Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Познавательно-экологический, творческий проект.
Тема: Поделки из бросового материала.
Подготовила: Царегородцева
Алевтина Алексеевна
ученица 4 класса СОШ №2
г. Верхотурье
Руководитель: Алейник
Надежда Васильевна
учитель начальных классов
СОШ №2 г. Верхотурье
Верхотурье, 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Что такое бросовый материал?................................................................5
Глава 2. Вред от мусора…………………………………………………………..6
Глава 3. Использование бросового материала в практической деятельности...7
Глава 4. Анкетирование учащихся 4 класса об использовании бросового материала…………………………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список источников и интернет-ресурсов.
Приложения.
ВВЕДЕНИЕ.
Мы перестаем замечать мусор под ногами, спокойно выбрасываем его в любое место на нашем пути. И когда мы наконец-то обращаем на это внимание, оказывается, что уже слишком поздно, что-то менять. Для того чтобы этого не происходило нам необходимо учиться беречь окружающую природу. И в этом нам могут помочь именно "бросовые материалы", использованные коробки, банки, бутылки, упаковки из-под сигарет, чая, зубной пасты которые можно использовать на уроках труда и в кружках прикладного творчества.
Во время такой творческой деятельности ребенок создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка близким, отдыха). В процессе изготовления поделок из бросового материала у детей наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.д.).
Актуальность моего проекта в том, что меня тоже беспокоят проблемы экологии. В нашем городке то и дело можно встретить кучи мусора, брошенные пустые банки и различные упаковки. Конечно же, всем жителям нашего городка как гражданам всей страны, необходимо соблюдать чистоту, выбрасывать мусор в специально обустроенные места – баки, урны.
Но нужно менять и отношение людей к мусору. Так у меня появилась идея убедить людей по-другому, более пристально взглянуть на мусор, который они выбрасывают ежедневно, воодушевить их на использование его в своём творчестве, превратив ненужное в нечто прекрасное.
Я решила изготовить различные поделки с использованием бросового материала, а затем узнать мнение людей о таком использовании мусора.
Изготовление поделок из бросового материала способствует развитию творческих способностей. Бросовый материал доступный, несложный в использовании.
Цель проекта: подведение детей к понимаю того, что бросовый материал (мусор) можно использовать для создания поделок, вещей (предметов), полезных человеку; содействие и укрепление связи школы и семьи.
Задачи:
- изучить возможности вторичного использования бросового материала;
- провести анкетирование среди учащихся 4 класса и узнать их отношение к поделкам из бросового материала;
- провести конкурс- выставку «Миллион идей из не нужных вещей».
Гипотеза проекта: не выбрасывая мусор, а, используя его для оригинальных поделок, мы сохраняем чистоту окружающей среды!
Объект: изготовление поделок из бросового материала.
Предмет: возможность изготовления своих собственных поделок из бросового материала и отношение людей к использованию такого материала в творчестве.
Проблема проекта: низкий уровень осведомленности детей и их родителей об экологических проблемах, происходящих в мире и в возможности использовать бросовый материал для поделок.
Продолжительность проекта: краткосрочный ( 1 месяц).
Тип проекта: познавательно-экологический, творческий.
Участники проекта: учащиеся 4 класса, родители.
Предполагаемый результат: сформировать у детей умение находить применение бросовому материалу в жизни, творчески подходить к изготовлению поделок.
Глава 1. Что такое бросовый материал?
Бросовый материал - это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю своей безграничной фантазии.
Такие материалы давно используются в изготовлении самых невообразимых персонажей. Бросовый материал – это замечательная основа для детского творчества. К бросовому материалу относятся использованная картонная упаковка, пластиковые и стеклянные бутылки, ячейки для яиц, отслужившие свой срок шины и детали от различных вышедших из строя механизмов. Все, что не жалко выкинуть, может в умелых руках превратиться в оригинальный предмет, который может стать украшением интерьера или подарком для дорогого человека.
Если мы будем с умом и смекалкой использовать бросовый материал, тогда научимся сами и научим окружающих бережному отношению к природе и ресурсам своей страны.
