Краснодарский края в составе 317 дивизии 761 полка.
Награжден: медалями «За отвагу, «За победу над Германией», орденом «Отечественной войны» первой степени, 6-ю юбилейными медалями «За победу над Германией».


Сторожак Николай Иванович.

Родился в 1911 году. Был партизаном в районе бурунных степей. Награжден : орденом «Красной звезды», «Отечественной войны» второй степени, «Красного знамени», медалями «За боевые заслуги», «Партизан Великой Отечественной войны», 6-ю юбилейными медалями «За победу над Германией».


Кривокобыльский Иван Иванович

.

Родился 1921 году. С 1938 года работал учителем математики, а 7 июня 1941 был призван в Советскую Армию, в составе 572 батальона отправлен сначала в Майкоп, после в переправлен в Грозный в составе 572 батальона. Воевал под Ростовом, Сталинградом, прошел Белоруссию, Польшу и все 4 года войны. Имеет награды: орден «Красной звезды», медали «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».
После войны закончил педагогический институт и работал директором в Стодеревской, Богатырской школах и пос. Балтрабочий. Все 55 послевоенных лет отдал детям.


Кушнаренко Николай Николаевич.

Родился в 1925г. Воевал на передовых рубежах города Малгобека. Умер от ран 9 июля 1943 года в госпитале города Новороссийска. Ему было всего 18 лет.


Усиков Иван Степанович

Был призван в 1942 году. Участвовал в битве под Новороссийском. Демобилизовался в 1948 году. Имеет награды: медали «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», «За взятие Кенигсберга».


Никитин Владимир Федорович

Родился в 1924 году. Был ранен в 1943 и 1946 годах. Служил с 1942 по 1949 год. С 1946 года в Иране и в Грузии. Имеет награды: орден «Отечественной войны 2 степени», медали «За победу над Германией», «За оборону Кавказа» и шесть юбилейных медалей.






Таранов Федор Васильевич

Родился в 1919 году. Призван в 1939 году. Участвовал в боях в городах Сальск, Ростов, Новочеркасск, Шахты, Харьков. Прошел боевой путь через Молдавию и Румынию, Польшу и Германию, Манчжурию. Имеет награды: орден «Отечественной войны», медали «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», медаль «Маршала Жукова».


Сиренко Алексей Климович

Родился 1919 году. Призван в Советскую Армию в 1939 году. Участник Великой отечественной войны с 1941 по 1946г. Служил в составе 4-й танковой дивизии, 16 танкового полка – танкист. Служил на Дальнем Востоке. Участник битвы под Москвой. Войну закончил в Бресте. Награжден: орденом «Отечественной войны» второй степени, 6 юбилейных медалей «За победу над Германией», медалью «Ветеран труда».




Раскорякин Николай Александрович

Родился в 1926 году в городе Моздок. Призывался в 1947 году в военкомат в Моздоке. Фронтовой путь начал с Дальнего Востока откуда солдат перенаправляли на освобождение Северной Кореи. Служил в войсках стрелковой дивизии в Кореи. О победе узнал в городе Конго. Продолжал служить до 1950 года. Окончил курсы шофера.
Награжден: орденом «Отечественной войны» второй степени, медалями «Жукова», «За боевые заслуги», «За победу над Японией», 4 юбилейные медали Советской армии и флота.

Использование «пирографии»

Использовать огонь для создания узоров на дереве человек начал, едва научившись обращаться с этим «подарком богов». Царапая обугленную древесину каменным или металлическим орудием, первобытные люди обнаружили, что дерево является прекрасным материалом для рисования и что это его свойство можно использовать в декоративных целях. Благодаря этому наблюдению зародилась пирография.

Термин «пирография» появился в Англии в Викторианскую эпоху, изначально так называлось рисование узоров по дереву раскалённой кочергой. Произошёл он от греческого pyro, что означает «огонь», и graphos, что означает «письмо».

Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу и датируются 700 г. до н. э. Сначала выжигали с помощью огня, позже стали применять раскалённые гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определённым углом.

В XVII веке выжигание по дереву стало весьма распространённым в Европе художественным ремеслом. Пиромастера украшали узорами главным образом предметы быта, сделанные из дерева, позднее стала популярна декорированная выжиганием мебель. Орнаменты для пирографии использовались традиционные, те же, какими украшалась серебряная утварь или расшивалась одежда тех времён.

Наиболее распространенным и простым является выжигание по контурам, когда линиями выжигаются только контуры предметов.

Немного об истории декупажа.



Современный декупаж шкатулки выглядит так (фото из личного архива)

Декупаж - французское слово (découpage), оно переводится на русский язык как "вырезать". И суть декупажа как раз в том, что на поверхность приклеивается картинка вырезанная или вырванная из бумаги. И потом эта картинка покрывается лаком, чтобы создалось впечатление росписи или живописи.

Таким образом можно самостоятельно декорировать всевозможные предметы: шкатулки, банки, подносы, бутылки, мебель, свечи, тарелки, разделочные доски, ключницы, сумочки, одежду и обувь.


Считается, что в 12 веке китайские крестьяне уже использовали вырезанные картинки для украшения своих домов и предметов быта, ну и конечно же праздничных бумажных фонариков.


Есть мнение, что еще раньше (в 8-10 веках) технику, похожую на декупаж, начали применять коренные народы Сибири и Дальнего Востока. Они отделывали свои жилища аппликациями из кожи и чешуи рыб.
А кочевники все той же Восточной Сибири декорировали с помощью "декупажа" надгробия своих предков.

Хотя расцвет этого вида творчества начался в 16-17 вв. в Европе.
В это время у европейцев в моду как раз вошла мебель с искусными инкрустациями, привезенная с востока (из Японии, Китая).
Позволить себе такую мебель мог только узкий круг очень и очень состоятельных людей, а хотелось то всем.

Китайская мебель с инкрустацией. Фото с сайта ladyfor.ru


Вот и придумали итальянские и немецкие умельцы искусный способ подделки.
Из бумаги, гравюр вырезались картинки (фигурки людей, сюжеты, цветы) и элементы орнамента. Приклеивались на мебель и для имитации инкрустации покрывалось большим количеством слоев лака (не меньше 30!). Такой способ был намного быстрее, проще и дешевле настоящей росписи или инкрустации.

Фото с сайта "Магия декупажа" desingovb.blogspot.com

Он назывался "lacca povera" или "arte povera" - искусство бедных.

Фото с сайта "Магия декупажа" desingovb.blogspot.com

Фото с сайта "Магия декупажа" desingovb.blogspot.com

Интересно, что сохранилось очень мало предметов с такой имитацией, а те что дошли до нас стоят сейчас заоблачных сумм. Современные мебельные дизайнеры нередко подражают этому стилю в своих работах.

Декупаж быстро стал популярным в Европе. В 18 в. он распространился по всем ее странам. Стал модным не только в ремесленной среде, но и у знатных дам и королевских особ. Особенно при дворе французского короля Людовика XVI.

Королева Мария Антуанетта увлекалась декупажем и очень любила эту модную в то время забаву.

Аристократки разрезали картины Буше, Ватто и Фрагонара для украшения шкатулок, каминных экранов, ширм, туалетных принадлежностей.

Фото с сайта "Магия декупажа" desingovb.blogspot.com

Позже, в Викторианскую эпоху, в Англии (19 в.) декупаж стал доступен не только высшему свету, но и широким слоям населения.

В продаже в изобилии появились специальные картинки для вырезания, напечатанные на тонкой бумаге (первые декупажные карты). Благодаря этому декупажное хобби стало массовым.

Использовались в основном мотивы с цветами, ангелочками, пасторальными сценками.

Фото с сайта "Магия декупажа" desingovb.blogspot.com

Из Англии декупаж со временем совершил путешествие через океан в Америку, где стал популярным женским хобби после 1918 г.

Во второй половине 20 века декупаж наконец добрался до России, заняв прочные позиции. И очень здорово развился благодаря изобретательности и находчивости отечественных мастериц.


