СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект программы работы с родителями «Семейная гостиная»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья – это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире.            С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей. 

Сегодня наш мир совсем не похож на тот, что был вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для проведения свободного времени детей. А новые игрушки, технические средства, продукты питания и т.д. создают новый взгляд на жизнь, как у детей, так и у родителей. Перед родителями встают всё новые и новые вопросы, ответы на которые они не могут найти, что создаёт подчас в семье атмосферу растерянности, а иногда даже отчаяния. Поэтому наша цель, цель педагога - помочь родителям в воспитании детей, в их обучении современных компетенций, сделать детей, родителей и педагога союзниками, единомышленниками в одном едином деле – становлении человека-личности. Донести до родителей, осознание нужности ребенка, как будущего подрастающего поколения.

Просмотр содержимого документа
«Проект программы работы с родителями «Семейная гостиная»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательной учреждение «Детский сад №38 «Золотой петушок» города Димитровграда Ульяновской области»


Первова Наталья Александровна

педагог-психолог


Методическая разработка

«Проект программы работы с родителями «Семейная гостиная»


Аннотация

Семья – это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире.            С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей. 

Сегодня наш мир совсем не похож на тот, что был вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для проведения свободного времени детей. А новые игрушки, технические средства, продукты питания и т.д. создают новый взгляд на жизнь, как у детей, так и у родителей. Перед родителями встают всё новые и новые вопросы, ответы на которые они не могут найти, что создаёт подчас в семье атмосферу растерянности, а иногда даже отчаяния. Поэтому наша цель, цель педагога - помочь родителям в воспитании детей, в их обучении современных компетенций, сделать детей, родителей и педагога союзниками, единомышленниками в одном едином деле – становлении человека-личности. Донести до родителей, осознание нужности ребенка, как будущего подрастающего поколения.

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1Актуальность.

Сегодня трудно не согласиться с тем, что российская семья переживает кризис. Факты потрясают: больше 50% семей рождается вне брака, огромное количество матерей – одиночки, а сколько матерей – несовершеннолетних. Большой процент родителей состоит на учёте в органах МВД, лишены родительских прав. Непопулярность отцовства и материнства, искажённость родовой сущности человека создают негативный социально-психологический фон в семье.

Потеря духовно-нравственных ориентиров, нездоровый образ жизни, низкий уровень общей культуры (культуры родительства, коммуникативной, сексуальной культуры и других её аспектов) в среднестатистической семье, самоустранение многих родителей от воспитания детей порождает многочисленные проблемы в личностном становлении подрастающего поколения.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Роль семейного окружения в процессе психического развития ребенка дошкольного возраста является главной. В современном обществе этот вопрос особенно актуален, ведь изменение ритма жизни современных родителей приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с ребенком эмоциональный контакт сводится к минимуму. Безусловно, внутрисемейные отношения и отношение к ребенку родителей оказывают прямое влияние на становление внутреннего мира растущего человека. 
В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". 
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Многим родителям физически не хватает времени на воспитание детей. А у родителей, которые имеют и время, и желание заниматься детьми, часто отсутствуют элементарные знания.

            Сегодня налицо психолого-педагогическая безграмотность многих наших родителей. Ребёнок ежедневно видит вокруг себя живую действительность и непосредственно участвует в ней, он слышит суждения и оценки родителей, наблюдает их отношения к другим людям и друг к другу. « Каждый день с утра до вечера, а иногда до поздней ночи семья в лице родителей, старших братьев и сестёр, бабушки развёртывает перед ребёнком образцы самых разнообразных форм поведения, своего рода «ассортимент» образцов слов, жестов, манер, отношения к труду, к людям, политическим событиям…» Каждая ли семья может справиться сегодня с поставленными перед ней задачами? Практика свидетельствует, что многие семьи не справляются. В семьях наблюдаются жестокость отношений, отсутствие заботы о ребёнке, что приводит к развитию детской преступности, социального сиротства. Плохо, что многие родители не осознают опасности сложившейся ситуации. И винить их зачастую нельзя – у них просто не хватает знаний, нет элементарной педагогической культуры. Именно поэтому актуальность создания данного проекта очень велика. Не дублируя функции, структуру и задачи таких традиционных форм работы с семьёй, как родительское собрание, родительский лекторий, должны стимулировать стремление родителей к самопознанию, пробуждать интерес к личности ребёнка, желание оказывать ему помощь и поддержку. Родители и педагоги в этом сложном процессе должны выступать как единомышленники, партнёры, друзья.

Какие бы формы и методы ни были использованы специальными учреждениями, где воспитывается или обучается ребёнок, они не могут дать ребёнку ту гамму чувств и широчайший круг понятий о жизни, которые даёт семья. Семью создают два человека, каждый из которых имеет своё «я», свою индивидуальность. Семья объединяет «я» в «мы», «моё» в «наше».

