СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Почему мы видим?"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект посвящен проблемам зрения. Показаны причины дефектов зрения, дана подборка правил для сохранения зрения.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Почему мы видим?"»

Областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение

«Сельскохозяйственный техникум»

















Выполнила: студентка 2 курса,

профессия 19.01.17. «Повар, кондитер»

Голубева Анастасия

Руководитель:

Аленникова Л.В. -преподаватель биологии





2018г.



Содержание

Название раздела

страница

1.

Введение


2.

Почему мы видим?


3.

Исследования


3.1.

Основы безопасности зрения


3.2.

Сравнение красного и синего цвета


3.3

Воздействие света на зрачок


3.4

Цветовые ощущения


3.5

Причины ухудшения зрения и упражнения для глаз.


4.

Заключение


5.

Литература

















ВВЕДЕНИЕ

Глаза – важнейший орган человека. Без зрения мы не смогли бы созерцать всю красоту окружающего нас мира. Поэтому необходимо постоянно уделять внимание этому органу чувств. Ведь его нарушение ведёт к ухудшению качества жизни и другим неисчислимым потерям, способным кардинально изменить нашу судьбу. Через зрение мы получаем 90% информации об окружающем нас мире.

Плохое зрения у большинства людей возникает по причине перенапряжения глазных мышц. В результате этого нарушается циркуляция крови, что ведёт к застойным процессам и ухудшению питания глаз. Перенапряжение возникает в том случае, когда глаза долгое время смотрят на один и тот же предмет, мелкие предметы. Это может быть экран компьютера, книга, какая-то документация, с которой приходится знакомиться часами.

В современном мире, где большое распространение получили различные электронные гаджеты с экранами разных размеров и разрешений, частое их использование приводит к проблемам зрения.

Цель работы: орган зрения — глаз, проблемы и дефекты зрения, профилактика и исправление дефектов зрения.

На основе поставленной цели выполнить следующие задачи:

  1. Изучить информацию по теме.

  2. Изучить структуру глаза и формирование оптического изображения в глазу.

  3. Раскрыть сущность появления изображения с биологической точки зрения.

  4. Систематизировать способы выявления причин ухудшения зрения через исследования.

  5. Выполнить отбор упражнений для улучшения зрения.

  6. Указать на решение проблем с дефектами зрения.

  7. Сформулировать общие правила для профилактики зрения.

Объект исследования – зрение.

Предмет исследования – глаз и его дефекты.

Основными источниками по теме стали: учебная литература, ЦОР сети интернет.











2.Почему мы видим?

Зрение важнейшее из чувств человека, поскольку большую часть информации об окружающем мире мы получаем от фоторецепторов, находящихся в сетчатке нашего глаза. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Когда-то (до 17 в.) считалось, что светочувствительным органом является линза глаза – ее хрусталик. Однако нерешенной оставалась проблема: как могут изображения больших предметов размещаться на стол миниатюрном органе? Чтобы как-то выйти из этого тупика, предположили, что линзу стимулируют только те лучи, которые падают перпендикулярно ее поверхности. Таким образом, одновременно решалась и другая проблема: как глаз различает два луча, падавшие в одну и ту же точку линзы от разных точек объекта. Кроме того, изображение должно переворачиваться, как в любой линзе. Чтобы объяснить, почему все-таки мы видим мир отнюдь не «вверх ногами», полагали, что в глазу существуют области, не дающие возможности лучам перекрещиваться или преломляющие их дважды.

