МБДОУ ПГО «Детский сад №51»
Проект по теме
«Народная игрушка - Матрёшка»
(краткосрочный)
Выполнила: воспитатель,
Кочнева Оксана Вячеславовна
Паспорт проекта
Вид проекта: творческо-информационный, практико-ориентированный, коллективный.
Продолжительность проекта: краткосрочный (одна неделя).
Образовательные области: затрагивает все образовательные области.
Актуальность проблемы и темы исследования:
"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".
Е. Флерина.
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей дошкольного возраста в настоящее время является актуальной. Игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития ребенка. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. С помощью матрешки можно изучать простейшие математические понятия – понятия «больше», «меньше», понятие «величина», построение сериационного ряда по величине; порядковый и количественный счет. Перед нами стояла цель - познакомить детей с самой популярной русской народной деревянной игрушкой – матрешкой. «Игрушка – матрёшка-небалушка» - так говорит народная мудрость о значении игрушек матрёшек для маленького ребенка. Дарить матрёшки - было распространенным обычаем (подарок приносил ребенку здоровье и благополучие).
Рассмотрим некоторые вопросы:
- Как оценить игровой и развивающий потенциал игрушки Матрёшки?
- Чем должна быть игрушка Матрёшка для ребенка?
- Как выбрать то, что нужно ребенку?
- Игрушка Матрёшка - полезная и вредная.
Возникает проблема ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры. В деятельности ребенка до 3-х лет становится значимой та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка.
Анализ позволил сделать вывод, что набор игрушек, предлагаемый для педагогов и родителей, помогает решать задачи всестороннего развития детей раннего возраста. Показал необходимость включение игрушек в педагогический процесс, но вместе с тем возникло противоречие между потребностью практики в целенаправленном педагогическом влиянии игрушки на развитие речевых, эмоциональных, познавательных и музыкальных способностей ребенка в детском саду и дома.
Это делает сегодня актуальной проблему планирования системы работы с игрушкой в воспитании детей дошкольного возраста.
Предмет проекта: Матрешка.
Вид проекта: творческий, групповой.
Участники: дети младшей группы (3-4 года), педагоги, родители.
Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой.
Задачи:
формировать представления о русской народной игрушке;
вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;
познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;
развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук;
обогащать словарный запас дошкольников.
Предполагаемый результат:
Заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности.
Приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой.
Повышение уровня удовлетворенности родителей процессом развития ребенка в детском саду в рамках личностно – ориентированного подхода.
Продукт деятельности: детские рисунки, поделки из бумаги, танцевальные импровизации; дидактическая игра «Собери матрешку», сборник стихов, загадок и сказок о матрешке; итоговое групповое развлечение совместно с родителями «Чаепитие у матрешки».
План работы на неделю:
1 день
Познавательно – исследовательская деятельность (Ознакомление с окружающим миром)
Тема: «Знакомство с матрешками»
Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой; учить рассматривать матрешку, выделяя особенности внешнего вида (у матрешки есть голова круглой формы, туловище продолговатой, ручки, она наряжена в сарафан, кофточку и фартук, на голове у неё косынка, вся её одежа украшена цветами), учить замечать яркость цветовых образов в народной игрушке, продолжать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывая эмоциональный отклик на произведение искусств, воспитывать умение внимательно слушать воспитателей, развивать мелкую моторику, воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Материал: большая деревянная матрешка, маленькие матрешки на каждого ребенка, строительный материал (кубики, пластины и т.д.).
Чтение песенки – потешки «Как у нашей у матрешки»
Цель: познакомить с художественным произведением помочь понять содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной речи.
Русская народная песенка в обработке Н.Колпановой.
Как у нашей у Матрешеньки,
Сад зеленый, дом хорошенький,
Ванька-встанька у ворот громко песенки поет.
Балалайка звенит, заливается
А матрешенька глядит, улыбается.
Продуктивная деятельность (рисование).
Тема: «Укрась наряд для матрешки»
Цель: развитие мелкой моторики, цветовое восприятия, закрепление понятий об игрушке.