 

1.2.Обоснование проекта программы.


        В основу данного проекта программы положены идеи четырех моделей воспитания родителей (используются в зависимости от выбранной формы работы).
1. Адлеровская модель (А.Адлер) основана на сознательном целенаправленном изменении поведения родителей, которое определяется ведущим принципом взаимодействия членов семьи. Чувство единения, возникающее при этом, делает человека способным к сотрудничеству с другими людьми, т.е. формирует характер. По теории А.Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения являются главным фактором формирования личности. Дети учатся социальным нормам и воспринимают культуру через своих родителей. В семье ребенок формирует свои идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится жить. Основные понятия данной теории: "равенство", "сотрудничество" и "естественные результаты".
По данной модели помощь родителям заключается в научении их уважать уникальность и индивидуальность личности ребенка, а также ее неприкосновенность. Необходимо помочь родителям понять детей, особенности их мышления, научить разбираться в мотивах их поступков, сформировать свою тактику воспитания. Это приведет к естественному результату осознания своих действий ребенком и исправлению недостатков поведения.
2. Учебно-теоретическая модель (Б.Ф.Скиннер). Это направление основано на общей теории бихевиоризма. Суть заключается в том, что поведение родителей и детей можно изменить методом переучивания или научения. Воспитание родителей состоит в их обучении быстрым техникам поведения. Поведение меняется путем осмысления своих и детских поступков, а также их мотивов. Родители приобретают навыки регулирования собственного поведения. Средствами формирования поведения являются положительное подкрепление (поощрение), отрицательное подкрепление (наказание) и отсутствие подкрепления (игнорирование). Родители учатся использовать эти средства для регулирования поведения детей.
3. Модель групповой терапии (Х.Джинот). В основе модели лежит стремление научить родителей переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка.
Воспитание родителей осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа. Цель групповых консультаций – помочь справиться с проблемами, возникающими при воспитании детей. Родители делятся своими переживаниями, опытом, рассказывают друг другу о трудностях, предлагают пути решения проблемы. Это дает возможность каждому родителю выстроить свою систему воспитания.
4. Модель родительского всеобуча (И.В.Гребенникова). Основана на просвещении родителей (лиц, их заменяющих) в вопросах особенностей детской возрастной психологии, детско-родительских отношений, причин их нарушений, проблем семейного воспитания.

Модель предусматривает также просвещение родителей с целью повышения уровня правовой культуры, культуры ЗОЖ, формирования безопасного поведения родителей и их детей.
 

1.3. Цель проекта программы: повышение педагогической грамотности родителей, оказание профессиональной социально-психологической, психологической, правовой помощи семьям.

1.4.  Задачи проекта программы:

·          Создание условий для реализации права ребенка на таких родителей, которые способны обеспечить ему разностороннее развитие и благополучие;

·         оказание комплексной помощи родителям (лицам, их заменяющим) в освоении необходимых знаний и навыков для осуществления семейного воспитания;

·         создание условий для формирования у родителей (лиц, их заменяющих) уверенности и решительности, видения своих возможностей и чувства ответственности за своих детей;

·         оказание социально-психолого-педагогической, медицинской, правовой помощи в решении проблем конкретной семьи.

 

1.5. Адресность проекта программы:

            Родители, бабушки, дедушки,  законные представители воспитанников детского сада, а также родители и родственники детей которые по каким - либо обстоятельствам не посещают детские сады.

1.6. Ожидаемые результаты:

  • Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, усиление оптимистической направленности их жизнедеятельности.

  • Сформированность психолого-педагогической культуры родителей, усиление их воспитательного потенциала.

  • Приобщение родителей к реальной практической жизнедеятельности детей в образовательном учреждении

Участие в работе поможет родителям снять эмоциональное напряжение – так называемого «конфликта поколений». Появится желание идти на контакт друг к другу, пересмотреть устоявшиеся нормы в связи с вновь возникшими обстоятельствами, чутко реагировать на изменение семейного климата и двигаться в направлении его улучшения, родители и дети научаться слышать друг друга и вставать на противоположную сторону. Повысится психолого-педагогическая культура родителей, которая в свою очередь поспособствует сохранению целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, формированию  равноправных и равноответственных партнёров.  К тому же родители и дети смогут обогатить семейный досуг культурными мероприятиями, благодаря которым семья укрепляется и сплачивается.

 

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ.

2.1. Основные принципы работы:

  • добровольность;

  • компетентность;

  • индивидуальный подход;

  • открытость;

  • постоянство обратной связи;

  • соблюдение этических норм;

  • диалогизация взаимодействия.

 

2.2. Формы организации работы:

  • психологический практикум;

  • круглый стол;

  • тренинги;

  • «мастер-классы»;

  • обсуждение опыта семейного воспитания;

  • коллективные творческие работы.

 

2.3. Структура работы:

 Теоретическая часть – проводится в форме живого диалога,  (а не в форме лекции-поучения), родители в доступной форме получают информацию по теме встречи, задают вопросы, формулируют проблемы, активно участвуют в обсуждении, говорят о возникающих трудностях в воспитании детей.

Практическая часть – предполагает реализацию (или хотя бы  «репетицию» реализации) приёмов, подходов, методов, обзор имеющейся литературы по обозначенному вопросу, способствующих разрешению обозначенных проблем.

Коммуникативная часть – подразумевает обязательное взаимодействие всех участников в  различных специально созданных ситуациях, проигрывание "проживание" родителя в различных смоделированных ситуациях (игровых, тренинговых).

Обратная связь – момент рефлексии, тот этап, на котором все участники могут проанализировать полученную информацию и впечатления, поделиться своими мыслями и ощущениями. На этапе «обратной связи» родители могут получить небольшое «домашнее задание» по обозначенной теме буклеты, распечатки с рекомендациями, заданиями и тому подобные практические материалы, чтобы использовать их в процессе воспитания ребёнка.

Главные принципы при подготовке материалов к каждому этапу заседания это:

  • позитивный настрой;

  • отсутствие назидательности и нравоучений;

  • «авансирование» тех положительных качеств и свойств, которые мы хотели бы сформировать.

2.4. Тематический план.

Встреча №1 – «Нужные дети» 

Цель: Ознакомление участников с целями и задачами работы во-время встреч; формирование установки на активную работу и доверительные отношения; предоставить родителям практические рекомендации, которые помогут сформировать позитивное отношение к ребенку; стимулировать родителей к позитивной и продуктивной совместной деятельности с детьми.

Теоретическая часть

Практическая часть

Коммуникативная часть

Обратная связь

Предоставить информацию об особенностях и стилях семейного воспитания; провести экспресс-диагностику родительских установок, подвести родителей к осознанию связи между стилем воспитания  семье и особенностями поведения  ребенка; создание оптимальных условий для осознания родителями особенностей их  взаимоотношений с детьми.

Практическую часть составляют игры, направленные на развитие чувства принадлежности к группе, адаптацию в сформированной группе приобретение родителями нового чувственного опыта при взаимодействии с детьми.

Примерные формы организации:

1) телесно-ориентированные упражнения;

2) ролевые игры;

3) диалоговые игры.

Возможные формы организации:

1) буклет с практическими рекомендациями «Как не поссориться с ребенком…»

2)  домашнее задание: изготовить с детьми «Ромашку желаний и достижений»

3) вопросы, пожелания родителей.

Встреча №2  – «Вместе с мамой, вместе с папой - мы растем здоровыми» 

Цель: Активное включение родителей и детей цепочку «врач-педагог-семья» с целью валеологического воспитания детей и привития им навыков здорового образа жизни.

Теоретическая часть

Практическая часть

Коммуникативная часть

Обратная связь

Родителям для обсуждения предлагаются высказывания, раскрывающие различные грани понятия «здоровье», рассматриваются вопросы, связанные с профилактикой соматических заболеваний, неврозов.

В эту часть включены упражнения и игры, направленные на развитие стрессоустойчивости, снятие эмоционального и психического напряжения. Упражнения с использованием мультисенсорной среды, песочных столов.

Примерные формы организации:

  • «Весёлые старты»

  •  Эстафета "Кто быстрей"

  • Малая спартакиада.

Возможные формы организации:

1) анкета для родителей и детей «Вредные привычки какие они»;

2) буклет «Сохраним самое главное…»;

3) «Брошюра» для родителей с рекомендациями по организации правильного режима дня;

4) домашнее задание: составить распорядок дня.

5)вопросы, пожелания родителей.

Встреча №3  – «Мы родители, а это значит» 

Цель: Профилактика жестокого обращения и насилия в семье, рассмотреть подходы к эффективным методам воздействия, научить родителей навыкам эффективного общение с ребёнком.

Теоретическая часть

Практическая часть

Коммуникативная часть

Обратная связь

Дать понятие что такое родительские обязанностями и права ребенка.

 Беседа о жестоком обращении и насилие в семье,  для обсуждения предлагаются примеры ситуаций, позволяющие родителям «проанализировать и протестировать» свои родительские установки, взглянуть по-новому на свои методы поощрения и наказания.

В практическую часть включены игры и упражнения, направленные на формирование навыков конструктивного поведения, эффективного общения через ролевую игру.

Примерные формы организации: 

  • интеллектуальные соревнования  «Права и обязанности»;

  • игры "Что? Где? Когда?", "Поле чудес"

 

Возможные формы организации:

1) памятка  «Родителям  о жестоком обращении" с указанием номеров телефонов доверия

2)вопросы, пожелания родителей

Встреча № 4  – «Вся семья вместе и душа на месте!»

