СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Поющая глина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект Поющая глина»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»




Исследовательский проект на тему

«Поющая глина»






Выполнили

Ученицы 2 класса

Селезенева Майя Дмитриевна

Маркова УльянаТиграновна


Руководитель проекта: Филатова Ирина Васильевна

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №11» г Сергиев Посад











г. Сергиев Посад 2022

Оглавление

Содержание…………………………………………………………………2

1.Введение ……………………………………………………………………3

2.Основная часть………………………………………………………………4-8

2.1История глины……………………………….………………………….4

2.2История игрушки-свистульки..………………………………………….5

2.2.1Свистульки и обрядовые праздники………………………………….5-6

2.2.2Вид и роспись свистулек………………………………………………6-7

2.3Изготовление и роспись свистульки……………………………………..8

3.Заключение …………………………………………………………….…...9

Список литературы…………………………………………..……………….10





















1.Введение

На уроках окружающего мира мы изучали ремесла славян. На занятиях мы узнали о разном использовании глины в быту. Это посуда, игрушки, декоративные изделия, свистульки. Все эти предметы не похожи между собой, но они сделаны из глины. Нам стало интересно: «Почему именно глину человек стал использовать глину для изготовления разных предметов и ее называют поющей? »

Мы решили  провести исследования свойств глины, найти ответ на интересующие нас вопросы, а затем поделиться своими выводами с одноклассниками.

Объект исследования-история и возможности глины.

Предмет исследования-свистульки из глины.

Гипотеза: возможно благодаря своим свойствам и доступности, глина так широко используется в нашей жизни.

 Цель проекта:  узнать почему именно глина стала материалом для лепки игрушек- свистулек и других изделий?

Задачи проекта:

  1. Узнать из интернет – источников, энциклопедии, что такое глина;

  2. Изучить различную литературу о игрушках свистульках и их значении в жизни человека;

  3. Изготовить игрушку-свистульку из глины;









2.Основная часть

2.1.История глины

Какой материал может быть проще, невзрачнее и в тоже время необходимее и ближе к человеку, чем глина

История глины довольно занимательна и интересна. Пожалуй, она начинается с легенд о сотворении мира. И первая легенда касается появления человека, ведь, как известно, Адама – Бог вылепил именно из глины.

Глина — это «волшебный» материал, который помогает человеку с древнейших времен. За многие тысячи лет до нашей эры, предки строили из необожженной глины свои жилища, возводили дворцы необыкновенной красоты, модницы же украшали себя изделиями ручной работы из этого материала. Был век каменный. Был век бронзовый. Был (и есть) век железный. Да, они были и есть. Но все они входят в век глиняный. Он начался с глиняного горшка, в котором на костре была сварена каша из злаковых зерен. Первая в мире тетрадь — это пластинка из необожженной глины, на которой писали гусиным пером или палочкой из тростника. Мало того. Нет без глины сукна, валенок. Без глины не раскатать бумагу. Вино чистят глиной. Косметика требует глины. Домна держит огненное железо благодаря глине. Без глины человек пропал бы.












2.2      История игрушки-свистульки

2.2.1Свистульки и обрядовые праздники

Изготовление посуды в гончарных промыслах сопровождалось лепкой глиняных игрушек.Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины, да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради.Нередко игрушки были свистульками. И дети, и взрослые играли на них как на музыкальных инструментах.

Свистулька развиваласькак духовой музыкальный инструмент (окарина) и как народная игрушка.

Игрушки- свистульки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Позднее свистульки стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за их изготовлением. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению.

Эта нехитрая игрушка незаметно уводит нас в глубину веков, заставляя нас одновременно, и вздрогнуть и улыбнуться. Открывая всю многоликость истории и культуры.

Когда-то свистулька был важным атрибутом языческих обрядов - при помощи свистульки с изображением определенного животного вызывали дождь, или свистели над больным, переманивая болезнь на свистульку-образ...

В праздник "Свистунья" или "Свистопляска" совершали древний обряд, связанный с игрушечной свистулькой и посвященный изгнанию злых сил и привлечению добрых.

Со временем свистульки стали игрушками детей, но их магический смысл остался - свистульки вешали детям на шею, чтобы избежать сглаза.

В языческие времена у славян был даже особый бог Посвист, призывающий на землю весну. По древним традициям детям выдавали свистульки, и они, подражая голосам птиц, призывали своим свистом весну, приманивали богатый урожай. Дети отыскивали возле села первые проталины и с этих предвестников окликали весну закличками:

Прилетайте к нам,

Приносите нам Весну-красну,

Красну солнышку,

Теплу гнездышку!