Работа с бросовым материалом учит как взрослых, так и детей не только творить и развиваться, но также находить нестандартные решения. Учит бережливости и любви к окружающей среде. Прежде чем отправлять какой-либо предмет, пришедший в негодность, в мусор, стоит приглядеться к нему внимательно. А может, это вовсе не бросовый материал, а основа будущего шедевра. Выбросить то, что уже не нужно, можно всегда, а вот подарить вторую жизнь – это уже искусство.
Глава 2. Вред от мусора.
С каждым годом проблема твердых бытовых отходов становится все более серьезной. В России ежегодно образуется около 130 млн. куб. метров твердых бытовых отходов. Из этого количества промышленной переработке подвергается не более 3%, остальное вывозится на свалки и полигоны для захоронения. В мире назревает экологическая катастрофа из-за того, что резко возросло количество выбрасываемого мусора. Огромные свалки не только уродуют облик пригородов, но и создают угрожающую экологическую обстановку. Огромное количество мусора вывозится на городские свалки, которые растут с огромной скоростью. Эти горы мусора лежат не десятки, а сотни лет, нанося непоправимый вред атмосфере. В самих городах нередко можно увидеть переполненные отходами мусорные контейнеры, из которых мусор почти никогда не вывозят. А эти контейнеры находятся вплотную к жилым домам.
Животные, живущие рядом с токсичными отходами, сильно страдают от таких мусорных свалок. Грунтовые воды под тоннами городского мусора загрязнены, а значит, и ближайшие водоёмы испытывают на себе негативное влияние выбросов.
В таких грязных водоёмах утоляют жажду многие животные, которые вместе с водой получают опасные для них химические соединения, вызывающие болезни. А рыбам приходится жить в загрязнённых водоёмах, которые человек своей деятельностью превратил в среду, не пригодную для жизни.
Люди стали сжигать мусор, чтобы уменьшить вредное воздействие. Они считают, что это поможет в какой-то степени спасти окружающую среду. Но экология от принятия таких мер ничуть не улучшилась, а воздух стал ещё более загрязнённым. Ведь мусор при своём сгорании добавляет в атмосферу вредные токсичные вещества, способные вызывать рак у людей и отрицательно влиять на все живые существа. Органический хлор и другие опасные элементы выделяются в процессе сжигания мусора. Поэтому стоит задуматься о том, что создание многочисленных заводов по сжиганию отходов не улучшит окружающую среду, а приведёт к убыткам и потерям в живом мире.
Простой народ нашёл применение ненужному мусору – из него делают контейнеры для рассады, совки, создают необычные предметы для украшения интерьера квартиры и для дизайна сада. Такие предметы нередко выглядят довольно эффектно и не требуют много материальных затрат. Поэтому стоит присмотреться к ненужным вещам в своём доме и найти им достойное применение.
Глава 3. Использование бросового материала в практической деятельности.
Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Забота об окружающей среде очень важная тема. Но мы смотрим на мусор совершенно с другой стороны. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для творчества. Если пофантазировать то вы сможете изобрести что-то по-настоящему гениальное из таких простых вещей, как коробки, бутылки, баночки…
Повторное использование в детском творчестве упаковки и других ненужных вещей не только развивает у детей мелкую моторику, фантазию, творческое мышление и многие другие полезные умения и навыки, но и помогает воспитывать стремление беречь и охранять нашу Землю и природные ресурсы.
Поделки из бросового материала интересны тем, что для них требуется любой подручный неорганический материал, который мы обычно считаем мусором и выкидываем. К тому же мусор: пластиковые бутылки, банки, упаковка от продуктов и многое другое может стать удачным материалом для детских поделок. Ведь его так легко достать, он всегда под рукой. Не стоит пренебрежительно относиться к мусору и в серьезном творчестве.
Так что если душа призывает к творчеству, и вы не знаете за что хвататься – приглядитесь к вашему мусору. Форма бросовых материалов подскажет, что из него получится и какую поделку лучше из него сделать – это отличная тренировка в развитие воображения, полезная в любом возрасте.
Бросовый материал предоставляет детям и взрослым большие возможности для фантазирования. А, самое главное, не нужно бежать в магазин и тратить средства на покупку этого материала! Не надо также искать в лесу или парке шишки, веточки, листики и т. п. для создания поделок из природного материала (хотя это весьма увлекательно). У вас всегда найдутся пластиковые бутылки, картонные ячейки из-под яиц, пакеты из-под молока, сока или кефира, в ход могут пойти упаковки из-под киндер-сюрпризов, старые пуговицы, спичечные коробочки и многое другое! Например, из рулонов от туалетной бумаги можно сделать огромное количество игрушек, цветы, украшения для интерьера, подставки для карандашей, можно создавать красивые аппликации, объемные поделки и многое другое.
