СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект познавательно – творческий «Вот и лето прошло…» в старшей логопедической группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

.

Просмотр содержимого документа
«Проект познавательно – творческий «Вот и лето прошло…» в старшей логопедической группе»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5» г. Пласта












Проект

познавательно – творческий

«Вот и лето прошло…»

в старшей логопедической группе










Выполнила:

Учитель - логопед

Романова Елена Григорьевна

Воспитатель:

Минулина Ульяна Васильевна







г. Пласт, 2022 год

I. Информационная часть проекта.

1. Информация об авторе проекта:


Автор проекта

Романова Елена Григорьевна, учитель - логопед Минулина Ульяна Васильевна, воспитатель логопедической группы

Название проекта

«Вот и лето прошло»

Место работы

МКДОУ д/с №5 г. Пласта, Челябинской области


Контакты

Тел: 89080619102, электронная почта: [email protected]

Тел: 89511202818, электронная почта: uminulina@bk.ru


2. Сотрудники проекта.

Ф.И.О.

Основная

должность

Должность по проекту

1.

Романова

Елена Григорьевна

Учитель-логопед

Разработчик, организатор: осуществляет разработку, планирование и реализацию проекта, обеспечивает методическое и материально-техническое сопровождение, проводит диагностику речевого развития детей, консультирует родителей.


2.

Минулина Ульяна Васильевна

Воспитатель логопедической группы

Разработчик, организатор: осуществляет разработку, планирование и реализацию проекта, обеспечивает методическое и материально-техническое сопровождение осуществляет педагогическое сопровождение реализации проекта, отслеживает речевое развитие детей, педагогическая помощь детям и родителям.



3. Участники проекта:

Дети и родители старшей логопедической группы МКДОУ д/с №5 г. Пласта, Челябинской области.



4. Время реализации проекта:

Август - сентябрь 2022 года.


II. Содержательная часть проекта.


Актуальность: Лето – особый период в жизни каждого ребенка. После летнего отдыха дети с удовольствием встречаются, делятся впечатлениями о том, как они провели это время. Поэтому вместе с детьми решили вспомнить, как дети отдыхали летом, чем занимались, во что играли, и отразить свои впечатления в рисунках и рассказах, составленных совместно с родителями.


Цель проекта:

Обогащение представлений и впечатлений детей о лете, формирование речевой активности.

Задачи проекта:

  • развивать познавательные, коммуникативные и социальные способности;

  • развивать монологическую, диалогическую и связную речь детей, обогащать ее новыми словами и выражениями;

  • развивать память, мышление, воображение;

  • способствовать творчеству детей (развивать умение составлять рассказ по воспоминаниям);

  • научить выступать перед коллективом детей;

  • расширять представления и знания детей о сезонных изменениях в природе в летний период;

  • развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования;

  • обогащать и расширять представления детей о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений;

  • активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности, развитие детско-родительских отношений.


Этапы проекта «Вот и лето прошло»

I этап: Организационно – подготовительный.

  • Составление плана совместной работы с детьми, родителями

  • Подбор материала и оборудования для бесед, игр с детьми

  • Разработка дидактического материала для занятий по обучению грамоте

  • Консультации для родителей

II этап: Организация деятельности детей.

Экскурсия с детьми по территории детского сада

Речевое развитие:


  • НОД по развитию лексико-грамматического строя речи «Лето»


Чтение художественной литературы:

  • «Цветик – семицветик» В. Катаева; 

  • «Про мимозу» С. Михалкова; 

  • «Где обедал воробей?» С. Маршака; 

  • «Про ёжика Вовку» и др.

Чтение и заучивание стихотворений о лете.

Загадки по данной теме.

Просмотр с детьми мультфильмов о лете.

Познавательная деятельность:

Беседы:

  • «Чем вам запомнилось это лето?»,

  • «Мои летние истории», 

  • «Лето красное – для здоровья время прекрасное!», 

  • «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»,

  • о труде людей «Дворник», «Косильщик».

