Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла №23
Тема: «Компьютерная зависимость»
Автор проекта Божко Александр 9 "К" класса
Руководитель: Дмитриева Татьяна Владимировна
Комсомольск-на-Амуре 2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………
Часть I. Информация о компьютерной зависимости и появление компьютерных игр……………...
1.1 появление компьютерных игр...................................................
1.2. Понятие компьютерной зависимости …………………………
1.3. Причины возникновения компьютерной зависимости……….
1.4. Развитие заболевания……………………………………………
1.5. Симптомы психологической зависимости от компьютера…..
1.6. Группа риска……………………………………………………..
1.7. Профилактика компьютерной зависимости……………………
Часть II. Изучение влияния компьютера на
учащихся 8-11-х классов……………………………………………...
Заключение……………………………………………………………..
Источники информации……………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………….
Введение
Научно-технический прогресс, набравший к концу ХХ в. головокружительную скорость, послужил причиной появления такого чуда современности как компьютер и компьютерные технологии. Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности, на порядок повысило мощь и эффективность военной техники, внесло множество прогрессивных изменений в работу средств массовой информации, систем связи, качественно изменило принцип работы банков и административных учреждений.
Тема «Компьютерная зависимость» актуальная. С развитием компьютерных технологий и расширением игрового программного обеспечения растет число людей, увлекающихся компьютерными играми. Об этом можно судить по нескольким факторам: увеличение игровых компьютерных журналов и газет, рост количества игровых веб-серверов в сети Интернет, 96% учащихся в основной и старшей школе имеют персональные компьютеры и практически все из них работают в Интернете.
Компьютерная зависимость – это новая болезнь, которая поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста и молодых взрослых. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Очень много сообщений в прессе о том, что тут и там агрессивное поведение подростка привело к трагическим последствиям. Наверное, многие помнят, как американский подросток расстрелял своих сверстников и учителей из автомата, другой пример, гибель китайской девушки, которая перед трагедией сообщила своим товарищам по игре, что очень устала.
Проблема: Повышенная увлеченность подростков компьютером в ущерб здоровью, учебе, общению с друзьями и членами семьи.
Гипотеза: если подросток проводит много времени за компьютером, играя в компьютерные игры, больше времени уделяет виртуальному общению, чем общению в живую, то у подростка проявляется компьютерная зависимость.
Объект исследования: подросток.
Предмет исследования: компьютерная зависимость.
Цель:
Изучить сведения о компьютерной зависимости, причин возникновения и симптомов компьютерной зависимости, исследовать влияния компьютера на подростка.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) Ознакомиться с литературой по данной теме;
2) Получить целостное представление о компьютерной зависимости;
3) Составить вопросы анкеты для определения компьютерной зависимости;
4) Провести анкетирование среди учащихся на выявление компьютерной зависимости.
При работе над данной темой были применены следующие методы исследования:
1) Анализ литературных данных о компьютерной зависимости;
2) Разработка анкеты о компьютерной зависимости;
3) Проведение анкетирования среди учащихся школы;
4) Систематизация сведений, полученных на основе анкетирования.
Часть I Информация о компьютерной зависимости и появление компьютерных игр
1.1 Появление компьютерных игр
На теоретическом уровне история развития компьютерных игр началась в далеком 1951 году, когда инженер Ральф Баэр впервые предложил идею интерактивного телевидения. В следующем, 1952 году, А.Дуглас создает "ЭХО" - компьютерный вариант крестиков-ноликов. История компьютерных игр развивалась достаточно медленно. Итак, время - 1961 год. Место - Массачусетский Технологический университет. Событие - на одном из мэнфреймов впервые появилась на свет компьютерная игра Space War. Игровая составляющая была весьма проста: два маленьких кораблика перемещались по экрану и обстреливали друг друга. Примерно в это же время произошел рывок в области графики - текстовые терминалы стали постепенно заменяться векторными графическими дисплеями. Соответственно, электронный луч отрисовывал на экране заданные программой контуры объектов.
Проходили годы. Компьютеры постепенно начинали уменьшаться в размерах, в цене, и принимать визуально привычный нам вид, а развитие компьютерного игростроя все больше ускоряться. 1971 - программист Нолан Башнер написал и выложил на прилавки Computer Space, бравшую за аналог нашу старую знакомую Space War, в это же время начинают выпускаться игральные автоматы. В следующем году Нолан создает брэнд Atari и взрывает рынок аркадой Pong, представлявшей собой компьютерный вариант пинг-понга. Фактически положено начало новой отрасли развлечений. В 1973 компания Xerox создает прототип локальной сети (LAN). В 1974 году на свет появляется процессор Intel-8080, ставший основой первого персонального компьютера Altair 8800, выпущенного в следующем, 1975 году. Данный PC представлял собой комок узлов и проводов, которые должен быть самостоятельно собирать и запаивать бедный пользователь. Объем ОЗУ - 256 байт. Не было клавиатуры и дисплея. Тем не менее, отрасль производства компьютерных игр постепенно начинает становиться Индустрией.
Начинания с 90-х бум компьютерных игр стал только набирать обороты, а индустрия расти и расти. В 1993 году 10 декабря компанией Id Software, был выпущен великий Doom - игра, которая заложила основы жанра шутер. В 1994 году появилась первая игра с мультиплеером - Rise of the Triad. А на следующий год появляется The Terminator: Future Shock, первый шутер с элементами трехмерности мира и врагов, а так же свободным обзором при помощи мышки. В 1996 году на свет появилась Voodoo I – первая видео карта с поддержкой полноценного 3D. Это позволило выпустить Duke Nukem 3D и Quake – первые полностью трехмерные игры.
В первом десятилетии 21-го века игровая индустрия идет вперед семимильными шагами. Ежегодно выпускаются тысячи игр, расходящиеся по всему миру миллионами копий, а оборот составляет десятки миллиардов долларов. Наиболее успешные игровые проекты собирают сотни миллионов долларов от продаж.
1.2. Понятие компьютерной зависимости
Может ли компьютер вызвать психологическую зависимость, т.е. стремление много времени проводить за компьютером? Безусловно, да. Однако психологи и психиатры до сих пор спорят, каких людей считать зависимыми, а каких - нет. Если брать за критерий время, проведенное за компьютером, - тогда всех программистов, за редким исключением, придется признать зависимыми. Но это не совсем так. В отличие от действительно зависимых людей у программистов нет патологического стремления постоянно работать на компьютере. Просто по долгу службы им приходится это делать. Поэтому психологи пришли к выводу, что зависимый от компьютера человек - прежде всего тот, кто проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.
Отдельно различают психологическую зависимость от Интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция). Каждая из них имеет свои причины и последствия и распространяется на различные возрастные группы. Играми, как правило, увлекаются молодые люди в возрасте от 10 до 18 лет. Сетеголики - нередко представители старшего поколения. К примеру, недавно проведенные в США исследования выявили, что больше времени в Интернете проводят пенсионеры и домохозяйки, нежели школьники или студенты.
Под игровой компьютерной аддикцией понимают психологическую зависимость человека от компьютерных игр. Игровым компьютерным аддиктом называют человека, страдающего игровой компьютерной аддикцией.
Под длительным и регулярным нахождением в виртуальной реальности понимают такое поведение человека, когда игровая деятельность занимает более 60 часов в месяц и носит регулярный, систематический характер (перерыв без объективных причин не более 3-х дней).
Под виртуальным миром конкретной игры понимают виртуальную реальность, создаваемую этой игрой, в совокупности с ее отражением в психике играющего и отношением играющего к виртуальной реальности.
Виртуальная реальность - это некий иллюзорный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек.
1.3 Причины возникновения компьютерной зависимости
Основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей психологи считают недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми.
Чаще всего предрасположены к компьютерной зависимости дети, чьи родители работают за границей или часто уезжают в командировку, а также дети преуспевающих бизнесменов. На первых порах компьютер компенсирует общение с родителями, а потом родители становятся неважны.
Кроме того, зависимости подвержены те, у кого заниженная или завышенная самооценка. И если первые находят в компьютере понимающего собеседника и друга, а также возможность преуспеть в компьютерной жизни, то для вторых важно достижение результата при минимуме усилий.
Выделяют еще несколько причин компьютерной зависимости:
1)Отсутствие навыков самоконтроля;
2) Незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером;
3) Стремление заменить компьютером общение с близкими людьми;
4) Стремление подростка уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир;
5) Ребёнку дома не комфортно, так как у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином;
6) Замкнутость ребёнка, его неприятие сверстниками;
7) Подражание, уход из реальности вслед за друзьями.
1.4 Развитие заболевания
Завзятого компьютерщика можно отличить сразу. Он обращен внутрь себя, не замечает или игнорирует внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни. Даже красоты природы – и те воспринимаются с меньшим восторгом, поскольку возможности компьютерной графики безграничны, и на экране монитора появляются дивные, фантастически прекрасные пейзажи, которые не существуют в действительности. Тяга к компьютерным играм – с их путешествиями в невероятные миры приводит ко все большему погружению в виртуальность.
Первая стадия увлечения на фоне освоения. После того, как подросток один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер.