А из разрезанных на полоски старых открыток получаются пазлы для малышей или яркое панно на стену. Для изготовления пазлов можно разрезать открытки на разное количество частей самой разной формы.
Фольга от конфет и шоколада тоже пригодится для поделок. Из нее можно сделать украшения для девочек: колечки, кулончики. Или вырезать ажурную золотую рыбку. Или сделать шарики, нанизать на нитку, получатся бусы на елку.
В оформлении дачи или приусадебного участка можно с размахом использовать бросовый материал. Это и старые покрышки, из которых можно сделать и многоярусные клумбы, и яркие скульптуры. Их также используют для изготовления уличной мебели, которой не страшны капризы погоды. Старые ведра и разбитая посуда могут послужить материалом для уличных светильников и кашпо для цветов.
Вездесущие пластиковые бутылки – незаменимый материал для оформления грядок и клумб. С их помощью можно не только украсить участок и очертить границы посадок, но даже применять их в качестве устройства для полива, когда нет возможности часто посещать загородный участок. А стеклянные бутылки - это не только основа для поделок, но и дешевый строительный материал, из которого умельцы возводят беседки и другие строения.
Люди относятся к бросовому материалу чаще лишь как к ненужному мусору, особенно те, профессия и увлечения которых не связаны с творчеством. Но ведь поделки можно делать и для других. Их изготовление принесёт радость и детям, чьи родители вместе с ними создадут маленькое чудо.
А для того, чтобы бросовый материал не был вреден его всего лишь нужно подготовить: почистить, помыть, просушить и т.п. Гораздо больше вреда бросовый материал нанесёт на мусорной свалке, находясь на солнце в груде других отходов.
Творите, выдумывайте, и у вас с Вашим ребенком обязательно получатся замечательные уникальные поделки, игрушки, сувениры и полезные мелочи из бросового материала!
Глава 4. Анкетирование учащихся 4 класса об использовании бросового материала.
Мною было проведено анкетирование учащихся 4 класса, им было предложено ответить на вопросы в анкете (Приложение 2 и Приложение 3).
Результаты анкетирования учащихся 4 класса. Таблица 1
Диаграмма 1
Знаете ли вы, что такое бросовый материал? |
Да. | Нет. | Не знаю. |
14 человек. | 5 человек. | 3 человека. |
Можно ли его использовать для изготовления поделок? |
Да. | Нет. | Не знаю. |
16 человек. | 3 человека. | 3 человека. |
Поможет ли это в охране природы? |
Да. | Нет. | Не знаю. |
14 человек. | 5 человек. | 3 человека. |
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Результаты анкетирования учащихся 4 класса.
Таблица 2
Часто ли на улицах города вы встречаете мусор, брошенный, где попало, вдали от мусорных баков? | Как вы думаете, можно ли уменьшить количество бытовых отходов? | Как вы думаете, можно ли из бросового материала изготовить интересные и качественные поделки? | Хотели бы вы получить в подарок игрушку, выполненную на основе бросового материала? | А нравятся ли вам игрушки, изготовленные именно из бросового материала? |
Да-20 человек. Нет- 2 человека. | Да-15 человек. Нет- 5 человек. Не знаю-2 человека. | Да-15 человек. Нет-5 человек. Не знаю- 2 не знаю. | Да-20 человек. Нет-2 человека. | Да-20 человек. Нет-2 человека. |
| Каким образом? | Делали вы когда-нибудь такие? | Почему? | Почему? |
Сжигать-14 человек. Делать различные поделки- 5 человек. Сортировать и выбрасывать в специально отведенное для этого место-3 человека. | Да-10 человек. Нет-12 человек. | Хотелось бы, потому что они сделаны своими руками, с душой, с любовью и сделаны специально для тебя. Не хотелось бы, потому что это мусор. | Они интересные, красивые, необычные. Не нравятся, потому что считаю, что они вредят здоровью. |
| | Из чего? |
| | Контейнер от киндер яйца-10 человек. Из пластмассовых бутылок-12 человек. |
В анкетировании приняли участие 22 человека. Из вышеприведённой таблиц и диаграмм мы видим, что не все учащиеся моего класса знают, что такое бросовый материал, можно ли его использовать в изготовление поделок и поможет ли это охране природы. Я рассказала об этом и объяснила ребятам, что в изготовлении различных поделок можно использовать даже непривычные для этого материалы, такие как: носки, пуговицы, нитки; различный бросовый материал (катушки от ниток, отслужившие теннисные шарики, коробки, шнурки) и т.п.