Жаворонки прилетите,

Красну Весну принесите.

Принесите Весну на своем хвосту,

На сохе бороне,

На овсяном снопе.

Отсюда и название народного праздника – «Весновка-свистунья».

2.2.2Вид и роспись свистулек

Мастера-игрушечники чаще всего изготовляют игрушки-свистульки в виде фигурок животных. У каждой  свистульки было знаковое значение. Например:

Коза и корова - знак плодородия, в ней заключен хлебный дух поля. 

Баран - Знак богатства, знатности и жизненного успеха.

Птица - олицетворение весны, тепла, солнца. Главный смысл - оберег.

Орнамент в росписи глиняной свистульки и её цветовое решение тоже было символично. В славянских орнаментахзашифрованы основные понятия:

Круг – символ солнца.

Зерно, колос – символ жизни, рождения нового.

Фрагменты растений, веточки - символ единства человека и природы.

Цвет свистульки тоже о многом может нам рассказать: например

Желтый – солнце, свет

Синий – вода, небеса

Зеленый – молодость

Черный – земля

От звука издаваемого изделием им давались названия. Ремесленники делали пыхтелки, сопелки, гуделки и свистелки.

Если в свистульке сделать несколько дырочек, то получится полноценный музыкальный инструмент – глиняная окарина.

Окарина— древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Окарина, в переводе с итальянского, означает «гусёнок».Народная игрушка - свистулька является самостоятельным образом в виде птицы или какого-нибудь зверька и частью образа.



2.3Изготовление и роспись игрушки-свистульки

Мы побывали в гончарной мастерской и попробовали слепить свистульку в виде кошки.

Мы помяли небольшой кусочек глины в руках, скатали из него шарик и придали ему форму яйца.

Трещинки и неровности мы аккуратно затирали пальцами, смачивая их о влажное полотенце.

Придав устойчивость нашей форме, мы придали ей форму гриба, вытягивая пальцами.

Далее вылепили лапки, с помощью деревянной палочки сделали камеру свистульки и закрыли ее вход.

Долепили остальные детали фигурки кошки. Затем проделали канал воздуховода, входящий в полость свистульки.

Проверили – свистулька издала свист.

В возникновении свиста нет никакой магии, только физика.

Проходя в полость фигурки под определенным углом, струя воздуха закручивается и попадает в зону пониженного давления, здесь и возникает звуковая волна.

Затем фигурка согнет и можно отправлять ее в печь

При росписи свистульки мы использовали круги- символы солнца, фрагменты растений- символы единства человека и природы

Древняя притча повествует:

У творца осталось немного глины, когда он закончил работу.

- Подари мне счастье,- попросил человек.

Тогда Бог дал ему кусочек глины и сказал:

- Счастье вылепи себе сам.

И человек, поняв, что глина поющая, вылепил свистульку, которая радует его не одно тысячелетие.

Давайте попытаемся услышать хотя бы ту мелодию, тот голос, который зачинается в комке глины и, окрепнув в огне, рождается при помощи дыхания в фигурке простого животного.











3.Заключение

Нашей целью было узнать, почему именно глина стала материалом для лепки игрушек и других изделий? И мы нашли ответ на этот вопрос. Глина-это один из самых доступных и распространённых материалов. В России огромное количество месторождений глины. Глина проста и легка в обработке. В течении многих веков человек создавал произведения искусства, поэтому глину можно назвать поистине удивительны материалом. Глина оказалась верным и добрым другом взрослых и детей во все времена.

В результате работы, мы расширили и систематизировали свои знания о глиняных игрушках- свистульках.Создалисвистульку своими руками. В ходе работы выяснили, какие игрушки -  свистульки существовали в старину на Руси. Мы узнали,  отчего поет игрушка.

Так пусть раздается веселый свист по всей земле, свист пробуждающий весну и радость. И пусть звучит незатейливая мелодия поющей глины.
























Список литературы

А.А. Грибовская «Детям о народном искусстве» Учебно-наглядное пособие. Москва «Просвещение» 2002 г.

  1. Дайн Г. Л. «Игрушечных дел мастера. Книга для учащихся». М., «Просвещение», 2014.  

  2. Интернет сайт «Культура. РУ»

  3.  Князева О. Л., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб: Детство-Пресс, 2008.

  4. Ушаков, Дмитрий Николаевич. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. - М. : Альта-Принт [и др.], 2008. - 1239 c.