МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Селекционный детский сад»
Проект
«Пришла весна»
(Вторая группа раннего возраста)
Подготовила воспитатель:
Бакренкова Н.В.
Автор: Бакренкова Наталья Вячеславовна
Паспорт проекта:
Тип проекта: познавательно - творческий
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный
Срок реализации: с 16.03.20г. по 20.03.2020г.
Участники проекта:
Возраст детей: 2-3года.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.
Актуальность
В конце марта солнце светит ярче и теплее. В солнечный день распускаются почки на деревьях и кустиках, растет зеленая травка и расцветают первые цветочки на клумбах. Это замечают и дети дошкольного возраста. Общение с природой делает их более чуткими.
Знакомясь с природой и происходящими в ней изменениями, у детей формируются такие качества как любознательность, умение наблюдать и замечать красоту природы. Ввести ребенка в мир природы, сформировать представления о её объектах и явлениях - одна из задач дошкольного учреждения.
Проблема:
Дети недостаточно знают об изменениях в природе весной; недостаточно знакомы с бережным отношением к природе.
Цель:
Формировать познавательный интерес к окружающей среде, познакомить с характерными признаками весны, воспитывать бережное отношение к природе.
Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.
(Леонардо да Винчи)
Задачи:
закрепить представления о весенних изменениях в природе;
развивать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы;
воспитывать бережное отношение к природе;
развивать умение общения со взрослым, отвечать на вопросы, вести диалог;
формировать желание сотрудничества в детском коллективе.
Предполагаемый результат:
В результате реализации проекта дети расширят свои представления о весенних изменениях в природе, узнают, как нужно бережно относиться к ней, научатся посредством участия в разных видах деятельности выражать полученные знания о весне.
Продукт проектной деятельности:
Работа детей «Цветы весной»
Ресурсное обеспечение проекта:
Литература о весне
Наглядный материал (открытки, фотографии, иллюстрации)
Оформление уголка детских работ
Этапы работы
Первый этап – организационный
1. Подбор информации по теме, дидактический материал.
2. Подбор художественной литературы для чтения с детьми, заучивания.
3. Разработка конспектов занятий.
Второй этап – практический
Работа с детьми
1 . Проведение познавательного занятия «Пришла весна».
2. Тематические беседы.
3. Рассматривание иллюстраций по теме.
4. Занятие по изобразительной деятельности. Рисование «Травка зеленеет, солнышко блестит». Рисование прямых и наклонных линий красками.
5. Лепка «Светит солнышко в окошко» в технике пластилинографии.
6. Знакомство с художественной и познавательной литературой. Чтение стихотворений Р.Сефа «Лицом к весне», В.Степанова «Жучка и тучка», В.Ланцетти «Лейка-молодец», разучивание потешек «Уж дождь-дождем…», «Дождик, дождик, посильней…», рассказывание потешек «Весна пришла», «Журавлики», стихотворения А.Барто «Светит солнышко в окошко», чтение сказки «Заюшкина избушка».
7.Сюжетно-ролевая игра «Собираем кукол на прогулку».
8.Подвижные игры: «Летаем как птички», «Солнышко и дождик», «Воробушки и кот», игровое упражнение «Зайка прыгает через ручей».
Работа с родителями
Папки передвижки, консультации: «Наблюдения в природе», «Игры для детей весной», «Весна без авитаминоза».
Привлечь родителей к сбору информации по теме «Весна».
Третий этап – заключительный.
Выставка детских работ: рисунки «Травка зеленеет, солнышко блестит», лепка «Светит солнышко в окошко».
Коллективная работа детей «Цветы весной » (рисование ладошкой).
План реализации проекта
Дата | Мероприятие | Формы проведения |
16.03 | Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Пришла весна» | Художественное слово, показ, беседа, игра. |
17.03 | Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Изобразительная деятельность Рисование. Тема: «Травка зеленеет, солнышко блестит» | Отгадывание загадки, ситуативный разговор, показ, рисование красками, игра. |
18.03 | Образовательная область «Речевое развитие» Тема: А.Плещеев «Сельская песня». Песенки, потешки о весне. | Показ, художественное слово, игра. |
19.03 | Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Лепка. Тема: «Светит солнышко в окошко» | Отгадывание загадки, ситуативный разговор, показ, игра, лепка в технике пластилинографии. |
20.03 | Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рисование «Цветы весной» (коллективная работа детей) | Показ, рисование ладошкой. |
Приложение к проекту
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию
во второй группе раннего возраста «Светит солнышко в окошко» (Лепка)
Цель: развивать творческие способности детей.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное, познавательное развитие.