Первым, кто понял, что изображение внешнего мира формируется на сетчатке, был выдающийся немецкий астроном Иоганн Кеплер. Это произошло в 1604 г. Еще до открытия своих основных законов движения небесных тел он высказал мысль, что видеть – это значит ощущать раздражение сетчатки, вызванное обратным и уменьшенным изображением предмета. Он полагал, что каждая точка предмета испускает не один луч, а сплошной конус света. Эти световые конусы входят в глаз, и после преломления лучей хрусталика превращаются в сходящие конусы, вершины которых лежат на сетчатке, создавая на ней изображения соответствующих точек. Кеплер также предположил, что в сетчатке имеется очень «тонкое» вещество, которое под действием света разлагается. Это вещество он назвал зрительным духом. Предположение Кеплера о существовании в сетчатке вещества, распадающегося под действием света, получило экспериментальное подтверждение лишь в конце 19 в. Еще один известный физик – Э. Мариотт, - которого мы знаем по трудам в области физики жидкостей и газов, также внес значительный вклад в понимание глаза как оптического инструмента. В 1866 г. На заседании Парижской академии наук он сообщил об обнаружении слепого пятна на сетчатке. Это место, где зрительный нерв входит в глазное яблоко и еще не разделяется на мелкие светочувствительные волокна. Если изображение предмета попадает на пятно Мариотта (это второе название слепого пятна), он становится невидимым. Мариотт повторил это опыт в присутствии короля Людовика 14: он помещал двух вельмож на расстоянии 2 м друг от друга и просил их рассматривать одним глазом некоторую точку сбоку, - тогда каждому казалось, что у его визави нет головы!

Мы не замечаем этого недостатка нашего зрения благодаря долговременной привычке, исправляя этот пробел воображением. Не следует думать, что слепое пятно нашего поля зрения незначительно. Если смотреть (одним глазом) на дом с расстояния 10 м., то невидимой остается довольно обширная часть его фасада, имеющая в поперечнике более 1 м.

Как физический прибор глаз представляет собой подобие фотоаппарата - темную камеру (глазное яблоко) с отверстием зрачком, пропускающим световые лучи. Вся внутренняя поверхность камеры выстлана сетчаткой - оболочкой, состоящей из элементов, воспринимающих световые волны и преобразующих их энергию в нервное раздражение, которое по зрительному нерву передается в мозг.

Глазное яблоко имеет три оболочки. Наружная оболочка (склера) состоит из плотной непрозрачной соединительной ткани. Центральная часть этой оболочки составляет наружную роговую оболочку (роговицу). Под склерой находится сосудистая оболочка, в которой расположены кровеносные сосуды, питающие все ткани глаза.

Передняя часть сосудистой оболочки образует радужную оболочку, играющую в глазу такую же роль, как диафрагма в фотоаппарате. В ткани радужной оболочки заключены две мышцы, одна из которых сужает зрачок (при ярком свете), а другая расширяет (при слабом освещении, темноте) мышцы радужки действуют рефлекторно, независимо от воли человека.

Внутренняя оболочка глазного яблока (сетчатка0 состоит главным образом из нервных клеток, от которых берут свое начало волокна зрительного нерва. В сетчатке находятся особые световоспринимающие элементы, называемые соответственно их форме палочками (орган сумеречного зрения; воспринимают даже слабые световые раздражения) и колбочками (орган дневного зрения; кроме того, они способно воспринимать цвета). Количество палочек в сетчатке человека достигает 130 млн., а колбочек – около 7 млн. В палочках и колбочках находятся особые химические вещества: в палочках – родопсин, или зрительный пурпур, а в колбочках – йодопсин.

На рис. 6 схематично изображена зрительная палочка. Свет, проникая через ее торцевую поверхность, падает на стопку двухслойных мембранных дисков, содержащих родопсин. Под действие света родопсин распадается на два компонента: ретинол и опсин. В результате этой химической реакции происходит возбуждение фоторецепторов, после чего по зрительному нерву к головному мозгу распространяются нервных импульсы. Чувствительность зрительного пигмента к свету очень велика: чтобы расщепить молекулу родопсина, достаточно одного фотона. В темноте ретинол и опсин снова превращаются в родопсин.

