Проект-программа «На перекрёстке»
Пояснительная записка
Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живём в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально – психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психо-активных веществ и алкоголя, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности подростков.
Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным.
Нельзя рассматривать здоровье как элементарное отсутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) трактует понятие «здоровье» как, состояние полного социального и духовного благополучия.
А что значит быть здоровым для ребёнка? Это значит – развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию, как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.
Перед образовательным учреждением стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса. Основными направлениями, требующими повышенного внимания со стороны воспитательной системы является: формирование социально-активной личности, культуры здорового образа жизни, активное вовлечение семьи в процесс воспитания, обеспечение деятельности детских объединений и кружков по интересам, формирование толерантности, сопротивление вредным асоциальным привычкам.
Цель программы:
Формирование здорового жизненного стиля и навыков ответственного поведения у подростков.
Задачи:
Ознакомить воспитанников с основами правовой системы РФ по мере взросления, защита прав и свобода несовершеннолетних граждан в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Семейным кодексом РФ и другими законами и постановлениями РФ.
Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека.
Создавать условия для доверительного общения, восприятия соответствующей возрасту информации о негативном влиянии ПАВ на жизнь человека.
Формировать морально – волевые качества, социальные навыки, необходимые для здорового образа жизни воспитанников.
Развивать физические качества, память, внимание, речь.
Воспитывать ответственность за своё здоровье.
Ожидаемые результаты:
Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками, знать какой вред приносят вредные привычки молодому организму;
Формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;
Формирование навыков принятие решения, уметь сказать «нет!», умения определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться при необходимости за помощью.
Актуальность программы:
Изменения политической и социально – экономической ситуации в России, социальная дифференциация, которая происходит в подростковой среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.
В России вновь встречается нищета, беспризорность, правовая незащищённость несовершеннолетних. Подростки вынуждены адаптироваться к подобным условиям, и в результате вживание в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество.
Среди подростков усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще проявляется жестокость и агрессивность.
Растёт число преступлений и правонарушений в подростковой среде. Поэтому необходимо принципиально ответственно отнестись к организации профилактической работе с подростками.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с подростками должно являться создание единого воспитательного пространства. Взаимосотрудничество с семьёй, и другими профилактическими организациями позволяют совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
Срок реализации программы:
Программа рассчитана 2 года. В случае положительного успеха предусматривается его расширение.
Алгоритм реализации программы:
Первый этап – организационный (сентябрь)
Второй этап - диагностический (сентябрь – октябрь) – изучение потребностей и запросов подростков;
Третий этап – деятельностный (октябрь- май) – координация действий;
Четвёртый этап – итоговый (май) – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Структура программы:
Программа разделена на 3 блока.
Первый блок – позволяет глубже узнать свои особенности, чувства, знакомит с такими понятиями, как стресс, самоуважение, ценности, позволяет научиться лучше ориентироваться в различных ситуациях общения, сотрудничества, взаимодействия.
Второй блок – содержит фактическую информацию о вреде курения, алкоголя, наркотиков.
Третий блок - содержит меры психологической помощи подросткам с проблемами социальной адаптации, направленная на развитие и усиление «Я» подростка, формирование жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для успешного решения возникающих проблем адекватными, конструктивными способами и гармоничного взаимодействия в социуме.
Методы:
Метод переубеждения – (предоставление убедительных аргументов)
Метод переключение – ( занятие трудом, учёбой, спортом, работа по интересам - посещение кружков).
Формы работы:
Групповая и индивидуальная работа
Тренинг поведения
Комплексные, спортивные мероприятия
Беседы, встречи, акции
Ролевые игры
Круглые столы, тесты
Просмотр и обсуждение фильмов
Конкурсы (КВН, Викторины)
Дни здоровья
Литература:
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов « Внеурочная деятельность школьников»
Г.Г. Кулинич « Вредные привычки: профилактика зависимости»
И.И. Хажилина « Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии»
В.А. Гавриков, Н.А. Гариков «Мудрое слово о здоровье»
Д.В. Колесов «Предупреждение вредных привычек у школьников»
Н.Т. Лебедева « Формирование здорового образа жизни»
А.Н. Сизанов и др. « Жизнь без табака»
В.Н. Ягодинский « Школьнику о вреде никотина и алкоголя»
К.М. Платонов и др. «Цена ошибки»
В.В. Деларю « Губительная сигарета»
Г.В. Трафимова « Помоги себе сам», « Рассказы феи Осторожность»
А.М. Счастная « По ступенькам нравственности»
И. Заикин, А. Никитин « Спасибо, не курю!»
Р.П. Карлина «Система воспитательной работы в коррекционном учреждении»
Н.И. Дереклеева « Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья»