СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по теме: «Явления природы-процесс образования дождя»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по теме: «Явления природы-процесс образования дождя»»


Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»





ПРОЕКТ

ОП.01 Основы педагогики



Студентки Ш-32 группы отделения педагогики

Лысенко Елизавета Викторовна

ТЕМА «Явления природы-процесс образования дождя»











Преподаватель:

Великановская Л.А.









Ейск, 2024



Содержание


Введение 2

Глава 1 Теоретическая часть 4

1.1 Основные этапы процесса образования дождя 5

1.2 Процессы испарения, конденсации и осадков 6

1.3 Проанализировать различные типы осдаков и их связь с факторами формирования дождя 7

Глава 2 Практическая часть 9

2.1 Разработка наглядности для урока окружающего мира «Макет процесс образования дождя» 9

Заключение 11

Список литературы 12





Введение

Дождь является одним из самых распространенных и важных явлений природы. Он играет решающую роль в поддержании жизненных процессов на Земле, обеспечивая пресной водой растения, животных и людей. Понимание процесса образования дождя имеет большое значение для прогнозирования погоды, управления водными ресурсами и изучения климатических изменений.



Актуальность. Изучение процесса образования дождя является актуальным по нескольким причинам:

* Изменение климата: В условиях изменения климата наблюдается изменение частоты и интенсивности осадков. Понимание механизмов образования дождя позволяет нам лучше предсказывать и прогнозировать эти изменения.

* Водные ресурсы: Дождь - основа водных ресурсов, используемых для питья, сельского хозяйства, и промышленности. Понимание процесса образования дождя позволяет нам управлять водными ресурсами более эффективно.

* Развитие технологий: Современные технологии, такие как спутниковая метеорология, позволяют нам с большей точностью изучать атмосферные процессы, в том числе образование дождя.

Цель работы:

Целью данной работы является исследование процесса образования дождя и выявление факторов, влияющих на его интенсивность. А также создание макета процесс образования дождя для младших школьников в виде наглядности на уроке.

Задачи:

1. Изучить основные этапы процесса образования дождя.

2. Изучить процессы испарения, конденсации и осадков.

3. Проанализировать различные типы осадков и их связь с факторами формирования дождя.

4. Разработать наглядность для урока, окружающего мир: «Макет образования дождя»

5. Описать основные рекомендации по использованию учебного пособия.



Глава 1 Теоретическая часть

1.1 Основные этапы процесса образования дождя

1. Испарение: Вода из океанов, рек, озер и почвы испаряется под воздействием солнечного тепла и превращается в водяной пар.

2. Конденсация: Водяной пар поднимается в атмосферу, где сталкивается с более холодным воздухом. При охлаждении водяной пар конденсируется, образуя крошечные капельки воды, которые висят в воздухе в виде облаков.

3. Образование облаков: Капельки воды в облаках сливаются, образуя более крупные капли.

4. Осадки: Когда капли воды в облаках становятся слишком тяжелыми, они выпадают из облаков в виде дождя.

Дополнительные факторы, влияющие на образование дождя:

* Ветер: Ветер переносит водяной пар и облака, что способствует их распространению и образованию дождя в разных местах.

* Топография: Горы и холмы могут влиять на образование облаков и выпадение осадков.

* Температура: Температура воздуха влияет на скорость испарения и конденсации, а также на количество влаги, которое может содержать воздух.

* Давление: Давление воздуха влияет на движение воздуха и образование облаков.

Виды осадков:

* Дождь: Жидкие осадки, выпадающие из облаков.

* Снег: Твердые осадки, образующиеся при замерзании капель воды в облаках.

* Град: Твердые осадки, образующиеся при замерзании капель воды в облаках и последующем их росте.

Важно отметить, что образование дождя - это сложный процесс, который зависит от множества факторов.



1.2 Процессы испарения, конденсации и осадков

Эти три процесса тесно связаны и образуют круговорот воды - непрерывный цикл движения воды на Земле.

1. Испарение:

* Вода переходит из жидкого состояния в газообразное (водяной пар) под воздействием тепла.

* Источником тепла может быть солнечный свет, вулканическая активность или тепло от земли.

* Испарение происходит с поверхности водоемов, почвы, растений и животных.

* Чем выше температура, тем быстрее происходит испарение.

2. Конденсация:

* Водяной пар в атмосфере охлаждается, и молекулы воды соединяются, образуя капельки воды или кристаллы льда.

* Конденсация происходит, когда воздух достигает точки насыщения, то есть не может больше удерживать водяной пар.

* Это приводит к образованию облаков.

3. Осадки:

* Капельки воды или кристаллы льда в облаках становятся слишком тяжелыми и выпадают на землю в виде осадков.

* Вид осадков зависит от температуры воздуха:

* Дождь: капельки воды.

* Снег: кристаллы льда.

* Град: крупные ледяные шарики.

Как эти процессы связаны:

* Испарение поднимает воду в атмосферу.

* Конденсация образует облака.

* Осадки возвращают воду на поверхность Земли.