Вторая стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе подростка на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности — игра в компьютерные игры.
Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если подросток не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности тормозится какими-либо обстоятельствами, возможны достаточно активные действия по устранению этих обстоятельств.
Третья стадия зависимости. Эта стадия характеризуется изменением самооценки и самосознания. Игра полностью вытесняет реальный мир. Подростки не отрываются от внешнего окружения, не уходят «в себя»; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений.
Четвертая стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий — она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.
1.5 Симптомы психологической зависимости от компьютера
Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:
1) Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
2) Нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;
3) Раздражение при вынужденном отвлечении;
4) Неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
5) Расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в том числе игр);
6) Забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
7) Пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
8) Человек предпочитает, есть перед монитором;
9) Обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.
1.6 Группа риска
Психологи выявляют компьютерную зависимость и у шестилетних детей, однако наиболее нежелательной она является для подростков 12-15 лет. Причем на одну зависимую девочку приходится девять-десять мальчиков. Связано это с тем, что компьютерные игры в основном рассчитаны на мальчиков, да и кризис подросткового возраста они переживают тяжелее.
Подростковый возраст — это период формирования ценностей, расширения социальных контактов, говорят психологи. А зависимый ребенок ограничивает свой круг общения компьютером. В результате — отсутствие жизненного опыта, инфантилизм в решении жизненных вопросов, трудности в социальной адаптации. И это при том, что умственный коэффициент у таких детей, как правило, очень высок.
Зависимого ребенка могут начать раздражать другие люди, отмечают специалисты. Часто они проявляют агрессию по отношению к родителям, которые пытаются ограничить их общение с компьютером. Известен случай, когда самым сильным желанием зависимого подростка было, чтобы не стало его родителей.
Компьютер становится бегством от реальности с ее проблемами, утверждают психологи. И невозможность исправить «ошибки» в жизни с такой же легкостью, как в игре, вызывает в зависимом ребенке различные легкие психические отклонения эмоционального плана — от агрессии до депрессии, от полного противопоставления себя миру до ухода в себя.
К сожалению, отмечают психологи, общественность не уделяет этой проблеме должного внимания. Поэтому, и называет компьютерную зависимость бомбой замедленного действия.
Установлено, что каждый пятый-шестой зависимый от компьютера ребенок перерастает эту проблему самостоятельно и без последствий.
1.7 Профилактика компьютерной зависимости
А теперь несколько советов для профилактики компьютерной зависимости.
1) Чётко выделите количество времени для провождения у монитора.
2) В перерывах между играми выполняйте несложные упражнения—прогнитесь, потянитесь, походите по комнате или попрыгайте.
3) «Стрелялки» и «бродилки» старайтесь заменять играми, которые развивают логическое мышление.
4) Соблюдайте режим дня, прогуляйтесь на улице, пообщайтесь с друзьями.
5) Если долго сидите у компьютера, время от времени проверяйте своё зрение, делайте упражнения для глаз. ( приложение 1)
Если вам неуютно от того, что рядом нет компьютера, вы редко фантазируете, а перед глазами герои компьютерных игр—не стесняйтесь и поговорите об этом с родителями, может быть, необходима помощь психолога.
Вот, например, в своей статье «Как ребенку избежать компьютерной зависимости?» Андрей Норкин отмечет, что грань между увлечением и зависимостью достаточно тонка. Критерий разграничения – самоконтроль. Если ребенок, уделив компьютерным забавам определенное заранее время, выключает машину и принимается за другие дела – можно не волноваться. Сын (или дочь) воспринимает компьютер тем, что он и представляет собой на самом деле, инструментом для досуга и работы.
Что делать нельзя: наказывать, отключать Интернет, лишать других удовольствий. Все эти действия не только бесполезны, но и вредны, так как подталкивают подростка к бегству из дома.
Что надо делать: поддерживать подростка в преодолении возникающих жизненных трудностей, обучать новым способам преодоления со сверстниками, управлять своим временем.
К кому обращаться: обязательная консультация врача-психотерапевта (выявление возможных депрессивных расстройств) – совместная психокоррекционная работа врача-психотерапевта и клинического психолога.
Часть II Изучение влияния компьютера на учащихся 8-11-х классов нашей школы.
С увеличением числа увлекающихся играми людей растет число людей, зависимых от компьютера. Влиянию новых технологий в большей степени подвергаются дети. По социологическим данным в нашей стране установлено, что 80% учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ увлекаются компьютерными играми, причем многие увлекаются достаточно серьезно: дети в возрасте 13-16 лет имеют «игровой опыт» 4-6 лет.
Для определения компьютерной зависимости учащихся в нашей школе было проведено анкетирование, в котором приняли участие ребята 8-11 классов.