Молекулы родопсина в зрительной палочке образуют тончайшие (≈0,005 мкм) слои в фоточувствительных мембранах, причем ось электрического диполя, образуемого этой молекулой, находится всегда в плоскости перпендикулярной направлению света. Это значительно увеличивает вероятность поглощения фотонов по сравнению с тем случаем, если бы родопсин содержался в растворе, где ориентация его молекул была бы произвольной не участвовали бы в поглощении света.

Рассмотрим глаз как оптическую систему (см. рис). Существенными элементами являются: зрачок, размеры которого меняются в зависимости от яркости объекта, предохраняя глаз от перегрузки; двояковыпуклая линза – хрусталик (мышечные усилия позволяют человеку менять кривизну хрусталика и тем самым оптическую силу глаза в зависимости от расстояния до объекта); стекловидное тело, являющееся дополнительной толстой линзой. Совместно линзы дают уменьшенное действительное перевернутое изображение объекта на сетчатке. Как отмечалась выше, изменение химического состава колбочек и палочек в сетчатке вызывает раздражение зрительного нерва и посылку соответствующих сигналов в мозг.

В ненапряженном состоянии глаз сфокусирован на весьма удаленные объекты, при этом его оптическая сила достигает 60 дптр. При мышечном напряжении глаз способен различать детали более близких предметов. Расстоянием наилучшего зрения (20-25 см.) называется такое, на котором глаз работает без утомления и различает мелкие предметы под наибольшим углом зрения. Две точки кажутся раздельными, если они возбуждают две различные светочувствительные клетки (колбочки), между которыми остается одна невозбужденная. При этом угол зрения составляет не менее 1. На расстоянии наилучшего зрения этому отвечает расстояние между точками, равное приблизительно 0,6 мм.

Глаз почти свободен от сферической аберрации (от лат. aberratio – уклонение, удаление) и совершенно не обладает хроматической аберрацией. Чувствительность глаза изменяется в огромных пределах – отношение наибольшей, уже опасной интенсивности и наименьшей (для ее восприятия глаз должен довольно длительно находится в темноте – «приспосабливаться») достигает 1012. Напомним, что у обычных измерительных приборов это отношение не превышает 102. Область длин волн, воспринимаемых глазом, невелика – от 350 до 750 нм. Это очень узкая полоса в спектре электромагнитного излучения. Такая «узость», возможно, обусловлена тем, что на более коротких волнах становится ощутимой хроматическая аберрация.

Благодаря конечной длительности зрительного восприятия (около 0,1 с) быстрая последовательность дискретных образов сливается в сознании человека в один непрерывно меняющийся образ. Это позволяет смотреть кино- и телепрограммы, а также пользоваться быстро «мигающими» осветительными лампами (газоразрядными и люминесцентными).

При рассматривании предмета глаз все время беспорядочно перемещается, останавливаясь на наиболее интересных участках. Ощущение глубины пространства и оценка расстояния до предметов связаны с бинокулярным зрением, т.е. наличием двух глаз. На рисунке схематически показаны изображения двух точек в обоих глазах.

Человек – это одно из немногих существ, которые приспособлены к одновременному рассматриванию предмета обоими глазами: поле зрения правого глаза лишь немного не совпадает с полем левого. Большинство же животных осматривают местность каждым глазом отдельно.

Описанная выше модель человеческого глаза известна уже с конца XIX столетия, однако в настоящее время возникла необходимость создания более точной модели, поскольку оптическое несовершенство нашего глаза является сдерживающим фактором при разработке многих информационных систем: от микроскопов до телескопов, от биноклей ночного видения до медицинских инструментов, от дисплеев в кабинах летательных аппаратов до шлемов игровых систем в мире виртуальной реальности. Ученые предлагают уже не сферическую, а эллипсоидную модель глаза, в которой, вдобавок, показатель преломления является функцией длины волны падающего света.









