СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Правовая Академия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка проекта "Прававая Академия" является одним из вариантов организации внеурочной деятельности по праву. Будет полезна учителям истории в работе.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Правовая Академия"»

Номинация: учебно-методическое пособие


Творческий проект
«Правовая Академия в школе»

(сценарии, методические рекомендации)

Автор: Семенова Галина Николаевна,

учитель истории и обществознания

высшей категории


2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………..…...3

1. Творческий проект «Правовая Академия в школе………………..….11

2. Мероприятия Академии………………………………….………….…15

2.1. Игра-путешествие «В стране права»………………………...…..….15

2.2. Ролевая игра «Моя политическая партия»……………………….....19

2.3. Киностудия «Права ребенка от А до Я»……………………….…...27

2.4. Конкурс проектов «Развитие идей конституционализма» в

рамках проекта «Молодежь и выборы»……………………………...…28

3. Форум «Моя Россия – моя страна»……………………………….…...35

3.1. Правовая научно-практическая конференция …………………..…37

3.2. Олимпиада «Моя Россия – моя страна»……………………….…....37

4. Анализ развития проекта «Правовая Академия в коле…………...….38

5. Перспективы развития идеи Академии права в школе……………….45

Список использованной литературы и ресурсов………………….….…47

Приложения……………………………………………………………….49

Приложение 1. Зачетная книжка Правовой Академии………..……..…49

Приложение 2. Герб правовой Академии………………..…….…….….52

Приложение 4.Задания игры «Экономическая шкатулка»…………..…53

Приложение 5.Сценарий дебатов по экономике……………………..…54

Приложение 6. Стартовый тест олимпиады «Моя Россия-моя страна».55

Приложение 5.Сценарий игры «В стране права»……………………….54

Приложение 6. Результаты стартового теста……………………………71

Приложение 7. Результаты итогового теста……………………………..72

Приложение 6. Правовой журнал «Правовед»…………………………..74

Приложение 7. Фото с игры «Моя политическая партия»…………..….91

Приложения в электронном виде:

Приложение 8. Конкурсная работа учащегося «Электронный справочник

на уроках права»

Приложение 9. Фото с игры по праву

Приложение 10. Фото защиты работ на конференции

Приложение 11. Примеры роликов киностудии

Пояснительная записка

Развитие личности школьника в системе образования в соответствии с ФГОС обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Цели реализации данного проекта: создание условий для развития и воспитания правовой культуры личности  в соответствии с требованиями ФГОС  основного общего образования.

Предлагаемые сценарии мероприятий по праву и методические рекомендации к ним адресованы учителям, работающим в 6-9 классах и рассчитаны на базовый уровень обучения. Это позволит учителю-предметнику организовать деятельность учащихся на уроке и вне уроков, контролировать ее результаты, использовать различные средства обучения, в том числе интернет-ресурсы.

Сценарии мероприятий написаны с учетом требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (раздел «Обществознание»).

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

В пояснительной записке определяются цели реализации проекта «Правовая Академия», дается его общая характеристика, раскрываются особенности содержания и последовательность использования материалов, требования к результатам освоения содержания курса «Обществознание» (базовый уровень): личностные, метапредметные; приведен примерный перечень мероприятий для участия учащихся по уровням с определением характеристики основных видов деятельности учащихся.

ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предполагаемые результаты реализации проекта

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

Основная функция познавательная: беседы, просмотр и обсуждение аудио, видео, текстового материала, работа с Интернет – ресурсами, конференция, викторина и др. Данный уровень результатов будет достигаться лишь в том случае, когда объектом познавательной деятельности учащихся станет собственно социальный мир. Большое место здесь будет уделяться познанию жизни людей, познанию общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

Причем важны здесь будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной его социализации в обществе. Как вести себя с человеком в инвалидной коляске, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т.п. Отсутствие этих элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.

  1. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

Основная функция – формирование личностного отношения: дискуссии, дебаты, круглый стол, семинары, создание и поиск путей решения проблемных ситуаций, ролевая, деловая, коммуникативная и др. игры. Необходимо инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать по ее поводу мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о культуре, об экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания.

  1. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно-окрашенного социального действия).

Основная функция - деятельностная: выставки, олимпиады, исследовательские проекты, компьютерная презентация и др. Достижение результатов третьего уровня будет возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде. 

Актуальность

Правоведение – это юридическая отрасль знаний. Каждый из нас постоянно совершает действия и поступки, которые входят в сферу её изучения. Поэтому правоведение – это общественная наука, которая изучает право и отношения, построенные на его основе.

Многие утверждают, что простой человек не может разобраться в хитросплетениях закона, поскольку в нашей повседневной жизни редко возникают ситуации, требующие специальных юридических знаний. Может быть, поэтому на предложение изучать правоведение возникает возражение «Зачем? Я не собираюсь быть юристом!»

Однако данное возражение несправедливо. Не случайно русский философ И.А. Ильин (1883-1954) утверждал: «Народ, не знающий «законов» своей страны, ведет внеправовую жизнь или довольствуется самодельными и неустойчивыми зачатками права. Люди, не ведающие своих обязанностей, не в состоянии соблюсти их, не знают их пределов и бессильны против вымогательства «воеводы», ростовщика и грабителя; люди, не знающие своих запретностей, легко забывают всякий удерж и дисциплину или оказываются обреченными на правовую невменяемость. Незнание положительного права ведет неизбежно к произволу сильного и запуганности слабого» [2].

Обучение в школе, поход в кино, совершение покупок в магазине, поездка на транспорте и многие другие обыденные, каждодневные дела входят в сферу изучения правоведения, так как все они регламентируются правом. Обстоятельства, в которых человек оказывается сегодня, настоятельно требуют проявления инициативы, действий в рамках правового поля, а для этого необходимы правовые знания. Защита прав человека и гражданина, оформление трудового договора, составление брачного контракта, заключение договора купли-продажи, авторское право, предпринимательская деятельность и право собственности, социальное и пенсионное обеспечение – вот краткий перечень правовых вопросов, с которыми сталкиваются граждане современной России. Знание права, его норм позволяет человеку правильно построить свое поведение, реализовать предоставляемые ему законом права и свободы, избежать поступков, которые могут иметь неблагоприятные последствия для него и его близких.

Знание основ правоведения необходимо каждому человеку, а не только специалистам, в компетенции которых находится решение юридических проблем. В наше время правовое образование становится все более востребованным среди выпускников старшей школы независимо от того, собирается молодой человек посвящать себя юридической профессии или нет. [1]

Именно поэтому на протяжении 2012-2014 годов нами был реализован творческий проект «Правовая Академия в школе» на параллели 8-9-х классов.

Цель: правовое просвещение и повышение интереса к вопросам права и политики учащихся 7-8-9-х классов гимназии в игровой, творческой форме.

Задачи:

- повышение правовой культуры будущих избирателей;

- воспитание патриотических качеств, любви к Родине;

- закрепление знаний учащихся по основам права и политики.

Технологии и формы: ролевые игры, защита проектов, дебаты, олимпиады, конференции.

1. Творческий проект «Правовая Академия в школе»

Проблема: Обстоятельства, в которых человек оказывается сегодня, настоятельно требуют проявления инициативы, действий в рамках правового поля, а для этого необходимы правовые знания.

Цель проекта: В игровой форме актуализировать знания учащихся по изучаемым вопросам права, политики и экономики.

