СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по журналистике " Искусство редактирования текста"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Как научить искусству редактирования текста? Вам расскажет школьный редактор!

Просмотр содержимого документа
«Проект по журналистике " Искусство редактирования текста"»

Оглавление.


Введение.

Часть1.


1.Роль редактора в издании школьной газеты.


1.1.Как развивать редакторские способности.


    1. Ресурсы для редактирования онлайн.


    1. Приемы редактирования текста.





Часть2.


2.Текст как предмет работы редактора.



2.1 Методика редактирования.


2.2. Типичные ошибки, требующие правки.



Заключение.


Список использованной литературы.


Приложение.

















Введение.

Школьная газета позволяет научиться высказывать свои идеи, помогает лучше познать себя, открыть мир. Кроме того, в процессе совместной деятельности ребят разных по возрасту устанавливаются отношения взаимопонимания и преемственности. Она помогает формировать коммуникабельность, учит оформлять свои мысли грамотно. Но как создать текст, который понравится читателю?  

Проект «Школа редакторов школьных СМИ» направлен на развитие социальной компетентности одарённых детей, чьи интересы лежат в области журналистики, их профессиональную ориентацию, а также на качественный рост печатных школьных изданий. Событийный план проекта включает комплекс образовательных практико-ориентированных мероприятий, направленных на ликвидацию ошибок при составлении текстовых записей, в ходе которых осваиваются новые программные продукты, технологии и достижения сферы медиа.

В публикации представлен опыт создания в организации дополнительного образования особой творческой профессиональной среды, обеспечивающей самореализацию талантливых детей и новое качество деятельности школьных СМИ в масштабах образовательного комплекса гимназии восточных языков№4 города Хабаровска.

Тема работы: Основы редактирования текста как средство развития медиа культуры подрастающего поколения.

Цель работы: оценить влияние редакторской деятельности на совершенствование текста как единицы медиаобразования, рассматривая особенности корректировки. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить технологию редактирования текста

2. Выявить перспективы работы школьной редакции.

3. Проанализировать типичные ошибки в первоначальных текстах, составленных школьниками для публикаций.

Практическая часть будет состоять из рассмотрения текстовых материалов газеты нашей гимназии «Восточная Жемчужина» и их правка. Что покажет применение теории на практике.

Актуальность работы: данную тему, можно рассматривать не только в сфере изучения русского языка, журналистики, но и в других профессиях. Наиболее полезной работа окажется для начинающих редакторов, блогеров, рекламных агенств, которым необходимо знать в совершенстве особенности правки материалов.

Ценность и новизна   работы, прежде всего, состоит в том, что редактированию текстов отводится мало уроков по развитию речи, это тема слабо изучена в школьном курсе. А современное общество требует развитие информационного контента. В особенности с практической точки зрения. Кроме того, автор работы главный редактор газеты «Восточная жемчужина» на протяжении двух лет и непосредственно сталкивался с ошибками при правке текстовых материалов.

Гипотеза: для более грамотного преподнесениям информации людям нужны живые редакторы, а не программные.

Методы исследования: сравнительный анализ, описательный анализ

Практическая значимость: представленная работа в будущем может помочь начинающим журналистам-редакторам, всем интересующим медиаграмотностью.

Объект исследования: книги, которые помогут нам в изучении вопроса редактирования журналистских материалов; а также предложения из

«черновых» вариантов текстов школьников для публикации в издание газеты, которые будут проанализированы.

Предмет исследования: редактирование журналистских материалов как вид деятельности представителя СМИ.















1.Роль редактора в издании школьной газеты.

Школьная пресса - это не только средство мотивации к отметке за работу, но и средство информации, поддержка творчества, инструмент для выражения   мнения. Таким образом, школьная   газета остается актуальной, несмотря на развитие и возникновения новых средств коммуникации. Миссия школьных изданий - просветительская, педагогическая и воспитательная. И самый важный результат работы школьных редакций не в стопках свежих выпусков газет или журналов, а в тех качественных изменениях, которые происходят с теми, кто их создает и кто читает.
В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач. В процессе коллективной работы над школьной газетой формируются нравственные ценности и действующая модель современного мира. 
Еще одним важным качеством, которое “взращивает” газета, является ответственность. Ведь работа в команде — дело серьезное и трудное. Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу.

