МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (МОН ЛНР) |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СЕМЕЙКИНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС № 31»
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла
«Профориентация в школьном
краеведческом музее»
Подготовила:
Огиенко Яна Викторовна,
учителя ГБОУ ЛНР СЕМЕЙКИНСКИЙ
УВК № 31
пгт Семейкино
2025
Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека.
Проект «Профориентация в школьном краеведческом музее» рассчитан на обучающихся общеобразовательных учреждений 7-11 классов.
Проблема отсутствия возможности для детей гуманитариев более близкого знакомства с творческими профессиями стоит достаточно остро.
Думаю, что занимаясь в школьном краеведческом музее подростки могут получить знание о таких профессиях:
геолога,
архивиста,
экскурсовода,
музееведа,
искусствовед,
археолога,
художника-скульптора,
военного.
Профессиональное самоопределение обучающихся - достаточно сложный процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности, являющегося частью жизненного самоопределения, то есть вхождения в ту или иную социальную группу, выбора образа жизни, профессии. В стенах школы без помощи опытного педагога или сторонних организаций профессиональная ориентация остается одной из главных проблем выпускников школ, а интерес к тем или иным профессиям часто определяется только творческим подходом преподавателя. Что может способствовать решению этой проблемы? В первую очередь, это создание возможности для учащихся задолго до окончания средней школы познакомиться на практике с различными видами трудовой деятельности. Для детей очень важно иметь представление о направлениях и методах работы в той или иной сфере деятельности.
Музей - одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности.
Необходимым условием для успешного решения этих познавательных и воспитательных задач является умелое педагогическое руководство, самодеятельный характер организации музея, самостоятельное творческое отношение ребят к делу, и, обязательно, знание основ современного музееведения. Овладение основами музейного дела - первейшая задача педагога.
Любой обучающийся должен знать в общих чертах историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательской, учетно-хранительской и культурно-просветительной работы. Программа предусматривает и ведет изучение этих вопросов как необходимого условия для углубления и расширения как общемузейной, так и специальной экскурсионной подготовки обучающихся.
Объектом исследовательской деятельности учащихся, в первую очередь, становятся краеведческие материалы. Опыт преподавания истории показывает, что краеведение стало важным средством повышения качества знаний, оно способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию нравственности, гуманности и патриотизма. Краеведческие материалы значительно облегчают восприятие исторических событий и фактов, способствующих осознанному их запоминанию и воспроизведению. Ведь история родного села или города не может не интересовать, как не может быть безразлична судьба близких людей - родных, своих земляков.
Изучение региональной истории представляет интерес не только краеведов. Процессы, которые происходили в пределах отдельных территорий или поселений, связанные с проблемами общегосударственного характера. Изучая этапы национального исторического пути в любом регионе, дети обращаются к проблемам прошлого. Исследование событий прошлого в определенный исторический период в отдельном регионе играют немаловажную роль при исследовании проблем исторического развития своего народа, помогают изучить и общие черты этого процесса, и региональные особенности.
Экскурсионная пропаганда тесно связана с экспозицией музея, с поисковой работой, с другими видами внеклассных мероприятий.
Так один общешкольный проект позволил ребятам на практике «окунуться» в мир нескольких профессий:
Ученых - исследователей;
Архивариусов;
Музееведов;
Экскурсоводов;
Оформителей;
Духовных наставников.
Общешкольный проект
«К 80-й годовщине освобождения края от немецко-фашистских захватчиков»
Организация экскурсий
в школьном краеведческом музее «Мой родной край»
экскурсоводы – учащиеся 10 класса
№ | Фамилия Имя экскурсовода | Тема экскурсии | время |
1. | | « 80-я годовщина освобождения края от немецко-фашистскихзах ватчиков» | 5 минут |
2. | | «Наш школьный музей» | 3 минуты |
3. | | «Великая Отечественная война – трагическая страница в истории Родины» (интерактивное общение) | 5 минут |
4. | | Краеведческий проект «Истори отдельной зенитно-пулеметной роты № 634» | 5-7 минут |
5. | | «Подпольная молодежная организация «Молодая гвардия»» | 5-7 минут |
6. | | «История возникновения нашого поселка. Поселок в годы Великой Отечественнойвойны» | 3-5 минут |
7. | | «Наш земляк – герой Сергей Касеев»» | 5-7 минут |
1 –й экскурсовод __________________
История возникновения поселка Семейкино
Поселок Семейкино размещено на железнодорожной ветке Родаково - Изварино Донецкой железной дороги, на 21 километре от районного центра - города Краснодон.
