Когда работаешь в школе, каждый день радуясь и огорчаясь, переживая каждый учительский день, редко задумываешься о глобальных вопросах нашей профессии. Для того, чтобы задуматься, нужен повод, например такой, как у меня, – настало время для того, чтобы привести в систему мой опыт воспитания младших школьников.
Зачем ребёнок приходит в школу? Безусловно, учиться читать, писать, считать, приобщаться к музыке, рисованию, спорту. И всё же… Маленький человек приходит в школу за… счастьем! Он ждёт встречи с интересным, добрым, чудесным…
Это осознание заставило меня по-другому взглянуть на ребят в моём классе. Люблю ли я их? Да, конечно. В основе всего лежит любовь и желание сделать этот мир хоть капельку лучше. А если ещё хорошо знать своих учеников, их семьи, уважать в каждом ребёнке Человека, уметь анализировать и прогнозировать, то процесс воспитания, да и вся школьная жизнь станут успешным, увлекательным, радостным процессом.
Уже несколько лет наша школа работает над реализацией личностно-ориентированного образования и воспитания, которые направлены на выращивание развитой самостоятельной личности ученика.
Воспитательная программа «Мир добротой спасётся» создавалась как обобщение и систематизация опыта воспитательной работы учителя с использованием эффективных педагогических технологий.
Система ориентирована на воспитание людей порядочных, интеллигентных, уважающих жизнь и мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи, живущих достойно и счастливо.
Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям: патриотическое, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, трудовое, художественно-эстетическое.
В основу программы были положены следующие принципы и подходы:
- принцип природосообразности – надо принимать ребёнка таким, каков он есть;
- принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ личности, урочную и внеурочную деятельность;
- принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнёрства, уважения, доверия;
- деятельностный подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками;
- личностно – ориентированный подход – уважение личности ребёнка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
Программа строится на основе соуправления, т.е. через совместное переживание факта или явления, создающего напряжение и яркий эмоциональный выход.
Содержание работы органов соуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий.
1. Патриотическое направление – экипаж «Я- гражданин России»:
- классные часы, проекты, творческие игры «Государственные символы России», «Моя малая Родина», «Мой любимый город», «История моей улицы», «Обычаи и традиции русского народа», «Моя родословная», «Мои предки в труде и в бою» и др.;
2. Общеинтеллектуальная деятельность – экипаж «Наука и образование»:
- интеллектуальные игры «О, счастливчик!», «Звёздный час»;
- устные журналы «Хочу всё знать», «Моё Отечество»;
- конкурсы юных сочинителей и художников;
- диспуты «Легко ли быть умным?», «Любопытство и любознательность»;
- викторины из разных областей знаний.
3. Спортивно – оздоровительное – экипаж «Спорт и здоровье»:
- дни здоровья и спорта;
- прогулки, походы в лес пешком и на лыжах, выходы на каток;
- устные журналы «Путешествия в Страну здоровья», «Что такое здоровый образ жизни?», «Шалости и травмы», «Вредные привычки», «О пользе зарядки», «Здоровье девочки», «Здоровье мальчика» и др.;
- беседы с психологом, школьным врачом;
- школьные спартакиады, «Весёлые старты».
4. Духовно – нравственное направление – экипаж «Вместе»:
- беседы со священником (в рамках программы «Основы духовно-нравственной культуры», разработанной совместно с Владимирской епархией ), классные часы, проекты, тренинги общения, вечера отдыха (семейные посиделки), акции шефской помощи и т.д.
5. Трудовая деятельность – экипаж «Труд и порядок» :
- организация дежурства в классе «Мы - ученики нашей школы»,
- операции «Росток», «Лучшая классная комната»;
- экодесант;
- деловые игры по ПДД и ТБ;
- знакомство с профессиями людей, экскурсии на хлебокомбинат, на производство ёлочных игрушек, в пожарное депо, в школу подготовки будущих полицейских и др.
6. Художественно-эстетическая деятельность – экипаж «Досуг»:
- утренники и театрализованные праздники;
- художественные и литературные гостиные;
- встречи с художниками;
- посещение концертов, театров, художественных выставок;
- декоративно-прикладное творчество;
- изучение этикета.
В процессе сотрудничества классного руководителя, учащихся и их родителей сложилась система воспитательной работы, становление которой проходило в несколько этапов.
1-й этап «Будем знакомы» (1 класс).
Задача – изучение интересов, потребностей, склонностей первоклассников.
2-й этап «Ребята, давайте жить дружно!» (2 класс) (деятельность по сплочению классного коллектива).
Задача – создание благоприятных условий для формирования нормального психологического микроклимата в классе.
3-й этап «Что один не сделает - сделаем вместе» (3-4 классы) (развитие соуправления в классе).
Задача – воспитание самостоятельности, развитие умения организовывать коллективное творчество.
Для реализации воспитательной программы должны быть созданы следующие условия:
- изучение мнений, интересов, возможностей детей и их родителей;
- изучение состава учащихся, выявление ученического и родительского актива;
- овладение новыми педагогическими технологиями, воспитательными технологиями взаимодействия со школьниками;
- тесная связь семьи и школы;
- чёткое планирование программы педагогических действий с содержательной и временной последовательностью;
- развитие внеурочной кружковой работы;
- творчество, инициатива детей, родителей, педагогов;
- создание необходимой материально-технической базы учебного кабинета;
- доброжелательный микроклимат в педагогическом и ученическом коллективах.
Для оценки результативности воспитательной программы определены следующие критерии и показатели её эффективности:
1) уровень воспитанности учащихся – продвижение личности в своём развитии (успешность в учении и труде; отношении к обществу, людям, окружающему миру, самому себе);
2) уровень развития коллектива;
3) удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью классного коллектива – мерило степени комфортности и защищённости детей и взрослых, благополучие жизни в классе и в школе.
Данная программа помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления и действия классного руководителя, учащихся и их родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Всё это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов.
Конечно, воспитательный процесс не производство, не конвейер, не всё поддаётся жёсткому планированию, но чёткое представление о целях, методах работы, терпение и любовь к детям, к своей профессии приводит к главному – мои ученики верят: «Мир спасётся добротой!»
Просмотр содержимого документа
«Статья о системе воспитательной работы»
Когда работаешь в школе, каждый день радуясь и огорчаясь, переживая каждый учительский день, редко задумываешься о глобальных вопросах нашей профессии. Для того, чтобы задуматься, нужен повод, например такой, как у меня, – настало время для того, чтобы привести в систему мой опыт воспитания младших школьников.
Зачем ребёнок приходит в школу? Безусловно, учиться читать, писать, считать, приобщаться к музыке, рисованию, спорту. И всё же… Маленький человек приходит в школу за… счастьем! Он ждёт встречи с интересным, добрым, чудесным…
Это осознание заставило меня по-другому взглянуть на ребят в моём классе. Люблю ли я их? Да, конечно. В основе всего лежит любовь и желание сделать этот мир хоть капельку лучше. А если ещё хорошо знать своих учеников, их семьи, уважать в каждом ребёнке Человека, уметь анализировать и прогнозировать, то процесс воспитания, да и вся школьная жизнь станут успешным, увлекательным, радостным процессом.
Уже несколько лет наша школа работает над реализацией личностно-ориентированного образования и воспитания, которые направлены на выращивание развитой самостоятельной личности ученика.
Воспитательная программа «Мир добротой спасётся» создавалась как обобщение и систематизация опыта воспитательной работы учителя с использованием эффективных педагогических технологий.
Система ориентирована на воспитание людей порядочных, интеллигентных, уважающих жизнь и мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи, живущих достойно и счастливо.
Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям: патриотическое, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, трудовое, художественно-эстетическое.
В основу программы были положены следующие принципы и подходы:
- принцип природосообразности – надо принимать ребёнка таким, каков он есть;
- принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ личности, урочную и внеурочную деятельность;
- принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнёрства, уважения, доверия;
- деятельностный подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками;
- личностно – ориентированный подход – уважение личности ребёнка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
Программа строится на основе соуправления, т.е. через совместное переживание факта или явления, создающего напряжение и яркий эмоциональный выход.
Содержание работы органов соуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий.
1. Патриотическое направление – экипаж «Я- гражданин России»:
- классные часы, проекты, творческие игры «Государственные символы России», «Моя малая Родина», «Мой любимый город», «История моей улицы», «Обычаи и традиции русского народа», «Моя родословная», «Мои предки в труде и в бою» и др.;
2. Общеинтеллектуальная деятельность – экипаж «Наука и образование»:
- интеллектуальные игры «О, счастливчик!», «Звёздный час»;
- устные журналы «Хочу всё знать», «Моё Отечество»;
- конкурсы юных сочинителей и художников;
- диспуты «Легко ли быть умным?», «Любопытство и любознательность»;
- викторины из разных областей знаний.
3. Спортивно – оздоровительное – экипаж «Спорт и здоровье»:
- дни здоровья и спорта;
- прогулки, походы в лес пешком и на лыжах, выходы на каток;
- устные журналы «Путешествия в Страну здоровья», «Что такое здоровый образ жизни?», «Шалости и травмы», «Вредные привычки», «О пользе зарядки», «Здоровье девочки», «Здоровье мальчика» и др.;
- беседы с психологом, школьным врачом;
- школьные спартакиады, «Весёлые старты».
4. Духовно – нравственное направление – экипаж «Вместе»:
- беседы со священником (в рамках программы «Основы духовно-нравственной культуры», разработанной совместно с Владимирской епархией ), классные часы, проекты, тренинги общения, вечера отдыха (семейные посиделки), акции шефской помощи и т.д.
5. Трудовая деятельность – экипаж «Труд и порядок» :
- организация дежурства в классе «Мы - ученики нашей школы»,
- операции «Росток», «Лучшая классная комната»;
- экодесант;
- деловые игры по ПДД и ТБ;
- знакомство с профессиями людей, экскурсии на хлебокомбинат, на производство ёлочных игрушек, в пожарное депо, в школу подготовки будущих полицейских и др.
6. Художественно-эстетическая деятельность – экипаж «Досуг»:
- утренники и театрализованные праздники;
- художественные и литературные гостиные;
- встречи с художниками;
- посещение концертов, театров, художественных выставок;
- декоративно-прикладное творчество;
- изучение этикета.
В процессе сотрудничества классного руководителя, учащихся и их родителей сложилась система воспитательной работы, становление которой проходило в несколько этапов.
1-й этап «Будем знакомы» (1 класс).
Задача – изучение интересов, потребностей, склонностей первоклассников.
2-й этап «Ребята, давайте жить дружно!» (2 класс) (деятельность по сплочению классного коллектива).
Задача – создание благоприятных условий для формирования нормального психологического микроклимата в классе.
3-й этап «Что один не сделает - сделаем вместе» (3-4 классы) (развитие соуправления в классе).
Задача – воспитание самостоятельности, развитие умения организовывать коллективное творчество.
Для реализации воспитательной программы должны быть созданы следующие условия:
- изучение мнений, интересов, возможностей детей и их родителей;
- изучение состава учащихся, выявление ученического и родительского актива;
- овладение новыми педагогическими технологиями, воспитательными технологиями взаимодействия со школьниками;
- тесная связь семьи и школы;
- чёткое планирование программы педагогических действий с содержательной и временной последовательностью;
- развитие внеурочной кружковой работы;
- творчество, инициатива детей, родителей, педагогов;
- создание необходимой материально-технической базы учебного кабинета;
- доброжелательный микроклимат в педагогическом и ученическом коллективах.
Для оценки результативности воспитательной программы определены следующие критерии и показатели её эффективности:
1) уровень воспитанности учащихся – продвижение личности в своём развитии (успешность в учении и труде; отношении к обществу, людям, окружающему миру, самому себе);
2) уровень развития коллектива;
3) удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью классного коллектива – мерило степени комфортности и защищённости детей и взрослых, благополучие жизни в классе и в школе.
Данная программа помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления и действия классного руководителя, учащихся и их родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Всё это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов.
Конечно, воспитательный процесс не производство, не конвейер, не всё поддаётся жёсткому планированию, но чёткое представление о целях, методах работы, терпение и любовь к детям, к своей профессии приводит к главному – мои ученики верят: «Мир спасётся добротой!»