СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект-программа «Профессии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся воспитанников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционной школы VIII вида очень сложно ориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встаёт вопрос об актуальности этой проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Проект-программа «Профессии»»

Проект-программа «Профессии»

Актуальность программы

В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся воспитанников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционной школы VIII вида очень сложно ориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встаёт вопрос об актуальности этой проблемы.

Некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжёлые неквалифицированные виды труда, но незначительная

Доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Однако, тем не менее, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

-отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищённости;

- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

- неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определённых профессиональных трудностей и другие.

Таким образом, существует ряд серьёзных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с ОВЗ.

Поэтому профессионально - ориентационная работа в специальной (коррекционной) школе - интернате VIII вида должна быть направлена на актуализацию профессионального самоопределения воспитанников.

Цель программы:

- формирование у воспитанников способности само - ориентации,

адекватности выбора профессии в соответствии со своими

интересами, склонностями, физиологическими возможностями

Задачи:

  • Обобщить у воспитанников знания о сферах трудовой деятельности и профессиях;

  • Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

  • Развивать логическое мышление, зрительную память, речь, выдержку, потребность в трудовой деятельности, самовоспитания, саморазвития и самореализации;

  • Воспитывать уважение к рабочему человеку, к выбранной профессии.


Ожидаемые результаты:

Должны знать:

  • Уровень своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии;

  • Значение правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.

Должны уметь:

  • Осуществлять самоанализ развития своей личности;

  • Проводить анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.


Этапы программы:

  • Диагностический

  • Профпросветительный (профинформационный)

  • Профконсультационный

  • Постконсультационная диагностика

  • Заключительный этап: подведение результатов работы по профориентации.


I этап: «Диагностика»

Цель: изучение специфики профессиональных предпочтений у воспитанников; сравнение уровней адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностям у воспитанников.

Методики:

«Опросник профессиональных предпочтений», направлен на выявление интереса к отдельным видам трудовой деятельности.

Анкета «Хочу. Могу», направленна на изучение уровня притязаний и самооценки воспитанников.


II этап: «Профессиональное просвещение»

Цель: ознакомление воспитанников с разными видами труда в нашем обществе, с условиями и особенностями профессий, воспитание у них уважения к труду, к разным профессиям.

Мероприятия по профпросвящению

Групповые занятия с использованием профориентационных игр, направленные на расширение и закрепление знаний воспитанников об особенностях профессий, доступных для подростков в соответствии с их умственными и физическими способностями, интересами и склонностями.

Индивидуальные беседы

Деловые игры


III этап: «Профконсультирование воспитанников»

Цель: помощь в форме совета воспитанникам в выборе профессии с учётом интересов и склонностей, умственных и физических возможностей.


Особенности проведения профконсультаций:

  • Профконсультация – это не принятие решения за воспитанника, а совет по выбору профессии, аргументированный и педагогически правильный.


IV этап: «Постконсультационная диагностика»

Цель: проверка удачности проведённой с воспитанниками

профпросветителькой и профконсультативной работы.

  • Умение анализировать мир профессий;

  • Умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора.


VI этап: «Заключительный этап: подведение результатов работы по профориентации»

Цель: определение уровня сформированности способностей

воспитанников в процессе трудовой деятельности и уровня

социального развития воспитанников.


Срок реализации программы:

Программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся один раз в неделю.


Формы работы: Беседы, Встречи, Акции, Ролевые игры, Круглые столы,

Тренинги, тестирование, Конкурсы, Групповая и индивидуальная работа,

Устные журналы, Ситуационные, дидактические игры, Экскурсии.

Тематическое планирование


Сентябрь:

  • Диагностическое. Водное. Правила работы в группе.

  • Профессии моей семьи.


Октябрь:

  • Кто работы не боится, у того она и спорится.

  • Чего мы можем, что мы знаем


Ноябрь:

  • Кем быть?


Декабрь:

  • Сколько разных дел вокруг.

  • Путешествие в мир профессий.

  • О труде разных профессий.


Январь:

  • В хорошей артели всякий при деле.

  • Калейдоскоп профессий.


Февраль:

  • Что такое труд? Все работы хороши, выбирай на вкус.

  • Была бы охота, заладится любая работа.


Март:

  • 1,2,3,4,5 – будем профессии выбирать.

  • Как достичь успеха в профессии?


Апрель:

  • Последствия выбора профессии: реальность и мечты.

  • Вакансии профессий. «Кадровый вопрос»


Май:

Диапазон профессий.

Список литературы


Атутов П.Г. «Школа и труд» - Педагогика, 1987г.

Поляков В.А, Чистякова Г.Г. «Школа и выбор профессии»

Климов Е.А. «Как выбирать профессию» - М. 1990.

Трошин О.В., Жилина Е.В., Кудрявцев В.А. «Основы социальной реабилитации и профориентации» - М., 2007.

Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н.Э. «Профессиональная ориентация в УПК», М., 1985г.

«Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями». – Методические рекомендации. М., 2006.

Журналы: «Школьный психолог», «Дефектология», «Воспитание школьников с ОВЗ»