СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по теме "Нейросеть и литература. Изменится ли роль писателя в 21 веке?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В эпоху искусственного интеллекта (ИИ) возникает вопрос: сможет ли машина заменить человека в творчестве, особенно в писательстве? Писательство требует не только знания языка и технических навыков, но и глубокого понимания человеческой психологии, эмоций и креативного мышления.

Просмотр содержимого документа
«Проект по теме "Нейросеть и литература. Изменится ли роль писателя в 21 веке?"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №5»

г. КОТЕЛЬНИКОВО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 





Групповой проект

«Литература и нейросеть. Изменится ли роль писателя в 21 веке?»

по литературе







учениц 8 «А» класса

Моргуновой Валерии Сергеевны,

Зубко Дианы Викторовны


Руководитель проекта: 

учитель русского языка и литературы

Шушпанникова Инна Александровна















Котельниково

2025 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Теоретическая часть

1.1. Что такое нейросеть? Их разновидности……………………………..…….5

1.2. История появления искусственного интеллекта и его актуальность…………………………………………………................................5

1.3. Значение ИИ для писателя………………………………………..…………7

1.4. Сравнение литературных текстов и сгенерированных нейросетью………………………………………………………………………...8

1.5. Сможет ли нейросеть заменить писателя?...................................................10

2. Практическая часть

2.1. Опрос школьников «Насколько текст ИИ лучше произведений человека?»………………………………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………17

Приложение………………………………………………………………………18


















Введение


В эпоху искусственного интеллекта (ИИ) возникает вопрос: сможет ли машина заменить человека в творчестве, особенно в писательстве? Писательство требует не только знания языка и технических навыков, но и глубокого понимания человеческой психологии, эмоций и креативного мышления.

Современные нейросети, такие как GPT-3, уже создают тексты различных жанров и стилей. Они могут генерировать статьи, рассказы, сценарии, стихи и эссе. Это вызывает интерес и беспокойство среди писателей и читателей.

Однако, несмотря на впечатляющие достижения ИИ, есть несколько аспектов, которые остаются прерогативой человека:

Эмоциональная глубина: Человеческие эмоции и переживания уникальны. Писатели могут передать сложные чувства и переживания, которые нейросети пока не могут полностью понять или воспроизвести.

Личное видение: Каждый писатель имеет свой уникальный стиль и видение мира. Нейросети могут создавать тексты на основе большого количества данных, но они не обладают собственной индивидуальностью.

Этические и социальные вопросы: Писательство часто затрагивает сложные этические и социальные темы. Нейросети пока не способны полностью осознать моральные и культурные контексты, что делает их менее подходящими для некоторых видов творчества.

Новизна работы заключается в том, что полученный материал характеризует среду, в которой взаимодействуют люди разных возрастных групп.

Актуальность темы: Быстрое развитие нейросетей и их применение в различных областях, включая творческие. Вопросы о будущем писательской профессии и роли человека в искусстве. Общественный интерес к возможностям искусственного интеллекта.

Цель проекта:

Исследовать потенциал и ограничения нейросетей в литературном творчестве и оценить вероятность их полной замены писателей.

Задачи проекта:

1. Изучить существующие нейросетевые модели, используемые для генерации текстов.

2. Проанализировать качество и оригинальность текстов, созданных нейросетями.

3. Сравнить тексты нейросетей с произведениями, созданными писателями-людьми.

4. Выявить сильные и слабые стороны нейросетей в литературном

творчестве.

5. Рассмотреть этические и правовые аспекты использования

нейросетей в литературе.

6. Спрогнозировать возможное развитие нейросетевого творчества в будущем.

Объект исследования: Процесс создания литературных

произведений с использованием нейросетей.

Гипотеза: Нейросети способны создавать тексты, имитирующие

литературные произведения, но не могут полностью заменить писателей из-за отсутствия эмоционального интеллекта, критического мышления и способности к оригинальному творчеству.

