Отдел образования администрации города Ждановки
Муниципальное дошкольное учреждение
Ясли-сад № 3 «Уголёк»
Проект «Почему осень разноцветная».
Речевое и художественно-эстетическое развитие (средняя группа)
Подготовила:
Воспитатель Шепелёва М. Ю.
2021-2022 уч. Год.
Пояснительная записка
Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредованная языком. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.
Каждого ребёнка в детском саду необходимо научить правильно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать в связной речи.
В практике своей работы я использую различные методы и приёмы развития речи. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, составление плана, повторное чтение с договариваем, дидактические игры и др.
Изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.
Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
По данным современных педагогов и психологов, с каждым годом увеличивается количество детей с низким уровнем развития речи. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления разработка научно обоснованного содержания и эффективных методов, направленных на повышение уровня связанного речевого развития имеет большое значение и является сложной педагогической проблемой.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Совершенствуя мыслительные и познавательные способности дошкольников, а также развивая лексико-грамматический строй языка и связную речь, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в педагогике приемы и методы, в том числе и современные технологии, опираясь на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ГОС ДО и запросам современного информационного общества.
Ресурсное обеспечение проекта
Информационные ресурсы:
- интернет ресурсы
Учебно-методические ресурсы:
Литература
- типовая образовательная программа «Растим личность»
- парциальная программа «Донбасс-мой край родной»
- Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», - М.: Просвещение, 1991
- Рыжова Н.В. «Развитие речи в детском саду, - Ярославль: Академия развития, 2007
- Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой.-4-изд., испр.-М.:ТЦ Сфера, 2017
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-
Синтез, 2014г.
- Развивающие занятия с детьми 4-5 лет./ Под ред. Л.А. Парамоновой
- А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду», 2015
- Микляева Н. В. Развитие языковой способности у детей 3 – 7 лет М. 2014
Оценка эффективности реализации проекта
Для детей:
• Повысится интерес детей к познавательной деятельности, дети будут охотно включаются в образовательный процесс;
• Повысится: точность, связность и выразительность речи;
• Развиваются творческие способности;
• Повысится творческая активность детей: они с удовольствием будут участвовать в драматизации сказок;
• Дети с интересом будут смотреть театральные постановки других и удовольствием будут воспроизводить их в своей игровой деятельности;
Для родителей:
• Родители активно включатся в образовательную деятельность группы, будут интересоваться развивающими технологиями работы с детьми дошкольного возраста.
• Повышенная компетентность родителей по данной теме, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Для педагогов:
• Повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Перспектива развития проекта
Разработка системы организации образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста по развитию речи в ДОУ. Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи через использование педагогических инноваций будет применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом работы. Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.
В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов во взаимодействии детского сада семьями воспитанников не только в области речевого развития, но и в эффективном решении задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Методический паспорт проекта
Структура | Содержание |
Тема | «Почему осень разноцветная» |
Руководитель проекта | Шепелёва Мария Юрьевна |
Исполнитель проекта | МДОУ № 3 я-с «Уголёк» |
Юридический адрес исполнителя проекта | 86391, ДНР, г. Ждановка, квартал 26/34, д. 10-а |
Адресация проекта | Проект предназначен для воспитателей средней группы. |
Цель проекта | - учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог. Составлять сравнительный рассказ с помощью педагога. Учить детей составлять связанный рассказ по сюжету; активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. |
Задачи проекта | 1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения; 2. Активизировать словарь, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения; 3. Обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям; 4. Способствовать освоению обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений; 5. Развитие лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи через заучивание стишков, потешек, подражание звукам природы; 6. Формирование связной речи – диалогической и монологической форм через загадки, обсуждение хода игры и объяснение своих действий; 7. практическое овладение нормами речи. |
Благополучатели проекта (участники) | Дети средней группы, педагоги, родители воспитанников. |
Типовые особенности проекта | - краткосрочный, - групповой, - информационно-творческий. |
Ожидаемые результаты реализации проекта | При систематической работе по данному проекту значительно увеличится активный словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью. |
Исполнители основных мероприятий | Воспитатель Шепелёва Мария Юрьевна |
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на одну неделю сентября 2021 года: с «13» сентября по «17» сентября.
Этапы | Мероприятия | Сроки |
Подготовительный | - Изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, отражающей состояние исследуемой проблемы. - Обоснование темы. - Определение цели и задачи. -Разработка перспективных планов занятий. | |
Основной | - Беседы по теме проекта - Экскурсии -Чтение художественной литературы - Дидактические игры - Загадывание загадок - Рассматривание альбомов - Разучивание стихотворений - Продуктивные виды деятельности - Сюжетно-ролевые игры | |
Заключительный | -Определение перспектив, постановка новых целей. | |
План мероприятий с участниками проекта
№ п/п | Форма проведения | Задачи | Направление | Сроки проведения | Ответственный |
1 | Наблюдение: «Изучаем жизнь природы осенью» Наблюдение за сезонными изменениями в природе Наблюдение за изменениями, происходящими с листьями, в зависимости от разных погодных условий. Рассматривание листьев и игры с ними. | Формировать представления об изменениях в природе; учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях. Обогащать словарный запас детей. Продолжать знакомить детей с характерными признаками осени. | Познавательное Речевое | | Шепелёва М.Ю. |
2 | Опытно-экспериментальная деятельность: | «Дыхание листьев» «Почему листья осенью разноцветные» «Строение листьев» «Как листья опадают» | Создавать условия для формирования у детей умений и навыков наблюдения за природными явлениями и объектами. Обеспечить условия для получений новых знаний о листьях различных деревьев. Развивать познавательную активность,наблюдательность,любознательность,коммуникативные навыки, связную речь;способность к экспериментированию и проведению опытов. Развивать умение рассуждать, применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас. Воспитывать чувства дружбы и сотрудничества при выполнении индивидуальных и коллективных поручений, видеть результаты своего труда. Воспитывать любознательность, интерес к процессу изучения листьев. | Познавательное Речевое Социально-коммуникативное | | Шепелёва М.Ю. |
3 | Чтение художественной литературы: .М.Горького;«Войнагрибов с ягодами» Ю. Мориц. «Песенка про сказку» Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича Э. Успенский. «Разгром» В. Бианки. «Первая охота»К.Ушинский.«Бодливая корова» Е.Серова«Одуванчик» С.Воронин.«Воинственный Жако» В. Сутеев «Кто сказал «мяу?» «Вот какой рассеянный» | Познакомить детей с рассказами о природе. Учить отвечать на вопросы по содержанию. Развивать память, внимание, познавательные интересы детей. Формирование любви к природе через художественное слово. | Речевое | | Шепелёва М.Ю. |
4 | Ознакомление с природой: «Что нам осень принесла» | Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление о природе; Расширять знания и представления детей о подарках осени — фруктах и овощах; Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей. | Познавательное Речевое Социально-коммуникативное | | Шепелёва М.Ю. |
5 | Лепка: «Вылепите какие хотите фрукты и овощи» | Уточнить и закрепить знания детей о приметах осени, о явлениях осенней природы. -Закрепить знания детей об овощах (корнеплоды, плодовые овощи) о фруктах. -Учить передавать в лепке характерные особенности каждого овоща, фрукта, пользуясь приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания. -Закрепить умение детей передавать в лепке форму разных фруктов и овощей. Развивать творческое воображение, умение находить противоречия. Учить детей определять положительные и отрицательные свойства качеств предметов и явлений.. -Развивать логическое мышление, уметь грамотно отвечать на вопросы воспитателя по теме, слушать товарища. -Развивать речь детей, ее выразительность; пополнить словарь детей определениями, пословицами, поговорками об осени. -Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе. Уважение к труду овощеводов, садоводов. -Воспитывать интерес к лепке, аккуратность в работе с пластилином. | Художественно-эстетическое | | Шепелёва М.Ю. |
6 | Конструктивная деятельность: «Как грядки превратились в огород» | Расширять опыт конструирования замкнутых построек и организации внутреннего пространства; создать проблемно-поисковую ситуацию; развивать ассоциативное восприятие, воображение, чувство ритма и способности к композиции; воспитывать интерес к конструированию построек по аналогии с реальными сооружениями. | Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное | | Шепелёва М.Ю. |
7 | Нравственно-патриотическое воспитание: «Природа Донбасса» | Формировать экологические знания о природе родного края и о влиянии человека на нее; Развивать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира; Воспитывать бережное и созидательное отношение к культурным и природным ценностям родного края. | Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное | | Шепелёва М.Ю. |
8 | Сюжетно–ролевые игры: «Уборка урожая» «Прогулка по осеннему лесу» «По грибы» «Овощной магазин» «Лесная больница» | Познакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей осени. Формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе. Воспитывать у детей эмоциональное,положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года. | Физическое, Социально-коммуникативное | | Шепелёва М.Ю. |