Тип занятия: интегрированное
Возраст детей: 2 – 3 года.
Формы НОД: социально-коммуникативное развитие (отгадывание загадки, беседа, ситуативный разговор), художественно-эстетическое (лепка), физическое (игровое упражнение, пальчиковая гимнастика), познавательное (наблюдение).
Форма организации: подгруппа
Задачи:
Образовательные:
Закреплять представления о весенних явлениях природы;
упражнять в использовании элементарных приемов техники пластилинографии;
продолжать знакомить детей со свойствами пластилина (мягкий, податливый, способен принимать любую форму);
Развивающие:
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Вызвать у детей желание делать приятное;
вызвать положительный эмоциональный отклик на общий результат.
Материалы:
иллюстрации по теме;
синий картон формата А5 с аппликацией желтого круга (солнышко);
шарики из желтого пластилина;
влажные салфетки
Предварительная работа: Беседа с детьми о солнышке, о его пользе для растений и людей; рассматривание иллюстраций солнышка; подвижная игра «Солнышко и дождик»; рассказывание стихотворения А.Барто «Смотрит солнышко в окошко».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1.Организационный момент:
В.: Ребята, отгадайте загадку
Кто утром раньше всех встает.
Кто всем тепло и свет дает? (Солнышко)
Воспитатель показывает картинку с изображением солнца.
В.: Правильно, солнышко.
Я расскажу вам сказку про него. Жило на небе солнышко. Рано утром оно просыпалось, умывалось водичкой из тучки и поднималось высоко в небо. Ребята, посмотрите, какое солнышко? (Круглое). Дети вслед за педагогом пальчиками рисуют в воздухе солнышко. А лучики у него прямые, как наши ручки. У нас с вами две руки, а у солнышка сколько лучиков? (Много.) По утрам солнышко своим светом и теплом будило лесных зверей и птичек. Но однажды солнышко заболело, у него пропали лучики. И загрустили звери и птички, что не смогут больше играть и веселиться. Давайте поможем им, вернем солнышку лучики. Из чего же мы их сделаем? Ребята, посмотрите у нас на картоне есть солнышко без лучиков и пластилин, давайте слепим их из пластилина? (Ответы детей).
Воспитатель показывает готовую работу – солнышко с лучиками: дети, хотите сделать такие же лучики солнышку? Я вам покажу, как их сделать. Вот у меня солнышко без лучиков на голубом картоне и еще есть несколько желтых шариков из пластилина. Я беру один шарик и прижимаю его к солнышку, а потом растягиваю пальчиком. Получился лучик. Затем делаю еще лучики.
2. Практическая часть:
В.: Ребята, перед тем, как начать лепить лучики солнышку, мы с вами поиграем.
Пальчиковая игра «Солнышко».
(Пальцы сжаты в кулачки)
Утром солнышко проснулось, (Вращают кулачками перед собой)
Сладко, сладко потянулось. (Вытягивают кулачки вверх)
Лучики свои раскрыло ( Раскрывают кулачки, растопырив пальцы)
И всю землю озарило. (Выполняют «фонарики»).
В.: Молодцы! А теперь можно приступать к лепке. Присаживайтесь, пожалуйста, за столики.
(дети садятся за столы)
Дети делают лучики солнышку, воспитатель помогает.
3.Заключительная часть:
В.: Посмотрите, как светло стало у нас в комнате! Это ваши солнышки так ярко светят. Ребята, вот и на картинке солнышко проснулось и хочет с вами поиграть.
Дети выполняют игровое упражнение «Вот как солнышко встает».
(Присесть, руки внизу)
Вот как солнышко встает
Выше, выше, выше. (Потянуться вверх на носочках, руки вверх)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть, руки внизу)
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется, (Хлопать в ладоши)
А под солнышком всем
Весело поется! (Покружиться).
В.: Ребята, что мы с вами сегодня делали? (Лучики для солнышка). Вам понравилось? (Да). Молодцы, хорошие у вас получились лучики, солнышку тоже понравилось. Оно говорит вам «Спасибо!»
Воспитатель организовывает выставку детских работ.