Причиной возникновения поселка было строительство железной дороги Родаково - Лихая в 1910 - 1914 годах. Название Семейкино произошло от названия хутора Семейкино, который находился в 3 километрах (сегодня село Андреевка), принадлежавший графу Семейкину.
В связи с развитием угольной промышленности быстро рос наш поселок. Увеличивалось количество его жителей, развивалась железнодорожная станция.
Первым жителем поселка, который построил собственное жилье, был Бурлакин Сергей Илларионович. Он работал на разъезде и следил за исправность поездов. Так зарождался поселок. Построили себе дома Щербаковы - Василий Платонович и Федор Платонович.
В декабре 1917 года в Семейкино была установлена Советская власть. В январе 1918 года в окресностях поселка велись бои красноармейцев с белоказаками генерала Каледина.
Первым председателем поселкового Совета был избран машинист депо Северин Алексей Иванович. Его сменил Куник П. Ф., а затем Коптев С. И.
Продолжалась гражданская война. В июле 1919 года нашими местами вновь прошли бои Красной армии с деникинцами.
После войны восстанавливался хозяйство. В период коллективизации был создан совхоз - Семейкинский. Несколько месяцев он являлся отделом совхоза «Первомайский», но затем стал самостоятельным хозяйством молочно-мясного направления.
Первым директором совхоза стал Носиков Василий Михайлович.
Перед войной совхозом руководил член КПСС - Украинский Федор Харитонович. Благодаря его усилиям предприятие получило в 1940 году четыре комбайна «Коммунар».
В 1933-1935 годах согласно приказу наркома Путей Сообщения по Советскому Союзу были введены в эксплуатацию вагонно-ремонтные пункты и пункты по ремонту паровозов. Такой пункт появился в нашем поселке. Одновременно с Депо были построены: клуб, двухэтажные дома, столовая, нефтебаза, заготзерно.
Строились железнодорожные предприятия, - развивались вместе с ними и улицы: Деповская, Вагонная, Семафорная, Вокзальная, Большевик и другие.
Начиная с 1938 года Семейкино - поселок городского типа. Численность населения достигла 2000 человек. Быстрое развитие угольных месторождений нуждался развития железнодорожного транспорта.
Территория поселка стала занимать более 10000 гектар, которые до этого не использовались в сельском хозяйстве.
Строились дальнейшие планы развития, но война помешала их реализации. Началась эвакуация предприятий и рабочих, большинство мужского населения ушли на фронт. Оккупация продолжалась с июля 1942 по февраль 1943 года.
Во время немецко-фашистской оккупации на территории поселка с октября 1942 года по январь 1943 года действовала подпольная группа «Молодая гвардия». В ее составе были Палагута Павел Тимофеевич, Ткачев Василий Иванович, Миронов Николай Иванович. За героизм и мужество они были посмертно награждены далью «Партизан Великой Отечественной войны - 1 степени».
123 жителя поселка погибли на фронтах войны. Для сохранения памяти о них рядом с памятником, погибшим воинам, которые 14 февраля освобождали Семейкино, были установлены мемориальные плиты с фамилиями земляков, погибших за свободу нашей Родины.
Еще продолжалась война, а в освобожденных районах восстанавливалось народное хозяйство. Не было железа, лесоматериалов, но стране необходимо было иметь уголь. Жители поселка из дома приносили: гвозди, доски, - все что могло помочь на предприятии. Со стеблей подсолнечника и кукурузы плели борта платформ и выгружали на них уголь. Из разбитых немецких машин снимали детали, делали необходимые инструменты. Надо было приложить очень много усилий, чтобы предприятия заработали вновь. И уже в 1944 году они полностью выполняли государственный план.
