СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект портфолио младшего школьника как средства развития его самооценки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект портфолио младшего школьника как средства развития его самооценки.»

Выступление на МО. Учитель: Сеткова Ю.В. Проект портфолио младшего школьника как средства развития его самооценки 1. Вступление. Портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося (23, с.35). В макете предметного Портфолио младшего школьника документирует последовательность выполняемых им образовательных шагов и результаты его обучения. Портфолио индивидуальных образовательных достижений младших школьников разработан в соответствии с нормативными и правовыми документами (закон об образовании, ГОС стандарт). Цель портфолио: обучение младших школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельность. Задачи портфолио: - Обеспечение высокой учебной мотивации участников образовательного процесса, в том числе мотивации достижения успеха; -Развитие рефлексивной культуры младших школьников, их оценочной (самооценочной) деятельности; - Развитие умении обучающихся систематизировать, анализировать собранный материал, презентовать субъективный опыт; - Совершенствование системы оценивания образовательных достижений младших школьников в условиях реализации компетентного подхода. Функции портфолио: - Информационная - сообщение о состоянии образовательных достижений конкретного ученика за определенный период обучения по иностранному языку; - Обобщающая - аналитическая - анализ уровня учебно-познавательной деятельности младшего школьника на уроках иностранного языка, его способности прогнозировать и проектировать собственную деятельность; - Развивающая - развитие рефлексивной культуры младшего школьника, совершенствование системы оценивания в условиях обучения иностранному языку; - Активизирующая - активизация усилий всех субъектов образовательного процесса на его совершенствование в рамках формирования ключевых компетенции обучающегося; - Воспитательная - формирование индивидуальности каждого обучающегося, его сознательной дисциплины, развитие его культуры. Структура данного предметного портфолио состоит из трех разделов: первый раздел называется «Мой портрет», второй раздел - портфолио работ, третий - «Мои успехи». В содержание портфолио входят материалы и документы младших школьников в том или ином виде, которые документируют достижения и личный опыт обучающихся попредметам. Отбор содержания материала для документирования остается за учеником. Рекомендации по выбору работ в Портфолио могут быть даны учителем - предметником, родителями. Раздел «Мой портрет» включает в себя рассказ младшего школьника о себе, своей семье, своих увлечениях, также школьной жизни, здесь происходит оценка себя самого. Вообще, самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей (Зинченко В. П). Именно в самооценке и оценке проявляются индивидуально - психологические, личностные и социальные качества человека, которые позволяют соотнести свои силы, способности с требованиями окружающей среды и самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, определять жизненные перспективы. Раздел «Мой портрет» - это средство диагностики, через которое педагог может составить структуру самооценки младшего школьника себя как личности. Раздел «Портфолио работ» включает в себя работы, проекты, домашние задания, олимпиадные задания, рисунки, грамоты, удостоверения мероприятий, проводимых педагогом в рамках своего урока, собственные изделия, сочинения, фотографии, аудио - видеозаписи, констатирующие характер достижений обучающегося по предмету, его уровень развития личностных качеств (заинтересованность, организованность, кругозор и т.д.). В портфолио вносится список данных работ по разделам, сами работы или их копии включаются в сам Портфолио и сопровождаются рефлексивными суждениями школьников. Раздел «Мои успехи» представляет собой награды, достижения, успехи, отзывы на творческие работы. Данный раздел дополняется самооценкой, рефлексией младшего школьника на собственную деятельность. Рефлексия выполняется по предлагаемым в портфолио схемам. Оценивание портфолио осуществляется учителем, учителями - предметниками, родителями в конце четверти. Ребенок должен предоставить продукт своей деятельности. Презентация портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся оценивается по следующим критериям: - необычная презентация идеи портфолио или его раздела; - вдумчивое использование материалов; - наличие высокой степени интереса и настойчивости в достижении результата; - наличие собственной деятельности; - уровень коммуникативной организации материала для презентации. Данные критерии интерпретируются для понимания младших школьников. Желательно, чтобы школьник заполнял портфель каждый урок, для этого от учителя требуется продумывать урок так, чтобы к концу был какой - либо продукт деятельности (рисунок, самостоятельная работа и т.п.). Перед заполнением учитель должен обязательно объяснить правила работы с портфелем, проведя одну или несколько консультаций. 2.2. Методические рекомендации по организации деятельности младших школьников с предметным портфолио. Объяснение ученикам и родителям,как нужно работать с портфолио. Уважаемый школьник! Ты являешься участником интересной формы оценки твоих школьных результатов по иностранному языку - Портфолио младшего школьника. «Портфолио» (в широком смысле слова) - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определенный период его обучения (2, с.67) Мы предлагаем тебе отразить результаты своего обучения в школе, причем не только те, которые характеризуют тебя как успевающего школьника по предметам, но и те достижения, которые получены тобой при выполнении других видов деятельности (творческой, социальной и др.). Для этого внимательно прочти следующие рекомендации: Форма портфолио - файловая папка с вкладышами, где размещаются листы формата А4. Оформлять портфолио ты можешь от руки, а можно и в электронном варианте. Для эффективности мы рекомендуем заполнять твой портфолио каждый урок, так как, чем чаще ты будешь оформлять записи, свидетельствующие о твоих результатах, тем полнее будет картина твоей успешности как личности. Помни, что знакомиться с Портфолио будут другие люди, поэтому важно позаботиться и о форме подачи личных достижений. Ты можешь дополнять свою личную папку различными материалами и документами, которые не указаны в примерной структуре Портфолио. Это могут быть твои собственные размышления и идеи, которые возникли во время занятий или при посещении каких - либо мероприятий. Структура данного предметного портфолио состоит из трех разделов: первый раздел называется «Мой портрет», второй раздел - «Портфолио работ», третий - «Мои успехи». Право выбора варианта портфолио, отбор содержания материала для документирования остается за тобой. Начни свою работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях, школьной жизни, которое поможет тебе в дальнейшем соотнести то, каким ты был, с тем уровнем, которого ты достигнешь в дальнейшем. Раздел «портфолио работ» включает в себя работы, проекты, исследования, выполненные в период обучения, сертификаты мероприятий, не имеющие официального подтверждения (корпоративные конкурсы, программы и т.д.), собственные изделия, сочинения, фотографии, аудио - видео записи, констатирующие характер твоих достижений, твой уровень развития личностных качеств (заинтересованность, организованность, кругозор и т.д.). В портфолио вносится список данных работ по разделам, сами работы или их копии. Раздел «Мои успехи» представляет собой награды, достижения, успехи, отзывы на твои творческие работы, они заверяются учителем или родителями, классным руководителем. Для того, чтобы твой портфолио не потерялся, рекомендуем оставлять его на хранение у учителя - предметника в доступном для тебя месте. В данный портфолио вкладывай копии документов и других материалов, а оригиналы сохраняй дома, возможно в «домашнем» портфолио. Копия портфолио необходима для того, чтобы заинтересованные в твоей успешности люди (учитель - предметник, родители, твои одноклассники) могли вместе с тобой отслеживать твою результативность и вносить необходимые коррекции в образовательный процесс. Завершающим этапом твоей работы с данным документом должна стать презентация твоих достижений, во время которой ты должен продемонстрировать свои успехи и достижения. Ценность данного этапа в том, что ты представляешь себя именно через ту область, в которой ты действительно успешен - это может быть учеба, внеучебная деятельность и т.д. Помни, портфолио - это ТВОЙ документ, который призван помочь тебе увидеть свой труд на занятии, почувствовать себя успешным, подтвердить твои результаты, стать личностью в глазах близких и родным людей. Если у тебя возникли вопросы по заполнению портфолио, обратись за консультацией к учителю - предметнику. Методические рекомендации для классных руководителей, реализующих портфолио индивидуальных образовательных достижений школьников начального звена. Для эффективной работы учителю необходимо учитывать следующие рекомендации: 1. Годится ли преподавание для работы с портфолио? Содержит ли процесс обучения повторяющиеся требования одного типа, при выполнении которых может быть увиден прогресс? Ориентирован ли процесс обучения на способности? Есть ли возможность индивидуализировать процесс обучения и направить его на креативно-созидательный процесс, который ведет к появлению красивых продуктов? Можно ли выделить время для рефлексии или программа так забита, что все необходимо будет делать в спешке? 2. Есть ли у меня мотивация и возможности взять на себя много работы, но работы интересной? Есть ли у меня возможность так распланировать свое время, чтобы индивидуально консультировать учеников и давать краткие устные и письменные комментарии к их работам, собранным в портфолио? 3. Какие материалы из данного курса могут быть отобраны для портфолио? Какие я уже могу определить заранее, какие могут быть приложены по ходу дела, какие может определить сам ученик? 4. Какие сроки для вложения каких образцов нужно установить? 5. Какие указания к действию, образцы, критерии и точки зрения нужно сообщить ученику для того, чтобы он мог организовать и оценить свою работу? 6. Какие поводы должны быть, чтобы осуществлялся контроль и самооценка? Когда время для обратной связи, беседы и презентации портфолио? 7. Когда и как должен состояться отбор работ для портфолио? 8. Через какую форму презентации можно завершить обучение? Может ли быть сделана выставка или устроены чтения и т.п. ? Кого можно/следует пригласить (родителей, учащихся других классов) ? 9. В конце четверти (учебного года) желательно обеспечить школьникам возможность представления Портфолио своих достижений. Для этого необходимо оформить небольшой отзыв (рецензию) на Портфолио школьника. Отзыв (рецензию) может составить любой преподаватель, работающий в данном классе. По итогам презентации Портфолио может быть выдан сертификат, свидетельствующий о особых успехах и достижениях школьника. Заключение Проанализировав литературу по данной теме, познакомившись с типами портфолио, с понятием самооценки, мы пришли к следующим выводам: портфолио является одной из инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей (1, с.54). Самооценка бывает адекватной и неадекватной. Понятия самооценки и портфолио тесно связаны друг с другом, так как «портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях…». То есть портфолио является одним из средств самооценки достижений самого учащегося. И благодаря предметному портфолио, макет которого мы разработали в данном курсовом проекте, учащиеся не только смогут адекватно оценить себя, но и показать свои знания, умения и навыки, приобретенные им в начальном звене по иностранному языку. Мы считаем, что выполнили ряд тех задач, которые поставили перед собой перед написанием данной курсовой работы: проанализировали литературу по данной теме, сформулировали теоретическое обоснование использования Портфолио в образовательном процессе, разработали макет портфолио для младших школьников по теме «Предметное портфолио как средство развития самооценки младших школьников», сформулировали выводы и разработали рекомендации субъектам образовательного процесса по использованию предметного портфолио. Дальнейшая деятельность по реализации данного проекта будет направлена на организацию образовательной среды на уроках иностранного языка, способной обеспечить развитие самооценки младшего школьника.