3.Исследования

3.1.Основы безопасности зрения

Впервые проблема экологии света заявила о себе в тридцатые годы прошлого века, когда начали широко внедряться ртутные газоразрядные лампы. Если лампа накаливания хотя бы содержит тугоплавкую нить, которая не успевает остыть за доли секунды (и перепады яркости не так заметны), то в процессе мерцания первой "трубки дневного света" двадцать раз в секунду наступала полная темнота, что еще агрессивнее действовало на зрение. А психике вредил даже малоприятный зеленоватый оттенок кожи, который возникал при таком освещении. Люди, проводившие много времени в офисах при таком освещении, нередко "переезжали" с работы в психиатрические клиники.

Сегодня часть проблем с агрессивным воздействием такого освещения решена. Современные лампочки пульсируют не столь отчаянно, имеют достаточно приятные оттенки. Важную роль играют плафоны, которые в идеале могут вовсе скрыть пульсацию света. Кстати, ученые советуют: обязательно закрывайте "трубку дневного света" хоть каким-нибудь плафоном, если вам небезразличны зрение и состояние психики. В кабинетах техникума без плафонов светильники не используются. Но сделать искусственное освещение полностью безвредным невозможно.

Россия пока не входит в число главных "световых загрязнителей" планеты, заметно уступая странам Америки и Европы. По моим данным, изучением "светового загрязнения" в нашей стране вообще никто не занимается. В Комитете по экологии Госдумы, который сотрудничает со всеми светилами в области охраны окружающей среды, о "световом загрязнении" слышали и даже знакомы с трудами иностранных ученых. Но об отечественных работах на сей счет и здесь ничего не известно. И напрасно: ведь, скажем, столица по уровню освещенности уже выходит на мировой уровень...

В 2003 году вступил в действие документ СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий" и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и организации работы».

Нормами ограничена пульсация освещенности практически всех помещений на уровне менее 10-15%, а для помещений с персональными ПЭВМ в соответствии СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 менее 5%.

Французский врач Ферре исследовал взаимосвязь производительности труда и цвета. Он установил, что при работе, рассчитанной на короткий срок, производительность труда увеличивается при красном свете, а при синем – снижается. При длительной работе повышению производительности труда способствует зеленый свет, а фиолетовый снижают ее. Эти исследования относятся, прежде всего, к физическому труду, к мышечной работе, но их результаты следует учитывать и при умственном труде.





3.2Сравнение красного и синего цвета

Х.Вольфарт (Канада) показал своим студентам на несколько минут оранжево – красный цвет теста Люшера. До и после эксперимента он измерил пульс, давление крови и частоту дыхания. Произошло то, что и ожидалось: после рассматривания оранжево – красного цвета эти вегетативные функции повысились. На темно – синий цвет нервная система студентов реагировала обратным образом – наступало успокоение: пульс становился спокойнее, давление в крови снижалось, а дыхание замедлялось.

Имя студента

Красный

Синий

Вика

76

72

Аня

64

60

Кристина

72

56

Марина

60

52

Оля

60

44

Даша

50

50

Эдик

80

72

Слава

72

72

Валя

96

92

Маша

80

64

Настя

72

44

Аня

92

80

Кристина

40

32

Света

64

60

Катя

84

80


Эксперимент по влиянию красного и синего цвета провела в 2-х группах техникума. Итог оказался таким же. То, что произошло с канадскими студентами, случается со всеми людьми.


3.3Воздействие света на зрачок

Условия опыта

Результаты опыта

Выводы

Первый глаз смотрит через точечное отверстие, левый глаз открывается

Кажется, что диаметр отверстия становится уже

Свет воздействует на левый глаз и вызывает сужение правого и левого зрачка. Рефлекс среднего мозга

Правый глаз смотрит через точечное отверстие, левый глаз закрыт

Кажется, что диаметр отверстия становится шире

Темнота воздействует на глаз и вызывает расширение правого и левого зрачка. Рефлекс среднего мозга.



3.4.Цветовые ощущения



Диаграмма показывает какую часть спектра воспринимает глаз человека.



