СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья о системе воспитательной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Когда работаешь в школе, каждый день радуясь и огорчаясь,  переживая каждый  учительский день, редко задумываешься о глобальных вопросах нашей профессии. Для того, чтобы задуматься, нужен повод, например такой, как у меня, – настало время для того, чтобы привести в систему мой опыт воспитания младших школьников.

   Зачем ребёнок приходит в школу? Безусловно, учиться читать, писать, считать, приобщаться к музыке, рисованию, спорту. И всё же… Маленький человек приходит в школу  за… счастьем! Он ждёт встречи с интересным, добрым, чудесным…

   Это осознание заставило меня по-другому взглянуть на ребят в моём классе. Люблю ли я их? Да, конечно. В основе всего лежит любовь и желание сделать этот мир хоть капельку лучше. А если ещё хорошо знать своих учеников, их семьи, уважать в каждом ребёнке Человека, уметь анализировать и прогнозировать, то процесс воспитания, да и вся школьная жизнь станут успешным, увлекательным, радостным  процессом.

   Уже несколько лет наша школа работает над реализацией личностно-ориентированного образования и воспитания, которые направлены на выращивание развитой самостоятельной личности ученика.

  Воспитательная программа «Мир добротой спасётся» создавалась как обобщение и систематизация опыта воспитательной работы учителя с использованием эффективных педагогических технологий.

  Система ориентирована на воспитание людей порядочных, интеллигентных, уважающих жизнь и мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи, живущих достойно и счастливо.

  Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям:  патриотическое, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, трудовое, художественно-эстетическое.

   В основу программы были положены следующие принципы и подходы:

- принцип природосообразности – надо принимать ребёнка таким, каков он есть;

- принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ личности, урочную и внеурочную деятельность;

- принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнёрства, уважения, доверия;

- деятельностный подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками;

- личностно – ориентированный подход – уважение личности ребёнка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

   Программа строится на основе соуправления, т.е. через совместное переживание факта или явления, создающего напряжение и яркий эмоциональный выход.

   Содержание работы органов соуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий.

   1. Патриотическое направление – экипаж «Я- гражданин России»:

- классные часы, проекты, творческие игры «Государственные символы России», «Моя малая Родина», «Мой любимый город»,  «История моей улицы», «Обычаи и традиции русского  народа», «Моя родословная», «Мои предки в труде и в бою» и др.;

  2. Общеинтеллектуальная деятельность – экипаж «Наука и образование»:

- интеллектуальные игры «О, счастливчик!», «Звёздный час»;

- устные журналы «Хочу всё знать», «Моё  Отечество»;

- конкурсы юных сочинителей и художников;

- диспуты «Легко ли быть умным?», «Любопытство и любознательность»;

- викторины из разных областей знаний.

   3.  Спортивно – оздоровительное – экипаж «Спорт и здоровье»:

- дни здоровья и спорта;

- прогулки,  походы в лес пешком и на лыжах, выходы на каток;

- устные журналы «Путешествия в Страну здоровья», «Что такое здоровый образ жизни?», «Шалости и травмы», «Вредные привычки», «О пользе зарядки», «Здоровье девочки», «Здоровье мальчика» и др.;

- беседы с психологом, школьным врачом;

- школьные спартакиады, «Весёлые старты».

   4. Духовно – нравственное направление – экипаж «Вместе»:

- беседы со священником (в рамках программы «Основы духовно-нравственной культуры», разработанной совместно с Владимирской епархией ), классные часы, проекты, тренинги общения, вечера отдыха (семейные посиделки), акции шефской помощи и т.д.

   5. Трудовая деятельность – экипаж «Труд и порядок» :

- организация дежурства в классе «Мы - ученики нашей школы»,

- операции «Росток», «Лучшая классная комната»;

- экодесант;

- деловые игры по ПДД и ТБ;

- знакомство с профессиями людей, экскурсии на хлебокомбинат, на производство ёлочных игрушек, в пожарное депо, в школу подготовки будущих полицейских и др. 

   6. Художественно-эстетическая деятельность – экипаж «Досуг»:

- утренники и театрализованные праздники;

- художественные и литературные гостиные;

- встречи с художниками;

- посещение концертов, театров, художественных выставок;

- декоративно-прикладное творчество;

- изучение этикета.

   В процессе сотрудничества классного руководителя, учащихся и их родителей сложилась система воспитательной работы, становление которой проходило в несколько этапов.

   1-й этап «Будем знакомы» (1 класс).

   Задача – изучение интересов, потребностей, склонностей первоклассников.

    2-й этап «Ребята, давайте жить дружно!» (2 класс) (деятельность по сплочению классного коллектива).

   Задача – создание благоприятных условий для формирования нормального психологического микроклимата в классе.

   3-й этап «Что один не сделает - сделаем вместе» (3-4 классы) (развитие соуправления в классе).

   Задача – воспитание самостоятельности, развитие умения организовывать коллективное творчество.

  Для реализации воспитательной программы должны быть созданы следующие условия:

- изучение мнений, интересов, возможностей детей и их родителей;

- изучение состава учащихся, выявление ученического и родительского актива;

- овладение новыми педагогическими технологиями, воспитательными технологиями взаимодействия со школьниками;

- тесная связь семьи и школы;

 - чёткое планирование программы педагогических действий с содержательной и временной последовательностью;

- развитие внеурочной кружковой работы;

- творчество, инициатива детей, родителей, педагогов;

- создание необходимой материально-технической базы учебного кабинета;

- доброжелательный микроклимат в педагогическом и ученическом коллективах.

  Для оценки результативности воспитательной программы определены следующие критерии и показатели её эффективности:

  1) уровень воспитанности учащихся – продвижение личности в своём развитии (успешность в учении и труде; отношении к обществу, людям, окружающему миру, самому себе);

  2) уровень развития коллектива;

  3) удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью классного коллектива – мерило степени комфортности и защищённости детей и взрослых, благополучие жизни в классе и в школе.

   Данная программа помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления и действия классного руководителя, учащихся и их родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Всё это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов.

   Конечно, воспитательный процесс не производство, не конвейер, не всё поддаётся жёсткому планированию, но чёткое представление о целях, методах работы, терпение и любовь к детям, к своей профессии приводит к главному – мои ученики верят: «Мир спасётся добротой!»

Просмотр содержимого документа
«Статья о системе воспитательной работы»

Когда работаешь в школе, каждый день радуясь и огорчаясь, переживая каждый учительский день, редко задумываешься о глобальных вопросах нашей профессии. Для того, чтобы задуматься, нужен повод, например такой, как у меня, – настало время для того, чтобы привести в систему мой опыт воспитания младших школьников.

Зачем ребёнок приходит в школу? Безусловно, учиться читать, писать, считать, приобщаться к музыке, рисованию, спорту. И всё же… Маленький человек приходит в школу за… счастьем! Он ждёт встречи с интересным, добрым, чудесным…

Это осознание заставило меня по-другому взглянуть на ребят в моём классе. Люблю ли я их? Да, конечно. В основе всего лежит любовь и желание сделать этот мир хоть капельку лучше. А если ещё хорошо знать своих учеников, их семьи, уважать в каждом ребёнке Человека, уметь анализировать и прогнозировать, то процесс воспитания, да и вся школьная жизнь станут успешным, увлекательным, радостным процессом.

Уже несколько лет наша школа работает над реализацией личностно-ориентированного образования и воспитания, которые направлены на выращивание развитой самостоятельной личности ученика.

Воспитательная программа «Мир добротой спасётся» создавалась как обобщение и систематизация опыта воспитательной работы учителя с использованием эффективных педагогических технологий.

Система ориентирована на воспитание людей порядочных, интеллигентных, уважающих жизнь и мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи, живущих достойно и счастливо.

Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям: патриотическое, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, трудовое, художественно-эстетическое.

В основу программы были положены следующие принципы и подходы:

- принцип природосообразности – надо принимать ребёнка таким, каков он есть;

- принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ личности, урочную и внеурочную деятельность;

- принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнёрства, уважения, доверия;

- деятельностный подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками;

- личностно – ориентированный подход – уважение личности ребёнка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

Программа строится на основе соуправления, т.е. через совместное переживание факта или явления, создающего напряжение и яркий эмоциональный выход.

Содержание работы органов соуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий.

1. Патриотическое направление – экипаж «Я- гражданин России»:

- классные часы, проекты, творческие игры «Государственные символы России», «Моя малая Родина», «Мой любимый город», «История моей улицы», «Обычаи и традиции русского народа», «Моя родословная», «Мои предки в труде и в бою» и др.;

2. Общеинтеллектуальная деятельность – экипаж «Наука и образование»:

- интеллектуальные игры «О, счастливчик!», «Звёздный час»;

- устные журналы «Хочу всё знать», «Моё Отечество»;

- конкурсы юных сочинителей и художников;

- диспуты «Легко ли быть умным?», «Любопытство и любознательность»;

- викторины из разных областей знаний.

3. Спортивно – оздоровительное – экипаж «Спорт и здоровье»:

- дни здоровья и спорта;

- прогулки, походы в лес пешком и на лыжах, выходы на каток;

- устные журналы «Путешествия в Страну здоровья», «Что такое здоровый образ жизни?», «Шалости и травмы», «Вредные привычки», «О пользе зарядки», «Здоровье девочки», «Здоровье мальчика» и др.;

- беседы с психологом, школьным врачом;

- школьные спартакиады, «Весёлые старты».

4. Духовно – нравственное направление – экипаж «Вместе»:

- беседы со священником (в рамках программы «Основы духовно-нравственной культуры», разработанной совместно с Владимирской епархией ), классные часы, проекты, тренинги общения, вечера отдыха (семейные посиделки), акции шефской помощи и т.д.

5. Трудовая деятельность – экипаж «Труд и порядок» :

- организация дежурства в классе «Мы - ученики нашей школы»,

- операции «Росток», «Лучшая классная комната»;

- экодесант;

- деловые игры по ПДД и ТБ;

- знакомство с профессиями людей, экскурсии на хлебокомбинат, на производство ёлочных игрушек, в пожарное депо, в школу подготовки будущих полицейских и др.

6. Художественно-эстетическая деятельность – экипаж «Досуг»:

- утренники и театрализованные праздники;

- художественные и литературные гостиные;

- встречи с художниками;

- посещение концертов, театров, художественных выставок;

- декоративно-прикладное творчество;

- изучение этикета.

В процессе сотрудничества классного руководителя, учащихся и их родителей сложилась система воспитательной работы, становление которой проходило в несколько этапов.

1-й этап «Будем знакомы» (1 класс).

Задача – изучение интересов, потребностей, склонностей первоклассников.

2-й этап «Ребята, давайте жить дружно!» (2 класс) (деятельность по сплочению классного коллектива).

Задача – создание благоприятных условий для формирования нормального психологического микроклимата в классе.

3-й этап «Что один не сделает - сделаем вместе» (3-4 классы) (развитие соуправления в классе).

Задача – воспитание самостоятельности, развитие умения организовывать коллективное творчество.

Для реализации воспитательной программы должны быть созданы следующие условия:

- изучение мнений, интересов, возможностей детей и их родителей;

- изучение состава учащихся, выявление ученического и родительского актива;

- овладение новыми педагогическими технологиями, воспитательными технологиями взаимодействия со школьниками;

- тесная связь семьи и школы;

- чёткое планирование программы педагогических действий с содержательной и временной последовательностью;

- развитие внеурочной кружковой работы;

- творчество, инициатива детей, родителей, педагогов;

- создание необходимой материально-технической базы учебного кабинета;

- доброжелательный микроклимат в педагогическом и ученическом коллективах.

Для оценки результативности воспитательной программы определены следующие критерии и показатели её эффективности:

1) уровень воспитанности учащихся – продвижение личности в своём развитии (успешность в учении и труде; отношении к обществу, людям, окружающему миру, самому себе);

2) уровень развития коллектива;

3) удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью классного коллектива – мерило степени комфортности и защищённости детей и взрослых, благополучие жизни в классе и в школе.

Данная программа помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления и действия классного руководителя, учащихся и их родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Всё это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов.

Конечно, воспитательный процесс не производство, не конвейер, не всё поддаётся жёсткому планированию, но чёткое представление о целях, методах работы, терпение и любовь к детям, к своей профессии приводит к главному – мои ученики верят: «Мир спасётся добротой!»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!