СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект программы внеурочной деятельности "Твой выбор сегодня" (6-8 классы)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация Проекта программы "Твой выбор сегодня" призвана способствовать личностному самопознанию и самоопределению личности подростка, сформировать у него лидерские качества и активную социально-нравственную позицию.  Цель программы - психолого-педагогическое сопровождение духовно-нравственного выбора учащимися активной жизненной позиции с опорой на ценностную ориентацию.

Просмотр содержимого документа
«Проект программы внеурочной деятельности "Твой выбор сегодня" (6-8 классы)»

Краснодарский край, МО Славянский район, посёлок Садовый

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №8 поселка Садового муниципального образования Славянский район




Неволина Ирина Яковлевна, к.п.н., доцент

учитель музыки, социальный педагог МБОУ ООШ № 8



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



«Твой выбор сегодня»


(духовно-нравственное направление)











2016 год


Краснодарский край, МО Славянский район, посёлок Садовый

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №8 поселка Садового муниципального образования Славянский район



Утверждено

решением педсовета

Протокол №1 от 30.08.2015 года

Председатель педсовета

________________ А.С. Казуб












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



«Твой выбор сегодня»



(духовно-нравственное направление)




Автор:

Неволина Ирина Яковлевна, социальный педагог, к.п.н., доцент


Класс (ступень обучения): 6, 7 класс, основное общее

Количество часов: всего 66


Название населенного пункта, в котором реализуется программа: поселок Садовый, муниципальное образование Славянский район

Год разработки: 2014




I Пояснительная записка

Актуальность

Педагогическая концепция современного образования предполагает основным процессом максимальную самореализацию заложенного в индивиде личностного потенциала в соответствии с социально обусловленными запросами самих учащихся. Результатом образования должна стать сформированная нравственно устойчивая личность, отвечающая вызовам современного общества, способная адаптироваться и активно трудиться в социуме. Выпускник школы в идеале должен уметь самостоятельно проектировать и осуществлять выбор своего жизненного пути, который бы отвечал запросам социума.

Однако реальность такова, что многие выпускники школы, обладая определенной системой знаний, не могут найти им адекватного применения, не способны выбрать социальную нишу с учетом собственных возможностей и склонностей. Закончив учебное заведение, выпускники школы нередко теряются в первой же проблемной ситуации, связанной с выбором и определением своего будущего социального статуса по той простой причине, что не имеют представления об основах своей мотивации, ценностной ориентации, психологических особенностях, способностях и возможностях.

Социализация и духовно-нравственное развитие подростков является основной целью и результатом воспитательного процесса в любой образовательной организации. Мы основываемся на том, что духовно-нравственное развитие подростков отражается в их направленности, ценностной ориентации, нравственной позиции, которые выступают как основные связывающие звенья целостной структуры нравственной личности.

Практика показывает, что причина имеющегося достаточно низкого уровня духовно-нравственного развития современных подростков заключается в неоднородности их представлений о нравственности и традиционных ценностях, их толерантность к западно-европейским ценностям и понятиям свободы как вседозволенности, неограниченного потока информации через интернет. Утрата нравственных ориентиров в развитии общества и индивидуальной жизни человека в семье приводит к разрушению традиционных механизмов социализации и воспитания. Это обусловливает объективную необходимость поиска новых подходов к воспитательному процессу в образовательных организациях, создания специальных программ духовно-нравственного содержания в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС).

В сложившихся современных социально-культурных условиях формирования личности подростков необходимо специально организованное педагогическое сопровождение процесса духовно-нравственного развития.

Нравственные поступки и поведение личности, в основе которого лежат моральные принципы и нравственные ценностные ориентиры, и есть результат духовно-нравственного развития специально организованного педагогического сопровождения образовательных организаций. Эти моральные принципы и нравственные ценностные ориентиры выступают внутренними побудителями поведения личности, ее активности в интересах человека, общества, мира.

Программа основывается на том, что духовно-нравственное развитие подростков есть поступенное формирование интегративных базисных качеств на основе самопознания своих возможностей воли, интеллекта, чувств, что в совокупности образуют затем его сложное интегративное новообразование – направленность личности и нравственную позицию.