В ходе реализации данного проекта мы ставили перед собой следующие задачи: планирование мероприятий Академии; составление сценариев игр, дебатов, форума, дискуссий, видеоклипов; проведение запланированных мероприятий; обобщение знаний учащихся в ходе работы Академии.

В процессе работы применялись технологии дебатов, интерактивных игр, диспутов, видео- и мультимедийных технологий, правового форума.

В итоге деятельности Правовой Академии планировалось достижение следующего результата. К концу учебного года учащиеся параллели 8-х (впоследствии 9-х) классов должны иметь представление о вопросах права, политики и экономики, изучаемых в курсе обществознания 7-8-9 классов и уметь применить эти знания на практике.

В феврале 2012г. учащиеся 7-х классов МАОУ Политехническая гимназия стали слушателями Правовой Академии. Можно сказать что, Правая Академия – это пирамида успеха в будущей жизни ребят, потому что, как известно, любая профессия, так или иначе, регулируется нормами права.

В состав Академии вошли три факультета:

  • Факультет прав и обязанностей;

  • Факультет политики;

  • Факультет экономики.

Мероприятия в Правой Академии проходили в рамках трех модулей:

  • «Мне интересно» - я интересуюсь;

  • «Это нужно моей стране!» - я осознаю;

  • «Я могу все!» - я действую.

На протяжении всего проекта учащиеся могли добиться званий:

  • Стажер

  • Бакалавр

  • Магистр

Каждому ученику - слушателю Правовой Академии была выдана зачетная книжка, в которой отмечались предстоящие мероприятия в Академии, все успехи и почетные звания восьмиклассников, которые они приобретали в ходе проекта, и баллы, присваивались почетные звания. Для того, чтобы получить звание Магистра, каждому слушателю Академии максимально можно было набрать 100 баллов за весь учебный год.

Девизом Правовой Академии стала знаменитая фраза Виктора Гюго – «Право – это все то, что истинно и справедливо!».

Все мероприятия, за которые можно было получить почетное звания (стажер, бакалавр, магистр) представлены ниже в таблице:


1 Факультет

Прав и обязанностей

2 Факультет

Политики

3 Факультет

Экономики

Стажер
(20 баллов)

  • Игра-путешествие «В стране права и политики»
    Участие – 5 баллов;
    Призовое место – 10 баллов;
    Победа – 15 баллов.

    ( Баллы выставляются каждому участнику команды)

  • Участие в городских олимпиадах фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» по праву и обществознанию
    Участие – 1 балл;
    Призовое место – 5 баллов;
    Победа – 10 баллов.

  • Дебаты (5 баллов)
    Участие – 5 баллов.

  • Участие в работе киностудии

Участие – 10 баллов

Посещение городской "Школы права"

Участие – 5 баллов

Участие в проектах -10 баллов

  • Победа в проектах Школы права – 20 баллов Тесты , выполненные на «отлично» по теме «Право. Политика» на уроках обществознания

Тесты на уроках – 5 баллов.


  • Игра «Экономическая шкатулка»
    Участие – 5 баллов;
    Призовое место – 10 баллов;
    Победа – 15 баллов.

    ( Баллы выставляются каждому участнику команды)

  • Участие в городских олимпиадах фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» по экономике
    Участие – 10 баллов;
    Призовое место – 15 баллов;
    Победа – 20 баллов.

  • Тесты , выполненные на «отлично» по теме «Экономика» на уроках обществознания

Тесты на уроках – 5 баллов.

«Мне интересно» - я интересуюсь

Бакалавр

(60 баллов)

  • Ролевая игра «Депутатское слово»
    Участие – 10 баллов;
    Активное Участие – 20 баллов.

  • Участие в I этапе (школьном) Научно-практической конференции (Секции Общественно-политическая, проблемы личности)
    Участие – 5 баллов;
    Призовое место – 10 баллов;
    Победа – 20 баллов.

  • Участие в городском этапе Научно-практической конференции (Секции Общественно-политическая, проблемы личности)
    Участие – 10 баллов;
    Призовое место – 15 баллов;
    Победа – 20 баллов.

  • Дебаты
    Участие – 10 баллов.

  • Конкурс проектов «Развитие идей конституционализма»

  • Участие – 10 баллов;
    Призовое место – 15 баллов;
    Победа – 20 баллов.

  • Участие в работе Киностудии

  • Участие – 10 баллов

  • Областной конкурс «Я-адвокат»

  • Призовое место – 15 баллов;
    Победа – 20 баллов.


  • Олимпиада ВШЭ

  • «Высшая проба»
    Участие – 10 баллов;
    Призовое место – 15 баллов;
    Победа – 30 баллов.

  • Участие в I этапе (школьном) Научно-практической конференции (Секция социально-экономическая)

  • Участие – 5 баллов;
    Призовое место – 10 баллов;
    Победа – 20 баллов.

  • Дебаты
    Участие – 10 баллов.

  • Всероссийский конкурс

Участие – 10 баллов

Призовое место – 15 баллов

Победа – 20 баллов

Участие в научно-практической конференции Малой Академии наук в школе

Участие – 5 баллов

Призовое место – 10 баллов

Победа – 20 баллов

«Это нужно моей стране!» - я осознаю

Магистр

(100 баллов)

  • Конференция «Мои субъективные права» Участие – 10 баллов;
    Призовое место – 15 баллов;
    Победа – 20 баллов.

  • Ролевая игра «Моя политическая партия»

Активное участие – 20 баллов

Участие в предвыборной гонке - 10 баллов

  • Форум «Моя Россия – моя страна»
    Участие – до 20 баллов.

  • Дебаты (10 баллов)
    Участие – 10 баллов.

«Я могу все!» - я действую

* При получении нового почетного звания, старые баллы аннулируются.
* Накопить баллы можно, участвуя в мероприятиях Факультета прав и обязанностей и Факультета политики или участвуя в мероприятиях Факультета Экономики (За участие в мероприятиях всех 3 факультетов баллы начисляются раздельно).

Данные мероприятия были доведены до сведения всех участников Академии.

В ходе реализации проекта были проведены игры по тематике факультетов Академии.



2. Мероприятия «Академии»

2.1. Игра «В стране права» (см. приложение)

Цель игры: использовать знания учащихся по правовым и политическим темам, повысить правовую культуру будущих избирателей.

Задачи:

- в игровой форме закрепить знания по основным правовым и политическим темам;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма;

- воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине.

Метод: интерактивная игра.

Ход игры: Игра проводится в виде путешествия команд от каждого класса по станциям, где им предлагается выполнить задания различных типов по правовым и политическим темам. Время выполнения заданий на станциях до 10 минут. На станциях ведущие выставляют баллы в соответствии с установленными критериями оценивания. При подведении общих итогов все баллы в путевом листе каждой команды складываются, и выявляются победитель и призеры. На каждой станции при выдаче заданий участникам объявляется и максимальная сумма баллов по станции. Максимальное количество баллов в игре – 100, максимальное время выполнения заданий – 1 час 40 минут.

Перечень станций: Разминочная (10 баллов); Политическая (10 баллов); Кроссвордная (10 баллов); Личность и ее портрет (10 баллов); Кто? Где? Зачем? (10 баллов); Тестовая (10 баллов); Сказочная (10 баллов); Партийная (10 баллов); Игровая (10 баллов); Терминологическая (10 баллов).

Станция 1. Разминочная

Цель: интеллектуальная разминка на знание основных международных документов по правам человека для того, чтобы учащиеся «вошли в игру».