Основные этапы исследования: включают анализ соответствующей литературы на первом этапе, а также проведение опроса среди школьников на втором этапе, в ходе которого анализируются полученные результаты.

Практическая часть покажет, насколько ИИ уже прижился среди школьников.




Теоретическая часть

1.1. Что такое нейросеть? Их разновидности.


Нейросеть (искусственная нейронная сеть) — это вычислительная модель, созданная по образу и подобию биологической нейронной сети человеческого мозга

Простыми словами, это программа, которая повторяет модель человеческих нейронных связей. На её основе создают обучаемые программы, которые можно научить распознавать или генерировать контент. 

Принцип действия нейросети не похож на классическую программу: ей не дают чёткого алгоритма, а обучают, чтобы она могла самостоятельно выполнять ту или иную задачу. В результате деятельность программы становится менее предсказуемой, но более вариативной и даже творческой. 

Нейросети используются в сфере искусственного интеллекта для решения прикладных задач, включая распознавание образов, обработку текстов, анализ данных и т.д. 

По данным на 2024-2025 год, среди часто используемых нейросетей — GPT-генеративные модели, такие как ChatGPT, Google Gemini и Microsoft Copilot.



1.2. История появления искусственного интеллекта и его актуальность


История нейросетей началась в 1943 году. Тогда учёные создали математическую модель искусственного нейрона. Это стало началом развития нейросетей.

  • В 1958 году появилась первая рабочая нейросеть — перцептрон. Она могла распознавать простые образы.

  • В 1960-е годы интерес к нейросетям угас. Это было связано с книгой, в которой учёные указали на ограничения перцептронов.

  • В 1980-е годы интерес к нейросетям вернулся. Это произошло благодаря развитию алгоритмов обратного распространения ошибки.

  • В 1990-е годы нейросети стали использовать для распознавания рукописных цифр и речи.

  • В 2006 году появилась концепция глубокого обучения. Это стало большим прорывом.

  • В 2012 году нейросеть выиграла конкурс ImageNet. Это показало, что глубокое обучение лучше традиционных методов.


Сейчас нейросети широко используются в разных областях:

  • компьютерное зрение;

  • обработка естественного языка;

  • медицинская диагностика;

  • финансовый анализ;

  • автономные автомобили.

  • Основные технологии:

  • свёрточные нейронные сети;

  • рекуррентные сети;

  • трансформеры;

  • генеративные состязательные сети.


В России нейросети используют в:

  • банковском секторе;

  • нефтегазовой отрасли;

  • медицине;

  • госуслугах.

  • Основные проблемы:

  • этические вопросы;

  • проблемы конфиденциальности;

  • необходимость больших объёмов данных;

  • энергопотребление;

  • интерпретируемость результатов.


В будущем нейросети будут развиваться в сторону более эффективных архитектур, новых методов обучения и расширения сфер применения. Особое внимание будет уделяться разработке экологичных и энергоэффективных решений.


1.3. Значение ИИ для писателя

Искусственный интеллект (ИИ), включая нейросети, несёт для писателя следующее значение:

  1. Новые инструменты для творчества. ИИ может стать дополнительным инструментом для писателей, помогая в генерации идей, создании сюжетов и написании текста. Например, нейросети могут использоваться для разработки сценариев, создания описаний персонажей и мест действия, а также для стилизации текста под определённый стиль.

  2. Анализ больших объёмов данных. ИИ может помочь писателям анализировать большие объёмы данных, например, исторические документы, литературные произведения или социальные тенденции. Это может помочь писателям получить более глубокое понимание контекста и тем для своих работ.

  3. Автоматизация рутинных задач. ИИ может автоматизировать рутинные задачи, такие как редактирование и корректура текста, что позволит писателям сосредоточиться на более творческих аспектах своей работы.

  4. Новые форматы и жанры. Развитие ИИ может привести к появлению новых форматов и жанров в литературе, основанных на взаимодействии человека и машины.

  5. Расширение аудитории. Использование ИИ для создания контента может сделать литературу более доступной для широкой аудитории, включая людей с ограниченными возможностями или для тех, кто предпочитает определённые стили и жанры.