Самые общие советы по цветоощущениям

Утром, когда человек встает, нужно мобилизовать и настроить на рабочий лад его организм. Этому способствует красный цвет. Конечно, никто не станет окрашивать в него столовую или кухню, где многие из нас завтракают. Достаточно яркой скатерти или клеенки в красных тонах на обеденном столе и соответствующего передника на хозяйке.

Не будут лишними и одна-две многоцветные картины или фотографии на стене рядом со столом, куда невольно время от времени смотрят сидящие за ним.

Домохозяйкам, проводящим значительную часть дня на кухне, следует особо подумать о ее интерьере. Тут важно, чтобы детали и украшения не просто нравились, радовали глаз, но и были разного цвета. Кстати, это относится и к кухонной посуде, на которую приходится смотреть в течение дня.

То место, где члены семьи проводят время вечером, должно быть насыщено спокойными цветами, предпочтительнее зелено-голубых тонов. На столе за ужином скатерть или клеенку лучше сменить на более мягкую по цвету. Дело минутное, но польза несомненная: сидя за ужином, вы и сами не заметите, как постепенно улетучатся накопившиеся за день возбуждение, раздражение, агрессивность

Прикроватные светильники должны быть неяркими, но дающими достаточно света, если вздумается почитать на сон грядущий. Желательно иметь несколько комплектов постельного белья пастельных тонов - салатового, голубого, розового - и поочередно менять их.


Общее же правило таково: обилие разнообразного цвета в доме - подспорье здоровью.

3.5.Причины ухудшения зрения

  • Перенапряжение глаз. Нельзя читать непрерывно в течение долгого времени до напряжения глаз. Через каждые 40-50 мин. давать отдых глазам в течение нескольких минут.

  • Неправильное питание.

  • Бодрствования по ночам, сон днем.

  • Сдерживание слез.

  • Удары по пяткам.

  • Злоба, зависть, гнев.

  • Цветовое голодание.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ

1.Первые упражнения предложил у нас в стране А.Б. Дашевский - ежедневные упражнения по 15 - 20 минут с вогнутыми линзами. Перед уставшим глазом ставилась слабая линза ( -0,5 дптр ), пока острота не восстановится. Тогда ставилась более сильная линза, и так до тех пор, пока может приспосабливаться глаз. С каждым днем сила линзы увеличивалась. В результате отмечалось улучшение зрения.

2.Очень интересна разработана методика английским доктором М.Корбетт. В ее основе - расслабление мышц глаза. Основные принципы:

Зрение может быть улучшено.

Перенапряжение изнуряет глаза и нарушает зрение.

Глаза должны мигать часто и быстро. Они становятся неподвижными, когда устают.

Расстояние между роговицей и сетчаткой изменяемо за счет сокращения мышц глаза.

Привязанность к очкам способствует увеличению вялости глазных мышц.














ДЫХАНИЕ и ЗРЕНИЕ

Люди с плохим зрением, разглядывая что-либо, нередко задерживают дыхание, при этом снижается кислород в крови и в глазах темнеет, а ведь глазам необходима усиленная циркуляция крови с кислородом. Поэтому рекомендуется использовать технику “затяжного” дыхания. Она состоит в удалении воздуха из легких через неплотно сжатые губы с шипением. Использовать нужно эту методику в случае ухудшения зрения.

ЧТЕНИЕ и ЗРЕНИЕ

Во время чтения глаза выполняют огромную работу. Многочисленными исследованиями ученых установлено: движение глаз по строке происходит не плавно и непрерывно, а скачками, после следует остановка. Скачки, т.е. движения глаз, происходят настолько быстро, что глаз в это время не различает текста. Восприятие текста происходит во время остановки (фиксации ). Продолжительность фиксации - 0,2-0,6 сек., скачков - 0,02 сек. Т.е., 97% времени тратится на чтение и 3% - на скачки.

При усталости появляются длительные остановки, уменьшение числа фиксаций и рефиксаций. Изменяется и поза читающего: человек ближе наклоняется к книге. чаще меняет позу, прерывать чтение. Особенно вредно читать недостаточно освещенный или нечеткий текст.

Навык низко склоненной головы чаще отмечается у детей с недостаточной двигательной и пространственно-зрительной активностью. Офтальмологи рекомендуют при чтении каждые 45 минут для детей 12-14 лет и каждый час для15-17 - летних делать перерыв на 10-15 минут. При этом следует сменить позу, проделать 4-5 простых упражнений, вовлекающих в работу большие группы мышц. Для тренировки аккомодации следует переводить взгляд от книги на отдаленные предметы. Весь этот комплекс способствует снятию умственной и зрительной усталости.

При чтении лежа трудно обеспечить правильное освещение и работа глаза затрудняется. Чтение в метро, автобусе также вредно, т.к. и освещение там недостаточное, и вибрация постоянно меняет расстояние от глаз до книги, что вызывает излишнее утомление. Ни в коем случае нельзя читать вовремя ходьбы.

А теперь практические рекомендации:

  1. Нельзя держать книгу на груди или коленях; в этом положении ухудшается кровообращение и за счет сжатия гортани ухудшается дыхание.

  2. Необходимо варьировать расстояние до книге, чтобы избежать онемения мышц глаза.

  3. Нельзя перед сном читать, лежа в постели, т.к. можно заснуть с книгой, не сняв напряжения с глаз.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОМФОРТ

Невозможно представить жизнь современного человека без искусственного освещения, которое фактически удлиняет период сознательного существования людей. Однако, источники света должны давать освещение, близкое к солнечному излучению.

Как показывают исследования, увеличение освещения от 100 до 1000 люкс увеличивает производительность работы средней трудности на 5-6% , при зрительной - на 15%. Большое влияние оказывает и спектр излучения, особенно на психосферу человека. Принято различать теплые цвета: красный, оранжевый, желтый; и холодные - голубой, синий, фиолетовый; наибольшим успокаивающим действием обладает зеленый цвет - цвет окружающих растений.

В настоящее время все большее распространение приобретают “холодные” люминесцентные лампы, сильно отличающиеся от ламп накаливания. Большой плюс газоразрядных ламп - близость к солнечному спектру; однако, она остается еще далекой от предельно достижимой. Чтобы улучшить спектральный состав люминесцентных ламп, обычно изменяют свойства люминофора, но до сих пор не достигнуто полного соответствия спектру Солнца. Поэтому рекомендуется другой более простой способ регулирования спектра ламп - использование окрашенных отражателей (аналогичный способ используют животные с люминесцентными органами, которые находятся на соответствующих цветовых подложках). Хотя это несколько уменьшает яркость, зато приближает спектр к “ физиологически эффективному”.

ТЕЛЕВИЗОРЫ, МОНИТОРЫ

Сегодня эти изобретения получают все большее распространение во всех сферах деятельности человека. В то же время, длительная работа перед экраном вызывает ряд негативных реакций: резь в глазах, быструю утомляемость, усиленная слезоточивость, снижение резкости зрения, а так же головные боли и другие симптомы перенапряжения. Главная причина - несоблюдение правил эргономики, однако, многие рабочие места операторов лишены этогоЧ что пагубно отражается на их здоровьи и производительности. Если с компьетерами соприкасаются не многоие, то телевизор - вещь распространенная. Для телезрителя характерно зрительное утомление, для избежания которог используют разные методы: включенный свет, цветная пленка на экране и т.д. Для уменьшения утомления можно использовать простое устройство - окантовывающая матовая цветосветовая рамка. Плюс окраска стен: стену к которой обращен эран окрашивается в сине-голубой цвет, а остальные стены в более светлый цвет.

Несколько рекомендаций для уменьшения утомления при работе с мониторами:

  1. Размещайте монитор чуть выше уровня глаз, что снижает нагрузку на мышцы, окружающие глаз, т.к. в таком положении они наименее напряжены.