Декупаж 21 века сильно изменился по сравнению с веком 16. Появились разнообразные стили, иногда совершенно непохожие друг на друга, добавилось множество новых приемов и техник.

Панно в технике декупаж (фото из личного архива)

Теперь декупаж - это не просто "вырезал и приклеил", можно сказать, что это целое искусство и самостоятельный вид творчества.








Дизайн- спецификация






Недорогое в изготовлении





Единичный экземпляр





Использование школьных инструментов







Предназначено для школьного музея боевой и трудовой славы





Изготовлено из качественной фанеры









Качество сборки









Набор первоначальных идей.

Выбор лучшей идеи.

Стиль исполнения 

Новичкам вряд ли стоит сразу браться за сложную работу. Лучше начать с минималистичного стиля Сlean and Simple («Чисто и Просто»), который предполагает: 


однотонный цвет подложки для фото, чаще всего – белый; 

спокойный фон страничек без вычурных узоров; 

минимальное количество украшений, отсутствие объемного декора; 

яркие акценты; 

простой шрифт в подписях и заголовках. Оформление в стиле Сlean and Simple




американский стиль, напротив, очень насыщен декором и многослойными украшениями;

Американский стиль,


винтажный или ретро-стиль подразумевает имитацию старого, видавшего виды альбома. В нем хорошо смотрятся черно-белые снимки. Странички искусственно состаривают, сминая края и пропитывая их крепким чаем или кофе, что создает неровные разводы и «древний» вид. Для украшений подойдут простые кружева, бумажные цветы, рамочки с виньетками, уголки для крепления фотографий; 

Фотоальбом винтажный



Мужской фотоальбом

Техники оформления 

Помимо приклеивания или пришивания декоративных элементов, при оформлении страниц альбома применяют и другие приемы. Перечислим основные. 

Декупаж – оформление с использованием вырезанных рисунков или орнаментов с последующей прорисовкой акцентов, созданием фона, иногда – с приданием изображению состаренного вида, который достигается применением специальных составов, образующих на поверхности сеть мелких трещин. 

Декупаж


Штампинг – украшение страниц с помощью штампов-аппликаторов, а также их тонирование штамповочными подушечками. 

Силиконовые штампы — самые распространенные в использовании


Дистрессинг – состаривание бумаги различными способами.

Результат состаривания с


Состаренные страницы

Журналинг – дополнение снимков надписями, описаниями, текстами. В том числе вырезанными из печатных изданий.

Журналинг

Кроппинг – обрезание фотографий, вырезание из них только ключевых фигур. 

Кроппинг



Я выбрал альбом в ретро стиле с приемом Декупаж, так как раньше у многих были альбомы подобного стиля и он больше подходит под нашу тематику.



Характеристика материала.

Для выбора материала я отправился в магазин со стройматериалами в селе Полтавском и наш местный предприниматель подарил нам круглый лист фанеры, который заказывали, но он им не понадобился. Судя по листу и видимым дефектам нам досталась фанера второго сорта.

Качества второго сорта фанеры:

Сорт фанеры 2 допускает следующие дефекты:

●      Допускаются булавочные сучки.

●      Допускаются здоровые светлые и темные сучки диаметром не более 25 мм с трещинами шириной до 1 мм, но не более 10 шт. на кв.м.

●      Допускаются частично сросшиеся, несросшиеся, выпадающие сучки, отверстия от них, червоточины диаметром до 6 мм, но не более 6 шт. на 1 кв.м.

●      Допускаются сомкнутые трещины длиной до 200 мм не более 2 шт. на 1 кв.м.

●      Допускаются разошедшиеся трещины длиной до 200 мм, шириной до 2 мм, но не более 2 шт. на 1 кв.м при условии заделки их замазками.

●      Допускается светлая и темная прорость.

●      Допускаются отклонения в строении древесины: наклон волокон, свилеватость, завитки, темные глазки, групповые глазки.

