СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по теме «Народная игрушка - Матрёшка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по теме «Народная игрушка - Матрёшка»»

МБДОУ ПГО «Детский сад №51»







Проект по теме


«Народная игрушка - Матрёшка»


(краткосрочный)



















Выполнила: воспитатель,

Кочнева Оксана Вячеславовна




Паспорт проекта


Вид проекта: творческо-информационный, практико-ориентированный, коллективный.


Продолжительность проекта: краткосрочный (одна неделя).


Образовательные области: затрагивает все образовательные области.


Актуальность  проблемы  и  темы  исследования:


"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Е. Флерина.



Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей дошкольного возраста в настоящее время является актуальной. Игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития ребенка. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. С помощью матрешки можно изучать простейшие математические понятия – понятия «больше», «меньше», понятие «величина», построение сериационного ряда по величине; порядковый и количественный счет. Перед нами стояла цель - познакомить детей с самой популярной русской народной деревянной игрушкой – матрешкой. «Игрушка – матрёшка-небалушка» - так говорит народная мудрость о значении игрушек матрёшек для маленького ребенка. Дарить матрёшки - было распространенным обычаем (подарок приносил ребенку здоровье и благополучие).

Рассмотрим некоторые вопросы:

- Как оценить игровой и развивающий потенциал игрушки Матрёшки?      

- Чем должна быть игрушка Матрёшка для ребенка?

-  Как выбрать то, что нужно ребенку?

-  Игрушка Матрёшка - полезная и вредная.

  Возникает проблема ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры. В деятельности ребенка до 3-х лет становится значимой та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка.

      Анализ позволил сделать вывод, что набор игрушек, предлагаемый для педагогов и родителей, помогает решать задачи всестороннего развития детей раннего возраста.  Показал необходимость включение игрушек в педагогический процесс, но вместе с тем возникло противоречие между потребностью практики в целенаправленном педагогическом влиянии игрушки на развитие речевых, эмоциональных, познавательных и музыкальных способностей ребенка в детском саду и дома.

 Это делает сегодня актуальной проблему планирования системы работы с игрушкой в воспитании детей дошкольного возраста.


Предмет проекта: Матрешка.


Вид проекта: творческий, групповой.


Участники: дети младшей группы (3-4 года), педагоги, родители.


Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой.

Задачи:

  • формировать представления о русской народной игрушке;

  • вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;

  • познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;

  • развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук;

  • обогащать словарный запас дошкольников.


Предполагаемый результат:

Заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности.

Приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой.

Повышение уровня удовлетворенности родителей процессом развития ребенка в детском саду в рамках личностно – ориентированного подхода.


Продукт деятельности: детские рисунки, поделки из бумаги, танцевальные импровизации; дидактическая игра «Собери матрешку», сборник стихов, загадок и сказок о матрешке; итоговое групповое развлечение совместно с родителями «Чаепитие у матрешки».






















План работы на неделю:


1 день


Познавательно – исследовательская деятельность (Ознакомление с окружающим миром)

Тема: «Знакомство с матрешками»

Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой; учить рассматривать матрешку, выделяя особенности внешнего вида (у матрешки есть голова круглой формы, туловище продолговатой, ручки, она наряжена в сарафан, кофточку и фартук, на голове у неё косынка, вся её одежа украшена цветами), учить замечать яркость цветовых образов в народной игрушке, продолжать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывая эмоциональный отклик на произведение искусств, воспитывать умение внимательно слушать воспитателей, развивать мелкую моторику, воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материал: большая деревянная матрешка, маленькие матрешки на каждого ребенка, строительный материал (кубики, пластины и т.д.).


Чтение песенки – потешки «Как у нашей у матрешки»

Цель: познакомить с художественным произведением помочь понять содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной речи.


Русская народная песенка в обработке Н.Колпановой.

Как у нашей у Матрешеньки,

Сад зеленый, дом хорошенький,

Ванька-встанька у ворот громко песенки поет.

Балалайка звенит, заливается

А матрешенька глядит, улыбается.


Продуктивная деятельность (рисование).

Тема: «Укрась наряд для матрешки»

Цель: развитие мелкой моторики, цветовое восприятия, закрепление понятий об игрушке.