  6. Обратная связь и анализ читательского спроса. ИИ может помочь анализировать читательские предпочтения и предоставлять писателям обратную связь о качестве их работы, что может способствовать улучшению их навыков и развитию новых идей.

  7. Создание интерактивного контента. Нейросети могут использоваться для создания интерактивных литературных произведений, где читатель может влиять на развитие сюжета.

  8. Перевод и локализация. ИИ может упростить процесс перевода произведений на разные языки, что сделает литературу более доступной для читателей по всему миру.

  9. Изучение тенденций. ИИ может помочь в изучении тенденций в литературе и выявлении закономерностей, которые могут быть полезны для писателей при создании своих произведений.

Однако вместе с этим ИИ также ставит перед писателями новые вызовы, такие как необходимость адаптации к новым инструментам и методам работы, а также решение этических вопросов, связанных с использованием ИИ в творчестве.


1.4. Сравнение литературных текстов и сгенерированных нейросетью


Перед вами схожие тексты. Одни из них был взят из литературных произведения, вторые - сгенерированы нейросетью.





Текст 1

Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно. Он вспомнил, что за елкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука. Веселое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал. Бывало, прежде чем вырубить елку, дед выкуривает трубку, долго нюхает табак, посмеивается над озябшим Ванюшкой... Молодые елки, окутанные инеем, стоят неподвижно и ждут, которой из них помирать? Откуда ни возьмись, по сугробам летит стрелой заяц... (А. Чехов Отрывок из "Ванька")



Текст 2

Ванька мечтательно улыбнулся и посмотрел на звёздное небо. Он вспомнил, как они с дедом ходили на рыбалку ранним утром. Волшебное было время! И дед покрякивал, и вода поблёскивала, а глядя на них, и Ванька покрякивал от удовольствия. Бывало, прежде чем закинуть удочку, дед сворачивал самокрутку, долго прихлёбывал чай из термоса и посмеивался над нетерпеливым Ванюшкой… Серебряные рыбки, играющие в лучах восходящего солнца, плескались в воде и ждали, кто из них станет добычей. Вдруг откуда ни возьмись, по водной глади пробежала стая уток… (Нейросеть)


Текст 3

Он был с нами в корпусе безотлучно. Никто не помнил такого случая, чтобы Перский оставил здание, и один раз, когда его увидали с сопровождавшим его вестовым на тротуаре, — весь корпус пришел в движение, и от одного кадета другому передавалось невероятное известие: «Михаил Степанович прошел по улице! (Николай Лесков отрывок из произведения «Кадетский монастырь»)





Текст 4

Директор школы был при ней как пришитый. Никто не мог вспомнить, чтобы он когда-нибудь покидал здание. И вот однажды его заметили с секретаршей неподалёку от школьного входа — вся школа пришла в волнение, и от одного учителя другому передавалось невероятное известие: «Иван Петрович отправился за покупками, словно странник в пучине мира сего!

(Нейросеть)


На примере этих текстов действительно сложно определить, какой из них написан человеком, а какой нейросетью. Однако, при внимательном анализе можно выявить некоторые различия.

Во-первых, тексты, созданные нейросетью, часто имеют более формальный и структурированный стиль. Они могут содержать избыточную информацию или повторения, что не характерно для человеческого письма.

Во-вторых, нейросети могут использовать определенные фразы или обороты, которые редко встречаются в повседневной речи людей. Это может проявляться в использовании сложных грамматических конструкций или терминологии, которая не всегда уместна в данном контексте.

Кроме того, тексты, написанные нейросетью, могут иметь некоторую механичность или отсутствие эмоциональной окраски. Человеческие тексты, как правило, более разнообразны в плане стиля и выражения эмоций.



1.5. Сможет ли нейросеть заменить писателя?


1. Творчество писателя:  

Сначала поймем, что такое творчество писателя. Творчество писателя включает генерацию идей, создание персонажей, построение сюжета, выбор стиля, эмоциональную окраску, идейное содержание, критическое мышление, эмпатию, интуицию и коммуникацию с читателем.

