муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«сеяхинская школа-интернат»
__________________________________________________________________
ул. Школьная, д.5, с. Сеяха, Ямальский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629705, Телефон: (34996) 2-55-73, 2-56-70, E-mail: [email protected]
Проект по трудовому воспитанию:
«Любой труд достоин поощрения!»
Куратор проекта: Фадеева Ирина Владимировна Разработчик: Худи Ольга Мянсивна |
Сеяха
2023
Постановка проблемы и обоснование необходимости разработки проекта: В настоящее время очень остро стоит проблема трудового воспитания детей и молодежи как в стране так и в нашем учреждении. Дело в том, что 30-40 лет назад у нас было социалистическое общество и нормы были несколько другие. Сейчас у нас общество, основанное на товарно-денежных отношениях, поэтому не получится воспитать человека, который будет все делать «за идею». Изменились условия, соответственно должны меняться методы и приемы воспитания. И не надо винить детей в том, что они не такие как мы в молодости. Они живут в других условиях и формируются исходя из реалий современной жизни. Поэтому это мы должны адаптировать систему трудового воспитания под современные условия. А условия у нас товарно-денежные.
Идея зарабатывания детьми определенных бонусов не нова, мы на интуитивном уровне вспомнили о ней и адаптировали под наши условия. У нее конечно есть свои плюсы и минусы. Кто-то скажет, что мы растим выгодников, которые готовы что-то делать только за плату. А мы считаем, что получать награду за выполненное дело — это нормально и даже в советское время за труд тоже полагалось поощрение, только система поощрений исчислялась не деньгами (грамоты, соц.соревнования, знаки отличия). Старая система ценностей и поощрений была разрушена, а новой нам взамен не дали, ее мы вынуждены разрабатывать самостоятельно и в каждом учреждении и коллективе она своя. К полноценной системе мы идем уже не первый год, различные элементы мы пробовали, работая в средней группе, а перейдя в старшую группу ощутили, что такая система с детьми данного возраста просто необходима.
Проблема: воспитанники интерната не хотят заниматься физическим трудом
Следовательно, необходим проект, позволяющий решить данный вопрос.
Цель проекта: создать условия при которых воспитанники захотят заниматься физическим трудом.
Задачи проекта:
Выявить мотивационный аспект у воспитанников;
Разработать правила расчета на основании этого аспекта;
Четко разграничить область обязанностей и область дополнительной нагрузки;
Разработать систему реализации полученных преференций;
Апробация эффективности созданной системы в старшей группе интерната;
Презентация проекта общественности.
Гипотеза: бонусная система поощрений будет являться важным условием для повышения мотивации воспитанников старшей группы к труду
Риски: несовершенная система расчетов
Описание проекта:
Разработка системы бонусного поощрения и системы реализации полученного вознаграждения. Сама система расчета проста: воспитанники выполняют определенную работу, выходящую за рамки обязанностей, и получают за это бонусы, которые записываются в специальную тетрадь. Бонусы начисляются исходя из сложности выполняемого задания. На данный момент на эти бонусы можно приобрести дополнительное время прогулки. Есть определенное время, которое предоставляется всем, это 1 или 1,5 часа прогулки в поселок, а вот если воспитанник в какой-то день свободен от консультаций и доп.занятий он может воспользоваться бонусами и продлить себе прогулку на сколько позволяют режимные моменты.
№ | Мероприятия (включая краткое описание) | Сроки | Ожидаемый результат | Ресурсы | Ответственный |
Этап 1 | Выявить мотивационный аспект у воспитанников (устный опрос) | Сентябрь-октябрь | Выявлен основной мотив: ощутимое поощрение за труд | Воспитанники и воспитатели старшей группы | Худи О.М., воспитатель |
Этап 2 | Разработать правила расчета на основании этого аспекта; Четко разграничить область обязанностей и область дополнительной нагрузки; Разработать систему реализации полученных преференций; | октябрь | Разработаны правила расчета, определены обязанности в группе, разработана начальная система реализации. | Воспитанники и воспитатели старшей группы | Худи О.М., Окотэтто Е.М. воспитатели старшей группы |
Этап 3 | Апробация эффективности созданной системы в старшей группе интерната; | Октябрь - май | Более 50% воспитанников вовлечены в бонусную систему | Воспитанники и воспитатели старшей группы | Все воспитатели старшей группы |
Этап 4 | Анализ результатов, определение эффективности реализации проекта (подсчет количества участников на основе письменных записей в «бонусной» тетради) | Май | Результаты проанализированы и представлены общественности. | Воспитанники старшей группы, родительская общественность,МО воспитателей. | Фадеева И.В., старший воспитатель. |
Ресурсы необходимые для реализации проекта: для реализации проекта не требуется каких-то дополнительных затрат, все необходимое есть в группе (тетради, бумага, ручки)
Предполагаемый результат:
Количество воспитанников вовлечённых в трудовую деятельность по желанию на основе бонусной системы (более 80% воспитанников группы).
Овладение трудовыми навыками (более 50% воспитанников группы).
Рост числа воспитанников (в том числе с ОВЗ) реализующих свои возможности и испытывающих ситуацию успеха через трудовую деятельность (более 20%)
В данное время появилась такая проблема, каким образом реализовать накопленные бонусы в конце учебного года.
Казалось бы все просто и понятно, но эта система начала самостоятельную жизнь, она прижилась и бонусы стали нашей валютой. Дети стали дарить эти бонусы друг другу по различным поводам и просто выручать по дружбе. Многие сейчас скажут, что это нехорошо и неправильно. Отвечаю, это возможность для детей с помощью своего труда улучшить собственную жизнь, разве не этим занимаемся мы взрослые? Если хотите это основы финансовой грамотности на практике.
Система оказалась очень востребована и в нее вовлечены более 80% воспитанников. Более того, она начала развиваться самостоятельно. Появился запрос на кредиты. Педагоги рассмотрели данное предложение и решили, что кредитную линию мы широко рекламировать не будем и выдавать кредитные бонусы будем только после тщательных консультаций. Детям объяснили каким образом работает кредитная система, и надо отдать им должное на данный момент у нас выдано только 3 кредита.