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию
«Травка зеленеет, солнышко блестит» (Рисование)
Задачи:
1.Закреплять навыки рисования красками прямых и наклонных линий. «Художественно-эстетическое развитие (рисование)»
2. Расширять знания детей о признаках весны. «Познавательное развитие».
3. Активизировать использование слов: травка, кустик, наверху, внизу. «Речевое развитие».
Материалы и оборудование:
Лист бумаги формата А5 с аппликацией солнышка, гуашь (желтая и зеленая), кисти, подставки для кистей, емкости с водой, салфетки, игрушка цыпленок.
Предварительная работа:
Рассматривание на участке зеленой травки, кустиков; разучивание стихотворения Плещеева А.Н. «Травка зеленеет, солнышко блестит».
Ход занятия:
1 часть – организуется в игровой зоне.
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим в окно. Какое сейчас время года?
Дети: Весна!
Воспитатель: Правильно, весна. Весной светит солнышко и зеленеет травка, а на кустиках появляются листочки. Солнышко на небе - наверху, а кустики и травка на земле – внизу.
Отгадайте загадку:
Весь я золотистый,
Мягкий и пушистый.
Я у курицы — ребёнок,
А зовут меня …(цыплёнок)
Появляется цыпленок.
Воспитатель: Ребята наш цыпленок любит гулять среди зеленой травки и кустиков и греться на солнышке. Вот мы сегодня и нарисуем для цыпленка Кузи кустики и травку.
Ой, ребята смотрите, а солнышко у вас уже нарисовано. Какого цвета солнышко?
Дети: Желтого.
Воспитатель: Какой формы солнышко?
Дети: Круглое.
Воспитатель: Ребята, солнышко у нас уже есть, а давайте нарисуем кустики и травку нашему цыпленку? (Ответы детей). Но сначала мы с вами поиграем.
2 часть - динамическая пауза «Вышла курочка гулять»
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать. Дети идут и хлопают себя прямыми
А за ней ребятки- руками по бокам ( «крылышки»).
Желтые цыплятки.
-Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите, Топают ножками.
Зернышки ищите.-
Съели толстого жучка,
Дождевого червячка. Наклоны вперед, голова вперед, руки прямые.
Выпили водицы Приседания.
Полное корытце.
Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли, а теперь будем рисовать.
3 часть – в учебной зоне
Воспитатель: А теперь, ребята, садитесь на свои места, и мы будем рисовать для нашего цыпленка Кузи кустики и травку.
Воспитатель показывает приемы рисования. Дети рисуют травку и кустики, воспитатель помогает выполнить рисунок.
Воспитатель: Солнце светит ярко,
Зеленеет травка.
Ребята, а какого цвета травка?
Дети: Зеленого.
4 часть – заключительная
Воспитатель: Что мы рисовали?
Дети: Травку и кустики.
Воспитатель: А они растут наверху или внизу?
Дети: Внизу.
Воспитатель: А солнышко у нас где?
Дети: Наверху.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Цыпленку Кузе очень нравятся ваши рисунки. Он говорит вам «Спасибо» за них. Воспитатель организует выставку детских работ.
Конспект занятия по познавательному развитию «Пришла весна»
Цели: Познакомить с характерными признаками весны, учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи; активизировать словарь по теме, закрепить знание названий предметов одежды.
Материалы к занятию: куколка, весенняя одежда и обувь для нее, магнитная доска, иллюстрации о весне.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям подойти к окну и поздороваться с солнышком, читает потешку:
Весна пришла,
Тепло принесла.
Здравствуй, солнышко –
Колоколнышко!
Воспитатель: Ребята, наступила весна. Солнышко весной теплое, ясное. Оно своими светлыми, теплыми лучиками согревает землю, и природа просыпается, на деревьях появляются листочки, начинает расти травка.
Воспитатель обращает внимание детей на магнитную доску с иллюстрацией.
Воспитатель: Дети, зимой вся земля была покрыта снегом, солнце светило редко. А сейчас наступила весна, солнышко светит часто и снег растаял, а на деревьях появляются первые листочки, расцветают цветочки и поют птички.
Воспитатель включает фонограмму (пение птиц, журчание ручья), спрашивает у детей, что они слышат. Дети отвечают.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Р.Сефа «Лицом к весне»:
Потихоньку
Снег сошел,
Почернел
И стаял.