Описание задания: учащиеся получают карточки с вопросами теста по правам ребенка и человека. В течение 10 минут они отвечают на тест и сдают ведущим для проверки.

Станция 2. Политическая

Цель: актуализировать знания учащихся по теме "Политика".

Описание задания: игрокам предлагается ответить на вопросы мультимедийного теста.

Станция 3. Кроссвордная

Цель: обобщить знания учащихся по теме «Отрасли российского права»

Описание задания: Игрокам необходимо разгадать кроссворд на тему «Отрасли российского права».

Станция 4. Личность и ее портрет

Цель: актуализировать знания учащихся об известных лидерах государств, правозащитниках, руководителях федерального, регионального и муниципального уровней.

Описание задания: игроки получают портреты, на которых изображены известные государственные и политические деятели разных уровней, им необходимо узнать, кто изображен на этих портретах..

Станция 5. Кто? Где? Зачем?

Цель: актуализировать знания учащихся по теме «Государственное устройство Российской Федерации».

Описание задания: Игрокам команд предлагается в течение 10 минут заполнить таблицу на тему «Государственное устройство Российской Федерации» и указать в ней основные полномочия органов государственной власти.

Станция 6. Тестовая

Цель: обобщить знания учащихся по политическим темам.

Описание задания: Игрокам команд предлагается ответить на вопросы, затрагивающие актуальные политические темы.

Станция 7. Сказочная

Цель: использовать творческие способности учащихся при выполнении заданий на знание прав человека и ребенка.

Описание задания: игрокам необходимо вспомнить известных сказочных героев, права которых были нарушены, и придумать сказку, в которой права этих сказочных героев защищаются законом.

Станция 8. Партийная

Цель: актуализировать знания учащихся о лидерах современных политических партий.

Описание задания: игроки получают бланк ответа, на котором в правом столбике изображены лидеры современных политических партий, а в левом их имена, игрокам предлагается соотнести элементы правого и левого столбиков.

Станция 9. Игровая

Цель: выявить творческие способности у учащихся.

Описание задания: игрокам предлагается придумать свою станцию и задания к ней на любую правовую или политическую тему.

Станция 10. Терминологическая

Цель: проверить знание правовых и политических терминов у учащихся.

Описание задания: игрокам предлагается по содержанию определения, указать какой термин используется в тексте.



2.2. Игра «Экономическая шкатулка»

Цель игры: обобщить знания учащихся по актуальным экономическим темам в игровой творческой форме.

Задачи:
- закрепить знания по актуальным экономическим темам;
- расширить кругозор знания экономических терминов;
- развить оценочные умения.

Ход игры: Игра «Экономическая шкатулка» предназначена для учащихся 8-х классов в форме мультимедийного теста, состоящего из 20 вопросов. Участие в игре – индивидуальное.

Пример заданий:

Соотнесите элементы правого и левого столбиков:

1.ВТО

А.Совокупность общественных наук, изучающих производство, распределение и потребление товаров и услуг. Экономическая действительность является объектом экономических наук, которые подразделяется на теоретические и прикладные.

2.ЭКОНОМИКА

Б.Международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов.

3.РЫНОК

В.Действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

4.СДЕЛКА

Г.Совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями.

Ответ: 1-Б; 2-Г; 3-А; 4-В.



2.3. Ролевая игра «Моя политическая партия»

На уроках обществознания в 9 классе в ходе изучения раздела «Политика» изучается тема «Политические партии и движения». В ходе работы над этими темами в 9АБВ классах была проведена ролевая игра «Моя политическая партия», в которой учащиеся смогли расширить свои знания о понятии, признаках, типологии политических партий и движений, о ходе предвыборной агитации, программах политических партий, смогли показать умения сопоставления и систематизации материала, связанного с особенностями различных политических партий. В ходе работы учащиеся продемонстрировали умение формулировать и отстаивать свою гражданскую позицию.

Цель ролевой игры: применить на практике теоретические знания о политических партиях и предвыборной агитации.

Задачи участников:

- изучение литературы и систематизация материала по теме;

- подготовка программных документов своей партии;

- съемки агитационных видеороликов;

- подготовка к политическим дебатам.

Метод: ролевая игра.

В процессе работы над темой учащиеся научились сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных партий; формулировать и отстаивать свою гражданскую позицию; задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия; ориентироваться на различные способы решения поставленной задачи; использовать творческие навыки.

При подготовке к ролевой игре учащимися были использованы программы современных парламентских партий: «КПРФ», «ЛДПР», «Справедливая Россия»; материалы Интернет-сайтов.

Ход игры: Ролевая игра «Моя политическая партия» предназначена для учащихся 9-х классов. В процессе игры учащиеся создают свои политические партии в составе 10 человек и проводят агитационную программу. После чего назначаются выборы. Избрание происходит пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов. После подведения итогов голосования происходит распределение «депутатских мандатов» — перевод процента голосов, полученных в ходе выборов, право на дальнейшее активное участие в игре. Партии, преодолевшие 7- процентный барьер, получают места пропорционально полученным голосам. Партии, не преодолевшие процентный барьер, не получают право на дальнейшее участие в игре. Те места, на которые могли бы претендовать эти партии, перераспределяются между партиями-победительницами, увеличивая их дальнейшее присутствие в игре. Число «депутатов» в игре составляет 30 человек (организацией выборов занимается специально сформированная Избирательная комиссия, состоящая из 5 человек). После формирования списка «депутатов» назначается дата пленарного заседания «Думы», на котором учащиеся могут наглядно познакомиться с работой Государственной Думы.

Список партий, принявших участие в выборах:

Социалистическая партия; Партия консерваторов; Тоталитарная партия Российской Федерации (ТПРФ); Партия либералов; Партия народа России; Демократическая партия России, Ё-партия.

Отдельную группу представляли журналисты, которые в ходе игры имели возможность задавать участникам уточняющие и провокационные вопросы. Журналисты являются представителями ведущих изданий «Русский репортер», «Коммерсантъ», «Гео», «Эксперт» и др.

Ролевая игра проходила по следующему плану.

  1. Представление своей партии, демонстрация агитационного видеоролика, озвучивание программных заявлений партии.

  2. Политические дебаты между представителями партий с целью выявления слабых и сильных сторон партии.

  3. Голосование за понравившуюся партию (непременное условие: нельзя голосовать за свою партию).

  4. Подсчет голосов и выявление победителя.

  5. Рефлексия: точки зрения участников ролевой игры.

Рефлексия

После игры мы попросили ее участников написать свое мнение о прошедшей игре. Приводим комментарии одноклассников.

"Все прошло успешно. Все понравилось. Партия выиграла заслуженным трудом".

"Данный урок мне понравился, т. к. интересно наблюдать за столкновением разных политических интересов и за тем, как каждый доказывает свою точку зрения".

"Мои впечатления: «Партия Народа России победила, потому что девчонки там красивые. "Будущее России" - крутая партия, они были оригинальны и убедительны" (Никита Л., "Конституционная Партия России").

"На выборах выдвинутых партий большинство голосов набрали партии, так или иначе похожие на современные, реально существующие демократические, дипломатические партии. Представленные партии анархии и монархии набрали наименьшее количество голосов, т.к. коренная смена политического строя не находит отклика как среди учеников нашего класса, так и среди жителей всей страны на реальных выборах.

Партия победителей ("Партия Народа России") набрала наибольшее количество голосов т.к. В их программе были основные положения, прописанные в современных требованиях: борьба с коррупцией, развитие международных отношений. Одним словом, насущные проблемы современности". (Алексей А., "Ё-Партия").

"Ощущения приятные. Ничего такого не произошло. Единственный момент смутил: голосовали не за партии, а за людей. Пример: «Партия Народа России», не предоставив конкретный вариант решения проблем и практически не участвуя в дебатах, побеждает. В это время партии, которые представили конкретный вариант решения проблем, оказались в глубоком кризисе". ( Егор Б., "Союз Русского Народа")

"Лишний раз была доказана несостоятельность в современном обществе таких партий, деятельность которых связана с идеологией анархизма, с монархией. Одна из них в сущности устарела(монархия), исторически русские устали от "царя-батюшки"; анархизм нам кажется утопией, то есть русское общество стремится к стабильности. С партией "Будущее России" было невозможно спорить: ответы были неконструктивны. Партия Анархистов не совсем адекватно реагировала на наши замечания. Вопросы Димы (журналист - ред.) были шикарны, они сразу выявили, что члены партий не знают, что происходит сегодня в мире".

Я проголосовал за группу #1, потому что у них хорошие идеи. А большинство проголосовало за девочек, потому что они очень спокойно отстаивали свою точку зрения и пообещали улучшить нашу жизнь" (Жан М., "Ё-партия").

"Касательно прошедшего мероприятия. В целом, понравилось. Однако, ожидал более активного общего участия и энтузиазма, у некоторых такого не наблюдалось.

Касательно выборов. Не понравилась система голосования за противника, поэтому я сделал вывод о том, что голосовать нужно, ссылаясь на работу команды, организованность, убедительность и, конечно, интересное представление. Я ни за кого не проголосовал, потому что не нашел такой команды, где все было бы достаточно четко. Поэтому решил следовать принципу анархии - свобода выбора, отсутствие принуждения. Я сделал выбор". (Роман Т., "Ё-Партия")

"Нашей партии "Будущее России" было адресовано чрезмерно огромное количество вопросов. Когда мы представляли нашу политическую программу, мы огласили большинство аспектов наших целей. Далее нам были заданы вопрос по тому же самому, что мы сказали. Появляется вопрос: для чего мы представляли, если спрашивали то же самое?! Получается, что голосовали за людей, а не за партийные идеи. Более тщательная подготовка всех групп дала бы лучший результат, и выборы партий были бы честнее. Также не понравилось, что голосовали не все!" ( Руслан М., "Будущее России")

"Мне все понравилось, т.к. это было для нас ново. Но к этому не стоит относиться серьезно, потому что это игра, и каждая партия выражала собственные интересы".

"Мне все понравилось. Но я не нашел своих единомышленников ни в одной партии".

"Мне очень понравилось данное мероприятие. Все партии выступили достойно. Один минус заключается в том, что было мало времени и не все партии приняли участие в дебатах".

"Я считаю, что партия выиграла нечестно, т.к. голосовали не за партию, а за людей".

"Мне понравилось. Считаю, что ПНР выбрали правильно, а партии «СНР» и «Ё-Партия» противоречили Конституции РФ. «Ё-Партия» предлагает программу, которая не смогла бы обеспечить нормальную жизнь общества".

" Я увидел на игре то, чего полно в нашей реальной жизни. Что можно сделать властям в нашей жизни? Огороди от внешних врагов, организуй хоть малейшую, жалкую возможность граждан на самореализацию и обеспечение своей жизнедеятельности, и тогда грамотной политикой пропаганды и многоступенчатой системой манипулирования, осуществляемой как через СМИ, так и через все, что нас окружает до самых мелочей, призванных держать народ в рамках, созданных некой "шапкой", которая контролирует всю страну. А цель у этой шапки самая банальная и обыденная: жажда власти и обогащение. Я уверен, что часть страны, игнорирующая выборы и политику правы. Ведь это абсурд, свергнуть существующую систему, которую она же и предлагает.

Таким образом, большинство граждан стремится к успеху, т.е. к деньгам. А достать их в большом количестве проблематично без адского труда на трех работах, да и то будут гроши. Квартира стоит от двух-трех миллионов рублей, тогда как средняя заработная плата ежемесячно - 20 тысяч рублей. Если работать на государственное предприятие или частное, ты физически не добьешься больших денег. Просторов для частного бизнеса попросту нет, если не нарушать закон. Со всех сторон обступают всевозможные инстанции, которые попросту вымогают деньги за "неприкасаемость". Начиная от налоговой и заканчивая полулегальными группировками, занимающиеся "крышеванием", часть доходов отдающих тем, кто должен с ними бороться.

Исходя из этого, люди либо стремятся во власть, либо ищут изъяны в существующей системе, которые позволят им обогатиться "(Дмитрий Т., великий демагог.)

В ходе игры учащиеся продемонстрировали различные умения: систематизировать большой поток информации, задавать вопросы и коротко на них отвечать, и, самое главное, формулировать и отстаивать свою гражданскую позицию. Подвести итог ролевой игре можно, используя высказывания одноклассников после игры. Эти высказывания как нельзя лучше подводят итог нашей работы и делают вывод о том, что наша игра – небольшой срез тех процессов, которые происходят сейчас в нашем обществе.

Алексей А., представитель «Ё-партии» считает: «На выборах выдвинутых партий большинство голосов набрали партии, так или иначе похожие на современные, реально существующие демократические, дипломатические партии. Представленные партии анархии и монархии набрали наименьшее количество голосов, т.к. коренная смена политического строя не находит отклика как среди учеников нашего класса, так и среди жителей всей страны на реальных выборах.

Партия победителей ("Партия Народа России") набрала наибольшее количество голосов т.к. в их программе были основные положения, прописанные в современных требованиях: борьба с коррупцией, развитие международных отношений. Одним словом, насущные проблемы современности".

Дмитрий Т. был более многословен: "Лишний раз была доказана несостоятельность в современном обществе таких партий, деятельность которых связана с идеологией анархизма, с монархической идеей. Одна из них, в сущности, устарела (монархия), исторически русские устали от "царя-батюшки"; анархизм нам кажется утопией, то есть русское общество стремится к стабильности. Я был возмущен и разочарован процессом и результатом выборов. В ходе этой игры я увидел некую модель и понял, что именно такая ситуация происходит массово и повсеместно. В ходе реальных выборов: люди, даже доведенные до отчаяния, боятся кардинальных перемен. Они стремятся улучшить, усовершенствовать то, что имеют, и даже мысли не допускают о радикальных переменах. Как на наших выборах в классе победила партия с самой невнятной программой, которая провела общую беседу ни о чем и в духе "ну, мы сделаем все получше", так и в стране тот же контингент, который не боится радикальных решений, сидит долго и старается не вникать в политику, морщась и обходя ее как кучку грязи на тротуаре, не решаясь убрать ее с дороги.

В итоге вся страна сидит у телевизоров, ругает власть и систему, смотрит передачи, где болтуны поливают существующую власть грязью, четко обозначая, а порой и гиперболизируя ее проблемы и недостатки, смотрят новости, где ловят продажных чиновников и прочих врагов народа и думает, что вроде вся страна борется за достойную жизнь народа. А результат - они лишь сидят, уставившись в телевизор, с удовольствием и патриотическим удовлетворением поглощая "успокоительное" предлагаемое, а скорее даже допускаемое государством. Ведь это абсурд - свергнуть существующую систему, которую она же и предлагает.

Уйдут одни, придут другие. Испокон веков в этой стране люди работали на государство, которое отвечало взаимностью лишь на том уровне, который необходим, для того, чтобы народ продолжал работать на государство, и пока не произойдет решительный, коренной слом, пока чаша весов не склонится в сторону народа, ничего не будет меняться. Только народ может повлиять на ход событий, но он этого не понимает, боится или не хочет. Имеем замкнутый круг. Так и живем».

Несколько пессимистичные высказывания, но и в реальном обществе существуют различные точки зрения, и они имеют право на существование. А если они появились у учащихся после нашей ролевой игры, значит, она прошла не зря и затронула в их душах какие-то струны.

Результаты голосования

Название партии

Процент голосов

Число проголосовавших

Число предоставленных мест

Демократическая партия России

34%

26 человек

11

Партия народа России

22%

17 человек

8

Партия либералов

17%

13 человек

6

Социалистическая партия

14%

11 человек

5

Партия консерваторов

6%

5 человек

0

Тоталитарная партия РФ

5%

4 человека

0

Ё-партия

2%

2 человека

0

Всего приняло участие в выборах: 78 человек; 100% девятиклассников

МАОУ Политехническая гимназия

По итогам голосования участие в игре представилось четырем партиям: Демократической партии России, Партии народа России, Партии либералов и Социалистической партии. Партии, не прошедшее 7 процентный барьер, выбыли из игры и на пленарном заседании выступали в роли зрителей.


Демократическая партия России


Партия народа России


Партия либералов


Социалистическая партия

Члены партий получившие «депутатские мандаты» организовали фракции, поэтому места в игре распределились так:

Фракция

Руководитель

Кол-во

депутатов

Процент от общего числа депутатов

Фракция Демократической партии России

Дмитрий К.

11

37%

Фракция

Партии народа России

Марина С.

8

26%

Фракция

Партии либералов

Сергей П.

6

20%

Фракция Социалистической партии

Никита Е.


5

17%


2.4. Киностудия «Права ребенка от А до Я» (см. приложение)


В течение года учащиеся 7В-8В класса были заняты осуществлением проекта по праву, была создана настоящая киностудия, где снимались видеоклипы о правах ребенка. Проект имеет практическую направленность, поскольку все клипы использовались на уроках обществознания, посвященные правам ребенка. Сборник роликов был назван «Права ребенка от «А» до «Я», где они инсценировала различные ситуации на тему «Права ребенка» (Приложение).

В него вошли видеоролики на следующие темы:

  • Право на имя;

  • Право на свободу вероисповедания;

  • Право на равенство;

  • Право на защиту от эксплуатации;

  • Право на личную неприкосновенность;

  • Право на достоинство личности;

  • Право на игру;

  • Право на отдых;

  • Право на образование.

2.5. Конкурс проектов «Развитие идей конституционализма»

(в рамках проекта «Молодежь и выборы» для учащихся 9 классов)

Чтобы сделать из людей хороших граждан,

им следует дать возможность проявлять

свои права граждан и исполнять

обязанности граждан.

С. Смайлз, писатель

Цель: Повышение правовой культуры старшеклассников

Задачи:

- побудить учащихся к углубленному изучению основ государства и права;

- развивать у учащихся умения публичного выступления;

- продолжить формирование гражданской позиции и социальной ответственности старшеклассников.

Форма: конкурс творческих работ учащихся.

Участники: учащиеся 7-11 классов образовательных учреждений.

Костюмы: для конкурса «Музей восковых фигур» костюмы Екатерины II, графа Панина; Новосильцева, Вяземского, Сперанского; П.И.Пестеля, Н.Муравьева, Н.Трубецкого; М.И. Лорис-Меликова, Александра II.

Подготовительный этап: За месяц до проведения заключительного мероприятия объявляется конкурс творческих работ учащихся по возрастным категориям 7, 8, 9 классы. Темы творческих работ:

  • «Молодежь и выборы»

  • «Развитие идей декабризма в наши дни»

  • «Развитие идей конституционализма»

  • «История избирательного права»

  • «Подвиг декабристов»

Конкурсная комиссия в составе учителей истории проверяет и оценивает конкурсные работы.

Критерии оценки конкурсных работ:


Формальные требования

Количество баллов

11

объем

+

12.

разборчивость

+

13

самостоятельность

+

14

Соответствие жанру эссе, сочинения

+


Содержание


21

Глубина раскрытия темы (прошлое и реалии современности, опыт местного или мирового сообщества), наличие ярких, конкретных мотивированных примеров и аргументов

До 30

22

Взвешенность личной установки, отношения, мнения, оценки

До 20

23

Наличие элементов исследования, исследовательский подход

До 10

24

Наличие прогностических элементов (как, какими путями можно решить проблему, изменить ситуацию)

До 10

25

Творческий подход к раскрытию темы

До 10


Стиль


31

Ярко выраженный собственный стиль изложения

До 10

32

Свобода и точность в оперировании понятиями в исследуемой области

До 10


Общий балл

100



Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово ведущего о зарождении и развитии идей конституционализма в России. Во время выступления демонстрируются фрагменты из художественного фильма «Звезда пленительного счастья».

Добрый день, уважаемые гости и участники конкурса! Мы рады вас приветствовать на заключительном внеклассном мероприятии «Молодежь и выборы».

Более 100 работ было представлено на конкурс, 57 из них дошли до финала. В своих работах ребята рассуждали не только о проблемах избирательного права, но и о зарождении и развитии идей конституционализма в нашей стране.

Конституция… Основной закон государства. Какое емкое и значимое понятие! Факт ее принятия в любом государстве является важнейшим элементом демократии. Как правило, конституции даже самых недемократических государств вполне демократичны с формально-юридической точки зрения. Однако не все нормы воплощаются в жизнь. С учетом этого можно сказать, что бывают демократические конституции, положения которых не реализуются. От способа принятия основного закона государства зависит отношение к нему широких масс народа, долговечность, способность быть средством консолидации общества. Всем известны знаменитые конституции мира: конституция США, конституционные акты Великобритании.… Если брать российскую историю, то первые проекты конституций у нас появились в XIX веке при Александре I. Хотя справедливости ради следует отметить, что попытки формулирования общих принципов будущего свода законов Российской империи предпринимались еще при Екатерине II. Императрица не раз повторяла слова, которые вполне можно считать пророческими: «Что бы я не делала для России, это будет только капля в море…, но после меня будут следовать моим началам и докончат недоделанное...».

Сегодня мы бы хотели обратиться к тем идеалам, которые исповедовали декабристы, те дворяне-офицеры, которые возглавили восстание, чтобы пробудить Россию, покончить с крепостной неволей, с самодержавием, обустроить ее «в пользу народного блага».

Это очень важно для нынешнего поколения молодых: показать мужество людей, поставивших своей задачей воплощение высшего гуманистического идеала, социальной справедливости, установление такого государственного устройства, в котором не станет никаких сословий, все граждане будут равны перед законом и им будут гарантированы основные гражданские и политические свободы: слова, печати, собраний, передвижения, выбора занятий, вероисповедания, избирательные права.

Главным достоинством декабристов являлось то, что они выступали за соблюдение прав человека, отмену крепостного права и передачу в собственность бывшим крепостным крестьянам необходимых земельных участков, введение конституционного способа правления в России.

Многие из идей Павла Пестеля, изложенных в «Русской Правде», и Никиты Муравьева в «Проекте Конституции», и по прошествии почти двух столетий актуальны и сегодня, также как и духовное наследие декабристов, оставленное потомкам в поэзии и литературной практике, народном просвещении военном деле неизмеримо велико.

Уроки восстания декабристов усваивались их преемниками по революционной борьбе: Герценом, Огаревым, последующими поколениями русских революционеров, которые вдохновлялись подвигом декабристов. Однако не менее важны их идеи государственного устройства.

Современное государственное устройство России близко к идеям Никиты Муравьева. Это же можно сказать и о политическом устройстве: в каждом субъекте федерации есть дума (своеобразный местный парламент). Кроме того, идея о двухпалатном парламенте, объединяющем Федерацию, получила в настоящее время практическое применение. Идея об императоре-государственном чиновнике с большим жалованьем воплощена в виде должности Президента страны. Причем по Муравьеву, он может «задержать принятие закона и вернуть его в парламент для вторичного обсуждения, но совсем отклонить закон не может». Таковы сегодня права президента по основному закону страны – Конституции РФ.

Таким образом, идеи декабристов, предложенные в 19 веке, во многом практически осуществились в настоящее время. Их труды не пропали зря и доказали, что они просто опередили свое время.

  1. Ведущий. Мы предлагаем вам окунуться в историю вопроса, и приглашаем вас в «Музей восковых фигур», где вы сможете познакомиться с историческими личностями – основными разработчиками проектов конституций в нашей стране, начиная с 18 века. Выставка называется «История развития идей конституции в России».

Хотелось бы попросить наших гостей оценить проекты учащихся по предложенным критериям.

Гостям раздается бумага, и они оценивают проекты учащихся по мере их представления по десятибалльной системе.

На сцене учащиеся воспроизводят выставку в музее восковых фигур. Данная форма нацелена на то, чтобы дать образное представление учащимся о главных действующих лицах эпохи 18-19 века, которые явились зачинателями в процессе развития идей конституционализма в России. Демонстрируются фигуры Екатерины II, графа Панина; Новосильцева, Вяземского, Сперанского; П.И.Пестеля, Н.Муравьева, Н.Трубецкого; М.И. Лорис-Меликова, Александра II. Учащиеся-экскурсоводы проводят экскурсию, рассказывая о вкладе каждого из представленных на выставке.

Награждение за победу в конкурсе сочинений и эссе.

  1. Ведущий характеризует конкурс сочинений учащихся 7-8 классов, посвященных подвигу декабристов.

Награждение в номинации «Проба пера».

4. Ведущий. В конкурсе эссе по вопросам конституционализма, проблемам избирательного права принимали участие учащиеся 9-х классов. Мы предлагаем вашему вниманию защиту работ победителей в номинациях конкурса.

Вниманию присутствующих предлагается защита четырех лучших работ – по 4 минуты каждая.



5. Ведущий. Кроме письменных работ учащиеся подготовили и слайд-презентации.

Демонстрация и защита слайд-презентаций

6. Ведущий. Следующая часть мероприятия посвящена истории выборов в России. Мы обратились к самым истокам выборного процесса. Общеизвестно, что еще в далеком Новгороде зародились и были хорошо развиты вечевые порядки, при Иване Грозном появляется выборный орган Земли русской – Земский собор, в XIX веке проведена Земская реформа при Александре II…

Предлагается выступление учащегося с защитой работы «Выборные органы в Русском государстве в X-XVII вв.».

Награждение за фигуры и слайд-презентацию. Общее подведение итогов и Выступления гостей.




3. Форум «Моя Россия – моя страна»

Подведение итогов работы Проекта проходило в рамках Форума «Моя Россия – моя страна», в ходе которого проводились мероприятия политико-правовой направленности.

Цель: подведение итогов работы Академии права в школе через активизацию познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской, интеллектуальной деятельности в области правовых знаний.

Задачи:

- представить исследовательские работы по праву, экономике, политике;

- оценить знание основ прав и политики у учащихся;

- подвести итоги творческого проекта «Правовая Академия»;

Мероприятия форума:

  • Правовая научно-практическая конференция;

  • Олимпиада «Моя России – моя страна»;

  • Подведение итогов проекта, награждение.


3.1. Правовая научно-практическая конференция

Цель: публичное представление творческой и исследовательской деятельности учащихся, осуществленной в ходе проекта.

Результат: В ходе мероприятия учащиеся продемонстрировали различные умения: систематизировать большой поток информации, задавать вопросы и кратко на них отвечать, формулировать и отстаивать свою гражданскую позицию. Подвести итог проекту можно, поскольку проект – своеобразный срез тех процессов, которые происходят сейчас в нашем обществе.

Примерные темы выступлений учащихся в Форуме

Факультет политики

  1. Что такое политика?

  2. Гражданин и гражданство.

  3. Общество и его регуляторы.

  4. Межнациональные отношения. Нации.

  5. Связь поколений.

  6. Демократия – за и против.

  7. Политические партии и лидеры современной России.

  8. Молодежь и ее роль в современной политике.

  9. Политические реформы в современной России.

  10. Конституция Российской Федерации. Гражданство.

Факультет права

  1. Право – воплощение справедливости и добра.

  2. Правовое регулирование хозяйственной деятельности.

  3. Права потребителей.

  4. Конституция РФ – основной закон жизни государства.

  5. Федерализм в России: прошлое, настоящее, перспективы развития.

  6. Свободные выборы – утопия или реальность.

  7. Конституционные права граждан.

  8. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.

  9. Конституционные обязанности граждан. Избирательная система и избирательный процесс.

  10. Президент Российской Федерации.

Факультет экономики:

  1. Что такое экономика.

  2. Что такое экономически отношения и какие они бывают.

  3. Человек в мире экономики.

  4. Государство и экономика.

  5. Развитие экономики: от первобытного к современному.

  6. Человек и экономические отношения.

  7. Государство и экономика.

  8. Экономические реформы в Российской Федерации.

  9. Предпринимательство.

  10. Конкуренция в рыночной экономике.

  11. Социально-регулируемое рыночное хозяйство.


3.2. Олимпиада «Моя Россия – моя страна»

Цель: оценить знания основ права и политики у учащихся, приобретенные в ходе проекта.

Порядок участия: Олимпиада проходит в два этапа: стартовый и финальный. Участник олимпиады должен стать призером или победителем стартового этапа для того, чтобы получить право на участие в финальном этапе. Каждый участник олимпиады по мере участия в этапах олимпиады получает баллы в личный зачёт. По итогам личного зачета участников определяется победитель и призеры олимпиады. Олимпиада проводится по трем предметам: право, обществознание, экономика. Победители и призеры олимпиады определяются по результатам финального этапа олимпиады. Победители олимпиады награждаются дипломами 1 степени. Призеры олимпиады награждаются дипломами 2 и 3 степени.


4. Анализ реализации проекта «Правовая Академия» в школе

Преобразования, произошедшие в России в последние годы, предоставили человеку роль хозяина своей судьбы, дали ему возможность самому определять место в жизни, в экономической, социальной и общественно-политической сферах. Обстоятельства, в которых человек оказывается сегодня, настоятельно требуют проявления инициативы, действий в рамках правового поля, а для этого необходимы правовые знания.

Именно на тренировку умений применять правовые знания был направлен данный проект. Популярность проекта обосновывается тем, что он вызвал огромный интерес у учащихся, так как знание правовых норм призвано способствовать профилактике правонарушений. «Незнание закона не освобождает от ответственности!» - этот правовой принцип действует неукоснительно и должен быть усвоен каждым как важнейший регулятор действенности права.

За время реализации проекта звание «СТАЖЕР» получили 50 учащихся, знак «БАКАЛАВРА» был приклеен на зачетную книжку двадцати восьми участникам проекта, из них двенадцать человек стали «МАГИСТРАМИ».

Результат реализации проекта – это то, что стало непосредственным итогом участия школьников в деятельности. В ходе реализации проекта учащиеся продемонстрировали готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, была сформирована их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Каждый ученик постарался выстроить для себя систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в их деятельности. В процессе участия в мероприятиях Академии у учащихся происходило личностное развитие, они обрели способность ставить цели и строить жизненные планы. Через работу в группах учащиеся осваивали социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в сообществах, активно участвовали в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах своих возрастных компетенций, развивали коммуникативные навыки.

Учащиеся научились добывать и критически оценивать информацию, систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы, обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия, устанавливать причинно-следственные связи.

Кроме того, у учащихся развивалось умение занимать свою позицию в обществе: определять и объяснять другим людям своё отношение к общественным нормам; принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки; уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.

Умение действовать в рамках закона и нравственных норм: успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений – результат участия гимназистов в мероприятиях Академии.

В ходе реализации Проекта проводился мониторинг личных достижений учащихся, так как по его результатам суммировались баллы в зачетных книжках учащихся.

Для определения успешности усвоения правовых знаний учащимися Академии в начале работы Академии был разработан тест, определяющий уровень правовых знаний учащихся 7-8-х классов

Цель: Проверить знания учащихся по теме «Конституция», «Права человека» и «Личности и символика Государства»

Описание задания: учащиеся получают лист с тестом. В течение 10 минут они отвечают на вопросы теста и сдают для проверки. Тест проводится в четырех вариантах: «А» «Б» «В» «Г».

Описание теста:

Данный тест способствует определению уровня правовых знаний учеников 7-8 классов. Задания в тестах проверяют знание Конституции, прав человека, личностей и символики государства. Максимальное количество баллов в тесте – 20. Критерии оценивания: Максимальный (20-19баллов), Высокий (18-15 баллов), Средний (14-10 баллов), Низкий (9-0 баллов).

Поскольку мероприятия Академии в основном реализовывались во внеурочной деятельности, оценки за выполнение теста не ставились. До учащихся доводились сведения об их уровне знания правовых вопросов.

В тест включены 10 вопросов: два вопроса на знание Конституции, четыре вопроса на знание прав человека и четыре вопроса на знание личностей и символики Государства.

Тест, проведенный в начале работы Академии, показал невысокие результаты. Они объяснялись объективными причинами: учащиеся не изучали вопросов права на уроках в системе, поэтому в основном проверялся их социальный опыт. В ходе работы Академии вопросы права ученики изучали на уроках и внеурочных занятиях. По итогам работы Академии был проведен повторный тест, результаты которого оказались намного выше предыдущего (см. Приложение)

В рамках проекта работала киностудия «Права ребенка от А до Я». Режиссеры, сценаристы, актеры из числа учащихся снимали видеоролики о нарушениях прав детей. Видеоролики, снятые на эти сюжеты, используются на уроках права, иллюстрируя права ребенка по Конвенции о правах ребенка (см. приложение). Был создан сайт с таким же названием, который успешно проработал время реализации проекта «Правовая академия».

Один из непосредственных вдохновителей и исполнителей, Дмитрий К. вспоминает: «Полгода мы работали над нашей «Азбукой прав», в её разработке приняло большое количество учащихся, у каждого была своя роль: администраторы, сценаристы, реквизиторы, работали на нашей маленькой съемочной площадке. Уходя на долгожданные летние каникулы, киностудия заморозила свою работу, которую она обязательно продолжит в следующем учебном году.

Наш проект помог учащимся лучше узнать друг друга, объединил их, ведь, как известно – общее дело объединяет. Киностудия вызвала большой интерес со стороны учеников, в работе программы каждый нашел свое место. Кроме того, что подростки узнали много нового о своих правах, они познакомились с кинематографическими профессиями. Я надеюсь, что ребятам понравилось работа в нашем проекте и интерес к киностудии у них не пропадет».

Ролевая игра «Моя политическая партия» вызвала особенный интерес у учащихся. В процессе игры учащиеся научились сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных партий; формулировать и отстаивать свою гражданскую позицию; задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия; ориентироваться на различные способы решения поставленной задачи; использовать творческие навыки. При подготовке к ролевой игре учащимися были использованы программы современных парламентских партий: «КПРФ», «ЛДПР», «Справедливая Россия» и др.; материалы Интернет-сайтов, созданы агитационные видеоролики.

Цитаты интервью с участниками игры:

- «Я просто в восторге от этой игры. Она помогает нам научиться выражать свои точку зрения и отстаивать своё мнение…» Марина С.

- «Игра – супер, побольше бы таких!» Сергей П.

- «Игра была настолько интересна, что я даже всерьез задумалась, не связать ли мне мою жизнь с политикой…» Наталья В.

Проект "Академия права в школе" существовал почти три года. За это время учащиеся смогли принять участие в мероприятиях Академии: играх «В мире права и политики», "Экономическая шкатулка", «Я- адвокат», в дебатах, школьном, муниципальном, региональном уровнях Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, экономике и праву, в школьной научно-практической конференции, в городской защите исследовательских проектов, районном, межтерриториальном и областном этапах конкурса "Мы выбираем будущее", в заочных олимпиадах ВШЭ, "Высшая проба", "Ломоносов", активно снимались в клипах киностудии, посещали занятия городской "Школы права". Завершил марафон длиною в три года форум "Моя Россия – моя страна", где были подведены итоги работы Академии, присвоены звания бакалавров и магистров и награждены победители.

Эффект от внеурочной деятельности – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Это выразилось в первую очередь в том, что участники Академии ежегодно становились победителями и призерами научно-практических конференций школьников разного уровня.

Для всей параллели учащихся (сегодня они – студенты 1 курса различных ВУЗов страны) участие в проекте принесло личные успехи в олимпиадах и конкурсах правовой и обществоведческой направленности, в поступлении в университеты. Те ученики, которые в свое время первыми получили звание бакалавров и магистров, систематически становились победителями и призерами городских, региональных и всероссийских олимпиад и конкурсов по праву, экономике и обществознанию. Еще более важный эффект внеурочной деятельности заключается в том, что значительное число выпускников параллели, на которой реализовывался проект Академии, выбрали право и экономику в качестве сферы самоопределения.

Дмитрий К., непосредственный вдохновитель проекта, являлся постоянным победителем муниципального тура олимпиад по праву и обществознанию, призером и победителем регионального тура по праву и обществознанию, дважды стал призером Всероссийской олимпиады школьников по праву, победителем городского и регионального уровней научно-практических конференций по обществознанию, обладателем трех премий Президента России за свои академические успехи. В настоящее время - студент юридического факультета МГУ.

Марина С. – ежегодный победитель городских региональных олимпиад по праву и обществознанию, победитель городского и регионального уровней научно-практических конференций по обществознанию, победитель Лихачевских чтений СПбГУП. В настоящее время – студентка 1 курса юридического факультета МГИМО.

Кирилл Щ. - ежегодный призер и победитель муниципального, регионального тура олимпиад по обществознанию, праву и экономике, призер заключительного тура Всероссийской олимпиады по экономике. В настоящее время – студент экономического факультета Национального исследовательского университета  «Высшая школа экономики».

Сергей П. - ежегодный призер муниципального тура олимпиад по обществознанию и истории, победитель муниципальных и областных научно-практических конференций, обладатель премии губернатора Свердловской области за успехи в исследовательской деятельности. Сейчас – студент 1 курса факультета конфликтологии СПбГУП.

Юлия В. - ежегодный призер муниципального тура олимпиад по обществознанию, студентка 1 курса факультета права РГПУ.

Григорий Т. - ежегодный призер муниципального тура олимпиад по обществознанию и истории, студент 1 курса факультета права и коммуникаций РГППУ.

Никита И. - ежегодный призер муниципального тура олимпиад по обществознанию, студент 1 курса экономического факультета Национального исследовательского университета  «Высшая школа экономики».

Виктория А. - призер муниципальных научно-практических конференций по обществознанию, студентка 1 курса УрГУПС.

Дмитрий Л. – призер муниципального тура олимпиад по праву, обществознанию, студента 1 курса УрГЮА.

Елена Б. – призер областного конкурса «Я-адвокат», студентка 1 курса факультета рекламы и связей с общественностью СЗИУ РАНХИГС.

Артемий З. – призер муниципальных олимпиад по обществознанию, студент 1 курса Курганского пограничного института.

Макар Л. – призер муниципальных олимпиад по праву, студент 1 курса военмеха БГТУ.

Александр Л. – призер муниципальных олимпиад по экономике, студент 1 курса факультете экономики и управления в промышленности НТИ УрФУ.

Юлия К. – призер муниципальных олимпиад по обществознанию, студентка 1 курса Национального исследовательского университета  «Высшая школа экономики».

Наталья В. – студентка Института гуманитарных наук и искусств УрФУ.

Полина З. – студентка факультета рекламы и связей с общественностью НИУ ВШЭ.

Борис М. – студент факультета ВШЭ и менеджмента УрФУ.

Евгений Д. – студент Ленинградского областного государственного Института экономики, финансов, права и технологии.

4.1. Перспективы использования материалов Проекта

Данный Проект, проведенный на одной параллели учащихся в течение почти трех лет, способствовал повышению общего уровня политической культуры учащихся. Ценность его в том, что учащимся не читали нотации, не ставили оценок за неправильные ответы, участие в проекте было добровольным. Нужно заметить, ни один из учащихся не отказался от участия. Не все абсолютно участники Проекта достигли звездных высот в мероприятиях по праву, политике или экономике. Но знания и представления о вопросах права, политики и экономики, полученные ими на уроках обществознания и права, были дополнены и расширены через добровольное участие ребят в мероприятиях Академии.

Самое главное, принимая участие в мероприятиях Правовой Академии, учащиеся поняли то, что человек, который не разбирается в законодательстве, не знает о своих обязанностях и правах, не знает, что нужно делать в случае возникновения сложной ситуации, становится беззащитным.

Человека, не знающего гражданские права, можно заставить выполнять то, чего он делать не должен либо лишить его того, на что имеет право, можно безнаказанно унижать и запугать несуществующей ответственностью и не обращать внимания на его требования. Он не будет знать, как можно цивилизованно добиваться своего и защищаться, не выходя за рамки закона, он просто вынужден терпеть унижение, и не понимает, что можно нарушителей призвать к ответу. Очень много людей даже не догадываются, что в руках у них есть мощное средство для решения всех проблем - право, которым не очень то и сложно пользоваться, как может показаться.

Поэтому мы и осуществили этот творческий проект, надеемся, что опыт, полученный в Академии, поможет учащимся в жизни. А зачетная книжка будет напоминать то, что ребята узнали и поняли на занятиях. Значительная часть слушателей Академии выбрали в качестве сферы профессионального самоопределения профессии, связанные с правом, обществознанием, экономикой.

В течение реализации Проекта мы популяризировали его на различных уровнях – от школьного, городского до областного. При очной защите одного из проектов Академии на областном конкурсе многие учителя истории и права заинтересовались проектом и объявили о намерении провести подобный опыт у себя в школах. Одна из работ, представленных на научно-практической конференции, представлена в приложении. Это «Электронный справочник для уроков права». В прошедшем учебном году в гимназии началась его реализация на следующей параллели 7-х классов. Тем самым, мы подтверждаем нашу гипотезу о том, что знания, полученные в игровой форме, надолго запоминаются учащимися и быстрее актуализируются в обычной жизни и в учебных ситуациях.

В папке приложений представлены следующие материалы:

  1. Зачетная книжка Правовой Академии.

  2. Герб правовой Академии.

  3. Задания игры «Экономическая шкатулка».

  4. Сценарий дебатов по экономике.

  5. Стартовый тест олимпиады «Моя Россия-моя страна».

  6. Сценарий игры «В стране права».

  7. Результаты стартового теста.

  8. Результаты итогового теста.

В виду большого объема часть приложений представлена только в электронном виде:

  1. Правовой журнал «Правовед»

  2. Конкурсная работа учащегося «Электронный справочник

на уроках права»

  1. Фото с игры по праву

  2. Фото с игры «Моя политическая партия»

  3. Фото защиты работ на конференции

  4. Примеры роликов киностудии



Список использованной литературы и электронных ресурсов

1.Баранов П.А. Право 10-11 классы – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010г. – 400 с.;

2.Матвеев А.И. Право 11 класс; Рос. акад. наук, - М.: Просвещение, 2009г. – 288 с.;

3.Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: 10 класс – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006 г. – 176 с.;

Интернет-ресурсы:

4.Государственная дума: официальный сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа: – http://www.duma.gov.ru (дата обращения: 14.01.2013).

5.КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru(дата обращения: 20.01.2013).

6.Права человека в России [Электронный ресурс] – Режим доступа: - http://www.hro.ru (дата обращения: 14.01.2013).

7.Президент России – гражданам школьного возраста [Электронный ресурс] – Режим доступа: - http://www.president.kremlin.ru (дата обращения: 14.12.2012).

Рекомендуемы Интернет-ресурсы

  1. Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации — http://www. gov.ru

  2. Президент России: официальный сайт  — http://www. president.kremlin.ru/; http://президент.РФ/

  3. Президент России —гражданам школьного возраста — http://www.uznay-prezidenta.ru

  4. Государственная Дума: официальный сайт  — http:// www.duma.gov.ru/

  5. Федеральная служба государственной статистики: ба- зы данных, статистическая информация  — http://www. gks.ru; http://50.economicus.ru; http://econom.nsc.ru/ jep/; http://gallery.economicus.ru

  6. Информационно-аналитический портал «Наследие» — http://www.nasledie.ru

  7. Московская школа прав человека — http://www.mshrngo.ru

  8. Организация Объединенных Наций  — http://www. un.org/russian/

  9. Права человека в России — http://www.hro.org

  10. ЮНЕСКО «Информация для всех» в Рос- сии — http://www.ifap.ru

  11. Социальные и экономические права в России — http:// www.seprava.ru Соционет: информационное пространство по общественным наукам — http://socionet.ru

  12. СМИ.ru  — средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ — http://www.smi.ru

  13. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт — http://ombudsman.gov.ru

  14. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: официальный сайт  — http:// www.rfdeti.ru/ TeenagE — http://teen-age.ucoz.ru/publ

  15. Общероссийская сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс — www/consultant.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!