Значение этих процессов:

* Круговорот воды обеспечивает непрерывный доступ к пресной воде для всех живых организмов.

* Осадки влияют на климат и погоду.

* Испарение регулирует температуру Земли.

Примеры:

* Испарение воды из озера.

* Образование облаков после дождя.

* Выпадение снега зимой.

Дополнительные сведения:

* Транспирация: испарение воды растениями.

* Сублимация: переход воды из твердого состояния (лед) в газообразное (водяной пар), минуя жидкое состояние.

* Инфильтрация: проникновение воды в почву.

* Сток: движение воды по поверхности земли.

Взаимодействие всех этих процессов обеспечивает постоянное движение воды в природе, что делает ее важным элементом для поддержания жизни на Земле.

1.3 Проанализировать различные типы осадков и их связь с факторами формирования дождя

Осадки - это любое количество воды, которое падает из атмосферы на землю. Существует множество типов осадков, каждый из которых формируется под воздействием различных факторов.

Основные типы осадков:

1. Дождь: Самый распространенный тип осадков. Формируется, когда водяной пар в атмосфере конденсируется в капли, которые становятся достаточно тяжелыми, чтобы упасть на землю.

2. Снег: Формируется, когда водяной пар в атмосфере конденсируется в ледяные кристаллы, которые затем слипаются в снежинки.

3. Град: Формируется, когда капли воды замерзают в грозовых облаках, а затем, при столкновении с другими каплями, увеличиваются в размерах.

4. Морось: Мелкие капли воды, которые падают на землю очень медленно.

5. Туман: Конденсация водяного пара в воздухе, образующая видимые капли воды, которые висят в воздухе.

6. Роса: Конденсация водяного пара на поверхности земли, когда температура поверхности падает ниже точки росы.

7. Иней: Замерзание водяного пара на поверхности земли, когда температура поверхности падает ниже точки замерзания.

Факторы, влияющие на формирование дождя:

1. Влажность: Количество водяного пара в воздухе. Чем выше влажность, тем больше вероятность образования дождя.

2. Температура: Теплый воздух может удерживать больше влаги, чем холодный. Когда теплый влажный воздух поднимается, он охлаждается, и водяной пар конденсируется, образуя облака и дождь.

3. Давление: Низкое атмосферное давление способствует подъему воздуха и образованию облаков.

4. Рельеф: Горы могут заставлять воздух подниматься, что приводит к охлаждению и образованию осадков.

5. Фронты: Границы между воздушными массами с различными температурами и влажностью. Холодные фронты могут вызывать сильные ливни, а теплые фронты - более продолжительные, но менее интенсивные осадки.

Связь между типами осадков и факторами их формирования:

* Дождь: Формируется, когда влажный воздух охлаждается, и водяной пар конденсируется в капли. Это может произойти из-за подъема воздуха, вызванного конвекцией, фронтами или рельефом.

* Снег: Формируется, когда водяной пар конденсируется в ледяные кристаллы в холодном воздухе.

* Град: Формируется в грозовых облаках, где сильные восходящие потоки воздуха поднимают капли воды, которые замерзают, образуя град.

* Морось: Формируется, когда влажный воздух медленно охлаждается, и водяной пар конденсируется в мелкие капли.

* Туман: Формируется, когда воздух охлаждается до точки росы, и водяной пар конденсируется в капли, которые висят в воздухе.

* Роса: Формируется, когда поверхность земли охлаждается до точки росы, и водяной пар конденсируется на поверхности.

* Иней: Формируется, когда поверхность земли охлаждается до точки замерзания, и водяной пар замерзает на поверхности.

Глава 2 Практическая часть

2.1 Разработка наглядности для урока окружающего мира «Макет процесс образования дождя»

В своей работе итоговым продуктом будет являться макет: «Процесс образования дождя». Данный макет можно назвать интерактивным, так как с помощью него можно показывать этап образования дождя. Ребенок может выйти к доске и с помощью наглядности, ему будет проще рассказать про образования дождя.

Материалы и приборы для создания итогового продукта:

  1. Коробка из-под торта.

  2. Лист А4.

  3. Фломастеры.

  4. Клей-карандаш.

  5. Вата.

  6. Ножницы.

  7. Гуашь.

  8. Карандаш.



Данный макет действительно является актуальным, ведь на сегодняшний день образовательные макеты помогают учащимся воспринимать лучше информацию.





Заключение.

В ходе данной исследовательской работы я выяснила, что погодное явление является очень важным аспектом не только для ребёнка, но и для каждого человека. Погодное явление оказывает значительное влияние на повседневную жизнь человека.

Кроме того, макет позволяет не только систематизировать знания о погодном явлении, но и превратить процесс познания окружающего мира в увлекательное занятие.

Таким образом, можно сделать вывод, что учебный макет действительно пригодится в профессиональной деятельности каждого учителя начальных классов при проведении уроков окружающего мира.



































Список литературы.



  • Moya-planeta.ru

  • https://nsportal.ru/detskiy

  • kopilkaurokov.ru