Председателем поселкового Совета в это время был Козлов Иван Васильевич.
В послевоенное время поселок быстро отстроился, был полностью электрифицирован, построенны водопровод (6 км), 2 амбулатории, средняя школа на 640 учеников, 2 дошкольных учреждения. Продовольственные и промышленные магазины.
В этом большая заслуга председателей поселкового Совета - Адаменко Ольги Власьевны, которая 10 лет занимала эту должность.
2 –й экскурсовод ___________________ Ученики школы и кружковцы работают над составлением полной истории родного поселка, освещением «белых пятен» его прошлого. Лемки - этническая группа народности, проживающей на территории Луганщины, имеет самобытную историю, традиции, обычаи. История их переселения из Западной Украины, их культура вызывает большой интерес. Разрабатывая проект, ученики поставили задачу: исследовать историю лемков, причины их переселения в наш край в конце 40-х годов XX века, изучить их культуру, обычаи, традиции, быт. Над реализацией проекта работали ученики 9-го класса - члены поискового отряда, открыто при школьном краеведческом музее. На 1-м этапе краеведы ознакомились с литературой по данной проблеме, определили круг вопросов для исследования, распределили обязанности. Вторым этапом реализации проекта стал сбор и обработка воспоминаний, обычаев, песен, обрядов лемков, обработки литературы об истории лемков, оформление материалов, создание новой экспозиции в школьном краеведческом музее. На завершающем этапе реализации проекта состоялось торжественное открытие новой экспозиции в школьном краеведческом музее, проведение экскурсий.
3-й экскурсовод ___________________ Приоритетным, определяющим фактором в выборе объектов, тем исследования является устойчивый интерес к ним. Например, большой интерес у учащихся вызвал тетрадь с воспоминаниями ветерана Великой Отечественной войны Мельника Николая Ивановича. История поселка Семейкино во время войны имела очень краткие сведения, как и в большинстве небольших населенных пунктов: даты начала и конца оккупации, списки фронтовиков, погибших и вдов. В середине января 2008 года на один из уроков истории в 5 классе девочка принесла пожелтевшую тетрадь, который ей передала бабушка. На первой странице было записано: «Воспоминания о военных походах в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. Мельник Николай Иванович, 1913 года рождения ». Двадцать страниц пережитого горя, выстраданного жизни ... Последняя запись очень уверен, выведен, казалось через боль - «Полевая почта» 44602 «А». Ветеран снова и снова переписывал страницы своих воспоминаний с большой надеждой и ожиданием, что они пригодятся его потомкам, тем, кто сегодня живет, работает и учится в родном ему поселке. Сегодня юные краеведы исследовали историю этой роты, обратились ко всем причастным к происходящему, к ветеранам отдельной зенитно-пулеметной роты № 634.
Детальный анализ воспоминаний ветерана отдельной зенитно-пулеметной роты - Мельника Николая Ивановича, позволяет утверждать, что, несмотря на то, что они достаточно субъективными, в них очень правдиво освещены некоторые моменты истории Великой Отечественной войны. Особенно впечатляет первая половина воспоминаний, посвященной формированию роты, первое боевое крещение и выхода из окружения у Северского Донца. Начинаешь понимать весь трагизм ситуации на фронте в начале войны: автор называет три случая дезертирство, отсутствие удачного командования во время выхода из окружения, несоответствие офицерского звания, когда командиры оставляют своих солдат за линией фронта.
Так, как ветерана уже давно нет в живых, остаются без ответов некоторые вопросы. Вместо них только предположения.
Почему первая часть воспоминаний посвященных началу войны, является более детальной чем: вторая, когда советские войска начали вести массивное наступление на врага?
Предположение первых: автор хотел сам разобраться в той сложной ситуации, которая складывалась на фронте.
Предположение второе: ветеран спешил переписать воспоминания из фронтовых тетрадей, поэтому в конце часть записей просто выпустил или сократил.
