| Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж» |
ПРОЕКТ
ОП.01 Основы педагогики
Студентки Ш-32 группы отделения педагогики
Лысенко Елизавета Викторовна
ТЕМА «Явления природы-процесс образования дождя»
Преподаватель:
Великановская Л.А.
Ейск, 2024
Содержание
Введение 2
Глава 1 Теоретическая часть 4
1.1 Основные этапы процесса образования дождя 5
1.2 Процессы испарения, конденсации и осадков 6
1.3 Проанализировать различные типы осдаков и их связь с факторами формирования дождя 7
Глава 2 Практическая часть 9
2.1 Разработка наглядности для урока окружающего мира «Макет процесс образования дождя» 9
Заключение 11
Список литературы 12
Введение
Дождь является одним из самых распространенных и важных явлений природы. Он играет решающую роль в поддержании жизненных процессов на Земле, обеспечивая пресной водой растения, животных и людей. Понимание процесса образования дождя имеет большое значение для прогнозирования погоды, управления водными ресурсами и изучения климатических изменений.
Актуальность. Изучение процесса образования дождя является актуальным по нескольким причинам:
* Изменение климата: В условиях изменения климата наблюдается изменение частоты и интенсивности осадков. Понимание механизмов образования дождя позволяет нам лучше предсказывать и прогнозировать эти изменения.
* Водные ресурсы: Дождь - основа водных ресурсов, используемых для питья, сельского хозяйства, и промышленности. Понимание процесса образования дождя позволяет нам управлять водными ресурсами более эффективно.
* Развитие технологий: Современные технологии, такие как спутниковая метеорология, позволяют нам с большей точностью изучать атмосферные процессы, в том числе образование дождя.
Цель работы:
Целью данной работы является исследование процесса образования дождя и выявление факторов, влияющих на его интенсивность. А также создание макета процесс образования дождя для младших школьников в виде наглядности на уроке.
Задачи:
1. Изучить основные этапы процесса образования дождя.
2. Изучить процессы испарения, конденсации и осадков.
3. Проанализировать различные типы осадков и их связь с факторами формирования дождя.
4. Разработать наглядность для урока, окружающего мир: «Макет образования дождя»
5. Описать основные рекомендации по использованию учебного пособия.
Глава 1 Теоретическая часть
1.1 Основные этапы процесса образования дождя
1. Испарение: Вода из океанов, рек, озер и почвы испаряется под воздействием солнечного тепла и превращается в водяной пар.
2. Конденсация: Водяной пар поднимается в атмосферу, где сталкивается с более холодным воздухом. При охлаждении водяной пар конденсируется, образуя крошечные капельки воды, которые висят в воздухе в виде облаков.
3. Образование облаков: Капельки воды в облаках сливаются, образуя более крупные капли.
4. Осадки: Когда капли воды в облаках становятся слишком тяжелыми, они выпадают из облаков в виде дождя.
Дополнительные факторы, влияющие на образование дождя:
* Ветер: Ветер переносит водяной пар и облака, что способствует их распространению и образованию дождя в разных местах.
* Топография: Горы и холмы могут влиять на образование облаков и выпадение осадков.
* Температура: Температура воздуха влияет на скорость испарения и конденсации, а также на количество влаги, которое может содержать воздух.
* Давление: Давление воздуха влияет на движение воздуха и образование облаков.
Виды осадков:
* Дождь: Жидкие осадки, выпадающие из облаков.
* Снег: Твердые осадки, образующиеся при замерзании капель воды в облаках.
* Град: Твердые осадки, образующиеся при замерзании капель воды в облаках и последующем их росте.
Важно отметить, что образование дождя - это сложный процесс, который зависит от множества факторов.
1.2 Процессы испарения, конденсации и осадков
Эти три процесса тесно связаны и образуют круговорот воды - непрерывный цикл движения воды на Земле.
1. Испарение:
* Вода переходит из жидкого состояния в газообразное (водяной пар) под воздействием тепла.
* Источником тепла может быть солнечный свет, вулканическая активность или тепло от земли.
* Испарение происходит с поверхности водоемов, почвы, растений и животных.
* Чем выше температура, тем быстрее происходит испарение.
2. Конденсация:
* Водяной пар в атмосфере охлаждается, и молекулы воды соединяются, образуя капельки воды или кристаллы льда.
* Конденсация происходит, когда воздух достигает точки насыщения, то есть не может больше удерживать водяной пар.
* Это приводит к образованию облаков.
3. Осадки:
* Капельки воды или кристаллы льда в облаках становятся слишком тяжелыми и выпадают на землю в виде осадков.
* Вид осадков зависит от температуры воздуха:
* Дождь: капельки воды.
* Снег: кристаллы льда.
* Град: крупные ледяные шарики.
Как эти процессы связаны:
* Испарение поднимает воду в атмосферу.
* Конденсация образует облака.