2 день


Коммуникативная деятельность (Развитие речи).

Тема: «Русская матрешка»

Цель: воспитывать интерес к народному быту и изделиям народно – прикладного искусства, фольклору России, продолжать знакомить детей с русской матрешкой.


Дидактическая игра «Собери матрешку».

Цель: привлекать малышей к игровым действиям.


Загадывание загадок о матрешке

Цель: продолжаем закреплять интерес у детей к матрешке.







3 день


Продуктивная деятельность (аппликация).

Тема: «Платочек для матрешки»

Цель: продолжаем знакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой, формируя эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символа русского народного искусства.


Дидактическая игра: «Собери матрешку».

Цель: учить действовать детей со сборно-разборными игрушками трех размеров – большой, поменьше, маленькой; учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве; развивать моторику пальцев, глазомер; учить подбирать предметы в соотношении «большой, поменьше, маленький»; находить промежуточный по величине предмет.


Чтение стихотворения:

Ах, матрешечки-матрешки,

Хороши – не рассказать!

Очень любят с вами дети

В нашей группе поиграть.

Щечки яркие, платочки,

По подолу цветки.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики.

(Н.Горчакова)

В прятки с нами поиграй,

Нас скорее собирай,

Если будешь ошибаться,

Мы не будем закрываться.

(С.Резщикова)

Цель: продолжаем знакомить детей со стихами и загадками о матрешках.


Конструирование (Игра со строительным материалом): «Дорожки для матрешки»

Цель: учить строить дорожку узкую и широкую из кирпичиков и пластин.



4 день

Музыкальная деятельность

Цель: средствами музыки обогащать и расширять представление детей о матрешке; обогащать слуховой опыт детей и создавать запас музыкальных впечатлений; развивать элементарное эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на нее, ее характер и настроение на музыкальный образ, доступный ребенку; приобщать детей к выразительному исполнению не сложных танцев, хороводов, вызывать желание детей с удовольствием участвовать в них и связывать движения с музыкой; побуждать детей активно участвовать в музыкально-ритмической деятельности, посильно выполняя под музыку образные движения, передавая особенности музыкального звучания; побуждать к первоначальным творческим проявлениям в певческой и ритмической деятельности.






Мы – матрешки крошки.


Мы – матрешки (2 р)

Вот какие крошки

Как у нас (2 р)

Чистые ладошки.


Мы – матрешки (2 р)

Вот какие крошки

Как у нас (2 р)

Новые сапожки.


Мы – матрешки (2 р)

Вот какие крошки

Поиграем, поиграем

На своих гармошках.


Мы матрешки (2 р)

Вот какие крошки

Потанцуем, потанцуем

Под свои гармошки.

Держат пальчики у щечки, кивают головами из стороны в сторону.

Показывают ноготок

Показывают свои ладошки.


Держат пальчики у щеки, кивают головами из стороны в сторону.

Показывают ноготок

Выставляют ножки, ручки на пояс.


Держат пальчики у щечки, кивают гововами из стороны в сторону. 

Показывают ноготок. Изображают, что играют на гармошке, растягивая их.


Держат пальчики у щеки, кивают головами из стороны в сторону. Показывают ноготок. Кружатся, подняв одну руку над головой.



.

Подвижная игра с платочками.


Мы вокруг матрешки

Хороводом встали

Яркие платочки

Мы все в руки взяли.


Припев:

Ты, матрешка, посмотри, посмотри-

Это пляшут малыши.


Мы вокруг матрешки

Весело гуляли, (2 р)

Ножками шагали.


Припев.


Мы с тобой матрешка

Поиграем в прятки.

Отгадай, матрешка,

Где же все ребятки!


А теперь, матрешка

Нам пора проститься.

Нам пора проститься,

Низко поклониться.

Дети машут платочками перед собой, стоя в кругу.





Дети кружатся.




Дети, подняв платочки, идут друг за другом по кругу.





Дети присаживаются на корточки, накрываясь платочками.




Дети машут платочками- «прощаются», кланяются.



Веселые матрешки.


Мы веселые матрешки

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки.

Ладушки, ладушки.



Проигрыш – дети выставляют ноги на пяточки.


Завязали мы платочки.

Ладушки, ладушки.

