СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Подымите мне веки: не вижу!»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит 20 страниц. Проект о видах иллюстраций. Проект может быть использован, как наглядное пособие на уроках литературы.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Подымите мне веки: не вижу!»»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Агалатовский центр образования»







«Подымите мне веки: не вижу!»







Автор проекта:

Синичкина Яна Вадимовна 11 б

Руководитель проекта:

Никитина Лариса Петровна




д.Агалатово

2018

Паспорт проекта

Название проекта

«– Подымите мне веки: не вижу!»

Автор проекта

Синичкина Яна

Руководитель проекта

Никитина Лариса Петровна

Название образовательной организации

МОБУ «СОШ

«Агалатовский ЦО»

Год разработки проекта

2018-2019

Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины:

МХК

Тип проекта

творческий

Проблема (гипотеза для исследовательского проекта)

Плохо развита фантазия школьников. Грамотно оформленный визуальный ряд, иллюстрирующий содержание, дает возможность лучше усвоить литературное произведение.

Цель проекта:

Создание иллюстраций к художественному произведению Н.В. Гоголя «Вий». Проект содержит

Задачи проекта:

-познакомиться с литературным произведением

-провести ассоциации

-сделать наброски

-выбрать цветовую гамму

-создать иллюстрации

Аннотация проекта

Работа содержит 20 страниц. Проект о видах иллюстраций. Проект может быть использован, как наглядное пособие на уроках литературы.

Форма продукта проекта

Иллюстрации

Презентация (представление проекта)

Наглядная демонстрация

Осмысление и оценка проекта

Цель достигнута. Получены новые знания о видах иллюстраций в искусстве.

Необходимое оборудование и ресурсы

Интернет, краски, кисти, бумага, акварельные карандаши


Содержание



Введение……………………………………………………………...……... 5 стр.

Глава I. Теоретическая часть

    1. Николай Васильевич Гоголь.………………………………………...… 6 стр.

    2. Анализ повести «Вий»……..………………………………………...…. 7 стр.

    3. Работа со стилем. Техники иллюстрирования………………………... 9 стр.

Глава II. Практическая часть

2.1. Работа с текстом произведения..…………………………………….. 13 стр.

2.2. Характеристика героев.……….……………………..………….......... 13стр.

2.3. 2.3. Иллюстрации согласно сюжету литературного произведения...15 стр.

Заключение……………………………..………………...……....................19стр.

Список литературы……………………………..………………….……….20стр.

Введение

Я выбрала этот проект, так как моя жизнь связана с искусством. В процессе работы над данным проектом я хочу познакомиться с особенностями художественного иллюстрирования, а также попробовать себя в роли иллюстратора, создав ряд картин для мистической повести Н.В. Гоголя «Вий»

Повесть «Вий» Гоголя входит в школьную программу 7 класса. В рассказе фантастический, романтический мир представляется исключительно ночным, тогда как реальный мир – дневным. При прочтении книги у детей в голове появляются множество образов, картинок о представлении героев повести.

В юном возрасте, что не раз было доказано учеными, человек гораздо легче усваивает информацию через схемы, рисунки и другое визуальное сопровождение, поэтому я решила сделать свою версию представления некоторых моментов из данного произведения.

Грамотно оформленный визуальный ряд, иллюстрирующий содержание, дает возможность лучше усвоить литературное произведение.

И исходя из этого целью моей работы стало:

создание иллюстраций к художественному произведению Н.В. Гоголя «Вий»

Сам процесс иллюстрирования невероятно занимателен, он помогает развивать воображение, фантазию, усидчивость и креативность. Кроме того, работа над этим проектом даст мне возможность внести собственный вклад в образование учеников Агалатовского Центра Образования.

Поэтому задачами моего проекта стали:

-познакомиться с литературным произведением

-ознакомиться с видами иллюстраций

-провести ассоциации

-сделать наброски

-выбрать цветовую гамму

-создать иллюстрации



Глава I. Теоретическая часть



    1. Николай Васильевич Гоголь

Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в малороссийской дворянской семье. Местный фольклор послужил основой для сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1832) и принес ему первый успех. Но путь к этому успеху был долог.

Окончив Нежинскую гимназию, Гоголь попытал счастья в столице. Он поступал в актеры, служил чиновником, пытался писать. Первое литературное произведение – «Ганц Кюхельгартен» (1829) было нещадно раскритиковано, и автор бросился скупать и уничтожать экземпляры поэмы.

Большой удачей для начинающего литератора стало знакомство с пушкинским кругом. После «Вечеров…» он издает «Арабески» и «Миргород» (1835),в который входит повесть «Вий», пишет пьесы. Становится известным молодым писателем. Однако знаменитый «Ревизор» публикой был встречен прохладно и Гоголь уезжает за границу.

В Европе Николай Васильевич завершает работу над первым томом «Мертвых душ», редактирует «Петербургские повести», но душевная болезнь исподволь точит ум великого писателя. Все чаще слышит он голоса, все чаще впадает в меланхолию.

В 1847 году в свет выходит книга «Выбранные места из переписки с друзьями». Это был уже совсем иной Гоголь. Вместо красочных, глубоких героев и полных жизни сцен, читатель увидел религиозное послание. Страшные видения терзают сознание писателя; Гоголь изнуряет себя постами и молитвами, что подрывает и без того слабое здоровье. Во время одного из приступов он бросает в печь второй том «Мертвых душ». Многие из героев его книг живут в зыбком потустороннем мире. Мистический ореол сопровождал творца всю его жизнь. А тайны остались неразгаданными даже после смерти.

Гоголя одолевает страх смерти. Боясь быть похороненным заживо, он отдает распоряжения хоронить его только после начала разложения тела. Везде ему чудятся недобрые знаки; силы оставляют писателя. Ища утешения в религии, строго соблюдает Великий пост. Истощенный организм не выдержал и 21 февраля 1852 года Николай Васильевич скончался.



    1. Анализ повести «Вий»

До прочтения повести Гоголя «Вий» я видела фильм, снятый по этому произведению. Честно говоря, он не произвел на меня большого впечатления – сказка как сказка, старый фильм в черно-белом цвете.

Поэтому когда я села за прочтение книги я не ожидала, что она меня заинтересует. Однако уже с первых страниц я буквально «окунулась» в «Вия» и не смогла оторваться, пока не дочитала это произведение до конца. Но и когда была прочитана последняя страница, я еще долго находилась под впечатлением от этой повести.

«Вий» рассказывает о страшном происшествии, случившимся с бурсаком Хомой Брутом. Во время каникул он шел домой на побывку, и с ним произошло нечто страшное, закончившееся смертью героя.

Сюжет «Вия» построен по законам настоящего триллера – атмосфера страха и мистического ужаса постепенно сгущается, все больше и больше пугая читателей. Так, Хома вместе со своими приятелями останавливается переночевать в хуторе у одной древней старухи. Она приютила их с одним условием – все они лягут спать в разных местах. Бруту было отведено место в овечьем хлеве. Ночью же, когда все уснули, старуха пришла к герою. Тут и выяснилось, что это ведьма, которая выбрала Хому в качестве своей жертвы: «старуха подошла к нему, сложила ему руки, нагнула ему голову, вскочила с быстротой кошки к нему на спину, ударила его метлой по боку».

В тот раз Хома сумел одолеть ведьму, но нечистая сила не хотела отпускать героя. Вскоре он попадает в дом к богатому купцу, у которого неожиданно умирает красавица-дочь. Брут должен «отчитывать» панночку молитвами в течение трех ночей.

То, что дальше описывает Гоголь в своей повести, стало одним из самых страшных впечатлений в моей жизни. Панночка оказалась той самой ведьмой, которая во что бы то ни стало хотела погубить Брута. И никто и ничто не могли спасти его. Наверное, вот это ощущение безысходности усиливает тот ужас, который я испытывала, читая сцены в церкви.

Вся нечистая сила во главе с Вием боролась за бессмертную душу Хомы. Панночка могла получить ее, если бы герой вышел из намоленного круга, начерченного вокруг него мелом. Хома сопротивлялся из всех сил, о том ужасе, что он пережил, говорит его голова, которая поседела за те ночи, что ему пришлось пережить. Однако все усилия героя были напрасны – бесовская сила одолела его: «Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха».