Опытно-экспериментальная деятельность с песком и водой

Продуктивная деятельность:

  • Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Аппликация «Ромашки»

  • Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Рисование «Вот, оно какое наше лето


Игровая деятельность


Подвижные нейроигры


Дидактические игры:

  • «Узнай по описанию»

  • «Вершки-корешки».


Речевые игры:

  • «Загадай – мы отгадаем».


Сюжетно-ролевые игры:

  • «Моряки»

  • «В кафе»,

  • «Турбюро».


Физкультминутки


Пальчиковая гимнастика

III этап: Заключительный этап.

Итоговые мероприятия по проекту:

  • Презентация проекта.

  • Участие детей во Всероссийском детском конкурсе рисунков «Солнечное лето»

  • Участие детей во Всероссийском детском конкурсе рисунков «Фильм, фильм, фильм»

  • Выставка детских работ о лете


Работа с родителями:

  • Детско - родительский мини - проект «Где я провел лето»

Ожидаемые результаты.

1. В ходе реализации проекта у детей активизирована познавательно-речевая деятельность.

2. Дети учились выступать перед коллективом.

3. Дети стремятся развивать в себе творческие способности, умение наблюдать и слушать, развивать навыки обобщения и анализа.

4. Детьми были созданы творческие работы по воспоминаниям о лете.

5. Дети разучили стихотворения русских поэтов о лете.

6. При реализации проекта дети расширили свое представление о сезонных изменениях в погоде в летний период (природные явления - гроза, радуга, роса, туман; созревание ягод, плодов, овощей; появление грибов; о труде, отдыхе людей в летний период)

7. Родители воспитанников приобщены к совместному творческому процессу.

Вывод по проекту:

В результате реализации проекта «Вот и лето прошло» дети обогатили свои представления и впечатления о лете, начала формироваться речевая активность.
Включение родителей в совместный с учителем - логопедом и воспитателем воспитательно – образовательный процесс позволило повысить эффективность совместной работы. Родители стали более заинтересованы в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми, повысился их интерес к работе ДОУ, к успехам своих детей.
























Конспект НОД по развитию в лексико- грамматического строя речи в старшей логопедической группе

Тема: «Лето»


Учитель – логопед: Романова Е.Г.

Цель: Формирование связной речи у детей.

Задачи Обучающие:

  • закрепление представлений о лете и его приметах.

  • уточнение, расширение и активизация словаря по теме "Лето".

Развивающие:

  • развитие координации речи с движением.

  • развитие, тонкой, общей моторики.

  • развитие графомоторных навыков

Воспитывающие:

  • формирование навыков сотрудничества, инициативности.

  • воспитание любви и бережного отношения к природе.

Материалы и оборудование: настенная доска, предметные картинки по теме, ноутбук, мнемодорожка (признаки лета, платочек, лист бумаги с контурным изображением солнца на каждого ребенка, картинки "тучки"с заданием.

Ход занятия:

1. Организационный момент. (Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Коммуникативная и речевая деятельность).

Логопед: - Все ребята встали в круг, рукой к солнцу потянулись и до сердца прикоснулись, и друг другу улыбнулись, я очень рада всех видеть в хорошем настроении. Ребята, сегодня, утром я пришла на работу и увидела на столе этот конверт, как вы думаете, что там?

Дети: - Письмо (открывают). Логопед (достает из конверта "тучку" с загадкой и читает) Оно за весною к нам в гости идет, С собою приносит немало забот. Горячие, долгие дарит деньки, Чтоб зрели скорей на полях колоски.

Логопед: - О каком времени года говорится в загадке?

Дети: - О лете.

Логопед: - Правильно, о лете, но лето что- то запаздывает, тучки спрятали солнце (показывает на доску, на которой изображено пасмурное небо)

Логопед: - Ребята, что же делать, чтоб солнце вышло из-за туч?(ответы детей) - Тучи приготовили для вас задания, поможем солнышку?

2. Дидактическая игра «Эрудиты» (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность).

  • После какого времени года наступает лето?

  • Сколько месяцев длится лето?

  • Назовите приметы лета (по мнемодорожкам).

Педагог показывает картинки с изображением времен года, расположенных хаотично.

Логопед: - Перечислите все времена года по порядку.

3. Дидактическая игра «Подбери слова» (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность).

  • Какое бывает лето? (жаркое, веселое и т. д)

  • Какая погода бывает летом? (ясная, дождливая и т. д)

4. Дидактическая игра «Скажи со словом «летний» (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность).

Педагог передает платочек ребенку, тот берет и называет слова, согласующиеся со словом летний, летняя, летнее.

  • Летний. (день, месяц)

  • Летняя. (одежда, ночь)

  • Летнее. (утро, солнце)

Логопед: - Молодцы и с этим заданием вы справились! А теперь выходим на полянку и немного отдохнем.

5. Физкультминутка «Звериная зарядка» (Образовательная область - ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Двигательная деятельность).

Летом дети в лес пошли И в лесу грибы нашли Наклонялись, собирали По дороге растеряли.

6. Дидактическая игра «Мой, моя, мое» (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность).

Логопед: - Девочки и мальчики, тучки предлагают следующее задание Педагог называет словосочетание, дети его произнося со словами мой, моя, мое.

  • Летняя рубашка - (моя летняя рубашка)

  • Летняя шляпа.

  • Летний костюм.

  • Летнее платье.

  • Летние цветы.

  • Летние босоножки.

Логопед: - Ребята, посмотрите (обращает внимание детей на экран)еще немного и солнце появится. Пройдите за столы и нарисуйте каждый свое солнышко (соединяют по точкам, в конце задания, на экране появляется солнце и благодарит детей, что помогли выйти из-за туч)

7. Итог занятия. (Образовательные области – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).

  • Чем занимались?

  • Кому и зачем помогали?

  • Кому подарите свое солнышко?









Экспериментируем с песком

Цели: познакомить детей со свойствами песка; обучать навыкам проведения лабораторных опытов.

Задачи: закрепить умения работать с посудой, соблюдать меры безопасности, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы; активизировать и обогащать словарный запас существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия; развивать социальные навыки - умение работать в паре.

Материалы и оборудование: сухой чистый песок, большой плоский лоток, подносы, вода, стаканчики, палочки, воронка и пустая полиэтиленовая емкость, увеличительные стекла, тертый цветной мел, пластиковые контейнеры для смешивания песка и мела, пластиковые ложечки, клей ПВА, кисточки, картон.

Ход занятия:

Эксперимент 1.

Педагог: возьмите емкости с песком и медленно высыпайте на поднос, при этом не забывайте о мерах безопасности (нельзя дуть на песок). Возьмем увеличительные стекла и рассмотрим из чего состоит песок. На что похожи песчинки? Какой они формы? Какого цвета?

Как высыпается песок? На что похоже его движение? Какой звук вы слышите, когда струится песок? Где применяется такое движение песка?

Ответы детей: - (песочные часы)

Ответы детей: (песок состоит из маленьких песчинок, он сыпучий, легкий, желто- оранжевый)

Педагог показывает песочные часы: огромные песочные часы использовали люди в древности. Сейчас песочные часы используют в медицине для определения длительности процедур – прогревания.

Педагог: возьмем палочки и нарисуем что-нибудь на песке, затем слегка встряхнем поднос. Что вы видите на песке?

Ответы детей(на сухом песке рисунок не сохраняется, т.к.песчинки разлетаются)

Педагог: посмотрите на модель «сухих песчинок». Они могут стоять друг от друга на любом расстоянии.

Педагог: А теперь представим, что мы песчинки, встанем все вместе будем выполнять движения:

«А часы идут тик так, тик-так, в доме кто умеет так?

Это маятник в часах отбивает каждый такт.

А в часах сидит кукушка, у нее своя избушка,

Прокукует птичка время, снова спрячется за дверью.

Стрелки движутся по кругу, Не касаются друг друга,

Повернемся мы с тобой против стрелки часовой.

А часы идут, идут, иногда вдруг отстают.

А бывает, что спешат, словно убежать хотят,

Если их не заведут, то они совсем встают.»



Эксперимент 2.

Педагог: В емкости с песком налейте воду из стаканчиков и размешайте песок ложечками. Какой стал песок? (мокрый, липкий)

Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает в строительстве домов. Что вы летом делаете из песка(крепости, куличики)

Возьмите палочки и нарисуйте что-нибудь на мокром песке. Встряхните емкость с мокрым песком. Исчез ли рисунок? Почему он сохранился на мокром песке?

Ответы детей: (мокрые песчинки слиплись и удерживают рисунок)


Эксперимент 3.

Педагог: смешайте в емкости с сухим песком измельченный цветной мел. Что получилось?

Ответы детей (мел окрасил песок, песок стал того цвета, что и мел)

Выводы: педагог предлагает вспомнить с какими свойствами песка познакомились, обращая внимание на модели. Заключительная часть:

Педагог предлагает нарисовать картинку цветным песком.

Для этого предлагается картон, кисточки и клей ПВА, которым обводится заранее нарисованный трафарет цветка и заполняется цветным песком

Дети выставляют готовые работы

Экспериментируем с водой



Цели:

  • Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность, не имеет вкуса и запаха, цвета, вода растворитель, вода текучая).

  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками;


  • Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

  • Пробуждать интерес к опытам, развивать наблюдательность, наглядно-действенный вид мышления.

  • Развивать любознательность, умение рассуждать и высказывать свое мнение.

Опыт №1 “У воды нет вкуса"

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт №2 “У воды нет запаха”

Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт №3 “Вода жидкая, может течь”

Предложить детям перелить воду из одного ёмкости в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”.

Вывод: вода жидкая, льется, течёт

Опыт №4 "Имеет вода цвет".

Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой - с молоком. Положить по очереди синюю полоску. В каком стакане видна полоска, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в воде мы видим полоску, а в стаканчике с молоком - нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.

Опыт №5 "Какого цвета вода? ".

На столе лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определи цвет воды. Приложили и сравнили цвет воды и цвет каждой полоски.

Можно ли сказать, что вода синяя? Зеленая? Желтая? Красная? (Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок).

Вывод: Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какой же цвет воды?

Опыт №6 "Вода не имеет цвета, но её можно покрасить".

Налить в стаканы воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод: Вода легко окрашивается в любой цвет.

Опыт №7 " Вода – растворитель».

Насыпь в один стакан с водой соли, а в другой – пару таблеток активированного угля. Помешай воду. Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли а таблетки угля легли на дно).

Вывод: Вода - растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

Опыт №9 "Тонет, не тонет".

Для опыта необходима ванночка с водой, различные по весу предметы. Опустить в воду предметы по очереди. Что произошло? Некоторые предметы утонули, а некоторые всплыли. Это зависит от веса предмета. Вывод-Вода выталкивает более легкие предметы.

Вывод: В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.











План – конспект НОД «Беседа о лете»


Цель: углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках; закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых; учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи.

Развивающая среда: карты с изображением леса, поля, огорода, сада;

карточки с изображением растений, овощей, фруктов, ягод, других даров

природы; корзинки; иллюстрации о временах года.


Ход занятия


Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой «Лето».


Если в поле ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна –

Значит, это уже... (лето), Значит, кончилась... (весна).


В: О каких приметах лета говорится в стихотворении, назовите их.

Ответы детей.

В: Назовите летние месяцы.

Ответы детей.

В: Летние месяцы - июнь, июль, август - самая благодатная, самая щедрая пора в году. Что за месяц - июнь? Какие его приметы вы можете назвать? (Можно использовать календарь погоды для характеристики примет.)

Воспитатель уточняет, расширяет ответы детей: Верно, дети, июнь открывает лето, румянцем года его называют. В июне дни долгие, солнечные, теплые, а ночи короткие - с воробьиный шажок. За длинный день и короткую ночь июнь называют «светозаром». «Заря с зарей сходится» - так говорят об июне потому, что светлая короткая ночь разделяет закаты и рассветы, вечернюю зарю и утреннюю. За богатство красок и цветов его зовут разноцветом. В июне густые сочные травы украшены цветами. Зелень на деревьях и кустах свежая, ярко-зеленая. Листья раскрылись, окрепли, наполнились соком и стали пахучими. Цветут рябина, калина, благоухает жасмин, розовые и алые цветы появляются на колючих кустах шиповника. На лесных солнечных опушках загораются в зеленой траве алые огоньки сладкой - пресладкой, душистой ягоды - земляники. Поэтому и называют июнь «земляничником».


Вьет венок в лесу июнь, распевают птицы.

Одуванчик, только дунь - тотчас разлетится.

В молодой траве густой солнечные блики.

Нынче день рожденья мой, мой - и земляники.


Лиловые колокольчики, белые ромашки, желтые купальницы - каких только красок ни увидишь на июньской лужайке! В высоких травах стрекочут кузнечики. Над цветущим лугом летают пчелы и бабочки. В июне у пернатых начинают появляться птенцы, они вскармливают их. Хотя вокруг достаточно корма, но беззаботных дней в эту пору нет. Надо кормить и охранять своих детенышей, затем учить их добывать себе корм.

Запомни: здоровых зверьков и птенцов никогда не бери из леса!

В июне люди выходят на покосы. Собирают целебные травы, ягоды, сеют гречиху.

Физкультминутка

К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре - вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно:

Вместе - раз, это брасс, одной, другой - кроль.

Все как один плыли, как дельфин.

Выплыли на берег крутой и отправились домой.


Воспитатель задаёт детям вопросы:

  • Какой месяц приходит на смену июню?

  • Что вы знаете об июле?

  • Как светит солнце в это время?

  • Какая вода в реке?

  • Какие осадки выпадают летом?

  • Что вам приходилось наблюдать на небе после дождя?

  • Какие работы приходилось выполнять людям в огородах, садах, полях?


Июль - середина лета, «макушка лета», «краса», «сердце лета».

Солнце поднимается высоко и заливает землю горячими лучами. Часто бывают грозы и ливни. «Лето грозовое, значит, и грибное» - примечают люди. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. За частые грозы июль называют грозовиком, а за жаркие дни - жарником. В полях отцветают хлеба, но еще цветут гречиха и подсолнечник, на лугах сенокос. В лесу пахнут деревья, цветет липа и разливает сладкий медовый аромат, привлекает пчел. Июль - сладкоежка. В лесу и в саду поспевают ягоды. Упадут на землю тяжелые росы - пора за грибами отправляться (сыроежки, маслята, подберезовики). В садах и огородах много работы: прополка, окучивание, полив.

После июля наступает последний месяц лета – август. Август - хлебосол, припасиха. Как вы думаете, за что люди называют так этот месяц? Каким трудом занимаются люди в августе в садах и огородах? Как ведут себя в августе животные, птицы? Какие изменения произошли в погоде?

В августе лето пошло на убыль. Дни стали короче. В августе они еще жаркие, а ночи уже прохладные, на деревьях появляются первые желтые листочки. В садах поспевают фрукты, в огородах - овощи, начинается уборка урожая. Убирают с полей рожь, пшеницу, овес. Запахи у августа не те, что у июля. В садах пахнет спелыми яблоками, а в лесу - грибами.


Август устали не знает,

Заглянув во все сады,

Он в корзины собирает

Золотистые плоды.

Груши, яблоки, малину,

Наклоняя ветки, рвет,

А в бочонки и кувшины

Льет густой душистый мед.


Животные начинают готовиться к зиме: белки сушат грибы, бурундуки - орешки в зимнюю кладовку. Медведь усиленно питается и накапливает жир. Готовятся к отлету птицы: ласточки, грачи, журавли.


В: Скажите, что такое лето? (Лето - это...)

Дети обобщают свои понятия лета как сезона.