2 день
Коммуникативная деятельность (Развитие речи).
Тема: «Русская матрешка»
Цель: воспитывать интерес к народному быту и изделиям народно – прикладного искусства, фольклору России, продолжать знакомить детей с русской матрешкой.
Дидактическая игра «Собери матрешку».
Цель: привлекать малышей к игровым действиям.
Загадывание загадок о матрешке
Цель: продолжаем закреплять интерес у детей к матрешке.
3 день
Продуктивная деятельность (аппликация).
Тема: «Платочек для матрешки»
Цель: продолжаем знакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой, формируя эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символа русского народного искусства.
Дидактическая игра: «Собери матрешку».
Цель: учить действовать детей со сборно-разборными игрушками трех размеров – большой, поменьше, маленькой; учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве; развивать моторику пальцев, глазомер; учить подбирать предметы в соотношении «большой, поменьше, маленький»; находить промежуточный по величине предмет.
Чтение стихотворения:
Ах, матрешечки-матрешки,
Хороши – не рассказать!
Очень любят с вами дети
В нашей группе поиграть.
Щечки яркие, платочки,
По подолу цветки.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики.
(Н.Горчакова)
В прятки с нами поиграй,
Нас скорее собирай,
Если будешь ошибаться,
Мы не будем закрываться.
(С.Резщикова)
Цель: продолжаем знакомить детей со стихами и загадками о матрешках.
Конструирование (Игра со строительным материалом): «Дорожки для матрешки»
Цель: учить строить дорожку узкую и широкую из кирпичиков и пластин.
4 день
Музыкальная деятельность
Цель: средствами музыки обогащать и расширять представление детей о матрешке; обогащать слуховой опыт детей и создавать запас музыкальных впечатлений; развивать элементарное эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на нее, ее характер и настроение на музыкальный образ, доступный ребенку; приобщать детей к выразительному исполнению не сложных танцев, хороводов, вызывать желание детей с удовольствием участвовать в них и связывать движения с музыкой; побуждать детей активно участвовать в музыкально-ритмической деятельности, посильно выполняя под музыку образные движения, передавая особенности музыкального звучания; побуждать к первоначальным творческим проявлениям в певческой и ритмической деятельности.
Мы – матрешки крошки.
Мы – матрешки (2 р) Вот какие крошки Как у нас (2 р) Чистые ладошки. Мы – матрешки (2 р) Вот какие крошки Как у нас (2 р) Новые сапожки. Мы – матрешки (2 р) Вот какие крошки Поиграем, поиграем На своих гармошках. Мы матрешки (2 р) Вот какие крошки Потанцуем, потанцуем Под свои гармошки. | Держат пальчики у щечки, кивают головами из стороны в сторону. Показывают ноготок Показывают свои ладошки. Держат пальчики у щеки, кивают головами из стороны в сторону. Показывают ноготок Выставляют ножки, ручки на пояс. Держат пальчики у щечки, кивают гововами из стороны в сторону. Показывают ноготок. Изображают, что играют на гармошке, растягивая их. Держат пальчики у щеки, кивают головами из стороны в сторону. Показывают ноготок. Кружатся, подняв одну руку над головой. |
.
Подвижная игра с платочками.
Мы вокруг матрешки Хороводом встали Яркие платочки Мы все в руки взяли. Припев: Ты, матрешка, посмотри, посмотри- Это пляшут малыши. Мы вокруг матрешки Весело гуляли, (2 р) Ножками шагали. Припев. Мы с тобой матрешка Поиграем в прятки. Отгадай, матрешка, Где же все ребятки! А теперь, матрешка Нам пора проститься. Нам пора проститься, Низко поклониться. | Дети машут платочками перед собой, стоя в кругу. Дети кружатся. Дети, подняв платочки, идут друг за другом по кругу. Дети присаживаются на корточки, накрываясь платочками. Дети машут платочками- «прощаются», кланяются. |
Веселые матрешки.