В анкете были следующими вопросы:
1. Вы испытываете хорошее настроение, когда работаете за компьютером?
2. У вас бывает чувство опустошённости, плохое настроение или раздражительность, когда вы не за компьютером?
3. Вы проводите 3 и более часов за компьютером в день?
4. Чувствуете ли вы утомляемость после работе за компьютером?
5. Вы пропускали приём пищи (завтрак, обед или ужин), работая за компьютером?
6. Вам легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу?
7. Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы слишком много времени проводите за компьютером?
8. Влияет ли отрицательно на успеваемость увлечение компьютером?
9. Были ли неудачные попытки ограничить время работы за компьютером?
10. Увлекаетесь ли вы компьютерными играми?
11. С какого возраста вы увлекаетесь компьютерными играми?
Анкетирование было проведено среди учащихся 8-11-х классов нашей школы, обследовано 44 человека. В результате исследования были получены следующие результаты:
№ вопроса | Да | Нет |
1 | 38 ч | 6ч |
2 | 18 ч | 26 ч |
3 | 21 ч | 23 ч |
4 | 15ч | 29ч |
5 | 16 ч | 28 ч |
6 | 10 ч | 34 ч |
7 | 29 ч | 15 ч |
8 | 5 ч | 39 ч |
9 | 6 ч | 38 ч |
10 | 20 ч | 24 ч |
Анализируя результаты исследования компьютерной зависимости учащихся нашей школы, я сделал следующие выводы:
-
В среднем 75 % учащихся испытывают хорошее настроение, работая за компьютером.
-
Меньше половина опрошенных учащихся проводит более 3-х часов за компьютером.
-
В среднем 77% ребятам легче и удобнее общаться с людьми в живую.
-
89% учащихся считают, что компьютер не мешает им заниматься учебной деятельностью.
-
Большая часть ребят с нашей школы начали увлекаться компьютером в 8-10 лет.
-
Если общий процент ребят в этом возрасте, увлеченных компьютером составляет 80% , то в нашей школе он равен 45%.
Все эти данные говорят о том, что в нашей школе, на данный момент времени зависимость школьников от компьютера отсутствует. На мой взгляд, это объясняется тем, что больше времени уделяют подготовке к урокам, занятиям в кружках, спортивных секциях. ( приложение 2)
Рекомендации по профилактики компьютерной зависимости
1. Увлечение компьютером, повышает агрессивность. Найдите для себя конструктивную альтернативу: найдите для себя хобби, чаще встречайтесь с друзьями, верно расставляйте приоритеты!
2. Если у Вас есть признаки компьютерной зависимости - первым делом засеките, сколько времени вы каждый день проводите за компьютером, потом проанализируйте, сколько из них вы потратили на действительно необходимые. Это время и есть ваш дневной минимум за компьютером. Допустим, это два часа в день. Каждый день, включая компьютер, засекайте на часах ровно два часа времени и старайтесь уложиться в них. Это заставит вас распределить время максимально продуктивно.
3. Особо забывчивым помогают разноцветные стикеры на экране компьютера, с надписями: «Хватит сидеть за компьютером!». Тут проявите фантазию, главное, чтобы надпись была яркой.
4. Хорошо помогают домашние животные, особенно кошки и собаки, ведь за ними надо постоянно ухаживать.
Заключение
Компьютерная зависимость может иметь отрицательные последствия, как для физического, так и для психического здоровья.
Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Более того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой. Еще одна болезнь современных пользователей - туннельный синдром. Это нарушение, проявляющееся болью в запястье и возникающее от неудобных условий работы с клавиатурой и мышью. В свою очередь психологическая зависимость менее заметна для человека. Он даже может не замечать, как много времени тратит на компьютер, как отдаляется от друзей, забывает поесть.
По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Компьютер (прежде всего игры и Интернет) дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции. В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию. Усугубляя свое положение, человек начинает все больше времени тратить за компьютером, общаясь в чатах или играя в игры. В редких случаях человек может смешать реальность и виртуальность. Он может начать действовать и думать по-новому, стать агрессивным, склонным к насилию.
Изучив литературу о компьютерной зависимости, проанализировав анкетные данные учащихся нашей школы был сделан следующий вывод: если подросток не проводит много времени за компьютером, а больше времени уделяет общению в живую, то у подростка не проявляется компьютерная зависимость. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Источники информации
Е.А. Николаева, В.Г. Каменская /Аддиктология. Теоретические и экспериментальные исследования формирования аддикции./ Изд. Форум , 2011г
-
А.Г. Шмелев /Мир поправимых ошибок // Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры./ 1988. № 3. С. 16-84.
-
М. В. Сурин/ Влияние компьютера на здоровье человека/ Сыктывкар, 2005.
-
Электронные ресурсы:
-
сведения о развитии компьютерная зависимость - www.newizv.ru, www.biofizteh.ru.
-
советы о том, как победить компьютерную зависимость. - www.myarh.ru
-
информация о симптомах психологической зависимости от компьютера -www.myarh.ru
-
стадиях развития компьютерной зависимости - www.erudition.ru
-
информация о чрезмерной увлечённости интернетом - www.portalus.ru
-
информацию о формировании зависимости от компьютера.-www HYPERLINK "http://www.narod.ru/" HYPERLINK "http://www.narod.ru/" HYPERLINK "http://www.narod.ru/" HYPERLINK "http://www.narod.ru/" HYPERLINK "http://www.narod.ru/" HYPERLINK "http://www.narod.ru/" HYPERLINK "http://www.narod.ru/" HYPERLINK "http://www.narod.ru/". HYPERLINK "http://www.narod.ru/"HYPERLINK "http://www.narod.ru/" HYPERLINK "http://www.narod.ru/" HYPERLINK "http://www.narod.ru/" HYPERLINK "http://www.narod.ru/" HYPERLINK "http://www.narod.ru/" HYPERLINK "http://www.narod.ru/" HYPERLINK "http://www.narod.ru/"narod.ru.
7. статья Андрея Норкина «Как ребенку избежать компьютерной зависимости?»- http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-43004/
Приложение 1.
Упражнения для снятия нагрузки при работе с компьютером
1) Упражнение для глаз. Если долго сидите у монитора, время от времени проверяйте свое зрение. Для профилактики неплохо бы делать упражнения для глаз - посмотрите на кончик носа, потом на палец выставленной вперед руки. Попробуйте минуты 2-3 поморгать - крепко зажмуривая, а потом раскрывая глаза. Потрите закрытые глаза ладошками.
2) Упражнение для расслабления шеи. Сядьте или встаньте прямо. Голову держите прямо. Сделайте выдох и поверните голову направо; сделайте вдох и снова верните голову в исходное положение; сделайте выдох и поверните голову налево. Во время выдоха еще раз поверните голову направо. Сделайте вдох и опять верните голову в исходное положение. Сделайте выдох и поверните голову налево. Во время выдоха наклоните голову к правому плечу; сделайте вдох и держите голову прямо; сделайте выдох и наклоните голову к левому плечу. Сделайте выдох - голова наклоняется вправо, сделайте вдох - выпрямляется, сделайте выдох - голова наклоняется влево. Затем медленно начинайте вращения головой. Не отклоняйте голову слишком сильно назад. Потом выполните вращательные движения головой в другом направлении.
3) Гимнастическое упражнение для расслабления плеч. Приподнимите плечи, насколько это возможно, и напрягите всю область шеи и плен. Расслабьтесь и опустите плечи. Повторите упражнение 3 раза. Несколько раз сделайте вращательные движения плечами назад, а потом вперед. Теперь выполните попеременные вращения плечами, как при плавании кролем, руки должны быть совершенно расслаблены. Затем энергично встряхнитесь.
4) Упражнения для рук (в том числе для профилактики туннельного синдрома). Встряхните руки. Сжимайте пальцы в кулаки (~10 раз). Вращайте кулаки вокруг своей оси. Надавливая одной рукой на пальцы другой руки со стороны ладони, как бы выворачивая ладонь и запястье наружу.
5) Разминка для голеностопного сустава. Сядьте и примите расслабленное положение. Одну стопу отставьте на полу, другую сгибайте в голеностопном суставе вверх и вниз, вправо и влево. Пару раз выполните круговые вращения стопой во всех направлениях. Затем пошевелите пальцами ног и расслабьте их. Повторите то же самое с другой стопой, затем обеими стопами одновременно.
Приложение 2.
1. Вы испытываете хорошее настроение, когда работаете за компьютером?
2. У вас бывает чувство опустошённости, плохое настроение или раздражительность, когда вы не за компьютером?
3. Вы проводите 3 и более часов за компьютером в день?
4. Чувствуете ли вы утомляемость после работы за компьютером?
5. Вы пропускали приём пищи (завтрак, обед или ужин), работая за компьютером?
6. Вам легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу?
7. Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы слишком много времени проводите за компьютером?
8. Влияет ли отрицательно на успеваемость увлечение компьютером?
9. Были ли неудачные попытки ограничить время работы за компьютером?
10. Увлекаетесь ли вы компьютерными играми?
11. С какого возраста вы увлекаетесь компьютерными играми?