Социальная практическая деятельность в рамках реализации программы придаёт направленности нравственной личности общественный характер, самостоятельность действий побуждает к достижению цели, самоуправлению собой, своей деятельностью, а оптимизм рождает уверенность в будущем, стремление к нему. Это положение весьма важно: невозможно сформировать сложные психические новообразования у подростков, такие как нравственная направленность, позицию – без предварительного воспитания интегративных нравственно окрашенных качеств в раннем периоде его социализации, то есть в детстве. Оценка уровней их сформированности происходит в результате конкретных дел и поступков подростков. Ведь достижение ими правильного понимания нравственных понятий, накопление знаний в теоретической части программы еще не является гарантией наличия сформированной убежденности. Духовно-нравственное просвещение – это лишь первоначальный информационно-познавательный этап формирования убеждений подростков. В комплексе с ним содержанием программы предусмотрена организация жизнедеятельность подростков, практическое применение лидерских духовно-нравственно окрашенных качеств.

И теоретики, и отечественные педагоги практики отмечают, что российским подросткам исторически и культурно свойственен общественный «соборный» образ жизни. Им нравится коллективный способ жизнедеятельности, они расположены к общественным поручениям и общественно значимому труду, любят заниматься благотворительной, волонтёрской работой. Следует отметить, что труд на благо общества имеет очень большой воспитательный смысл в данном возрасте, так как позволяет создавать содержательную основу для общения, создает условия для проявления самостоятельности, активности, инициативы.

Нравственную характеристику, приобретает и та иерархия, система потребностей и ценностей, которая неизбежно возникает в процессе духовно-нравственного развития личности и предопределяет ее коллективистскую или индивидуалистическую направленность. Формирование такой системы потребностей и ценностей как первоосновы духовно-нравственной личности происходит в результате социально одобряемой деятельности.

Таким образом, основой духовно-нравственного развития подростков в рамках реализации программы является результат взаимодействия развиваемых на занятиях природных задатков (внутренних субъективных качеств личности) и оптимизация социальной сущности человека, способного воспринимать требования общества.

При организации занятий в рамках содержания программы уделяется серьезное внимание руководителя к морально-психологическому климату в группе, классных коллективах, к побуждению духовно-нравственных потребностей, формированию традиционных ценностей, отношений.

Процесс занятий по данной программе связывает воедино:

- социализацию подростков как подготовку к активному участию во взрослой жизни (выборы, волонтерская работа, трудоустройство, организация мероприятий, школьное самоуправление);

- воспитание как формирование ценностных лидерских качеств (ответственность, самоконтроль, целеустремленность, организаторские способности, коммуникативность и т.д.);

- духовно-нравственное развитие (гражданская позиция, мировоззрение, ценностная ориентация).

Нравственная позиция подростков – продукт и итог духовно-нравственного развития, его фундамент, главное устойчивое в личности, которое реализуется в самых различных сферах: деятельности и общении, сознании и поведении, развитии и самосовершенствовании. Она обеспечивает всю направленность личности. Этому в содержании занятий уделяется особое внимание.

Становление устойчивой нравственной позиции подростка, как интегративного личностного качества, проявляется в виде связи мотива (потребности) и выбора способа действия (поведения) в той области жизни, где учащиеся действуют самостоятельно. Поэтому практическая часть программы обеспечивает интеграцию мотивации нравственного поведения в школьной жизнедеятельности, предоставляя сферу применения нравственных личностных лидерских качеств подростков в виде разнообразия форм самостоятельной деятельности, различных по содержанию и направленности.

Но вначале программы определяются, исследуются, изучаются психологические особенности подростков, уровень духовно-нравственного развития, учащимся раскрываются в теоретической части возрастные закономерности развития личности в целом, структура ценностных ориентаций и качеств лидера.

Введение данного курса в школьную практику через реализацию программы призвано способствовать более эффективному достижению образовательных целей, поставленных перед современной школой.

А именно: обеспечение условий для будущей социальной адаптации каждого учащегося на основе самостоятельного осознанного выбора собственной личностной траектории духовно-нравственного развития.