Использование таких необычных для декоративно-прикладного творчества материалов способствует развитию фантазии и воображения. А также учит людей более бережно относиться к окружающему их миру.
Я выяснила, что мои поделки такие как: «Браслет», «Карандашница», «Вертолёт» в изготовлении которых я использовала бросовый материал, понравилась большинству опрошенных. Некоторые ребята тоже сделали поделки из бросового материала. Таким образом, моя гипотеза подтвердилась. И я надеюсь, что всем заинтересовавшимся данными поделками мой исследовательский проект поможет претворить их фантазию в жизнь.
Вывод:
Мусор, который мы ежедневно выбрасываем, может подтолкнуть нас на полезное использование ненужных материалов. Из него мы можем сделать весёлые и забавные поделки. Этим самым мы поможем природе и сделаем наш город чище.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Использование таких необычных для декоративно-прикладного творчества материалов способствует развитию фантазии, стремлению к нестандартному решению поставленной задачи. А также учит людей более бережно относиться к окружающему их миру.
А ведь именно фантазия движет прогресс вперёд. Без воображения, возникшего когда-то у изобретателей, не было бы у нас сейчас телефонов, телевизоров, выдающихся архитектурных сооружений, чудес света, компьютеров, Интернета и многого другого.
К работе прилагаются фотографий моих поделок (Приложение 1), выполненных с применением бросового материала. Ручная работа всегда ценилась очень высоко, особенно в наше время, когда техника и искусственные технологии почти полностью заменили ручной труд. Энергетика ручной работы очень сильная. Она радует любого человека, который на нее смотрит. Это снимает стрессы и делает людей искренними.
Мои поделки, в изготовлении которых я использовала бросовый материал, понравились большинству моих одноклассников. Таким образом, моя гипотеза подтвердилась. И я надеюсь, что всем заинтересовавшимся данными поделками моя исследовательская работа поможет претворить их фантазию в жизнь.
Хотелось бы ёще надеяться на то, что мои одноклассники, вдохновлённые этой идеей, научились и подскажут другим, какие предметы бытовых отходов не стоит выбрасывать и как их можно использовать в творчестве. Гораздо интереснее видеть в мусоре материал для выражения своих идей, как мы и сделали, проведя конкурс «Миллион идей из ненужных вещей» (Приложение 4), но прежде чем проводить конкурс, мною было проведено анкетирование ребят, чтобы узнать знают ли ребята что такое бросовый материал, можно ли его использовать для изготовления поделок и поможет ли это в охране природы (Приложение 2 и Приложение 3).
И в завершений своей работы я сделала следующие выводы: вторичное использование бросового материала- это экологически полезная утилизация бытовых отходов, получение нужной вещи, работа выполнена своими руками, поделка легка в изготовлении, минимальная затрата времени, минимальные финансовые затраты, развитие фантазии и творчества.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1.Давыдова Г.Н. , Детский дизайн. Поделки из бросового материала.
Скрипторий 2003 год: 2006.Стр.80
2.Давыдова Г.Н.Поделки из бросового материала. Цветы.
Скрипторий 2003 год: 2008.Стр.67
3. Коноплёва Н.П. Вторая жизнь вещей / Н.П. Коноплёва.- М., 1993.
4. Кудрявцева В. Волшебный сундучок / В. Кудрявцева. – Томск., 1992.
5. Литвиненко В.М. Семья Самоделкиных / В.М. Литвиненко, М.В. Аксёнов.- СПб., 1998.
6. Смакова Р.А. Весёлые поделки/ Р.А. Смакова.– М., 2004.
7.http://www.millionpodarkov.ru Миллион подарков
8. http://stranamasterov.ru Страна мастеров