Важно, что поддаться ей Хому заставило любопытство – он захотел взглянуть на самого Вия, потерял бдительность и погиб.

Я думаю, своей повестью Гоголь говорит нам, что за душу человека постоянно борются Добро и Зло. Зло имеет огромную силу - ему очень трудно сопротивляться, сама натура человеческая помогает нечистой силе. Поэтому, как мне кажется, нужно быть еще более внимательным и осторожным, ведь, попав в лапы Зла, ты погибаешь и физически, и духовно.





1.3.Работа со стилем. Техники иллюстрирования


Иллюстрация — рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования, демонстрации объектов, описываемых в книге (ботаническая иллюстрация), отображении пошаговых инструкций в технической документации (техническая иллюстрация).

Книжная иллюстрация уникальна. В ней изобразительное искусство и литература сливаются воедино, открывая новые грани друг друга. Вдохновенные слова поэзии, обличенные в краски, психологические портреты героев, высеченные острым грифелем карандаша, увлекательные сюжеты, рассказанные прихотливыми штрихами туши.

Каждый человек, открывая любую книгу, газету или журнал рядом с текстом не раз замечал рисунки художников или фотографии. Такие изображения носят название иллюстраций. Это слово происходит от латинского "illustratio"- освещение, наглядное изображение. Оно дополняет или сопровождает какой-либо текст.

Термин "иллюстрация" можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение. Например, живописные полотна О. Домье, выполненные по мотивам романа М. Сервантеса "Дон Кихот", или рисунки В. Серова к басням И.А. Крылова.

В узком, строгом смысле иллюстрации - это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения.

Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными. Иллюстрации не самостоятельны и по сюжету, они должны соответствовать содержанию литературного произведения. Они способны обогатить или обеднить его. От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги. Но это вовсе не означает, что иллюстрация должна быть простым изобразительно-графическим пересказом текста.

Техник выполнения иллюстраций большое множество. Их можно использовать как самостоятельно, так и сочетать друг с другом. Рассмотрим некоторые из них.

-Графические материалы (уголь, сангина, соус, ретушь, итальянский карандаш). Например работа Д. У. Джонс «Воздушный замок» (Рисунок 1).


(Рисунок 1.)

-Живописные материалы (акварель, гуашь, акрил). В пример можно привести знаменитую картину «Аленушка» В. Васнецова (Рисунок 2).

(Рисунок 2)


- Коллаж (фр. collage –приклеивание, наклейка) – техника создания художественного произведения, когда различные материалы (фрагменты газет, обоев, цветной бумаги, отделочных материалов, тканей, проволоки, дерева, веревок, металла) крепятся на основу и воспринимаются как фрагмент реальности. Коллаж был введен П.Пикассо и Ж.Бракомв 1912. В этой технике работал К. Швитерс (коллаж «Красный треугольник») (Рисунок 3).

(Рисунок 3)

- Аппликация (лат. applicatio – прикладывание). Кусочки какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т.п.) нашиваются, наклеиваются на ткань, бумагу, картон. Созданные таким образом изображения или орнамент придают произведению особую рельефность и выразительность. Ярким примером может быть аппликация Михаил Билас «Гуцульская свадьба» (Рисунок 4).




(Рисунок 4)



Глава II. Практическая часть



2.1. Работа с текстом произведения


Первым практическим этапом моей работы стало изучение произведения Николая Васильевича Гоголя «Вий» и выбор техники в котором я хочу работать и им стал-коллаж. Я внимательно перечитала книгу, выделив абзацы и те эпизоды, которые мне больше всего хотелось отобразить. И самыми ключевыми стали:

  1. Дорога домой трех бурсаков

  2. Полет старухи на Хоме Бруте

  3. Вторая ночь в церкви

  4. Образ Вия



2.2. Характеристика героев

Великий русский писатель Н. В. Гоголь был глубоко верующим человеком, одновременно верящим в мистику. Всю жизнь Гоголя сопровождали загадки и тайны, смерть Гоголя также не избежала мистического вторжения. В его творчестве есть множество произведений, которые включают в себя элементы фантастики и мистики, тесно связанных с суевериями. «Вий» является самым загадочным, мистическим произведением Гоголя, в котором талантливо соединились реальность и фантастика.