* Осадки возвращают воду на поверхность Земли.
Значение этих процессов:
* Круговорот воды обеспечивает непрерывный доступ к пресной воде для всех живых организмов.
* Осадки влияют на климат и погоду.
* Испарение регулирует температуру Земли.
Примеры:
* Испарение воды из озера.
* Образование облаков после дождя.
* Выпадение снега зимой.
Дополнительные сведения:
* Транспирация: испарение воды растениями.
* Сублимация: переход воды из твердого состояния (лед) в газообразное (водяной пар), минуя жидкое состояние.
* Инфильтрация: проникновение воды в почву.
* Сток: движение воды по поверхности земли.
Взаимодействие всех этих процессов обеспечивает постоянное движение воды в природе, что делает ее важным элементом для поддержания жизни на Земле.
1.3 Проанализировать различные типы осадков и их связь с факторами формирования дождя
Осадки - это любое количество воды, которое падает из атмосферы на землю. Существует множество типов осадков, каждый из которых формируется под воздействием различных факторов.
Основные типы осадков:
1. Дождь: Самый распространенный тип осадков. Формируется, когда водяной пар в атмосфере конденсируется в капли, которые становятся достаточно тяжелыми, чтобы упасть на землю.
2. Снег: Формируется, когда водяной пар в атмосфере конденсируется в ледяные кристаллы, которые затем слипаются в снежинки.
3. Град: Формируется, когда капли воды замерзают в грозовых облаках, а затем, при столкновении с другими каплями, увеличиваются в размерах.
4. Морось: Мелкие капли воды, которые падают на землю очень медленно.
5. Туман: Конденсация водяного пара в воздухе, образующая видимые капли воды, которые висят в воздухе.
6. Роса: Конденсация водяного пара на поверхности земли, когда температура поверхности падает ниже точки росы.
7. Иней: Замерзание водяного пара на поверхности земли, когда температура поверхности падает ниже точки замерзания.
Факторы, влияющие на формирование дождя:
1. Влажность: Количество водяного пара в воздухе. Чем выше влажность, тем больше вероятность образования дождя.
2. Температура: Теплый воздух может удерживать больше влаги, чем холодный. Когда теплый влажный воздух поднимается, он охлаждается, и водяной пар конденсируется, образуя облака и дождь.
3. Давление: Низкое атмосферное давление способствует подъему воздуха и образованию облаков.
4. Рельеф: Горы могут заставлять воздух подниматься, что приводит к охлаждению и образованию осадков.
5. Фронты: Границы между воздушными массами с различными температурами и влажностью. Холодные фронты могут вызывать сильные ливни, а теплые фронты - более продолжительные, но менее интенсивные осадки.
Связь между типами осадков и факторами их формирования:
* Дождь: Формируется, когда влажный воздух охлаждается, и водяной пар конденсируется в капли. Это может произойти из-за подъема воздуха, вызванного конвекцией, фронтами или рельефом.
* Снег: Формируется, когда водяной пар конденсируется в ледяные кристаллы в холодном воздухе.
* Град: Формируется в грозовых облаках, где сильные восходящие потоки воздуха поднимают капли воды, которые замерзают, образуя град.
* Морось: Формируется, когда влажный воздух медленно охлаждается, и водяной пар конденсируется в мелкие капли.
* Туман: Формируется, когда воздух охлаждается до точки росы, и водяной пар конденсируется в капли, которые висят в воздухе.
* Роса: Формируется, когда поверхность земли охлаждается до точки росы, и водяной пар конденсируется на поверхности.
* Иней: Формируется, когда поверхность земли охлаждается до точки замерзания, и водяной пар замерзает на поверхности.
Глава 2 Практическая часть 2.1 Разработка наглядности для урока окружающего мира «Макет процесс образования дождя»
В своей работе итоговым продуктом будет являться макет: «Процесс образования дождя». Данный макет можно назвать интерактивным, так как с помощью него можно показывать этап образования дождя. Ребенок может выйти к доске и с помощью наглядности, ему будет проще рассказать про образования дождя.
Материалы и приборы для создания итогового продукта:
Коробка из-под торта.
Лист А4.
Фломастеры.
Клей-карандаш.
Вата.
Ножницы.
Гуашь.
Карандаш.
Данный макет действительно является актуальным, ведь на сегодняшний день образовательные макеты помогают учащимся воспринимать лучше информацию.
Заключение.
В ходе данной исследовательской работы я выяснила, что погодное явление является очень важным аспектом не только для ребёнка, но и для каждого человека. Погодное явление оказывает значительное влияние на повседневную жизнь человека.
Кроме того, макет позволяет не только систематизировать знания о погодном явлении, но и превратить процесс познания окружающего мира в увлекательное занятие.
Таким образом, можно сделать вывод, что учебный макет действительно пригодится в профессиональной деятельности каждого учителя начальных классов при проведении уроков окружающего мира.
Список литературы.