СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Почему осень разноцветная». Речевое и художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект «Почему осень разноцветная».

Речевое и художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Просмотр содержимого документа
«Проект «Почему осень разноцветная». Речевое и художественно-эстетическое развитие (средняя группа)»





Отдел образования администрации города Ждановки

Муниципальное дошкольное учреждение

Ясли-сад № 3 «Уголёк»





Проект «Почему осень разноцветная».

Речевое и художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

















Подготовила:

Воспитатель Шепелёва М. Ю.



















2021-2022 уч. Год.



Пояснительная записка

Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредованная языком. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.

Каждого ребёнка в детском саду необходимо научить правильно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать в связной речи.

В практике своей работы я использую различные методы и приёмы развития речи. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, составление плана, повторное чтение с договариваем, дидактические игры и др. 

Изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

По данным современных педагогов и психологов, с каждым годом увеличивается количество детей с низким уровнем развития речи. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления разработка научно обоснованного содержания и эффективных методов, направленных на повышение уровня связанного речевого развития имеет большое значение и является сложной педагогической проблемой.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Совершенствуя мыслительные и познавательные способности дошкольников, а также развивая лексико-грамматический строй языка и связную речь, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в педагогике приемы и методы, в том числе и современные технологии, опираясь на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ГОС ДО и запросам современного информационного общества.




Ресурсное обеспечение проекта

Информационные ресурсы:

- интернет ресурсы

Учебно-методические ресурсы:

Литература

- типовая образовательная программа «Растим личность»

- парциальная программа «Донбасс-мой край родной»

- Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», - М.: Просвещение, 1991

- Рыжова Н.В. «Развитие речи в детском саду, - Ярославль: Академия развития, 2007

- Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой.-4-изд., испр.-М.:ТЦ Сфера, 2017

- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-

Синтез, 2014г.

- Развивающие занятия с детьми 4-5 лет./ Под ред. Л.А. Парамоновой

- А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду», 2015

- Микляева Н. В. Развитие языковой способности у детей 3 – 7 лет М. 2014



Оценка эффективности реализации проекта

Для детей:

• Повысится интерес детей к познавательной деятельности, дети будут охотно включаются в образовательный процесс;

• Повысится: точность, связность и выразительность речи;

• Развиваются творческие способности;

• Повысится творческая активность детей: они с удовольствием будут участвовать в драматизации сказок;

• Дети с интересом будут смотреть театральные постановки других и удовольствием будут воспроизводить их в своей игровой деятельности;

Для родителей:

• Родители активно включатся в образовательную деятельность группы, будут интересоваться развивающими технологиями работы с детьми дошкольного возраста.

• Повышенная компетентность родителей по данной теме, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Для педагогов:

• Повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.

Перспектива развития проекта

Разработка системы организации образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста по развитию речи в ДОУ. Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи через использование педагогических инноваций будет применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом работы. Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.

В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов во взаимодействии детского сада семьями воспитанников не только в области речевого развития, но и в эффективном решении задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста.



Методический паспорт проекта

Структура

Содержание

Тема

«Почему осень разноцветная»

Руководитель проекта

Шепелёва Мария Юрьевна

Исполнитель проекта

МДОУ № 3 я-с «Уголёк»

Юридический адрес исполнителя проекта

86391, ДНР, г. Ждановка, квартал 26/34, д. 10-а

Адресация проекта

Проект предназначен для воспитателей средней группы.

Цель проекта

- учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог. Составлять сравнительный рассказ с помощью педагога. Учить детей составлять связанный рассказ по сюжету; активизировать в речи детей прилагательные и глаголы.


Задачи проекта

1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;

2. Активизировать словарь, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения;

3. Обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

4. Способствовать освоению обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

5. Развитие лексической стороны, грамматического строя речи,

произносительной стороны речи через заучивание стишков, потешек, подражание звукам природы;

6. Формирование связной речи – диалогической и монологической форм через загадки, обсуждение хода игры и объяснение своих действий;

7. практическое овладение нормами речи.

Благополучатели проекта

(участники)

Дети средней группы, педагоги, родители воспитанников.

Типовые особенности проекта

- краткосрочный,

- групповой,

- информационно-творческий.

Ожидаемые результаты реализации проекта

При систематической работе по данному проекту значительно увеличится активный словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Исполнители основных мероприятий

Воспитатель Шепелёва Мария Юрьевна





Содержание проекта

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на одну неделю сентября 2021 года: с «13» сентября по «17» сентября.