Основа труда редактора заключается в необходимости критически относиться к материалу, давать позитивные рекомендации, принимать самостоятельные решения. Каждый материал индивидуален и требует соответственного подхода. Редактор критикует для того, чтобы помочь автору лучше решить поставленные перед ним задачи, сделать более совершенными содержание и форму материала еще до того, как его напечатают. Редактировать текст можно только тогда, когда редактор точно определит причину его несовершенства и сможет убедительно сказать, что правка необходима. Нужно стараться вносить минимум поправок. Стиль, задуманный с начала, должен быть сохранен. Редактор понимает, что заслуга в выходе того или иного материала в печатном издании принадлежит автору, ее написавшему, и издательству, его выпустившему в свет.

Редактирование – это процесс, который охватывает все стороны работы над текстом. Он включает в себя как содержание, так и вопросы композиции, языка, стиля.

1.1.Как развивать редакторские способности.

Чтение и знание правил русского языка помогает развивать искусство редактирования текста.

Грамотный писатель не тот, кто не ошибается, а тот, кто может проверить текст и исправить его. Можно выделить 3 этапа работы над редактированием текстового материала:

1. Ознакомительное чтение, во время которого оценивают целостность материала, его содержание, идею и манеру изложения.

2. Углубленное чтение, во время которого рассматривают связь микротем. Редактор анализирует отдельные единицы текста, соотносит между собой его части, работает над детализацией, исправляет все виды ошибок.

3. Контрольное чтение способствует анализу единообразие подачи, правильность написания самых сложных элементов, имен собственных, числовых данных и дат.

1.2. Ресурсы для редактирования онлайн.



В интернете сегодня работают специальные ресурсы для редактирования текста онлайн. От всех ошибок не избавят, но помогут устранить наиболее часто встречающиеся.

TopWriter – сервис для сравнения двух разных текстов.

1Y.ru – сервис для поиска повторяющихся слов.

Plainrussian.ru – сервис для оценки читабельности текста.

Грамота.ру – сервис для проверки текста на грамотность.

Text.ru – сервис для проверки уникальности и орфографии текста.

Content Watch сервис для проверки уникальности и орфографии текста.

Главред – сервис для всесторонней проверки текста (грамотность, ошибки, читабельность, повторы, слова-паразиты и т.п.).

Следующим этапом исследования стало анкетирование учеников 5-8 классов, в результате которого выяснялось, что большинство участников опроса редактируют тексты разными способами. ( ПРИЛОЖЕНИЕ1,2)


1.3.Приемы редактирования текста.

Изучая методику редактирования, мы выявили несколько условий для создания грамотного и востребованного текста для читательской аудитории.

1. Дробление сложных предложений на простые позволяет лучше понимать информацию. Пример: (Его ноги еле-еле плетутся по дороге, усталость и остатки ночи охватили его полностью, замедляя ход). Он еще не до конца проснулся. И из-за этого медленно идет.

2. Детализация абстрактных прилагательных делает текст убедительным.

В русском языке слова многозначны. Все фразы с абстрактными словам ( чаще прилагательные) пусты без детализации.: каждый человек понимает их смысл по-своему. Главная особенность таких фраз — к ним всегда можно приставить какой-либо вопрос. Вот список некоторых абстрактных слов, которые часто используют в текстах школьники, и примеры , как их детализировать.

Опытный

8 лет изучает язык и является победителем олимпиад


Эффективный

100% получение информации за месяц


Оперативный

Быстро реагирует на происходящее


Недорогой

Цена: 2оо рублей


Качественный

Соответствует стандарту




3.Замена длинных слов необходима фактами, это повлияет на убедительность высказывание и вовлечет в процесс познания информации.

Слова, состоящие из более 4-х слогов (не считая дополнительного слога, который дает склонение) считаются длинными. Зачастую длинные слова — это еще и абстрактные прилагательные. Так что есть целых две причины устранить их или заменить.

Высококвалифицированный

Учитель с 20-летним стажем

Малогабаритный

Размером со спичечный коробок.

Узкопрофильный

Он исследует китайский язык.

4. Устранение усилителей эмоций автора их должно быть в меру. Нужно избегать абсолютных слов типа: «Мы реализуем любую идею». Возникают вопросы, как и зачем? Появляются недоверие и сомнение в полученной информации.

Особый

Никакой

Все

Абсолютный

Беспрецедентный

Всегда

Везде

Каждый

Довольно

Сильно

Очень

Крайне

Реально

Любой

Действительно

Совсем

Совершенно

Весьма

Какой-то

Наверное

5.Глаголы в тексте должны быть в активном залоге- замена пассивного залога активным.

Школа построена и введена в эксплуатацию застройщиком.