●      Допускается здоровое изменение окраски без признаков разрушения древесины: ложное ядро не более 25% от поверхности листа, побурение не более 50% от поверхности листа.

●      Допускается нахлестка в наружных слоях длиной до 100 мм не более 1 штуки на 1 метр ширины листа.

●      Допускается недостача шпона, дефекты кромок листа при шлифовании и обрезке шириной до 5 мм.

●      Допускается наличие клеевой ленты у фанеры НШ (нешлифованная фанера).

●      Допускается просачивание клея до 2% от поверхности листа.

●      Допускается покоробленность в фанере толщиной более 6,5 мм.

●      Допускается зазор в соединениях шириной до 1 мм на 1 метр ширины листа.

●      Допускаются царапины и вмятины.

●      Допускается вырыв волокон до 5% от поверхности листа.

●      Допускается  незначительная ворсистость, рябь, волнистость, шероховатость.

●      Допускаются вставки из древесины.

Несмотря на то, что допустимых дефектов достаточно много, не надо думать, что фанера второго сорта плоха. Она имеет прекрасные характеристики и не уступает в некоторых моментах и фанере 1 сорта.

Варианты фанеры 2 сорта:

Сорт определяется по качеству наружных слоев фанеры. Но их у листа два. Самым важным слоем является лицевой слой фанеры, так как при строительных и отделочных работах именно он остается видимым. Зачем же переплачивать за сорт внутреннего слоя фанеры? Именно с целью удешевить материал и появились такие сорта, как ⅔ и 2/4. Где первая цифра - это сорт лицевого слоя фанеры, а вторая - внутреннего.

Соответственно сорт фанеры 2/2 - это, когда лицевой и внутренний слой фанеры имеют одинаковую сортность. И он также является довольно востребованным.











Выбор оборудования, инструментов и приспособлений





Технологический этап

Чертеж, эскиз

Технологическая карта изготовления изделия

п/п

Вид работ

Изображение

Инструменты, приспособления

1

Выбор материала.


Интернет, литература.

2

Разметка деталей.

Уголок, линейка, карандаш.

3

Выпиливание заготовок.

Электрический лобзик.

4

Шлифование заготовок.

Наждачная бумага.

5

Конвертировал изображение JPG в векторное изображение PDF

Интернет, литература.

6

Перевод фотографий на заготовки и удаление бумажной основы

Лак акриловый, кисточка

7

Покрытие фотографий лаком

Лак акриловый, кисточка

8

Выжигание

Выжигатель

9

Нанесение рисунка гравером

Гравер

11

Покраска и лакирование.

Лак акриловый, морилка, краситель, кисточка.

12

Поклейка ленты по краю листов

Лента для декора

13

Вырезки для кожаного переплета и его поклейка

Кожаные сапоги

14

Сборка альбома

Переплет из кожзаменителя

Для изготовления альбома мы выбрали фанеру. Выбрав материал, приступили к разметке листов для альбома. Размеры листа : длина –390 мм, ширина – 240 мм,.

Закрепив лист фанеры с помощью струбцины, приступить к выпиливанию заготовок изделия с помощью электрического лобзика. С соблюдением всех правил техники безопасности.

После выпиливания всех заготовочных листов приступил к их шлифовке для удаления зазубрин.

Конвертировал фотографии в векторную графику и распечатал каждую из них в PDF формате. Перед тем, как приклеить фотографию на лист, наносим лак на место, где должна располагаться фотография. Далее покрываем фотографию лаком и приклеиваем ее на подготовленное место, удаляя мягкой салфеткой остатки воздуха и лака. После оставляем сохнуть фотографии.

Как фотографии высохнут, с помощью воды смачиваем фотографии на листах и снимаем бумажный покров, после чего краска с фотографий остается на дереве. То же самое делаем и с наградами, только в цветном варианте.

Фотографии на листах покрываем лаком в 5 слоев, каждый слой оставляем сохнуть на 20-30 минут.

Наносим имена ветеранов под каждой фотографией с помощью копировальной бумаги и выжигаем их, также поступаем и с надписями на первом листе.