Реализация программы «Твой выбор сегодня» призвана способствовать личностному самопознанию и самоопределению, формированию лидерских качеств. Поскольку реалии жизни требуют от молодых людей сознательного выбора и построения своего жизненного пути, то главная задача данного курса – обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса духовно-нравственного развития подростков. Квалифицированная поддержка процесса формирования лидерских качеств, социальной направленности личности и жизненного самоопределения снижает вероятность ошибки, влекущей за собой разочарования молодого человека в будущем. Поскольку в подростковом и раннем юношеском возрасте продолжается развитие процесса самопознания личности, итогом которого является появление таких новообразований, как самоопределение, гражданская позиция, мировоззрение, ценностные ориентации, способность к самоконтролю, самоанализу, то возникает актуальная необходимость проведения работы на данном этапе социализации посредством данной программы.

Итак, программа «Твой выбор сегодня» является актуальным составным образовательным компонентом по реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) Основного Общего Образования (ООО) в «пилотной» школе. Она способствует формированию личности и лидерских качеств учащихся основной школы, реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 6-7-х классах в рамках апробации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения.

Но, поскольку жизненное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах социализации, то данную программу можно рассматривать как базовый этап, закладывающий основы для осознанного самоопределения в социально направленном будущем.

Цель программы – психолого-педагогическое сопровождение духовно-нравственного выбора учащимися активной социальной жизненной позиции в соответствии с их индивидуальными интересами и склонностями, лидерскими способностями, возможностями.

Задачи программы:

  • Сформировать положительное отношение к самому себе через знакомство с индивидуальными психологическими особенностями, интересами, ценностями, самоопределиться в собственной жизненной стратегии.

  • Повысить уровень социальной компетентности, коммуникативности в процессе разнообразных видов социально направленной деятельности.

  • Определить и развивать лидерские качества во взаимосвязи с духовностью, особенностями и способностями личности.

  • Закрепить основы духовно-нравственного развития: мировоззрение ценностные ориентации, гражданскую позицию, целеустремленность, ответственность.

  • Активизировать деятельность ученического самоуправления «Союз мальчишек и девчонок» («СМиД»).

В примерной основной образовательной программе Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) Основного Общего Образования (ООО) указано: «…основная образовательная программа основного общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся» [4].

Поэтому программа внеурочной деятельности «Твой выбор сегодня» предназначена для учащихся школы в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) Основного Общего Образования (ООО), ее цель, задачи и содержание соответствуют цели и задачам основной образовательной программы основного общего образования, реализуемой в муниципальном бюджетном образовательном учреждении (МБОУ ООШ) № 8 п. Садовый Славянского района.

Участники программы – подростки, обучающиеся в 6 и 7 классах муниципальном бюджетном образовательном учреждении (МБОУ ООШ) №8. Обоснованными критериями ограничения и противопоказания на участие в освоении программы являются возрастные ограничения (до 12 лет).

Сроки и этапы реализации программы: один учебный год. При появлении в школе пилотного 8-го класса Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) программа может быть доработана, расширена, добавлена новым содержанием и формами.

Качественные и количественные критерии оценки достижения планируемых результатов отражены в высоких показателях исследуемых качеств подростков (Приложения 1, 4).

Практическая апробация программы на базе муниципальном бюджетном образовательном учреждении (МБОУ ООШ) № 8: 2014-2015 учебный год, в настоящее время реализуется в 2015-2016 учебном году.









II. Тематический план программы «Твой выбор сегодня»

1 модуль (1-е полугодие)

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование

Цель занятия

Содержание занятия

План

Факт


Теоретический блок

17

1

Вводное занятие. Зачем быть лидером

1



ИКТ, презентация

Формирование положительной мотивации учащихся к проведению занятий

Теория личности. Разбор ситуаций

2

Сравнение интересов учащихся с требованиями к лидеру

3



ИКТ, презентация

Запуск рефлексии и активизация интересов.

Определение интересов и склонностей учащихся

3

Диагностика самостоятельности учащихся

3



ИКТ, презентация

тест

Способствовать развитию самосознания и самопознания учащихся.

Прохождение тестового опросника, качественный и колич. анализ

4

Диагностика и коррекция самооценки учащихся.

3



ИКТ, презентация тест

Развитие самосознания и самопознания учащихся.

Теория самооценки. Рекомендации учащимся с заниженной и завышенной самооценкой.

5

Оценка окружающих. Понятие личность, индивидуальность

3



ИКТ, презентация

Сущность взаимопонимания

Теория личности. Общее и особенное.

6

Ознакомление с задатками

2



ИКТ, презентация

Активизировать процесс самоопределения

Возможности и способности. Типы и виды.

7

Психология личности. Типы темперамента

2



ИКТ, презентация

Расширение знаний о человеке

Определение своего типа темперамента


Практический блок

16

8

Знакомство подростков с деятельностью лидера самоуправления

4



Деловая игра

«Выборы»

участие в реализации планов работы

Развитие представлений об организации выборов в школе, подготовка

Реализация игры, анализ результатов, самоанализ

9

Диагностика ответственности, гражданственности

3



Тест ответственность, гражданственность

самопознание

Определение качеств личности

10

Тренинг креативности

3



ИКТ,

упражнения

групповые занятия

Формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств

Развитие коммуникативных качеств, умений работать в группе

11

Игра «Дебаты»

3



Работа в команде

Развитие лидерских качеств

Распределение соц ролей в команде

12

Разработка КТД

3



ИКТ, презентация

Развитие организаторских способностей

Расширение представлений о себе, выработка стратегии


Итого:

33


Тематическое планирование «Твой выбор сегодня»

2 модуль (2-е полугодие)

п/п

Содержание (разделы, темы)

Кол час

Дата проведения

Оборудование

Цель занятия

Содержание занятия.

План

Факт


Теоретический блок

17

1.

Кто такой лидер. Ведущие качества

2



ИКТ, презентация

Расширение знаний структуры личности лидера

Понятие личностное самоопределение, основные этапы становления

2.

Сущность лидера. Образ. Восприятие

2



ИКТ, презентация

Понимание

Я-концепции

Понятия лидер, личность, индивидуальность.

Я реальное и идеальное

3.

Взаимодействие в коллективе

2



ИКТ, презентация

Нравственные основы отношений в коллективе

Коллектив. Личность. Группа. Конфликт. Сплоченность

4.

Ценности жизни

2



Активирующий опросник

М. Рокича

Сущность ценностной ориентации

Ценности-цели, ценности-средства

5.

Интересы и склонности.

1



ИКТ, презентация

Роль интересов и склонностей в жизни человека

Понятия «интерес», «склонность».

Шкала своих интересов

6.

Способности к управлению людьми

1



ИКТ, презентация

Роль способностей в действиях лидера

Понятие «способности». Организаторские способности

7.

Коммуникативные способности лидера

2




ИКТ, видеоролики

фрагменты фильмов

Суть коммуникации в деятельности лидера

Понятие общения. Средства общения.

Самонализ

8.

Сложности подросткового периода.

Что делать?

2



ИКТ, презентация

Пояснить возрастные особенности

Подросток и сложности общения. Работа с таблицей

9.

Управленческая культура

2



ИКТ, видеоролики

Командовать и управлять

Понятие управленческая культура и ее компоненты

16.

Понятие креативности

2



ИКТ, презентация

работа с таблицей

Определить различия креативность и творчество

Суть креативности. Творческая личность


Практический блок

16

1.

Тренинг креативности

1



Бумага, фломастеры, предметы

Развить креативное мышление, выявить лидерские качества

Игра нестандартное использование предметов, нетрадиционные способы передвижения

2.

Изучаем интересы и склонности.

1



Бумага, фломастеры,

тест

Исследовать интересы и склонности учащихся.

Опросник творческих склонностей, экспресс-методика для выявления интересов.

3.

Каковы мои творческие способности?

1



Бумага, фломастеры,

Определить творческие способности учащихся.

Игра в ассоциации «Что общего?»

самоанализ

4.

Тренинг креативности

1



Бумага, фломастеры, предметы

Представления о качествах личности.

Игра 10 важных качеств личности рефлексия

5.

Я лидер?

Я лидер…

Я лидер!

2



Веревка,

доска, мелки

Расширение представлений о себе.

Лидер ли я?

Игры «Ассоциация», «Цепочка», «Кто есть кто». Анализ результатов.

6.

Определяем ценностные приоритеты

1



ИКТ тест

Бумага, ручки

Формирова-ние ценностных ориентаций

Игра-тест «Сейчас и потом».

Анализ

7.

Комплимент.

1



Доска, мелки

Умение видеть положительное в человеке

Игра «Дорожка комплиментов», анализ результатов

8.

Тренинг креативности

1



Бумага, фломастеры, предметы

Отработка навыка преобразовывать негатив в позитив

Деловая игра «Рефрейминг»

9.

Самопрезентация

1



ИКТ, презентация

Самоменеджмент

Деловая игра Собеседование

10.

Интервью

2



Бумага, ручки, микрофон

Навыки интервьюирования

Диалоги, вопрос-ответ

11.

Резюме. Характеристика

1



Проектор

Бумага, ручка

Научиться составлять личностное резюме, авто характеристику

Схема резюме, правила составления характеристики

12.

Тренинг Я-лидер

1



Проектор

предметы

Навыки убеждать, устанавливать причинно-следственные связи

Игра «Купи слона»

13.

Тренинг креативности

2



доска, мелки

Приобрести навыки конструктивного поведения в беседе

Деловая игра

«6 шляп», анализ


Итого

33


Всего

66


III. Содержание программы

3.1. Связь программы с другими учебными дисциплинами



Программа внеурочной деятельности «Твой выбор сегодня» тесно связана с содержанием учебных предметов, таких как обществознание, история, биология (разделы «человек», «человек и его здоровье»), литература, русский язык, география.

Изучение ряда тем данной программы предусматривает использование знаний и навыков, ранее полученных при изучении других дисциплин. Это позволяет использовать накопленный опыт в построении уже своей жизни в современном обществе. Связь с гуманитарными и естественно-научными дисциплинами состоит в том, что, изучая свои индивидуально-личностные особенности, такие как темперамент, особенности своей нервной системы, показатели здоровья и нездоровья, они прибегают к данным, которыми располагает биология. При изучении жизненного планирования школьники используют знания истории, обществознания и географии. Зная законы и структуру общества, понимая природу коллектива, группы, макро-социума, роль личности в исторических процессах, принципы антропологического развития и т.д. учащиеся осознают собственную значимость в самореализации жизнедеятельности. Умение представить себя, грамотно составить резюме, описать свои способности, возможности, особенности, характеристики, свои цели и стремления - все это базируется на знаниях русского языка и литературы.

Таким образом, мы видим, что формирование личности происходит не спонтанно, не только на внеурочной деятельности по данной программе, а планомерно, через интеграцию ранее полученных знаний и опыта посредством осмысления разных сфер жизнедеятельности человека как личности и индивидуальности.

3.2. Особенности реализации программы

Особенностями реализации программы внеурочной деятельности «Твой выбор сегодня» является гармоничное сочетание теоретических форм получения школьниками знаний (лекции-презентации) с игровыми интерактивными формами (использование интенсива: участие в форумах «Создай себя сам», школах актива, деловых играх «Выборы», «Дебаты»). В процессе реализации программы практикуются выездные сборы, занятия в лидер-классах, тренинги креативности и проч.

Содержание теоретической части программы опирается на научные данные педагогики и психологии отечественных и зарубежных ученых. Применяемые методики исследования особенностей темперамента, свойств личности учащихся, их лидерских качеств, уровня ответственности, гражданственности, ценностных ориентаций являются валидными. Используемые тесты, анкетные опросники признаны в научной практике. Методы организации практических занятий научно и методически обоснованы, что позволяет добиваться заявленных программой результатов, продуктивно решать поставленные задачи.

В процессе реализации программы применяются информационно коммуникационные технологии (ИКТ), интерактивные деятельностные, игровые и личностно ориентированные технологии, а так же авторская технология сгущения информации.

3.3 Условия реализации программы

Условия образовательной организации муниципальном бюджетном образовательном учреждении (МБОУ ООШ) № 8 при реализации программы соответствуют качественному достижению результата. В школе активно реализуется программа самоуправления «Союз мальчишек и девчонок» («СМиД»), план работы которой, с одной стороны, реализуется именно через программу внеурочной деятельности «Твой выбор сегодня», а с другой стороны, программа внеурочной деятельности «Твой выбор сегодня» способствует качественной подготовке будущих лидеров самоуправления.

Практическая особенность работы по программе, в первую очередь, заключается в том, что ее содержанием и формами целенаправленно и успешно формируется осознанная лидерская направленность учащихся. Все это отвечает современным требованиям к реализации духовно-нравственного направления: создание условий для самопознания, самореализации умственного и физического потенциала, подхода к себе, как к субъекту жизнедеятельности, выражающемуся впоследствии в мобильности личности и социальной активности.

Программа разбита на 2 модуля по полугодиям по 33 часа в каждом. В каждом модуле равнозначное разделение на теоретико-методологические и практические формы занятий. В целом программа рассчитана на 66 часов. Программу может вести педагог-психолог, социальный педагог при взаимодействии со специалистами управления по делам молодежи администрации муниципального образования.

IV. Предполагаемые результаты реализации программы

Предполагается, что результатом реализации программы «Твой выбор сегодня» станет осознание закономерностей развития личности, своих индивидуальных особенностей, выбор жизненного пути и осознание своей ответственности при жизненном самоопределении. Учащиеся будут:

  • владеть информацией о разнообразии качеств личности лидера и понимать значимость лидера в обществе;

  • объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества;

  • иметь устойчивую гражданскую позицию, мировоззрение и ценностные ориентации, ответственность, способность к диалогу;

  • самостоятельно получать новую информацию при общении;

  • устанавливать духовно-нравственные отношения в группах;

  • организовывать КТД (коллективные творческие дела);

  • уметь составлять программы, планы проведения мероприятий, акций;

  • организовывать свою работу и работу в классе и школе;

  • уметь составлять резюме, готовить самопрезентацию.

Формируемые личностные универсальные учебные действия (УУД):

  • формирование уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности [4, 5].

Формируемые метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации [4,5].

V. Формы контроля

Исполнители Программы несут ответственность за своевременное выполнение указанных программных мероприятий. Контроль  выполнения программы осуществляют заместители директора по УВР, ВР. Существует публичная форма отчетности на общешкольных мероприятиях, перед родителями, а так же предоставление качественного и количественного анализа деятельности по реализации программы в печатной форме, фото и видео отчеты, размещение материалов на сайте школы. Исполнители обязаны два раза в год представлять аналитические данные по выполнению указанных в программе мероприятий.

По результатам реализации программы исполнители программы (учащиеся) один раз в год заслушиваются на заседании ученического совета самоуправления. Учащиеся накапливают портфолио, где содержатся выполненные диагностические методики с самоанализом, составленные и проведенные сценарные разработки КТД, творческие задания, фотоотчеты и проч. материалы качественного и количественного анализа индивидуальной деятельности учащихся.





VI. Методические рекомендации


6.1. Общая характеристика видов деятельности учителя

по реализации Программы

При реализации программы учитель осуществляет различные виды деятельности, а именно:

1. Реализация образовательных, воспитательных, социальных техник, методов; отбор материала, способствующего личностному самоопределению школьников.

2. Диагностика: социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в воспитании и личностном развитии школьников.

3. Развитие форм деятельности ученического самоуправления, содействие в организации работы «Союз мальчишек и девчонок» («СМиД») в муниципальном бюджетном образовательном учреждении (МБОУ ООШ) №8.

4. Реализация системы информационно-просветительских и психолого-педагогических мероприятий, адресованных учащимся, педагогам, родителям (по необходимости).

5. Осуществление психолого-педагогического сопровождения процесса реализации содержания программы.

6. Создание условий для реализации основных видов деятельности в рамках реализации программы.

7. Привлечение к работе в решении поставленных задач все существующие службы, работающие с учащимися, родителями и педагогами в образовательном учреждении по вопросам личностного самоопределения школьников.

8. Содействие в организации общешкольных мероприятий, акций.

9. Подготовка лидеров для будущей работы в ученическом самоуправлении.

Информационно-просветительская деятельность предполагает осуществление ряда просветительных мероприятий:

  • подготовка и применение на занятиях информационно-методических материалов для учащихся по вопросам формирования личностного самоопределения;

  • проведение лекций, бесед, консультаций, презентаций информационного характера для учащихся, в том числе с участием специалистов в области личностного самоопределения.

Диагностическая работа предполагает использование ряда специальных методов, в первую очередь, - это проведение социологических опросов, активирующих опросников, тестов, изучение личностных особенностей школьников, их ценностной ориентации, ответственности, гражданственности, лидерских качеств, влияющих на формирование жизненного самоопределения.

Практические формы занятий предполагают тренинги, деловые игры, интенсивы с выездами на форумы, акции, участие в муниципальных, окружных мероприятиях, организацию и проведение плановых школьных акций, содействие реализации планов ученического самоуправления и проч.

Практическая деятельность может при необходимости предусматривать проведение обучающих семинаров-совещаний, лекториев, круглых столов, внеклассных мероприятий, организацию встреч, дискуссий для учащихся, родителей и педагогов с привлечением межведомственных организаций (преподавателей филиала Кубанского Государственного университета (КубГУ) в г.Славянске-на-Кубани, общественных организаций, средств массовой информации (СМИ), Центра занятости населения, работников администрации сельского поселения Прибрежного округа, специалистов управления по делам молодежи (УДМ), сотрудников Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков ФСКН и т.д.).

6.2 Описание требований к специалистам, реализующим программу

Специалист должен обладать знаниями теории и методики формирования личности, коллектива, знать психологию личности, возрастную психологию, основы конфликтологии, иметь опыт работы по таким формам обучения, как:

- лекция;

- групповые консультации;

- деловые игры,

- групповые развивающие упражнения, тренинги.

Реализатор данной программы должен уметь проводить исследования с использованием существующих тестов, анкетных опросов, владеть опытом обработки данных диагностики, осуществлять качественный и количественный анализ полученных результатов, а так же использовать полученные данные в коррекционной, развивающей работе со школьниками.

Педагог должен быть способен гибко подбирать другие виды занятий, отвечающие целям и задачам программы «Твой выбор сегодня».

VII. Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности

Технические средства обучения

1.Микшерный пульт.

2. Микрофоны.

3. Звуковые колонки.

4.Компютер (с доступом в интернет).

5.Экран.

6.Мультимедиа проектор.

7. Меловая доска.

8 Стол-кафедра для публичных выступлений.

9. Шкаф для хранения портфолио и прочей документации.

11. Раздаточный материал.

Список использованных в программе источников

  1. Буйлова, Л.В. Стандартизация дополнительного образования детей // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2010. - № 3. - С. 3 - 6.

  2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 224 с.

  3. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 36 с.

  4. Климов Е.А. Я лидер. Кн. Для учащихся ст. классов сред. шк. - 2-е изд., доп. и дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 159с.: ил. –

  5. Методические рекомендации по проведению тренингов «Хороший выбор», Белгород, 2011.

  6. Новый закон об образовании / Закон об образовании 2013 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ. http://ru-lenta.com/news/zakon-ob-obrazovanii-2013.html

  7. Примерная основная образовательная программа ФГОС ООО http://edu.crowdexpert.ru/results-ooo

  8. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - 112 с.

  9. Прощицкая Е.Н. Практикум развития лидерских качеств: Учеб.пособие для 8-11кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2010. - 191с.; ил.

  10. Рогов Е.И. Становление лидера – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010.

  11. Степанов П. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова. М. : Академия АПКиПРО, 2013

  12. Твоя карьера: Учеб. Для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений. / М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко и др.: Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шаланиной. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.

  13. Уманский Л. И. Опыт изучения организаторских способностей учащихся/ Л. И. Уманский. // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 17-20.

  14. Фельдштейн Д. И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования / Д. И. Фельдштейн // Педагогика. 2012. № 1. С. 8-14.

  15. Хочу быть лидером! Выпуск 4 / составитель Л.Г. Нещерет. Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2012. 9с.

  16. Школа лидера: цикл учебно-развивающих занятий для старшеклассников областного лагеря старшеклассников имени А. Н. Лутошкина «Кострома» / автор-составитель Л. И. Тимонина. — Кострома : Студия оперативной полиграфии «ГУТ», 2007. 54 с.

19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!