Договор заключен 1 декабря.

Класс   оснащен новой мебелью.

Задание будет сделано завтра.

Другими словами, это глаголы, ставящие акценты на действии, а не на том, кто это действие выполняет. Ничего плохого в них нет, но сильные глаголы воспринимаются и работают лучше. Сравните:

Застройщик построили  школу и ввели ее в эксплуатацию.

Они подписали договор 1 декабря.

Родительский комитет оснастил класс новой мебелью. 

Мы сделаем задание завтра.

6. Устранение лишних наречий, они ослабляют фразу и вносят неопределенность.

Сравните две фразы:

  1. Наречия зачастую значительно усложняют восприятие большинства текстов

  2. Наречия усложняют восприятие текста.

Второе предложение воспринимается гораздо легче, а смысл одинаковый.

  1. Я это сделаю

  2. Я это сделаю хорошо

  3. Я это сделаю хорошо и быстро

  4. Я это сделаю хорошо, быстро и качественно

  5. Я это сделаю очень хорошо, быстро и качественно

  6. Я, действительно, это сделаю очень хорошо, быстро и качественно

  7. Я, действительно, это сделаю очень хорошо, быстро и качественно, на самом деле

Еще наречие можно смело убирать, когда оно дублирует смысл глагола. Предложение от этого только выиграет. Нужно уметь видеть логические повторы и устранять их.

Примеры: Он тайно наблюдал за конкурентом.

Он наблюдал за конкурентом.

7. Слова должны точно быть выбраны по смыслу речевой ситуации, важны факты.

Многие любят использовать фразы «распылители»:

Один из топовых

В числе лучших

Более 6 лет на рынке

Здесь лучше конкретизировать, используя параметр, которым “меряются” лидеры и сделав акцент на фактах.

Поставили 5 тонн бумажных изделий за октябрь.

Защитили 200 автомобилей от угона.

6 лет на рынке

8. Частное значение какого-либо слова дает информативность предложению- гипонимизацию

Сравните информативность трех предложений:

  1. Зверь набросился на него

  2. Собака набросилась на него

  3. Дог набросился на него

Значение одно и то же, но информации третье предложение несет больше, чем первое. Этот прием значительно повышает информативность текстов при том же количестве слов.

9. замена составных сказуемых упрощает чтение текста. Их можно заменить одним более точным глаголом. Слова “можете”, “должен”, “нужен” и их производные называются модальными глаголами и сами по себе не несут смысла. Поэтому их можно смело убирать из текста.

Можете заказать книгу в интернете.

Ему нужно найти решение.

Необходимо вызвать подкрепление!

Он пустился рассуждать о искусстве.


Закажите книгу в интернете.

Он ищет решение.

Нужно подкрепление!

Он говорил об искусстве



10. Упрощение отглагольных существительных их замена на глаголы. Легче читается текст.

Типичные конструкции и их замена:

Занимаемся реализацией бумажных изделий.

Производим доставку и установку, и настройку противопожарных систем.


Поставляем бумажные изделия.

Доставляем, устанавливаем и настраиваем противопожарные системы


11. Устранение клише и канцеляризмов они усложняют чтение

Все знают, что учиться не просто.

Сей факт имел место быть в 1917 году.

Сегодня каждый может сделать ролик в интернете.

Подавляющее большинство поддерживает здоровый образ жизни.


Учиться не просто.

Это случилось в 1917.

Каждый может сделать ролик.

80% людей ведут здоровый образ жизни.

12. Замена сложных оборотов.

Причастные и деепричастные обороты, загромождают текст и часто отвлекают читателя от основной мысли статьи.

2. Текст как предмет работы редактора.

Редактирование опирается на знания о тексте как элементе русского языка. Термин «текст» по своей природе многозначен. Им можно назвать любую предоставленную для опубликования рукопись статьи или же часть материала. Задачи при редактировании текста:

1) исследование смысловой стороны текста в процессе его порождения, восприятия и понимания;

2) наблюдение над текстом как единицей коммуникации;

3) изучение проблемы информативности текста

2.1 Методика редактирования.

Основная цель редактора – правка текста.

Существуют разные виды исправления материала.

1.   Правка- сокращение доводит текст до заданного размера. Редактор вычеркивает часть текста и укладывает материал в строго отведенное число строк или листов, сохраняя смысл. В оставшейся части текста либо не делается никаких изменений, либо вносятся небольшие стилистические исправления, цель которых – восстановить нарушенные при сокращении связи между частями текста.

Различают сокращения текста частями и сокращения внутри текста. Первые используются для отдельных читательских групп, например, для детей и подростков. Редактор оставляет лишь то, что касается заданной темы. Вторые используются, например, при правке популярной брошюры, когда редактор из множества доказательств оставляет только самое убедительное, убирает многословие и повторы. Сокращение необходимо, когда материал растянут и в нем преобладает речевая избыточность, и, кроме того, он загроможден однотипными примерами и данными. Наибольшим сокращениям подвергаются статьи, работа над которыми идет с известной оперативностью, отчего зачастую страдает качество. Правка-сокращение в подобных случаях переходит в правку-переделку.

2. Правка-обработка исправляет неудачные обороты и слова, уточняет формулировки и фразы, придает построению произведения логичность, добавляет более убедительные аргументы, устраняет любые признаки путаницы. При этом тонкости стиля и слога автора должны сохраняться. К наиболее распространенным недостаткам материалов авторов относятся: неточные формулировки, неправильное деление текста на абзацы, слабое обоснование основных положений. Иногда факты, приведенные в материале, не имеют прямого отношения к основной теме, изложение ведется без должной последовательности, отдельные части непропорциональны. При этом вносить существенные изменения в текст рекомендуется только с согласия автора.

3.Правка-переделка актуальна в тех случаях, когда редактор трудится над работами авторов, плохо владеющих литературным языком. Цель правки-переделки – создание нового варианта текста на основе материала, представленного автором. Строго основываясь на фактах, редактор придает мысли автора литературную форму. Данный вид правки предусматривает возможность изменения жанровой структуры, тона и стиля материала. Работа редактора над процессом правки-переделки мало отличается от самостоятельного творчества. Однако по совету редакции переделку должен осуществить сам автор. Это не всегда удается сделать в условиях оперативной работы редакции газеты.

4.Правка-вычитка. Смысл правки-вычитки состоит в том, чтобы сравнить текст с более совершенным оригиналом, выявить технические погрешности и устранить их.

Правка-вычитка производится также при сверке набранного текста с оригиналом. При данном виде правки следует проверять в источниках все, что вызывает хоть малейшее сомнение. При нарушении же этого непреложного закона могут быть неприятные последствия. Задача литературного редактора заключается в сличении текста с наиболее безукоризненным, заслуживающим внимания оригиналом и в исправлении погрешностей, если они в тексте есть. Корректорская вычитка устанавливает единообразие орфографии и пунктуации, условных обозначений и терминов.

Таким образом, все виды журналистского редактирования направлены на то, чтобы каждый материал отвечал требованиям и был грамотен, доходчив по языку и стилю, точен и правдив.

Редактор должен использовать специальные знаки правки. Если необходимо удалить слово или фразу, то они просто вычеркиваются. Отдельные слова или предложения вписываются между строк или на полях. В последнем случае графически указывается, где в тексте должна расположиться вставка.

Вдумчивый, требовательный к себе редактор будет думать прежде всего о том, чтобы был бережно сохранен стиль, индивидуальность автора.


2.2. Типичные ошибки, требующие правки.


Мы выделяем следующие ошибки при построении текстов у школьников.

    1. Логические.

Часто встречаются случаи, когда фраза построена грамотно, без ошибок, но текст нуждается в доработке. Так как одно предложение содержит противоречия с предыдущими «Законы правильного мышления лишь определяют развитие мысли. Но сама мысль воплощается автором в тексте при помощи конкретных образов и сюжетных линий, построение которых и должно быть логичным»,- утверждает А.В. Западов в статье

«Логическое редактирование». Первый признак нелогичного мышления автора – неверное употребление союзов «ибо», «потому», «так как», «следовательно», «но». Существует всего четыре закона логики: 1) тождества, 2) противоречия 3) исключенного третьего 4) достаточного основания. Только при помощи них редактор достигает четкости, ясности, аргументированности всех положений и выводов, приведенных автором.

Выделяют четыре вида наиболее часто встречающихся логических ошибок:

1. Смещение плана изложенияПример:

«Прекрасные условия для отдыха школьников созданы в « Мире Детства». Но это летом. А зимой в лагерь не поедешь, зимой мы должны учиться. На базе отдыха хорошо и ясным солнечным днем, и в дождливую погоду, потому что рядом водоем и команда единомышленников».

2. Утверждение взаимоисключающих понятийПример:

« Ребята вернулись уставшие и стояли погруженные в воспоминания, только из головы одного из них не выходила мысль об отдыхе».

3.Сопоставление логически неоднородных понятий. Пример:

«Несмотря на молодость – была она не старше нас, - она прекрасно училась и была лидером в группе».

4. Неверное установление причинных связей. Пример:

«Мне нравится история, поэтому в свободное время я занимаюсь еще и плаваньем».

Редактор должен проследить, чтобы в цепи авторских аргументов не было ничего лишнего, чтобы их было достаточно для доказательства выдвинутого тезиса. Читателю трудно разобраться в тексте, в котором отдельные звенья соединены бессистемно.

Как учит профессор А. В. Западов, «логическое доказательство возможно, но только при наличии в нем трех элементов: того, что доказывается, чем доказывается и как или почему доказывается. В противном случае доказательство не будет иметь никакой силы – ведь тогда станет неизвестным, что или чем доказывается, а стало быть, и все рассуждение потеряет какую бы то ни было цену».

Кроме того, он называет пять правил, которые необходимы при построении логического доказательства:

1. Тезис должен быть ясным и точно определенным высказыванием.

2. Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства.

3. В качестве аргумента не могут приводиться положения, сами по себе требующие доказательств.

4. Аргумент должен являться достаточным основанием для тезиса.

5. Истинность аргументов должна быть подтверждена самостоятельно, независимо от тезиса.

Неправильное словоупотребление нередко приводит и к логическим ошибкам. В их числе – алогизм – сопоставление несопоставимых понятий

2. Смысловые ошибки.

Смысловые ошибки являются следствием нарушения логических или стилистических норм. Они возникают вследствие неверной трактовки суждений, имеющих двоякий смысл или вызывающих нежелательные ассоциации. Существует четыре вида стилистических ошибок.

1. Нарушение логики изложения:

- Излишний лаконизм. Пример:

«Нередко в покой семьи врывается нечто громкое – вроде отказов родителей давать деньги на карманные расходы».

- Пропуск звена в объяснении. Пример:

«Я работал на пятерки, за что меня и отправили на олимпиаду».

- Умолчание об объекте действия. Пример:

« Паспорт до 14 лет не выдают».

- Наличие двух мыслей в одном предложении. Пример:

«Девочки, показавшиеся мне очень грамотными, оказались из редакторского отдела, одного из самых известных в городе, конкурсный отбор туда был не прост».

3.Лексические ошибки:

- Неточность выбора слова, употребление слов, вызывающих нежелательные ассоциации. Пример:

«Каждое выступление внесло свою железобетонную лепту в радость зрителей».

- Смешение прямого и переносного значения слова. Пример:

«Наши орлицы полетели и выступили в танце лучше всех».

- Неумелое использование фразеологических сочетаний. Пример: « Ребята успешно сдали экзамены и первыми вступили на рубеж 10 класса».

- Использование применительно к животным выражений, характерных для поступков человека. Пример: «Собаки требовали ласки, подставляя нам бока, руки, ноги».

- Неверное употребление терминов, профессионализмов, слов с обобщающим значением. Пример: «До 10 часов всем необходимо пройти хирурга и лора».

4. Морфологические ошибки.

- Неправильное употребление местоимений. Пример: «Надо было родиться в рубашке, чтобы получить зачет по физике. Им оказался наш класс».

- Употребление множественного числа имен существительных вместо единственного числа. Пример: «Все они жаловались врачу на сердца».

- Смешение слов, значение которых отличается по родовому окончанию. Пример: «Его мать работала овчаркой».

5. Синтаксические ошибки.

- Неверный порядок слов в предложении. Пример: «От страха он почувствовал, как у него больно заломило сердце».

- Неправильное управление и примыкание. Пример: «Недостаточно внимания уделяется правовому воспитанию молодежи».

6.Стилистические ошибки.

Оценочные выводы формируются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к языку и стилю каждого материала.

Совершенствование формы материала должно способствовать повышению его информативности и эффективности. Оптимальная форма материала предполагает соответствие текста способности к восприятию и степени подготовленности потенциального читателя. Если этого нет, произведение может быть понято читателем с искажениями.

7.Речевые и грамматические ошибки.

- Обилие общих фраз, не содержащих никакой конкретной информации. Пример: «Задел успешной работы определила первая учебная четверть. За этот период мы реализовали все, что выработали, и получили соответствующие показатели»

- Канцеляризмы – словосочетания, проникшие в разговорную речь и литературный язык из среды чиновников старших поколений. Пример: «Решение вопроса о реконструкции, замене оборудования, строительстве новых установок – первоочередные задачи»

- Тавтология – повторение одних и тех же или близких по значению слов, делает фразу громоздкой, многословной, затрудняет ее понимание. Пример: «Лежа в палатках, слушали шум проливного дождя и звук капель, капающих прямо на нос с протекающей крыши палатки»

- Употребление слов в несвойственном им значении. Пример: «В случае победы российская команда также получала шанс на олимпийские лицензии»

 - Неправильное использование деепричастий. Пример: «Уезжая из лагеря, меня охватывало чувство полного душевного спокойствия».

Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова.

Неправильный выбор слова делает речь неточной, а иногда искажает смысл высказывания. Правка в таких случаях сводится к лексической замене. Пример: После звонка людям трудно пробраться в зал, приходится долго стоять в очереди из-за узкой двери (Первонач.)

После звонка люди полнятся возле узкой двери и долго не могут войти в зал (Испр.)

  1. Фактические ошибки.

Неверно изложенные факты

Ложные ассоциации

Абсурдность высказывания порой придает фразе комическое звучание. Из-за неточности употребления слов также может возникнуть анахронизм - это нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой.

Пример: В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги. Слово «митинги» появилось значительно позднее, причем в Англии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В ходе исследования в данной работе были рассмотрены особенности редактирования текстов. Несмотря на то, что тема была проработана, все же, остался ряд нерешенных вопросов, которые, несомненно, стоит в дальнейшем изучить.

Ведь редактирование, а точнее работа редактора приходит с годами. И сколько бы книг по редактированию вы не изучали, кто бы вас ни учил править – всё равно, к каждому это придет не сразу, а лишь в результате дотошной и кропотливой работы над текстом.

Стоит отметить, что работа редактора считается очень сложной и ответственной. Она носит определенный характер и соответствующие ему аспекты. Редактор должен в совершенстве знать этапы работы над материалом и следовать каждому из них. Следует также отметить, что ему необходимо владеть знаниями о тексте с филологической точки зрения. Редактор в совершенстве должен освоить процесс правки текста. Ему нужно уметь углубленно вчитываться в каждое предложение. Прежде чем приступить к редактированию, он должен определиться с видом правки: обработка, переделка, сокращение, вычитка. Кроме того, он должен уметь различать ошибки: смысловые, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, а также возникшие из-за нарушения логики изложения.

Также были рассмотрены и проанализированы материалы газеты «Восточная жемчужина» и выявлены несколько типичных ошибок, которые допускали обучающиеся в своих материалах.

Использование текстовых редакторов и мессенджеров в общем упрощает общение людей, общение стало мобильным, люди находятся постоянно на связи друг с другом. Люди, набирая текст, все реже задумываются о правилах русского языка, надеясь на то, что программа сама исправит или предложит вариант замены ошибки. Но если ошибок в слове больше, чем одна, то программа не предлагает замену ошибке, в результате появляются “новые - исковерканные” слова, а при общении сленг. При этом это наблюдается не только в мессенджерах, но и газетах, журналах, на сайтах в интернете, социальных сетях. В свою очередь современные люди, получая информацию в основном из этих источников, практически не читая художественную литературу, видят эти “новые” слова и в итоге грамотность населения снижается.( ПРИЛОЖЕНИЕ3)
Благодаря всем этим вспомогательным программам, общение и информация стали более доступными, но я считаю, что при этом важно не забывать про художественную литературу и стараться соблюдать правила и не забывать, что русский язык – это могучий, красивый язык.



Список использованной литературы.


  1. Богуславская В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов. Изд.-е 2-е. М.: Изд-во ЛКИ, 2008.

  2. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. М., 2003.

  3. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1986.

  4. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск, 1999.

  5. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика: учебное пособие. М., 2005 // URL: http://www.evartist.narod.ru/text16/022.htm.  

6. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.



7.Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб, 1999.

8.Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005 // URL: www.journ.msu.ru.

9.Сиротинина О.Б. Язык СМИ: языковой эталон и речевая реальность // Мир русского слова, 2004, №2. С.75-78.



10.Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. Динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века. Спб., 2002.

11.Шостак М.И. Журналист и его произведение. М.: Гендальф, 1998.







ПРИЛОЖЕНИЕ.

Приложение 1.

Социалогический опрос ( 78 человек)

1. Нужно ли редактировать текст и для чего?

2.Пользуетесь ли вы «черновиком» при создание текстового материала?

3.Как вы редактируете написанное?













Приложение 2.

Приложение 3.

Буклет


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!