С помощью гравера наносим рисунки на листах и делаем рамку вокруг каждой из фотографий.

Каждый лист покрываем красителем и лакируем его, оставляя сохнуть. После на первый лист приклеиваем ленту со звездой тем же методом, что и фотографии ранее.

Декорируем альбом маленькой фигуркой самолета, вырезанной из остатков фанеры.

Каждый лист декорируем рамкой из пластиковой ленты.

Вырезаем из белого картона заготовки на корешки 240х25. Делаем отметки и по намеченным точкам проводим линии изгиба. Сгибаем и делаем 5 таких заготовок. Покрываем клеем и максимально ровно соединяем этими перемычками наши деревянные листы. Отрезаем бязь шириной 35х240 и приклеиваем с тыльной стороны переплета для закрепления наших листов. Для корешка обложки вырезаем заготовку из картона размером 75х240. Далее используем лоскут из кожзаменителя со старого сапога. Вырезаем деталь 95х260, оставляем припуски на сгибе. Проклеиваем нашу деталь из кожзаменителя на картонную заготовку. Даем высохнуть и приклеиваем корешок к нашему альбому.













































Самооценка

Я вполне доволен своим изделием. Оно отвечает всем требованиям, предъявленным вначале проекта. Руководитель музея оценил мой альбом на отлично. При изготовлении изделия у меня возникли сложности при обработке края фанеры и перенос изображений на дерево.



Экономическое обоснование.

Фанеру мне дал местный предприниматель Абдурашидов Месербек. Плата за коммунальные услуги и другие затраты в моем случае равны нулю, т.к. изделие изготовил в кабинете технологии.

Название материала

Цена за единицу,

Руб.

Расход

Стоимость

Руб.

Акриловый лак

225

200г

45

Лента для декора пластиковая

100

15 м

100

Клей прозрачный «Кристалл»

100

1

100

ИТОГО



245

Вывод: изделие обошлось мне в 245 рублей. Изделие в интернет магазине стоит гораздо дороже от 2000 - 5000 рублей и выше.

Мастерить самому выгодно!



Рекламные предложения.

Небольшой дополнительный доход может иметь большое значение в финансовом положении большинства людей. Если у вас есть инструменты и немного умений, вы можете заработать дополнительные деньги, сосредоточившись на проектах деревообработки, которые хорошо продаются.
Деревообработка – это полезное хобби, почему бы не заниматься тем, что вам нравится и не заработать при этом дополнительные деньги, верно?
Можно даже заработать на жизнь, продавая проекты из древесины. Вам просто нужно изучить свою нишу и научиться эффективно продавать в интернете.
Альбом замечательная вещь, нужная музеям, где память хранится много лет. А альбом сделанный из дерева с технологиями переноса бумажной фотографии на дерево методом «декупаж» будет храниться веками. Кроме этого мой альбом отличается низкой ценой. Рекомендую!!!





Экологическое обоснование.

Все материалы экологически чистые. При изготовлении изделия я не нанес вреда окружающей среде.





















Литература.

  1. https://masterlesgroup.ru/blog/sovety-pokupatelyam/sort-fanery-2-chto-znachit/

  2. https://zen.yandex.ru/media/id/5e25d6381e8e3f00b06d9ed5/kak-razvivalsia-dekupaj-nemnogo-istorii-5e2a7cbf0a451800adad315d

  3. https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D1%83%D0%B7%D0%BE%D1%80%D1%8B%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%83

  4. https://yandex.ru/search/?lr=139888&clid=2323977-671&win=359&text=%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%B6%D0%B8+%D0%BD%D0%B0+%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B8+%D0%B8%D0%B7+%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%8B+%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%B8&src=suggest_Nin

  5. https://fconvert.ru/file/?s=2&id=ff89f874ce61&name=IMG-20211203-WA0021.pdf&fs=43810

  6. https://yandex.ru/search/?text=%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0+%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%B8+%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%BE%D0%BC%D0%B0&lr=139888&clid=2297488-225&win=279&src=suggest_T






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!