9 | Рассматривание картины Левитана «Золотая осень» | Учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее основной замысел, выделять основные средства выразительности,использованные художником для создания поэтического образа природы. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, выказывать эстетические суждения. Обогатить словарь детей словами, обозначающими эмоциональные состояния (радостное, взволнованное, восхищённое, праздничное, спокойное). Воспитывать интерес к произведениям живописи. Формировать эстетическое восприятие. | Познавательно, речевое | | Шепелёва М.Ю. |
1 | Рассматривание фруктов и овощей «Витамины осени» | Учить детей классифицировать плоды, описывать овощи и фрукты по их характерным признакам (цвет, форма, вкус); Закрепить знания детей об овощах и фруктах (названия, места произрастания, способы употребления в пищу); Совершенствовать диалогическую речь (учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их). Развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств; Совершенствовать восприятие детей путем активного использования органов чувств (осязание, обоняние, зрение); Воспитывать потребность в употреблении в пищу овощей и фруктов; Воспитывать ценность здорового образа жизни. | Познавательно, речевое | | Шепелёва М.Ю. |
1 | Просмотр м/ф: «Лунтик и его друзья. Желтый лист», «Зверюшки – добрюшки. Сердце осени» | Развивать у детей способности к сопереживанию и сочувствию,эмпатии.Формировать коммуникативные навыки.Развивать культуру просмотра мультфильма. | Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное | | Шепелёва М.Ю. |
1 | «Продолжи предложение» | Упражнять в умении заканчивать предложения. | Познавательно, речевое | | Шепелёва М.Ю. |
1 | «Назови ласково» | Расширить знания детей о уменьшительно-ласкательных суффиксах. | Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное | | Шепелёва М.Ю. |
1 | «Подбери признак» | Упражнять в подборе прилагательных к существительным. | Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное | | Шепелёва М.Ю. |
| Придумывание сказки «Путешествие листочка» | Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи; развивать умение рассказывать о предмете по алгоритму. | Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное | | |
| «Опиши словами осень» | Развивать связную речь. | Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное | | |
| «Угадай по голосу» | способствовать развитию слухового восприятия. | Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное | | |
| «Чем осень нам запомнится?» | Развивать связную речь. | Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное | | |
| «Что дерево рассказывает о себе» | Развивать связную речь. | Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное | | |
| «Осенние приметы» | Развивать связную речь. | Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное | | |
| «Какую одежду носят осенью?» | Развивать связную речь. | Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное | | |
| Составление описательных рассказов: «Осень в лесу» «Что растет на грядке?» | Развивать связную речь. | Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное | | |
| «Продолжи фразу» | Подбирать антонимы при сравнении предметов, упражнять в образовании прилагательных в сравнительной степени, развивать логическое мышление. | Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное | | |
| Составление описательных рассказов: «Овощи-фрукты» | Развивать связную речь. | Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное | | |
| «Назови, что нарисовано на картинках и поставь слова в нужную форму по образцу: дерево — деревья — много деревьев» | Развивать внимание детей, память, мышление, грамматически правильную речь. | Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное | | |
1 | Беседа: «Нет листвы осенней краше» (зачем деревья сбрасывают листья?) «Почему осенью листья на деревьях меняют свой цвет?» | Формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года. | Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное | | Шепелёва М.Ю. |
1 | Подвижная игра «Съедобное – несъедобное» | Упражнять в ловле мяча, в бросках мяча в паре с воспитателем; развивать реакцию, ловкость, умение слышать сигнал, быть внимательным. | Физическое, Социально-коммуникативное | | Шепелёва М.Ю. |
| Слушание: И.П.Чайковского «Времена года» | Обогащение разностороннего запаса художественных впечатлений детей посредством широкого приобщения их к общечеловеческой культуре: искусству (музыкальному, изобразительному, литературе.) | | | Шепелёва М.Ю. |
1 | Выставка «Осенние фантазии» | Дать детям почувствовать красоту и щедрость родной земли; Развивать творческую фантазию детей; Поощрять совместные работы детей и родителей; Привлекать родителей к жизни детского сада. | Художественно-эстетическое, Социально-коммуникативное | | Шепелёва М.Ю. |
Заключение
Дети успешно овладели грамотной и связной речью. Правильно употребляют лексико-грамматические категории. Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. Родители вовлечены в единое пространство «семья – детский сад». Повысился культурный уровень дошкольников. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие вывод, что подобранные и систематизированные игры могут быть использованы для развития связной речи детей, повысить их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала. У детей повысился интерес так же к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок. В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы.