СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Покормите птиц зимой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Покормите птиц зимой"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Занино-Починковская средняя общеобразовательная школа

муниципального образования – Шиловский муниципальный

район Рязанской области













Творческий проект

«Покормите птиц зимой»














Автор – учитель начальных классов

Першина Елена Геннадьевна





Название «Покормите птиц зимой».

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта – окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, трудовое обучение; русский язык
Участники – ученики 3 класса (7 человек)

Актуальность проекта

Зима – трудное время для птиц. Кормушка может стать настоящим спасением для пернатых. Обсудив проблему зимовки птиц. Мы с ребятами решили изучить зимующих птиц и организовать «птичьи столовые» возле своих домов.
Проблема:

Достаточно ли у нас знаний о зимующих птицах?

И есть ли необходимость в расширении нашего кругозора?

Как помочь перезимовать птицам?

Цель проекта:

- расширить представления о жизни зимующих птиц нашей местности;

- научиться поиску, анализу информации по данной теме.

Задачи:

- изучение образа жизни и поведения птиц зимой;

- провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;

- изготовить и повесить кормушку около своего дома;

- обрабатывать полученные данные и обобщить результат.

Ожидаемые результаты:

Работа над проектом принесет не только практическую помощь, то есть облегчит зимовку птиц, но и позволит объединить усилия в работе над проектом всех учеников нашего класса. Сделать помощь птицам зимой доброй традицией нашего класса.

Проект был разбит на этапы:

I. Подготовительный этап

- подборка интересной информации по теме;

- анкетирование среди учеников начальных классов (чтобы определить уровень знаний по данной теме)

Учащимся были предложены такие вопросы:
1. Какие птицы зимуют у нас?
2. Когда необходимо подкармливать птиц?
3. Зачем подкармливать птиц?
4. Чем кормить? 

Результаты анкетирования. Опрошен 21 ученик. Отвечая на первый вопрос, дети называли следующих птиц:
воробьи – 6 учащихся,
синицы- 17
снегири- 6
дятлы- 7

вороны – 6

свиристели – 3

сороки – 3

сойки - 1
На второй вопрос (Когда необходимо подкармливать птиц) ответили правильно 19 учащихся.
Ответ на третий вопрос (Почему необходимо подкармливать птиц) знают большинство - 19 учащихся. 
Ответы на четвёртый вопрос (Чем кормить) говорят о невысокой информированности
Хлеб - 9 учащихся
Пшено – 12
Сало – 8

Зерно - 5

Семена подсолнуха - 4
Но при этом учащиеся не называли семена сорняков, овес, арахис, сушёные ягоды рябины, боярышника, шиповника, семечки тыквы, овсяные хлопья.
Как мы видим, информированность учащихся по проблеме не достаточно высокая.

II. Теоретический этап

Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях села, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.

На дворе стоит зимняя стужа. Все вокруг покрыто снежным ковром. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.
Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших суровых зимах.






III. Творческий этап

- аппликации на тему “Покормите птиц зимой!” – сообщения о зимующих птицах; - изготовление кормушек, рассказ о своей кормушке; - выставка “Покормите птиц зимой!” - составление памятки «Как подкармливать птиц».

IV. Практический этап

Задачи: сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм. Наблюдать за птицами у кормушки.
Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма можно засыпать с вечера. Во время морозов и метелей - это нужно делать каждый вечер.

Наши наблюдения: в холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.

Заключение
Проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы:
1. В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.
2. Сытой птице мороз не страшен.
3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
Птицы наши друзья!

VI. Защита проекта

Анализ результатов исследования, оценка проделанной работы, сбор папки с материалами. Подготовка к защите проекта. Теперь тщательно выбираем из огромного материала самое важное, планируем, что будем говорить на защите проекта, в каком виде представлять его гостям. Свой проект защищаем на общешкольном фестивале проектов.



Приложение 1


Сведения о зимующих птицах

Дятел

Птица, которую увидели, сидела на стволе дерева. Она была очень красивая: перья красные, жёлтые, чёрные и белые. Клюв у птицы прямой, гранёный и очень красивый.

Хоть я не молоток – по дереву стучу;

В нём каждый уголок обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.

(дятел.)

Вся жизнь дятла проходит на деревьях. Здесь добывает себе корм из-под коры деревьев, так как пищей служат личинки жуков и насекомых, живущие в коре и древесине. Достает их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 см. Язык липкий и имеет на конце маленькие шипики. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. Питается также и семенами хвойных деревьев.

Ноги приспособлены к лазанию по стволам деревьев. Пальцы на ногах имеют острые когти и расположены не так, как у других птиц. Два пальца направлены вперёд, а два – назад. Это помогает прочно держаться за кору деревьев.

Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражён лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он ещё и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел; и его дупла служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, горихвостки, синицы и многие другие очень полезные птицы.

- А что вы знаете, ребята, о “кузницах” дятла? (Они расположены на пнях. Вы закладываете шишку в щель и разбиваете её.)

- А как можно найти эти кузницы в лесу? (Вокруг пня, где расположена ваша кузница, очень много пустых шишек.)

Синица

А кто это так бойко перескакивает с одного сучка берёзки на другой? Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полдень свою песенку: “Синь-синь-синь”? прислушайтесь…

Пусть я птичка-невеличка. У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода, прямо с севера сюда! (синица.)

Её можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках, маленькая, как воробышек. У неё чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Охотно поселяется в старых хвойных лесах. Место для гнезда выбирает в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником – дятлом. Зимой охотно поедает семена ели, сосны и других растений.

Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перекочёвывают ближе к селениям и городам. Синицы часто прилетают на балконы и расклёвывают завёрнутые в бумагу продукты. Любят они несолёное сало. Зимой трудно найти синицам пищу, поэтому надо устраивать для них “столовые”. К кормушке, куда насыпают сухой паёк, можно привязать и кусочки сала.

Снегирь

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют.

Гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегирь.)

Эту птицу сразу узнаем по красной грудке. Она частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно его имя связано с первым снегом. Какой у него толстый чёрный клюв!

Им он вылущивает семена ягод черёмухи, можжевельника и рябины. Охотно поедает семена ольхи и берёзы. Голос скрипучий “жи-ши”, вместе с тем издает и мягкие звуки “фю-фю” (“фьи-фьи”).

Воробей

А что это за стайка маленьких, сереньких птичек сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод: “чуть-жив, чуть-жив”?

Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птица – и тепло ей под пухом и перьями. Вы думаете, воробьи ненужные птицы? Нет, они главные защитники – сторожа городских парков и садов. Своё многочисленное потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.

Важно!

Не забывать птиц зимой. Устраивать для них птичьи столовые. Помогать им пережить трудное зимнее время. А птицы привыкнут к кормушке зимой и не улетят весной в лес.


Приложение 2


Правила наблюдения за зимующими птицами.

1. Определите всех птиц на кормушке и подсчитайте количество птиц каждого вида (по рисунку на доске).

2. Выясните, какие птицы, какой поедают корм.

3. Выясните, каковы взаимоотношения птиц на кормушке.


Приложение 3


Корм для зимующих птиц.

- Для различных видов птиц нужны различные корма. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток.

- Для птиц, которые прилетают к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью.

- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овёс едят овсянки, воробьи, если нет ничего лучше, синицы. Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьёв.

Семена репейника – основной корм щеглов. Семена крапивы охотно едят все зерновые птицы. Семена крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды собирают в августе – сентябре, пока они ещё не осыпались. Для заготовки семян срезают всё растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать их лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несолёного сала подвешивают на ниточках.



Приложение 4


Памятка "Как подкармливать птиц".

1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4. Кормушки нужно держать в чистоте.

5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.




Приложение 5



Загадки .

1.Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей)

- А какие загадки о зимующих птицах знаете вы?

2. “Тук-тук-тук!” – поутру носом он долбит кору.

Сколько пользы этот нос нашим яблокам принес!

Эта птица – молодчина: выбирает всех личинок,

Ну, а чтоб жилось тепло, мастерит себе дупло.

Много времени потратил на своё жилище… (дятел).

3.Он щебечет: “Чик-чирик!” Серый, ростом невелик.

Скачет, скачет по дорожке, ищет зёрнышки и крошки.

Что с опаскою глядишь? Что на крышу не летишь?

Я не трону, не робей, эй, пугливый… (воробей).

4.Вот опять гнездо себе мастерит в печной трубе.

И туда, на крышу дома, тащит ветки и солому.

Натаскает ваты, пуха – хорошо птенцам и сухо.

И в колодец – дымоход ни за что не влезет кот!

5.Вот смекалка так смекалка! Это что за птица?... (Галка)

6.Ей на месте не сидится; всё летает целый день,

Суетится, суетится, целый день звенит: “Тень-тень!”

Угадай-ка, что за птица? То весёлая… (синица).

7.Стойкий, стужам неподвластный, песней славит он зарю.

Знать, недаром галстук красный дан с рожденья… (снегирю).


Народные приметы о птицах.

Воробьи дружно расчирикались – к оттепели;

Дикие гуси летят, зимушку на хвосте тащат;

Синица к избе – зима на дворе;

Осенью птицы летят низко – к холодной зиме; высоко – к тёплой зиме.

Зимой галки собираются к вечеру стаей и кричат – к ясной погоде и потеплению.

Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра. А дружно расчирикались – к потеплению.

Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают – жди снега или мороза.

Если ворона купается ранней весной – к теплу.

Если грачи прилетели до 14 марта – быть лету мокрому, а снег сойдёт рано.

Гуси высоко летят – воды будет много, низко – мало.

Увидел, скворца – знай: весна у крыльца.

Летом ворона купается – к дождю.

Если вороны летом летают стаями, высоко, поднимаются под тучи – к ненастью.

Синица пищит – зиму вещает.

Если журавли осенью летают высоко – осень будет продолжительной.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!