Всем на свете
Хорошо:
В роще -
Птичьим стаям,
На деревьях -
Лепесткам,
Клейким и пахучим,
В синем небе -
Облакам
Легким и летучим.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла кукла Катя. Давайте поздороваемся с ней. (Дети здороваются). Катя хочет с нами пойти на прогулку. Смотрите, на ней надето платьице и обуты туфельки, но на улицу ей нельзя идти в этой одежде, она замерзнет. У меня есть кофточка, штанишки, шапочка, пальтишко и ботиночки для куколки, давайте её оденем на улицу. Дети вместе с воспитателем одевают куклу.
Воспитатель: Молодцы, ребята, одели Катю, а теперь давайте поиграем с ней. Мы с вами сейчас превратимся в птичек и полетаем.
Проводится игра «Летаем как птички».
Конспект занятия по речевому развитию
Тема: А.Плещеев «Сельская песня»
Цели: учить слушать литературное произведение с показом и без него; закреплять умение отвечать на вопросы о прочитанном, имитировать движения в соответствии с текстом.
Материалы к занятию: магнитная доска, иллюстрации о весне, зонт.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию о весне на магнитной доске, просит рассмотреть ее, отмечает признаки весны. После этого читает стихотворение А.Плещеева «Сельская песня»:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…
Воспитатель: кто прилетел к нам? (Ласточка)
Давайте накормим ласточку (показывает имитирующее движение, дети повторяют).
А теперь покажем, как птичка поет (выполняет звукоподражание вместе с детьми).
Восптатель читает потешки «Солнышко-ведрышко» и «Дождик-дождик»:
Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
Дождик-дождик, посильней –
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке,
Дождик, дождик, пуще
Расти, трава, гуще.
Воспитатель предлагает деткам поиграть в подвижную игру «Солнышко и дождик».
Сюжетно-ролевая игра «Собираем кукол на прогулку».
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для весеннего сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Оборудование: куклы, одежда для периода года весна, маленький шкафчик для одежды и стульчики.
Ход игры: в гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда воспитатель с ребятами предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, воспитатель помогает им, подсказывает.
Дидактические игры:
«Голоса птиц»
Цель: знакомить детей с пением птиц, учить различать голоса птиц, выполнять звукоподражание, учить правильно держать карандаш.
Оборудование: картинки с изображением птиц (ворона, соловей, воробей, кукушка).
Ход: Дети отвечают на вопросы взрослого, воспроизводя соответствующие звукоподражания - голоса птиц.
Как подает голос ворона? (Она каркает: «Кар! Кар!»)
Как поет соловей? (Соловей щелкает: «Тёх-Тёх»)
Что делает воробей? (Воробей чирикает: «Чирик-Чирик!»)
Что делает кукушка? (Кукушка кукует: «Ку-ку! Ку-ку!)
Нарисуйте как птицы полетят в гнездо.
«Помоги цветочкам» (для малышей)
Цель: развивать внимание, мелкую моторику рук, учить находить по размеру и по цвету правильные кружочки.
Оборудование: картинки с цветами на каждого ,кружочки соответствующих размеров и цветов.
Ход: взрослый раскладывает на столе картинки с изображениями цветов и просит дополнить их недостающими кружочками – заплатками того же цвета и размера.
Коллективная работа «Цветы весны» (рисование ладошками)
Цель: Формировать интерес к нетрадиционной технике рисования ладошками. Создать условия для наиболее свободного раскрытия творческих способностей детей младшего возраста.
В дошкольных образовательных учреждениях воспитатели уже давно активно используют нетрадиционные техники рисования. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Изображая рисунок с использованием нетрадиционной техники рисования детям младшего возраста предоставляется возможность экспериментировать - смешивать краску, дотрагиваться до нее своими ладошками и как говорилось ранее, этот процесс у ребенка вызывает положительные эмоции, радость!
На обычные занятия рисования с кистью дети часто копируют предлагаемый им образец.
Рисование ладошками нетрадиционной техникой изображая " Солнышко, бабочку, цветы, травку" позволяют избежать этого, так как вместо готового образца мы будем демонстрировать лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает детям толчок младшей группы развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности, ну и конечно же проявлять интерес к чему- то новому.
Рисуя с детьми нетрадиционными техниками изображения заметила, что детей не утомляет, а наоборот подбадривается настроение и интерес, сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Выполняя такие коллективные работы в нетрадиционной технике позволяет воспитателю осуществить индивидуальный подход к ребенку младшего возраста.