2. Возможности нейросетей:  

Нейросети могут имитировать стиль, создавать связные тексты, автоматизировать рутинные задачи, помогать в создании сюжетов и персонализировать контент. Однако у них есть ограничения: отсутствие оригинальности, ограниченная эмоциональная глубина, отсутствие критического мышления, зависимость от данных, проблемы с контекстом, неспособность к эмпатии и этическая проблематика.

3. Возможные сценарии будущего:  

Нейросети как инструмент: писатели используют их для автоматизации задач и генерации идей.

Нишевое творчество: нейросети создают тексты для определенных жанров и форматов.

Гибридное творчество: писатели сотрудничают с нейросетями, сочетая человеческую креативность и машинную точность.

Полная замена: наименее вероятен сценарий, при котором нейросети создают произведения, превосходящие человеческие.

4. Вывод:  

На данном этапе нейросети не могут заменить творчество писателя. Они полезны как инструмент, но не заменяют человеческий интеллект, креативность и эмоциональную глубину. Наиболее вероятный сценарий – сотрудничество человека и машины. Будущее может привести к замене человеческого творчества машинным, но вопрос о его ценности остается открыты.











2. Практическая часть


2.1. Опрос школьников: насколько текст ИИ лучше произведений человека?

Перечисленные в теоретической примеры нейросетей составляют далеко не всё. Мы решили более подробно рассмотреть и изучить распространение ИИ среди школьников. Для этого мы перешли к этапу сбора информации.

Мы ознакомились с методической литературой, обратились к Интернет-ресурсам, составили анкеты и провели опрос учащихся. Так же нами был разработан буклет о ИИ, который поможет обучающимся при подготовке к уроку литературы.


(Приложение 2. Буклет)


В доказательство вышесказанного представляем вашему вниманию результаты социологического опроса, проведённого нами в 5 – 9 классах.

Учащимся была предложена анкета, целью проведения которой было следующее:

  • определить количество учеников, которые используют ИИ для учебы или в своих интересах;

  • определить, какой текст для учеников лучше, тот, что написан человеком или искусственным интеллектом;

  • определить значимость ИИ в жизни школьников.


(Приложение 1. Анкета)


В анкетировании принимало участие 149 человек: 23 человека из 5-ых классов, 40 человек из 6-ых классов, 34 человека из 7-ых классов, 33 человека из 8-ых классов, 19 человек из 9-ых классов.

Вот такие результаты мы получили:


1. На вопрос «Используете ли вы нейросеть в своей жизни?» ответили: 99 чел.-«да», 16 чел. – «не очень», 34 чел. – «нет».



Как мы можем увидеть, большинство школьников используют нейросеть в повседневной жизни.

2. На вопрос «Какой по вашему мнению текст лучше: 1 или 2?» ответили: 108 чел.- 1, 41 чел. - 2.

(Приложение 2. Тексты)



Как мы наблюдаем, мнения опрошенных разделилось, но большинство считаю, что первый тест лучше.


3. На вопрос «ИИ сильно ли нужен вам в жизни?» ответили:

  • «не могу без ИИ» -15 чел.

  • «50/50» - 40 чел.

  • «не сильно важно» - 39 чел.

  • «могу без функций ИИ» - 32 чел.

  • «я не использую нейросеть» - 23 чел.





Из диаграммы следует, что мнения насчёт этого вопросы разделились, и большинство учащихся не использует нейросетью совсем.








Заключение

В заключении хотим сказать, что использование нейронных сетей сильно облегчает повседневный быт людей, с развитием вычислительных технологий и доступность больших объёмов данных нейронных сетей стали широко применяться в различных областях, включая лингвистику и литературоведение. Этот проект объединяет в себе компьютерные технологии и литературные произведения, который открывает новые возможности для образования, культуры и общества в целом.