Раскраснелись наши щечки.

Ладушки, ладушки.



Проигрыш – дети кружатся, топая ногами (топатушки).


В сарафанах наших пестрых.

Ладушки, ладушки.

Мы похожи, словно сестры.

Ладушки, ладушки.



Проигрыш – дети приседают (пружинка).




5 день


Игра «Хитрые матрешки»

Цель: познакомить детей с тем, что у матрешки есть вкладыши.


Чтение стихотворения З.Медведева «Матрешка»


У меня матрешка есть,

Новая игрушка.

В желтом сарафанчике,

Славная толстушка.

А её откроешь-

В ней сидит вторая,

Вся в зеленом,

Как весной травка молодая…

А вторую отвернешь-

Там еще матрешка.

Там матрешка - вовсе крошка.

То-любимая матрешка.

Вся она, как маков цвет:

Сарафан на ней надет

Алый как цветочек,

И под цвет платочек.

Пуще всех её храню,

Больше всех её люблю,

Маленькую крошку –

Красную матрешку.

Воспитатель открывает игрушку.









Воспитатель снимает следующую верхушку.


Чтение стихотворения:

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

Всех матрешками зовут.

Кукла первая толстая, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки.

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой, будет третья во второй!

Половинку отвинти, плотную, притертую.

И сумеешь ты найти куколку четвертую.

Вынь её, да посмотри, кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая куколка пузатая.

А внутри пустая, в ней живет шестая.

А в шестой – седьмая, а в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех, чуть по больше, чем орех.

Вот поставленные в ряд сестры-куколки стоят.

- Сколь вас? – у них мы просим.

И ответят куклы – восемь!

(С. Маршак)


Играй с одной, двумя матрешками «Матрешка, ты где?»

Цель: формировать умение, затормозить свое действие или же наоборот, начать действие по речевому сигналу.

Дети сидят на стульях, составленных в полукруг. Воспитатель показывает матрешку, просить детей положить детей за спину и ждать. Мерным шагом обходить вокруг стульев позади детей. Матрешку держит в руке и приговаривает:

        Хожу, брожу, матрешку в руках держу

        Разберу пополам, деткам в ручки дам

Незаметно вкладывает по половинке матрешки в руки детям и шепчет:

-Ты тихонечко сиди, ничего не говори

Да и сам не смотри, только в ручке держи.

Вдруг говорит:

-Матрешка, ты где? Покажись?

Дети, у которых в руке оказалась матрешка (половинка), выходят и соединяют обе половинки и отдают воспитателю. Игра повторяется несколько раз.


Совместная деятельность воспитателя с детьми.


Дидактическая игра «Больше – меньше»

Дидактическая задача: упражнять детей в различении, сравнении величины матрешек (больше-меньше, одинаковые), воспитывать внимание.

Вот матрешка-мама, дочка где, не знаю.

Прячется малютка, вот она какая!

Появилась дочка маленького роста

С ней матрешка-мама, загляденье просто!

(С.Резщикова)


Математическая игра «Одна и много»

Цель: формировать умение находить в окружающей обстановке одну и много матрешек.

Материал: рисунки с изображением одной и несколько матрешек, деревянные матрешки.

Математическая игра «Помоги матрешке найти свои игрушки»

Цель: закреплять умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Материал: рисунки матрешек разного цвета, кружочки, полоски разных цветов.


Игра с двумя, тремя матрешками «Матрешка, ты где?»

Цель: формировать умение, затормозить свое действие или же наоборот, начать действие по речевому сигналу.

Дети сидят на стульях, составленных в полукруг. Воспитатель показывает матрешку, просит детей положить руги за спину и ждать. Мерным шагом обходить вокруг стульев позади детей. Матрешку держит в руке и приговаривает:

Хожу, брожу, матрешку в руках держу

Разберу пополам, деткам в ручки дам

Незаметно вкладывает по половинке матрешке в руки детям и шепчет:

-Ты тихонечко сиди, ничего не говори

Да и сам не смотри, только в ручке держи.

Вдруг говорит:

-Матрешка, ты где? Покажись!

Дети, у которых в руке оказалась матрешка (половинка), выходят и соединяют обе половинки и отдают воспитателю. Игра повторяется несколько раз.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!