Этапы

Мероприятия

Сроки

Подготовительный

- Изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, отражающей состояние исследуемой проблемы.

- Обоснование темы.

- Определение цели и задачи.

-Разработка перспективных планов занятий.


Основной

- Беседы по теме проекта

- Экскурсии

-Чтение художественной литературы

- Дидактические игры

- Загадывание загадок

- Рассматривание альбомов

- Разучивание стихотворений

- Продуктивные виды деятельности

- Сюжетно-ролевые игры


Заключительный

-Определение перспектив, постановка новых целей.




План мероприятий с участниками проекта

 

п/п

Форма проведения

Задачи

Направление

Сроки проведения

Ответственный

1

Наблюдение: «Изучаем жизнь природы осенью»

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Наблюдение за изменениями, происходящими с листьями, в зависимости от разных погодных условий.

Рассматривание листьев и игры с ними.

Формировать представления об изменениях в природе; учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях. Обогащать словарный запас детей. Продолжать знакомить детей с характерными признаками осени.

Познавательное

Речевое


Шепелёва М.Ю.

2

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Дыхание листьев»

«Почему листья

осенью разноцветные»

«Строение листьев»

«Как листья опадают»

Создавать условия для формирования у детей умений и навыков наблюдения за природными явлениями и объектами.

Обеспечить условия для получений новых знаний о листьях различных деревьев.

Развивать познавательную активность,наблюдательность,любознательность,коммуникативные навыки, связную речь;способность к экспериментированию и проведению  опытов.

Развивать умение рассуждать, применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас.

Воспитывать чувства дружбы и сотрудничества при выполнении индивидуальных и коллективных поручений, видеть результаты своего труда.

Воспитывать любознательность, интерес к процессу изучения листьев.

Познавательное

Речевое

Социально-коммуникативное


Шепелёва М.Ю.

3

Чтение художественной литературы:

.М.Горького;«Войнагрибов с ягодами»

Ю. Мориц. «Песенка про сказку»

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича

Э. Успенский. «Разгром»

В. Бианки. «Первая охота»К.Ушинский.«Бодливая корова»

Е.Серова«Одуванчик»

С.Воронин.«Воинственный Жако»

В. Сутеев «Кто сказал «мяу?»

«Вот какой рассеянный»

Познакомить детей с рассказами о природе. Учить отвечать на вопросы по содержанию.

Развивать память, внимание, познавательные интересы детей.

Формирование любви к природе через художественное слово.

Речевое


Шепелёва М.Ю.

4

Ознакомление с природой:

«Что нам осень принесла»

Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление о природе; 

Расширять знания и представления детей о подарках осени — фруктах и овощах; 

Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.

Познавательное

Речевое

Социально-коммуникативное


Шепелёва М.Ю.

5

Лепка:

«Вылепите какие хотите фрукты и овощи»

Уточнить и закрепить знания детей о приметах осени, о явлениях осенней природы.

-Закрепить знания детей об овощах (корнеплоды, плодовые овощи) о фруктах.

-Учить передавать в лепке характерные особенности каждого овоща, фрукта, пользуясь приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания.

-Закрепить умение детей передавать в лепке форму разных фруктов и овощей.

Развивать творческое воображение, умение находить противоречия. Учить детей определять положительные и отрицательные свойства качеств предметов и явлений..

-Развивать логическое мышление, уметь грамотно отвечать на вопросы воспитателя по теме, слушать товарища.

-Развивать речь детей, ее выразительность; пополнить словарь детей определениями, пословицами, поговорками об осени.

-Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе. Уважение к труду овощеводов, садоводов.

-Воспитывать интерес к лепке, аккуратность в работе с пластилином.

Художественно-эстетическое


Шепелёва М.Ю.

6

Конструктивная деятельность:

«Как грядки превратились в огород»

Расширять опыт конструирования замкнутых построек и организации внутреннего пространства; создать проблемно-поисковую ситуацию; развивать ассоциативное восприятие, воображение, чувство ритма и способности к композиции; воспитывать интерес к конструированию построек по аналогии с реальными сооружениями.

Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное


Шепелёва М.Ю.

7

Нравственно-патриотическое воспитание:

«Природа Донбасса»

Формировать экологические знания о природе родного края и о влиянии человека на нее;

Развивать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира;

Воспитывать бережное и созидательное отношение к культурным и природным ценностям родного края.

Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное


Шепелёва М.Ю.

8

Сюжетно–ролевые игры:

«Уборка урожая»

«Прогулка по осеннему лесу»

«По грибы»

«Овощной магазин»

«Лесная больница»

Познакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей осени.

Формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе.

Воспитывать у детей эмоциональное,положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Физическое, Социально-коммуникативное


Шепелёва М.Ю.

9

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»

Учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее основной замысел, выделять основные средства выразительности,использованные художником для создания поэтического образа природы.

Развивать умение выражать в речи свои впечатления, выказывать эстетические суждения. Обогатить словарь детей словами, обозначающими эмоциональные состояния (радостное, взволнованное, восхищённое, праздничное, спокойное). Воспитывать интерес к произведениям живописи. Формировать эстетическое восприятие.

Познавательно, речевое


Шепелёва М.Ю.

1

Рассматривание фруктов и овощей «Витамины осени»

Учить детей классифицировать плоды, описывать овощи и фрукты по их характерным признакам (цвет, форма, вкус);

Закрепить знания детей об овощах и фруктах (названия, места произрастания, способы употребления в пищу);

Совершенствовать диалогическую речь  (учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их).

Развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств;

Совершенствовать восприятие детей путем активного использования органов чувств (осязание, обоняние, зрение);

Воспитывать потребность в употреблении в пищу овощей и фруктов;

Воспитывать ценность здорового образа жизни.

Познавательно, речевое


Шепелёва М.Ю.

1

Просмотр м/ф: «Лунтик и его друзья. Желтый лист», «Зверюшки –

добрюшки. Сердце осени»

Развивать  у детей способности к сопереживанию и сочувствию,эмпатии.Формировать коммуникативные навыки.Развивать  культуру просмотра мультфильма.

Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное


Шепелёва М.Ю.

1

«Продолжи предложение»

Упражнять в умении заканчивать предложения.

Познавательно, речевое


Шепелёва М.Ю.

1

«Назови ласково»

Расширить знания детей о уменьшительно-ласкательных суффиксах.

Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное


Шепелёва М.Ю.

1

«Подбери

признак»

Упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное


Шепелёва М.Ю.


Придумывание сказки «Путешествие листочка»

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи; развивать умение рассказывать о предмете по алгоритму.

Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное




«Опиши словами осень»

Развивать связную речь.

Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное




«Угадай по голосу»

способствовать развитию слухового восприятия.

Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное




 «Чем осень нам запомнится?»

Развивать связную речь.

Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное




«Что

дерево рассказывает о себе»

Развивать связную речь.

Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное




«Осенние приметы»

Развивать связную речь.

Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное




«Какую одежду носят осенью?»

Развивать связную речь.

Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное




Составление описательных рассказов: «Осень в лесу»

«Что растет на грядке?»

Развивать связную речь.

Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное




«Продолжи фразу»

Подбирать антонимы при сравнении предметов, упражнять в образовании прилагательных в сравнительной степени, развивать логическое мышление.

Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное




Составление описательных рассказов: «Овощи-фрукты»

Развивать связную речь.

Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное




«Назови, что нарисовано на картинках и поставь слова в нужную форму по образцу: дерево — деревья — много деревьев»

Развивать внимание детей, память, мышление, грамматически правильную речь.

Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное



1

Беседа:

«Нет листвы осенней краше» (зачем деревья сбрасывают листья?)

«Почему осенью листья на деревьях меняют свой цвет?»




Формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года.


Речевое, Познавательно, Социально-коммуникативное


Шепелёва М.Ю.

1

Подвижная игра «Съедобное – несъедобное»

Упражнять в ловле мяча, в бросках мяча в паре с воспитателем; развивать реакцию, ловкость, умение слышать сигнал, быть внимательным.

Физическое, Социально-коммуникативное


Шепелёва М.Ю.


Слушание: И.П.Чайковского «Времена года»


Обогащение разностороннего запаса художественных впечатлений детей посредством широкого приобщения их к общечеловеческой культуре: искусству (музыкальному, изобразительному, литературе.)



Шепелёва М.Ю.

1

Выставка «Осенние фантазии»


Дать детям почувствовать красоту и щедрость родной земли; 

Развивать творческую фантазию детей; 

Поощрять совместные работы детей и родителей; 

Привлекать родителей к жизни детского сада. 

Художественно-эстетическое, Социально-коммуникативное


Шепелёва М.Ю.



Заключение

Дети успешно овладели грамотной и связной речью. Правильно употребляют лексико-грамматические категории. Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. Родители вовлечены в единое пространство «семья – детский сад». Повысился культурный уровень дошкольников. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие вывод, что подобранные и систематизированные игры могут быть использованы для развития связной речи детей, повысить их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала. У детей повысился интерес так же к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок. В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы.