СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по теме "Решение ключевых задач на применение второго признака равенства треугольников"

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по теме "Решение ключевых задач на применение второго признака равенства треугольников"»


Проект урока.










Тема:




«Решение ключевых задач на применение второго признака равенства треугольников»

























Г.Нижний Новгород

2005 год

Цель:

Выделить виды задач на применение II–ого признака равенства треугольников и способы их решения.

В результате ученик:

–– Знает формулировку II–ого признака равенства треугольников;

–– Осознает и понимает структуру формулировки II–ого признака равенства треугольников;

–– Понимает назначение II–ого признака равенства треугольников;

–– Выделяет виды задач на применение II–ого признака равенства треугольников;

–– Знает 2 способа рассуждений (аналитический или «от заключения к условию» и синтетический или «от условия к заключению») для поиска решения задачи на применение II–ого признака равенства треугольников;

–– Может решить задачи двух видов( 1–ый вид: установление равенства элементов через равенство треугольников; 2–ой вид: установление равенства треугольников через равенство соответствующих элементов) на применение II–ого признака равенства треугольников, проводя рассуждения двумя способами.






































Чем мы занимались на прошлом уроке?




-Как думайте, чем мы будем заниматься сегодня?


Итак,

ТЕМА: решение ключевых задач на применение II-ого признака равенства треугольников.


Задача 1:

С

В


A



Какие геометрические фигуры вы видите?



Равенство каких из перечисленных вами геометрических фигур мы можем установить?


Назовите их.


Какие способы установления равенства треугольников вы знаете?



Равенство каких элементов ∆ABC и ∆ACD нам дано?


Значит, каким способом доказательства будет удобнее воспользоваться?


Сформулируйте его.






Докажите, что ∆ABC=∆ACD по II признаку.




Какие можно получить равенства (сделать выводы) из того, что ∆ABC=∆ACD.





Что требовалось найти по условию задачи?




Мы нашли их?






Нами получен ответ: AB=11см, BC=19см.


Отталкиваясь от условия задачи, мы получили ряд промежуточных фактов, а затем пришли к ответу. Такой способ рассуждения при решении задач мы назовем «от условия к заключению».


Как вы думаете, возможно ли было решить задачу отталкиваясь от того что нужно найти, т.е. от заключения?


Назовем такой способ рассуждений «от заключения к условию».

Решим эту же задачу, проводя рассуждения способом «от заключения к условию ».


Что требуется найти в задаче?



А как это можно сделать?

1 путь: Можно попробовать найти отрезок «посредник», которому равен каждый нужный нам отрезок и сделать вывод о равенстве.

2 путь: Можно доказать равенство каких– нибудь треугольников. Тогда будут равны соответственные элементы этих треугольников, т.е. против равных углов лежат равные стороны и сделать вывод о равенстве нужных отрезков.


Каким путем нужно пойти нам?


Хорошо, равенство каких треугольников можно доказать?


Сделайте это.





Как теперь найти нужные нам отрезки AB и BC?






Ответ получен.

Сколько способов рассуждения при решении задач мы нашли? Назовите их.



Решить задачу, проводя рассуждения «от условия к заключению», что это означает?



Решить задачу, проводя рассуждения «от заключения к условию», что это означает?


Только что мы решили задачу, в которой требуется установить равенств элементов треугольников через равенство самих треугольников. Это первый вид задач на применение II–ого признака равенства треугольников.

Какие теоретические факты нам потребовались для решения задачи №1?








Сформулируйте II–ой признак равенства треугольников.







Каким методом мы его доказывали?


В


Задача 2:




Е

Р






А

С


К





Какие способы рассуждений для решения задач мы выделили?


Я предлагаю Вам самим выбрать способ решения задачи.







1 вариант: «от заключения к условию».

Что нам нужно доказать?


Какими способами можно доказать равенство треугольников?



Проводить доказательство равенства треугольников по определению – это долго и неудобно.

Нам дано равенство одной пары сторон: AK=KC и равенство одной пары углов AKE= PKC. Значит, нам нужно найти 3–ю пару равных элементов. Равенства, каких элементов нам не хватает для доказательства равенства треугольников ∆AKE=∆KPC по I признаку?

Равенства, каких элементов нужно установить, чтобы треугольники были равны по II признаку?


Вернемся к условию. Какое условие мы еще не использовали?


Элементами, какой фигуры являются отрезки АВ и ВС?


Определите вид треугольника ∆ ABC?


Почему?


Какими свойствами обладает равнобедренный треугольник?




Следовательно, какие углы равны?


Равенство, каких элементов нам удалось установить?


Значит ∆AKE=∆KPC по II признаку.

Сформулируйте его.





2 вариант: «от условия к заключению»

Обратимся к условию. Нам дано равенство отрезков АВ=ВС. Элементами, какой фигуры являются эти отрезки?


Определите вид треугольника ∆ABC.


Какими свойствами обладает равнобедренный ∆ABC?

(отмечаем на картинке полученное равенство углов)



Вспомним, какой факт требуется доказать?


Какие способы доказательства равенства треугольников вы знаете?



Какой способ удобно использовать для доказательства равенства нужных нам треугольников в этой задаче?

(если ответ не дали, то вспомнить про: AK=KC, AKE= PKC и А= С)


Сформулируйте его.






Докажите равенство ∆AKE и ∆KPC по II признаку.




Итак, получили, что ∆AKE=∆KPC. Решили ли мы задачу?



Какие теоретические факты нам понадобились для решения задачи?






Решенная нами задача отличается от первой. Она другого вида: установление равенства треугольников через равенство соответствующих.

Сколько способов рассуждения для решения задач мы нашли?


Назовите их



Сколько видов задач мы пока выделили?


Назовите их.






Задача 3:

Предлагаю вам попробовать решить эту задачу самостоятельно, у Вас есть 5 минут, можете посоветоваться с соседом.


Какого вида эта задача?



На какую из решенных нами задач похожа эта?


Почему?


В первой задаче требовалось найти отрезки, которые являлись соответственно равными элементами равных треугольников. А что нужно сделать в этой задаче?



Каким способом вы рассуждали, решая задачу?




Расскажите, пожалуйста, как решить задачу «от условия к заключению»

А вы расскажите, пожалуйста, ее решение способом «от заключения к условию»


Какими теоретическими фактами мы пользовались при решении задач?






Сформулируйте II–ой признак равенства треугольников






Какие виды задач мы выделили?






Какие способы поиска решения мы обнаружили?

















Получили и доказали II-ой признак равенства треугольников.



Решать задачи.


на закрытой доске была написана тема урока








Дано: 1= 2, 3= 4

AD=19см,

CD=11см.

Н айти: AB,BC.









Четырехугольник и треугольник.




Треугольников


∆ABC и ∆ACD.



Определение, I, II признаки равенства треугольников.



Равенство двух пар углов: 1= 2, 3= 4



2 признаком.

Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.



1= 2, 3= 4(по условию), AC – общая сторона, тогда ∆ABC=∆ACD по II признаку.



Равенства соответствующих элементов: против равных углов лежат равные стороны, т.е. AB=CD, AD=BC.



Стороны ∆ABC: AB и BC.




Мы знаем, что AB=CD, а CD=11см (по условию), значит AB=11см. Аналогично, можно найти BC, BC=19см.














Наверное.







Длины сторон AB и BC в ∆ ABC.















2–ым путем



∆ABC и ∆ACD.



1= 2, 3= 4 (по условию), AC- общая сторона, тогда ∆ABC=∆ACD по II признаку.



Против равных углов лежат равные стороны, т.е. AB=CD, AD=BC.

Мы знаем, что AB=CD, а CD= 11см (по условию), значит АВ=11см. Аналогично можно найти, BC=19 см.




Два способа: «от условия к заключению» и «от заключения к условию».



Отталкиваемся от условия задачи, получаем заключение, т.е. ответ.



Исходим от того, что нам надо доказать.









  1. II–ой признак равенства треугольников

  2. В равных треугольниках против равных углов лежат равные стороны (равенство соответствующих элементов равных треугольников)

  3. Опредиление равных треугольников

  4. I признак равенства треугольников


Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.



Методом наложения.





Д ано: AB=BC, AK=KC, AKE= PKC.

Доказать: ∆AKE=∆KPC.












«от условия к заключению» и «от заключения к условию»


Ребята сами выбирают способ решения. Поиск решения пройдет выбранным способом.


Равенство треугольников: ∆AKE=∆KPC.








