М
униципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 48 комбинированного вида»
624440 Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Фурманова 5
Конструкт
организации непрерывной образовательной деятельности
с детьми логопедической группы.
тема: «Красная книга России».
Исполнитель:
воспитатель МА ДОУ № 48
Чинякова Вера Юрьевна.
Соответствие занимаемой должности.
ГО Краснотурьинск
2022 год.
Т
ехнологическая карта
организации непрерывной образовательной деятельности с детьми.
Тема: «Красная книга России ».
Возрастная группа: логопедическая группа (дети пятого, шестого, седьмого года жизни)
Форма НОД: познавательно - исследовательская деятельность
Форма организации: групповая, индивидуальная
Учебно-методический комплект: : С. Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог» система работы в подготовительной к школе группе детского сада, Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией; Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Средства:
Наглядные: Использование ИКТ, картинок с изображением животных, выставки книг про животных.
Словесный метод: Рассказ воспитателя о Красной книге, чтение художественной литературы, чтение стихов, беседа, проблемные вопросы к детям, коллективное обсуждение, обсуждение в малых группах.
Практический метод: Творческая работа по созданию книги, вырезывание по контуру, размещение фигур животных по типу игры «Вкладыши».
Мультимедийные: 3вуки «Голоса птиц», презентация
Материал и оборудование: Мультимедийный экран, компьютер, презентация «Красная книга России (животные)», заготовка обложки книги, заготовка красной и зеленой страниц из Красной книги, рассказ «Морская корова и Красная книга», картинки животных с красных и зеленых страниц книги, ножницы.
Предварительная работа: Рассматривание книг о животных, настольные игры о животных «Зоологическое лото», «Кто, где живет?», просмотр научно-познавательных фильмов о природе и животных, просмотр фильма «Московский зоопарк зимой», Рассматривание альбома «Дикие животные лесов Свердловской области», беседы с детьми о заповедных местах России.
Цель: Формирование экологической культуры и экологического сознания детей.
ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ |
Обучающие: - Познакомить детей с Красной книгой, её структурой. - Сформировать представление о Красной книге России; -Расширять знания об окружающем мире; Развивающие: -Развивать память, мышление, речь, умение обобщать результаты. - Развивать познавательную активность, любознательность, воображение. Воспитательные: - Воспитывать доброжелательное отношение ко всем животным и растениям. -Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями товарищей. |
Ход образовательной деятельности:
Этапы совместной деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат на уровне ребенка |
I. Мотивация к деятельности Цель. Организовать детей, создать положительный э моциональный настрой, мотивировать детей на включение в деятельность. | Встанем рядышком, по кругу, Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»; Если каждый улыбнётся — Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО!!! -Ребята, я попрошу вас подойти поближе к нашей книжной полке. Сегодня для вас я подготовила новую выставку книг. - Давайте подойдем и рассмотрим, какие книги там представлены? Совершенно верно - это все книги о животных. А как вы думаете, почему я сделала выставку книг именно о животных? - Дело в том, что животных в наших лесах становится все меньше и меньше и если не принять срочные меры, то некоторые виды животных могут навсегда исчезнуть с лица земли. Как вы думаете, по каким причинам животные исчезают из наших лесов? (приложение1) | Создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей ситуацию.Читает стих. - Акцентируется внимание детей на том, что из-за д еятельности человека многим животным грозит снижение их численности или даже вымирание | Дети встают в круг.Повторяют слова. Приветствуют друг друга, Дети рассматривают книжную выставку, внимательно слушают. Отвечают на вопросы педагога. Слушают стих. | Создать эмоциональный настрой на занятия. Психологическая готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания Дети настроены на общение. |
II. Поиск, решение задачи, проблемы Цель. Опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания». | | Использует наглядные, информационные средства. Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления. Инициирует общее обсуждение. | Слушают внимательно педагога. Дети отвечают на вопросы. | Привлечено внимание детей. Проявляют заинтересованность. Активно включаются в образовательный процесс. С пособность самостоятельно действовать, овладение способами познавательной деятельности. |
III. Планирование деятельности. Совместное обсуждение решения задачи, проблемы Цель. Совместное определение конкретных действий. | Видите ребята, с какой необычной книгой мы познакомились. -Я хочу прочитать рассказ о животном из этой книги, которое уже давно исчезло с лица земли. Как вы думаете на странице какого цвета, оно помещено? «Морские коровы и Красная книга» (Приложение 2) -Что произошло с моряками в океане? Что спасло их от голода? Как моряки назвали странных животных, которых они встретили у берегов Тихого о кеана и почему? Почему через некоторое время эти животные совсем исчезли с лица земли? Более ста видов разных зверей и птиц уничтожали люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли (леса или степи), где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезённые людьми. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше. Чтобы этого не случилось, составили Красную книгу. Слайд№11 (Приложение 3) | Обращает внимание на детей на книгу. Выслушивает мнение детей. Читает рассказ. Стимулирует к общению, обсуждению детей. Инициирует поиск ответов. | Выражают собственные мысли. Вступают в диалог, выражают собственные мысли. Внимательно слушают рассказ. Отвечают на вопросы, опираясь на собственный опыт. | Испытывать положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач. Проявление речевой активности. Учение слушать, отвечать на вопросы Проявление любознательности. |
Физкультминутка | Пальчиковая гимнастика (Приложение 4) | Выполняет совместно с детьми пальчиковую гимнастику, проговаривает текс. | Выполняют движения в соответствии с текстом | Снятие усталости, напряжения, настрой на т ворчество. |
IV. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности Цель. Создание условий для самостоятельного планирования и решения детьми поставленных задач. | -Мы с вами сегодня начнем создавать свою Красную книгу. Я предлагаю начать с красной и зеленой страниц, а потом будем её пополнять. Работать предлагаю подгруппами. Одна подгруппа будет создавать зеленую страницу для нашей книги, а другая - красную. Кто в какой группе будет работать, мы определим при помощи вот этих волшебных карточек. Подходите и выбирайте. Цвет прямоугольника обозначает цвет страницы, над которой вы будете работать. Выбираем карточки, проходим за столы, где лежат страницы такого же цвета как ваши карточки. Там вы видите картинки с животными. Выберите себе одно животное и вырежьте его по контуру. Не забываем, о правилах техники безопасности при работе с ножницами. Приступайте к работе. -Теперь вам нужно поместить с воё животное на страничку в нашей книге. Странички необычные, с окошечками. помещайте его туда. Таким образом, мы сможем не только смотреть нашу книгу, но и использовать её в качестве игры. | Организует детей на совместную деятельность. Дает возможность самостоятельного выбора. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Индивидуальная помощь, поддержка. | Дети обдумывают, какую страницу будут делать. Работают все вместе | Самостоятелен в выполнении поставленной задачи. |
V. Рефлексия. Цель. Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы. | Вот такие две странички получились в нашей Красной книге. - Ребята, скажите, а охранять нужно только тех животных и растения, которые занесены в Красную книгу? Конечно же, всех животных и растения. - Что значит охранять животных? Понравилась наше занятие? Что нового вы узнали? Что вам больше всего запомнилось? | Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Стимулирует детей к самоанализу. Выражает восхищение. | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т. д. | Умение выражать оценку своей работы Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки. |
VI. Открытость Цель: Формирование навыка самостоятельного выбора дальнейшей д еятельности. | Нашу книгу мы будем пополнять. Какие страницы книги у нас остались еще не сделанные? Вспоминайте, из страниц какого цвета состоит Красная книга? А вам – домашнее задание, чтобы заполнить все страницы книги необходимой информацией, выберите каждый себе одно животное и дома с родителями найдите о нём необходимые сведения. | Мотивирует детей на совместное работу детей с родителями. | Эмоционально настраиваются на дальнейшую совместную и индивидуальную работу. | Умение планировать свои дальнейшие действия с учетом полученных знаний, умений, приобретенного опыта. Способность взаимодействовать с воспитателем и ребятами. Желание дальше активно участвовать в творческой деятельности. |
Приложение 1
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
П
риложение 2
«Морские коровы и Красная книга»
-Много лет тому назад у далёких, никому неведомых островах в Тихом океане потерпел крушение русский корабль. Моряки спаслись, но им грозила, голодая смерть. И тут они увидели, что у берегов целыми стаями плавают огромные морские животные, похожие на больших китов. Они были мирные и настолько доверчивые, что позволяли себя трогать руками. Питались они водорослями, и моряки их назвали морскими коровами. Мясо морских коров оказалось нежным и вкусным, поэтому моряки не умерли от голода. Из обломков разбитого корабля они смогли построить судёнышко и уплыть домой.
Прослышав об удивительных животных, другие люди стали приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не подумал о том, что морских коров надо поберечь, и меньше чем за 30 лет их всех перебили. Учёные долго надеялись, что где-то ещё водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли.Ни одной морской коровы не осталось на Земле.
Приложение 3
Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, мы, все вместе
К ней относиться добрей.
П
риложение 4 (пальчиковая гимнастика)
«ШКОЛА»
В школу осенью пойду.
(Дети «шагают» пальчиками по столу.)
Там друзей себе найду,
(Загибают по одному пальчику.)
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
Я таким учёным буду!
Но свой садик не забуду.
(Грозят указательным пальчиком правой руки.)