Мы веселые матрешки Ладушки, ладушки. На ногах у нас сапожки. Ладушки, ладушки. | |
Проигрыш – дети выставляют ноги на пяточки. |
Завязали мы платочки. Ладушки, ладушки. Раскраснелись наши щечки. Ладушки, ладушки. | |
Проигрыш – дети кружатся, топая ногами (топатушки). |
В сарафанах наших пестрых. Ладушки, ладушки. Мы похожи, словно сестры. Ладушки, ладушки. | |
Проигрыш – дети приседают (пружинка). |
5 день
Игра «Хитрые матрешки»
Цель: познакомить детей с тем, что у матрешки есть вкладыши.
Чтение стихотворения З.Медведева «Матрешка»
У меня матрешка есть, Новая игрушка. В желтом сарафанчике, Славная толстушка. А её откроешь- В ней сидит вторая, Вся в зеленом, Как весной травка молодая… А вторую отвернешь- Там еще матрешка. Там матрешка - вовсе крошка. То-любимая матрешка. Вся она, как маков цвет: Сарафан на ней надет Алый как цветочек, И под цвет платочек. Пуще всех её храню, Больше всех её люблю, Маленькую крошку – Красную матрешку. | Воспитатель открывает игрушку. Воспитатель снимает следующую верхушку. |
Чтение стихотворения:
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толстая, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой, будет третья во второй!
Половинку отвинти, плотную, притертую.
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь её, да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая.
А внутри пустая, в ней живет шестая.
А в шестой – седьмая, а в седьмой – восьмая.
Эта кукла меньше всех, чуть по больше, чем орех.
Вот поставленные в ряд сестры-куколки стоят.
- Сколь вас? – у них мы просим.
И ответят куклы – восемь!
(С. Маршак)
Играй с одной, двумя матрешками «Матрешка, ты где?»
Цель: формировать умение, затормозить свое действие или же наоборот, начать действие по речевому сигналу.
Дети сидят на стульях, составленных в полукруг. Воспитатель показывает матрешку, просить детей положить детей за спину и ждать. Мерным шагом обходить вокруг стульев позади детей. Матрешку держит в руке и приговаривает:
Хожу, брожу, матрешку в руках держу
Разберу пополам, деткам в ручки дам
Незаметно вкладывает по половинке матрешки в руки детям и шепчет:
-Ты тихонечко сиди, ничего не говори
Да и сам не смотри, только в ручке держи.
Вдруг говорит:
-Матрешка, ты где? Покажись?
Дети, у которых в руке оказалась матрешка (половинка), выходят и соединяют обе половинки и отдают воспитателю. Игра повторяется несколько раз.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Дидактическая игра «Больше – меньше»
Дидактическая задача: упражнять детей в различении, сравнении величины матрешек (больше-меньше, одинаковые), воспитывать внимание.
Вот матрешка-мама, дочка где, не знаю.
Прячется малютка, вот она какая!
Появилась дочка маленького роста
С ней матрешка-мама, загляденье просто!
(С.Резщикова)
Математическая игра «Одна и много»
Цель: формировать умение находить в окружающей обстановке одну и много матрешек.
Материал: рисунки с изображением одной и несколько матрешек, деревянные матрешки.
Математическая игра «Помоги матрешке найти свои игрушки»
Цель: закреплять умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
Материал: рисунки матрешек разного цвета, кружочки, полоски разных цветов.
Игра с двумя, тремя матрешками «Матрешка, ты где?»
Цель: формировать умение, затормозить свое действие или же наоборот, начать действие по речевому сигналу.
Дети сидят на стульях, составленных в полукруг. Воспитатель показывает матрешку, просит детей положить руги за спину и ждать. Мерным шагом обходить вокруг стульев позади детей. Матрешку держит в руке и приговаривает:
Хожу, брожу, матрешку в руках держу
Разберу пополам, деткам в ручки дам
Незаметно вкладывает по половинке матрешке в руки детям и шепчет:
-Ты тихонечко сиди, ничего не говори
Да и сам не смотри, только в ручке держи.
Вдруг говорит:
-Матрешка, ты где? Покажись!
Дети, у которых в руке оказалась матрешка (половинка), выходят и соединяют обе половинки и отдают воспитателю. Игра повторяется несколько раз.