Главные выводы, которые сделали краеведы: «Нет малых и великих героев, нет незначительных событий. Не должно быть забытых ветеранов. Мы - семейкинцы, через историю отдельной зенитно-пулеметной роты № 634 лучше воспринимаем историю всей Великой Отечественной войны. Потому что изучая, какими фронтовыми дорогами шли наши прадеды, мы узнаем о главных битвы той войны, о поражениях и победах наших войск.
Дальнейшие наши исследования вызвали не только недоумение, но даже беспокойство. Хотим объяснить ... Когда мы обратились в районный и областной краеведческий музей с просьбой предоставить более подробную информацию, или документальное подтверждение того, что на территории нашего района действительно была сформирована отдельная зенитно-пулеметная рота № 634.
4-й экскурсовод ______________ О Сергее Касееве. У этих парней удивительная судьба. Со школьно скамьи, как когда-то их деды, они шагнули из мирной жизни сразу в войну. И такие понятия, как честь и достоинство, мужество и верность, преданность и солдатская дружба, нашли своё воплощение на полях сражений в Афганистане. Бои с душманами были не только школой солдатской выучки, но и школой новой жизни – незнакомой, о которой знали из фильмов, книг и рассказов ветеранов Великой Отечественной войны.
Судьба по-своему распорядилась каждым из них. Одни вернулись домой, других среди нас нет. Они погибли. И памятью о павших, напоминанием о солдатах опаленных войной Афганистана стали их письма, да выплаканные глаза матерей.
Живёт в селе Красный Яр Татьяна Сергеевна Касеева. Живёт скромно, ничем не отличается от других. Мужа похоронила, дочери уехали в город. Так и живёт одна – тихо и неприметно. Но люди, когда встречаются с нею, с уважением здороваются и стараются ненавязчиво сделать что-то хорошее. И тому, кто не знает, чем вызвано такое уважение к Касеевой Т. С., говорят: «Она лишилась сына в Афганистане».
Среди множества писем, которые Сергей прислал родителям за время службы на Афганской земле, есть и письмо – похоронка.
«Уважаемый Касеев Александр Михайлович и Касеева Татьяна Сергеевна! Сообщаем вам, что ваш сын Касеев Сергей Александрович погиб при выполнении боевого задания…»
Как погиб Сергей Касеев
Как погиб их Сергей родители узнали позже, когда получили награду сына.
5 июня при выполнении боевого задания в Панджарском ущелье взвод, в котором Сергей Касеев был заместителем командира, попал в окружение.
…Солнце слепило. Оно жарило лучами било в глаза, и ребята плохо различали душманов, спрятавшихся за валунами. Продвигаться вперёд не было возможности.
Чтобы спасти людей, надо отойти. Сергей приказал пулемётчику прикрывать
отход. И тогда душманы весь огонь перенесли на пулемётчика. Взвод выиграл несколько минут, достаточных для того, чтобы отойти чуть назад. Вскоре пулемёт замолчал.
«Убит!» - подумал Сергей и бросился к пулемёту. Он не думал, что с ним будет через минуту-другую. Главное сейчас заключалось в том, чтобы спасти взвод, ребят, с которыми делал трудную и опасную солдатскую службу.
И вновь ударили по душманам прицельные пулемётные очереди, и замолчали у тех автоматы и скорострельные винтовки.
- Ребята отходите! Я прикрою! Раненых в ущелье!
- Сергей! Хватай пулемёт и сюда! Без тебя не уйдём!
- Я приказываю, отходите! Раненых в ущелье!
- Сергей!
- Я приказываю!
Он уже знал, что обратной дороги для него не будет. Она обрывалась у этой черты, которая разделяла его и бандитов.
Они подходили всё ближе и ближе. И он без суеты и волнения расчётливо посылал очередь за очередью. Он раз успел оглянуться, но не для того, чтобы найти безопасный для себя путь отхода, а чтобы увидеть, где боевые друзья. Они успели. Ущелье надёжно спрятало их от пуль.
Сергея несколько раз ранило. Едва живого его захватили душманы. Потерявшего сознание они увезли его с собой. И всю злобу, всю свою ненависть за то, что не удалось уничтожить взвод, выместили на этом парне. Об этом нельзя говорить словами, об этом нужно кричать душой.
Труп Сергея Касеева солдаты нашли только через неделю. Нет, не плакали ребята, когда увидели истерзанного товарища. К горлу подкатил комок, а руки ещё крепче сжали нагретую афганским солнцем сталь автомата.
Ему не исполнилось и двадцати, когда погиб. Шёл третий год войны в Афганистане. До вывода советских войск из ДРА оставалось ещё 7 долгих лет. Тогда мы мало знали о мужестве наших ребят. И лишь напоминанием о погибших парнях были цинковые гробы, которые доставляли в страну «черные тюльпаны»,
свежевырытые могилы на кладбищах городов, посёлков и сёл, да горе и боль в глазах, постаревших за один день родителей.
Мы до сих пор задаём себе один и тот же вопрос: какая сила заставила этих ребят перешагнуть черту между жизнью и смертью?
Сергей родился и вырос на Краснодонской земле, воспитывался на примере жизни молодогвардейцев. Из Семейкино отправились на фронты Великой Отечественной войны 298 человек, а домой вернулись 120 человек. Подвиги солдат Великой Победы прошли через его сердце.
5-й экскурсовод __________ Храм есть жилище, принадлежащее только Богу; здесь обитают любовь и мир, вера и целомудрие
(свт.Иоанн Златоуст, 53, 897).
Веками на Руси вся жизнь православного человека освящалась в храме с рождения до кончины. В храме младенец «рождался свыше» в Таинстве святого крещения. С малых лет приобщался к храмовому богослужению, молиться со всею Церковью «о всех и за вся». Так рождалось чувство духовного единения, общности, которую именовали православным миром. Также «всем миром» строились и украшались Божий храмы. Каждый вносил свою посильную лепту, потому что храм был средоточием духовного бытия и самые значительные события в земной жизни человека были связаны с храмом крещение, венчание – освящение брака, а в конце пройденного пути – церковное погребение молитвы Церкви об упокоении христианской души в Боге до дня воскресения в жизнь будущего века. Воскресный и праздничный благовест призывал верующих отложить всякое житейское попечение и поспешить в Храм Божий.
Дорога к храму – это прямой путь к достижению высшей цели нашей христианской жизни – стяжанию Духа Святого, потому что Духом Святым нам даруется Царство Божие, которое, по слову Спасителя, внутрь нас есть (Лк. 1721).
«Вести людей к вере и праведности — основная задача Церкви. Среди маловерующего и развращенного окружения Православный храм — это духовный маяк, островок святости для взрослых и детей. Без него невозможно воспитать детей благочестивыми. Церковная обстановка и благолепное богослужение благотворно действуют на ребенка. Огоньки свечей и лампад, блеск облачений, запах ладана, пение хора, звон колоколов — все оставляет в его душе светлые впечатления. Когда родители часто приводят в храм своего ребенка, он привыкает к этому и начинает любить богослужения.
-
Полное название храма, адрес, настоятель
Свято-Пантелеимоновский храм находится в посёлке Семейкино, Краснодонского р-на, Луганской Народной Республики.
Настоятель храма иеромонах Игнатий КарпюкАпполинариевич.
Приступил к служению в этом храме 4 мая 2006 году.
-
Престольные праздники
«Храмовый день: 9 августа. День ангела: 13 мая, памяти святителя Игнатия Бранчанинова.
Богослужение:- утренее: в субботу, воскресение и в дни великих и двунадесятых праздников в 8:00 (3й, 6й час, божественная литургия)
-
Историческая справка
Согласно «Ведомости о церкви Пантелеимоновской, п. Семейкино, Краснодонского р-н, Луганской народной республики. Церковь эта открыта в 199 году усердием и на средства прихожан.
В ней три престола: главный средний во имя св. великомученика Пантелеимона, южный в честь Архангела Михаила и северный в честь свт. Николая празднуемого 9 мая.
Здание церкви находилось на месте продуктового магазина.
Храм в честь Великомученика Пантелеимона был построен сравнительно недавно. Строительство нового храма началось 4 апреля 2016 года. Оно длилось 8 месяцев и закончилось 4 декабря 2016 года.
Старое здание храма пришлось разобрать, убрать старые стены и заменить новыми. Все работы совершались вручную, без применения строительной техники. Только два раза использовался автокран: первый раз, для железобетонных перекрытий и второй раз, когда поднимали купол. В 2016 году возведены стены храма, выложен пол, установлены двери и окна, подведено отопление. Остались отделочные работы и росписи .Особенно дорого то, что построено здание храма не руками профессиональных строителей, а прихожанами. Тепло их рук горячая вера и стремление передалось зданию храма.
Одному из самых уважаемых и почитаемых святых каждого христианина Великомученику Пантелеимону молятся о здравии себя и своих близких, об исцелении от болезней, о здоровье детей. Целителю Пантелеимону можно молиться как в его праздник 9 августа, так и в любой другой день - он обязательно услышит молитву каждого истинно верующего человека. Обращаться с просьбой к святому лучше всего перед его иконой либо одной из молитв, представленных ниже, либо своими словами. Главное - это непоколебимая вера и искреннее раскаяние в своих грех.
Будучи придворным врачом, имел высокое положение, однако предпочел роскоши бедность и лечил людей безвозмездно. Всю жизнь свою посвятил помощи страждущим, больным и убогим. Возвратил к жизни мальчика, умершего от укуса змеи. Святого Пантелеимона всегда почитали на Руси как небесного целителя от различных недугов.
8 сентября, по благословению правящего архиерея Ровеньковской епархии архиепископа Пантелеимона, в посёлке Семейкино Новосветловского церковного округа состоялось важное для населенного пункта событие – храм в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона, находящийся в состоянии реконструкции, увенчался куполом с крестным знамением.
«Чин молитвенный на поставление креста на верх крова церкве» совершили благочинный Новосветловского округа протоиерей Владимир Гвоздецкий и настоятель храма иеромонах Игнатий (Карпюк). После освящения купол и крест украсили храм.
Завершая освящение, отец Владимир, от лица правящего архиерея, поздравил настоятеля и прихожан храма с совершенным событием и пожелал отцу Игнатию помощи Господней в дальнейшем созидании дома Божия.
Престол был освящен в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. На территории храма начали проходить богослужения.
-
Храм сегодня
Храм не поразит Вас огромностью, но вмещает всех желающих. Светлое убранство и понимающие служители настраивают Вас на религиозную волну. Необходимо отметить, что Святой Пантелеимон является в первую очередь покровителем здоровья, а значит храм известен жителям Луганской Народной Республики как идеальное место для крещения детей и молитв об избавлении от болезней, горестей. Свято-Пантелеимоновский храм предлагает Вам возможность отстоять службу или исповедаться, как и в любом другом православном религиозном сооружении. Вместе с тем, именно здесь Вы всегда найдете очереди и множество прихожан.
В поселковый храм с раннего утра стали собираться прихожане. Храм был заранее украшен живыми цветами, символизирующими животворящую Силу Святого Духа.Божественную литургию возглавил настоятель храма Игнатий КарпюкАпполинариевич. По прочтении Евангелия настоятелем была произнесена проповедь, в которой особое внимание было уделено объяснению православного учения. Богослужебное собрание во главе с настоятелем и вместе со всей Православной Церковью молитвенно просило о ниспослании им Святого Духа для укрепления душевных и телесных сил в несении христианского подвига.
По окончании службы прихожане храма поздравили настоятеля с особенным событием в его жизни. Он празднует свой день рождения. Ему исполнилось 40 лет: 12 февраля 2017 года. Особенно дорого ему было слышать поздравления от самых маленьких прихожан, которые в стихах выразили весь жизненный путь и труд своего духовного отца.
Были привезены святыни в храм:
- Святыня святителя Луки Крымского с частицей его святых мощей;
- Святые мощи Ковчежек Святителя Николая архиепископа;
- Икона Божьей Матери «Изверская Благая Вратарница» из Афона.
Храм строился силами простых людей, большинство из них трудились бесплатно, во славу Божию. Многое еще нужно