Цель: Попытаться раскрыть такую важную тему, как детско-родительские отношения, рассмотреть подходы к эффективным методам взаимодействия родителей и детей.

Теоретическая часть

Практическая часть

Коммуникативная часть

Обратная связь

Для обсуждения предлагаются вопросы, позволяющиеся расширить возможности понимания психологических особенностей своего ребенка,  способствующие повысить интерес родителей к внутреннему миру ребенка.

В практическую часть включены игры и упражнения, направленные на формирование навыков конструктивного поведения через ролевую игру, на развитие чувства принадлежности к группе, а также на развитие понимание особенностей психологических особенностей детей.

Примерные формы организации:

  • изготовление совместной творческой работы;

  • инсцинировка сказок;

  • общий танец в круге, хороводы и т.д.

 

Возможные формы организации:

1) анкета о работе семейной гостиной;

2) сбор пожеланий родителей (направления, темы заседаний, количество заседаний, приглашённые специалисты и т.д.)

Встреча № 5  – «Семейные ценности»

Цель: Сделать жизнь детей в семье интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, формированию семейных традиций.

Теоретическая часть

Практическая часть

Коммуникативная часть

Обратная связь

Для обсуждения предлагаются варианты, как можно разнообразить и заполнить досуг в семье, проанализировать и выделить преимущества совместных мероприятий в семье. Познакомить одним из путей, таких как музыкотерапия, песочная терапия, театральная деятельность и др.

В практическую часть включены театральные постановки, с привлечением детей и их родителей, импровизация.

Примерные формы организации:

  • танцевальные и вокальные номера;

  • совместное пение под караоке и  торжественное чаепитие;

  • театральные постановки.

Возможные формы организации:

1) памятка для родителей "Игры в которые играют дома"

2)пожелания родителей (направления, темы заседаний, количество заседаний, приглашённые специалисты и т.д.)

Встреча № 6  – «Семь-Я!»

Цель: Создание ситуации и условий для взаимодействия и сотрудничества детей совместно с родителями в игровой ситуации,  ролевых играх.

Теоретическая часть

Практическая часть

Коммуникативная часть

Обратная связь

Для обсуждения предлагаются определить тезисы, позволяющие проанализировать и выделить преимущества больших, многодетных семей, особенности воспитания детей, принцип «сравнивания». Для примера, выступление многодетной матери, обмен опытом.

В практическую часть включены игры и упражнения, направленные на формирование навыков конструктивного поведения через ролевую игру.

Примерные формы организации:

  • «голосовой оркестр»;

  • «шумовой оркестр»;

  • общий танец в круге, хороводы;

  • совместное пение под караоке и т.д.

Возможные формы организации:

1)  памятка для родителей "Эффективное общение в семье"

2) пожелания родителей на будущий учебный год (направления, темы заседаний, количество заседаний, приглашённые специалисты и т.д.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

            Традиционные формы работы с родителями ( беседы, собрания, уголки) дают малый результат. Нужны новые нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов. Сближение, контакт, взаимодействие родителей и детей необходимо для формирования морально - нравственных качеств и социализации ребенка.

            Семья – это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей. Учёные (В.М.Дружинин, С.В.Ковалёв, В.В.Чечет и др.) утверждают, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов была главной специфической функцией семьи. Не вдаваясь в подробности этой и других функций семьи, отметим, что, как раньше, так и сейчас, быть родителем непросто.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Баркан А.Н. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. – М.,1999.

  2. Газета “Школьный психолог” №5–2002, №10–2006.

  3. Даринская В.М. Радость семейного общения. – Воронеж, 2000.

  4. Зажигина М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно делают. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 3-е изд., 2010.

  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком – СПб, 2001.

  6. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб, 2000.

  7. Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 4-е изд., 2010.

  8. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Авторы-составители: Москалюк О.В., Погонцева Л.В. – Издательство: Учитель, 2011.

  9. Сурженко Л. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – Издательство: Питер, 2011.

  10. Крэри, Э. Не разбрасывай носки... или Что еще должен уметь ребенок: Советы родителям / Э.Крэри. – М.: "Айрис-пресс", - 1999

  11. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства. Учебное пособие / Р.В.Овчарова. - М.: Издательство института Психотерапии, - 2003

  12. Организация работы по предупреждению торговли людьми: пособие для педагогов, воспитателей, социальных педагогов, психологов, родителей / под редакцией В.В. Чечета. Мн.: Национальный институт образования, - 2004 И.А. Фурманов и др.

  13. Психология общения в учебно-педагогическом процессе: пособие для учителей. — Мн.: "Технология", - 2000.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!