  2. Вечернее освещение кабинета - голубых оттенков; по яркости примерно как у дисплея.

  3. Через каждые 30-45 минут проводить зарядку для глаз.

НОЧНОЕ ЗРЕНИЕ

Человек, входящий в темное помещение с залитой светом улицы, оказывается на несколько минут почти слепым. Затем он начинает постепенно привыкать к темноте и может видеть объекты более чем в тысячу раз темнее тех, которые едва различал в первый момент.

Этот феномен направил исследователей на поиски механизмов, изменяющих светочувствительность глаза - так было открыто обратимое фотохимическое выцветание зрительного пурпура (в темноте зрительный пурпур не выцветает , а также восстанавливается вместе с соответствующими отделами ЦНС).

Для повышения ночного зрения было предложено множество методик. Еще в 30-е годы было обнаружено, что белая и красная “засветка” весьма повышают ночное зрение, причем красная - наиболее эффективная.

Рекомендации:

  1. Чтобы повысить чувствительность зрения, сделайте 10 глубоких вдохов.

  2. Избегайте прямого попадания света в глаза.

  3. В случае чтения мелких значков, свет должен падать только на рабочую поверхность.

  4. После воздействия яркого света в темноте наступает ослепление. Для более быстрого восстановления потерянных функций, рекомендуется после ослепления “засветить” глаз голубым светом.

ЗРЕНИЕ И СПОРТ

Близоруким людям, а особенно детям необходимо учитывать показания и противопоказания при занятиях спортом, т.к. спорт может им сильно навредить, особенно при огромных нагрузках.

ВИДЕОТРЕНАЖЕРЫ

Видеотренажеры - особый класс технических устройств, позволяющих тренировать в целях профилактики и восстановления зрения, особенно, для детей. В их принципе заложена методика, описанная выше; при чтении между текстом и глазом располагают аппарат с автоматической сменой линз, которые либо облегчают, либо затрудняют чтение - таким образом проводится “оптический массаж” внутри глазных мышц.

Другой тренажер - для разработки глазомера, позволяющий быстрее оценивать расстояние до предмета и его габариты.

Все выше перечисленные принципы и методики очень важны для профилактики, коррекции и лечения различных нарушений зрения для всех возрастных групп, но для детей ведущую роль играет профилактика, что позволяет вовремя избежать осложнений.

Инородные тела и глаз

Во всех случаях попадания в глаза инородных тел следует наложить повязку из чистого бинта и как можно быстрей доставить больного к врачу. Никогда не следует самостоятельно извлекать внедрившееся в глаз инородное тело, так как это может привести к тяжёлому повреждению глаз. При химических ожогах глаз необходимо тот час же вымыть лицо с закрытыми глазами, а затем обильно промывать глаз в течении 5-10 минут. Для этого можно использовать питьевой фонтанчик, обычно водопроводный кран или просто лить на глаз воду из любого чистого сосуда. Если есть возможность, при ожогах кислотами к воде прибавляют немного соды, а при ожоге щелочами промывают глаз молоком. При ожоге анилиновыми красителями (грифелем чернильного карандаша, чернилами) для промывания глаз лучше использовать крепкий настой чая, который содержит танин, ослабляющий действия красителя. После промывания, не накладывая повязки на повреждённый глаз, надо тут же направить пострадавшего к врачу.

Чаще всего повреждение глаз могут возникнуть в производственных условиях. Основными мерами их предупреждения являются, строгое выполнение правил техники безопасности на производстве; эффективная вентиляция в цехе, уменьшающая запылённость и вероятность попадания в глаза инородных тел; правильное обращение с инструментами, соблюдение порядка и чистоты на рабочем месте, оборудование станков устройствами для улавливания и отхода стружки искр .Для предохранения глаз от химических ожогов все манипуляции с едкими жидкостями производятся с помощью специальных устройств, исключающих их расплескивание; необходимо следить за исправностью трубопроводов, служащих для перекачки едких жидкостей. Необходимо пользоваться и индивидуальными средствами защиты глаз при выполнении слесарных ,кузнечных, каменотесных работ, при обслуживании химической аппаратуры, обрубки литья, в процессе станочных операций, проката металла, сварки, ремонта сельскохозяйственных машин и т.д.