В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что нейросети, несмотря на свои впечатляющие достижения в генерации текстов, не способны заменить труд писателя и создать произведения, которые могут соперничать с настоящими, живыми произведениями искусства. Нейросети могут эффективно имитировать стиль, генерировать идеи и создавать связные тексты, однако они лишены тех уникальных качеств, которые делают литературные произведения поистине выдающимися. Читатели ценят уникальность и оригинальность, которая делает каждое произведение неповторимым.

Кроме того, творчество писателя включает в себя критическое мышление, рефлексию и способность к самовыражению. Писатели могут анализировать и переосмыслять свои произведения, вносить изменения и улучшения на основе обратной связи, что делает их творчество динамичным и развивающимся процессом. Нейросети, в свою очередь, действуют на основе заранее заданных алгоритмов и не могут самостоятельно развиваться или менять свои подходы.

Таким образом, мы можем с уверенностью утверждать, что настоящие и живые произведения искусства будут цениться больше, чем тексты, созданные нейросетями. Творчество писателя – это не просто набор слов на странице, а отражение человеческого опыта, эмоций и идей, которые нельзя воспроизвести с помощью алгоритма.

В заключение, нейросети могут стать полезным инструментом для писателей, помогая в автоматизации некоторых процессов и генерации идей, однако они не смогут заменить саму суть творчества, которое остается в душе человека. Литература, как и другие формы искусства, будет продолжать развиваться, и человеческий вклад в этот процесс останется незаменимым и ценным.































Список использованной литературы



  1. Григорьев И.С. Основные задачи, решаемые искусственными нейронными сетями // Научная сессия ГУАП: сб. докладов. - 2017. - С. 72-76.

  2. Костин Н.С. Место модульных нейронных сетей в классификации искусственных нейронных сетей // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2013. - №19. - С. 91-95.

  3. Кузьмина В.В. Использование проектных преобразований в формировании обучающей выборки нейронной сети / В.В. Кузьмина, А.В. Хамухин, А.И. Кононов // Вопросы радиоэлектроники. - 2018. - №8. - С. 73-78.

  4. Ле Т.Ч.Л. Сравнение нейронной сети СМАС и многослойной нейронной сети в задаче обнаружения DOS-атак // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. - 2016. - №7. - С. 65-69.



























Приложение 1.


1. Используете ли вы нейросеть в своей жизни?

а) Да

б) Не очень

в) Нет

2. Какой по вашему мнению текст лучше: 1 или 2?

a) 1 текст

б) 2 текст

3. ИИ сильно ли нужен вам в жизни?

а) не могу без ИИ

б) 50/50

в) не сильно важно

г) могу без функций ИИ

д) я не использую нейросеть
























Приложение 2


Текст 1

Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.

Надоело колобку лежать — он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол — да к двери, прыг через порог, в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

— Колобок, колобок! Я тебя съем!

— Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

Заяц уши поднял, а колобок запел:

— Я колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

От тебя, зайца,

Не хитро уйти.

И покатился колобок дальше — только его заяц и видел.


Текст 2

Я помню тот день, как будто это было вчера. Лежал я куском теста на подоконнике, под лучами солнышка, и вдруг что-то потянуло меня к жизни. Я начал крутиться, вертеться, и вот уже скатился с подоконника!

“Ух ты! - подумал я, - Да я же могу катиться!” И покатился по дорожке, набирая скорость. Свежий воздух в лицо, деревья мелькают по бокам - никогда раньше я не чувствовал такой свободы!

Встретил я по пути зайца, волка, медведя - и каждому пел свою песенку: “Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел!” А они только удивлялись да пропускали меня дальше.

Но вот попался мне на пути хитрый лис. Начал он меня нахваливать, да лестью заманивать. А я, наивный, и купился! Подошёл поближе, а он - цап!

Вот такая история моей короткой, но яркой жизни. Жаль, что закончилась она так глупо, но хотя бы впечатлений хватило на целую книгу! Мораль проста: не верь льстецам, даже если они говорят очень сладко. А ещё лучше - оставайся на подоконнике, где тебя замесили!


23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс