Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» -
детский сад № 51 «Родничок» первой категории
с. Кагальник, Азовского района
Номинация: «Экологические истории»
Тема проекта: «Применение сказочных сюжетов в экологическом воспитании дошкольников младшего возраста».
Авторы проекта:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Беловодская Валентина Ивановна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Ягодка Ольга Федоровна
с. Кагальник, Азовский район, Ростовская область
2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение, актуальность, новизна, цель проекта ………………………………...…………… 3
Задачи проекта, предполагаемый результат …………………………………………….…….4
Формы реализации проекта, перспективное планирование организованной деятельности с детьми………………………………………………………………………………………….…5
Результаты, выводы, заключение …………………………………………………………..…..6
Приложение……………………………………………………………………………………....7
Введение
Экологическое воспитание дошкольников – приоритетное направление дошкольного учреждения. Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. Задача воспитателя в работе с детьми младшего возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Бережное отношение к природе мы должны воспитывать у детей с ранних лет.
Актуальность
Рассмотрим возникшую проблему шире: часто по незнанию, у детей встречается негативное отношение к природе – сломан кустик, собрал в коробочку насекомых, оторвал бутон с цветка и тд. Ребенок выполняет эти действия, не понимая, что это плохо. Возникает вопрос: почему не понимает? Ответ: потому что ему никто не объяснил, что так делать нельзя, потому что у детей отсутствует необходимое знание о растениях, животных, насекомых и тд. Детям особенно свойственно подражательность, для которой они видят образцы поведения взрослых, их поступки, отношение к животным, растениям, птицам и тд.
Использование персонажей широко известных русских народных сказок также играет большую роль в экологическом воспитании детей.
Экологическая сказка дает возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие. Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов.
Новизна.
Занимательное средство обучения – экологическая сказка. Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна малышам. В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном итоге схожи между собой, потому что призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле. Почему они интересны детям? Новизна сюжета, персонажи, самим действием, конечным результатом. Опора на сказочных персонажей не означает, что дети получают сказочно-игрушечные представления о природе, домашних и диких животных. Как раз наоборот, задача сказочных героев – вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, формированию реалистических представлений о них.
Цель проекта: формирование первоначальных экологических представлений у детей, создание условий для познавательного развития детей, воспитание экологической культуры детей через изучение экологических сказок. Накопление конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей.
Задачи проекта.
Для работы с детьми:
- формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду;
- получить положительные эмоции от полученных результатов;
- формирование понимания детьми специфики живого объекта, элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными;
- способствовать изучению народных и авторских сказок с экологической точки зрения;
- способствовать развитию интереса к окружающему миру;
- воспитанию бережного отношения к природе родного края;
- обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
Для работы с родителями:
- заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе;
- привлечь родителей к активной жизни детского сада в рамках организации проекта.
Для педагогов:
- сформировать предметно-развивающую среду для проекта;
- помогать детям получать знания;
- выстроить стратегию руководства проекта во взаимодействии с родителями, детьми.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный.
Время реализации проекта – февраль-март 2022 года.
Участники проекта: воспитатели, дети первой младшей группы (2-3 года), родители воспитанников.
Предполагаемый результат.
Для детей: формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности, активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой, самоутверждение личности ребенка, снятие стрессовых факторов.
Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров воспитания, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Формы реализации проекта.
Формы работы с детьми: наблюдение, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, театрализованная и продуктивная деятельность, знакомство с экологическими знаками.
Формы работы с родителями: индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, интернет ресурсы.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
- определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата;
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме;
- составление плана работы над проектом;
- определение времени в режиме дня группы для реализации проекта;
- оформление рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.
2 этап – основной (реализация проекта):
- познавательная деятельность;
- трудовая деятельность;
- наблюдение, экспериментальная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- игровая, театрализованная деятельность;
- продуктивная деятельность;
- работа с родителями.
Перспективное планирование организованной деятельности с детьми.
Февраль-март.
Беседы на темы: что такое природа, правила поведения на участке, расскажем ежику как мы бережем природу: растения, птичек и другое, кто живет с лесу.
Рассматривание картин и иллюстраций о природе.
Чтение русских народных сказов «Колобок», «Теремок».
Чтение, разучивание потешек «Сидит, сидит зайчик», «Сидит белка на тележке», «Божья коровушка», «Мишка косолапый».
Дидактические игры: «Кто в домике живет», «Найди кого назову», «Кого не стало».
Пальчиковые игры: «Есть у каждого свой дом», «Воробьи», «Птички», «Зайка», «Сорока».
Опытно-экспериментальная деятельность: свойство палочек и камешков, свойство воды и песка, свойство снега.
Наблюдение на улице: «Какая птичка», «Отличие живой птицы от игрушечной».
Трудовая деятельность: подкормка птиц, уборка мусора (мелких сломанных веточек) и тд.
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Лиса и зайцы», «Белка», «Зайка беленький сидит».
НОД:
Конструирование «Дорожка с лесу».
Рисование «Дождик кап-кап».
Беседа «Заяц, волк, медведь – обитатели леса».
3 этап – итоговый.
Проведение мониторинга удовлетворенности взаимодействия родителей и детского сада.
Показ экологической сказки «Приключения Колобка в лесу» (видеоролик).
Результаты.
Создав определенную эколого-развивающую среду, систематически и творчески организуя детскую деятельность при активном участии родителей у детей сформировались первоначальные экологические представления и предметах и явлениях, окружающих малышей.
Выводы.
Проведя работу по формированию первоначальных экологических представлений у детей мы пришли к выводу, что все прошло успешно. Все дети были заинтересованы в процессе. Обогатился их словарный запас, появились первоосновы экологического мышления, сознания экологической культуры.
Заключение.
Таким образом, проведя данную работу по проекту с детьми раннего возраста, мы научили их видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, научились соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Приложение
Знакомимся с экологическими знаками
Рассматриваем картинки диких животных леса
Конструирование «Дорожка в лесу»