По определению, I,II признаку равенства треугольников.











Равенства сторон: ЕК=КР.



Равенство углов: ВСА и ВАС.



Равенство отрезков АВ и ВС.



∆ ABC.


Равнобедренный.


По определению, т.к. АВ=ВС


1) Углы при основании равны

2) Биссектриса, проведенная к основанию, является медианой и высотой (То же можно сказать и про медиану с высотой).


ВСА= ВАС



Углов ВСА и ВАС



Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.




Треугольника ∆ABC


∆ABC – равнобедренный (по определению)



1) Углы при основании равны

2) Биссектриса, проведенная к основанию, является медианой и высотой (То же можно сказать и про медиану с высотой).


Равенство треугольников ∆AKE=∆KPC.



Определение, I,II признаки равенства треугольников




II признак равенства треугольников




Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.



AK=KC и AKE= PKC, по условию; А= С, тогда по II признаку ∆AKE=∆KPC



Да, нам нужно было доказать это равенство.



II признак, определение равнобедренного треугольника, свойства равнобедренного треугольника, а также вспомнили определение равных треугольников, I признак равенства треугольников







Два.


«от условия к заключению» и «от заключения к условию»


Два


1–ый вид: установление равенства элементов через равенство треугольников; 2–ой вид: установление равенства треугольников через равенство соответствующих элементов




Дано: DAB= CBA, CAB= DBA, C=3940’

Найти: D










Когда через равенство треугольников требуется установить равенство элементов.



На первую


Она такого же вида.





Найти углы, которые являются соответственно равными элементами равных треугольников


«от условия к заключению» и «от заключения к условию»










II–ой признак равенства треугольников, в равных треугольниках против равных углов лежат равные стороны (равенство соответствующих элементов равных треугольников



Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.


1–ый вид: установление равенства элементов через равенство треугольников; 2–ой вид: установление равенства треугольников через равенство соответствующих элементов



«от условия к заключению» и «от заключения к условию»


Комментарии.


Задача 1.

Предъявляется в виде готового рисунка (на рисунке отмечены данные задачи) и краткой записи данных. Учитель поясняет данные. Работа ведется фронтально, участвует весь класс. Учитель ведет записи на доске в одну колонку, ставит стрелки – следствие, затем по вертикали подписывает способ решения, соответствующий направлению стрелки (аналитический или от заключения к условию и синтетический или от условия к заключению). Ребята выполняют ту же работу в тетради. После объявления вида задачи, он фиксируется на доске и в тетрадях.

Задача 2.

Предъявляется в виде готового рисунка (на рисунке отмечены данные задачи) и краткой записи данных. Учитель поясняет данные. Работа ведется фронтально, участвует весь класс. Записи ведет только учитель на доске (аналогично записям задачи1). После объявления вида задачи, он фиксируется на доске и в тетрадях.

Задача 3.

Предъявляется в виде рисунка и краткой записи данных (на рисунке не отмечены данные задачи). Учитель поясняет данные. Вместе с ребятами рисунок дополняется. Работа ведется самостоятельно. Затем, совместно, выделяется вид задачи, способы ее решения, проходит устная проверка решения двумя способами. Записи не ведутся.

Домашнее задание.

По аналогии с оформлением задачи 1, оформить решение задачи 2 и задачи 3. Придумать две задачи: первая – на установление равенства элементов через равенство треугольников; вторая – на установление равенства треугольников через равенство соответствующих элементов

Из учебника №121, 123, 126



Оформление доски.

Задача 1.


A

C

Дано: 1= 2, 3= 4

AD=19см,

CD=11см.

Н айти: AB,BC.


«от условия к заключению»

Решение.



1= 2, 3= 4

АС – общая сторона



∆ABC=∆ACD по II признаку.



АВ = СD CD = 11cм

BC = AD AD = 19 см



АВ = 11cм

BC = 19 см


«от заключения к условию»

Тема: Решение ключевых задач на применение II–ого признака равенства треугольников



Виды задач:





























Задача 2.

А

Е

Р

К

С

В



Д ано: AB=BC, AK=KC, AKE= PKC.

Доказать: ∆AKE=∆KPC.


Задача 3.







Дано: DAB= CBA, CAB= DBA, C=3940’

Найти: D


















11