Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ярский детский сад №1 «Солнышко»
Проект на тему «Кто такие дождевые черви»
выполнили: Ельцова Е.Г.
Лихачева Е.С.
2022 год
Проект «Дождевые черви»
Цель проекта: создание условий для формирования представлений детей о дождевом черве и приносимой им пользе;
Задачи:
-
Формирование у детей представлений «Кто такой дождевой червь» «Образ жизни дождевых червей»;
-
расширить знания детей о значении и роли дождевых червей в природе и жизни человека;
-
способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, навыков экспериментирования;
-
воспитывать бережное отношение к объектам живой природы;
Повышать степень участия родителей в формировании экологической культуры детей.
Продукт проектной деятельности:Панно «Червячные уроки», Альбом «Червячные истории» для родителей
Тип проекта: проект средней продолжительности (18.07 – 23.07 неделя), коллективный, познавательно – исследовательский, внутри образовательной организации.
Целевая аудитория: воспитанники 2-й младшей, средней группы, родители, педагоги.
Организация проекта: создание условий для активной самостоятельной, познавательной ,продуктивной и исследовательской деятельности, вовлечение родителей в проектную деятельность.
Материалы и оборудование:
Энциклопедия «Подземный мир», Презентация «Кто такие дождевые черви», живые дождевые черви, оборудование для экспериментальной деятельности (лупы, стекло, земля, песок, бумага, фонарик, вода), пальчиковые игры.
Презентация проекта, анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.
Актуальность. Каждый раз, когда мы выходим с детьми на прогулку после дождя, то замечаем, что на дорожках и на земле появилось много червей. Кто-то из ребят начинает их собирать в ладошку, кто-то с визгомизбегает встречи с ними, кто-то брезгливо морщится, разглядывая червяков. Ребята всегда задают вопросы:
1. почему так много червяков
появилось после дождя?
2. Зачем они вообще
нужны?
3. Они полезные, или вредные?
Мы решиливместе разобраться с этими и другими вопросами,
возникающими у детей в ходе наблюдений за дождевыми червями .
Проблема: поверхностные знания детей о дождевых червях и их значении для природы и человека..
Предполагаемый результат:
Реализация проекта позволит сформировать у детей более точные представления о дождевых червях. Данный проект позволит развить исследовательскую активность детей и родителей, воспитать бережное отношение к живым существам, желание быть защитниками природы..
Структура проекта
Этап 1. Подготовительный
Содержание деятельности |
- Опрос детей - «Модель трёх вопросов» (Что знаем о червях? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?) Задача: выявить знания детей по теме проекта. - Знакомство родителей с предстоящей темой проекта Задача: создать условия для взаимодействия с родителями в ходе реализации проекта, привлечь к подбору информации, проведению экспериментальной деятельности в домашних условиях. |
Этап 2. Основной:
Речевое развитие | Обмен впечатлениями и опытом Беседы «Как живёт червяк», «Удивительный мир подземных пахарей». «Почему червяк называется дождевым?» «Какая же польза от дождевого червя?» |
Соц-коммуник развитие | Рассказ воспитателя о червяке Презентация «дождевой червь». Беседа по презентации Составление ответа на письмо дождевому червяку Просмотр мультипликационного фильма о червячке Проблемный вопрос «Почему черви выползают в дождь?» Просмотр мультфильмов «Путешествие дождевого червяка». Презентация «Польза от червей» («отражение» знаний на панно ) Составление альбома «Дождевые черви» |
Худ- эстетическое развитие | Рисование рисунков «дождевые червячки», Лепка «Веселые червячки» Рисование мелками на асфальте «Веселые червячки». Совместное изготовление панно про дождевого червяка. Чтение сказок и рассказов «Сказка про червяков» Т.Н.Мизина Рассказ «Большое чудо» Н.Павлова Рассказ«Куча - домик» В. Глухих «Дождевой червяк» Японская сказка «Почему плакал дождевой червяк». Стих-я «Мне попался дождевой червячок под ноги…» Ю.Богодист «Немного о дождевых червяках» А.Кропотин |
Физическое развитие | п/и «Мы червячки», п/и «Темно-светло», п/и «Кто быстрее доползет до цели», Игра-импровизация «Танец червячка», |
Познавательное развитие | Наблюдение на прогулке за дождевыми червями. Эксперименты: № 1 Наблюдение за движением дождевого червя. № 2 Рассматривание дождевого червя через лупу. № 3Слышит ли дождевой червяк? № 4 Строение дождевого червя. Есть ли у дождевого червя глаза, голова? № 5 Где у дождевого червя животик и спинка? № 6 Дневной свет и жизнедеятельность червей. №7 « Выяснение роли дождевых червей в перемешивании почвы. Рассматривание на прогулке копролитов червей или их ходы. |
Работа с родителями:
1.Экспериментирование «Места обитания червей и условия их жизни в природе».
2. Оформление родительского стенда « Интересные факты о дождевых червях».
Эксперимент № 1 Наблюдение за движением дождевого червя.
Найдя червей, мы поместил их в стеклянную банку. Через некоторое время черви от нас «сбежали».
Пришлось выходить на охоту, собирать червей.. Черви обитали под большими камнями и пеньками, где было сыро. Опираясь на данные эксперимента, можно сделать вывод: черви склонны к миграции и, если не ограничить их свободу, уползут.
Эксперимент № 2 Рассматривание дождевого червя через лупу.
Мы положили червя на стол, наблюдали, как они двигались. Мы взяли червя в руки, и обнаружили, что кожа его влажная, покрыта слизью. Эта слизь облегчает движение червя в почве. Кроме того, только через влажную кожу происходит проникновение кислорода, необходимого для дыхания.
Если рассмотреть дождевого червя через лупу, можно увидеть, как он двигается. Тело дождевого червя состоит колец (сегментов) и покрыто слизью, что помогает ему легко передвигаться под землей. Под кожей располагаются сросшиеся с ней мышцы. Кольцевые мышцы делают тело червя тонким и длинным, а продольные укорая «Поясок»- такое специальное утолщение, которое является частью системы размножения. Вот медленно вытягивается вперёд головной конец. К нему подтягивается середина, а задний конец пока неподвижен. Он служит упором, расслабляется, а затем подтягивается. Так червь продвигается вперёд. Попеременно то, сжимаясь, то удлиняясь, расширяясь и укорачиваясь за счёт мышц, движется в головном направлении. Такие движения червь делал очень быстро.
В результате наблюдения можно сделать вывод, что обтекаемая и цилиндрическая форма дождевых червей и гибкость тела позволяют им легко и быстро передвигаться под толщей земли.
Эксперимент № 3 Движение червя на мокрой поверхности, гладкой поверхности. Если положить дождевого червя на мокрую поверхность или га стекло, он не может двигаться вперед, почему? Потому что щетинки на теле червя служат для него опорой, а на мокрой, гладкой поверхности щетинки скользят, и червь не может передвигаться, примерно как мы с вами на льду.
Эксперимент № 4 Слышит ли дождевой червяк. Слышит ли дождевой червяк? Как проверить? Положить червя на поверхность, и похлопать, например, в ладоши, реакции червя не будет, а если постучать по поверхности, по которой он ползет, то червь отреагирует. Это значит, что червь не слышит, а только чувствует вибрации и колебания, а слуха у него нет.
Эксперимент № 5 Строение дождевого червя. Есть ли у дождевого червя глаза, голова? Чтобы это узнать, достаточно за ним понаблюдать – какой стороной червь поползет вперед, там и голова. Глаз у дождевого червя нет, потому что он проводит большую часть своей жизни под землей, а там нет света и солнца, поэтому глаза ему не нужны. Но он может различать свет и темноту, это можно проверить следующим образом: положить дождевого червя на поддон, который на половину в тени, а другая половина поддона на ярком солнце. Червь стремится ползти туда, где темнее.
Эксперимент № 6 Где у дождевого червя животик и спинка? Где у дождевого червя животик и спинка? Чтобы увидеть животик,
Наблюдение за образом жизни дождевых червей. В течение нужно перевернуть червяка на «спинку». И мы увидим, что нижняя часть более светлая, чем верхняя «спинка». Но червь тут же перевернется обратно, а это значит, что ему не все равно, какой стороной лежать кверху.
Эксперимент № 7 Дневной свет и жизнедеятельность червей. Во время опыта контейнер с дождевыми червями находилась в плотной картонной коробке, не пропускающей свет. И контейнер доставали только для поливки и кормления червей. При этом иногда можно было наблюдать появление червей у стенок контейнера или на поверхности земли. При попадании на дождевых червей дневного света, они сразу же пытались спрятаться, зарываясь в землю. В результате можно сделать вывод, что дождевые черви появляются на поверхности земли и питаются в ночное время суток.
Эксперимент № 8 Выяснение роли дождевых червей в перемешивании почвы. Мы взяли прозрачный контейнер, наполнили его слоями: 1 слой – земля, 2 слой – песок, 3слой - земля. Просматривалась чёткая граница между слоями. Затем поместила туда червей. Землю периодически сбрызгивали водой. Через 2 недели исчезла граница «песок – земля». Получилась однородная масса. Опираясь на данные эксперимента, можно сделать вывод, что пронизывая почву ходами, дождевые черви рыхлят её, способствуют аэрации и увлажнению на глубине, перемешивают почвенные слои и таким образом повышают плодородие почвы. Наш эксперимент проходил в зимнее время, поэтому мы кормили червей отходами чая, жухлой листвой.
Пищей для земляных червей служат насекомые, гниющие останки животных, навоз, разложившие растительные останки трав и органические вещества. Обнаружив пищу, они начинают рыть землю, удерживая в своем рту найденную пищу. Червям очень нравится совмещать пищу с почвой. Гипотеза подтвердилась. Дождевые черви повышают плодородие почвы, потому что, рыхля ее, перемешивают почву с растительными остатками и насыщают почву кислородом.