При создании иллюстраций я опиралась на главных героев произведения: Хома Брут, Панночка, Вий.

Бурсак Хома, главный герой «Вия», это веселый и общительный человек, любит полежать и покурить. Если выпивал, то ему нужна была музыка, он любит хорошо повеселиться. Жизнерадостный и энергичный, он предпочитает мирские земные удовольствия. К наукам относится безответственно, часто заслуживает наказания. На хуторе, где они остановились, философ был выбран ведьмой, и она оседлала его, чтобы полетать по воздуху. Хома заклинаниями смог с ней справиться, сам оседлал ее, и исколотил поленом.

Дочь пана, местная ведьма, которая уже многих хуторян довела до смерти. По ее вине сгорел псарь, умерла мать ребенка, из которого ведьма выпила кровь. Явилась Хоме в образе старухи, оседлав бурсака, отправилась в полет. После превратилась в красивую девушку. От побоев заболела, перед смертью попросила отца, чтобы он вызвал Хому Брута для чтения молитв над ней. Каждую ночь она встает из гроба, и хочет поймать Хому. Ей это не удается, потому что философ очертил вокруг себя круг.

В произведении «Вий» герой, которого призвали на помощь в поисках Хомы нечистые духи. Мифический персонаж с железным лицом, весь засыпан черной землей. У него длинные железные пальцы, и огромные, до самой земли, веки. Вий считается главным начальником в стране гномов. Чтобы кого-нибудь увидеть, Вий зовет на помощь нечистую силу, чтобы ему помогли поднять его страшные веки.

Место действия, которое автор выбрал для повествования, тоже необычно. Это церковь – проводник между миром живых и мертвых, пространство, становящееся посредником для существующих под солнцем и под землей. Описание церкви внушает трепет и ужас. Гоголь говорит о храме не как о святилище, а как о темном ветхом помещении, предназначенном для борьбы добра и зла.

Проанализировав главных героев и атмосферу, в которой они находились, я решила что буду работать в холодной цветовой гамме, используя акварельные карандаши и гуашь







2.3. Иллюстрации согласно сюжету литературного произведения

Иллюстрация 1 «Дорога домой трех бурсаков»

Иллюстрация 2 «Полет старухи на Хоме Бруте»



Иллюстрация 3. «Панночка



Иллюстрация 4 «Встреча Хомы с Вием»


Заключение


Рассмотренный авторский метод интерпретации литературного произведения включает:

1 – план предварительного анализа научной и специальной литературы педагогов, специалистов,

2 – определения ключевых моментов художественного произведения, выбранного для интерпретации в визуально-графическую форму, т.е. создания иллюстраций.

Выполнение учебного проекта, целью которого являлось выполнение серии иллюстраций на основе литературного произведения, должно включать не только разработку практического задания, но и научный подход к осмыслению и формулировке авторских методов интерпретации, дополняющих основной метод комбинаторики и, соответственно, влияющих на развитие профессионально-комбинаторного типа мышления.

Данная тема является актуальной для людей, заинтересованных в искусстве, а в современном мире таких становится все больше и больше.

Я не только предложила возможное решение поставленной проблемы, но и многому научилась сама.

Список литературы

1. Биография Н.В. Гоголя (электронный ресурс)-режим доступа: https://frigato.ru/biografii/pisateli/1619-gogol-nikolay-vasilevich.html, свободный-(01.06.2019)

2. Сокольникова Е.В. «Семантика шрифтовых систем и ее роль в графическом дизайне» //Научно-аналитический журнал по вопросам искусствоведения (ВАК) «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда» – М.: МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2010-(26.08.2019)

3. Техники выполнения иллюстраций (электронный ресурс)-режим доступа: https://lektsii.com/2-1693.html, свободный-(22.11.2019)

4. Характеристики главных героев (электронный ресурс)-режим доступа: https://obrazovaka.ru/sochinenie/viy/glavnye-geroi-harakteristika.html, свободный –(11.07.2019)



12