Средствами индивидуальной защиты служат очки, очки свето - фильтры, маски, шлемы, щитки для сварщиков со светофильтрами.

КАК СОХРАНИТЬ ЗРЕНИЕ

  • Быстро и крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть глаза. Повторить 6-8 раз.

  • Моргания в течение 1-2 мин.

  • Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек.

  • Не читайте лежа и в транспорте, не читайте и не пишите, слишком низко наклонившись к тексту.

  • Особое внимание освещению. Лампу ставьте с левой стороны стола, а стол располагайте слева от окна.


Компьютер

Организуйте свою жизнь так, чтобы и во время работы на компьютере, и в свободное от работы время вы имели возможность активно отдыхать и восстанавливать свои силы.

Для начала достаточно освоить и регулярно выполнять одно, максимум два упражнения для глаз. Зато выполнять их нужно на совесть, соблюдая все требования.

Ваши усилия окупятся тем, что глаза у вас не будут уставать, взгляд будет всегда ясный и сияющий, улучшаться концентрация внимания, мыслительные способности, вы испытаете радость того, что сумели проявить терпение и соблюдать самодисциплину.

Проникнитесь мыслью о необходимости заботы о своих глазах и самым оптимальным образом оборудуйте своё рабочее место, чтобы не наносить вреда своему здоровью.

В помещении, где вы работаете, найдите место для комнатных растений. В декоративных целях можно использовать вазы с сухими цветами. Можно украсить помещение пряными растениями и расставить букетики высохшей мяты или воткнуть в апельсин шляпки душистой гвоздики.

Поставьте недалеко от своего рабочего места вазу с фруктами и ешьте их вместо сладостей. Развесьте по стенам цветные, радующие глаз картины, эстампы и т.д.

Вместо кофе пейте минеральную воду. Заботясь о своём здоровье и считаясь со своими некурящими коллегами, категорически откажитесь от курения на рабочем месте.

Работая на компьютере, вы должны:

  • Многократно в течение дня делать пальминг; часто и быстро моргать;

  • «путешествовать» взглядом по рабочему помещению, осматривая находящиеся в нём предметы;

  • Практиковать ступенчатую фокусировку;

  • Делать соляризацию с закрытыми глазами;

  • Следить за своим дыханием;

  • От души почаще зевать;

  • Потягиваться всем телом;

  • Совершать круговые движения плечевыми суставами;

  • Поворачивать вправо и влево голову, вспоминать, что краткие паузы для активного отдыха повышают вашу работоспособность и снимают зрительное утомление;

  • Как можно чаще снимать очки.

Благодаря этому вы будите расширять поле своего зрения в прямом смысле этого слова. Кроме того, без очков глаза расслабляются, а цилиарная мышца, регулирующая кривизну хрусталика, тренируется.

Чаще улыбайтесь, не хмурьте брови, придавайте мягкость взгляду.





4.Заключение


Все выше перечисленные факты очень важны для профилактики, коррекции и лечения различных нарушений зрения для всех возрастных групп , но для детей ведущую роль играет профилактика, что позволяет вовремя избежать осложнений.




5.Литература:

1.Учебник биологии 8 класс Д.К.Дроздов(1996 год)

2.Биология-Человек А.Г.Дрогомилов (1998 год)

3.Медицинская энциклопедия А.П.Вавилов (1991 год)

4.Учебник «Основы экологии» 9 класс Н.М.Чернова (1989 год)

5. «Человек здоровье» Л.Е.Гусева.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!